- ремонт динамиков своими руками) — Лада 2114, 1.5 л., 2006 года на DRIVE2
- Как работают колонки
- Почему не работают колонки на компьютере
- Основные поломки, которые можно устранить своими руками
- Причины поломки
- Как проверить, работают ли динамики в колонках
- Проверка на правильность подключения
- Как заменить провод и штекер
- Рекомендации по ремонту
- Как устранить шуршание в колонках в моменты регулировки громкости
- Компьютерные колонки
- Ремонт компьютерных колонок Genius своими руками
- Порядок ремонта колонки «Genius SP-16»
- ПОДРОБНЫЙ РЕМОНТ ДИНАМИКОВ
- Диагностика состояния динамика
- Виды неисправностей динамиков
- Неправильная эксплуатация
- Заводской брак
- Естественный износ
ремонт динамиков своими руками) — Лада 2114, 1.5 л., 2006 года на DRIVE2
Как работают колонки
Основное предназначение колонок – это усиление слабого аудио сигнала, идущего со звуковой карты компьютера. По своей конструкции любые компьютерные колонки представляют собой стереофонический усилитель звуковой частоты. По конструкции всю электронную начинку можно условно разделить на 3 основных блока: блок питания, стереофонический УМЗЧ (усилитель мощности звуковой частоты) и пассивная акустическая система в виде 2 динамиков. Питаются колонки, как правило, либо от сети 220В, либо от USB порта по линии 5 вольт. Аудиовход колонок соединяется с компьютерной звуковой картой посредством стереофонического кабеля с 3.5 мм стерео штекером на конце.
Почему не работают колонки на компьютере
Если перестали работать колонки на компьютере, тогда причиной поломки могут стать следующие факторы:
- Низкая стоимость устройств могут свидетельствовать о низком качестве продукции.
- Износ цепи элементов.
- Несоблюдение требований эксплуатации. Возможно, температура и влажность воздуха не соответствует нормам.
- Повреждение изоляции проводников.
- Перепады напряжения в сети или повреждение звуковой карты.
- Проблемы с программным обеспечением.
Если вы не знаете, почему не работают колонки на компьютере, тогда необходимо осуществить ряд мероприятий по обнаружению проблемы.
Основные поломки, которые можно устранить своими руками
Во-первых, необходимо произвести первичную диагностику. Попытайтесь включить колонки к питающей сети 220В. Если речь идет о дополнительных колонках от ноутбука, то необходимо произвести подключение питания через USB. Загоревшийся светодиод индикации работы может косвенно свидетельствовать о работоспособности цепей питания УМЗЧ.
Во-вторых, попробуйте коснуться конца 3.5 мм стереофонического штекера самым распространенным диагностическим прибором – пальцем. У исправных колонок такое прикосновение должно вызвать серьезный фон 50 Гц наводки. Гудение должно быть ярко выраженным. Если такого фона нет, то это свидетельствует либо о нарушении целостности аудио провода, либо о поломке 3.5 мм штекера, либо о выходе из строя УМЗЧ. Причем УМЗЧ — усилитель мощности звуковой частоты выходит из строя крайне редко, в первую очередь проверяйте провода и штекер.
Причины поломки
Причины важно знать для того, чтобы принять решение о целесообразности ремонта и в дальнейшем не допустить возникновение подобной проблемы.
Самыми распространенными причинами являются:
- естественный износ элементов конструкции. Вышедшие из строя элементы нужно заменить новыми. Если есть все подходящие запчасти, жизнь оборудования можно продлевать сколь угодно долго. Последним изнашивается корпус, однако и его можно заменить;
- перепады напряжения в сети. Чтобы защитить приспособления, нужно подключать их через индивидуальный блок питания компьютера. Другой вариант – при покупке выбирать приспособления с качественным предохранителем. Этот элемент заменить проще всего, если устройство пострадает от перепада напряжения;
- повреждения кабеля – приспособления не получают питания из сети и поэтому не работают. Можно ли самостоятельно заменить провод? Да. Насколько просто это будет сделать – зависит от конструкции колонок;
- неисправность или некорректная работа звуковой карты компьютера. Если карта неисправна, ее придется менять. Если она функционирует неправильно – нужно обновить ее драйверы или откатить их;
- нарушение правил эксплуатации. Колонки не любят высокую влажность и резкие перепады температур. Конечно, качественное оборудование имеет запас прочность, однако долго оно прослужит только в том случае, если рекомендации производителя соблюдаются;
- низкое качество или заводской брак. Дешевую «наколеночную» сборку покупать не стоит. Однако и дорогие могут на поверку оказаться «гаражного производства». Вывод: покупать нужно продукцию зарекомендовавших себя марок и делать это в магазинах, давно работающих на рынке. В этом случае брак встречается редко, если такое произойдет, их без проблем заменят или быстро отремонтируют в гарантийной мастерской.
Как проверить, работают ли динамики в колонках
Самая редкая поломка в компьютерных колонках – это выход из строя динамиков. Практика показывает, что скорее перетрется кабель или нарушится контакт в штекере, чем сломается динамик. Если же ваши подозрения все-таки пали на динамик, то проверить его работоспособность не составит труда. Самый простой метод – замер сопротивления обмотки под постоянным током. Разумнее всего использовать для такой диагностики либо цифровой мультиметр, либо аналоговый тестер. Выставляем прибор на предел измерения 200 Ом. При подключении мультиметра к исправному динамику должно индицироваться показание, не превышающее величину 16 Ом. Как правило, на самом динамике пишут величину сопротивления. Стандартные значения: 4,8,16 Ом. Любое значительное отклонение от номинального сопротивление говорит о поломке динамика. Лечится данная «болячка» методом замены. Благо, что стоимость динамика в компьютерной колонке редко превышает 100 руб. Если у вас нет мультиметра, то можно проверить подозрительный динамик путем подключения батарейки 1.5В. У исправного динамика при подключении такой батарейки должна выдвигаться диафрагма вперед с характерным щелчком и шуршанием.
Проверка на правильность подключения
Итак, на работоспособность устройство проверено, оно работает, радуя сочным звуком, но компьютер ничего не воспроизводит. Следующее, что нужно сделать – проверить правильность подключения девайса.
Напоминаю тем, кто забыл: акустическая система всегда подключается к зеленому слоту на компьютере или гнезду, маркированному изображением динамика, на ноутбуке.
Если же у вас навороченная стереосистема со множеством сателлитов и сабвуферов, гнезда маркируются такими цветами:
- Оранжевый – центральный монитор или сабвуфер;
- Черный – тыловые динамики;
- Серый – боковые сателлиты;
- Зеленый – фронтальные сателлиты.
Красное гнездо всегда используется для подключения микрофона. Синее – линейный вход, к которому подключаются все прочие внешние источники звука.
Также напоминаю, что разъемный кабель RCA к акустической системе всегда следует подключать соответственно цвету гнезда и штекера: красное к красному, белое к белому.
Как заменить провод и штекер
Сразу оговоримся, что покупать штекер и провод нужно для стереофонических аудио систем, то есть звук должен делиться на 2 канала. Чтобы мы в полной мере наслаждались объемным звучанием, звук подается на вход усилителя не по 2 проводам, а по четырем. Штекер так же выполнен по стереофонической технике. Выбирая штекер, просите у продавца такой, где имеется 3 выхода: 1 – общий провод, 2 – первая фаза (правый канал), 3 – вторая фаза (левый канал). Монофонический штекер 3.5 мм для наших целей не подойдет, так как там имеется всего 2 контакта: 1 – общий провод, 2 – фаза (монофонический сигнал). Провод должен быть либо трех, либо четырех жильный. В четырех проводной компоновке мы имеем две раздельные линии общих проводов и 2 раздельные фазы, а в трех проводной – 1 общая земля и 2 раздельные фазы. Двухпроводная схема для наших целей является непригодной. Все провода присоединяются к штекеру с помощью пайки. Никакие скрутки здесь надежно не работают.
Этапы заделки и пайки кабеля к штекеру приведены на фотографиях.
Рекомендации по ремонту
Общее правило: начинайте с простых действий. Открывать корпус, проверять цепь с помощью мультиметра и искать отказавший элемент имеет смысл после того, как полностью исключены внешние причины.
Приспособления могут быть исправны, а звука нет из-за того, например, что штекер выпал из гнезда;
- если всё нормально работало и внезапно исчез звук, проверьте все подключения: штекеры, вилку. Если имеется соединение с подключенным к сети ноутбуком, убедитесь, что есть электричество. Ноут работает от аккумулятора, и вы можете не сразу заметить, что света нет;
- если исправно светится индикатор, оповещающий о том, что они включены, а звука нет, проверьте регулятор громкости. Возможно, он стоит на минимуме, и поэтому вы не слышите тихую аудиозапись;
- если одна колонка звучит, а другая нет, проверьте настройки звука на компе. Ползунок баланса не должен быть сильно смещен в какую-либо сторону, его нормальное положение – в середине шкалы;
- проверьте, работают ли подключенные к компьютеру наушники и, желательно, микрофон. Если оба эти устройства функционируют нормально, проблема действительно кроется в акустической системе;
- без мультиметра можно проверить динамик, но если проблема окажется не в нем, двигаться дальше будет сложно без этого измерительного инструмента;
- для проверки динамика соедините его контакты с обычной батарейкой на 1.5 В, плюс к плюсу, минус к минусу. Если динамик исправен, вы услышите шорох и заметите небольшой сдвиг диафрагмы;
- когда стало точно известно, что проблема заключается в аппаратной части колонок, нужно «прозвонить» цепь мультиметром и найти отказавший элемент;
- провода при ремонте нужно соединять только пайкой. Нельзя просто скручивать их или использовать клеммы;
- все места соединения проводов нужно изолировать, можно использовать изоленту.
Как устранить шуршание в колонках в моменты регулировки громкости
В бюджетных моделях колонок для компьютеров и ноутбуков используются потенциометры регулируемого типа. По сути, это резисторы, в которых имеется регулировка сопротивления. Специальный ползунок, перемещаясь по проводящей части такого потенциометра, физически изменяет величину его электрического сопротивления. В новых колонках, конечно, это изменение происходит очень гладко и тихо, но со временем смазка высыхает, следовательно, возникает шуршание и микроскопическое искрение, которое в усиленном виде передается через УМЗЧ на динамики. Проблема решается либо смазкой потенциометра, либо методом его замены.
Компьютерные колонки
А как починить колонки для компьютера, спросите вы. Ответим. Компьютерные колонки все активные, то есть, со встроенными усилителями. В них, чаще всего, сгорают звуковые микросхемы. Если лампочка питания горит – значит блок питания в порядке. Скорее всего, в порядке и сами динамики. И придется выпаивать и впаивать микросхему. Она может сгореть и не одна, может сгореть сопротивление, конденсатор и пр.
Поскольку наша статья пишется для несведущих в радиотехнике, мы не будем описывать как исправить эту поломку. Тут лучше всего обратиться к мастерам. Где можно починить колонки к компьютеру? В любом сервисном центре. Там все сделают недорого и быстро. Но, зачастую, некоторые модели колонок стоят столько, что лучше купить новые, поскольку, как бы дешево это не было, иной раз за ремонт (если он не по гарантии) возьмут половину стоимости самих колонок.
Ремонт компьютерных колонок Genius своими руками
Для восстановления и ремонта взяты компьютерные колонки «Genius SP-16». Колонки начали свою жизнь со времен 14″ компьютерных электронно-лучевых мониторов. Корпуса сделаны из прочной пластмассы с достаточным внутренним объемом. Внутри колонок установлены динамики с высоким КПД и хорошей характеристикой воспроизведения. Но вот к электронике есть претензии, которые частично устранялись в процессе эксплуатации (замена электролитических конденсаторов). К сожалению звук воспроизведения колонок был не высокого качества, особенно при высокой громкости, нелинейные искажения четко прослеживались и раздражали.
Для ремонта применена следующая схема восстановления:
- Существующий усилитель низкой частоты заменить на усилитель класса D.
- Сохранить основные регуляторы функционирования колонок.
- Для питания колонок использовать существующий трансформатор.
Для ремонта применен готовый импульсный стабилизатор питания на 5 Вольт 2 Ампера и плата цифрового стерео УНЧ (по 3 Ватта на канал). Данный тип УНЧ выбран сознательно из-за своей дешевизны (
15 руб.) и неприхотливости. Стерео усилитель куплен на Алиэкспресс по этой ссылке https://ali.pub/1e25ap
. А регулируемый стабилизатор напряжения по этой ссылке
https://s.click.aliexpress.com/e/i6eamub.
Усилителей покупайте сразу 10 штук, поверьте пригодится, по этой цене это даром!
Для работы потребуется длинная крестовая отвертка, паяльник с принадлежностями для пайки и кусочки луженых и изолированных медных проводников. Наличие отсоса для припоя облегчит работу по демонтажу. Для контроля паек и настроек потребуется тестер.
Колонки Genius — схема
На фото показана схема колонки «Genius SP-16». На схеме крестиками обозначены проводники с деталями. Все детали справа от крестика надо выпаять и удалить. Цифрами показаны точки подключения платы УНЧ и питания.
Порядок ремонта колонки «Genius SP-16»
- Откручиваются саморезы крепления половинок крышки активной колонки
- Из раскрытого корпуса извлекается плата и отпаиваются проводники питания и подключения динамика.
- Плата извлекается из корпуса и из нее удаляются радиодетали согласно схемы.
- С тыльной стороны платы паяльником устанавливается на ножки проводников согласно схемы стабилизатор питания. До установки УНЧ на плату необходимо подать питание на плату и проверить выходное напряжение на стабилизатора +5 Вольт.
- Далее на плату аналогично на луженые проводники устанавливается плата УНЧ. Сигнал на гнездо выносного динамика и динамики колонки подается изолированными проводниками. Смотрите фото.
- До окончательной сборки проверяем работу УНЧ и регуляторов громкости и тембра.
- Собираем корпус колонки. Качество звука смотрите на видео.
Снята панель колонки
Начинаем диктофонную запись. Сегодня вечером, в 19-05 по московскому времени, в реанимационное отделение института электронных технологий, поступил пациент F&D, представляющий собой большой сабвуфер со встроенным пятиканальным усилителем объёмного звучания и колонками, предназначенный для подключению к компьютеру или DVD плееру.
По словам очевидцев, во время работы усилителя вдруг произошёл сильный щелчок в динамиках, и звук исчез на всех колонках.
Ремонт компьютерных колонок начинаем с поверхностного осмотра. Он никаких подозрительных изменений не выявил. Светодиод питания при включении усилителя в сеть загорается, что указывает на прохождение напряжения по цепи сетевой шнур — трансформатор — выпрямитель — печатная плата. Посторонних запахов нет, трансформатор и радиатор с линейкой микросхем УНЧ TDA2030 не греются.
Подключаем контрольный динамик на один из каналов и касаемся через отвёртку входного вывода TDA2030 на плате. Из динамика слышен сильный фон 50Гц. То же и в сабвуфере — значит сами микросхемы-усилители рабочие. Теперь проверка остальных напряжений. На плате управления входными сигналами стоит процессор и несколько простых микросхем коммутаторов.
Питание на весь этот малосигнальный тракт, обеспечивают три КРЕНки (78LXX). Одна 5-ти вольтовая на напряжение процессора, и две 12-ти вольтовые, типа 78L12 на остальные микросхемы. Вот одна то из них и накрылась. На выходе стабилизатора 78L12 — ноль.
Этого добра под рукой достаточно, поэтому сразу же перепаиваю на новую, заведомо рабочую. Проверка: усилитель компьютера заработал, все пять каналов и сабвуфер заиграли.
Наверное, у каждого радиолюбителя дома с годами накапливается небольшой склад восстановленной электронной техники. Так как люди, узнав, что ты радиолюбитель, приносят сломанную технику, и оставляют со словами, тебе наверное пригодится. Часть техники идет на запчасти, а часть, по возможности, под восстановление. Большая часть такой техники, после восстановления остается, хотя кому то возможно, это и покажется хламом, в каждое устройство вложена частичка труда, хотя и пристроить в данный момент некуда, так бывает и стоит место занимает. Хотя, что можно пристроить, пристраивается по символической цене по знакомым, в качестве гаражно — дачных вариантов, радио, акустической и компьютерной техники. В восстановлении в первую очередь спортивный интерес, а после уже встает вопрос реализации.
Недавно мне отдали вот такой сабвуфер от компьютерных колонок, без колонок — сателлитов, без внешнего блока питания и кабеля подключения к звуковой карте компьютера. Мощность динамика саба, если верить надписям на нем, 15 Ватт. По бокам стоят “сателлиты”, взятые от отдельных нерабочих колонок Genius-205B, восстанавливать их не стал, там сгорел трансформатор. Плата и трансформатор были из них извлечены, а отверстия на передней панели одной из колонок заклеены кусочком офисной бумаги и скотчем. Также были припаяны к контактам динамиков провода от кабеля 2 тюльпана.
Мощность динамиков 2 по 2 ватта для сателлитов, в процессе прослушивания была признана достаточной. Блок питания я подключил от сканера, он выдавал, судя по надписям на нем 18 Вольт, 1 Ампер. Там как раз был подходящий разъем, и полярность разъема также подошла. При включении сабвуфера выяснилось, что выключатель колонок был неисправен, по крайней мере работал нестабильно, его контакты, которые замыкались, были замкнуты мною, запаял 2 проволочные перемычки.
Также при подключении блока питания от сканера прослушивался фон, гул. Видимо фильтр в блоке питания был неважный. После того, как мною был припаян навесным монтажом электролитический конденсатор 2200 мкФ х 25 Вольт, к контактам разъема подключения блока питания, гул пропал.
Провод, идущий к динамику сабвуфера, был мной приклеен скотчем к кольцевому магниту динамика, чтобы ничего не болталось, и не было никаких посторонних звуков при прослушивании.
Далее, так как у меня не было аудио кабеля Джек 3.5 — Джек 3.5 для подключения к акустике и звуковой карте компьютера, воспользовался самодельным экранированным кабелем. С одного конца кабеля был припаян штекер Джек 3.5, для подключения к звуковой карте компьютера. Второй конец аудио кабеля был припаян напрямую к контактам на плате разъема Джек 3.5. На кабеле, выходящем из акустики, завязал узел препятствующий вырыванию кабеля в случае, если кто-то потянет за шнур кабеля.
Компьютерные колонки всегда могут выйти из строя, особенно, если пользователь отдавал предпочтение неизвестному производителю. Многие просто покупают новое оборудование на замену старому, но это — не самый лучший выход из ситуации. Существуют десятки разных методик восстановления работоспособности колонок. Как починить колонку в вашем случае? Скорее всего, ответ вы найдете ниже.
ПОДРОБНЫЙ РЕМОНТ ДИНАМИКОВ
ПРИВЕТ ДИМОНОВЦЫ. Сегодня я хочу рассказать о том, как можно самому абсолютно в домашних условиях отремонтировать колонки, сабвуфер, или просто неисправный динамик мощностью от 6 до 500Вт . (6-50Вт это как правило отечественные динамики 6ГД-6, 15ГД, 25ГДН-1-4 и т.д. ) В общем читаем Количество любителей хорошего звука, которые просто выкидывают захрипевший динамик не уменьшается! При этом затраты на аналог могут составить ощутимую сумму. Думаю что нижеизложенное поможет починить динамик любому, кто имеет руки, которые растут из нужного места Поехали! Имеется в наличие — чудо дизайнерской мысли, когда то бывшее колонкой S-30 (10АС-222), теперь выполняющее функции одного из автосабов. Пациент через неделю, после мутирования стал проявлять признаки заболевания — издавал посторонние призвуки при отрабатывании басовых партий, чуть похрипывал. Было принято решение провести вскрытие. После вскрытия на божий свет из тела пациента был извлечён больной орган — НЧ динамик 25ГДН-1-4 86 года выпуска. Орган явно нуждался в операции — при аккуратном нажатии на диффузор раздавался посторонний призвук (очень похожий на тихий щелчок), а при прозвонке различными тонами (вырабатываемых программой nchtoner) раздавалось явно слышное пошкрябывание-потрескивание при большом ходе диффузора и при подавании сверхнизких (5-15Гц) частот. Было принято решение трепанировать данный орган Сначала у пациента были отпаяны гибкие подводящие провода (со стороны контактных площадок) Затем растворителем (646 или любой другой, способный растворить клей, типа «Момент») при помощи шприца с иглой было смочено место склейки пылезащитного колпачка и диффузора (по периметру)… …место приклеивания центрирующей шайбы к диффузору (по периметру)… …и место приклеивания самого диффузора к корзине диффузородержателя (опять же по периметру) В таком состоянии динамик был оставлен на минут 15 с периодическим повторением предыдущих трёх пунктов (по мере впитывания/испарения растворителя) Внимание! При работе с растворителем следует соблюдать меры безопасности — не допускать попадания на кожу (работать в резиновых перчатках!) и слизистые оболочки! Не есть и не курить! Работать в хорошо проветриваемом помещении! При смачивании — пользоваться небольшим количеством растворителя, избегая попадания его на место приклеивания катушки и центрирующей шайбы! В зависимости от типа растворителя и температуры воздуха, через 10-15 минут сказанных выше операций с помощью острого предмета можно аккуратно поддеть пылезащитный колпачок и снять его. Колпачок должен либо отойти очень легко, либо оказать очень слабое сопротивление. Если нужно прилагать значительное усилие — повторите операции со смачиванием его краёв растворителем и ожиданием! После отклеивания колпачка — аккуратно выливаем остатки растворителя из углубления около оправки катушки (путём переворачивания пациента). К этому времени успевает отклеится центрирующая шайба. Аккуратно, не прилагая усилий, отделяем её от корзины диффузородержателя. при необходимости — повторно смачиваем место склейки растворителем. Смачиваем место приклейки диффузора к диффузородержателю. Ждём… Смачиваем снова и опять ждём… Минут через 10 можно попробовать отклеить диффузор. В идеале он без усилий должен отделится от диффузородержателя (вместе с катушкой и центрирующей шайбой). Но иногда требуется ему немного помочь (главное — аккуратность! Нельзя повреждать резиновый подвес. ) Очищаем места склейки от старого клея и просушиваем разобранный динамик. Осматриваем разобранного пациента на предмет нахождения неисправности. Смотрим на катушку. При отсутствии на ней потёртости и отклеившихся витков — оставляем её в покое. При отклеивании виточка — приклеиваем его обратно тонким слоем клея БФ-2. Внимательно осматриваем место крепления подводящих проводков к диффузору. Так и есть — у пациента наиболее часто встречающаяся у старых динамиков имеющих большой ход диффузора неисправность. Подводящий проводок в месте крепления перетёрся/переломился. О каком контакте может идти речь, когда всё висит на пропущенной в центр проводка нитке! Аккуратно отгибаем медные «усики»… …и отпаиваем подводящий проводок. Повторяем операцию для второго проводка (даже если он ещё жив — болезнь легче предупредить!) Обрезаем подводящие проводки по месту излома… … и облуживаем получившиеся кончики (само собой — сначала используем канифоль). Тут необходима аккуратность! Используйте малое количество лёгкоплавкого припоя — припой впитывается в проводок, как в губку! Аккуратно припаиваем проводок на место, загибаем медные «усики» и проклеиваем клеем (Момент, БФ-2) место прилегания проводка к диффузору. Запоминаем — паять проводок к крепёжным «усикам» — нельзя! Иначе как проводки можно будет поменять снова лет через десять? ;), Собираем динамик. Ставим диффузор со всем «хозяйством» в диффузородержатель, ориентируя проводки к местам их крепления. Затем проверяем правильность полярности — при подсоединении 1, 5В пальчиковой батарейки к выводам, при подключении «+» батарейки к «+» динамика — диффузор будет «выпрыгивать» из корзины. Ставим диффузор так, что бы его «+» подводящий проводок был у обозначения «+» на корзине динамика. Припаиваем подводящие проводки к контактным площадкам. Обращаем внимание, что длинна проводков уменьшилась почти на полсантиметра. Поэтому паяем их не как было на заводе — к отверстию в пластине, а с минимальным запасом, для сохранения длинны. Центрируем диффузор в его корзине с помощью фотоплёнки (или плотной бумаги, можно использовать обычную для компа формата А4 сложенную в двое), которую помещаем в зазор между керном и катушкой. Главное правило — помещаем центрировку равномерно по периметру, для соблюдения одлинакового зазора. Количество (или толщина) центрировки должна быть такой, что бы при небольшом высовывании диффузора наружу он свободно держался на ней и не проваливался внутрь. Для динамика 25ГДН-1-4 для этого достаточно 4-ёх кусочков фотоплёнки, помещаемых попарно друг перед другом. Длинна фотоплёнки должна быть такой, что бы она не мешала, если положить динамик на диффузор. Для чего — читайте ниже. Приклеиваем диффузор. Пользуемся показанием к используемому клею (рекомендую «Момент», 88нп главный критерий выбора, что бы клей в дальнейшем можно было растворить растворителем). Я обычно высовываю диффузор на 1-1, 5 см вверх, что бы центрирующая шайба не касалась корзины диффузородержателя, затем кисточкой наношу на неё и корзину тонкий слой клея, выжидаю и плотно всовываю диффузор внутрь, дополнительно прижимаю шайбу к корзине по периметру с помощью пальцев. После чего приклеиваю диффузор (в вдвинутом состоянии, не допуская перекоса). Оставляем динамик в перевёрнутом виде на несколько часов под грузом (вот по этому наша фотоплёнка и не должна выступать за плоскость диффузора!)… После чего проверяем динамик на верность сборки. Достаём центрировку и аккуратно проверяем пальцами ход диффузора. Он должен ходить легко, не издавая призвуков (касанья катушки и керна быть не должно!). Подсоединяем динамик к усилителю и подаём на него низкочастотные тона небольшой громкости. Посторонние призвуки должны отсутствовать. При неправильном приклеивании (допущен перекос и т.д.) -динамик нужно расклеить (смотри выше) и собрать заново, соблюдая аккуратность! При качественной сборке мы в 99% получим полностью рабочий динамик. Промазываем клеем кромку пылезащитного колпачка, выжидаем и аккуратно приклеиваем его к диффузору. Тут необходима аккуратность и точность –не наклейте криво при приклеивании нельзя нажимать на центр колпачка. Он от этого может прогнуться и придётся его отклеивать, выпрямлять, промазывать изнутри тонким слоем эпоксидки для прочности и приклеивать обратно. Выжидаем, пока полностью произойдёт склейка всех частей (около суток) и ставим готовый динамик на его место. Наслаждаемся звуком, который ничем не хуже, чем у нового заводского аналогичного динамика. Главное — неторопливость и аккуратность! Так не спеша можно починить практически любой НЧ или СЧ динамик отечественного или импортного производства (для расклейки импортных динамиков зачастую требуется более мощный растворитель, например ацетон или толуол, аккуратно — они ядовиты. ) имеющий аналогичный дефект. Да, после операции у бывшего больного открылось второе дыхание и весёлые жёлтые сабы продолжают делать свой нелёгкий басовый труд: ________________________________________ Небольшие дополнения: Очень часто в динамиках с окрытыми магнитными системами наблюдается засорение воздушного зазора стальной пылью, которая, концентрируясь в зазоре, препятствует свободному перемещению в нем подвижной системы динамика. Удалить её, не разбирая магнитопровода, довольно трудно, но можно. Делают это при помощи струи воздуха, которую направляют в зазор так, чтобы пыль из него выдувалась и собиралась на открытых участках магнитопровода, откуда её удаляют с помощью обычной иголки (подводят её ушком к точкам скопления пыли, пока оно все ни заполнится, затем его продувают и повторяют всю операцию вновь, до тех пор, пока воздушный зазор не будет полностью очищен). Очень часто при разборке головок, у них в магнитных зазорах обнаруживается большое количество металлических опилок и кусочков магнита. Удаляются они проведением в зазоре куском скотча (изолентой), сложенным пополам, липким слоем наружу. Некоторые специалисты рекомендуют заливать в зазор резиновый клей, и после его высыхания вытаскивать его из зазора вместе с опилками (ВНИМАНИЕ ЕСЛИ БУДИТЕ ТАК ДЕЛАТЬ, БУДЬТЕ ПРИДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНЫ ). Сам не пробовал, и могу сказать, что этот метод скорее всего не подходит ко многим зазорам, в которых есть свободные полости между кольцевым магнитом и шайбой керна и фланцем диффузородержателя (практически все низкочастотные и широкополосные головки высокой мощности с кольцевым феррит бариевым магнитом). Для тех головок, в которых таких полостей нет, и зазор представляет из себя ровную продольную щель в глубину, этот метод вероятно возможен. Иногда нарушение центровки подвижной системы наблюдается у динамиков при отсутствии каких-либо заметных повреждений диффузора или центрирующей шайбы и их креплений. Причиной этого может быть деформация гофра диффузора или центрирующей шайбы около точек крепления (например, при работе динамика в условиях повышенной влажности и резких сменах температуры). Такой дефект можно устранить размягчением гофра диффузора вблизи от диффузородержателя (или внешнего края центрирующей шайбы) спиртом или ацетоном. В зазор между керном и звуковой катушкой перед этим вставляют фиксирующий шаблон (гильзу из плотной бумаги или фольги толщиной 0.1-0.15мм, также можно применить фотопленку).После просушки и удаления шаблона громкоговоритель, обычно, полностью восстанавливается.Следует отметить, что во всех случаях ремонта динамиков с постоянным магнитом не следует разбирать магнитопровод, так как у вновь собранного магнитопровода резко снижается магнитная индукйия в кольцевом зазоре (примерно в 2 раза) и для восстановления прежних параметров динамика потребуется подвергнуть его намагничиванию, а это невозможно. Диффузор и центральный подвес просто приклеиваются к корзине громкоговорителя, и хорошо, если это делается при помощи клея, который можно растворить или размягчить каким-либо растворителем или способом (например – локальным нагревом клеевого шва термофеном). Для разборки громкоговоритель извлекают из ящика акустической системы, и помещают на чистую, ровную поверхность, исключая наличие на ней не столько бытовой пыли (которая, разумеется, не полезна для здоровья динамика), сколько наличие мелких металлических предметов, крошек, и тем более – опилок. Попадание последних в магнитный зазор динамика может свести на нет все усилия аудиофила по реанимации «пациента». Первым делом необходимо отпаять от колодки гибкие проводники, идущие к звуковой катушке. Следует иметь в виду, что проводники, которые используются для этой цели, чаще всего имеют структуру «мишуры» — в них тонкие медные жилки свиты с синтетическими или натуральными нитями для обеспечения максимальной гибкости и эластичности. Для сохранения этого качества тоководов необходимо при пайке исключить случайную пропитку мишуры расплавленной канифолью, и тем более – оловом. Это сделать довольно просто – перед пайкой проводник пережимается максимально близко к месту пайки пинцетом или маленькими круглогубцами, и только затем отпаивается (или припаивается). При этом не следует применять больших усилий, так как механическое повреждение (деформация, смятие) проводника тоже может отрицательно сказаться на его эластичности. Применять для пайки жидкие флюсы я не рекомендую – слишком велика вероятность того, что флюс содержит активные кислотные составляющие, которые через какое-то время могут химически разрушить если не медные жилки токовода, то уж нитевую составляющую наверняка. Следующий этап – демонтаж пылезащитного колпачка диффузора. На его месте (или вместе с ним) может оказаться ВЧ-рупор широкополосника, который при необходимости так же демонтируется. Перед отклеиванием колпачка его аккуратно по всему диаметру смачивают каким-либо растворителем, для размягчения клея. Какой именно растворитель следует использовать для этого, сказать не возможно – разновидность клеевых составов, применяемых при сборке динамиков очень велика, поэтому выбор конкретного типа растворителя приходится осуществлять в процессе работы. Учитывая, что раньше большинство производителей динамиков применяло клеи или на спиртовой основе, или нитроцеллюлозные, то начинать следует именно со спирта (не с водки – она плохой растворитель), ацетона, или растворителей типа 646, 648 (предпочтение следует отдавать именно растворителям – они менее летучи, чем ацетон). Иногда приходится использовать толуол или дихлорэтан, только нужно иметь в виду их токсичность и летучесть, следствием которой является существенно больший расход. Разумеется, используя любой растворитель, следует позаботиться о вытяжке, или хорошей вентиляции, и соблюдать все меры предосторожности, исключая попадание любого растворителя на слизистые оболочки носа, рта и особенно – глаз. Если же такое произошло, необходимо промыть глаза большим количеством холодной воды, и незамедлительно обратиться к врачу. Можно попробовать смешать разные типы растворителей, для получения универсального «размягчителя» клея. Наносить растворитель следует непосредственно на место склейки, исключая его растекание по поверхности диффузора. Делать это следует при помощи маленького одноразового шприца с затупленной иглой. Применять кисть не стоит – даже беличья или колонковая кисточка иногда «сбрасывает» волос, который может попасть в магнитный зазор, и приклеиться там. После небольшой выдержки (3-5 минут) нужно острым лезвием ножа, скальпеля или большой иглы подцепить в одном месте край колпачка, и попытаться отделить его от диффузора. Если в одном месте удается это сделать, то дальнейшее уже не представляет больших проблем. При необходимости можно повторить процедуру нанесения растворителя на клеевой шов. Далее точно так же смачиваем растворителем внешнюю часть гофра (юбку), приклеенную к корзине динамика, и постепенно отделяем ее от металла. Чтобы исключить повторное приклеивание отделенной части диффузора к корзине, устанавливаем между металлом и юбкой гофра прокладки из плотной бумаги, или тонкого, устойчивого к применяемому растворителю пластика. Остается отклеить от корзины юбку центрального подвеса. Работа очень не удобная, кропотливая, и не всегда результативно выполнимая. Нередки случаи, когда юбка приклеена «намертво», и не хочет отклеиваться даже после длительного размачивания растворителями. В этом случае можно попробовать отклеить центральную часть подвеса от каркаса звуковой катушки. Универсальных рекомендаций здесь, к сожалению, дать трудно… Были случаи, когда даже приходилось срезать центральный подвес. Делать это нужно только в крайнем случае, стараясь разрезать подвес максимально близко к линии клеевого шва – тогда при сборке удается склеить подвес, практически без потери его эластичности. Если динамик разборный (наподобие старых кинаповских динамиков, например, 4а28 2А9и.т.д.), то процесс разборки сильно упрощается – у таких динамиков и юбка гофра, и центральный подвес фиксируются прижимными дугообразными пластинами на винтах. Сразу же после снятия диффузора с корзины, имеет смысл заклеить щель кольцевого магнитного зазора скотчем, изолентой. Эта простая предосторожность исключит попадание в щель магнитного зазора любой грязи или мусора. Теперь можно перейти к осмотру звуковой катушки. Если динамик работал, но «скрипел», что иногда бывает при «развалившейся» катушке, то можно попытаться приклеить отклеившиеся витки катушки. Для этого их нужно аккуратно уложить на старое место, и просто промазать на два-три слоя клеем, с промежуточной просушкой. Бывает так, что один из выводов катушки просто отпаивается от токовода или промежуточной плоской шины в результате перегрева. В этом случае достаточно просто припаять его на место. Разумеется, не стоит для этого использовать низкотемпературные трубчатые припои, гораздо лучше применить классический ПОС. Если же катушка не только развалилась, но и почернела от перегрева, а лаковая изоляция провода обуглилась, то катушку однозначно лучше перемотатьСборка динамика производится в обратном порядке. Сначала следует максимально точно установить диффузор на свое старое место. Хорошими «направляющими» при этом служат остатки старого клеевого шва – их следует совместить с «отпечатками» на смежной поверхности. В том случае, если при разборке динамика не удалось отклеить центральный подвес от корзины, и пришлось «выгрызать» катушку, то на тканевой основе центрального подвеса наверняка останутся жесткие остатки клеевого шва, которые могут повредить обмотку звуковой катушки при сборке. Для исключения этого следует вставлять катушку в центральный подвес по направляющим. Можно попробовать свернуть направляющее кольцо из тонкого пластика, и вставить его внутрь центрального подвеса, и даже в магнитный зазор, и уже потом вставлять на место звуковую катушку. Если же конструкция динамика не позволяет этого сделать, то вместо сплошного кольца можно нарезать узкие полоски из того же пластика, вставить их вертикально в центральный подвес и магнитный зазор, и уже по ним вставлять катушку. После того, как звуковая катушка окажется на месте, пластиковое кольцо или направляющие полоски извлекаются. Эта простая мера предосторожности существенно облегчит сборку динамика, и сохранит обмотку звуковой катушки от механических повреждений острыми краями старого клеевого шва. Затем звуковая катушка тщательно центруется в магнитном зазоре динамика. Для центровки катушки можно использовать любой листовой материал подходящей толщины и плотности. Много лет использовал фотопленку, нарезанную полосками. Сейчас проще найти плотную лавсановую пленку (астролон, калька), или что-нибудь типа того. При установке диффузора в корзину нужно обеспечить как абсолютную аксиальность катушки относительно магнитного зазора, так и выдержать ее высоту относительно фланца. Только после этого можно приклеивать (или скручивать) центральный подвес и загофровую юбку диффузора. Для приклеивания центрального подвеса и юбки гофра можно использовать резиноподобные клеи – 88, «Момент», и т.д. После этого полоски, центрующие звуковую катушку, извлекаются из магнитного зазора, точность установки диффузора проверяется путем аккуратного перемещения диффузора вверх-вниз. Это следует делать, не перекашивая диффузор, т.е. усилие, прилагаемое к диффузору должно быть симметрично относительно его оси. В течение нескольких часов после склеивания (этого вполне хватает для проверки собранного динамика) такое соединение может быть довольно легко разобрано повторным нагревом, без размачивания клея, для устранения возможных неточности установки диффузора и центровки звуковой катушки. В последнюю очередь приклеивается на место пылезащитный колпачок, а тоководы припаиваются к колодке на корзине динамика (разумеется, с соблюдением описанных выше предосторожностей). Собранный динамик проверяется сначала на малой, а затем на максимальной мощности, и при отсутствии посторонних призвуков, монтируется обратно в акустическую систему. ВАРИАНТ РЕМОНТА ДИМАМИКА БЕЗ ЕГО РАЗБОРКИ. БЕРЕМ «СВЯТОЙ ДИФУЗОР» , он-же динамик Замеряем МУЛЬТИМЕТРОМ сопротивление от колодок до «зажимчиков на дифузоре». Если в обрыве, снимаем противопыльный колпачек. И измеряем «Омики» на паяных пятачках. Если мульт показывает около 4 Ом, значит обмотка ЦЕЛА, а зто огромный + , нам не нужно разбирать динамик. Т.к повреждение скорее всего в УСИКАХ идущих от паяных пятачков до колодки, «куда припаиваются провода к динамику Итак, нам нужно изготовить специальные, подвижные, гибкие усики. . как и из чего их сделать, спросите ВЫ. Ответ: можно сгонзать в магазин электротоваров и купить там ЭЛЕКТРОЩЕТКИ ДЛЯ ДРЕЛИ, БОЛГАРКИ, или аналогичного инструмента, длина гибкого провода должна быть около 9 СМ.(В моем случае) НО Я, предлагая другое РЕШЕНИЕ этой задачи. НАМ понадобиться : А) Очень прямые руки. Б) Много терпения и свободного времени. В) Провод во ВТОРОПЛАСТОВОЙ (ВОЗМОЖЕН И ДРУГОЙ ПРОВОД ТАКОЙ ЖЕ ЖЕСТКОСТИ) ИЗОЛЯЦИИ диаметром 1-1, 5 ММ. Г) Клей БФ-2, БФ-19, КЛЕЙ Н-88. Д) ИГЛА ДИАМЕТРОМ 1-1, 5 ММ. Итак, у НАС все эти ингредиенты есть, тогда за ДЕЛО. Берем иголку ипровод, инаматываем провод на игилку виток к витку, ПЛОТНО. Иголку перемещаем дальше, по мере намотки провода. ПРОВОД намотанный спиралью должен получиться такой же длины, как и оригинальный, в моем случае 9СМ Далее припаиваем его на место, и точно так же прогладываем, как был проложен оригинальный провод. У ВАС должно получиться ТАК https://msg.dimonvideo.ru/sklad/files/1262458/921_1216.jpg ВНИМАНИЕ: приклеивать провод надо клеем БФ-2, БФ-19, Н-88 только в месте фиксации провода зажимчиками (клипсами) на диффузоре. После сборки ждем около 12 часов. Собираем динамик в корпус, и О ЧУДО, У Нас СНОВО ОЖИЛИ НАШИ КОЛОНКИ ИЛИ САБВУФЕР. Были использованы материалы: https://cxem.net/sound/dinamics/dinamic79.php + ЛИЧНЫЙ ОПЫТ PS. По всем вопросам обращайтесь в личку, или ко мне в АСЬКУ, с уважением T3012 АКА КИЛОВОЛЬТ. Прикрепленный файл #1: 4253_remont-dinamika.zip (7,18 Mb)
Диагностика состояния динамика
1. Проверка на «замусоренность». Динамики коаксиального типа не защищены полностью от попадания в магнитный зазор посторонних предметов, особенно это опасно для старых автомобилей подернутых ржавчиной или автомобилей прошедших кузовной ремонт. Проверка проста – аккуратно пальцами двигаем диффузор внутрь магнитной системы, если при этом отчетливо слышны посторонние звуки: шорохи, трески, скрежет, то это означает, что в магнитный зазор возможно попал металлический мусор.
Диагностика динамика на повреждение и засорение своими руками
2. Берем тестер и в режиме омметра проверяем сопротивление катушки. Если сопротивление есть, то это наш случай. Если сопротивления нет, то имеет смысл проверить на обрыв толстые гибкие медные проводники от клемм динамика до диффузора. Если обрыва нет, то скорей всего обрыв в катушке динамика и этот случай самостоятельного ремонта в данной статье не рассматривается. Инструкция проведения самостоятельного ремонта приведена ниже.
Виды неисправностей динамиков
Главная часть любой колонки – это динамический излучатель, который и занимается преобразованием электрического сигнала в звуковые волны. Он же чаще всего и ломается. Какие же неисправности динамиков встречаются чаще всего?
Все поломки излучателей связаны обычно с тремя главными причинами:
- неправильная эксплуатация;
- заводской брак – использование некачественных деталей или ошибки при сборке устройства;
- естественный износ акустического оборудования.
Отнести поломку к одной из причин весьма просто – в случае брака при производстве колонки, как правило, ломаются в течение краткого времени после покупки, естественный износ, наоборот, занимает очень длительное время – при правильном использовании даже дешевые качественные колонки могут прослужить не меньше десятка лет. Таким образом, внезапная поломка чаще всего относится к ошибкам при работе с колонками.
Неправильная эксплуатация
Главная причина поломок при эксплуатации колонок – несоблюдение допустимого предела мощности подводимого к излучателю сигнала. Чаще всего это связано с тем, что пользователь ошибается при определении мощности колонки и усилителя. Сделать это весьма просто, так как мощность может быть вычислена несколькими методами. Значения эффективной, синусоидальной и амплитудной мощностей могут разительно отличаться друг от друга – превышение при взятии в учет не того типа мощности может превысить 200%. Разумеется, колонка сгорает при первом же включении в сеть.
Перегрузка динамических излучателей весьма часто встречается в акустических системах, колонки которых оснащены несколькими динамиками. В такой колонке мощность электрического сигнала может быть неправильно распределена между твиттером, среднечастотным громкоговорителем и сабвуфером. Как правило, жертвой такой неполадки становится твиттер, требующий значительно меньше мощности, чем его собратья. Мощность высокочастотного динамика обычно составляет не больше 1/10 всей мощности колонки. Если пользователь попытается подать больше тока на твиттер, чересчур усилив сверхвысокие частоты при помощи эквалайзера, хрупкий высокочастотный излучатель может сломаться мгновенно.
Кроме электрических неполадок, могут иметь место и механические повреждения любого элемента динамика. Обычно он защищается тканевой или металлической декоративной решеткой, но повредить излучатель, тем не менее, довольно просто. Может повредиться колпачок, защищающий устройство от пыли, подвес диффузора и сама мембрана – тонкая пленка, зачастую бумажная, порвать или проткнуть которую крайне просто. Последствия этих повреждений могут быть весьма серьезными: нарушается центровка, из-за чего ломается катушка или гильза – воспроизведение звука становится физически невозможным. К тому же результату приводит смещение керна из центра динамика – в таком случае наиболее важные детали устройства застревают в магнитной ловушке.
К таким поломкам приводит, как правило, очень неаккуратное обращение с колонками – чаще всего, падение устройства. Повредиться при этом могут как хрупкие портативные колонки из не самых прочных материалов, так и массивные напольные колонки с высокой мощностью. Хотя последние, конечно, лучше защищены от механических повреждений.
Заводской брак
Все детали колонки обычно склеиваются, и неправильное склеивание может привести к смещению неподвижных деталей с предназначенных для них мест. Может отклеиться даже диффузор, вследствие чего будет невозможна его вибрация и, соответственно, получение звуковых волн. Некачественное крепление подвижных деталей и проводов заметно снижает ресурс колонки, и естественный износ происходит слишком быстро.
Естественный износ
От износа при правильной сборке больше всего страдают самые хрупкие части устройства – подвес и гибкие выводы – то есть, держатель диффузора и провод, подводящий сигнал к катушке.
Источник