- ЗИЛ 130, ЗИЛ 131,ГАЗ 3307, ГАЗ 3102, ГАЗ 3110, ГАЗ 53, МАЗ 500, Т 25, Т40, Иж планета, Иж юпитер
- ЗИЛ-ММЗ-554 » Устройство и техническое обслуживание » Регулировки, разборка и сборка коробки мощности
- Коробка отбора мощности ЗИЛ 130: обслуживание, монтаж и демонтаж
- Как собрать и разобрать коробку отбора мощности для ЗИЛ 130
- Ремонт коробки отбора мощности зил 130
- Устройство коробки отбора мощности от раздаточной коробки (КОМ-1)
- Ремонт коробки отбора мощности
- Сборка коробки отбора мощности
ЗИЛ 130, ЗИЛ 131,ГАЗ 3307, ГАЗ 3102, ГАЗ 3110, ГАЗ 53, МАЗ 500, Т 25, Т40, Иж планета, Иж юпитер
ЗИЛ-ММЗ-554 » Устройство и техническое обслуживание » Регулировки, разборка и сборка коробки мощности
Перед снятием коробки отбора мощности с автомобиля, необходимо предварительно сиять ковер пола, крышку люка и ограничитель хода рычага коробки отбора мощности.
Для снятия ковра пола отвернуть два болта крепления и отъединить педаль подачи топлива, отвернув два болта крепления педали, после чего снять ковер. Затем отвернуть головку 12 (см. рис. 1 статьи «Устройство коробки отбора мощности»), снять пружину 13 и фиксатор 14. Отвернуть болты крепления крышки люка и снять ее. Отвернуть болты и снять ограничитель 10 хода рычага.
Вынуть шплинт 7 из пальца в рычага. Переместить рычаг вправо и снять его с оси. Вынуть рычаг в кабину через люк.
Затем отвернуть три болта и три гайки со шпилек, у которых установлена коробка отбора мощности. Снять коробку со шпилек и снять прокладку. Если необходимо, то снять с коробки насос.
К разборке коробки отбора мощности можно приступать только после снятия насоса. Для этого необходимо отвернуть три болта и одну гайку со шпильки крепления насоса. Снять насос и картонную прокладку 9 (см. рис. 2 статьи «Устройство коробки отбора мощности» ).
Для разборки коробки следует отвернуть пробку 8 и снять прокладку 7. Затем извлечь из канавки и перевести на гладкую часть оси 1 стопорное кольцо 6 и переместить промежуточную шестерню 4 по направленно к пробке 8. Вынуть ось , сняв с нее стопорное кольцо, и промежуточную шестерню 4 с подшипниками 2. Вынуть, если необходимо, из картера 19 резиновое уплотнительное кольцо 20. Если требуется, то из ступицы шестерни 4 выпрессовывают подшипники 2 и снимают стопорное кольцо 3.
Извлечение ведомой шестерни 12 следует начать, сняв крышку 16, для чего отвертывают четыре болта 18. Вместе с крышкой снять прокладку 15, снять стопорные кольца 10 и 14 заднего и .переднего подшипников. Шестерню 12 с подшипниками выпрессовывают через переднее окно картера.
При (необходимости с шестерни 12 спрессовывают шариковые подшипники 11 и 13.
Сборку коробки отбора мощности и установку ее на картере коробки передач следует выполнять в обратной последовательности. При сборке все поврежденные прокладки и уплотнения заменяют новыми. В собранной коробке шестерни должны легко проворачиваться от руки без заеданий. Ось с установленной на ней промежуточной шестерней должна летаю перемещаться.
Для регулировки рычага 11 (см. рис. 1 статьи «Устройство коробки отбора мощности») (после демонтажа или при нарушении регулировки) необходимо ослабить болты 8 крепления кронштейна 9 и ограничителя 10 так, чтобы они могли перемещаться в своих овальных отверстиях под болты. Вытянуть до упора ось 5 за ее хвостовик. Это положение рычага 11 соответствует выключенному положению коробки отбора мощности.
В этом положении завернуть болты 8, а затем установить кулису-ограничитель 10 так, чтобы фиксатор рычага оказался в ее переднем вырезе, после чего затянуть болты крепления кулисы- ограничителя. Регулировка выполнена правильно, если установка рычага 11 в переднем положении, соответствующем выключению коробки отбора мощности и насоса, происходит с небольшим натягам.
Источник
Коробка отбора мощности ЗИЛ 130: обслуживание, монтаж и демонтаж
Как и любой другой агрегат грузового автомобиля, коробка отбора мощности ЗИЛ 130 требует периодического ухода, сервисного обслуживания и ремонта. Независимо от модели установленной на Вашем спецтранспорте КОМ, все операции по обслуживанию, а так же установки и демонтаже для этих целей, фактически идентичны. И зная порядок их проведения, Вы всегда выполните обслуживание своей коробки с минимальными затратами времени и с уверенностью, что самовольным вмешательством в сервисное обслуживание Вы ничего не испортите. Именно об этом и поговорим сегодня на примере самосвала ЗИЛ-ММЗ-554.
Как собрать и разобрать коробку отбора мощности для ЗИЛ 130
Поскольку коробка отбора мощности для автомобиля ЗИЛ 130 в исполнении самосвал работает в паре с насосом, перед снятием КОМ необходимо слить рабочую жидкость из системы. Для этого откручивают пробки в днище подъемника и в днище бака. Поскольку трубопровод низкого давления расположен в нижней точке системы, для полного слива жидкости его нужно отсоединить от патрубка. Если же другие узлы демонтировать не надо, всю жидкость можно не сливать. А вот для того чтобы снять КОМ (снимается вместе с насосом), нужно так же откинуть и трубопровод высокого давления. И только потом снимать коробку вместе с насосом. Кстати, для этого понадобиться так же частично слить масло и из коробки передач, поскольку полость картера соединена с коробкой отбора мощности.
Так же необходимо снять коврик пола, открутить крышку люка и отсоединить рычаг коробки от самого устройства. Псоле этого приступают к демонтажу КОМ. Когда коробка отбора мощности ЗИЛ 130 и насос будут сняты с автомобиля, для того, чтобы приступить к разборке КОМ нужно отсоединить эти два узла друг от друга. Разбирается коробка в следующем порядке:
Отверните пробку и снимите прокладку
Стопорное кольцо оси вытянуть из канавки и сместить на гладкую часть оси
Промежуточную шестерню смещаем по направлению к пробке
Вытягиваем вал, сняв с него шестерню с подшипниками и стопорное кольцо
Вытянуть из картера резиновое уплотнительное кольцо
Снимают крышку с коробки, стопорные кольца заднего и переднего подшипников
Через переднее окно картера выпрессовывают ведомую шестерню и подшипники
После того, как Вы произведете все работы по обслуживанию (установка ремкомплекта, смазка, замена вышедших из строя деталей и так далее) можно приступать к сборке. Сбора КОМ и установка ее на автомобиль производится в строго обратной последовательности. При этом, все прокладки и резиновые уплотнители, пришедшие в негодность, обязательно следует заменить. Помните: коробка отбора мощности ЗИЛ 130 – это такой же важный агрегат для спецавтомобиля, как и двигатель грузовика: без КОМ такую технику уже нельзя будет использовать по назначению.
Источник
Ремонт коробки отбора мощности зил 130
Коробка отбора мощности (рис 1) реверсивная, служит для привода лебедки и устанавливается на фланец люка коробки передач
Ведущий блок 16 зубчатых колес и промежуточное зубчатое колесо 13 установлены на неподвижных осях 11 и 14 на роликовых подшипниках 17
Вал 10 вращается на двух шариковых подшипниках 8. По шлицам вала скользит зубчатое колесо 9 включения передач.
На выходе вала, уплотненном манжетой 23, установлен фланец 22.
Установка фланца на валу при необходимости может быть осуществлена как для передачи момента вперед по ходу автомобиля, так и назад, соответствующей перестановкой вала 10.
Передачи включаются вилкой 4, неподвижно закрепленной на штоке 1. На выходе штока имеется манжета 2.
Все зубчатые колеса коробки отбора мощности — прямозубые.
Управление коробкой отбора мощности осуществляется через люк в полу кабины ключом S=46 из комплекта шоферского инструмента, применяемым в качестве удлинителя рычага коробки отбора мощности и вставляемым во втулку на рычаге
Шестерня ведущего блока 16 коробки отбора мощности находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом блока заднего хода коробки передач.
Неправильная установка коробки отбора мощности увеличивает шум зубчатых пар и приводит к ускоренному их изнашиванию.
Для правильной установки следует гайки шпилек затягивать равномерно крест- накрест, одновременно проворачивая вал 10.
Уплотнительная прокладка 31 между привалочными плоскостями фланцев коробки передач и коробки отбора мощности должна быть толщиной 0,3—0,4 мм (используется прокладка из-под крышки люка коробки передач).
При правильной установке коробки отбора мощности вал 10 проворачивается свободно (без заедания зубчатых колес) усилием руки, приложенным к выходному концу вала.
Техническое обслуживание коробки отбора мощности такое же, как и коробки передач.
После проведения технического обслуживания коробки отбора мощности или ее замены необходимо проверить нахождение рычага коробки отбора мощности в нейтральном положении. Невыполнение этого требования может привести к обрыву троса лебедки при пуске двигателя.
Устройство коробки отбора мощности от раздаточной коробки (КОМ-1)
Односкоростную коробку отбора мощности (рис. 2) устанавливают на верхний люк раздаточной коробки.
Это дает возможность отбора мощности от трансмиссии для привода различных специальных агрегатов, применяемых потребителем при использовании шасси автомобиля в качестве транспортной базы.
Односкоростная коробка отбора мощности предназначена для кратковременной работы.
Длительность непрерывной работы зависит от фактической величины отбираемой мощности и в каждом конкретном случае проверяется предварительными испытаниями.
Детали односкоростной коробки отбора мощности смонтированы в литом чугунном картере 1 (см. рис. 2).
Блок зубчатых колес установлен на неподвижной оси 27 на двух роликовых подшипниках 29, между которыми расположено распорное кольцо 30.
Ось запрессована в переднюю и заднюю стенки картера и застопорена пластиной.
На оси по торцам ступицы блока зубчатых колес установлены опорные шайбы 28, которые предотвращают изнашивание опорных торцов картера.
Ось имеет осевое и радиальное отверстия для подвода масла из картера к роликовым подшипникам. Осевое отверстие снаружи закрыто конической пробкой 26.
При включении коробки отбора мощности шестерня-каретка 7, установленная подвижно на шлицах вала 5, входит в зацепление с шестерней 25.
Для предотвращения самовыключения вторичный вал имеет щлиц-замок.
Между шлицевой частью вала и передним подшипником 6 установлена распорная втулка 2. Подшипник и распорная втулка затянуты гайкой 3.
Стопорение гайки осуществляется вдавливанием тонкого края гайки в паз вала 5.
Вал вращается на двух шариковых подшипниках 6 и 23, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренние — напрессованы на шейки вала.
В осевом направлении вторичный вал фиксируется крышками подшипников 4 и 18. В крышку 18 установлена манжета, предохраняющая коробку от попадания грязи и течи масла.
На шлицевом конце вала 5 установлен фланец 19 крепления карданного вала. Фланец закреплен гайкой 20, которую стопорят так же, как гайку 3.
Включение коробки отбора мощности осуществляется вилкой 31. Вилка закреплена неподвижно на штоке 15 болтом 33, который застопорен проволокой.
В передней стенке картера имеется отверстие, в котором перемещается шток 15. Это отверстие закрыто заглушкой 8.
Верхний люк коробки отбора мощности закрыт крышкой.
На крышке установлен штуцер 32, соединенный резиновым шлангом с вентиляционной трубкой, закрепленной на задней стенке кабины. Штуцер защищен от прямого попадания масла щитком 10.
Электропневматическое управление осуществляется кнопкой, установленной на панели приборов в кабине.
Кнопка размыкает и замыкает электрическую цепь управления реле электромагнита привода воздушного клапана.
Реле установлено на щите двигателя в подкапотном пространстве над реле включения электромагнита переднего моста.
При включении коробки отбора мощности выключателем реле срабатывает и замыкает цепь электроснабжения электромагнита.
Сердечник электромагнита, перемещаясь вниз, давит на шток включения воздушного клапана и открывает его.
Воздух через впускной клапан поступает в камеру включения и, воздействуя на мембрану 13, перемещает шток 15, соединенный с вилкой включения коробки отбора мощности.
На корпусе камеры включения установлен выключатель 11 сигнализатора выключения коробки отбора мощности.
При перемещении штока контакты выключателя замыкаются, и загорается сигнализатор красного цвета.
При выключении коробки отбора мощности размыкается цепь электроснабжения электромагнита, воздушный клапан закрывается, возвратная пружина мембранной камеры перемещает шток с вилкой в исходное положение.
Шестерня-каретка 7 выходит из зацепления, и коробка отбора мощности выключается, при этом контакты выключателя сигнализатора размыкаются и сигнализатор гаснет.
Техническое обслуживание односкоростной коробки отбора мощности такое же, как и раздаточной коробки.
Ремонт коробки отбора мощности
Перед снятием коробки отбора мощности надо сначала слить масло из картера коробки передач и коробки отбора мощности, отвернув две сливные пробки спускных отверстий.
Отсоединить карданную передачу привода лебедки, отвернуть гайки крепления коробки отбора мощности на фланце люка картера и снять вручную со шпилек люка коробки передач коробку отбора мощности.
Отвернуть торцовым ключом гайку крепления фланца, снять шайбу.
При отвертывании гайки надо удерживать вал от провертывания при помощи медной или алюминиевой оправки, вставив ее между шестернями коробки (рис. 3).
Снять рычаг переключения, предварительно расшплинтовав пассатижами и вынув осевой и соединительный пальцы со штоком вилки.
Установить на фланец съемник 20П-7973 и с его помощью снять фланец с вала (рис. 4).
Отвернуть болты крепления крышек, слегка постучать молотком по крышкам и снять крышки и прокладки.
Для снятия стопорной пластины осей блоков шестерен надо отвернуть болт крепления пластин и снять пластину
Демонтаж блока шестерен
Установить коробку на пресс и выпрессовать (в направлении конца с канавкой) ось блока шестерен (рис. 5), вынуть блок шестерен из картера, снять упорные шайбы, вынуть из блока два роликовых подшипника и распорную втулку.
Снятие шестерни 25 (см. рис. 2) постоянного зацепления проводится так же, как блока шестерен. При этом шестерня 7 включения передач должна быть выведена из зацепления с шестерней постоянного зацепления.
Демонтаж главного вала
Установить корпус коробки на пресс, выпрессовать (рис. 6) главный вал до выхода колец одного подшипника из коробки и снять подшипник и шестерню включения.
Спрессовать второй подшипник с главного вала при помощи съемника мод. 20П-7973.
Расшплинтовать пассатижами стопорный болт крепления вилки включения и вывернуть его.
Затем вывернуть пробку фиксатора и вынуть из гнезда пружину и шарик фиксатора.
После чего вынуть шток, одновременно снимая с него вилку переключения передач.
Манжета штока вынимается из гнезда только при ее замене.
Детали коробки отбора мощности
Требования при ремонте к картеру, шестерням, валам и другим деталям коробки отбора мощности аналогичны требованиям к деталям коробки передач.
Сборка коробки отбора мощности
Детали, подготовленные к сборке, должны быть проверены по размерам, промыты в обезжиривающем растворе и продуты сжатым воздухом.
В случае износа или повреждения манжет подшипника главного вала и манжеты штока их надо заменить новыми.
Сборка коробки отбора мощности проводится в последовательности, обратной разборке.
При установке вилки переключения передач ее следует закрепить стопорным болтом и зашплинтовать.
Установка и крепление фиксатора штока должны быть проведены после установки на главный вал шестерни переключения передач.
Осевой зазор главного вала регулируют прокладками 20 (см. рис. 1▲), уменьшая или увеличивая количество прокладок, расположенных под крышками.
Подшипники отрегулированы правильно, если вал свободно проворачивается от усилия руки (при отсутствии манжеты) и не имеет ощутимого осевого зазора.
При регулировке подшипников болты крепления крышек (передней и задней) должны быть затянуты до отказа с помощью ключа усилием руки.
Коробка отбора мощности устанавливается на фланец люка коробки передач.
Уплотнительная прокладка используется из-под крышки люка картера коробки передач или устанавливается новая прокладка толщиной 0,3—0,4 мм.
Гайки шпилек крепления коробки отбора мощности должны затягиваться равномерно крест-накрест при одновременном проворачивании главного вала рукой, что обеспечивает правильность установки коробки по пятну контакта зубьев в зацеплении шестерен.
При правильной установке коробки отбора мощности главный вал проворачивается свободно (без заеданий шестерен) усилием руки, приложенным к выходному концу вала.
Неправильная установка коробки отбора мощности приводит к увеличению шума зубчатых пар и ускоренному их износу.
После установки коробки отбора мощности надо отрегулировать положение рычага 26 переключения (см. рис. 1▲).
Для этого следует удалить заглушку в полу кабины и, изменяя в осевом направлении положение кронштейна 30, добиться ориентации верхнего конца рычага примерно в середине отверстия в полу кабины.
После этого надо затянуть контргайки крепления кронштейна 30 при положении нейтрали в коробке отбора мощности.
Регулировка реверсивной коробки отбора мощности и ее привода
Для привода лебедки коробка 5 (см. рис. 7◄) отбора мощности имеет две передачи: первую передачу I для наматывания троса (при включении рычаг 6 передвигают вперед); вторую передачу II для разматывания троса (при включении рычаг 6 передвигают назад).
Рычаг в нейтральном положении запирается замком-задвижкой 7, установленной на полу кабины.
В реверсивной коробке отбора мощности регулируют предварительный натяг подшипников главного вала и положение рычага управления коробкой.
Предварительный натяг подшипников главного вала получается за счет величины осевого зазора вала.
Осевой зазор главного вала регулируют прокладками.
Уменьшая или увеличивая количество прокладок под передней крышкой подшипника, устанавливают необходимый осевой зазор.
При этом считают, что подшипники отрегулированы правильно, если вал свободно проворачивается от усилия руки (при отсутствии сальника) и не имеет ощутимого осевого зазора.
При регулировке предварительного натяга подшипников болты крепления крышек (передней и задней) должны быть затянуты до отказа усилием руки на длине ключа.
При нейтральном положении рычаг 6 должен точно соответствовать нейтральному положению шестерни, а шток 1, соединенный с рычагом 6, должен надежно фиксироваться.
Если положение рычага 6 управления коробкой отбора мощности не соответствует указанному требованию, то необходимо его отрегулировать гайкой 3 при ослабленной контргайке 4, передвигая кронштейн 2 рычага 6 в осевом направлении до нужного положения.
Закончив регулировку, закрепляют гайку 8 кронштейна контргайкой 4.
Регулировку положения рычага следует проверить, переключая передачи рычагом 6 при включении первой передачи (наматывание) и при включении второй передачи (разматывание).
Источник