- Ремонт валов электродвигателей и электрических машин
- Как перемотать якорь электродвигателя в домашних условиях
- Диагностика двигателя
- Инструкция: как перемотать обмотку якоря
- Ремонт коллектора электродвигателя
- Статическая балансировка якоря электродвигателя своими руками
- Когда нужен ремонт коллекторных электродвигателей?
- Особенности работы асинхронного двигателя болгарки
- Текущий ремонт коллекторных электродвигателей
- Как определить неисправность якоря болгарки
- Визуальный осмотр снаружи
- Осмотр прибора изнутри
- Прозвонка цепей тестером
- Проверка контактов лампочкой
- Ремонт коллекторных электродвигателей
- Замена якоря самостоятельно в домашних условиях
- Как снять якорь
- Видео: замена подшипников на болгарке
- Как поставить якорь на место
- Видео: как проверить болгарку
- Ремонт и восстановление коллектора электродвигателя
Ремонт валов электродвигателей и электрических машин
Ремонт якоря электродвигателя своими руками
Привет всем участникам!
Вентилятор печки Hyundai Elantra j3 перестал работать, проверка предохранителей — предохранители исправны. Требуется ремонт якоря электродвигателя вентилятора part № 97113-2D000
В нашем случае варианты замены вентилятора на те, что были в наличии в магазине автозапчастей не подошли, хотя они являлись аналогами согласно каталога exist.ru., а стоимость оригинального вентилятора составляла от 7000 рублей и выше.
Решение: будем восстанавливать коллектор якоря электродвигателя своими руками.
Стоимость работы: 0 рублей
Тестирование мотора после ремонта
Техника часто подвергается перегрузкам и механическим повреждениям. Стоит всего раз уронить или что-нибудь пролить на инструмент, как на обмотке ротора появляется ржавчина, а сам якорь смещается. Последствия плачевны: электродвигатель перегревается, искрит и вибрирует. Работа с таким инструментом опасна.
Если у вас есть навыки ремонта техники и минимальный набор инструментов, то устранить неисправность поможет перемотка якоря в домашних условиях. Дело в том, что именно обмотка принимает на себя первые «удары» неправильной эксплуатации. Жилы проводника разрываются и обгорают. Их замена продлит жизнь техники и увеличит производительность двигателя.
Как перемотать якорь электродвигателя в домашних условиях
Прежде чем приступать к ремонту, подготовьте инструменты и материалы:
- мультиметр. Если его нет, то понадобится индикатор напряжения, мегомметр и лампочка на 12 В с мощностью 30–40 Вт;
- новую обмотку. Диаметр жилы должен быть идентичен диаметру старой обмотки;
- паяльник;
- диэлектрический картон толщиной 0,3 мм;
- лак или эпоксидную смолу;
- моток толстых хлопчатобумажных нитей;
- наждачную бумагу.
Чтобы не делать лишнюю работу, важно правильно выявить причину поломки техники. Для этого осмотрите инструмент и проверьте, поступает ли ток на коллектор и кнопку пуска, при помощи мультиметра или индикатора. Если все в порядке, то нужно осмотреть прибор изнутри.
Диагностика двигателя
Отключите инструмент от питания, и разберите корпус. Понюхайте ротор. Если произошло межвитковое замыкание, то изоляционное покрытие оплавляется и источает резкий запах.
Когда внешних признаков неисправности нет, стоит проверить ламели якоря мультиметром. Переключите прибор в режим омметра, и выставьте диапазон в 200 Ом. Двумя щупами «прозвоните» соседние ламели. Смена сопротивления свидетельствует о поломке в катушке.
Омметр можно заменить лампочкой. Подключите плюс и минус клеммы на вилку прибора, а в разрыв поставьте лампу. Вращайте вал якоря рукой. Если лампочка «моргает», значит, произошло межвитковое замыкание. Лампа не горит? Значит, произошел обрыв цепи или отсутствует сопротивление в одной из ламелей.
Замена обмотки и новая изоляция предотвратят перегорание двигателя. Чтобы продлить срок эксплуатации электродвигателя, перемотку ротора рекомендуется проводить не реже чем раз в два года.
Инструкция: как перемотать обмотку якоря
Перед перемоткой нужно зафиксировать основные показатели двигателя. Посчитайте и запишите: количество пазов якоря и ламелей коллектора. Определите шаг намотки. Наиболее распространенный шаг 1–6 — когда катушка укладывается в начальный паз, затем в 7 и закрепляется на 1 пазу.
В некоторых заводских обмотках применяется сброс вправо или влево. Например, при намотке и сбросе вправо, катушка уходит вправо от начального паза. Так, при количестве пазов якоря 12, шаге намотки 1–6 и сбросе вправо, обмотка закладывается в 1 паз, затем в 8 и после намотки нужного количества витков, закрепляется во 2 пазу. Все это нужно учесть. В противном случае обмотка будет уложена неверно, что негативно скажется на направлении вращения.
Перемотка якоря электродвигателя своими руками займет порядка 4 часов. Чтобы при сборке не возникло сложностей, рекомендуется фотографировать исходное расположение деталей, во время каждого этапа работы:
- Определение направления и начального паза намотки. Найдите на обмотке катушку, которая не перекрыта другими. Это последняя катушка. Если укладка обмотки идет вправо, значит, начальный паз расположен правее левой стороны последней катушки. С него и нужно начинать укладывать проводник. Так перемотка якоря будет максимально приближена к заводским условиям. Отметьте паз маркером. При исходной симметричной намотке, катушки укладываются попарно, поэтому последних катушек и начальных пазов тоже два. Выявляют их также. Чтобы поиск пазов не вызвал затруднений, обратите внимание на изображение:
Ремонт коллектора электродвигателя
Одна из наиболее частых причин ремонта коллектора эл. двигателя – образование шероховатостей на его поверхности.
Данная проблема возникает при:
- Нанесении царапин на медные пластины твердыми частицами, попавшими под щетки.
- Появлении окиси на поверхности пластин в результате длительной эксплуатации электрической машины в условиях повышенной влажности.
- Накоплении нагара из-за искрения щеток во время работы.
Все приведенные проблемы приводят к ухудшению контакта с щетками, а потому шероховатость требуется устранять. Восстановление коллектора электродвигателя в данном случае осуществляется путем шлифовки специальной бумагой (с абразивом мелкой зернистости) до образования идеально ровной и гладкой поверхности.
Вторая проблема, по причине которой необходимо выполнять ремонт коллектора электродвигателя постоянного тока, – образование желобков. Эти дефекты появляются в результате трения щеток, расположенных одна напротив другой. Длительная эксплуатация электрической машины в таком случае приводит к тому, что поверхность коллектора становится волнистой. Для обеспечения равномерного износа медных пластин, щетки следует располагать в шахматном порядке, максимально используя длину коллектора. Проблема наличия желобков устраняется проточкой на токарном станке без съема данного функционального узла с вала.
Выступление миканита между пластинами – проблема, возникающая естественным образом в процессе эксплуатации электродвигателя. Она вызвана тем, что используемый при производстве коллекторов изоляционный материал тверже меди. Контактные пластины изнашиваются под щетками быстрее, чем изоляция. Со временем она начинает выступать над поверхностью коллектора, ухудшая контакт и ускоряя износ щеток. Выступающий миканит устраняется путем продороживания пространства между пластинами при помощи специального инструмента. После удаления миканита на пластинах выполняются фаски, проводится шлифовка поверхности.
Биение коллектора возникает по таким причинам:
- из-за неравномерно расположенных пластин в результате некачественной сборки;
- из-за неправильной центровки якоря;
- из-за неисправного подшипника электрической машины.
Восстановление коллектора электродвигателя в последнем случае проблема устраняется ремонтом подшипника, в первом – проточкой на токарном станке. В случае неправильной центровки якорь центрируется заново на специальном оборудовании.
Узнать цены на ремонт коллектора электродвигателя, перемотку электрического агрегата и другие Вы можете, изучив приведенный прайс-лист. Конечная стоимость услуги определяется в индивидуальном порядке, с учетом сложности проблемы и типа двигателя.
Статическая балансировка якоря электродвигателя своими руками
Залогом бесперебойной работы техники после перемотки якоря, является правильная балансировка. В крупных компаниях по ремонту электродвигателей, на специальном станке делают динамичную балансировку. Так как перемотать якорь самому в первый раз сложно, то выявить грубые ошибки, поможет приспособление для статической балансировки «На ножах». Его легко сконструировать самостоятельно.
Подберите два лезвия из стали. Они должны обладать хорошей прямолинейностью и чистотой обработки. Установите лезвия на жестком основании параллельно друг другу. Расстояние между лезвиями — размер якоря. В итоге должно получиться такое приспособление:
Схематичное изображение приспособления «На ножах», где 1 — якорь электродвигателя; 2 — стальные лезвия; 3 — основание; А и Б — точки для припаивания грузов.
Метод балансировки прост: якорь размещают на лезвиях и наблюдают за его перемещением. Якорь будет поворачиваться, так как самая тяжелая часть будет оказываться внизу. Задача – переместить центр тяжести как можно ближе к оси якоря, которая обозначена пунктиром. При качественной балансировке якорь остается неподвижным. Чтобы выровнять вес, на точки А и Б навешивают грузы из пластилина. Когда достигается равновесие, грузы снимают, взвешивают и припаивают металл, равный их весу.
Теперь вы знаете, как перемотать якорь своими руками. Благодаря навыкам балансировки, ваш инструмент не будет вибрировать и перегреваться, даже при мелких недочетах в укладке обмотки. Регулярная проверка контактов и плановая чистка корпуса, помогут свести к минимуму вероятность поломки техники.
Метод балансировки прост: якорь размещают на лезвиях и наблюдают за его перемещением. Якорь будет поворачиваться, так как самая тяжелая часть будет оказываться внизу. Задача — переместить центр тяжести как можно ближе к оси якоря, которая обозначена пунктиром. При качественной балансировке якорь остается неподвижным. Чтобы выровнять вес, на точки, А и Б навешивают грузы из пластилина. Когда достигается равновесие, грузы снимают, взвешивают и припаивают металл, равный их весу.
Теперь вы знаете, как перемотать якорь своими руками. Благодаря навыкам балансировки, ваш инструмент не будет вибрировать и перегреваться, даже при мелких недочетах в укладке обмотки. Регулярная проверка контактов и плановая чистка корпуса, помогут свести к минимуму вероятность поломки техники.
Когда нужен ремонт коллекторных электродвигателей?
Неисправность коллектора проявляется выработкой от постоянного контакта с угольными щетками. Образуемая кольцеобразная впадина является причиной пропадания контакта и неустойчивой работы мотора. Для мощных электродвигателей дефект устраняется методом проточки на токарном станке. В агрегатах, предназначенных для бытовой техники, такая процедура не оправдана ‒ выгоднее купить новый якорь.
Иногда причиной выхода из строя двигателя может стать замыкание обмотки ротора, статора, а также пробой изоляции. Поломка проявляется усиленным искрением щеток вплоть до появления кругового огня. Для проверки якорной обмотки мастера сервисного центра применяют метод косвенных измерений, так как сопротивление составляет всего несколько Ом.
С этой целью к обмоткам через амперметр подключается регулируемый источник тока и выставляется значение на первых контактах коллектора. Коммутируя щупом соседние ламели, определяется резкое увеличение показаний прибора, свидетельствующее о наличии короткого замыкания, или резкое уменьшение, указывающее на обрыв обмотки. При неисправности якоря выполняется перемотка обмотки.
Износ или разрушение подшипников является причиной повышенного шума (гула) при работе электродвигателя. Своевременное устранение проблемы позволит не допустить заклинивания вала ротора и выхода из строя других деталей электрической машины. Таким образом, регулярный ремонт коллекторных электродвигателей очень важен. Наша рада предложить собственные услуги по проведению подобных ремонтных работ.
Заказчикам гарантируется грамотная диагностика агрегата, оригинальные запасные части и оперативное восстановление работоспособности электромоторов. Своевременный ремонт коллекторных электромоторов позволяет сэкономить на покупке новых электрических агрегатов и увеличить эксплуатационный ресурс. При первых симптомах, указывающих на проблемы с коллекторными двигателями, воспользуйтесь сервисом, который предоставляют наши специалисты. Клиентам гарантируется низкая цена перемотки электродвигателя и выполнения других ремонтных работ.
Особенности работы асинхронного двигателя болгарки
Практически во всех электроприборах, использующихся в быту, применяется асинхронный электрический двигатель. Важным преимуществом этого типа мотора является то, что при изменении нагрузки на него, частота оборотов не меняется. Это означает, что если, к примеру, долго и без остановки резать камень бытовой болгаркой, никаких внешних признаков перегрузки двигателя заметно не будет. Скорость вращения диска будет постоянная, звук однотонным. Изменится только температура, но этого можно и не заметить, если руки одеты в перчатки.
Текущий ремонт коллекторных электродвигателей
Среди достоинств подобного механизма необходимо отметить большой пусковой момент, компактные размеры, работа на переменном и постоянном токе и прочие. Некоторые специалисты также стремятся подчеркнуть недостатки подобных электродвигателей, например, множество деталей, относительно недолгий срок службы, высокий уровень шума и прочие. Текущий ремонт коллекторных электродвигателей позволит значительно продлить срок службы устройства и предотвратит необходимость в капитальных ремонтных работах.
Коллекторно-щеточный узел считается наиболее уязвимым местом двигателей подобного рода. Владельцы бытовых приборов, оснащенных коллекторными машинами, должны знать, что даже в исправном новом двигателе наблюдается искрение между щетками и коллектором. Когда же щеточки стачиваются и плохо прижимаются к коллектору, искрение может перерасти в электрическую дугу, которая приводит к нагреву ламелей коллектора и их отслаиванию от изолятора. В результате подобного процесса может появиться неровность, которая станет причиной постоянного искрения, и не исчезнет в случае замены щеток. Иногда причиной выхода из строя двигателя может стать замыкание обмотки ротора, статора.
Как определить неисправность якоря болгарки
Признаками поломки якоря болгарки являются: повышенное искрение щёток на коллекторе мотора, вибрация мотора на малых оборотах, вращение рабочего вала в разные стороны. Если такие симптомы присутствуют, работу инструментом следует прекратить — это опасно. Подозрения легко проверить с помощью несложных тестов.
Визуальный осмотр снаружи
Поиск неисправности следует начать с визуального осмотра болгарки:
- Провести общий осмотр инструмента.
- Обратить внимание на целостность сетевого шнура, наличие напряжения в розетке.
- При помощи индикатора напряжения убедиться, что ток поступает на коллектор двигателя и кнопку пуска.
Осмотр прибора изнутри
Если с питанием всё в порядке, но болгарка не работает, придётся вскрыть корпус, чтобы получить доступ к мотору. Как правило, разборка не представляет сложностей. Но необходимо придерживаться простых правил, которые позволят избежать неприятностей во время обратной сборки:
- Обязательно отключить прибор от сети перед разборкой.
- Снять со шпинделя рабочий диск и защитный кожух.
- Произвести вскрытие корпуса в хорошо освещённом месте, на чистой поверхности стола.
- Запомнить расположение всех деталей и узлов перед разборкой. Рекомендуется зарисовать или сфотографировать внутреннее устройство прибора.
- Шурупы и винты крепления складывать в отдельном месте, чтобы не потерялись.
Осматривать мотор лучше всего под ярким освещением, чтобы все мелкие детали были хорошо различимы. Якорь должен свободно вращаться вокруг своей оси, правильно работающие подшипники не должны при работе издавать звук. На якоре не должно быть следов оплавившейся проводки, обмотки контура должны быть целыми, без разрывов. Можно понюхать ротор. При межвитковом замыкании изоляционный лак подгорает и издаёт устойчивый специфический запах. Но для такой диагностики необходим определённый опыт.
Прозвонка цепей тестером
Если визуальный осмотр не дал явных результатов, продолжить обследование рекомендуется при помощи мультиметра. Выставив тумблер переключения режимов в положение омметра (диапазон 200 Ом), необходимо двумя щупами «прозвонить» две соседние ламели якоря. Если сопротивление на всех витках одинаковое, это значит, что обмотки исправны. Если же на каких-то парах тестер показывает другое сопротивление или обрыв цепи — в этой катушке неисправность.
Разрыв проводки может произойти между обмоткой и сердечником. Следует внимательно обследовать места соединения катушек с ламелями коллектора в нижней части якоря, визуально проверить пайку контактов.
Проверка контактов лампочкой
Если нет тестера, выйти из положения можно с помощью простой лампочки на 12 вольт. Мощность может быть любой, оптимально 30–40 Вт. Напряжение от аккумулятора 12 вольт надо подать на вилку болгарки, вставив в разрыв одного провода лампочку. При исправном якоре, если вращать шпиндель рукой, лампочка должна гореть, не изменяя яркости. Если накал меняется — это верный признак межвиткового короткого замыкания.
Если же лампочка не горит, то это может говорить о следующем:
- Возможно зависание щёток в нерабочем положении. Сработалась подпорная пружина.
- Произошёл разрыв питающего контура.
- Произошло замыкание или разрыв в обмотке статора.
Существуют и другие способы диагностики, но они требуют более сложного оборудования, которое в домашних условиях обычно не применяют. Опытный мастер определит поломку с высокой степенью точности, используя «пробойник» или простейший трансформатор с разрезанным тороидальным сердечником и одной первичной обмоткой.
Ремонт коллекторных электродвигателей
Коллекторные двигатели являются широко распространенными механизмами, использующиеся в электроинструменте, стиральных машинах, мелких бытовых приборах. Популярность коллекторных электромоторов для бытовой техники объяснятся компактными размерами, простой конструкцией и возможностью регулировать частоту вращения без потери мощности. На сегодня именно эти механизмы установлены в более чем 85% существующих стиральных машин.
Устройство электрических машин
Конструктивная особенность коллекторного двигателя заключается в подключении обмотки якоря к коллектору, который выполняет функцию механической коммутации (переключателя обмоток) и датчика, определяющего положение ротора в данный момент времени. В промышленности и бытовой технике применяются коллекторные моторы двух типов: постоянного тока с высоким пусковым моментом на катушках возбуждения или на постоянных магнитах, а также универсальные, работающие от переменных или постоянных источников питания. Основные элементы коллекторного электродвигателя:
- коллектор (механический коммутатор);
- держатели для токопроводящих щеток, подающие напряжение на обмотки ротора через коллекторные пластины;
- сердечник статора из пластин электротехнической стали;
- статорная обмотка;
- вал якоря.
Как и любой другой двигатель, эти устройства имеют свойство периодически выходить из строя. Ремонт коллекторных электродвигателей может быть текущим или капитальным. В первом случае речь идет скорее о профилактических мерах, чем о ремонте, а вот во втором случае коллекторный электродвигатель будет подвергаться разборке и замене деталей.
Наиболее часто возникают следующие неисправности, требующие ремонта коллекторных электродвигателей:
- естественный износ щеток или поломка щеточного узла;
- выработка коллектора;
- замыкание якорной обмотки;
- пробой изоляции;
- разрушение подшипников.
Замена якоря самостоятельно в домашних условиях
Практика показывает, что если решено заменить якорь болгарки, то менять его лучше всего вместе с опорными подшипниками и крыльчаткой охлаждения двигателя.
Для замены потребуются:
- Новый якорь УШМ. Должен соответствовать вашей модели. Взаимозамена с другими моделями — недопустима.
- Отвёртки, гаечные ключи.
- Мягкая щётка и ветошь для протирки механизма.
Как снять якорь
Замена якоря начинается с разборки болгарки. Выполняются следующие шаги:
- Отвёрткой выкручиваются щёточные узлы с двух сторон. Извлекаются щётки.
Видео: замена подшипников на болгарке
Как поставить якорь на место
Чтобы установить на место новый якорь болгарки следует взять новую деталь, после чего собрать инструмент в обратном порядке. Последователь действий следующая:
- На вал якоря устанавливается диск фиксации.
- Методом напрессовки устанавливается подшипник.
- Насаживается малая шестерня и фиксируется стопорным кольцом.
- Якорь заводится в корпус редуктора, совмещаются стыковочные отверстия.
- Закручиваются болты крепления редуктора.
- Якорь с редуктором вставляется в корпус болгарки и фиксируется.
- Щётки осаждаются на свои места, закрываются крышками.
После выполнения указанных действий болгарка готова к работе. Замена якоря произведена.
Видео: как проверить болгарку
Древняя суфийская мудрость гласит: «Умён тот человек, который способен выйти с достоинством из сложной ситуации. Но мудр тот, кто в такую ситуацию не попадает.» Соблюдая правила эксплуатации бытовой техники, не допуская перегрева мотора, можно избежать поломок и неурядиц в работе болгарки. Содержание и хранение инструмента в чистоте и сухости предотвратит его механизмы от загрязнения и окисления токонесущих элементов. Своевременное техническое обслуживание инструмента гарантированно избавит от неприятных сюрпризов во время работы.
Ремонт и восстановление коллектора электродвигателя
Необходимость в проведении такой работы, как ремонт коллектора электродвигателя может возникнуть по ряду причин, включая естественный износ или какие-либо повреждения в процессе эксплуатации. Наша компания принимает заказы на восстановление коллектора электродвигателя любого уровня сложности для промышленных машин (тяговые, крановые, лифтовые) и бытовой техники (мощностью менее 2 кВт). Имея все необходимое оборудование и колоссальный опыт в этом вопросе, мы гарантируем оперативность и высокое качество починки (восстановления) электроагрегатов. Даная услуга может предоставляться в комплексе работ при проведении капитального, срочного, текущего ремонт электромоторов в Москве .
К основным неисправностям коллектора, возникающим в процессе работы электродвигателя, относится:
- наличие шероховатостей на поверхности;
- возникновение желобков (износ под воздействием щеток);
- выступание миканита между медными пластинами;
- биение при вращении;
- замыкание пластин.
Сложность ремонта определяется степенью и характером возникшей проблемы. В большинстве коллектор удаётся отремонтировать без полной разборки и без съема его с вала электродвигателя.
Источник