- Бедный «Кузя»: Шойгу пора положить конец «художествам» с нашими кораблями
- Судьба авианосца «Адмирал Кузнецов» покрыта мраком и неизвестностью
- Вирус идет на абордаж: ремонт кораблей ВМФ задержится из-за COVID-19
- Корабли постоят
- Мощные и заслуженные
- Поставки кораблей и судов для ВМФ в 2020 году
- Общие показатели
- Подводное обновление
- Для надводного флота
- Вспомогательный состав
- Задел на будущее
- Работа продолжается
Бедный «Кузя»: Шойгу пора положить конец «художествам» с нашими кораблями
Судьба авианосца «Адмирал Кузнецов» покрыта мраком и неизвестностью
Скандалы с ремонтом и модернизацией единственного российского авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» идут сплошной чередой. И не видно им ни конца, ни края. На днях произошло очередное событие, на сей раз уже криминального характера.
Осенью 2018 года в Мурманске на 82-м судоремонтном заводе затонул самый крупный в стране плавучий док ПД-50, в котором находился авианосец.
Корабль удалось спасти, но он получил серьезные повреждения в результате падения подъемного крана на взлетную палубу.
Надо сказать, что док не сам утонул, его, по сути, утопили в результате грубых нарушений техники безопасности и правил эксплуатации новыми владельцами завода. Однако ответственности никто не понес.
Авианосец перегнали на 35-й судоремонтный завод (СРЗ), где начали модернизацию двух сухих доков с целью их объединения, что позволило бы размесить гигантский корабль. Проект модернизации был принят, несмотря на то, что эксперты в один голос заявляли, что реализовать его в сжатые сроки невозможно.
И лишь через год Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) убедилась в правоте экспертов. Начались затяжные судебные процессы с подрядчиком. Нашли нового подрядчика, «гораздо более надежного», и тот продолжил долбить скальную породу для объединения двух камер сухого дока.
В декабре 2019 года во время сварочных работ случился пожар, который тушили больше суток. Он унес жизни двух морских офицеров. Пожар произошел из-за грубого нарушения техники безопасности. Ущерб, который ОСК назвала «незначительным», составил полмиллиарда рублей.
После утопления плавучего дока ОСК более года сообщала, что сроки окончания ремонта и модернизации авианосца остаются прежними. И ВМФ получит «Кузнецова» для прохождения испытаний в 2021 году. Потом обещания переместились на 2022 год. И вот 23 июня, две недели назад, был назван 2023 год.
И, наконец, 2 июля сего года был арестован директор 35-го СРЗ Сергей Вераско, где должны полным ходом ремонтировать и модернизировать авианосец. Его подозревают в хищениях в особо крупных размерах. В марте та же участь постигла директора 10-го СРЗ, который также участвует в работах на «Кузнецове».
При этом работы на авианосце идут абсолютно в темную. Что на нем заменили, что отремонтировали, каков процент выполненных работ по отношению к общему их объему?
Каково состояние сухого дока, который модернизируют для того, чтобы, как уверяет ОСК, «Кузнецов» встал в него в 2021 году? Сломали ли, наконец, перемычку между двумя камерами? Начали ли монтировать оборудование, необходимое для докования громадных кораблей?
ОСК чрезвычайно открыта для представителей прессы, когда закладывается корабль. Или же корабль спускается на воду или уходит на испытания. Но ситуация с авианосцем «Адмирал Кузнецов» покрыта мраком и неизвестностью. Словно проводятся работы чрезвычайной секретности.
Итак, на авианосце предполагается полностью заменить летную палубу и трамплин. Появится новая система управления взлетом и посадкой. Будет использоваться новая силовая установка вместо старой, которая во время последнего похода «Кузнецова» закоптила всё Средиземноморье. Будет установлена современная электронная аппаратура — РЛС, РЭБ, системы связи и навигации…
И это, собственно, все. То есть модернизация будет проведена по необходимому минимуму. Авианосец лишат ударного вооружения, которое представляли мощные противокорабельные ракеты «Гранит». Добавят для противовоздушной обороны ЗРПК «Панцирь-М». Оставят советский противоторпедный комплекс РБУ-12000, который при отсутствии гидроакустической станции выглядит не слишком убедительно.
Но главное — авиационный комплекс останется без изменений. Потому что изменить его ни практически, ни теоретически невозможно. В современной России, по сути, не был создан ни один палубный самолет. Нет, конечно, МиГ-29К был принят на вооружение в начале нулевых годов. Однако разработан он был в советский период истории на базе совсем уже древнего МиГ-29. При этом продвижение проекта палубного истребителя нещадно тормозилось двумя обстоятельствами.
Во-первых, в ВМФ в 90-е был только один авианосец, и появления новых невозможно было себе представить. Поэтому разработка самолета, который может быть закуплен Министерством обороны в количестве 2−3 десятков, дело сильно убыточное.
Во-вторых, девяностые годы были наиболее разрушительными для ОКБ Микояна как ни для какого иного самолетостроительного ОКБ. Собственно, компания до сих пор не вышла окончательно из пике лихих-девяностых.
Но если МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ строились уже в новом веке, то есть они совсем не изношены, то куда хуже обстоит дело со вторым самолетом, входящим в авиагруппу «Кузнецова» — Су-33. Это тяжелый многоцелевой самолет четвертого поколения. Концептуально примерно ровесник МиГ-29К.
Однако построили их значительно раньше — производство было закрыто в середине 90-х годов. Учитывая жесткие условия эксплуатации техники в морских условиях, самолеты уже сильно изношены. Свой ресурс они выработали еще в 2015 году. Однако эксплуатация продолжается за счет подновления некоторых авиационных систем.
Если российский авианосец поставить в соответствие каким-то социальным группам населения страны, то он, пожалуй, глубокий пенсионер. И в его «пенсионном удостоверении» есть графа «время дожития». Действительно, качественно новую авиагруппу после модернизации он не получит.
Су-33 уже давно сняты с производства. МиГ-29К давно не модернизировали, и по уровню оснащения авионикой он относится к самолетам самого начала века. ОКБ Микояна сейчас не до палубного самолета, который нужен армии в гомеопатических дозах, все усилия направлены на совершенствование и продвижения на рынок истребителя поколения 4++ МиГ-35.
Ну, а появившиеся пять лет назад слухи о том, что ОКБ Сухого создает палубную модификацию С-57 уже давно обесценились. Потому что, во-первых, не те сейчас с экономической точки зрения времена. Во-вторых, нет смысла создавать самолет для «Кузнецова», у которого «время дожития» составляет лет десять. И еще неизвестно, сколько от них «отгрызет» ОСК, проводя самым скандальным образом модернизацию авианосца.
Ну, а новых авианосцев, для которых надо создавать новое поколение палубных самолетов, у нас, похоже, не будет очень долго. И это при том, что петербургские морские проектно-конструкторские бюро буквально фонтанируют не только идеями, но и достаточно проработанными эскизными проектами.
Постоянно обсуждаются достоинства и недостатки какого-либо очередного проектного шедевра. Вначале появился гигантский атомный «Шторм» ледового класса с водоизмещением 100 тыс. тонн. Когда выяснили, что он обойдется в триллион рублей, ужаснулись.
Следующим конструкторская мысль предложила 90-тысячетонный «Ламантин» с обычной силовой установкой. Но и на него денег не нашлось. Потом пошло по убывающей: «Легкий многоцелевой авианосец» — 44 тыс. тонн и «Варан» — 45 тыс. тонн. То есть планку опустили ниже уровня «Кузнецова», водоизмещение которого 59 тыс. тонн. Но все эти проекты остались только на бумаге.
В то же время Россия является державой, имеющей свои интересы в разных частях мира. И ей авианосец необходим по статусу. Хотя бы один. Хотя бы не самый мощный в мире. Так что пора бы министру обороны взять под личный контроль то, что ОСК делает или же делает вид, что делает с «Адмиралом Кузнецовым». К сожалению, в нашей стране такой метод администрирования до сих пор является наиболее действенным.
Источник
Вирус идет на абордаж: ремонт кораблей ВМФ задержится из-за COVID-19
Распространение COVID-19 в России сказалось на программе ремонта кораблей. Сроки окончания работ пришлось сдвинуть на несколько месяцев — до октября. В доках Севастополя останутся два ракетных корабля на воздушной подушке (РКВП) «Самум» и «Бора», малый противолодочный «Суздалец», а также катер «Шуя». Задержка связана с тем, что в городе введен режим самоизоляции. Все прибывающие из других регионов граждане должны пройти двухнедельный карантин. Поэтому привозить необходимых для проведения ремонта специалистов не имеет смысла.
Корабли постоят
Все четыре корабля должны в рамках гособоронзаказа пройти в Севастополе плановый ремонт ракетно-артиллерийского вооружения. За его проведение отвечает 13-й судоремонтный завод (СРЗ).
Согласно документам, которые есть в распоряжении «Известий», дирекция СРЗ для полноценного обследования пусковых установок собиралась привлечь специалистов из других российских городов и объявила конкурс на проведение этих работ. Завершить их планировали на «Самуме» — не позднее 9 июня, на «Боре» — до 17 августа, на «Суздальце» — к 20 августа, на «Шуе» — к 30 апреля.
Конкурс на проведение работ с указанными сроками СРЗ объявил 10 апреля. Но уже 15-го их изменил, сдвинув до 1 октября. Ремонт затягивается из-за распространения коронавирусной инфекции. В сопроводительных документах говорится, что вызов специалистов будет осуществляться после отмены режима самоизоляции.
Сейчас все граждане, прибывающие в Севастополь из других регионов страны, должны две недели находиться на карантине, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— В такой ситуации привозить специалистов в город не имеет смысла, — рассказал он «Известиям». — Тем более, что у флота нет сиюминутной необходимости в находящихся на ремонте судах. Катера и небольшие корабли у черноморцев есть. Например, современные МРК «Буян-М», которые вооружены крылатыми ракетами «Калибр». Хотя, конечно, быстроходные «Самум» и «Бора», имеющие на двоих 16 противокорабельных ракет «Москит», никогда не лишние.
Ситуация с распространением коронавирусной инфекции в Крыму до сих пор непростая. По официальным данным, на 30 марта на полуострове было зарегистрировано 15 заболевших COVID-19, а в Севастополе — пять. Но уже 22 апреля число инфицированных увеличилось и составило 70 и 19 соответственно. Режим самоизоляции в городе будет действовать, как минимум, до 30 апреля.
Перенос сроков ремонта четырех небольших кораблей для Черноморского флота совершенно не критичен, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Основу любого флота составляют большие корабли, которые могут решать задачи вдали от родных берегов, — рассказал эксперт «Известиям». — Несколько лет назад Черноморский флот получил новые суда — фрегаты проекта 11356 «Буревестник» и подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка». Сейчас именно они и определяют боеготовность ЧФ. Скоро вернутся в строй крейсер «Москва» и сторожевик «Ладный», которые могут действовать в Средиземном море и решать боевые задачи в океанской зоне.
Находящиеся на ремонте корабли, конечно, нужны в Черном море, но там их есть чем заменить. Речь идет не только о судах, но и о береговых противокорабельных комплексах, и авиации, отметил Валентин Селиванов.
Мощные и заслуженные
РКВП «Бора» и «Самум» проекта 1239 «Сивуч» — самые большие боевые корабли на воздушной подушке. Главное их оружие — сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Москит», которые могут поражать цели на дальности до 250 км. От атак с воздуха суда защищает зенитный ракетный комплекс «Оса-МА». Артиллерия представлена 76-мм установкой АК-176М и 30-мм 630М — они могут вести огонь в том числе и по воздушным целям. Так же у них в арсенале есть противолодочные торпеды и бомбы.
При необходимости РКВП могут взять на борт морские мины, которые предназначены для уничтожения боевых судов и транспорта противника в прибрежных районах и открытом море. Эти корабли незаменимы при разведке, проводке конвоев и проведении молниеносных десантных операций. Их козырь — скорость около 45 узлов (более 80 км/час).
Малый противолодочный корабль (МПК) «Суздалец» был спущен на воду в 1983 году под названием «Комсомолец Молдавии». На флоте его по праву считают заслуженным ветераном. Во время гражданской войны в Эфиопии судно несло службу в Красном море. В 1990 году при сопровождении конвоя гражданских судов МПК вступил в бой с двумя береговыми батареями эритрейских сепаратистов. По конвою было выпущено шесть 122-мм снарядов и три неуправляемые ракеты РСЗО «Град». Ответным огнем корабль подавил артиллерию противника и уничтожил склад с боеприпасами.
МПК оснащены артиллерийскими установками АК-176 и АК-630М, зенитным ракетным комплексом «Оса-М», а также реактивными бомбометами и двумя торпедными аппаратами. Сейчас корабли этого класса получают новые цифровые гидроакустические комплексы и противолодочное оружие.
В состав ЧФ до сих пор входят шесть МПК проекта 1124М. Еще шесть числятся в рядах Северного флота, а восемь — Тихоокеанского. Эти небольшие суда, обладающие хорошей скоростью и мореходностью, прикрывают военные порты от субмарин противника, а также сопровождают и защищают подводные лодки и корабли российского ВМФ.
«Шуя» — это большой ракетный катер проекта 1241 «Молния», построенный на Средне-Невском судостроительном заводе в 1983 году. При модернизации он получил на вооружение зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М». Этот ЗРАК легко справится как с обычными самолетами и вертолетами, так и с морскими и воздушными беспилотниками. Кроме того, «Панцирь-М» обеспечит защиту от сверхзвуковых и дозвуковых противокорабельных ракет. Наконец, комплекс может работать по кораблям и катерам противника без экипажа.
Катер развивает скорость до 42 узлов (78 км/ч) и способен без захода в порт пройти 1,6 тыс. миль. Его основным вооружением являются спаренные пусковые установки противокорабельных 2,5-тонных ракет «Термит». В экипаже — 41 человек.
Источник
Поставки кораблей и судов для ВМФ в 2020 году
Продолжается программа модернизации военно-морского флота. В этом году судостроительная промышленность сдала несколько десятков кораблей и судов разных классов, выполнив большую часть установленных планов. Кроме того, принимаются меры по решению актуальных проблем, создается технологический задел на будущее и закладываются новые корабли.
Общие показатели
11 декабря командование ВМФ раскрыло предварительные итоги уходящего года. К тому времени было построено и передано флоту ок. 40 вымпелов разных классов – это подлодки, боевые корабли и катера, а также вспомогательные суда разных классов. На момент публикации той информации ожидалась сдача еще четырех боевых кораблей, и к настоящему времени три из них включены в состав флота.
В этом году осуществлялась сдача кораблей и судов, заказанных в рамках текущей Госпрограммы вооружений на 2011-2020 гг. Ее целью было повышение доли современных образцов в вооруженных силах до 70%. В начале года сообщалось, что к тому времени доля новых образцов в ВМФ достигла 63%. Очевидно, что сдача 40 с лишним заказов и поставка других систем позволит дополнительно увеличить этот показатель.
Подводное обновление
Продолжается строительство подводных лодок нескольких основных проектов. Однако в этом году флот получил лишь две подлодки, а сдача нескольких следующих перенесена на 2021-й. Кроме того, в следующем году ожидается несколько новых кораблей разных классов и проектов.
В июне в состав Северного флота был включен новый стратегический подводный ракетоносец «Князь Владимир» пр. 955А «Борей». Это четвертый РПКСН нового проекта в составе ВМФ и второй для КСФ.
В октябре Тихоокеанский флот получил свою вторую ДЭПЛ пр. 636.3. Корабль «Волхов» присоединился к имеющемуся «Петропавловску-Камчатскому» и готовится к решению учебных и боевых задач. В следующем году ожидается передача третьей подлодки этой серии.
Для надводного флота
Главной новостью в контексте обновления надводных сил стало долгожданное принятие в состав флота первого серийного фрегата пр. 22350 – «Адмирал флота Касатонов». Благодаря этому с июля 2020 г. в составе Северного флота имеется два корабля этого типа. Получение третьего, «Адмирал Головко», ожидается в следующем году.
25 декабря в состав Тихоокеанского флота приняли новейший корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» пр. 20380. Это уже седьмой корабль своего проекта и третий в составе КТОФ. До конца месяца надводные силы последнего получат еще один корвет, построенный по близкому проекту.
В ноябре Балтийскому флоту передали уже третий малый ракетный корабль пр. 22800, «Одинцово». Через год планируется дать следующий корабль этой серии. При этом серия набирает темпы. Достраиваются у стенки и готовятся к испытаниям сразу пять кораблей этого проекта, а еще один будет спущен на воду в ближайшее время.
В конце ноября Черноморский флот принял третий патрульный корабль пр. 22160 «Павел Державин». В ближайшее время состоится спуск на воду четвертого корпуса, который планируется достроить и испытать до конца следующего года.
23 декабря состоялась церемония передачи второго большого десантного корабля пр. 11711. После нескольких лет испытаний «Петр Моргунов» передан в состав КСФ; ему предстоит служить вместе с головным «Иваном Греном». На этом постройка кораблей по базовому пр. 11711 завершена. Новые БДК построят по обновленному проекту.
26 декабря Тихоокеанский флот принял очередной корабль противоминной обороны «Яков Баляев», построенный по пр. 12700. Это уже пятый тральщик своего типа – и первый корабль нового поколения в составе КТОФ.
В течение года нескольким объединениям ВМФ переданы значительные количества катеров разных типов и различного назначения. В частности, в рамках уже третьего контракта осуществляется поставка катеров пр. 03160 Балтийскому флоту. С июля по ноябрь ему поставили три единицы, и новые вымпелы появятся в ближайшем будущем.
До конца текущего года флот планирует принять всего один боевой корабль. Недавно государственные испытания завершил головной корвет пр. 20385 – «Гремящий». Прямо сейчас корабль готовят к сдаче заказчику и к поднятию флага. Как и ряд других новинок этого года, он поступит в состав КТОФ.
Вспомогательный состав
В марте Северному флоту передали новое вспомогательное / океанографическое судно «Академик Александров» пр. 20183. Судно водоизмещением 5,5 тыс.т предназначается для проведения исследований и поисково-спасательных работ, способно нести глубоководные аппараты и может перевозить различные грузы. Одно такое судно уже имеется у КСФ, а в составе КТОФ несколько лет служит унифицированный транспорт вооружений пр. 20183ТВ.
Гидрографическая служба ВМФ в этом году получила два новых судна. Это малое судно пр. 19910 «Николай Скосырев» и большой гидрографический катер пр. 19920 «Александр Макорта». В высокой степени готовности находятся еще три подобных БГК, и их могут сдать в ближайшее время. Кроме того, государственные испытания прошли два больших катера пр. 23040Г и один пр. 23370Г. Все эти суда распределят между Северным, Балтийским и Черноморским флотами.
В феврале Черноморский флот принял малый буксир пр. 23470 «Сергей Балк». Следующее судно этого типа, «Андрей Степанов», прошло испытания и готовится к передаче заказчику.
На разных стадиях постройки и испытаний находится значительное количество судов вспомогательного назначения нескольких классов и типов. Часть этих заказов сдадут в течение следующего 2021 г., а другие ожидаются позже.
Задел на будущее
Для дальнейшего развития военно-морского флота необходимы новые системы, компоненты и технологии. Наибольшее внимание в этом контексте привлекают перспективные вооружения. Так, в будущем различные боевые корабли ВМФ смогут получить новую гиперзвуковую противокорабельную ракету «Циркон». Это изделие успешно проходит испытания, недавно состоялись очередные пуски. Источники в оборонной промышленности сообщают об успешном выполнении программы испытаний на 2020 г.
Развертывание нового ракетного комплекса начнется в ближайшем будущем. Ракета совместима с универсальными пусковыми установками, что серьезно расширяет круг потенциальных носителей. В качестве последних рассматриваются корабли и подлодки нескольких типов современной постройки, а также модернизируемые корабли старых проектов.
На протяжении нескольких последних лет военное кораблестроение сталкивалось с проблемой отсутствия импортных двигательных установок. В конце ноября Объединенная двигателестроительная корпорация передала судостроителям первый агрегат М55Р, предназначенный для монтажа на новый фрегат пр. 22350. Появление этого изделия позволит продолжить строительство – и передать флоту планируемые 5-7 кораблей.
С прицелом на будущее закладываются новые корабли и суда, в т.ч. последних проектов. Главная новость в этой сфере поступила в июне, когда состоялась закладка двух универсальных десантных кораблей пр. 23900. Также в этом году закладывались фрегаты и корветы, подлодки разных классов и многочисленные вспомогательные суда.
Работа продолжается
За этот год судостроители передали военно-морскому флоту более 40 боевых и вспомогательных единиц разных классов. Еще несколько вымпелов ожидаются в соответствии с флотскими традициями – «под елочку». В целом, с точки зрения обновления корабельного состава, уходящий 2020 г. можно признать успешным. Он оставит заметный след в виде новых кораблей и судов, которые смогут служить в течение нескольких десятилетий.
Выполнение текущих планов не было простым и в ряде случаев сталкивалось с уже известными трудностями. Лишь недавно удалось решить проблему импортозамещения двигательных установок, после долгих лет ожидания поставлена точка в спорах вокруг УДК, неоднократно поднималась тема сокращения планов по строительству кораблей и т.д. Одним из последствий таких затруднений стало смещение сроков сдачи отдельных кораблей.
Впрочем, флот и промышленность справились с одними трудностями и теперь разбираются с другими задачами, актуальными и направленными в будущее. 2020 год завершается в целом успешно, а следующий 2021-й обещает новые важные события.
Источник