Ремонт канала над волоколамским шоссе

Канал Москвы лишился связи с рекой Москвой: как авария в Тушино сказалась на судоходстве

05.04.2019 10:23

Последствия размыва дамбы на Канале имени Москвы (на фото — бетонная полоса по центру выше шлюза), проходящей над автомобильным тоннелем Волоколамского шоссе в районе Тушино на северо-западе столицы, привели к тому, что впервые за 82 года по одному из участков канала, напрямую связывающего через канал реку Волгу с рекой Москвой, в навигацию не будет осуществляться движение флота, пока пусть и временно.

Напомним, что ЧП произошло около 10 часов утра 10 января 2019 года. Тогда в результате фильтрации воды через западную напорную земляную дамбу, находящуюся неподалеку от шлюза №8, произошел провал грунта на площади 75 кв. метров, что привело к выносу воды и грунта на Волоколамское шоссе, проходящее в тоннеле под аварийным участком.


Вид места промыва дамбы канала. 10.01.2019 г.

Тоннель был построен в 1999-2003 годах при проведении реконструкции Волоколамского шоссе. Это третий тоннель под каналом в этом районе: два других были построены при открытии канала (1934-1937) и при реконструкции Волоколамского шоссе в 1970-х годах (1969-1972). Стоит отметить, что и на этих тоннелях в разные годы происходили ЧП с фильтрацией воды, поэтому нынешний размыв не является чем-либо экстраординарным.

В день ЧП заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков сообщил, что затопление тоннеля могло быть вызвано нарушениями при расширении Волоколамского шоссе и строительстве тоннеля. На это указывало то, что решение о строительстве участка тоннеля под каналом было принято при отсутствии проекта на конструкцию тоннеля и осуществлялось в форсированном режиме — с декабря 1999-го по апрель 2000 года.


Строительство тоннеля под каналом. 2000 г. Фото: Roads.ru

12 января 2019 года ФГБУ «Канал имени Москвы», в чьей зоне ответственности находится дамба №294 Тушинского гидроузла, сообщил о дальнейших действиях на поврежденном участке. Планировалось очистить ото льда и ила непосредственно русло Канала имени Москвы, а затем разработать глобальный проект берегоукрепления всей дамбы канала с обоих берегов, от нижней камеры шлюза №7 до верхней камеры шлюза №8. Провести все работы, в том числе строительно-монтажные, должны были до 1 апреля 2019 года.

Но спустя месяц, в середине февраля, сроки были сдвинуты. Как сообщил тогда глава ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, в настоящее время ведутся подготовительные работы на месте ЧП, основные работы начнутся после заключения комиссии Ространснадзора о причинах аварии, которое должно быть готово к 15 февраля, а все работы по ремонту аварийного участка планируется завершить уже к 15 апреля.

При этом, согласно распоряжению Росморерчфлота (Федеральное агентство речного и морского транспорта) о сроках работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2019 года открытие судопропускных сооружений на Канале имени Москвы, включая шлюзы №7 и №8, между которыми находится аварийный участок, запланировано на 24 апреля.


Вид участка канала между шлюзами №8 (слева) и №7 в Москве. 2008 год. Фото: Александр Попов

20 марта у заместителя руководителя Росморерчфлота Виктора Вовка совещание по вопросам прохождения пассажирских и грузовых судов через шлюзы №7 и №8 в навигацию 2019 года с представителями судоходных компаний, чьи интересы напрямую затрагивает ситуация с тушинским участком.

Наиболее пострадавшими в данной ситуации оказались грузоперевозки. Через тушинский участок суда идут на разгрузку к причалу Сходня в Южном Тушино (гравий и щебень с Онежского озера), на причал Краснопресненского завода железобетонных конструкций на Пресне и Южный речной порт (песок из Тверской и Ярославских областей), а также порт Беседы и Коломну (гипсовый камень из Татарстана с Куйбышевского водохранилища и гранулированный шлак из Череповца). В обратном направлении перевозится только металлом из Южного порта на Череповец. Регулярного движения пассажирских судов на этом участке нет: до 1970-х годов существовал участок «Московской кругосветки», по которому пароходы проекта 737 следовали с пассажирами с Северного на Южный речные вокзалы, а в настоящее время через шлюзы №7-8 осуществляется только перегоны пассажирского прогулочного флота из центра Москвы на Химкинское водохранилище и в обратном направлении.

Читайте также:  Ремонт акриловых ванн трещина своими руками

На совещании перевозчики озвучили предполагаемые суммы убытков, вызванных прекращением судоходства на участке канала, — более 1,6 млрд рублей. Падение объемов грузоперевозок привело бы к невыходу в работу десятка судов, соответственно без работы бы остались их экипажи. В долгосрочной перспективе судоходные компании могли бы понести и более серьезные убытки — заказчики переориентировались на автомобильный и железнодорожный транспорт.


Вид участка канала от шлюза №7 в сторону шлюза №8. 2006 год. Фото: Михаил Архипов

По итогам совещания было принято решение о возможной расконсервации площадки для приема грузов в Чернавке — ДРСУ «Северное» на Химкинском водохранилище на севере Москвы, закрытой два года назад. Судовладельцам пассажирского прогулочного флота, чьи теплоходы должны были с началом навигации перейти из Белого города, Кимр и севера Москвы на работу в центральную часть Москвы на Москва-реку, было предложено организовать перегон флота по Волге через Рыбинское и Горьковское водохранилища до Нижнего Новгорода, затем по реке Оке до Коломны и далее по реке Москве до столицы. Мало того, что перегон в 1700 км выльется им в немалые расходы, так еще компании потеряют возможность работать в центре Москвы на майские праздники, а это один из самых «хлебных» сезонов за итак непродолжительный период навигации.

При нынешней ситуации страдает только судоходство: на обводнении реки Москвы это не скажется, так как воду из канала Москвы в реку Москву перебрасывают через Сходненский деривационный канал, проходящий к западу от судоходного участка канала, на котором расположена Сходненская ГЭС:


Фото: Михаил Архипов, 2011 г.

Все вопросы и предложения по текущей ситуации заинтересованные стороны должны были подготовить до 5 апреля 2019 года. А открытие движения судов по участку шлюзов №7-8 предварительно возможно после 1 июня 2019 года о чем было сообщено на ежегодном собрании судовладельцев Москвы в конце марта.

Как пояснил «Коммерсанту» руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, масштабы аварии оказались гораздо серьезнее, чем предполагалось в январе: обнаружились множественные провалы, через которые просочилась вода, кроме того, использовались некачественные стройматериалы. В заключении о причинах аварии комиссия пришла к выводу, что были допущены ошибки при проектировании и строительстве тоннеля.

Точную дату открытия участка он называть отказался, но подтвердил, что она «близка к 1 июня».

«Задержка открытия канала, надеюсь, не станет катастрофичной для судоходных компаний, так как большого транспортного и пассажирского потока на этом участке не будет. Чтобы судоходные компании не попали под штрафные санкции контрагентов, планируется ввести ограничения судоходства», — говорит Елянюшкин.


Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы: как он менялся за 80 лет

Источник

На ремонт канала имени Москвы после прорыва в Тушинском ушло больше 200 млн руб.

Москва. 30 мая. INTERFAX.RU — Участок канала имени Москвы над Тушинским тоннелем, где в январе произошла авария, вновь планируется открыть для навигации 10 июня, сообщил руководитель учреждения Герман Елянюшкин.

Восстановительные работы находятся в завершающей стадии. 3 июня начнется заполнение канала водой, и, если оно пройдет по графику, движение по нему откроется спустя неделю.

Несмотря на то, что в норме уровень воды на этом участке канала должен составлять 7,3 метра, «в целях 300-процентной безопасности» для начала его заполнят на 4,5 метра. В межнавигационный период его еще раз обследуют и только после этого заполнят до проектной отметки.

На восстановление поврежденного участка было потрачено 211 млн рублей. При этом ранее сообщалось, что на это может потребоваться до 500 млн рублей.

10 января 2019 года в результате размыва дамбы канала над Тушинским тоннелем разрушился ее низовой откос, произошел провал грунта и, как следствие, была нарушена целостность напорной дамбы. В итоге из нее было вымыто около 3 тысяч куб. м грунта, что сопоставимо с объемом 200 самосвалов.

Читайте также:  Детский час для ремонта

На поврежденный участок канала приходится 2,6% от всего объема судопропуска Центральной России. За 2018 году здесь прошло 2,9 тысяч судов. Водная магистраль над Волоколамским шоссе используется, в основном, грузовым флотом, который идет транзитом через Москву с юга на север и наоборот. На этом участке транспортируется около 2 млн тонн грузов в год.

Источник

Дата открытия навигации больше неизвестна

Как выяснил “Ъ”, вопреки обещаниям речников навигация по каналу имени Москвы на северо-западе города в ближайшее время открыта не будет. Причина — в новой протечке в Тушинском тоннеле, вынудившей администрацию канала опять сбросить воду. Судовладельцы несут убытки, исчисляемые миллионами рублей в сутки. Перерезана поставка грузов в порт Коломна и Южный речной порт, а прогулочный флот потерял возможность переходить с севера в центр города и обратно.

Как стало известно “Ъ”, движение судов по каналу имени Москвы между шлюзами №7 и №8 на северо-западе столицы, нарушенное после январского подтопления Тушинского тоннеля, вновь откладывается на неопределенный срок. Как рассказал “Ъ” источник, знакомый с ситуацией, 20 июня в тоннеле возникла новая протечка, и воду из канала в аварийном порядке сбросили.

Перед шлюзом сверху на Химкинском водохранилище уже стояли несколько судов с грузом порта Коломна. Для судовладельцев задержка выльется в большие потери, уверяет источник “Ъ”. Перерезана поставка грузов в порт Коломна и Южный речной порт, включая поставку щебня, песка, гипса, вывоз металлолома, а также отрезана возможность прогулочного флота переходить с севера Москвы в центр и обратно.

Другой источник “Ъ” в судоходном сообществе отмечает, что пока сложно оценить все потери: «два месяца нет ни отправок, ни прихода грузов». Причем дата открытия участка неоднократно сдвигалась, отмечает он: «Сначала говорили, что 1 июня, потом 10-го, потом 15-го… Числа постоянно меняются».

Как Тушинский тоннель затопило из-за провала грунта

Авария в Тушинском тоннеле на Волоколамском шоссе, когда под дамбой в районе стыка автомобильного тоннеля произошел размыв и провал грунта, случилась 10 января.

По заключению комиссии, при проектировании и строительстве тоннеля были допущены ошибки; впоследствии обнаружились многочисленные провалы, через которые просочилась вода. “Ъ” уже писал о сдвиге начала навигации, которая должна была открыться в конце апреля, в связи с аварией (см. “Ъ” от 5 апреля).

Тогда пуск судоходства откладывали до 1 июня. 30 мая глава ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин сообщал, что ориентировочно возобновление движения запланировано на 10 июня. Заполнять водой аварийный участок собирались 3 июня, говорил он, добавляя, что пока он будет заполнен только на 4,3 м из стандартных 7,3 м. После завершения навигации планировалось сбросить воду, осмотреть всю дамбу и вести работы в межнавигационный период, уточнял Герман Елянюшкин. Ремонт обошелся ФГБУ «Канал имени Москвы» в 211 млн руб.

В ФБГУ “Ъ” подтвердили, что 20 июня «проводились регламентные работы по наполнению канала имени Москвы в Тушино, в ходе которых была выявлена повышенная фильтрация на одном из участков». В настоящее время устраняются ее последствия и причины, заверили в организации, не дав прогнозов по срокам завершения работ.

Почему осушенный участок канала имени Москвы не смогли открыть к 24 апреля

Гендиректор порта Коломна Владимир Алексеев отмечает, что десяток судов компании были на подходе и ожидали, что проблемный участок будет открыт 20 июня. «Похоже, что масштаб проблемы не такой, как был 10 января,— говорит он.— Надеемся, что утечку вовремя остановили. Хотелось бы, что в течение пяти-шести дней все было решено». Порт Коломна — основной грузоперевозчик, работающий на данном участке, в 2018 году обслужил 4,6 млн тонн грузов. По словам господина Алексеева, из-за незапуска навигации вовремя, 25 апреля, компания уже потеряла 150 млн руб., а теперь ежесуточно теряет 2,5–3 млн руб. Случай признан форс-мажором, добавляет господин Алексеев,— пока контрагенты проявляют понимание и не выставляют претензии.

Читайте также:  Мастер по ремонту дымоходов

Президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов сообщил “Ъ”, что на фоне убытков грузовых судоходных компаний потери прогулочных компаний «не глобальные». Все суда, которые пришлось перегонять с зимовки в Химкинском водохранилище и Тверской области через Рыбинское водохранилище по Волге и Оке, успешно прибыли в Москву, уточнил он. Сегодня некоторые компании не могут проводить прогулочные рейсы от Северного речного вокзала, но это небольшая упущенная выгода, заключает господин Евдокимов. В то же время президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин в конце марта оценивал на уровне 2 млрд руб. общие потери всех судоходных компаний в случае, если аварийный участок не откроется в текущую навигацию.

Источник

Судоходство на проблемном участке остановлено до 16 июля

Как стало известно “Ъ”, аварийный участок на канале имени Москвы, из-за закрытия которого в 2019 году компании потеряли грузопоток в 1,5 млн тонн, снова не работает. Устранить утечку за месяц, как предполагалось, не удастся, судоходство планируется запустить лишь 16 июля. Грузовые перевозчики оценивают свои убытки в миллионы рублей и рассчитывают на открытие участка раньше объявленного срока. Авария грозит проблемами и пассажирским перевозкам, которые остаются без бункеровки.

Участок ФГБУ «Канал имени Москвы», ремонтировавшийся в 2019 году после аварии в районе Тушинского тоннеля, снова закрыт из-за протечки. По словам источников “Ъ”, судоходство не будет открыто в начале июня, как планировалось ранее. Движение планируют запустить 16 июля, говорят они. Эту информацию “Ъ” подтвердили в Росморречфлоте.

В ФГБУ “Ъ” сообщили, что после спуска канала протечка локализована, «место проникновения воды выявлено, для устранения будет проведена дополнительная герметизация палы и шпунтового бруса». Работы ведутся в несколько смен, в выходные и в праздники, уточнили в ФГБУ.

Исходной причиной протечки стали допущенные в 2000 году ошибки при проектировании и строительстве Нововолоколамского тоннеля (см. “Ъ” от 5 апреля 2019 года), которые будут полностью устранены в рамках намеченной реконструкции объекта, заверили в ФБГУ. В Росморречфлоте “Ъ” пояснили, что работы по устранению выявленных повреждений, несущих аварийные риски, выполняются в приоритете и максимально оперативно.

Росморречфлот, говорят в агентстве, принимает меры, необходимые для включения реконструкции канала в комплексный план модернизации инфраструктуры, ее планируется провести в 2021–2022 годах.

В январе 2019 года в Тушинском тоннеле на Волоколамском шоссе произошла авария, под дамбой возник размыв и провал грунта, вода залила автодорогу. Навигация на проблемном участке в 2019 году была открыта лишь в середине августа, потери из-за простоя, по оценке Росморречфлота, составили 1,5 млн тонн из 2 млн тонн.

Как авария в Тушинском тоннеле остановила часть столичного судоходства

О том, что и в текущую навигацию между 7-м и 8-м шлюзами канала остановлено судоходство, рассказывал в мае заместитель главы Росморречфлота Константин Анисимов на вебинаре PortNews по речным перевозкам. По его словам, в ходе испытаний после проведенных в 2019 году восстановительных работ на участке началась фильтрация воды через дамбу откосов канала.

Основной перевозчик на этом маршруте — «Порт Коломна», за навигацию он обслуживает порядка 700 тыс. тонн грузов. Как пояснил “Ъ” глава компании Владимир Алексеев, за месяц простоя теряется порядка 50 млн руб., это 70 тыс. тонн неперевезенных грузов. Компания вынуждена использовать альтернативные маршруты, через Оку путь в два раза больше, страдает экономика перевозки, поясняет гендиректор «Порта Коломна». Компания окажет помощь в восстановительных работах, «запуск проблемного участка даже на день раньше может помочь», считает Владимир Алексеев.

Президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов сообщил “Ъ”, что закрытие участка создаст сложности и для пассажирских судов. Компании рассчитывают начать перевозки в середине июня, но вопрос с бункеровкой не решен, отмечает он. Суда-бункеровщики, как правило, берут топливо на Ярославском НПЗ и везут его с севера в центр Москвы по каналу, поясняет господин Евдокимов. В обход через Оку, который занимает две недели, груженое судно не пройдет по осадке, добавляет он. Если ремонт затянется, подчеркивает Кирилл Евдокимов, с открытием Северного речного вокзала часть пассажиропотока будет просто потеряна.

Источник

Оцените статью