Ремонт инвертора гибридного автомобиля
Вторая конференция «Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов»
6-й день (27 марта)
Тема: «Диагностика и ремонт инверторов гибридных автомобилей Toyota и Lexus»
Лекцию читает Гордеев Сергей Николаевич
Член Союза Автомобильных Диагностов России, директор автосервиса «Гибрид-сервис», который с 2003 года занимается ремонтом и обслуживанием только гибридных автомобилей всех марок. В 2009 году прошел курс обучения по ремонту и обслуживанию гибридных автомобилей в Японии. Совместно с издательством «Легион-Автодата» выпустил две книги по ремонту гибридов Toyota и Lexus. В 2012 году стал победителем телевизионного конкурса «Реальный бизнес» с проектом по ремонту и обслуживанию гибридов. В 2012 году прочитал курс лекций в США по ремонту гибридных автомобилей.
Начало лекции меня немного удивило: поглощать знания пришли вчерашние лекторы, Арид Омарович Гаджиев и Тимофеев Евгений Илларионович :
Оказалось, что Евгению Илларионовичу тема близка, так как он пришел в автомобильную диагностику из электроники, а Арид Омарович «в свободное от работы время» приводит в порядок гибридные автомобили. Но тяга к знаниям присутствует, что не может не радовать тех клиентов, которые к ним приедут: ремонтироваться или консультироваться всегда лучше и приятнее у грамотных товарищей, нежели у каких-то залетных с площади трех вокзалов …
Учебный день вобрал в себя объяснение таких вопросов:
1. Устройство и принципы работы инвертора и конвертера.
2. Причины выхода из строя инверторов и конверторов и методы профилактики.
3. Устройство и основные отличия инверторов на 10, 11 и 20 кузовах автомобиля Toyota-Prius.
4. Диагностика и ремонт инвертора автомобиля Toyota-Prius в 11 кузове.
5. Диагностика и ремонт силовых модулей МГ1 и МГ2 инвертора Toyota-Prius в 11 кузове.
6. Диагностика и ремонт инвертора Toyota-Prius в 20 кузове.
7. Диагностика и ремонт конверторов автомобиля Toyota-Prius.
8. Диагностика и ремонт инвертора автомобиля Toyota Estima Hybrid в 10 кузове.
9. Диагностика и ремонт инверторов и конверторов на автомобиле Lexus RX400H.
10. Взаимозаменяемость силовых модулей инверторов и способы их переделки.
Основной вопрос, с чего все началось и потом плавно перетекло в «сложные сложности»:
Разобрав вопросы по инвертору и конвертору:
Сергей Николаевич перешел в практическую плоскость:
Вот посмотрите на скрин. Посмотрели? И что здесь интересного?
А то, что лектор начал подробно объяснять участникам конференции предназначение каждого вывода, за что он отвечает, какой системе принадлежит и какие ошибки возникают из-за незнания этого: ремонтник начинает тыкаться по всем контактам, по проводам, потом, ничего не найдя — плюёт и отдает машину клиенту. Насколько я знаю, подобной информации нет ни в интернетах, ни в руководствах, во всяком случае лично я не видел. И как потом оказалось – я правильно подумал, Сергей Николаевич рассказал, что «та информация, которая сейчас дается, она лежит у японцев, они подобным никогда не делятся». Ну и кроме того, рассказанное наросло личным опытом Сергея Николаевича, а это дорогого стоит.
Кто был на этой лекции, тот реально не прогадал. Ну откуда еще можно узнать очень подробное, очень детальное о коде неисправности Р3109 (утечка тока в гибридной системе)? Код-то вроде простой .
Но этот код неисправности имеет 28 подкодов, а сама неисправность выражается в том, что машина едет и вдруг начинает терять мощность … а потом снова едет.
И так может продолжаться и продолжаться. Как ремонтировать? Куда лезть, что смотреть, отчего случилось, почему, как ремонтировать?
Если следовать мануалам и руководствам по ремонту, то они рекомендуют:
А там надо проверять и прозванивать 84 основных провода плюс 26 дополнительных. Сколько времени уйдет на все это, представляете? А Гордеев Сергей Николаевич подробно и детально разъяснил слушателям что и как надо делать в этом случае. Детально рассказал, с подробностями — а не как в мануалах (слепо следуя мануалам, ремонтник последовательно пройдет по всем утомительным процедурам и в конце увидит последний совет: «Поменяйте инвертор в сборе»). Все практические советы в этой лекции были тесны увязаны с теорией, все было гармонично и последовательно — как книга с картинками.
Так же подробно Сергей Николевич объяснил слушателям назначение контактов, от CLK + до HSDN :
Такой информации и в таком объеме как было рассказано – нигде не найти. А самому рыть этот вопрос – уйдет очень много времени и еще не факт, что получится самому все понять. А здесь на тарелочке:
— Если конвертер не работает, прозвоните этот провод, условия проверки такие-то .
— Этот контакт является запросом от MG на включение гибридной системы . процентов 90, если не 99% неисправностей: «неисправен конвертер» заключается именно в этом контакте. проверяйте и все. Не надо рыть десятки кодов неисправностей и подкодов — просто проверьте этот контакт (цепь) по рассказанным условиям и увидите, что неисправность лежит именно здесь.
Одним словом, информация начала удивлять. Например, был рассмотрен и такой вопрос:
А оказалось, что это тоже очень частая причина попадания гибридных автомобилей в ремонт. Стоит только на 1-1.5 мм сместить датчик и всё – самому не исправить (тому человеку, который начинает крутить болты на желтой краске). Ну, кто в теме, тот поймет только что написанное. А вопросов задавали лектору много.
Было рассмотрено много важных вопросов для тех, кто хочет заниматься диагностикой и ремонтов гибридов, начиная с самого простого: — Если 12-ти вольтовая батарея села, то Приус можно завести от обычной батарейки «Крона» . и заканчивая более сложным: — Ошибка Р0335. не надо проходить все обязательные процедуры проверок по мануалу — замучаетесь, просто для начала проверьте этот контакт (цепь), в большинстве случае неисправность прячется там.
Но самое интересное, как говорят «вкусное», было в конце: Сергей Николаевич поделился со слушателями одним из способов ремонта (замены) инвертора. Этот способ позволит произвести эту процедуру не за сто или триста тысяч рублей, а всего-лишь за 1 (одну) тысячу рублей. Смешно?
В принципе, это то самое, чем никто и никогда не делится. А здесь раз – и слушателям была выложена готовая технология, над которой Сергей Николаевич работал … как вы думаете сколько времени? Наверное, много, потому что истина рождалась в ходе длительных экспериментов.
Говоря откровенно, Сергей Николаевич человек уникальный в этом отношении, стоит только посмотреть на его сайт, где владельцам гибридных автомобилей предоставляется хорошая возможность отремонтировать свой автомобиль по приведенным советам: http://hybridservis.ru/forum/21-rubrica . Последняя статья: «Ломаются ли 30-е Приусы? Часть 5» не является окончательной, как он мне сказал, после приезда домой он будет продолжать публиковать подобные статьи для своих клиентов. А почему нет – хорошее же дело?
Сейчас сижу и думаю: «Кто занимается гибридами и не был на этой лекции, тот много потерял. Действительно, где еще можно было услышать и понять многие тонкости в ремонте и диагностике гибридных автомобилей?. В интернетах этого нет и не предвидится».
В этой лекции теория была очень хорошо увязана с практикой. Причем с той практикой, на которой зарабатываются деньги.
Ну а завтра новый день, новая тема: « Ремонт и обслуживание гибридных автомобилей Toyota и Lexus ».
Источник
Для автомехаников и любителей гибридных автомобилей
Toyota Estima и система охлаждения инвертора
Если мы с вами начали рассматривать проблемы с системами охлаждения гибридных автомобилей, то давайте рассмотрим самую частую проблему с системой охлаждения на примере вот этой красивой Эстимы в 10-м кузове. Ее хозяин – Дмитрий – проживает в Екатеринбурге (фото 1). Дмитрий приехал в наш «Гибрид-сервис» со следующей проблемой (фото 2).
Фото 1
Фото 2
Фото 3
На сканере в гибридной системе мы видим две ошибки: Р3125 – неисправность инвертора и Р3130 – неисправность системы охлаждения инвертора. Кстати, эта вторая ошибка (Р3130) встречается гораздо реже. Обычно дело заканчивается сгоревшими силовыми модулями в инверторе, т. е. ошибкой (Р3125).
Фото 4
Соответственно, перед тем как заменить сгоревший от перегрева модуль в инверторе, мы должны найти причину его выхода из строя. То есть установить причину этого самого перегрева. Радиаторы на своей Эстиме Дмитрий чистил в августе прошлого года, когда у него отказала из-за перегрева система климат-контроля. Но мы все равно проверяем их чистоту – они кристально чистые. А проблема перегрева, в данном случае, весьма банальна – вышла из строя помпа охлаждения инвертора!
Интересуемся у Дмитрия, сколько он проехал на данной помпе. Ответ впечатлил: почти 100 тыс. км! Ресурс же данной помпы, по нашим наблюдениям, редко превышает 60–70 тыс. км.
Подобраться к помпе, которая стоит снизу левого переднего лонжерона, весьма непросто. Для этого надо снять и защиту ДВС, и ее грязеотражательный фартук. После снятия помпы с кронштейна ее можно извлечь из недр машины на поверхность (фото 3). А вот она уже демонтирована и лежит на верстаке (фото 4). Проверить ее исправность достаточно легко: измеряем сопротивление электрообмотки помпы. Прибор показывает бесконечность. Значит она (обмотка) в обрыве (фото 5). Ремонтировать такую неисправность бесполезно. Меняем помпу на новую.
Фото 5
Устанавливаем новый силовой модуль в инвертер, и машинка вновь радует своего владельца Дмитрия (фото 6).
Вывод: если ресурс вашей помпы перевалил за 60–70 тыс. км, то в целях профилактики ее лучше заменить сразу, не дожидаясь полного выхода из строя. И такие случаи встречаются очень часто. На машинах с таким пробегом это в конце концов приводит к выходу из строя дорогущего инвертора.
Удачи на дорогах!
Выполняю свое обещание: рассмотреть основную причину сгорания инверторов на Toyota Prius XW30
Не успело на Урал придти лето, как в «Гибрид-сервис» массово повезли на ремонт 30-е Приусы.
Почему? По логике вещей: он должен быть еще надежнее, чем 20-й Приус! Но в реальности – за первые две недели жары, которая обрушилась на Урал, по количеству неисправностей 30-й Приус является лидером! Основные причины обращения – это отказ системы кондиционирования и неисправность инвертора. А ведь причина выхода из строя этих, казалось бы, не имеющих отношения друг к другу систем лежит на поверхности. Давайте рассмотрим ее на примере привезенного сегодня из Тюмени Приуса в 30-м кузове.
Владелец Александр так рассказывает о причине поломки: ехал по городу – никого не трогал, радовался теплому солнечному денечку. Вдруг машина заглохла. На мониторе надпись: «проверьте гибридную систему». Все танцы с бубном в виде пинания по колесам, протирания лобового стекла и сбрасывания минусовой клеммы ни к чему не привели… Далее машина и ее владелец оказались у нас. Результаты диагностики неутешительны для владельца – вышел из строя силовой модуль в инверторе.
Но если тупо заменить инвертор на исправный, то в 99% случаев, если причина выхода инвертора из строя не установлена, новый инвертор постигнет та же участь. Поэтому наша первая и основная задача: найти ОСНОВНУЮ ПРИЧИНУ выхода инвертора из строя. Первым делом проверяем обмотки мотор-генераторов на пробой (проверяем мегомметром сопротивление обмоток на массу). Результаты показывают, что с обмотками все в порядке. Переходим к следующей, наиболее частой причине выхода инверторов из строя.
Как вы думаете, что это может быть?
Правильно! Нарушение системы охлаждения гибридной установки.
Первым делом снимаем и проверяем помпу гибридной системы. С ней все в порядке: качает хорошо, сопротивление обмотки в норме.
Следующий компонент системы охлаждения – это радиатор. К нему подобраться довольно сложно: надо снять передний бампер, систему активного круиз-контроля (на моделях с этой системой). Снять верхнюю планку телевизора (фото 1).
Фото 1
Мы видим радиатор гибридной системы, который расположен на радиаторе кондиционера. Снаружи загрязнения радиатора кажутся совсем не критичными (фото 2).
Фото 2
Но давайте располовиним (раздвинем) радиаторы кондиционера и ДВС и заглянем между ними (фото 3).
Фото 3
Вот тут уже хорошо видно, что радиатор гибридной системы работать надлежащим образом не может, так как на радиаторе ДВС находится плотная завеса грязи, которая не дает воздуху проходить между сотами и охлаждать теплоноситель (антифриз).
Владелец заметил, что намного хуже, по сравнению с прошлым годом, стал работать кондиционер. Он уже не так быстро создавал в салоне живительную прохладу.
Заглянем еще глубже между радиаторами (фото 4).
Фото 4
Как мы видим, все соты напротив радиатора кондиционера тоже забиты грязью, а на дне лежит мумифицированное тельце какой-то птички…
Вот это и является причиной выхода из строя второй системы 30-х Приусов в жару – системы климат-контроля!
Очищаем радиаторы (все три), устанавливаем новый инвертор, и машина оживает.
Только теперь владелец может быть уверен, что новый инвертор прослужит верой и правдой не один год!
Ну а напоследок совет: не доводите своих железных коней до такого состояния, когда вы «попадаете» на совсем не дешевую замену инвертора. Ведь гораздо проще и дешевле сделать профилактику этой болезни – очистить радиаторы и проверить перед жарким летним сезоном всю систему охлаждения!
Удачи на дорогах!
- Сергей Гордеев, директор специализированного автосервиса «Гибрид-сервис», автор профессиональной литературы по гибридам, преподаватель
Источник