Ремонт коллекторов контактных колец электрических машин

Pereosnastka.ru

Обработка дерева и металла

У контактных колец и коллектора чаще всего повреждается рабочая поверхность. Незначительные подгары и шероховатости на поверхности контактных колец устраняют зачисткой и полировкой стеклянной шкуркой при рабочей частоте вращения машины без демонтажа колец. При значительных подгарах, выбоинах, раковинах и особенно при нарушении цилиндрической формы ротор с кольцами небольших двигателей устанавливают на токарном станке и протачивают. Толщина проточенного кольца должна составлять не менее 80% толщины нового. При больших раковинах и глубоких трещинах кольца заменяют новыми.

Рис. 1. Схема соединения стержней для пайки:
1 — стержень, 2 — хомутик, 3 — клин

Если нарушена изоляция между кольцами и шпилькой, их снимают и устанавливают новую изоляцию. Нарушение изоляции между кольцами устраняют заменой изоляционной втулки на шпильке.

Рис. 2. Контактные кольца:
а – обычные, б — на пластмассе; 1 — вал двигателя, 2 – фланец, 3 — контактные кольца, 4 — пластмассовая втулка, 5 — шпильки, 6 — токоотводящий болт, 7 — стальная втулка, 8 — изоляционное кольцо, 9 — пластмасса, 10 — медный вывод

Рис. 3. Коллектор:
а – обычный, б — на пластмассе; 1 — стальной корпус, 2 — мика-нитовая изоляция, 3 — петушки, 4 — коллекторная пластина, 5 — конусная нажимная шайба, б – винт, 7 — изоляционные прокладки, 8 — пластмасса, 9 — армировочные кольца

Иногда выгорают шпильки, ввернутые в кольца. В этом случае резьбовое отверстие в кольце рассверливают и вваривают латунную или медную шпильку в кольцо. В настоящее время выпускают контактные кольца на пластмассе, имеющие более надежную изоляцию между токопро-водящими частями и от вала.

Более сложными являются работы по ремонту коллекторов, устройство которых показано на рис. 54.

Незначительные обгары коллекторных пластин устраняют обточкой поверхности коллектора и шлифовкой стеклянной шкуркой. Иногда коллектор обтачивают без разборки машины. В этом случае пользуются приспособлением, исключающим вибрацию резца. Чтобы не образовались заусенцы между коллекторными пластинами, коллектор обтачивают резцом из твердого сплава при высоких скоростях резания.

Очень часты случаи неравномерного износа медных пластин и миканитовой изоляции, прокладываемой между ними. Миканитовая изоляция в меньшей степени истирается щетками и поэтому иногда выступает над поверхностью коллектора, что нарушает правильную работу щеток. В этом случае изоляцию фрезеруют на глубину около 1 мм от поверхности пластин. Эту операцию называют продороживанием коллектора и выполняют на специальном станке или с помощью специального приспособления. В процессе эксплуатации электрической машины частичное продороживание коллектора иногда выполняют кусочком ножовочного полотна, сточенного до толщины, не превышающей толщины изоляции. После продороживания коллектор шлифуют и очищают.

Рис. 4. Приспособление для продороживания крупных коллекторов:
1 — электродвигатель, 2 — гибкий валик, 3 — скоба, 4 – ручки, 5 — фреза

Выступание пластин на краю коллектора вследствие большого его износа, отлом петушков, замыкание пластин на корпус и между собой можно устранить только при полной или частичной разборке коллектора (разборка коллектора, выполненного на пластмассе, невозможна).

Источник

Ремонт коллекторов контактных колец электрических машин

Ремонт коллекторов на пластмассе. Наиболее часто встречающиеся дефекты: царапины, выработка и подгар контактных пластин, трещины в пластмассе, местное выгорание пластмассы, электрический пробой изоляции, замыкание пластин на корпус и между собой, распайка пластин с обмоткой. Ремонтируются эти коллекторы без разборки.

Читайте также:  Стиральная машина автомат ремонт запчасти

При обнаружении незначительных перекрытий на поверхности пластмассы их зачищают стеклянной бумагой, протирают салфетками и не менее двух раз покрывают эмалью воздушной сушки. Прожоги на значительной площади удаляют проточкой на токарном станке на глубину 2—3 мм. Проточенную поверхность шлифуют стеклянной шкуркой, обезжиривают и покрывают эмалью. Трещины глубиной до 3 мм и прогары удаляют сверлением. Обработанные места очищают от пыли, обезжиривают и заполняют эпоксидным компаундом холодного отвердевания. После застывания компаунда его покрывают эмалью. Замыкание пластин в местах, доступных для осмотра, устраняют расчисткой дорожек между пластинами и обработкой оплавленных или обгоревших пластин шабером.

Рассмотренные дефекты, как правило, происходят на стороне коллектора, свободной от обмотки, так как эта сторона загрязняется пылью и маслом. При ремонте коллектор можно с вала не снимать. На стороне коллектора, к которой припаяна обмотка,

такие дефекты встречаются редко, и обнаружить их можно только после того, как обмотка отпаяна от коллектора.

Для устранения сильных подгаров, выработок, неровностей, биения рабочей поверхности коллектор протачивают по наружной поверхности не снимая с вала. Для проточки якорь устанавливают в центре или на люнеты токарного станка. После проточки производят продораживание и снятие фаски.

Ремонт коллекторов на стальной втулке. В отличие от коллекторов на пластмассе коллекторы на стальной втулке в некоторых случаях разбираются и в них заменяются отдельные контактные и изоляционные пластины. Замена пластин может производиться без снятия и со снятием коллектора с вала.

В обоих случаях разборка производится следующим образом. Обвязывают коллекторные пластины стальной отожженной проволокой 7 ( 8.12, а), отвертывают стопоры 2, гайку 1 и снимают нажимной конус 3 вместе с бандажом 4 и манжетой 6, осматривают манжету и пластины с торца. При незначительных повреждениях манжеты (пробой) очищают поврежденное место и устанавливают^ на клей миканитовые прокладки. При подгаре пластин с торца зачищают поврежденное место. Для снятия кольца коллекторных пластин 5 необходимо отпаять обмотку от петушков 10. Если обмотка припаяна, производят распайку паяльником, если приварена — производят проточку торца петушков на глубину проварки. Как правило, глубина проварки не более 2—3 мм в зависимости от диаметра коллектора. В конструкции коллектора со сваркой обмотки предусматривается возможность одно- или двукратной проточки места сварки. После отсоединения обмотки снимают кольцо коллекторных пластин 5 с нажимного конуса 11 и осматривают изоляционный цилиндр 8 и вторую манжету 9. При необходимости их исправляют.,

При пробое изоляционной прокладки 12 между коллекторными пластинами или сильном выгорании коллекторных пластин

(не более 4—5 шт.) необходима их замена. Это сложная операция — выемка даже одной коллекторно.й пластины может нарушить монолитность всего коллектора и привести к потере правильной геометрической формы. Для такого ремонта применяют приспособление, показанное на 8.13.

Коллектор устанавливают на подставку 5, на пластины надевают диск 3 и стягивают шпильками 4. Отвертывают стопоры, гайку 1 и снимают конус 2 и манжету. Диск 3 имеет вырезы 6 напротив коллекторных пластин, подлежащих замене. Поврежденные пластины выбивают в радиальном направлении зубилом, нанося по нему легкие удары молотком. Взамен извлеченных пластин устанавливают новые из меди той же марки. Новые пластины и новые изоляционные прокладки предварительно спрессовывают. Производят сборку коллектора. Коллектор необходимо проточить и произвести его формовку. Формовка производится при скорости врашения, превышающей на 20% номинальную, и высокой температуре. Формовку, подпрессовку и подтяжку нажимных конусов прекращают при биении менее 0,03 мм.

Читайте также:  Ремонт стиральной машины схемы подключения

Ремонт коллекторов крупных электрических машин содержит те же операции, что и ремонт коллекторов на стальной втулке. При неравномерном износе рабочих поверхностей пластин, биении поверхности коллектора производят его проточку при вращении якоря в собственных подшипниках. Для этого вынимают из гнезд щетки, снимают часть щеткодержателей, на фундаментной плите устанавливают суппорт с резцедержателем и, вращая якорь приводным двигателем, производят проточку, защищая обмотку от попадания стружки парусиновыми чехлами.

Причиной биения коллектора может быть ослабление крепления пластин. В этом случае подтягивают стяжные шпильки сначала в холодном состоянии, а затем с подогревом до 100— 110°С и протачивают поверхность.

При замене коллекторных пластин на коллектор надевают хомут, снимают левый нажимной конус и извлекают пластину через прорезь в хомуте. Последующие операции описаны выше. При сильном износе всех пластин их заменяют. Процесс изготовления пластин и сборки аналогичен изготовлению коллектора на электромашиностроительном заводе.

Ремонт контактных колец. При выработке поверхности контактных колец производят их проточку. Капитальный ремонт выполняют в случае пробоя изоляции на втулку или между кольцами, при выгорании контактной шпильки или большом износе колец. При капитальном ремонте кольца спрессовывают с втулки, срезают с нее миканитовую изоляцию, тщательно очищают наружную поверхность. Изолирование втулки и сборка колец производятся так же, как на электромашиностроительных заводах.

Ремонт контактных колец.
Щетки должны быть притерты к коллектору или контактным кольцам всей поверхностью.

— детали, применяемые в качестве неподвижной части скользящего контакта для отвода и подвода тока на коллекторах и контактных кольцах электрич. машин.

Отличительная особенность — отсутствие коллектора, ток в обмотки ротора подается через контактные кольца.

Разобрать пылесос, вынуть электродвигатель,, снять колпак и зачистить коллектор якоря мелкой стеклянной шкуркой.
В механизме установлены контактные кольца.

Источник

Ремонт коллектора и щеток электрических машин постоянного тока

При работе генераторов и электродвигателей постоянного тока чисто наблюдается искрение на коллекторе, при этом на поверхности его появляются борозды, пластины подгорают. В результате коллектор и щетки быстро изнашиваются.

Искрение на коллекторе может быть вызвано неисправностями коллектора, щеток, щеткодержателей и обмоток электродвигателей.

Неисправности коллектора и их устранение

Шероховатость поверхности является наиболее распространенной неисправностью коллектора. Шероховатость поверхности коллектора возникает в результате царапин, нагара или слоя окиси на коллекторе.

Царапины наносятся твердыми частицами, попавшими на коллектор под щетки. Нагар образуется от искрения, а слой окиси на коллекторе появляется после длительного нахождения электродвигателя в местах с повышенной влажностью.

Шероховатость коллектора устраняют шлифовкой его поверхности мелкой стеклянной бумагой. Бумагу прижимают к вращающемуся коллектору специальной деревянной колодкой из твердого дерева с вырезом в ней по форме коллектора.

Образование желобков . При расположении щеток одна против другой после длительной работы электродвигателя на коллекторе образуются желобки, поверхность коллектора становится волнистой. Эту волнистость устраняют проточкой коллектора на токарном станке. Чтобы избежать возникновения желобков, щетки надо располагать в шахматном порядке.

Выступание миканита над пластинами. Миканитовые прокладки коллектора тверже медных пластин. Поэтому в процессе работы они меньше истираются и постепенно выступают над поверхностью пластин.

Для устранения этой неисправности необходимо продорожить коллектор, т. е. удалить выступающий между пластинами миканит тонкой пилкой. При продороживании пилку надо водить по линейке, уложенной параллельно краю пластины коллектора.

Читайте также:  Газета ремонт стиральной машины

После продороживания все канавки между пластинами коллектора прочищают волосяной щеткой и при помощи шабера снимают фаски с краев коллекторных пластин. После этого коллектор шлифуется и продувается сжатым воздухом.

Биение коллектора может появляться в результате: неисправности подшипника электродвигателя, неодинаковой высоты пластин коллектора, проявляющейся при некачественной сборке и неправильной центровке якоря электродвигателя.

Дли устранения биения коллектора неисправный подшипник ремонтируют или заменяют. Если биение коллектора происходит вследствие неодинаковой высоты ого пластин, то коллектор следует проточить на токарном станке до устранения биения. При неправильной центровке, вызывающей биение коллектора, якорь необходимо заново отцентрировать на специальном станке.

Неисправности щеток и их устранение

Щетки плохо пришлифованы , обломаны по краям или имеют царапины на прилегающей к коллектору поверхности.

Для устранения этого угольные и графитные щетки надо пришлифовать к коллектору стеклянной бумагой. При этом следует начинать с крупных номеров стеклянной бумаги и постепенно переходить к более мелким.

Применять для пришлифовке наждачное полотно запрещается, так как наждачная пыль, забиваясь в прорези между коллекторными пластинами, замыкает их между собой.

Щетки неправильно расположены на коллекторе . Это может быть в том случае, если они прилегают к пластинам коллекторов одной стороной, или траверса щеткодержателей установлена не по заводским меткам, имеющимся на ней и на корпусе.

Сдвинутую траверсу надо установить по заводским меткам. При отсутствии заводских меток или их неправильности (искрение не устраняется) нужно установить щетки на нейтраль, смещая их по коллектору (у генераторов — в сторону вращения, а у двигателей — в противоположную сторону) до полного исчезновения искрения.

Положение щеток на нейтрали соответствует: у генераторов — их наибольшему напряжению при холостом ходе; у двигателей — равенству чисел оборотов при прямом и обратном вращении.

Одностороннее прилегание щеток может быть устранено поворотом обоймы щеткодержателя или пришлифовкой их к коллектору, если обойма щеткодержателя неподвижна.

Щетки недостаточно прижаты к коллектору или неплотно установлены в обойме . Это бывает при слабом нажатии пружин щеткодержателя на щетки, слишком большом просвете между щеткой и обоймой либо при плохом закреплении траверсы и щеткодержателя.

Силу нажатия на щетку увеличивают посредством регулировки нажимной пружины. В случае отсутствия регулировочного устройства пружину заменяют на более жесткую. Для устранения колебания щетки в обойме щеткодержателя ее заменяют на большую — по размерам обоймы. Если же колебания щетки вызваны ослаблением креплений щеточного механизма, то надо затянуть укрепляющие болты на траверсе и щеткодержателях.

Чрезмерное увеличение силы тока, проходящего через щетки . Если плотность тока в щетке превышает величину, допустимую для данного типа щеток, то это приводит к неизбежному перегреву щеток.

Если после устранения рассмотренных повреждений искрение на коллекторе продолжается, то причиной его могут быть повреждения обмотки якоря или полюсов машины: короткое замыкание, распайка обмотки якоря в петушках, разрыв якорного проводника, замыкание на железо. В большинстве случаев эти повреждения исправляются при капитальном ремонте машины постоянного тока.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Оцените статью