Ремонт клеммной коробки электродвигателя

РЕМОНТ КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ВЫВОДНЫХ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

Качество выполнения электрических контактов. Одним из важнейших условий, определяющих надежность электроустановок, является качество выполнения электрических контактов. Поверхности соприкосновения двух проводников, образующих электрический контакт, не бывают идеально ровными. Касание их происходит в отдельных площадках. Поэтому в месте перехода тока из одного проводника в другой возникает переходное сопротивление , которое зависит от физических свойств соприкасающихся материалов, состояния их поверхностей (загрязнения, наличие оксидов), силы сжатия проводников, температуры и др. При увеличении сжатия проводников микронеровности сминаются, при этом увеличиваются число соприкасающихся поверхностей и их площадь. Это «приводит к уменьшению переходного сопротивления.
Под воздействием окружающей среды поверхность металла покрывается оксидной пленкой, плохо проводящей ток. Медные контакты обычно покрывают оловом, пленка на котором легко разрушается при сжатии контакта.
Ремонт контактных соединений электродвигателя. Контактные соединения являются ослабленным местом в электрической цепи. Поэтому разъемные соединения, выполняемые с помощью болтов, винтов и гаек, по возможности заменяют паяными, сварными или опрессованными.
Болты, винты и гайки ответственных контактных соединений затягивают ключами с регулируемым крутящим моментом. Нормальное контактное давление устанавливается с таким расчетом, чтобы было обеспечено наиболее низкое переходное сопротивление без пластических деформаций крепежных деталей, наконечников и шин.
Контактные поверхности перед монтажом очищают от оксидов и загрязнений. От коррозии их защищают, смазывая нейтральным жиром. Крепежные детали (болты, гайки, шайбы, пружины) применяют с защитным цинковым или кадмиевым покрытием.

Коробка выводов электродвигателя: А — продольный разрез; Б — вид сверху ( без крышки ).

Конструкция коробки выводов электродвигателя. Выводы от обмоток в электрических машинах мощностью до 100 кВт выполняют обычно гибким изолированным проводом 12 (рисунок А). К проводу припаивают наконечник. В микромашинах, где для наконечников не хватает места, жилу гибкого провода изгибают в виде кольца 4, которое надевают на зажим 6 изоляционной колодки 3 и закрепляют гайкой 10 с шайбой 5. Под гайку устанавливают контровочную пружинную шайбу 11. Колодку крепят на корпусе 1 шпилькой 8 с гайкой и закрывают крышкой 9, которую притягивают к колодке гайкой 7. Между корпусом и колодкой устанавливают уплотняющую прокладку 2. На колодку наносят обозначения выводов обмоток (рисунок Б).
В некоторых машинах колодка зажимов не предусматривается, выводы выполняют гибкими изолированными проводами с наконечниками, маркировку наносят на обжимах, надеваемых на провода. При эксплуатации обжимы могут быть утеряны, поэтому при осмотрах и ремонтах надо следить за их плотным закреплением на выводах.
При осмотре машины проверяют колодки зажимов, контактные соединения, изоляторы. Колодки с трещинами, обуглившимися местами, подгоревшими зажимами заменяют новыми. При обнаружении следов перегрева контактных соединений выясняют причину их ненормального состояния, зачищают контактные поверхности на наконечниках и зажимах, проверяют наличие пружинных шайб и гаек. Отсутствующие и поврежденные детали заменяют новыми. Проверяют качество пайки кабельных наконечников к проводам и целостность жил проводов в месте присоединения наконечников.
Одной из причин перегрева контактов может быть слабая их затяжка.
Ремонт фарфоровых изоляторов. В электрических машинах на напряжение выше 1000 В пробой в коробке выводов на корпус может произойти по увлажненной или загрязненным поверхностям изолятора. Выводные концы обмотки крепят на изоляторе в таком положении, чтобы они не соприкасались с коробкой и корпусом машины. Поверхность изоляторов очищают от загрязнений и протирают сухой ветошью.
У фарфоровых изоляторов при эксплуатации могут появиться сколы ребер и граней, трещины и царапины на глазурованной поверхности. Если поверхность скола не превышает 2 см 2 , его края отшлифовывают и покрывают бакелитовым лаком. Более крупные сколотые части приклеивают. В машинах, работающих в увлажненной среде, склеивание не допускается, так как поверхность клеевого шва вследствие гигроскопичности становится токопроводящей; изоляторы заменяют новыми. Изоляторы со значительными повреждениями также заменяют новыми.

Читайте также:  Ремонт гбц оборудование для ремонта

Источник

Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра

Главная страница » Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра

Электродвигатели применяются в составе оборудования разного назначения, в том числе бытового. На бытовой технике, в отличие от промышленной, устанавливаются асинхронные моторы небольшой мощности (не выше 1 – 1,5 кВт). Достаточно широко применяются маломощные электродвигатели в дачном хозяйстве. В большинстве своём электромоторы асинхронного действия показывают надёжную и долгосрочную работу. Тем не менее, казусы случаются. И тогда неизбежной видится проблема — ремонт электродвигателя своими руками или с помощью сервиса. Первый вариант ремонта обычно возможен при лёгких симптомах. Второй – это уже капитальный ремонт, включая перемотку.

Частая причина неработоспособности двигателя АИР

Конечно, дефект асинхронного электромотора, полученный в результате повреждения проводников обмотки статора — ситуация сложная. Здесь, как правило, требуется обязательная перемотка обмотки статора, то есть ремонт электродвигателя, который сложно выполнить своими руками в быту.

Нерабочий мотор, по мнению пользователя, на деле может оказаться вполне работоспособным электрооборудованием. Достаточно выполнить определённый ремонт электродвигателя

В таких случаях ремонта электродвигателя, связанного с перемоткой обмоток статора, требуется не только специальное оборудование, но также опыт производства электромеханических ремонтных работ. Правда, если поставить перед собой цель, ремонт электродвигателя дома своими руками — задача вполне выполнимая.

Инструмент на разборку и тестирование

Однако здесь (в статье) речь пойдёт о распространённом, так сказать «лёгком» дефекте, который достаточно просто устраняется самостоятельным ремонтом электродвигателя с применением стандартного набора инструмента электрика:

  • отвёртка плоская,
  • отвертка четырехгранная,
  • плоскогубцы,
  • тестер электрический (стрелочный прибор),
  • молоток слесарный.

Практика эксплуатации в быту маломощных асинхронных моторов показывает: распространённой причиной прекращения работы электромоторов становится КЗ (короткое замыкание) обмотки статора на корпус.

Нередко владельцы «заболевшего» мотора долго не думают и попросту избавляются от проблемы путём закупки нового движка. Дефектный электромотор не пытаются даже исследовать должным образом, не говоря уже о попытках сделать ремонт электродвигателя.

Новый электродвигатель обязательно имеет пластиковую крышку на валу и резиновые пробки внутри пластмассовых втулок, через которые внутрь коробки заводится электрический кабель

Ремонт электродвигателя: устранить КЗ своими руками

Симптомы для ремонта КЗ на корпусе традиционны: при попытке запуска мотора срабатывает защитный автоматический выключатель. Сразу следует уточнить – если подобная ситуация имеет место, не нужно пытаться повторять пуск двигателя от раза к разу.

Повторные действия могут действительно стать причиной пробоя изоляции обмотки статора по причине высоких пусковых токов. Тогда капитального ремонта электродвигателя точно не избежать. Если сработала защита, следует обесточить цепь питания, отключить питающий кабель от БРНО (коробки с клеммами).

Клеммная коробка трёхфазного асинхронного электромотора. Питающий кабель отключают от клемм при ремонте мотора, извлекают из клеммной коробки БРНО

Прежде чем начинать выполнять ремонт электродвигателя, следует удостовериться лишний раз в наличии КЗ. Здесь поможет электрический тестер — прибор, традиционно применяемый электриками. Прежде всего, обмотки статора исследуются на целостность (отсутствие обрыва). Также выполняется проверка на межвитковое замыкание. Щупы прибора, включенного на измерение сопротивления в Омах, поочерёдно соединяют с парами клемм БРНО.

Шкала измерительного прибора должна показывать сопротивление не менее десяти Ом (как правило, 10 — 15),. Однако точная величина сопротивления зависит от характеристики конкретного экземпляра мотора. На трёхфазном моторе при отсутствии межвиткового замыкания, значения сопротивления между всеми выводами обмотки должны быть одинаковыми.

Ремонт электродвигателя — проверка целостности обмоток, а также межвиткового и короткого замыкания на корпус. Удобно пользоваться стрелочным измерительным прибором. Здесь показано соединение щупов для проверки замыкания одной части обмотки на корпус

Если тест на сопротивление обмоток статора не показал существенной разницы между показаниями при замерах и не отметился нулевыми показаниями, движок на 90-95% можно считать рабочим. Во всяком случае, ремонт электродвигателя в виде перемотки обмоток статора явно исключается.

Читайте также:  Ремонт айфон бунинская аллея

Остаётся определить традиционно частую причину – короткое замыкание обмоток статора на корпус. В этом варианте исследований один щуп тестера соединяют с корпусом двигателя, обеспечив надёжный контакт, а вторым щупом поочерёдно трогают клеммы выводов статорных обмоток внутри БРНО.

Обычное явление КЗ – наличие показаний прибора, которых быть не должно в принципе.

Ремонт электродвигателя: какое КЗ реально устранить?

По сути, существует два вида КЗ (короткого замыкания) на корпусную часть:

  1. Прямое замыкание, с пробоем изоляции обмотки.
  2. Косвенное замыкание, по причине высокой влажности обмотки.

Второй вариант как раз и заставляет производить ремонт электродвигателя чаще обычного. Измерительным стрелочным прибором (тестером, мегомметром) такое замыкание определяется появлением показаний сопротивления между корпусом и статорной обмоткой в несколько единиц или десятков кОм.

Причём показания на каждой отдельной обмотке, как правило, отмечаются разными значениями. При таком развитии событий ремонт электродвигателя проводится несложной методикой. Для исполнения ремонтных работ потребуется:

  1. Демонтировать электромотор от места установки.
  2. Отвернуть крепёж кожуха крыльчатки, снять кожух и крыльчатку.
  3. Снять крепёжные винты передней и задней корпусных крышек.
  4. Демонтировать крышки и вынуть ротор электромотора.

Оставшийся в «чистом» виде статор переносят к расположенной поблизости электрической розетке, размещают на безопасном удалении от бытовых горючих материалов. Рекомендуется приспособить в качестве подставки под статор негорючий материал (к примеру, силикатный кирпич).

Внутрь основания статора асинхронного электродвигателя (в области размещения ротора) вставляют электролампу (60-100 Вт), вкрученную в патрон с присоединённым кабелем и вилкой. Зажигают электролампу включением вилки в розетку.

Ремонт электродвигателя простыми действиями: внутрь освобождённой от ротора статорной части помещают обычную лампу накаливания и оставляют включенной, как минимум на сутки

Технология ремонта электродвигателя своими руками: выдержка статора под нагревом не менее 24 часов (иногда требуется до 48 часов). По истечении этого времени лампу накаливания отключают и заново проверяют тестером сопротивление между корпусом и выводами статорной обмотки.

В большинстве случаев, после ремонта электродвигателя таким способом, измерительный прибор уже не фиксирует наличия какой-либо проводимости. Косвенное короткое замыкание движка удаётся устранить в 90% из 100%, применив методику долговременной просушки статорной обмотки. По завершению прогрева статора электромотор мотор собирают, монтируют на рабочем месте, запускают в работу.

Видео в тему: как снять электродвигатель вентилятора на ремонт?

Видео ниже напоминает о неудобствах работы, когда вместо конус-замковой полумуфты используется старый вариант насадки шкивов (крыльчаток) на вал электродвигателя. Попутно рассматривается задача — как снять электродвигатель и крыльчатку вытяжного вентилятора:

Источник

Ремонт электродвигателя (ремонт клеммной коробки)

В ходе подключение электродвигателя 5А200 М12У2,5 15кВт 500об/мин к стенду для обкатки, обнаружился обрыв выводов обмотки статора фазы «С». Передо мной стояла задача устранить эту неисправность. Для того, что бы приступить к работе я надел спецодежду одежду, каску и перчатки. Стропальщик подвесил нужный мне электродвигатель за рем-болт и транспортировал его на специальный стол для ремонта электродвигателей. Проверив инструмент, я снял крышку клеммной коробки, открутил клеммную коробку с помощью накидного ключа и снял ее. Оценил состояние выводов обмотки статора и нашел обрыв. Его надо было заново паять. С концов контактов сняли изоляцию, что бы достать оттуда припой шпильку закрепили в плоскогубцы и нагрели ее конец газорезкой. Припой сразу же надо удалить, пока тот не остыл, и обработать это место канифолью. Нарастили короткий оборванный вывод обмотки, установив на него новый наконечник. Затем газорезкой мы нагрели новый припой над отверстием в наконечнике, что бы он заполнил это отверстие. Сразу же после заполнение отверстие припоем, конец оборванного контакта нужно засунуть в наконечник с припоем и зафиксировать, что бы припой остыл и контакт остался там. Дальше устанавливаем шпильку на клеммник и закрепляем их там с помощью гаек. Стропальщик осуществляет доставку электродвигателя на испытательный стенд. Оперативно-ремонтный персонал подключает электродвигатель к силовой сети.. Электродвигатель работает ровно, без вибрации, без посторонних шумов. Проверяем на наличие вибрации электродвигателя виброметром. Проверяем температуру нагрева подшипников пирометром. Заполняем протокол испытания электродвигателя. По амперметру на испытательном стенде проверяем соответствие токов холостому ходу, дисбаланс токов, отсутствие колебаний и скачков токов.

Читайте также:  Ремонт фасада промышленного здания

Ремонт силового трансформатора

Перед нами стояла задача ремонт и сборка силового трансформатора марки ТМ250/10 AL. Для того, что бы приступить к работе, я надел спецодежду одежду, каску и перчатки. Начальник участка выдал письменное распоряжение №563 на ремонт этого трансформатора, провёл нам инструктаж о безопасных методах работы, о порядке применения инструмента, приспособлений и средств защит. После того как мы подошли к трансформатору, производим первичный осмотр. В ходе первичного осмотра нашли неисправность, были обнаружены окисления и трещины в пайке контактов НН стороны трансформатора, а также почернение изоляции НН обмотки на контактах. После зачистки контактов, как стороны ВН так и стороны НН, было принято решение вызвать специалиста из отдела лаборатории для проверки сопротивления обмоток ВН и НН. Изоляция проверена не было из-за того что в трансформаторе был низкий уровень масла. После проверки лаборант разрешил сборку силового трансформатора.

После сборки трансформатора, было принято решение отправить трансформатор в лабораторию для его детальной диагностики и проверки работоспособности. После сборки трансформатора мы отчитались мастеру о выполненной работе по распоряжению №563. После чего оно было закрыто.

Приложение А

Генеральный план ангара участка №4

Рис.1 Генеральный план электроснабжения ангара уч.№4
Подстанция
Фидер №3

КТП 10/0.4 кВ «Столовая»

Рис.2 Силовая часть ангара уч.№4

Приложение Б

Фотоотчет практики

1.Выездс целю проведения планового осмотра всех электрических устройств как КТП 10/0.4 вК, так и станций управления.

Рис.3 КТП73 10/0.4 кВ куст 14
Рис.4 Трансформатор 160 кВА, сторона высокого напряжения

Рис.6 Станция управления (старого образца) качалкой
Рис.5 Проверка контактов пирометром на наличие нагревов

Рис.7 Проверка токов на соответствие их паспортным данным амперклещами

Рис.8 Однолинейная схема электроснабжения в КТП 73 куста 14

2. Участок ремонта:

Участок ангара предназначенный для ремонта двигателей. На фотографиях ниже представлены стол для ремонта двигателей, полка с отремонтированными двигателями, участок обкатки эл. двигателей.

Рис.10 Полка с отремонтированными двигателями

Рис.11 Двигатели, пришедшие на ремонт из Киенгопа

Рис.12 Стенд обкатки высоковольтных электродвигателей (6 кВ).

Производственно эксплуатационная практика помогла мне закрепить на практике полученные мной знания за 3 курс учебы в ИжГСХА, а именно по таким предметам как «Ремонт и эксплуатация электрооборудования», «Электрические машины» и «Источники и системы теплоснабжения». На практике мне понадобились знания из этих предметов, такие как диагностика асинхронных эл.двигателей их принцип действия, компенсаторы трубопроводов теплосетей и др.

Так же на практике я «освежил» знания и навыки полученные мной во время прохождения практики после второго курса, а именно устройство КТП 10/0.4 кВ.

Литература

1. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок

2. Коломиец, А.П., Электропривод и электрооборудование / Коломиец А.П., Кондратьева Н.П., Владыкин И.Р., Юран С.И. / Учебник (Допущен МСХ РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 311300 – механизация с.х.) – М.: КолосС. 2006.

3. Судник, А.С. Автоматизация технологических процессов. / А.С.Судник, И.Ф.Бородин – М.:- КолосС. 2005.

4. Судник, А.С. Автоматизация технологических процессов. / А.С.Судник, И.Ф.Бородин – М.:- КолосС. 2005.

5. Коломиец, А.П. Монтаж электрооборудования и средств автоматизации / Коломиец А.П., Кондратьева Н.П., Юран С.И., Владыкин И.Р. / Учебник (Допущен МСХ РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 311400 – электрификация и автоматизация с.х. ) – М.: КолосС. 2007.

Источник

Оцените статью