- Ремонт командоаппарата и модернизация стиральной машины «ВЯТКА-АВТОМАТ»
- Ремонт командоаппарата.
- Модернизация стиральной машины «ВЯТКА-АВТОМАТ»
- Ремонт стиральной машины «Мини-Вятка»
- «Мини-Вятка»
- Ремонт отечественных стиральных машин
- Ремонт стиральной машины «ВЯТКА-АВТОМАТ» СМА-4ФБЭ
- Устройство стиральной машины.
- Командоаппарат
- Датчик-реле уровня
- Датчик-реле температуры
- Электромагнитные клапаны
- Двигатель
Ремонт командоаппарата и модернизация стиральной машины «ВЯТКА-АВТОМАТ»
Ремонт командоаппарата.
Одной из часто встречающихся причин, приводящих к отказу стиральной машины «Вятка-автомат», является выход из строя обмотки электродвигателя привода командоаппарата. Мастера по ремонту этих машин обычно заменяют командоаппарат целиком, так как двигатель не рассчитан на то, чтобы его ремонтировали, и собран как одно целое с командоаппаратом. Но командоаппарат представляет собой достаточно сложный и дорогой механизм, и поэтому ремонт его своими силами даже при значительных затратах времени оправдан.
Схематично командоаппарат изображен на рис.1. Подводящие провода на рисунке не показаны. Ротор двигателя представляет собой многополюсный постоянный магнит, насаженный на ось, оканчивающуюся шестерней.
Статор состоит из железных штырей, выштампованных в корпусе командоаппарата и железном корпусе двигателя. При разборке следует следить, чтобы подводящие проводники не отсоединились от контактов, так как хотя и присоединить их обратно к нужному контакту совсем нетрудно, трудно будет найти этот нужный контакт.
Для того чтобы перемотать сгоревшую обмотку двигателя, необходимо отделить корпус двигателя от корпуса командоаппарата и достать перегоревшую катушку. Корпус электродвигателя крепится к корпусу командоаппарата тремя штырями, входящими в отверстия в корпусе командоаппарата и немного развальцованными с другой стороны. Перед снятием корпуса двигателя, на нем и на корпусе командоаппарата следует сделать метки, которые позволят при сборке правильно установить корпус двигателя. Вставив в зазор между корпусами отвертку и слегка нажав, можно отделить корпус двигателя от командоаппарата и достать обмотку. Делать это нужно осторожно и не потерять так называемую обгонную муфту, которая вставлена между корпусом двигателя и якорем и представляет собой небольшую пластмассовую деталь. Самое большое неудобство заключается в том, что обмотка залита пластмассой, и нужно приложить немало усилий, чтобы удалить все лишнее и сохранить каркас не сильно поврежденным. Если же это не удастся, придется склеить точно такой же каркас из какого-нибудь материала, например электротехнического картона, соблюдая его размеры.
Вид каркаса, на котором намотана катушка, показан на рис. 2. Заводская (сгоревшая) обмотка намотана очень тонким проводом, и пытаться сделать снова точно такую же, наверное, не имеет смысла, тем более, что малая толщина обмоточного провода и служит, скорее всего, причиной отказа.
Оказалось, что обмотку можно восстановить, намотав ее проводом ПЭТВ-2 00,14 мм до заполнения каркаса. Выводы обмотки необходимо выполнить достаточно толстым многожильным проводом и прочно закрепить в катушке. Это обусловлено тем, что при работе машины возникают сильные вибрационные нагрузки, и проводники могут просто обломаться. По этой же причине нельзя оставлять незакрепленными длинные провисающие проводники. Подключение изготовленной таким образом обмотки (L) к командоаппарату отличается от подключения прежней обмотки и показано на рис.3.
Так как сопротивление вновь изготовленной обмотки гораздо меньше чем прежней, имевшей сопротивление приблизительно 10 кОм, подключение ее к командоаппарату производится через токоограничивающую RC-цепочку. У такой цепочки есть существенное преимущество перед токоограничивающим резистором — она не греется.
Конденсатор и резистор прикрепляются изоляционной лентой или чем-нибудь другим к жгуту подходящих к командоаппарату проводов. Так как вибрация при работе машины достаточна сильная, следует обратить особое внимание на механическую прочность и надежность электрических соединений. При сборке двигателя следует немного подпилить штыри корпуса электродвигателя и не забыть поставить на место обгонную муфту. После сборки штыри расклепывают для обеспечения необходимой прочности крепления корпуса двигателя к корпусу командоаппарата. Отремонтированный таким образом двигатель позволяет обеспечить нормальную работу командоаппарата и, таким образом, избежать его замены и сэкономить за счет этого около $100.
Модернизация стиральной машины «ВЯТКА-АВТОМАТ»
Помимо выхода из строя электродвигателя привода командоаппарата, у этих машин не менее часто встречается еще одна неисправность. При отказе датчика температуры начинает кипеть вода. А ввиду того что многие детали (например передняя панель) изготовлены из не очень теплостойкой пластмассы, эти детали деформируются и выходят из строя. Все эти беды происходят потому, что портится датчик температуры ТНЗ типа ДРТ-6-90. Нагреватель потребляет ток 10 А, и этот ток коммутируется непосредственно датчиком температуры. Возможно, он на это рассчитан, но запаса, похоже, не имеет. Это приводит к спеканию контактов датчика, не отключению нагревателя при достижении водой температуры 90°С и последующему ее закипанию. К тому, же контакты самого командоаппарата тоже работают в довольно тяжелом токовом режиме и со временем становятся ненадежными.
Однако всех перечисленных неприятностей можно избежать, если изменить схему подключения нагревателя R так, как показано на рис.4, введя в нее симистор VD1. Так как при работе нагревателя на симисторе рассеивается значительная мощность, его необходимо устанавливать на радиаторе с площадью поверхности около 500 см2. Симистор желательно выбрать с запасом по току и предельному рабочему напряжению, так как температурный режим работы у него будет жестким. Температура окружающего воздуха может подыматься до 90°С. Можно использовать симисторы типов ТС112-16, ТС122-20, ТС122-25 групп 7(12). Возможный вариант крепления симистора и конструкция радиатора показаны на рис.5. Радиатор привинчивается двумя винтами М4 к пластине из стеклотекстолита толщиной не менее 4 мм, которая таким же образом крепится к держателю основного двигателя. Соответственно в держателе сверлятся отверстия для этого крепления. Дополнительный резистор номиналом 510 Ом имеет мощность 2 Вт. Для крепления резистора желательно на диэлектрической пластине установить стойки и распаять его на них. Радиатор должен быть надежно изолирован от корпуса двигателя, так как напряжение между корпусом и радиатором может оказаться равным 220 В. Вся конструкция должна быть рассчитана на работу в условиях высокой вибрации и температуры. При кипячении температура достигает значения 90°С. Все соединительные проводники должны иметь сечение не менее 1,5 мм2 , быть надежно закреплены и иметь механически прочное подсоединение к соответствующим клеммам.
Стиральная машина с таким усовершенствованием эксплуатируется на протяжении уже семи лет. Никаких сбоев в работе за это время не наблюдалось.
Использованы материала с сайта: electrik.org
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2006
Источник
Ремонт стиральной машины «Мини-Вятка»
В малогабаритных стиральных машинах типа СМ, стирка белья происходит под действием интенсивной циркуляции мыльного раствора, который проникает между слоями и порами материи без механического на нее воздействия. Циркуляция мыльного раствора создается вихревым движением, которое возбуждается активатором. Стиральные машины типа СМ делятся на машины с вертикальным расположением активатора («Малютка», «Десна», «Самара»), горизонтальным и донным расположением активатора («Фея», «Мини-Вятка»). Машины этого типа не имеют отжимного устройства и рассчитаны на стирку 0,75. 1,5 кг. При работе машину устанавливают на стул или табурет. Если знать устройство стиральной машины этого типа, то тогда можно самостоятельно произвести ее ремонт и отпадет необходимость в вызове мастера и траты денег.
«Мини-Вятка»
Рассмотрим устройство одной из наиболее распространенных стиральных машин типа СМ — «Мини-Вятка». Стиральная машина «Мини-Вятка СМ-1,5» состоит из стирального бака, электропривода, крышки бака, активатора и соединительного шнура (рис.1)
1 -поддон | 11 -крышка привода | 21 -гайка | 31 -шайба |
2 -винт | 12-винт | 22 -подшипник активатора | 32 -шкив активатора |
3 -кулачок | 13-гайка | 23 -шайба | 33 -гайка |
4 -основание | 14-ручка | 24 -шайба | 34 -ременная передача |
5-стенки | 15-пробка | 25 -активатор | 35 -стопорное кольцо |
6 -винт | 16-винт | 26 -колодка зажимов | 36 -шкив двигателя |
7-хомут | 17-реле времени | 27 -кронштейн | 37 -болт |
8 -конденсатор | 18-крышка бака | 28электродвигатель | |
9 -хомут | 19-бак | 29 -шланг | |
10 -конденсатор | 20-стопор | 30 -шайба |
В этой стиральной машине активатор установлен в днище машины. Активатор приводится во вращение электродвигателем через ременную передачу. Электрическая схема привода машины дана на рис. 2
Рис. 5 Принципиальная электрическая схема стиральной машины «Мини-Вятка» С1, С2 — конденсаторы; К — циклическое реле времени РВЦ-6-50; М — электродвигатель АВЕ-071-4С |
Пуск и останов привода стиральной машины производится с помощью ручки реле времени, расположенной на панели пульта управления. Реле времени позволяет регулировать время стирки от 0 до 6 мин. Цикл работы машины следующий: 50 с — вращение в одну сторону, 10 с — перерыв, 50 с — вращение в другую сторону, 10 с — перерыв и т.д. Некоторые модели стиральных машин не могут работать в таком режиме — это не заложено в их конструкцию (они крутят активатор только в одну сторону). В этом случае стиральную машину можно улучшить см. Модернизация стиральной машины , где предлагается устройство реверса электродвигателя СМ. Это устройство подойдет и в случае выхода из строя циклического реле времени.
Порядок замены некоторых деталей машины во время ремонта приведен в таблице 1
Таблица 1 Порядок замены некоторых деталей стиральной машины «Мини-Вятка»
Вид работы | Порядок работы |
---|---|
Замена подшипника активатора |
|
Замена электродвигателя |
|
Замена реле времени |
|
Замена конденсаторов |
|
Замена ремня |
|
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2005
Источник
Ремонт отечественных стиральных машин
22 января 2006 г.
Автор: http://www.elremont.ru
Ремонт стиральной машины «ВЯТКА-АВТОМАТ» СМА-4ФБЭ |
Расход воды, л/мин | Производительность электронасоса, л/мин | 30 | |
— электроклапана замочки | 9. 11 | Частота вращения барабана, об/мин | |
— электроклапана стирки в пределах | 9. 11 | — при стирке | 62 |
— электроклапана отбелки в пределах | 5. 7 | — при отжиме | 500 |
— электроклапана горячей воды в пределах | 9. 11 | Отстирываемость, % не менее | 52 |
Количество воды, залитой в машину, л | Потеря прочности, % не более | 15 | |
— до 1 уровня | 21 | Остаточная влажность, % не более | 110 |
— до 2 уровня | 26 |
ВЯТКА-АВТОМАТ работает от сети холодного и горячего водоснабжения, предназначена для стирки, полоскания и отжима изделий из всех видов тканей. Стиральная машина имеет фронтальную загрузку белья. Предусматривается выпуск трех модификаций машины ВЯТКА-АВТОМАТ:
- ВЯТКА-АВТОМАТ-12 с 12 программами: 6 для плотных тканей и 6 для тонких;
- ВЯТКА-АВТОМАТ-14 с 14 программами: 7 для плотных тканей и 7 для тонких;
- ВЯТКА-АВТОМАТ-16 с 16 программами: 8 для плотных тканей и 8 для тонких.
Машина обеспечивает выбор режимов стирки с набором определенной программы с применением малопенящихся синтетических моющих средств (стиральные порошки-автоматы ЛОТОС, ЭРА и т.п.).
Устройство стиральной машины.
Программы набирают ручкой управления командоаппарата и специальными выключателями, расположенными на передней панели корпуса машины. Машина защищена от перелива воды. Машина оборудована гидравлическим фильтром, обеспечивающим задержку инородных тел. Соединение крышки фильтра с корпусом герметично и выдерживает давление 9,4 кПа.
Конструкция машины обеспечивает полный слив жидкости из бака: допустимый остаток жидкости в гидросистеме не более 500 мл.
Все процессы стирки, полоскания, отжима изделий и регулирования программ и температуры моющих растворов производятся автоматически. Загрузка изделий и моющих средств, набор необходимой программы, включение машины и выгрузка чистых изделий после стирки производятся вручную.
Корпус машины выполнен из листовой стали и состоит из штампованных деталей, соединенных между собой сваркой. Сверху корпус закрывается крышкой, которая крепится самонарезающими винтами. Корпус машины окрашен белой краской. Внутри корпуса установлен бак с закрепленным на нем двухскоростным электродвигателем привода стирального барабана. Бак подвешен на двух цилиндрических пружинах, которые крепятся к упорам корпуса. К нижней части бака с двух сторон приварены металлические пластины, находящиеся в контакте с фрикционными башмачками рессор, закрепленных на корпусе. Эта система вместе с противовесами, установленными в баке, служит для уменьшения вибрации машины.
Нагрев и контроль температуры моющего раствора осуществляются соответственно при помощи электронагревателя и датчиками-реле температуры, установленными внутри бака. Выход пара из бака осуществляется через патрубок. Белье загружается в перфорированный барабан через люк. Стирка производится по заранее задаваемой (в зависимости от типа ткани) программе. Набор определенной программы осуществляется ручкой командоаппарата. Барабан установлен внутри бака и вращается в подшипниковом узле, расположенном в крестовине. Вращение барабану передается от электродвигателя через шкивы и клиновой ремень. Барабан имеет три ребра для лучшего перемешивания белья в процессе стирки.
Рис. 1 Устройство стиральной машины «Вятка-автомат».
Сзади машины в верхней части корпуса расположены:
- блок подключения к водопроводной сети, который состоит из двух электромагнитных клапанов, соединенных шлангами с дозатором; датчик уровня жидкости, соединенный с нижней частью бака шлангом; помехоподавляющий фильтр с соединительным шнуром и штепсельной вилкой для подключения машины к электросети. Дозатор служит для ввода в бак моющих средств и средств для специальной обработки белья во время заполнения бака водой через электромагнитные клапаны.
В верхней части корпуса расположена пластмассовая панель, на которую выведены:
- ручка командоаппарата, кнопочный выключатель для включения экономичного режима стирки; сигнальная лампа, сигнализирующая о работе машины, ручка бункера дозатора.
В нижней части машины установлены:
- электронасос, который служит для откачки отработавшего моющего раствора; съемный фильтр, закрывающийся крышкой, расположенной на передней стенке корпуса; конденсатор. Машина снабжена съемными шлангами для подвода горячей и холодной воды и сливным шлангом. Регулируемые по высоте опоры служат для установки машины.
Командоаппарат
Командоаппарат машины состоит из набора кулачков, вращающихся от синхронного микроэлектродвигателя. Количество кулачков зависит от числа программ стиральной машины.
Командоаппарат предназначен для выполнения двух полных циклов. Циклы разделены между собой двумя остановками (для стирки плотных и тонких тканей). Внутри этих основных циклов можно выбирать определенное число программ, которое изменяется для каждой модели машины. Командоаппарат выполняет дополнительную функцию — добавление воды до второго уровня. Во время бережного режима стирки действует гидростоп, который служит для поддержания тонкого белья в колеблющейся чистой воде. При отсутствии этой операции белье (особенно синтетическое), оставаясь на некоторое время без воды, может покрыться складками и его трудно будет отгладить. См. также устройство командоаппарата.
Датчик-реле уровня
Датчик-реле уровня служит для контроля заданного уровня залива воды в бак стиральной машины. В автоматической стиральной машине ВЯТКА-АВТОМАТ применяется реле уровня РУ-ЗСМ. Датчик-реле уровня настраивается на срабатывание при давлении 1765 Па — при повышении уровня воды; 588 Па — при понижении уровня воды.
Уровни срабатывания (мм.вод.ст.) | Замыкание контактов |
---|---|
При повышении уровня | |
140 ± 10 | 1 — 2 |
При понижении уровня | |
ниже 75 | 1 — 3 |
Рабочий диапазон при повышении уровня — от 785 до 2450 Па; зона нечувствительности — не менее 490 Па.
Все основные детали датчика-реле уровня закреплены на корпусе. Между корпусом и крышкой зажата мембрана, служащая чувствительным элементом и разделяющая реле уровня на две полости — одну герметичную, соединенную через штуцер с контролируемым уровнем жидкости, и вторую, где размещены переключатели. С мембраной соединен жесткий центр с толкателями, которые через упоры передают усилие на поводки переключающих пружинных пластин и на пружины настройки. Вторым концом пружины настройки упираются в винты настройки. Мгновенный переброс контактов осуществляется за счет опрокидывающих пружин.
Неподвижные контакты крепятся к корпусу заклепками. Регулировка срабатывания и зоны нечувствительности, а также зазоров между контактами осуществляется специальными винтами. Настройка на необходимые уровни срабатывания производится за счет изменения сжатия пружины настройки винтами. В реле уровня на переключающих пластинах встроен дополнительный защитный контакт. Крышка мембраны крепится к корпусу завальцовкой краев крышки на бортик корпуса. Для исключения влияния пульсации контролируемого уровня на срабатывание в штуцере имеется калиброванное отверстие для дросселирования давления воздуха.
Принцип действия реле уровня основан на преобразовании давления, создаваемого столбом жидкости и действующего на мембрану, в перемещении подвижных контактов и переключении контактных устройств реле уровня. При повышении давления и достижении верхнего заданного значения уровня мембрана 4 через толкатели производит переключение контактов. При понижении давления на величину зоны нечувствительности происходит обратное переключение контактов. При коммутации токов до 16 А и напряжении 220 В возможно сваривание контактов в момент слива воды. В этом случае для предотвращения перегорания ТЭНа в реле уровня встроен дополнительный контакт, коммутирующий ток в 0,1 А при напряжении 220 В и надежно замыкающийся при сливе воды из бака ниже заданной точки по уровню. Через защитный контакт включается цепь питания электрического вентиля на открытие аварийной подачи воды в бак стиральной машины, что предохраняет ТЭН от перегорания, а в случае повышения температуры воды в баке до 60°С и выше цепь питания ТЭНа обесточивается с помощью реле защиты по температуре.
Датчик-реле температуры
В стиральной машине применены три датчика-реле температуры типа ДРТ-А или ДРТ-Б (на температуру 40, 60, 90°С). Номинальное напряжение датчиков 220 В; размеры 0 41х37,6 мм.
Реле выступает в бак вместе с уплотняющей втулкой не более чем на 8 мм. Масса реле не более 50 г.
Измерение температуры контролируемой жидкости приводит к изменению прогиба чувствительного элемента. При нагревании контрольной жидкости прогиб чувствительного элемента — диска — уменьшается, а при достижении температуры срабатывания термореле диск выщелкивает, нажимает через втулку толкатель на пружину и размыкает контакты термореле. При дальнейшем нагревании диск при разомкнутых контактах увеличивает прогиб. Контактная пружина выгибается. Величина перегрузки рассчитана до температуры 100°С. При охлаждении прогиб диска уменьшается (при разомкнутых контактах) и при достижении температуры срабатывания выщелкивает и освобождает контактную пружину. Контакты замыкаются. При последующем охлаждении при замкнутых контактах прогиб диска увеличивается. Величина перегрузки при охлаждении рассчитана до температуры 60°С. Герметизация реле достигается заливкой эпоксидным клеем Д-9.
Электромагнитные клапаны
Электромагнитные клапаны применяются двух типов: одинарные и тройные. Клапаны рассчитаны на номинальное напряжение 220 В, их пропускная способность воды 10 л/мин, минимальное рабочее давление 49 кПа, максимальное рабочее давление 784 кПа.
Электромагнитные клапаны машины ВЯТКА-АВТОМАТ прерывают подачу холодной и-горячей воды на выходе машины в необходимый момент времени. При включении электрической катушки поршень оттягивается в катушку, освобождая трубу для подачи потока воды. Количество пропускаемой клапаном воды зафиксировано за единицу времени, поэтому ее дозировка в стиральной машине зависит от времени работы машины.
Двигатель
Выводы двигателя | Сопротивление обмоток, ОМ |
---|---|
1-5 | 25.0 ± 1.8 |
1-2 | 8.6 ± 0.6 |
4-3 | 55.0 ± 3.9 |
4-6 | 55.0 ± 3.9 |
3-6 | 77.0 ± 5.4 |
При самостоятельном ремонте стиральной машины Вятка-автомат необходимо сначала определить неисправность, для этого см. алгоритмы поиска неисправностей автоматических стиральных машин, см. описание основных узлов стиральных машин автоматов (часть1) и (часть 2) и см. функциональные схемы работы стиральных машин автоматов.
Надежная работа стиральной машины обеспечивается только при правильной ее эксплуатации, поэтому смотрим Инструкцию по эксплуатации стиральной машины «Вятка-автомат» и не делаем ошибок.
«Машина стиральная автоматическая бытовая типа СМА-4ФБ моделей Вятка-Автомат. Инструкция по монтажу, пуску и обкатке изделия на месте его применения»
«Машины стиральные автоматические бытовые типа СМА-4ФБ моделе Вятка-Автомат ТУ 1-01-0867-89»
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2006
Источник