- Ремонт колодок тормозных велосипедных
- Диманиум
- качу куда хочу
- Попытка восстановить тормозные колодки
- Замена тормозных колодок на велосипеде
- Велосипедные тормоза
- Тормоза ободные
- Замена ободных тормозных колодок на велосипеде
- Инструкция по настройке системы V-brake – в видео-обзоре:
- Тормоза дисковые
- Замена колодок в дисковых вело-тормозах
Ремонт колодок тормозных велосипедных
Сообщение SeGal » 2005-янв-18 16:18
Восстановление тормозных колодок дисковых тормозов
Автор: Алексей Болховитин (Cott)
Идея самому реставрировать тормозные колодки дисковых тормозов появилась после просмотра рекламы клея Поксипол. Если он действительно настолько прочно склеивает различные материалы и не боится ни воды, ни различных нагрузок, почему бы ему не подержать чуть-чуть кусочек фрикционной накладки на железном основании тормозной колодки?
Нам понадобятся старые колодки, подлежащие восстановлению (у нас были от механических Promax), фрикционная накладка для диска сцепления от Жигулей или Запорожца — попросту феродо с вкраплениями медной или бронзовой проволоки, клей Поксипол. Из инструмента: ножовка по металлу, эл. точило (если нет, то драчевый напильник), крупная наждачная бумага и линейка с чертилкой.
Для начала готовим склеиваемые поверхности, но прежде необходимо измерить ширину оставшихся фрикционных накладок на восстанавливаемых колодках. Удаляем остатки накладок с железного основания колодок. Делается это на эл. точиле или напильником. Из диска феродо выпиливаем полоску (рис. 1.) шириной, измеренной ранее (у нас было 17 мм). Спилы желательно выровнять напильником (но необязательно, просто потом самому в руки будет приятнее брать). Длина полоски должна быть такой, что бы ее края по длине выступали за основание колодки (рис. 2.). Все знают, что склеиваются лучше шершавые поверхности, нежели гладкие. Шероховатость заготовкам можно придать наждачной бумагой. Следует учесть то, что иногда диски феродо с одной стороны красят – не клейте феродо к основанию крашеной стороной.
Приступаем к склеиванию. Процесс приготовления клея и технология склеивания описаны в инструкции к клею. В двух словах: смешиваем два компонента, намазываем склеиваемые поверхности, прижимаем друг к другу. Через час склеенные детали можно обрабатывать.
Доводка колодок до кондиции сводиться к обтачиванию феродо до размера основания колодки (рис. 3.) и заваливанию краев феродо внутрь (рис. 4.). Если толщина феродо превышает 2,5 мм, следует сточить его на эл. точиле или напильником (рис. 5).
Для окончательного затвердения клея необходимы 24 часа, после чего колодки полностью готовы к употреблению.
Со времени восстановления тормозных колодок, о которых шла речь, до написания этой статьи, они прошли более 1000 км. Стояли они на заднем тормозе велосипеда STARK Tactic Disc ’03. Вот их фото на сегодняшний день:
На всех фото::
слева — внешняя колодка, справа — внутренняя.
Эти тормозные колодки еще походят на каком-нибудь другом велосипеде. Просто, на родном была установлена гидравлика Hayes.
Цена клея Поксипол – 100 руб. (2 тюбика по 7 гр. в каждом). Цена диска феродо – 40 руб. Данного количества клея и 1-го диска феродо хватит на восстановление 10 пар колодок. Временные затраты: полчаса чистого рабочего времени, не считая предварительного застывания клея (1 час). Стоимость расходных материалов на 1 пару колодок – 14 руб. .
Источник
Диманиум
качу куда хочу
Попытка восстановить тормозные колодки
На эту мысль меня натолкнула вот эта находка возле моего дачного участка:
У меня на велосипеде стоят тормоза Shimano SLX M675 (кстати, очень крутые!). И вот там колодки уже на последнем издыхании — стерлись почти полностью. Соответственно, мысль о том, чтобы попытаться выточить их своими руками пришла в голову сама собой.
Первая трудность: вырезать пластину таким образом, чтобы ее толщина по всей площади была равномерной. Руками такое не сделать — обязательно получится завал в какую-нибудь сторону и поверхность будет не плоской, а с закругленными краями. Поэтому я быстренько соорудил вот такую оправку:
Внутри находится текстолитовая вставка с выпиленным шаблоном под будущую тормозную накладку (я делал по образцу Shimano G01S Resin).
Толстые железки с обоих сторон задают толщину будущей накладки и одновременно не дают завалить края при стачивании. После небольшой возни с наждачной бумагой, получилась вот такая пластинка (толщиной ровно 2.5 мм):
Теперь надо удалить остатки старой накладки с тормозной колодки. Просто сточить ее наждачкой нельзя, т.к. под ней есть специальные выступы, препятствующие смещению колодки во время эксплуатации (ну и способствующие точному позиционированию накладки перед приклеиванием). Вот как это выглядит после очистки:
Кстати, диаметр этих выступов 3.6 мм, расстояние между ними 14.5 мм. И они находятся не по центру, а смещены почти на миллиметр от нижнего края колодки.
Под эти выступы надо сделать небольшие углубления во фрикционном материале. Для этих целей с обратной стороны оправки я проделал два отверстия. Вот их видно на фотке:
И через эти отверстия просто немного поковырял тормозную накладку отверткой. Получилось вроде неплохо.
Вторая трудность: склеить все это между собой.
Прочность клеевого шва должна быть хорошей. Это все-таки тормоза — единственное, что отделяет нас от преждевременного отбытия в мир иной. К тому же, на длительных спусках, тормозные колодки прилично нагреваются, поэтому клей должен выдерживать нагрев до высоких температур.
Поэтому для приклеивания тормозных накладок применяют специальный клей ВС-10Т, но найти его в продаже вообще нереально. К счастью, этот клей практически ничем не отличается от обычного клея БФ, поэтому может быть легко им заменен.
Клей ВС-10Т представляет собой раствор поливинилацеталя, феноло-формальдегидной смолы и алкоксисилана в смеси органических растворителей.
Для склеивания металлов и пластмасс применяют клеи БФ, в состав которых входят феноло-формальдегидные смолы, модифицированные поливинилбутиралем. Отдельные марки клеев БФ различаются соотношением этих двух основных компонентов. Феноло-формальдегидная смола придает соединениям прочность и термостойкость, а поливинилбутираль — эластичность и вибрационную стойкость.
Я буду клеить колодки аптечным клеем БФ-6 (его достать проще всего — 40 руб в любой аптеке, но вообще можно использовать любой БФ).
После нанесения первого слоя клея его выдерживают 1 час при комнатной температуре для удаления растворителя. Затем аналогичным образом наносят второй слой клея и сушат его еще 1 час. После этого склеиваемые поверхности соединяют и помещают в пресс (зажимы),обеспечивающий давление склеивания 1-5 кгс/см2. Пресс со склеенными элементами помещают в термошкаф, нагретый до (180±5) °С и выдерживают при этой температуре в течение 2 часов.
У меня древняя духовка без термометра, поэтому температуру я выставил по моменту плавления крупинки сахара:
Как известно, температура плавления сахара 160-165 градусов, а карамелизация происходит около 175-180°C, то есть как раз то, что нам надо. Кстати, обугливание сахаров начинается где-то с 200°C, так что имейте в виду.
Итак, вот наша свежеиспеченная тормозная колодка:
А вот как выгодно она смотрится на фоне старой:
Единственный косяк, который я допустил: проложил между губками тисочков и фрикционной накладкой небольшой деревянный брусочек. Во-первых, дерево при такой температуре начинает слегка обугливаться и вонять на всю квартиру (хотя не сказал бы, что запах неприятный). Во-вторых, и это самое печальное, оно усыхает и в какой-то момент деталь остается вообще незажатой. Когда я вытаскивал тиски из духовки, колодка просто выпала из них. Так что я хз сколько времени она была под прессом…
И еще. Важный момент: после полимеризации в духовке, склеиваемые детали надо оставлять под прессом до полного остывания, а потом еще дать отлежаться в комнате в течении минимум 16 часов. К сожалению, у меня технология слегка нарушилась.
В любом случае, подожду примерно до вечера и поеду тестить!
Дополнение от 08.10.2017
Итак, прошел целый год! Самодельные колодки показали свою надежность и износостойкость. Если они продолжат изнашиваться в том же темпе, то мне кажется их еще года на два хватит.
С тех пор как я их поставил было всякое: и длительные торможения на затяжных спусках, и экстренные оттормаживания при езде вниз по склону горы… Тормоза работают почти как оригинальные, разве что схватывают чуточку более ватно.
И, кстати, они тоже скрипят когда намокают.
Источник
Замена тормозных колодок на велосипеде
И заядлым велосипедистам, и начинающим любителям приходится сталкиваться с необходимостью замены тормозных колодок на вело-транспорте. А практика показывает, что чем больше крутишь педали, тем чаще следует менять тормозные колодки.
Велосипедные тормоза
За регулирование скорости езды на двухколесном транспортном вело-средстве и, в частности, за замедление скорости движения, а также остановку отвечают именно велосипедные тормоза. Они могут быть несколько видов:
- ободные;
- педальные (или барабанные);
- дисковые;
- стремянные;
- и роллерные.
Наиболее распространенными, применяемыми в большинстве моделей современных велосипедов, являются дисковые тормоза и ободные.
Тормоза ободные
Принцип действия ободных тормозов чрезвычайно прост. На велосипедном руле размещается тормозная ручка, от которой натянут специальный тросик (или проложена гидравлическая линия) к тормозным колодкам, расположенным с двух сторон от обода вело-колеса. При нажатии ручки происходит сжатие обода колодками, после чего вращение колеса замедляется и сходит на нет.
Есть два типа ободных тормозов, которые в свою очередь подразделяются на несколько подвидов:
- Механические тормоза, в том числе:
- векторные (V-brake или «вибрейки») с V-образным креплением рычагов к тормозным колодкам;
- клещевые («крабики») с U-образными рычагами;
- и кантилеверные (устаревшие предшественники тормозов типа V-brakes).
- Гидравлические тормоза, в которых прилагаемое усилие передается от ручки к колодкам тормозной жидкостью по специально проложенной гидравлической линии.
Ободные тормоза имеют целый ряд очевидных преимуществ перед другими типами велосипедных тормозов:
- Невысокие нагрузки на втулки и спицы.
- Меньше тормозной нагрев.
- Простая настройка, доступная даже в полевых условиях.
- Небольшая масса собственно тормозного механизма.
- Совсем не высокая цена.
Замена ободных тормозных колодок на велосипеде
Со временем ободные тормозные колодки (как и любые другие вело-детали) выходят из строя. И любой уважающий себя велолюбитель, не говоря уж о профессионалах, должен уметь их заменить. Тем более, что с тормозами типа v-brake осуществить это несложно. Главное, все делать не торопясь, четко соблюдая технологические этапы в необходимой последовательности:
- Раскрыть тормоз — свести вместе его рычаги и вынуть из образовавшегося паза железный наконечник «рубашки» (из него выходит трос).
- Убрать старые колодки, запомнив в какой последовательности использовался крепеж.
- Установить новые колодки, последовательно собирая все крепежные прокладки и шайбы.
Если речь идет о колодках картриджного типа, то все еще проще! Следует заменить лишь резиновые прокладки — вынуть фиксирующий шплинт, убрать старую и поставить новую прокладку, а затем закрепить ее все тем же (или новым) шплинтом.
Необходимо быть внимательным, меняя тормозные колодки v-brake, поскольку они могут быть левыми и правыми (маркировка стоит прямо на колодках). Тогда их ни в коем случае нельзя перепутать.
К тому же, мало только поменять колодки, надо их еще и настроить. А перед этим проверить на предмет износа или разрыва тормозной тросик. Он должен быть абсолютно целым и легко передвигаться в «рубашке». Проверить надо и форму колес, чтоб не было никаких «восьмерок».
Тормозные колодки должны правильно прижиматься к колесному ободу. И прижатие можно отрегулировать (настроить) с помощью колодочного крепежа. Получить нужный угол несложно, если зажать тормоз и расслабить гайку на каждой из колодок.
Картриджные колодки типа v-brake должны располагаться строго горизонтально, прикасаясь всей своей поверхностью к ободу, но не задевая покрышку. А когда необходимое положение достигнуто, следует зафиксировать его колодочной гайкой. Что касается обычных тормозных колодок, то соприкасаться с ободом по горизонтали должна сначала их задняя часть.
В процессе настройки надо также добиться, чтобы одинаково сошлись тормозные рычаги. Регулирование положения возможно при помощи крестообразного винта натяжения пружины. Если рычаг еле двигается, то винт следует закрутить, а когда рычаг ходит чересчур легко — открутить.
Инструкция по настройке системы V-brake – в видео-обзоре:
Тормоза дисковые
Велосипедный дисковый тормоз — это комбинация стального диска (ротора), расположенного на втулке, с калипером — устройством, которое, собственно, и зажимает диск тормозными колодками. С тормозной ручки на руле усилие передается на тормоз тросиком (механический тип дискового тормоза) или по гидравлической линии (дисковые гидравлические тормоза).
Дисковые велосипедные тормоза тоже имеют свои преимущества. Они:
- меньше засоряются при движении;
- могут без проблем работать во время езды по снегу или грязи;
- максимально плавно (в отличие от ободных) регулируют тормозное усилие;
- не реагируют на немного искривленную колесную геометрию (небольшие «восьмерки» для них — не помеха);
- не влияют на износ обода;
- и не требуют дорогостоящего обслуживания.
Многие дисковые велосипедные тормоза имеют только одну подвижную тормозную колодку. Вторая же крепится статично относительно рамной конструкции. Это существенно упрощает и удешевляет калипер. Но, правда, по мере износа велосипедисту придется подтягивать тормозную колодку, которая неподвижна.
Тормозные диски имеют стандартные размеры. Это 140, 160, 180, 185, 203 или 220 миллиметров.
Замена колодок в дисковых вело-тормозах
Для того чтобы заменить изношенные колодки в дисковых велосипедных тормозах существует поэтапное руководство к действию:
- Сначала необходимо снять калипер и почистить его при необходимости.
- Потом снять стопорное кольцо или проводок, чтобы не выкручивался болтик.
- Убрать ботик (закручивающийся или защелкивающийся, в зависимости от модели). И если болт грязный, то его тоже обязательно следует почистить.
- Удалить старые тормозные вело-колодки. Иногда они легко вынимаются, а у некоторых моделей их нужно немножко поддеть-подвернуть, освобождая из Г-образного выступного захвата.
- Установить новые (органические или же полуметаллические) колодки. Они должны скользить вдоль ротора, а пружина не должна срываться со своего места.
- Поставить болтик, а следом за ним — калипер. Для проверки надо несколько раз хорошенько нажать тормозной рычаг. И убедиться, что колодки осели верно и правильно прижимают ротор.
Менять колодки в дисковых велосипедных тормозах следует, если:
- снизилась сила торможения;
- слышен тормозной «визг»;
- или при нажатии тормозного рычага раздается неприятный скрежет.
Выезжать на велосипеде со сношенными колодками в тормозах дискового типа небезопасно. К тому же из строя может выйти ротор (сам стальной тормозной диск). А это уже потребует серьезного вело-ремонта.
Пошаговую инструкцию замены тормозных колодок на велосипеде с дисковыми тормозами вы увидите в этом видео-обзоре:
Источник