Ремонт измерительных приборов
Измерительные приборы подвергаются ревизии, ремонту и государственной поверке в сроки, установленные Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР, а также при ТР-3.
Износы и повреждения. К наиболее характерным неисправностям электро измерительных приборов относятся: износ керна и камней, ослабление крепежных болтов, затирание и заедание подвижной системы, сход ее с подпятников или нарушение балансировки, обгорание проводов рамок подвижной и неподвижной систем или компенсационного и добавочного резисторов, а также трещины в корпусе.
Повышенное трение в подвижной системе выявляют при внешнем осмотре прибора. Если оно отсутствует, то при медленном поворачивании корректора в разные стороны стрелка прибора будет перемешаться плавно, без заеданий. Уравновешенность подвижной части прибора проверяют наклоном прибора в разные стороны, при этом стрелка не должна отклоняться от нулевого положения.
Признаком повышенного трения в опорах или заедания подвижной системы может служить отклонение стрелки при постукивании по корпусу прибора, а невозвращение стрелки в нулевое положение после отключения прибора укажет на возможную деформацию пружины или на малый зазор между керном и опорной поверхностью камня. Колебание стрелки включенного прибора указывает на наличие плохого контакта в его электрической схеме. При обнаружении у прибора перечисленных дефектов его разбирают и ремонтируют.
Ремонт и испытание приборов.
Вынутый из корпуса механизм осторожно продувают для освобождения его от пыли, снимают с него шкалу, подвижную систему, магнит и отпаивают моментные пружины. Затачивают и шлифуют керны. Подпятники с царапинами, трещинами и нарушенной полировкой заменяют, а исправные очищают смоченной в спирте папиросной бумагой. Моментные пружины при необходимости правят и припаивают припоем ПОС-90. Устанавливают керны и приклеивают буксу к рамке. Если рамка была неисправна, то ее перематывают или заменяют новой до приклейки буксы.
Катушку с обрывом или витковым замыканием перематывают или заменяют. Погнутую стрелку выправляют.
дефектную шкалу заменяют. Новую приклеивают шеллачным лаком.
При сборке прибора добиваются, чтобы рамка не имела в кернах бокового смещения и поворачивалась свободно. Затем подвижную часть прибора устанавливают в нулевое положение, рычаг корректора в нейтральное и припаивают наружные концы моментных пружин. Подвижную часть прибора балансируют перемещением балансировочных грузиков на усиках стрелки, после чего грузики закрепляют шеллачным лаком.
Собранный после ремонта прибор включают последовательно с другим (контрольным). Если проверяемый прибор дает завышенные показания, то причиной этого может быть короткое замыкание части витков катушки или добавочного резистора (если он есть), смещение центра тяжести подвижной системы. В последнем случае на соответствующую часть подвижной системы можно нанести несколько капель шеллака.
Если прибор при повторных включениях дает разные показания для одних и тех же значений тока (по контрольному прибору), значит, велико трение в подпятниках оси или витки токоподводящих пружин касаются друг друга или какой-либо части прибора.
Стрелку шкалы подводят к исходному положению с помощью корректора. Амперметры градуируют с учетом сопротивления проводов, идущих от шунта, включенного в силовую цепь э. п. с., до щитка с приборами (для амперметра батареи в пределах РШ). Проверенный прибор пломбируют.
Шунты амперметров проверяют, пропуская по ним расчетный ток 1500 или 100 А) от многоамперного генератора. Значение этого тока и падение напряжения на шунте должны соответствовать расчетным данным, которые указаны на литой части шунта.
Счетчики электрической энергии ремонтируют и испытывают в соответствии с инструкциями ЦТ МПС ТИ18 и ТИ19.
Техника безопасности при ремонте электрической аппаратуры. Все работы, связанные с ремонтом э. п. с., должны проводиться при обязательном выполнении утверждецных Правил по технике безопасности и производственной санитарии. Рабочее место комплексной бригады и отдельных работников должно находиться в полном порядке и не быть загромождено.
Верстаки шириной не менее 0,75 м должны быть устойчивыми и надежно укрепленными на полу. Тиски на верстаках необходимо устанавливать прочно с расчетом правильного положения слесаря при работе и на расстоянии не менее 1 мм друг от друга. Чтобы не допустить нанесения травм осколками металла другим рабочим, место рубки металла обязательно ограждают, а на верстаках устанавливают предохранительные сетки с ячейками диаметром не более 3 мм или щиты высотой не менее 1 м.
Работы по ремонту аппаратов можно выполнять только исправным инструментом. Молотки должны иметь слегка выпуклую поверхность бойка без заусенцев, ручки овального сечения из твердого и упругого дерева (кизил, бук и т. д.), без сучков и трещин, слегка конической формы с уширением к свободному концу. Длина ручки должна соответствовать работе, выполняемой молотком, а посадка молотка на ручку быть прочной, надежной, с обязательным расклиниванием.
Для работы используют зубила, бородки, обжимки и керны ровные, несбитые, нескошенные и без заусенцев. Применяют зубила и бородки длиной не менее 150 мм. Напильники, отвертки и шаберы должны иметь исправные ручки без трещин и сбитых мест. На ручках напильников необходимо устанавливать металлические кольца. Гаечные, ключи по размеру и форме зева следует подбирать в соответствии с формой и размерами гаек. Челюсти зева ключа должны быть параллельными. Ставить прокладки между че люстью и гайкой категорически запрещается.
Резиновые перчатки, диэлектрические боты и галоши, резиновые коврики должны содержаться в исправном состоянии. Лицо, обслуживющее пробивной агрегат, должно иметь на руках диэлектрические перчатки, на ногах диэлектрические боты, а под ногами резиновый коврик.
Категорически запрещается находиться в пределах мест испытания посторонним лицам, а также участвовать в испытаниях лицам моложе 18 лет.
Все сварочные работы при ремонте электрических аппаратов следует проводить в соответствии с Инструктивными указаниями по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов и моторвагонного подвижного состава.
>’Щ.’!* -эсы 1. Перечислите наиболее характерные неисправности электрических аппаратов и причины, вызывающие их появление.
2. Каковы требования к электрическим аппаратам и к их обслуживанию?
3. Опишите технологию ремонта контактов различных типов.
4. Какие неисправности могут возникать в приводах электрических аппаратов и как их устраняют?
5. Как осуществляется регулировка отремонтированного токоприемника?
6. Перечислите основные технологические операции, выполняемые при ремонте индивидуальных контакторов, группового переключателя.
7. Как осуществляется регулировка БВ или ГВ после их ремонта.
8. Какие неисправности характерны для реле электромагнитного типа и как их устраняют?
9. Объясните назначение блокировочного механизма контроллера машиниста и какую зависимость положения рукояток он должен обеспечивать (для контроллера КМЭ).
10. Каковы основные принципы ремонта электронной аппаратуры?
11. Перечислите требования правил техники безопасности прн ремонте электрических аппаратов и электрической проводки.
Источник
Измерительные приборы
Для измерения токов и напряжений в различных цепях тепловозов используют амперметры и вольтметры типов М4200, М151 и др. Измерение давления масла, топлива и воздуха выполняют с помощью дистанционных электроманометров типов ЭДМУ-6 (при давлении до 0,6 МПа) и ЭДМУ-15Ш (при давлении до 1,5 МПа), а температур воды и масла — с помощью дистанционных электротермометров типа ТП-2. Характерными неисправностями амперметров и вольтметров являются износ опорных частей (кернов 11 и подпятников 12, рис. 66) подвижной системы, заедание подвижной системы в опорах и касание подвижных частей о неподвижные, излом кернов (осей) и спадание их с подпятников, обгорание изолированного провода катушки 5, ослабление резьбовых соединений, трещины корпуса и стекла и обрыв внутренней цепи. У указателей электрических манометров и термо-
Рис. 66. Узлы амперметра М4200:
а — подвижная система; б — магнитная система; в — опора; 1 — корректор; 2 — вилка; 3, 7 — пружины; 4 — уравновешивающий груз; 5 — катушка; 6 — алюминиевая рамка; 8 — обойма; 9 — магнитопровод; 10 — магнит; 11 — керн; 12 — подпятник из агата или рубина; 13 — стопорный винт метров дополнительно встречаются обрывы и межвитковые замыкания катушек и резисторов, у приемников давления — трещины, изломы и остаточная деформация мембраны, повреждения возвратной пружины, перетирание обмоточного провода потенциометра. У приемника температуры типа ПП-2 могут появляться обрыв внутренней цепи, повреждения колпачка и штепсельного разъема. Кроме того, у электрических манометров и термометров встречаются повреждения паяных соединений проводов с контактами штепсельных разъемов, самих штепсельных разъемов и резисторов типа ПЭВ.
Большинство неисправностей находят при внешнем осмотре и при проверке приборов тепловоза по контрольным приборам, так как при появлении практически любой из перечисленных неисправностей у соответствующего прибора будут неправильные показания. При повреждении подвижной системы стрелка прибора может застревать и оставаться неподвижной в любом месте шкалы независимо от изменения измеряемой величины. Если при испытании под током стрелка прибора смещается, а стрелка контрольного прибора остается неподвижной, то это указывает, что в цепи проверяемого прибора имеются некачественные контактные соединения. При деформированных пружинах или малом зазоре между кернами и подпятниками стрелка прибора не возвращается в нулевое положение. Если же стрелка смещается при легком постукивании по прибору — это указывает на повышенное трение в опорах или на задевание подвижной части о неподвижные. Большинство неисправностей электрических манометров и термометров также определяют при их испытании.
Сроки контрольных проверок. Не более чем через три месяца, обычно на ТО-3 или ТР-1, электроизмерительные приборы проверяют по контрольным приборам, не снимая их с тепловоза. На ТР-2 дополнительно осматривают провода всех приборов, штепсельные разъемы и резисторы ПЭВ электрических манометров и термометров, состояние пайки наконечников проводов и прочность их закрепления на зажимах амперметров и вольтметров. При обнаружении неисправностей приборы снимают с тепловоза и ремонтируют. На ТР-3 все приборы снимают с тепловоза для проверки и ремонта. Дату проверки отмечают на стеклах приборов. Проверка приборов, выполняемая в депо, называется ведомственной. Кроме нее, приборы регулярно проходят государственную проверку. Время работы приборов между государственными проверками устанавливает Государственный комитет стандартов при Совете Министров СССР. После государственной проверки прибор пломбируют. Поэтому все приборы, которые в процессе ремонта разбирались, после проверки в депо отправляют на государственную проверку, так как к установке на тепловоз допускаются только опломбированные приборы.
Порядок испытания приборов. Испытания приборов на тепловозе выполняют после их осмотра с помощью переносных контрольных приборов. Тепловозные амперметры имеют наружные шунты, к потенциальным зажимам которых подключают контрольный прибор.
Контрольный вольтметр подключают параллельно цепи проверяемого вольтметра. Если тепловоз проходит реостатные испытания, то амперметры и вольтметры проверяют по аналогичным приборам реостатного стенда. Во всех случаях класс точности контрольных приборов должен быть равен 0,5 или 1,0. Прибор считается годным, если полученное значение абсолютной погрешности в любом месте шкалы меньше или равно ее допустимому значению, величина которого определяется классом точности прибора. Абсолютная погрешность — это разница между показанием прибора и действительным значением измеряемой величины тока или напряжения, за которую допускается принимать показание контрольного прибора.
Если при испытании будет обнаружено, что погрешность прибора превышает допустимое значение, прибор снимают с тепловоза и ремонтируют в депо. Приборы, снимаемые с тепловоза на ТР-3, при отсутствии видимых неисправностей испытывают так же, как и отремонтированные на специальном стенде. Приборы с пломбами государственной проверки устанавливают на тепловоз. Отремонтированные и выдержавшие испытания приборы проходят дополнительно государственную проверку.
Наружные шунты амперметров проверяют с помощью многоамперного агрегата. Последовательно с испытываемым шунтом включают такой же образцовый. К потенциальным зажимам шунтов подключают контрольные милливольтметры и измеряют падения напряжения на шунтах в 2-3 точках. Максимальный ток при испытании обычно не превышает половины номинального тока шунта. Абсолютная погрешность испытываемого шунта должна соответствовать его классу точности. Сопротивление добавочного резистора вольтметра типа Р-103 или Р-103М измеряют мостом постоянного тока. Величина сопротивления может отличаться от номинального значения не более чем на ±0,5 %.
Электрические дистанционные манометры и термометры на тепловозе испытывают с помощью контрольных приборов. При необходимости используют переносной пресс с образцовым манометром и термостат с термометром. Показания указателей проверяют при прямом и обратном ходах стрелок во всем рабочем диапазоне. Погрешность показаний электроманометров должна соответствовать классу точности 4, а погрешность электротермометров не должна превышать ±4 °С при температуре окружающего воздуха +20 ± 5 °С и ± 5,5 °С при температуре воздуха +40 ±5 °С. Если погрешности испытываемых приборов превышают приведенные значения, то снимают их указатели и проверяют их с помощью приспособления, схема которого показана на рис. 67.
К штепсельному разъему Ш1 приспособления подключается заведомо исправный (контрольный) указатель электроманометра, а к разъему Ш2 — проверяемый. Сопротивление резистора И равно сопротивлению потенциометра приемника давления (255 Ом). При любом положении движка этого резистора показания обоих указателей
Рис. 67. Схема приспособления для проверки электроманометров и электротермометров должны совпадать. Допускается разница в показаниях не более 0,024 МПа для указателя электроманометра ЭДМУ-6 и не более 0,06 МПа — для ЭДМУ-15Ш. Проверяемый указатель электротермометра подключается к штепсельному разъему ШЗ. С помощью переключателя П с указателем поочередно соединяются резисторы Д6-/7/5. Сопротивления резисторов и соответствующие им показания указателя электротермометра приведены в табл. 7.
Сопротивления резисторов в табл. 7 даны без учета сопротивления проводов, соединяющих приемник температуры и указатель. Допускается отклонение показаний указателя от приведенных в табл. 7 на не более ± 2 °С при температуре окружающего воздуха +20 ± 5 °С и не более ± 2,8 °С при температуре воздуха +40 ± 5 °С.
Указатели с неисправностями заменяют и ремонтируют. Если при испытании установлено, что указатели исправны, то на тепловозе проверяют штепсельные разъемы этих приборов, провода, установленные между указателями и приемниками, и резисторы ПЭВ. В случае их неисправности снимают, испытывают и ремонтируют приемники.
У приемника давления проверяют сопротивление потенциометра, которое должно быть равно 255 Ом, а у приемника температуры -сопротивление терморезистора. Оно с учетом температуры окружаю-
Источник