Ремонт компьютерного дисковода своими руками

Устраняем неисправность дисковода своими руками

Теория: самостоятельно изучаем принцип работы cd-rom

Устранить неисправность дисковода можно своими руками , в данной статье мы попробуем разобрать принцип работы CD-ROM, а также рассмотрим один из способов возвращения его к жизни на примере модели Samsung SCR-2431.

Итак, перед нами проблема: привод не читает диски. Причины поломки могут иметь механический характер или скрываться в электронике. Все неисправности электроники — дело специалистов, попытка самостоятельно осуществить ремонт компьютера в домашних условиях приведет к необратимым последствиям.

Механическая часть состоит из:

  • шпиндельного двигателя;
  • блока оптической головки;
  • привода, перемещающей оптическую головку;
  • системы загрузки диска.

Функция двигателя — приведение во вращение диска на высокой скорости. Блок оптической головки состоит из:

  • лазерного излучателя;
  • фотоприемника;
  • систему фокусирования;
  • предварительный усилитель.

Фокусирующая система отслеживает в вертикальной плоскости биения диска. Отдельный двигатель отвечает за радиальные перемещения оптической головки; он связан червячной или зубчатой передачей с кареткой, перемещающейся по направляющим.

Состав системы загрузки:

  • лоток;
  • двигатель, приводящий в движение лоток;
  • механизм, устанавливающий диск в рабочую позицию путем приподнимания механики с двигателем, либо опусканием на шпиндельный двигатель диска.

Практика: ремонт компьютера — шпиндельный двигатель и микросхема

Выдвигаем лоток дисковода, снимая блокировку: в маленькое отверстие на передней панели вставляем распрямленную скрепку, осторожно нажимаем. Откручиваем винты, закрепляющие верхнюю крышку, получаем доступ к внутренностям привода. Перед тем, как продолжить ремонт компьютера , запомните, что нельзя делать следующее:

  • не смотрите непосредственно в лазерный объектив — можно серьезно навредить зрению!
  • Не оставляйте диск в разобранном приводе — раскрученный на большой скорости, он может сорваться с вала двигателя и нанести тяжелую травму!

Приступаем к анализу неисправностей.

В подавляющем большинстве приводов выдвигание-задвигание осуществляется при помощи отдельного двигателя. В рассматриваемой здесь модели данную функцию выполняет двигатель, перемещающий каретку оптики. Задвигающийся лоток нажимает на рычаг, толкающий каретку к связанным с двигателем шестеренкам, одновременно из данной зоны выходит лоток. Подставка с диском опускается, и диск прижимается к валу шпиндельного двигателя. Сложная рычажная система создает повышенную нагрузку на последний зуб из находящихся на лотке. Помимо этого, приводящая лоток в движение шестеренка, соприкасается лишь наполовину с линейкой зубьев — результатом является срезание нижней половины последнего зуба. Симптомом данной неисправности является неполная задвижка лотка и невозможность его выдвижения, либо выдвижение, сопровождающееся скрежещущими звуками.

Решением проблемы является восстановление стертого зубца. Капните на него небольшое количество расплавленной пластмассы. После того, как она застынет, придайте ей форму зубца, используя надфиль. Можно также попробовать поднять приводящую лоток в движение шестерню на высоту, соответствующую верхней половинке зубца. Рекомендуем также произвести смазку механизма и проверить целостность резинового пассика, приводящего в движение лоток, имеющегося в некоторых моделях — причины неисправности могут скрываться именно здесь.

В том случае, когда с загрузкой все в норме, но привод все же не функционирует, необходимо проверить систему, перемещающую оптическую головку и шпиндельный двигатель. Подключите к компьютеру вскрытый дисковод и убедитесь, что происходит кратковременный запуск двигателя, а каретка и лазер перемещаются при закрытии. Вы заметите красное свечение лазера (оно просматривается под определенным углом).

Отсутствие вращения электродвигателя, а также неподвижность каретки говорит о неисправности управляющей микросхемы или самого двигателя. Проверим работоспособность двигателя: отсоединив его от печатной платы, подайте напряжение +5 В, подсоединив его к внешнему источнику. Если проблема в нем, то придется произвести его замену на аналог, если же в микросхеме, то вам поможет только специалист. Неподвижность каретки может быть вызвана износом элементов червячной (зубчатой) передачи. Решение проблемы — в замене детали.

Ремонт на дому: смазка и подтяжка

Отремонтировать привод на дому проще, если диски не читаются, но лазер светится, двигатель и каретка исправно работают. Проблема может корениться в:

  • перекосе шпиндельного двигателя;
  • загрязнении места посадки для оптической системы и диска.

Протрите линзу лазера мягкой кистью, смажьте густой смазкой оси перемещающие каретку шестеренок и направляющие. Проверьте и при необходимости подтяните крепление двигателя. Обрезиненное кольцо, расположенное на посадочном месте, протрите спиртом. Собираем привод и проверяем его работоспособность. В подавляющем большинстве случаев неисправность устраняется, если же функциональность вернуть не удалось, то вам нужен мастер.

Читайте также:  Научиться ремонт вмятин без покраски

Центр Компьютерной Поддержки всегда готов оказать помощь в восстановлении работы привода, а также вернуть потерянную функциональность системе. Звоните — мы быстро решим любую проблему!

Источник

Типичные неисправности лазерных приводов

Рекомендации по ремонту оптических лазерных приводов

Лазерные дисководы получили широкое распространение в электронике. Любой DVD-проигрыватель, CD/MP3-магнитола, музыкальный центр имеют в своём составе лазерный привод.

В большинстве случаев в ремонт такие аппараты попадают как раз из-за поломки лазерных приводов.

Неисправности, вызванные поломкой лазерного привода довольно схожи, и сводятся к одному – лазерный диск либо не читается, либо происходит сбой воспроизведения музыки (CD/MP3) или видео (DVD).

Следует отметить, что срок службы лазерного диода, который есть в составе любого дискового аппарата, составляет в среднем 3-5 лет. Наивно думать, что DVD-плеер будет работать 10 и более лет! Загляните в инструкцию DVD-плеера…

Вообще первое, что необходимо спрашивать, когда Вам на ремонт приносят какой-либо дисковый аппарат – это сколько лет аппарату и как интенсивно им пользовались. Если ответом будет 3 и более лет, то вероятность того, что неисправен оптический блок резко возрастает. Как часто пользовались аппаратом тоже важно, ведь лазерный привод, это электронно-механическое устройство. Число миниатюрных двигателей в одном лазерном приводе наврядли будет меньше 2-3.

Первый из тройки – привод шпинделя. Он отвечает за раскрутку лазерного диска. Очень большое число неисправностей связано именно с ним. Вот пример.

Второй – привод оптического блока. Этот привод отвечает за позиционирование лазерной головки вдоль диска. Довольно редко выходит из строя.

Третий – привод загрузки/выгрузки (LOAD). Выгрузка и загрузка диска в дисковод. Неисправности этого двигателя довольно редки, и, как правило, легки при ремонте.

На практике в ходу такая неисправность. В основном у CD/MP3-автомагнитол.

Звук при воспроизведении частенько пропадает. Резко появляется и также пропадает. Присутствует “заикание”.

У DVD-плееров неисправность проявляется следующим образом.

Диск считывается очень долго, после чего на дисплее появляется надпись (ERROR или NO DISK). Возможно случайное “зависание” диска. Повторная установка диска решает проблему, и диск с записью воспроизводится нормально.

Причина такого “непонятного” поведения бывает связана не с неисправностью оптического лазерного блока, а с неисправностью привода шпинделя.

Дело в том, что двигатель шпинделя должен раскручиваться с определёнными оборотами. Число оборотов подстраивается системой обратной связи. Так что не надо думать, что диск крутится сам по себе. Подал 3 вольта на движок и всё! Нет! Частоту вращения диска регулирует сложная система корректировки. Если двигатель шпинделя неисправен, тогда даже система корректировки плохо справляется, и происходят сбои. Двигатель не выдаёт нужные обороты, “сбоит”.

Поэтому, если проявляется нижеописанная неисправность, не спешите заменять оптический лазерный блок!

Заменить привод шпинделя дешевле, чем покупка оптического лазерного блока. Можно временно заменить привод двигателем из другого аппарата или найти подходящий в запаснике.

Очень часто встречается неисправность у CD/MP3-магнитол с вертикальной установкой диска.

Диск раскручивается, но диск не загружается. Пишет ERROR или NO DISK.

Оптический лазерный блок боится пыли и грязи. Достаточно тонкого мелкодисперсного налёта пыли на верхней линзе, чтобы диск перестал считываться. Магнитолы с вертикальной установкой диска более уязвимы к пыли, загрузка диска происходит сверху и количество попадающей пыли возрастает.

Дисковые автомагнитолы в этом случае более защищены, у них щелевая загрузка диска.

Мелкодисперсный налёт пыли можно удалить с поверхности линзы лазерного блока обычной ватной палочкой или просто кусочком ваты. Смачивать вату чистящими средствами не надо, можно испортить линзу! Круговыми движениями проводим по поверхности линзы ватной палочкой 3-4 раза. Убеждаемя в отсутствии остатков крупной пыли на линзе и всё!

Нажимать на линзу не следует, она крепится на пружинящих проводках! По ним подаётся питание на электромагнит фокусировки. Они довольно крепкие, но при чрезмерном усилии и их можно повредить.

Нередки случаи, что после такой простой чистки работа прибора полностью восстанавливается.

Основная трудность в данной операции состоит в том, чтобы грамотно разобрать аппарат и добраться до лазерной головки. Сложнее всего это сделать у музыкальных центров с блоком загрузки на 3 диска или чейнджером (когда диски размещены в боксе — как тарелки в сушилке), а также у автомобильных CD/MP3-проигрывателей и DVD-плееров с щелевой загрузкой диска.

Поэтому на страницах сайта я разместил информацию и по разборке всевозможных CD-приводов:

Читайте также:  Ремонт редуктора передний мост ленд крузер 80

Эти методики помогут, если нужно разобрать CD-привод, но нет опыта в данном деле.

Иногда чистка линзы не помогает. Причина в том, что внутри оптического блока есть призма, на неё тоже со временем оседат пыль. Разбирать оптический блок нет смысла. Лучше заменить блок целиком.

При ремонте электроники с неисправностями, явно указывающими на дефект лазерного привода, можно использовать следующие приёмы:

Проверить механическую часть лазерного привода на наличие заклинивания шестерёнок, каретки, исправности соединительных гибких шлейфов. Гибкие шлейфы лучше “прозвонить” мультиметром, а лучше проверить заменой. Очень часто шлейф «звонится» мультиметром как исправный, но поскольку при работе он изгибается, то плохой контакт вновь даёт о себе знать.

В DVD-плеерах самым «слабеньким» шлейфом является тот, который соединяет лазерную головку и основную плату. Его замена не редко устраняет неисправность с «зависанием» диска, плохой или долгой загрузкой диска, сбоями при воспроизведении.

Проверить есть ли свечение лазера. После установки диска, включается красный лазер (только у DVD) на несколько секунд. В этот момент, необходимо смотря сбоку проконтролировать наличие свечения. Помните! Лазер вреден для здоровья! Прямое попадание лазерного луча в глаза чревато потерей зрения. Будьте осторожны!

Произвести чистку линзы оптического блока. Как это сделать, уже было рассказано.

Визуально проследить загрузку диска, его раскрутку. Произвести замену привода шпинделя методом подстановки.

По возможности заменить, хотя бы временно, для проверки, лазерный оптический блок. Вот здесь рассказано о том, как быстро заменить лазер в DVD.

Кроме лазера могут быть и другие причины неисправности. Об основных неисправностях DVD-плееров я уже рассказывал.

Тема ремонта дисковых аппаратов довольно обширна, здесь приведены лишь некоторые рекомендации и советы. Для более глубокого понимания работы лазерных дисковых проигрывателей не будет лишним ознакомиться с общими принципами работы таких приборов. Думаю, книга “CD-проигрыватели. Схемотехника” Авраменко Ю.Ф., будет очень полезна для понимания работы дисковых устройств.

Источник

Сделай сам своими руками О бюджетном решении технических, и не только, задач.

Как самостоятельно отремонтировать CD-DVD привод?

Это небольшой рассказ с картинками о том, как можно оживить CD-DVD, и наверное Blu-Ray привод, не прибегая к дорогостоящей помощи специалистов. Есть несколько часто встречающихся причин, которые могут привести к полной или частичной неработоспособности привода. Устранение этих причин является не ремонтом, а скорее техническим обслуживанием CD-DVD-ROM-а и вполне может быть выполнено пользователем, имеющим некоторые навыки по работе с электронной техникой. Подробнее на oldoctober.com

Самые интересные ролики на Youtube

Наиболее частые причины вызывающие отказ привода.

  1. Износ приводного ремня (пассика).
  2. Увеличение трения в механизме загрузки.
  3. Загрязнение линзы лазера.
  4. Снижение КПД лазера.

Для устранения любой из этих причин требуется частичная разборка привода. Конструкция приводов может различаться, поэтому сопроводительные картинки не стоит воспринимать абсолютно.

Инструменты и материалы.

Для профилактических работ нам понадобятся следующие инструменты, материалы и комплектующие. oldoctober.com

  1. Скрепка канцелярская.
  2. Отвёртка крестообразная.
  3. Кисть средних размеров.
  4. Бязь (хлопчатобумажная ткань).
  5. Смазка силиконовая СИ-130.
  6. Пассик.
  7. Чистящая салфетка.
  8. Тонкая отвёртка.
  9. Пинцет.

Начинаем. Отсоединяем кабели от привода и откручиваем крепёжные винты. Вынимаем привод из корпуса системного блока.

Разборка.

Разборка любого CD-DVD привода начинается с выдвижения лотка. Чтобы выдвинуть лоток, нужно сначала изготовить простое приспособление из канцелярской скрепки.

Осторожно, просунув конец канцелярской скрепки в технологическое отверстие на передней панели привода, нащупываем деталь механизма, которая отвечает за блокировку лотка. Деталь эта находится строго напротив отверстия. Нажимаем на неё и лоток слегка выдвигается. Теперь его можно вытянуть пальцами.

Отжимаем защёлки, крепящие лицевую панель привода. Сначала отжимаем одну из боковых защёлок.

Затем, отжимаем защёлку, находящуюся в нижней части привода, и другую боковую защёлку.

Выдвигаем переднюю панель, откручиваем четыре винта с крестообразными шляпками и снимем панели металлического кожуха.

Отжимаем защёлки и отделяем лоток от основного механизма.

Тщательно очищаем механизм от пыли и грязи при помощи кисточки. Если старая смазка сильно загрязнена, то удаляем её при помощи бязи и наносим новую смазку.

Заменяем изношенный пассик новым. После чего протираем пассик и внутренние поверхности шкивов чистящей салфеткой или бязью смоченной в спирте.

Протираем линзу лазера чистящей салфеткой. Пыль, осевшую на верхней поверхности линзы, можно не увидеть невооружённым глазом, но она там почти всегда присутствует.

Если привод очень старый или известно, что на нём было записано слишком много дисков и при этом существует проблема чтения или записи, то можно попытаться увеличить ток лазера. Эта довольно тонкая операция требует терпения и может занять довольно много времени. Не затевайте эту процедуру, если Ваш привод просто не читает несколько старых дисков или дисков записанных на чужих приводах. Это может быть вызвано массой различных причин и величина тока лазера тут на 38-ом месте.

Читайте также:  Ремонт двигателя ивеко евротех

Регулировать ток лазера лучше всего, когда привод находится в полуразобранном состоянии.

Чтобы запустить привод без кожуха и передней панели придётся удалить переднюю стенку лотка для дисков.

Где-то на каретке с установленным лазером имеется малогабаритный потенциометр, положение движка которого и определяет ток лазера. Местоположение этого потенциометра зависит от конструкции привода.

Прежде чем крутить этот винт, обязательно зарисовываем положение шлица, чтобы иметь точку отсчёта, да и вообще, чтобы можно было в случае чего, вернуть его в первоначальное положение.

Повернув винт на 10-15 градусов сначала в одну, а затем в другую сторону, каждый раз проверяем качество чтения в какой-нибудь программе, например, Nero DiscSpeed.

Только проверять желательно сразу на нескольких типах носителей, например, CD-R и CD-RW или DVD+R, DVD+RW, DVD-R, DVD-RW и т.д. Наверное, не обязательно проверять все типы поддерживаемых носителей, но проверьте хотя бы те, которыми Вы всё время пользуетесь.

Многоцелевые универсальные приводы, это довольно компромиссные изделия и поэтому часто, какие-то типы дисков они читают лучше, а какие-то хуже. Например, увеличив ток лазера, Вы можете получить идеальное чтение CD-R и сделать половину ваших CD-RW нечитаемыми.

Сборка не представляет никаких трудностей, кроме одного момента. При вставке лотка в механизм загрузки, требуется совместить фиксатор ползуна механизма загрузки с направляющим пазом, расположенным в нижней части лотка.

Ползун обычно подпружинен, поэтому нужно, прежде чем вдевать лоток в направляющие, зафиксировать ползун в правильном положении, используя пинцет или другой подходящий инструмент. На фото положение ползуна фиксируется при помощи шила.

Как выбрать правильный пассик для ремонта CD-DVD привода.

Если у Вас в распоряжении, совершенно случайно, оказался небольшой набор пассиков разного диаметра, то нужно просто подобрать подходящий экземпляр. Если такого набора нет, то придётся пассик купить.

И хотя эра видео и аудио магнитофонов прошла, на всевозможных радиорынках всё ещё можно прибрести резиновые пассики в ассортименте.

При покупке пассика нужно обращать внимание сразу на несколько его параметров, таких как: сечение, диаметр, упругость и качество вулканизации резины, из которой он сделан.

Сечение пассика можно определить и на глаз, так как вероятность того, что Вам удастся найти пассик строго соответствующего сечения невелика.

Диаметр пассика можно определить, приложив старый пассик к новому и убедиться, что диаметр нового, чуть меньше, чем старого.

Упругость можно измерить при помощи импровизированного стенда, вроде того, что на рисунке.

Я обычно проверяю свойства пассика наощупь без всяких динамометров.

Качество вулканизации резины можно определить по цвету и тактильным ощущениям. Цвет «неправильной» резины глубокий чёрный, а поверхность гладкая с высокой отражающей способностью. В то время как «правильная» резина имеет слегка сероватый оттенок и более матовую поверхность.

Также качество вулканизации резины можно определить по времени восстановления исходного размера. Для теста нужно сильно растянуть пассик пальцами и очень быстро сбросить его плашмя на ровную поверхность. Чем быстрее пассик примет первоначальный размер, тем выше его качество. Если вы можете заметить на глаз, как меняются диаметр пассика, то есть, он как бы съёживается, то такой пассик прослужит недолго и лучше его вообще не использовать. Однако не факт, что Вы найдёте на базаре пассик высокого качества, да ещё и точно такой же, как требуется. Поэтому, за неимением лучшего, можно купить то, что есть, но с поправкой на диаметр, сечение и упругость.

И так, все эти четыре параметра влияют на свойства пассика. Выбирая пассик, нужно все их учитывать. Если сечение пассика чуть меньше, то нужно выбирать пассик чуть короче и наоборот. Если качество вулканизации низко, то нужно выбирать либо чуть большее сечение, либо чуть меньший диаметр.

Если пассик будет натянут слишком сильно, то это может привести к заклиниванию или преждевременному износу механизма загрузки диска. Если же пассик будет натянут слишком слабо, то это может вызвать его проскальзывание относительно шкива двигателя.

Если на базаре есть несколько близких по свойствам пассиков, то лучше сразу купить несколько разных, чтобы дома подобрать наиболее подходящий. Цена пассика для CD-DVD привода может колебаться от 0,3$ до 0,7$.

Источник

Оцените статью