- Ремонт инвертора гибридных автомобилей
- Инвертор (проблемы,решения,обсуждение)
- Модераторы: snow1975, VSV, slava699
- Для автомехаников и любителей гибридных автомобилей
- Toyota Estima и система охлаждения инвертора
- Выполняю свое обещание: рассмотреть основную причину сгорания инверторов на Toyota Prius XW30
- Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 16
Ремонт инвертора гибридных автомобилей
Одним из важнейших узлов любого гибридного автомобиля является инвертор. Это силовой электронный блок, в котором происходит преобразование и распределение всех потоков электроэнергии, образующихся в результате разных процессов в гибридной силовой установке и тормозной системе.
Необходимость в преобразовании энергии возникает как следствие различий в устройстве отдельных компонентов силовой гибридной установки, а так же видов и уровней напряжений, необходимых для высокоэффективной работы мотор-генераторов, высоковольтной батареи и других элементов гибридной системы. Так, в батарее электроэнергия хранится в виде заряда определенной емкости постоянного напряжения величиной 200-320 вольт. Для работы мотора в тяговом режиме требуется трехфазное напряжение с амплитудой до 500 вольт. Поэтому в инвертор встроен еще так называемый «умножитель напряжения», т.е. прибор который трансформирует напряжение в более высокое.
Чтобы работала система рекуперации, необходимо преобразовывать переменное напряжение, вырабатываемое мотор-генераторами в постоянное и адресно отправлять его в батарею. Этим занимается одна из составных частей инвертора- конвертер. Различие в уровнях и виде питающего или генерируемого напряжения связаны с необходимостью получить как можно более компактные электродвигатели при максимально возможной мощности.
Все эти преобразования осуществляются в инверторе, который выделен в отдельный блок, имеющий высокую степень защиты, собственную систему охлаждения с принудительной циркуляцией и радиатором. Учитывая высокую плотность расположения в нем силовых преобразующих элементов, самая высокая опасность для инвертора – перегрев, который может привести к выходу из строя всего дорогостоящего блока в целом. Поэтому ремонт инвертора гибридных автомобилей начинается с диагностики, и обслуживания системы охлаждения силового модуля. По нормам ТО, например, рекомендуется производить замену циркуляционного насоса инвертора раз в 100 т. км. В эти же сроки необходимо заменять охлаждающую жидкость, которая должна соответствовать региону эксплуатации транспортного средства. Исправность системы охлаждения инвертора – залог его безаварийной работы. Не надо забывать и про содержание в чистоте радиатора охлаждения гибридной системы.
После обслуживания системы охлаждения ремонт инвертора продолжается с применением диагностического оборудования — специальных сканеров. С их помощью определяют проблемные места и отклонения в работе всей системы. Кстати, сбои в работе инвертора могут быть спровоцированы неисправностями в генераторном и моторном оборудовании. Поэтому их тоже подвергают тщательной проверке на межвитковые замыкания и отсутствия утечек напряжения на корпус. Ремонт инвертора гибридных автомобилей в завершающей стадии – замена неисправных деталей и установка последней версии прошивки блока управления, отвечающего за работу инвертора в целом.
Все необходимые запчасти для ремонта и обслуживания инвертора в нашем «Гибрид-сервисе» всегда есть в наличии.
Специалисты компании «Гибрид-Сервис» обладают необходимым опытом, знаниями и оборудованием для осуществления качественного ремонта инверторов гибридных автомобилей. Своевременное обращение в автосервис поможет избежать значительных финансовых затрат на приобретение и установку нового блока, стоимость которого может доходить до пяти тысяч долларов.
Записаться на ремонт инвертора Вы можете зарегистрировавшись на нашем сайте и нажав на кнопку «Записаться в сервис», а также по телефону +7 902 44 423 35.
Источник
Инвертор (проблемы,решения,обсуждение)
Модераторы: snow1975, VSV, slava699
Вкратце история вопроса и основные моменты для ленивых почитать:
[b]
1. Неожиданно выяснилось, что у гибридов могут выходить из строя инверторы (все начинается с ошибки P0A78 ).
2. Когда это приняло значительные масштабы, была заведена эта ветка, грешили на охлаждение — зря.
3. Toyota признала свой косяк и объявила кампанию по замене инверторов.
4. Не все инверторы подпадают под замену, нужно смотреть на сайтах Лексус.
5. Меняется не весь инвертор, а только плата инвертора.
6. Чаще всего по этой же кампании меняется лючок около педали газа и рулевая рейка.
7. Бедолаги, у которых сгорел инвертор и нет возможности замены — интересная тема с ремонтом и восстановлением инвертора из двух б/у
8. Доехать на одном бензиновом двигателе в случае поломки инвертора нельзя.
9. Инверторы модификации 48031 не все попадают под замену.
10. Часто за выход из строя инвертора с соответствующей гирляндой на приборке принимают несрабатывание противоугонки (метки и т.п.)
11. Стартовала и «вторая» кампания по замене инверторов у более поздних модификаций гибридов.
[b]PS. Если у Вас сгорела плата инвертора и её замена не подпадает под сервисные компании, то не торопитесь бежать в магазин или тем более к дилеру. Задайте вопрос в этой теме и вам предложат массу вариантов.
Источник
Для автомехаников и любителей гибридных автомобилей
Toyota Estima и система охлаждения инвертора
Если мы с вами начали рассматривать проблемы с системами охлаждения гибридных автомобилей, то давайте рассмотрим самую частую проблему с системой охлаждения на примере вот этой красивой Эстимы в 10-м кузове. Ее хозяин – Дмитрий – проживает в Екатеринбурге (фото 1). Дмитрий приехал в наш «Гибрид-сервис» со следующей проблемой (фото 2).
Фото 1
Фото 2
Фото 3
На сканере в гибридной системе мы видим две ошибки: Р3125 – неисправность инвертора и Р3130 – неисправность системы охлаждения инвертора. Кстати, эта вторая ошибка (Р3130) встречается гораздо реже. Обычно дело заканчивается сгоревшими силовыми модулями в инверторе, т. е. ошибкой (Р3125).
Фото 4
Соответственно, перед тем как заменить сгоревший от перегрева модуль в инверторе, мы должны найти причину его выхода из строя. То есть установить причину этого самого перегрева. Радиаторы на своей Эстиме Дмитрий чистил в августе прошлого года, когда у него отказала из-за перегрева система климат-контроля. Но мы все равно проверяем их чистоту – они кристально чистые. А проблема перегрева, в данном случае, весьма банальна – вышла из строя помпа охлаждения инвертора!
Интересуемся у Дмитрия, сколько он проехал на данной помпе. Ответ впечатлил: почти 100 тыс. км! Ресурс же данной помпы, по нашим наблюдениям, редко превышает 60–70 тыс. км.
Подобраться к помпе, которая стоит снизу левого переднего лонжерона, весьма непросто. Для этого надо снять и защиту ДВС, и ее грязеотражательный фартук. После снятия помпы с кронштейна ее можно извлечь из недр машины на поверхность (фото 3). А вот она уже демонтирована и лежит на верстаке (фото 4). Проверить ее исправность достаточно легко: измеряем сопротивление электрообмотки помпы. Прибор показывает бесконечность. Значит она (обмотка) в обрыве (фото 5). Ремонтировать такую неисправность бесполезно. Меняем помпу на новую.
Фото 5
Устанавливаем новый силовой модуль в инвертер, и машинка вновь радует своего владельца Дмитрия (фото 6).
Вывод: если ресурс вашей помпы перевалил за 60–70 тыс. км, то в целях профилактики ее лучше заменить сразу, не дожидаясь полного выхода из строя. И такие случаи встречаются очень часто. На машинах с таким пробегом это в конце концов приводит к выходу из строя дорогущего инвертора.
Удачи на дорогах!
Выполняю свое обещание: рассмотреть основную причину сгорания инверторов на Toyota Prius XW30
Не успело на Урал придти лето, как в «Гибрид-сервис» массово повезли на ремонт 30-е Приусы.
Почему? По логике вещей: он должен быть еще надежнее, чем 20-й Приус! Но в реальности – за первые две недели жары, которая обрушилась на Урал, по количеству неисправностей 30-й Приус является лидером! Основные причины обращения – это отказ системы кондиционирования и неисправность инвертора. А ведь причина выхода из строя этих, казалось бы, не имеющих отношения друг к другу систем лежит на поверхности. Давайте рассмотрим ее на примере привезенного сегодня из Тюмени Приуса в 30-м кузове.
Владелец Александр так рассказывает о причине поломки: ехал по городу – никого не трогал, радовался теплому солнечному денечку. Вдруг машина заглохла. На мониторе надпись: «проверьте гибридную систему». Все танцы с бубном в виде пинания по колесам, протирания лобового стекла и сбрасывания минусовой клеммы ни к чему не привели… Далее машина и ее владелец оказались у нас. Результаты диагностики неутешительны для владельца – вышел из строя силовой модуль в инверторе.
Но если тупо заменить инвертор на исправный, то в 99% случаев, если причина выхода инвертора из строя не установлена, новый инвертор постигнет та же участь. Поэтому наша первая и основная задача: найти ОСНОВНУЮ ПРИЧИНУ выхода инвертора из строя. Первым делом проверяем обмотки мотор-генераторов на пробой (проверяем мегомметром сопротивление обмоток на массу). Результаты показывают, что с обмотками все в порядке. Переходим к следующей, наиболее частой причине выхода инверторов из строя.
Как вы думаете, что это может быть?
Правильно! Нарушение системы охлаждения гибридной установки.
Первым делом снимаем и проверяем помпу гибридной системы. С ней все в порядке: качает хорошо, сопротивление обмотки в норме.
Следующий компонент системы охлаждения – это радиатор. К нему подобраться довольно сложно: надо снять передний бампер, систему активного круиз-контроля (на моделях с этой системой). Снять верхнюю планку телевизора (фото 1).
Фото 1
Мы видим радиатор гибридной системы, который расположен на радиаторе кондиционера. Снаружи загрязнения радиатора кажутся совсем не критичными (фото 2).
Фото 2
Но давайте располовиним (раздвинем) радиаторы кондиционера и ДВС и заглянем между ними (фото 3).
Фото 3
Вот тут уже хорошо видно, что радиатор гибридной системы работать надлежащим образом не может, так как на радиаторе ДВС находится плотная завеса грязи, которая не дает воздуху проходить между сотами и охлаждать теплоноситель (антифриз).
Владелец заметил, что намного хуже, по сравнению с прошлым годом, стал работать кондиционер. Он уже не так быстро создавал в салоне живительную прохладу.
Заглянем еще глубже между радиаторами (фото 4).
Фото 4
Как мы видим, все соты напротив радиатора кондиционера тоже забиты грязью, а на дне лежит мумифицированное тельце какой-то птички…
Вот это и является причиной выхода из строя второй системы 30-х Приусов в жару – системы климат-контроля!
Очищаем радиаторы (все три), устанавливаем новый инвертор, и машина оживает.
Только теперь владелец может быть уверен, что новый инвертор прослужит верой и правдой не один год!
Ну а напоследок совет: не доводите своих железных коней до такого состояния, когда вы «попадаете» на совсем не дешевую замену инвертора. Ведь гораздо проще и дешевле сделать профилактику этой болезни – очистить радиаторы и проверить перед жарким летним сезоном всю систему охлаждения!
Удачи на дорогах!
- Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель
Источник
Технологии ремонта и обслуживания гибридных автомобилей. Школа Сергея Гордеева. Урок 16
Прошлый урок мы заканчивали тестированием отремонтированной батареи и «виватом!» – успешным мастерам. Говорили: «Если все четыре условия при выполнении теста соблюдены, то поздравляю вас – вы действительно отремонтировали ВВБ! Если нет, и вы где-то в процессе ремонта допустили ошибку, то придется все начинать с самого начала. Почему мы с вами использовали для обучения в качестве примера ВВБ Prius в 10-м кузове? Потому что это самая сложная из всех типов и видов высоковольтная батарея! Если вы сможете правильно отремонтировать такую, то ремонт, например, ВВБ на Lexus CT200H покажется вам простым до безобразия. На этом сегодня остановимся. В следующий раз будем говорить об особенностях ремонта ВВБ на автомобилях Prius в 11-м, 20-м и 30-м кузовах, а также на гибридных Camry, Estima и Lexus».
Этот момент настал, и мы идем дальше по пути познания устройства гибридных автомобилей и их ремонта.
Сегодня будем ремонтировать ВВБ Prius 11 и Estima 10. Высоковольтные батареи этих модели гибридов и их модификаций являются весьма оригинальными не в лучшем понимании этого определения. Именно в этих двух образцах встречается огромное количество схожих «засад», которые будут поджидать вас при ремонте и хранении таких батарей. А вот ВВБ их более современных собратьев достаточно надежны в устройстве и, соответственно, в ремонте.
Фото 1. Prius 11
Фото 2. Estima 10
Как вы помните из предыдущих уроков, элементы ВВБ этих автомобилей изготавливаются в виде призм, соединенных по 6 штук в пластиковом корпусе. Сначала рассмотрим принцип действия размыкателя. Он отличается от размыкателя Prius 10. Оснащаются таким устройством целая линейка гибридов: Estima 10, Alphard 10, Lexus rx400h, Highlander и Kluger.
Фото 3. Размыкатель Prius 11
Сам размыкатель, несмотря на простоту конструкции, имеет свои хитрости. Как и у Prius 10, в корпусе ВВБ Prius 11, в который защелкивается размыкатель, имеется встроенный предохранитель и «защита от дурака», для обеспечения правильной установки размыкателя.
Только в Prius 11 контроль за размыкателем осуществляется за счет микровыключателя, расположенного в посадочном месте «чеки» размыкателя. Поэтому, если мы просто вставим размыкатель, но не повернем чеку до упора вверх – на экране сканера загорится код неисправности, хотя неисправности на самом деле и нет.
Интересна структурная электрическая схема, отвечающая за контроль наличия размыкателя, но не только. Именно она помогает спасти нерадивых ремонтников от поражения электрическим током при ремонте высоковольтной части гибридного автомобиля. Как она работает?
Свое начало она берет с корпуса инвертора. В Prius 11 провод вместе с платой управления силовыми модулями прикручен внутри инвертора. В Estima 10, Alphard 10 и Lexus rx400h массовый провод крепится снаружи на корпус инвертора. Но если на Lexus rx400h он обозначается наклейкой с предупреждением, то на Estima 10 этот малозаметный проводок без каких-либо специальных маркировок никак не ассоциируется у малоопытного механика с проводником тока высокого напряжения. Соответственно, 90% начинающих ремонтников ВВБ сталкиваются с этой «засадой» при первом же ремонте инвертора.
Фото 4. Расположение предохранителя
Фото 5. Микровыключатель размыкателя
Фото 6. Структурная электрическая схема «защита от дурака»
Фото 7. Провод на инверторе Estima 10
Идем дальше. Названный провод не соединяется напрямую к микровыключателю размыкателя. Прежде он дотягивается до крышек высоковольтных разъемов мотор-генераторов. Их две – как на Prius 10–11, так и на Estima 10 и Alphard 10. В каждой крышке есть свой размыкатель. Соответственно, не установив крышку на место, мы не замыкаем цепь до размыкателя, а значит, увидим ошибку P3140. Автомобиль, конечно же, при этом не заведется. Плюс ко всему, внутри инвертора провода от крышек-размыкателей соединяются маленькими «однопиновыми» разъемами, которые ремонтники часто забывают соединить.
Все как будто элементарно и просто, но, не зная об этих нюансах или не умея «читать» электрические схемы, люди днями и ночами мучают размыкатель с микровыключателем, а потом звонят к нам и спрашивают: «Я ремонтировал инвертор, а теперь у меня высвечивается ошибка по размыкателю, почему?».
Как действовать дальше в данной ситуации, можно будет узнать из большой книги, которую мы готовим к изданию. В ней же можно найти ответы на множество других сложных вопросов, возникающих при ремонте ВВБ различных гибридных автомобилей.
Фото 8. Размыкатель в крышке инвертора
Не менее интересные истории бывают и с остальными размыкателями, но о них позднее.
Идем дальше. Как и у Prius 10, на Prius 11 для снятия ВВБ с автомобиля необходимо воспользоваться размыкателем. Снова «защита от дурака». Здесь они реализуется следующим образом. Для того чтобы мастер не забыл вытащить размыкатель, перед тем как станет подбираться к высоковольтной части ВВБ, конструкторы гибрида установили на корпусе либо на защитных крышках специальные оранжевые клипсы. Чтобы их снять, необходимо взять размыкатель и обратной его стороной повернуть внутреннюю часть клипсы. На фото это легко заметить. При этом она (внутренняя часть клипсы) отщелкнется и вылезет наружу.
К сожалению, мастера обычно клипсу ломают и только потом задумываются над тем, как она устроена и как нужно было ее снимать. На этом все функции размыкателя не заканчиваются – он нам еще понадобится, когда будем подключать нагрузку к ВВБ. Рассмотрим расположение и устройство ВВБ в Prius 11 и Estima 10.
Начнем с Prius 11. Месторасположение ВВБ в автомобиле одинаково, независимо от рынка, для которого выпущен автомобиль, – она находится в багажнике, сразу за задним сиденьем. В европейских и японских версиях ее можно увидеть, откинув спинку заднего сиденья. В версии для рынка США – только открыв багажник (спинка заднего сиденья аналогична Prius 10 – цельная и вперед не откидывается).
Фото 9. Снимаем оранжевую клипсу
Фото 10. Расположение ВВБ
Фото 11. Расположение размыкателя
Размыкатель находится в левой части ВВБ, под обшивкой. Получить доступ к нему возможно только из багажника.
Для снятия ВВБ с автомобиля необходимо:
- снять минусовую клемму со вспомогательного 12В аккумулятора;
- снять обшивку ВВБ (она держится только на клипсах);
- вытащить размыкатель;
- отключить пять разъемов возле размыкателя;
- снять заднее сиденье.
Демонтаж заднего сиденья различается в зависимости от рынка, для которого произведен автомобиль. Если для американского, то сиденье снимается аналогично Prius 10. Если европейского или японского, то сначала удобнее откинуть спинки сиденья на подушку, открутить четыре болта крепления спинок и снять их. Затем демонтировать подушку заднего сиденья. После этого открутить болты крепления боковых подушек.
Фото 12. Черный воздуховод
Фото 13. Газоотводная трубка
Фото 14. Снятие ВВБ в сборе с Prius 11
Фото 15. ВВБ Prius 11 демонтирована в сборе
Сняв заднее сиденье, продолжаем:
- откручиваем черный воздуховод, идущий от ВВБ к вентилятору ее охлаждения;
- берем размыкатель и снимаем оранжевую клипсу, мешающую снять крышку на трех гайках;
- сняв защитную крышку, откручиваем высоковольтные провода, соединяющие систему главных реле и инвертор;
- откручиваем кронштейны крепления ВВБ к кузову автомобиля;
- отворачиваем кронштейн крепления спинок заднего сиденья;
- откручиваем кронштейн крепления подводящего воздуховода к корпусу ВВБ;
- снимаем газоотводную трубку с правой стороны ВВБ;
- отворачиваем болты крепления ВВБ к полу автомобиля.
Все, высоковольтная батарея готова к снятию. Вытаскивать ее удобнее всего, как и на Prius 10 – через заднюю левую дверь.
При этом сначала поднимаем левую часть ВВБ и тянем ее к левой части автомобиля. Затем помощник берется за второй край, и батарея вынимается из автомобиля.
На сегодня достаточно. Продолжим на следующем уроке.
- Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель
Источник