Ремонт карьерных экскаваторов экг

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ КАРЬЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

3.1 Буровые станки

Техническое обслуживание

Для поддержания буровых станков в работоспособном со­стоянии служба механика и экипаж станка должны постоянно заботиться о правильной эксплуатации и своевременном про­ведении технических обслуживании и ремонтов машины. Тех­ническое обслуживание буровых станков включает следующие виды работ: чистку механизмов, смазку сборочных единиц, ре­гулировку и наладку тормозных и прочих элементов, устранение мелких неисправностей, а также осмотры приводов, электрообо­рудования, пневмо- и гидросистем, металлоконструкций, грузо­подъемных средств и сосудов под давлением для определения объемов и характера предстоящих ремонтов.

Системой технического обслуживания буровых станков предусматривают проведение ежесменного (ЕО), ежесуточно­го (СО), еженедельного (НО) и сезонного (30) обслуживании. Ежемесячно предусматривают ремонтный осмотр (РО).

Следует тщательно проводить комплекс мероприятий по се­зонному обслуживанию (30) при подготовке машин к зимней эксплуатации. Для смазки механизмов станков в зимнее время используют зимние смазочные материалы, предусмотренные картой смазки. Необходимо помнить, что зимой в станках могут возникать дополнительные напряжения, приводящие к полом­кам и, как следствие, к простоям.

Согласно правилам безопасности открытых горных работ, машинист должен осматривать станки ежесменно, механик уча­стка — еженедельно и главный механик разреза или его замести­тель — ежемесячно.

Во время этих осмотров осуществляют техническую диагно­стику сборочных единиц с соответствующей записью в журнале приема и сдачи смены. На основании этих записей составляют ведомость дефектов и определяют объем работ, который вместе с регламенти-рованными работами по техническому обслужива­нию составляет программу ежемесячного ремонта.

Сокращение объема технического обслуживания не допус­кается. С разрешения главного инженера предприятию в зависи­мости от состояния машины разрешают отступления от указан­ной выше периодичности обслуживания в пределах 10%, кроме ежесменного технического обслуживания. Работы по техниче­скому обслуживанию выполняет бригада под руководством стар­шего машиниста. Соблюдение графика проведения техническо­го обслуживания должен контролировать главный механик экс­плуатирующей организации. На буровом станке, не прошедшем очередное техническое обслуживание, запрещается работать.

Содержание работ по техническому обслуживанию буровых станков устанавливается заводом-изготовителем и приводится в соответствующих инструкциях.

Ремонтные осмотры буровых станков выполняют силами экипажа по специальным инструкциям в выходные или ремонт­ные дни. На горных предприятиях, работающих без выходных дней, для ремонтных осмотров выделяют специальное время. Во время ремонтных осмотров редукторы вскрывают, устраняют не­исправности, станок проверяют на ходу и производят его налад­ку. Все работы выполняют в забое под руководством механика участка.

Особое внимание необходимо уделять фрикционным муф­там, так как в процессе работы у них изнашиваются фрикцион­ные накладки, и муфты следует систематически регулировать. Нужно следить за заклепками, крепящими к тормозной ленте фрикционные накладки, и не допускать износа тормозного шки­ва головками заклепок, для этого они должны быть утоплены.

При ремонтных осмотрах гусеничные ленты натягивают на­тяжными устройствами, а при цепных передачах проверяют сте­пень натяжения втулочно-роликовых цепей. Эксплуатация стан­ка с ненатянутыми цепями приводит к их разрыву.

Большое значение имеет уход за канатами. Необходимо ре­гулярно очищать канаты щетками, тряпками, ветошью и смазы­вать канатной смазкой.

Не реже одного раза в месяц электродвигатели нужно проду­вать сухим сжатым воздухом. Максимальная температура нагре­ва электродвигателя не должна превышать 85°С.

Ремонт

Капитальные и текущие ремонты буровых станков выполня­ют на временных полевых ремонтных площадках или на монтаж­ных и ремонтных площадках в пределах горного предприятия.

Ремонтный цикл буровых станков включает текущие 1, Т2, Т3) и капитальный К ремонты.

Во время текущего ремонта буровых станков Т1, в течение одной-двух смен заменяют быстроизнашивающиеся детали, сва­ривают места, где обнаружены трещины, регулируют тяги и тор­моза.

Текущий ремонт Т2 выполняют в течение суток бригадой из четырех человек, и он предусматривает замену изношенных де­талей с разборкой некоторых сборочных единиц. При этом вы­полняют работы, предусмотренные ремонтом T1, а также заме­няют износившиеся втулки, катки, траки и пальцы, тяги и вилки систем управления, болты, промывают шарикоподшипники.

Текущий ремонт Т3 предусматривает полную разборку ос­новных сборочных единиц станка или их замену. Во время этого ремонта выполняют работы, определенные ремонтами Т1 и Т2, а также заменяют все диски фрикционных муфт и тормозных лент, кулачки и вкладыши фрикционных муфт, втулки опорных катков, наплавляют кулаки ведущих звездочек, промывают под­шипники электродвигателей.

При капитальном ремонте полностью разбирают станок, ре­монтируют или заменяют основные сборочные единицы и ме­ханизмы (головку мачты, фрикционные муфты, валы в сборе, барабаны). У гусеничного ходового оборудования заменяют все опорные и поддерживающие катки, втулки, звездочки, колеса и гусеничные ленты. Иногда заменяют все ходовое оборудование, подшипники качения, валы и шестерни редукторов и др.

Читайте также:  Сетевой график капитального ремонта электродвигателя

Капитальный ремонт станков выполняют в ремонтных мас­терских или на рудоремонтных предприятиях. Продолжительность и трудоемкость ремонтов буровых стан­ков приведены в таблице 4

Таблица 4 — Продолжительность (числитель, сут) и трудоемкость (знаменатель, чел.-смен) ремонтов буровых станков

Вид и периодичность ремонтов, ч

РО Т1 Т2 Т3 К СБУ-125 0,25/4 1,5/63 3/165 5/300 7/700 СБР-160 0,3/6 1/80 4/200 6/320 15/800 2СБШ-200Н 1/80 3/160 7/400 9/640 23/1600 СБШ-250МН 1/90 3,5/180 7,5/450 9,5/710 24/1800 СБШ-320 1/105 4/210 8/525 10/840 25/2100

Экскаваторы

Для одноковшовых экскаваторов предусмотрены следующие виды технических обслуживаний: ежесменное (ЕО), еженедель­ное (НО), ежемесячное (МО) и сезонное (30).

В качестве примера приведено содержание работ по техни­ческому обслуживанию экскаваторов ЭКГ-8И и ЭКГ-4У.

Ежесменное техническое обслуживание

Рабочее оборудование . При ежесменном техническом обслу­живании экскаватора особое внимание обращают на состояние корпуса и днища ковша, целостность и степень износа зубьев ковша, состояние рукояти и стрелы (отсутствие деформаций, трещин в сварных швах и в основном металле).

В ковше проверяют наличие штифтов на осях, соединяю­щих его с рукоятью, днищем и коромыслом, надежность дейст­вия механизма открывания днища ковша и ограничителя подъ­ема ковша; смазывают направляющие, шарниры и засов днища ковша.

На рукояти проверяют надежность ее шарнирных соедине­ний с ковшом, креплений амортизаторов. Смазывают втулки седлового подшипника, боковых поверхностей балки рукояти, оси уравнительного блока.

Оборудование на поворотной платформе . При ежесменном техническом обслуживании механизмов напора, подъема, по­ворота экскаваторов проверяют уровень масла в редукторах, на­дежность работы тормозов и системы смазки редукторов, надеж­ность крепления канатов на барабанах, смазывают канаты и зуб­чатый венец. Устраняют все обнаруженные неисправности. Не приступая к копанию, машинист экскаватора обязан опробовать действие тормозов, которые должны обеспечивать надежное торможение всех механизмов экскаватора; проверить на холостом ходу работу механизмов подъема, напора и поворота. Для этого необходимо на пониженных скоростях поднять и опустить ковш, выдвинуть и втянуть рукоять, несколько раз повернуть по­воротную платформу экскаватора вправо и влево на угол 80—90°. При этом в зубчатых передачах не должно быть ненормальных стуков и шумов.

Ходовое оборудование . При ежесменном техническом обслу­живании ходового оборудования проверяют уровень масла в ре­дукторах, исправность роликового круга и надежность работы тормозов механизма хода. Смазывают валы ведущих опорных и натяжных колес, подшипников балансиров. Один раз в два дня смазывают оси роликов роликового круга и оси вращения внут­реннего кольца сепаратора. Один раз в сутки — внутренние по­верхности обойм, поверхности катания роликов, нижнего и верхнего рельсов, ступицы и цапф, втулок токоприемника. Про­веряют работу механизма хода, натяжение гусеничных цепей и износ рабочих граней кулаков ведущих колес.

Пневмосистема. При приемке смены осуществляется выпуск конденсата из воздухо- и маслосборников, проверка закрытия вентилей магистрали обдува механизмов, осмотр компрессор­ной установки, проверка уровня масла в картере и доливка его до верхней отметки стержня маслоуказателя. С пульта управле­ния экскаватора проверяют включение двигателя компрессора в следующей последовательности: включают двигатель компрес­сора; действуя спускным краном на воздухосборнике, понижают давление в нем и убеждаются в правильной работе автоматиче­ского реле давления на включение и выключение компрессора. Визуально проверяют состояние шлангов пневмосистемы.

Передают смену с записью в журнале о состоянии узлов, ме­ханизмов и данных о произведенных ремонтах.

Еженедельное техническое обслуживание

Рабочее оборудование . Еженедельное техническое обслужи­вание предусматривает проверку состояния стенок ковша и их сварных соединений, а также состояние зубьев ковша и их кре­пление. Проверяют состояние крепления осей стрелы к крон­штейнам поворотной платформы; осей седлового подшипника и головных блоков; осей блоков подвески стрелы, а также равно­мерность натяжения правой и левой ветвей подвески стрелы; состояние каната подвески стрелы и его заделку; крепление и со­стояние каната открывания днища ковша на барабане и в клино­вой втулке; наличие шплинтов и штифтов в шарнирных и паль­цевых соединениях.

Оборудование на поворотной платформе . Еженедельное тех­ническое обслуживание предусматривает выполнение провероч­но-контрольных работ. Тщательно осматривают и контролиру­ют болты крепления двигателей, тормоза, редукторы и крышки подшипников; надежность работы муфты предельного момента; отсутствие утечек масла в редукторах. Смазывают валы и шар­ниры тормозов. В механизме открывания днища ковша прове­ряют наличие всех шплинтов в шарнирных соединениях и цело­стность прядей тросика.

Читайте также:  Сто газпром по ремонту трубопровода

Ходовое оборудование . Еженедельное техническое обслужива­ние заключается в смазке шарниров и валиков тормоза ходово­го механизма и проверке затяжки болтов на ходовых тележках, исправности состояния гусеничных цепей, величины суммарно­го зазора между пальцами и внутренними поверхностями смеж­ных проушин при натянутой цепи, натяжения гусениц, величи­ны раскатки обода опорных и натяжных колес.

Пневмосистема. При еженедельном обслуживании в летнее время очищают воздушный фильтр и маслосборник.

Ежемесячное техническое обслуживание

Рабочее оборудование . Ежемесячное техническое обслужива­ние рабочего оборудования предусматривает выполнение всех работ, осуществляемых при ежесменном и еженедельном техни­ческих обслуживаниях. Кроме этих работ, не реже двух раз в ме­сяц осматривают все сварные швы на рукояти и стреле, прове­ряют надежность крепления перил и лестниц стрелы. Два раза в месяц смазывают роликоподшипники головных блоков и бло­ков на седле. На рис. 3.1 приведены сорта смазочного материа­ла и периодичность смазки рабочего оборудования, роликового круга и зубчатого венца. При необходимости коронки или зубья ковша, подъемный и напорный канаты заменяют.

Передняя стенка ковша может быть изношена в отдельных местах на 80—85%. Для ее замены корпус ковша подвергают га­зовой резке. Место разреза должно проходить по вставкам на расстоянии 20—30 мм от старого шва.

Рисунок 6 — Сорта смазочных материалов и периодичность смазки механиз­мов рабочего оборудования, роликового круга и зубчатого венца экскава­тора ЭКГ-8И:

литол 24: 1 — роликоподшипники блоков подвески ковша; 2 — роли­коподшипники головных блоков; 3 — роликоподшипники двухручьевых блоков; 4 — втулки роликов седлового подшипника; 5 — вклады­ши седлового подшипника; 6 — ось соединения ковша с коромыслом подвески; 7 — ось крепления коромысла с обоймой подвески ковша; 8 — ось блока подвески ковша; 3 — оси блоков подвески стрелы; 10 — оси блоков на двуногой стойке; 11 — ось блока механизма открывания днища ковша; 12— ось качания щеки блока механизма открывания днища ковша; 13 — ось рычага механизма открывания днища; 14 — оси роликов поворотного круга; 15 — зубья поворотной шестерни и зубча­того венца;

ТАП-15В: 16 — шарниры механизма торможения днища; 17— шарни­ры петель днища; 18 — шарниры днища; 19 — валики рычага механиз­ма открывания днища; 20— направляющие засова;

УСс А: 21— балка рукояти; 22— поверхности качения роликового круга;

канатная 39у: 23 — канаты (подъемный, напорный, возвратный и от­крывания днища); 24 — канат подвески стрелы

Запрещается по передней стенке производить газовую резку, поскольку она может вызвать появление трещин. Новые стенки сваривают только аустенитными электродами с соблюдением технологии сварки высокомарганцевистых и легированных сталей. При обнаружении трещин в швах или основном металле рукояти, стрелы дефектное место следует вырубить и заварить качественными электродами.

Оборудование на поворотной платформе . При ежемесячном техническом обслуживании проверяют и подтягивают креп­ления в закрытых и недоступных местах, связанных с частич­ной разборкой узлов. Заменяют пришедшие в негодность бол­ты, шплинты, гайки и т. п. Два раза в месяц смазывают ступицы разъемных барабанов и роликоподшипники выходного вала ре­дуктора поворота. Проверяют состояние зубчатых зацеплений и степень износа зубьев передач всех механизмов. Степень изно­са не должна превышать 12—15% толщины зуба. Обнаруженные при осмотре задиры, наплывы на поверхностях зубьев должны быть своевременно зачищены без искажения профиля зубьев. Не реже одного раза в три месяца заменяют масло в редукторах.

Проверяют степень изношенности накладок на тормозных колодках (износ не должен превышать 50% первоначальной тол­щины накладок) и износ поверхности тормозных шкивов (на ра­бочей поверхности не должно быть задиров и рисок). Мелкие риски и задиры необходимо устранять наждачной бумагой. При более крупных дефектах шкив протачивают на станке.

На рисунке 7 приведены сорта и периодичность смазки обо­рудования, располо-женного на поворотной платформе.

Проверяют состояние стопорных планок крепления цен­тральной цапфы на поворотной платформе и стопорение гай­ки на оси центральной цапфы. При необходимости центральная цапфа может быть выведена из поворотной платформы с помо­щью подъемного крана.

Ходовое оборудование . Ежемесячное техническое обслужива­ние ходового оборудования предусматривает профилактическую разборку некоторых сборочных единиц, мелкий ремонт и заме­ну быстроизнашивающихся деталей. Проверяют и подтягива­ют крепежные оси роликов и стыков нижней рамы. Определяют степень износа зубьев в передачах и степень износа тормозных дисков. Два раза в месяц смазывают роликоподшипники веду­щего и тихоходного валов.

Читайте также:  Ремонт мотоблоков с выездом минская область

При необходимости заменяют гусеничные звенья, ведущие, натяжные и опорные колеса, гусеничную раму, верхний или нижний рельсы, ролики поворотного круга.

Рисунок 7 — Сорта смазочных материалов и периодичность смазки оборудо­вания на поворотной платформе экскаватора ЭКГ-8И:

ТАП-15В : 1— валики и шарниры тормозов подъемной лебедки; 2 — валики и шарниры тормозов напорной лебедки; 3 — валики и шарни­ры тормозов механизма поворота; 4 — зубчатые передачи редуктора подъемной лебедки; 5— подшипники редуктора подъемной лебедки; 6 — зубчатые передачи редуктора напорной лебедки; 7— подшипник редуктора напорной лебедки; 8 — зубчатые передачи редукторов по­ворота; 9 — подшипники промежуточного вала редукторов поворота; 16 — зубчатые передачи привода насоса нагнетателя; 17— подшипни­ки плунжерного насоса;

литол 24: 10— верхний и нижний подшипники главного вала редукто­ров поворота; 11 — штоки цилиндров тормозов подъемной и напорной лебедок; механизма поворота и входной лестницы; 12— ступица разъ­емного барабана напорной лебедки; 15 — подшипники трубы кольце­вого токоприемника;

УссА: 13— цепь привода командоаппарата напорной лебедки;

компрессорное масло К. 19 летом (КД2 — зимой): 14— компрессор

Пневмосистема. Ежемесячное техническое обслуживание пневмосистемы предусматривает проверку плотности всей сис­темы на возможные утечки воздуха с помощью обмыливания мест соединения системы. Проверяют действие обратного клапана, очищают наполнители воздушного фильтра и маслосбор­ника.

Для обеспечения длительной и надежной работы компрес­соров необходимо очищать поступающий в них воздух. Для этой цели на компрессорах должны устанавливать фильтры для очи­стки всасываемого воздуха, а их работу тщательно контролиро­вать не реже одного раза в месяц. В условиях большой запылен­ности чистить фильтры необходимо ежедневно.

Воздухосборник компрессора подвергают внутреннему ос­мотру один раз в год и один раз в три года гидравлическому ис­пытанию.

Манометры для указания давления проверяют и пломбиру­ют не реже одного раза в год. Кроме того, каждое полугодие их должны проверять контрольным эталонным манометром. Рабо­тать при давлениях, превышающих допустимое, запрещается.

Устранение утечек производят путем обжима шлангов стяж­ными хомутиками, а также путем ревизии, исправления или за­мены пневматических распределителей. Воздухосборник являет­ся элементом, подведомственным Ростехнадзору, и при эксплуа­тации следует руководствоваться инструкциями и требованиями Ростехнадзора.

Сезонное обслуживание

Сезонное обслуживание проводится для подготовки машин к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды и включает замену смазочных масел на зимние сорта, утепление машин и комплекс мероприятий по ограничению нагрузок при работе в зимний период.

Ремонты

Врамках ремонтного цикла экскаваторов проводят теку­щий (годовой) (Т), средний (С) и капитальный (К) ремонты (табл. 5, табл. 11.3).

При техническом обслуживании, ремонте, смазке механиз­мов и текущих ремонтах буровых экскаваторов широко исполь­зуют передвижные ремонтные мастерские.

Капитальные, средние и годовые ремонты выполняют на временных полевых площадках или на постоянных монтажных и ремонтных площадках в пределах горного предприятия.

Таблица 5 — Переработанный объем горной массы (числитель, млн м 3 ) и продол-жительность (знаменатель, сут) ремонтов экскаваторов на угольных разрезах

Марка Т С К
ЭКГ-5А 1,2/12 3,6/25 7,2/40
ЭКГ-4У; ЭВГ-4И 1,1/17 3,3/28 6,6/60
ЭКГ-8; ЭКГ-8И; ЭКГ-10И 1,8/17 5,4/28 10,8/60
ЭКГ-12,5; ЭКГ-15И 2,5/26 7,5/35 15,0/70
ЭКГ-16; 20Ш; РН-2300 3,2/26 9,6/36 19,2/70
ЭКГ-20; 204М; ЭГ-20 4,0/28 12,0/40 24,0/90
ЭШ-5/45 1,4/12 2,8/25 5,6/40
ЭШ-10/70А; ЭШ-10/60 2,5/35 7,5/35 15,0/62
ЭШ-25/100 4,5/35 13,5/60 27,0/130
ЭШ-100/100 12,0/4 48,0/75 96,0/150
ЭВГ-35/65М 5,5/35 16,5/60 33,0/120
ЭР-1250; ЭРП-1250 3,0/30 6,0/45 12,0/70
ЭРШР-1600 10,0/40 30,0/50 60,0/100
ЭРП-2500 3,5/40 10,5/55 21,0/90
ЭРШРД-5000 9,0/45 27,0/80 54,0/110

Таблица 6 — Периодичность (числитель, сут (годы)) и продолжительность (знаменатель, ч) ремонтов экскаваторов предприятий металлургии

Марка Т1 Т2 Т3 К
ЭКГ-5А, ЭВГ-4И 30/36 180/72 360/120 (4)/25
ЭКГ-8И 30/48 180/120 360/216 (6)/30
ЗКГ-12,5, 30/72 270/168 540/264 (6)/40
ЭШ-5/45 30/48 180/72 360/216 (4)/45
ЭШ-10/70 30/72 180/144 360/240 (6)/40
ЭШ-15/90 30/96 270/168 540/312 (6)/50
ЭР-1250 30/96 270/168 540/288 (6)/50
ЭРГ-1600 30/120 270/216 540/360 (6)/62
ЭРГ-5000 30/144 270/264 540/456 (6)/75

Перечень работ и объемы по каждому виду ремонтов приво­дятся в нормативно технической документации.

Источник

Оцените статью