- Коробка Восход разборка ремонт
- Разборка коробки мотоцикла Восход
- Сборка коробки Восход
- Неисправности и ремонт коробки передач Восход
- Фотоотчет: Сборка КПП (коробки) мотоцикла «Восход-3М»
- Сборка коробки передач восход
- Коробка Восход разборка ремонт
- Разборка коробки мотоцикла Восход
- Сборка коробки Восход
- Неисправности и ремонт коробки передач Восход
- Фотоотчет: Сборка КПП (коробки) мотоцикла «Восход-3М»
- Трансмиссия
Коробка Восход разборка ремонт
Назначение коробки переключения передач состоит в передаче крутящего момента от коленчатого вала на заднее ведущее колесо мотоцикла. С помощью набора шестерен и механизма переключения.
Поэтому можно изменять нагрузку на двигатель, не изменяя обороты заднего колеса. А так же увеличивать или уменьшать количество оборотов ведущего колеса, не изменяя обороты коленвала.
Состоит из трех стальных валов – первичный, промежуточный и вторичный. Вращаются на подшипниках, установленных в картере.
На валах устанавливаются шестерни, которые могут перемещаться с помощью механизма переключения. В определенных положениях происходит соединение и разъединение крутящего момента.
Разборка коробки мотоцикла Восход
Выпрессовать обойму подшипника вторичного вала, следя за тем, чтобы не было перекосов.
Выпрессовать подшипник промежуточного вала из правой половины картера, вынуть регулировочные шайбы, стопорное кольцо.
Вынуть валик переключения.
Снять шестерню промежуточного вала.
Выпрессовать промежуточный валик.
Вынуть шестерни подвижную второй скорости и неподвижную первой скорости.
Разогнуть шайбы, контрящие болты крепления упора валика и механизма переключения, отвернуть болты.
Снять упор валика, механизма переключения совместно с подвижной шестерней 2 скорости.
Выпрессовать первичный вал.
вынуть фиксатор механизма переключения и пружину.
Выпрессовать подшипник из левой половины, вынуть регулировочные шайбы.
Детали промыть в чистом бензине и осмотреть, при этом обратить внимание:
— на отсутствие сколов на кулачках шестерен;
— надежность запирания неподвижных шестерен на первичном и промежуточном валиках;
— отсутствие износа рабочей части вилок механизма переключения (допустимый износ — не более 0,5мм);
— наличие осевого люфта вилок механизма переключения, который должен быть 0,2-0,4мм;
— отсутствие смятия и срыва шлицов на конце валика переключения передач.
Сборка коробки Восход
Сборка производится в обратной последовательности. На заводе коробка перемены передач регулируется, поэтому потребитель при разборке и сборке коробки перемены передач должен обратить внимание на правильность постановки деталей, регулировочных шайб. Возможно, в процессе переборки, вследствие, притирки деталей, их частичного износа потребуются дополнительные регулировочные шайбы.
Нормальная работа коробки перемены передач обеспечивается при зазоре 0,3-0,8 мм. Зазор этот должен между кулачками неподвижной шестерни 3 передачи и подвижной шестерни 2 передачи на первичном валу. А также между кулачками неподвижной шестерни 2 передачи и подвижной шестерни 3 передачи на промежуточном валу при нейтральном положении коробки перемены передач и принудительном сближении этих шестерен. Указанный зазор обеспечивается за счет регулировочных шайб, которые устанавливаются между стопорными кольцами и подшипниками серии 202, 203 в левой половине картера.
После сборки коробки проверить ее работу, не устанавливая правую половину картера. После установки правой половины картера запрессовать подшипник серии 202 на промежуточный вал до упора. Освободившееся пространство между обоймой подшипника и канавкой под стопорное кольцо заполнить регулировочными шайбами. Поставить стопорное кольцо. Затем допрессовать, обойму основной шестерни до упора, обеспечив легкое ее вращение, а освободившееся пространство заполнить регулировочными шайбами заподлицо с канавкой под стопорное кольцо.
Неисправности и ремонт коробки передач Восход
В коробке передач мотоциклов в определенный момент появляется очень неприятная поломка. При движении мотоцикла начинают отключаться скорости, выскакивать и снова включатся, мотоцикл начинает взвывать и дергаться. С этой поломкой в коробке передач встречаются очень многие.
Нужен ремонт коробки передач. Почти все разобрав двигатель и проверив крепление механизма переключения передач и не найдя повреждения начинают регулировать коробку передач. Сбивать заводскую регулировку не желательно. Нужно просто отремонтировать шестеренки.
С помощью угловой шлифмашинки заточить грани кулачков шестерен под небольшим углом, как на фото-2.
На первом фото неисправная шестерня.
На фото-2 отремонтированная.
После ремонта коробки передач скорости выскакивать не будут.
Признаки неисправности вала переключения скоростей
Нажимаем на рычаг переключения, включаем первую передачу. Скорость включилась, начали движение. Разгоняемся нужно включать вторую скорость, но переключиться не удается. Выясняем, нажимая на педаль и отпустив ее она не возвращается в исходное состояние. Пробуем принудительно ногой вернуть рычаг на место. Пытаемся включить другую скорость. Включение обычно проходит успешно. Вывод сломалась возвратная пружина вала переключения скоростей.
Ремонт вала переключения передач
Ремонт заключается в разборке двигателя полностью и замене лопнувшей возвратной пружины на новую.
Источник
Фотоотчет: Сборка КПП (коробки) мотоцикла «Восход-3М»
Перед сборкой КПП мотоцикла «Восход-3М» все детали двигателя и КПП тщательно отмываем и проверяем ихнее состояние, изношенные и поврежденные детали заменяем новыми. Особое внимание уделяем состоянию зубьев шестерен и кулачковых муфт, также проверяем работоспособность сектора механизма переключения передач, повышенных люфтов и заеданий в его работе быть не должно. КПП которую мы сегодня будем собирать, была в очень хорошем состоянии и никаких нареканий по состоянию деталей не вызывала, была только сломана возвратная пружина вала переключения передач и сильно изношенные подшипники, все подробности по разборке КПП вы найдете в статье: Фотоотчет: Разбираем двигатель мотоцикла Восход-3М Поэтому, заменим только подшипники и пружину, оригинальную пружину найти не удалось, я не стал расстраиваться по этому поводу, а просто взял другую пружину от «мотороллера муравей» немного перегнул ее подрезал по длине «усики», в итоге пружина получилась не хуже оригинальной (работает по сей день).
Начинаем сборку КПП с установки подшипников.
Вставляем стопорное кольцо в посадочное отверстие подшипника вторичного вала, затем с внутренней стороны картера туда-же вставляем опорную шайбу и при помощи оправки устанавливаем в картер наружную обойму подшипника вторичного вала (пазами внутрь картера, отмечены стрелками).
Перед установкой обоймы вторичного вала внимательно осмотрите ее рабочею поверхность, на которой не должно быть: трещин, сколов, раковин, задиров и следов чрезмерного износа.
Пример идеальной рабочей поверхности, остались даже следы заводской обработки.
Устанавливаем стопорное кольцо в посадочное отверстие подшипника промежуточного вала, затем туда же с внутренней стороны картера устанавливаем штатную регулировочную шайбу и при помощи оправки устанавливаем подшипник промежуточного вала.
Точно также, устанавливаем стопорные кольца в другую половину картера укладываем с внутренней стороны картера регулировочные шайбы и при помощи оправки устанавливаем подшипники на место.
Внимательно осматриваем рабочею поверхность («беговую дорожку») вторичного вала, на ней не должно быть трещин, сколов, задиров, раковин и следов чрезмерного износа, поверхность должна быть ровной и блестящей.
Пример «беговой дорожки» вторичного вала в идеальном состоянии.
Наносим на «беговую дорожку» вторичного вала какую нибудь пластичную смазку и укладываем на нее ролики. Ролики здесь укладываются в два ряда, для разделения рядов друг от друга на валу есть специальные упорные шайбы. Сначала укладываем нижний ряд роликов затем отделяем нижний ряд шайбой и укладываем верхний ряд.
В итоге у вас должно получится как на фото.
Осторожно чтобы не выпали ролики, вставляем вторичный вал на свое место. Чтобы вторичный вал в процессе сборки не выпадал его надо зафиксировать, для этого: переворачиваем половину картера, чем нибудь подпираем вал изнутри, устанавливаем сальник, надеваем на вал распорную втулку (проточкой к валу, отмечена стрелкой), ставим ведущею звездочку и закручиваем гайку.
Подлаживаем под левую половину картера, какие-нибудь дощечки, так чтобы валы свободно висели в воздухе и не мешали работе. Берем скобу вала переключения передач и устанавливаем ее на место.
Устанавливаем на свои места предварительно выровненные стопорные шайбы.
Наносим на крепежные болты «синий» фиксатор резьбы, затягиваем болты и плоскогубцами загибаем стопорные шайбы.
Устанавливаем на свое место вал механизма переключения передач, первичный вал и шестерню первой передачи.
Вставляем в отверстие фиксатора пружину, затем сам шток фиксатора, после установки обязательно проверяем его работоспособность. Фиксатор должен «ходить» в своем «гнезде» без заеданий и излишнего люфта.
Одеваем шестерню второй и четвертой передач на соответствующею вилку сектора механизма переключения передач.
Немного вытягиваем вал механизма переключения передач, заводим его поводок в паз на секторе механизма переключения передач, одеваем шестерню второй и четвертой передачи на первичный вал и одновременно двумя руками устанавливаем сектор механизма переключения передач на свое место.
После предварительной установки сектора механизма переключения передач, задавливаем внутрь отверткой фиксатор и окончательно устанавливаем сектор механизма переключения передач.
Точно также, берем предварительно выравненные стопорные шайбы, устанавливаем их на свои места, наносим на болты фиксатор резьбы и окончательно все затягиваем. После затяжки болтов, не забываем загнуть стопорные шайбы.
Устанавливаем на место промежуточный вал.
После всего проделанного, проверяем легкость и правильность переключения передач и готовим двигатель к окончательной сборке. Сборка двигателя мотоцикла «Восход-зМ» подробно изложена в статье: Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла «Восход-3М»
Источник
Сборка коробки передач восход
Коробка Восход разборка ремонт
Назначение коробки переключения передач состоит в передаче крутящего момента от коленчатого вала на заднее ведущее колесо мотоцикла. С помощью набора шестерен и механизма переключения.
Поэтому можно изменять нагрузку на двигатель, не изменяя обороты заднего колеса. А так же увеличивать или уменьшать количество оборотов ведущего колеса, не изменяя обороты коленвала.
Состоит из трех стальных валов – первичный, промежуточный и вторичный. Вращаются на подшипниках, установленных в картере.
На валах устанавливаются шестерни, которые могут перемещаться с помощью механизма переключения. В определенных положениях происходит соединение и разъединение крутящего момента.
Разборка коробки мотоцикла Восход
Выпрессовать обойму подшипника вторичного вала, следя за тем, чтобы не было перекосов.
Выпрессовать подшипник промежуточного вала из правой половины картера, вынуть регулировочные шайбы, стопорное кольцо.
Вынуть валик переключения.
Снять шестерню промежуточного вала.
Выпрессовать промежуточный валик.
Вынуть шестерни подвижную второй скорости и неподвижную первой скорости.
Разогнуть шайбы, контрящие болты крепления упора валика и механизма переключения, отвернуть болты.
Снять упор валика, механизма переключения совместно с подвижной шестерней 2 скорости.
Выпрессовать первичный вал.
вынуть фиксатор механизма переключения и пружину.
Выпрессовать подшипник из левой половины, вынуть регулировочные шайбы.
Сборка коробки Восход
Сборка производится в обратной последовательности. На заводе коробка перемены передач регулируется, поэтому потребитель при разборке и сборке коробки перемены передач должен обратить внимание на правильность постановки деталей, регулировочных шайб. Возможно, в процессе переборки, вследствие, притирки деталей, их частичного износа потребуются дополнительные регулировочные шайбы.
Нормальная работа коробки перемены передач обеспечивается при зазоре 0,3-0,8 мм. Зазор этот должен между кулачками неподвижной шестерни 3 передачи и подвижной шестерни 2 передачи на первичном валу. А также между кулачками неподвижной шестерни 2 передачи и подвижной шестерни 3 передачи на промежуточном валу при нейтральном положении коробки перемены передач и принудительном сближении этих шестерен. Указанный зазор обеспечивается за счет регулировочных шайб, которые устанавливаются между стопорными кольцами и подшипниками серии 202, 203 в левой половине картера.
После сборки коробки проверить ее работу, не устанавливая правую половину картера. После установки правой половины картера запрессовать подшипник серии 202 на промежуточный вал до упора. Освободившееся пространство между обоймой подшипника и канавкой под стопорное кольцо заполнить регулировочными шайбами. Поставить стопорное кольцо. Затем допрессовать, обойму основной шестерни до упора, обеспечив легкое ее вращение, а освободившееся пространство заполнить регулировочными шайбами заподлицо с канавкой под стопорное кольцо.
Неисправности и ремонт коробки передач Восход
В коробке передач мотоциклов в определенный момент появляется очень неприятная поломка. При движении мотоцикла начинают отключаться скорости, выскакивать и снова включатся, мотоцикл начинает взвывать и дергаться. С этой поломкой в коробке передач встречаются очень многие.
Нужен ремонт коробки передач. Почти все разобрав двигатель и проверив крепление механизма переключения передач и не найдя повреждения начинают регулировать коробку передач. Сбивать заводскую регулировку не желательно. Нужно просто отремонтировать шестеренки.
На первом фото неисправная шестерня.
На фото-2 отремонтированная.
После ремонта коробки передач скорости выскакивать не будут.
Признаки неисправности вала переключения скоростей
Нажимаем на рычаг переключения, включаем первую передачу. Скорость включилась, начали движение. Разгоняемся нужно включать вторую скорость, но переключиться не удается. Выясняем, нажимая на педаль и отпустив ее она не возвращается в исходное состояние. Пробуем принудительно ногой вернуть рычаг на место. Пытаемся включить другую скорость. Включение обычно проходит успешно. Вывод сломалась возвратная пружина вала переключения скоростей.
Ремонт вала переключения передач
Ремонт заключается в разборке двигателя полностью и замене лопнувшей возвратной пружины на новую.
Фотоотчет: Сборка КПП (коробки) мотоцикла «Восход-3М»
Перед сборкой КПП мотоцикла «Восход-3М» все детали двигателя и КПП тщательно отмываем и проверяем ихнее состояние, изношенные и поврежденные детали заменяем новыми. Особое внимание уделяем состоянию зубьев шестерен и кулачковых муфт, также проверяем работоспособность сектора механизма переключения передач, повышенных люфтов и заеданий в его работе быть не должно. КПП которую мы сегодня будем собирать, была в очень хорошем состоянии и никаких нареканий по состоянию деталей не вызывала, была только сломана возвратная пружина вала переключения передач и сильно изношенные подшипники, все подробности по разборке КПП вы найдете в статье: Фотоотчет: Разбираем двигатель мотоцикла Восход-3М Поэтому, заменим только подшипники и пружину, оригинальную пружину найти не удалось, я не стал расстраиваться по этому поводу, а просто взял другую пружину от «мотороллера муравей» немного перегнул ее подрезал по длине «усики», в итоге пружина получилась не хуже оригинальной (работает по сей день).
Начинаем сборку КПП с установки подшипников.
Вставляем стопорное кольцо в посадочное отверстие подшипника вторичного вала, затем с внутренней стороны картера туда-же вставляем опорную шайбу и при помощи оправки устанавливаем в картер наружную обойму подшипника вторичного вала (пазами внутрь картера, отмечены стрелками).
Перед установкой обоймы вторичного вала внимательно осмотрите ее рабочею поверхность, на которой не должно быть: трещин, сколов, раковин, задиров и следов чрезмерного износа.
Пример идеальной рабочей поверхности, остались даже следы заводской обработки.
Устанавливаем стопорное кольцо в посадочное отверстие подшипника промежуточного вала, затем туда же с внутренней стороны картера устанавливаем штатную регулировочную шайбу и при помощи оправки устанавливаем подшипник промежуточного вала.
Точно также, устанавливаем стопорные кольца в другую половину картера укладываем с внутренней стороны картера регулировочные шайбы и при помощи оправки устанавливаем подшипники на место.
Внимательно осматриваем рабочею поверхность («беговую дорожку») вторичного вала, на ней не должно быть трещин, сколов, задиров, раковин и следов чрезмерного износа, поверхность должна быть ровной и блестящей.
Пример «беговой дорожки» вторичного вала в идеальном состоянии.
Наносим на «беговую дорожку» вторичного вала какую нибудь пластичную смазку и укладываем на нее ролики. Ролики здесь укладываются в два ряда, для разделения рядов друг от друга на валу есть специальные упорные шайбы. Сначала укладываем нижний ряд роликов затем отделяем нижний ряд шайбой и укладываем верхний ряд.
В итоге у вас должно получится как на фото.
Осторожно чтобы не выпали ролики, вставляем вторичный вал на свое место. Чтобы вторичный вал в процессе сборки не выпадал его надо зафиксировать, для этого: переворачиваем половину картера, чем нибудь подпираем вал изнутри, устанавливаем сальник, надеваем на вал распорную втулку (проточкой к валу, отмечена стрелкой), ставим ведущею звездочку и закручиваем гайку.
Подлаживаем под левую половину картера, какие-нибудь дощечки, так чтобы валы свободно висели в воздухе и не мешали работе. Берем скобу вала переключения передач и устанавливаем ее на место.
Устанавливаем на свои места предварительно выровненные стопорные шайбы.
Наносим на крепежные болты «синий» фиксатор резьбы, затягиваем болты и плоскогубцами загибаем стопорные шайбы.
Устанавливаем на свое место вал механизма переключения передач, первичный вал и шестерню первой передачи.
Вставляем в отверстие фиксатора пружину, затем сам шток фиксатора, после установки обязательно проверяем его работоспособность. Фиксатор должен «ходить» в своем «гнезде» без заеданий и излишнего люфта.
Одеваем шестерню второй и четвертой передач на соответствующею вилку сектора механизма переключения передач.
Немного вытягиваем вал механизма переключения передач, заводим его поводок в паз на секторе механизма переключения передач, одеваем шестерню второй и четвертой передачи на первичный вал и одновременно двумя руками устанавливаем сектор механизма переключения передач на свое место.
После предварительной установки сектора механизма переключения передач, задавливаем внутрь отверткой фиксатор и окончательно устанавливаем сектор механизма переключения передач.
Точно также, берем предварительно выравненные стопорные шайбы, устанавливаем их на свои места, наносим на болты фиксатор резьбы и окончательно все затягиваем. После затяжки болтов, не забываем загнуть стопорные шайбы.
Устанавливаем на место промежуточный вал.
После всего проделанного, проверяем легкость и правильность переключения передач и готовим двигатель к окончательной сборке. Сборка двигателя мотоцикла «Восход-зМ» подробно изложена в статье: Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла «Восход-3М»
Трансмиссия
Коробка передач (рис. 4.6, 4.7) предназначена для изменения величины крутящего момента двигателя, повышения или понижения скорости мотоцикла. Она состоит из первичного 3, промежуточного 17 валов, вторичного вала-шестерни 7 и шестерен 4, 6, 18, 19, 20, 22.
Вторичный вал-шестерня 7 имеет одну шестерню (основную) выполненную заодно с ним. На боковой поверхности основной шестерни имеются торцовые кулачки для соединения со скользящей по шлицам шестерней 6 первичного вала при включении прямой, четвертой передачи. Вал-шестерня 7 вращается в двухрядном роликовом подшипнике, обойма которого запрессована в картер.
На выходящем из картера конце вала-шестерни 7 установлена на шлицах ведущая звездочка 11 задней цепи.
При нейтральном положении коробки передач связь между первичным и вторичным валами отсутствует и крутящий момент от двигателя на заднее колесо не передается.
Механизм переключения передач (рис. 4.7) состоит из основания 7, поворотного диска 8 с двумя криволинейными пазами и пятью фиксирующими канавками, двух собачек 13, корпуса 6 собачек и двух подвижных вилок 9 и 10. При нажатии на ножную педаль переключения передач, укрепленную на наружном конце валика 4, поводок 5, находящийся на другом конце валика, своим выступом поворачивает корпус 6 собачек. Зубья собачек заскакивают в специальные прорези и проворачивают диск 8, а оси 11 подвижных вилок в это время, двигаясь по криволинейным пазам диска, передвигают лапки вилок в противоположных друг другу направлениях. Лапки вилок, входящие в кольцевые проточки подвижных шестерен 6 и 20 (рис. 4.6) коробки передач, двигают их, включая таким образом одну из передач или нейтраль.
Для предохранения от самопроизвольного переключения передач служит фиксатор 1 (рис. 4.7), входящий в выемки диска 8 под действием пружины 2.
Угол поворота валика 4 переключения передач и передвижения вилок с подвижными шестернями рассчитаны так, что создается возможность последовательного их переключения. Коробка передач заполняется маслом через отверстие в верхней части левой крышки картера. Отверстие закрывается пробкой, имеющей стержень для контроля уровня масла. При эксплуатации мотоцикла нельзя допускать понижения уровня масла ниже метки масломерного стержня,
В нижней части картера есть отверстие, через которое сливается отработанное масло. Оно закрыто резьбовой пробкой 21 (рис. 4.6).
Для предотвращения просачивания масла из коробки передач между звездочкой 11 и правой половиной 5 картера установлено резиновое манжетное уплотнение.
Передача от коробки передач на заднее колесо осуществляется втулочно-роликовой цепью (рис. 4.9), соединяющей ведущую звездочку вторичного вала-шестерни и ведомую звездочку заднего колеса.
НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
В коробке передач наиболее часто возникают такие неисправности:
— затрудненное включение передач;
— произвольное выключение передач;
— шум шестерен и удары при работе;
Затрудненное включение передач вызывается нарушением регулировки механизма переключения передач, износом или деформацией вилок переключения, поломкой пружин переключателя. Эти неисправности можно легко обнаружить, если тщательно осмотреть механизм переключения.
Произвольное выключение передач наблюдается при износе кулачков, их выкрашивании, большом осевом люфте вторичного вала. Люфт вторичного нала определяют путем приложения усилия вдоль его оси. Он легко устраняется с помощью прокладок, помещаемых под наружную обойму подшипника вторичного вала. Более серьезной неисправностью является износ кулачков. Кулачки с закругленными краями действуют под нагрузкой как клинья и отталкивают шестерни друг от друга. Устранить этот недостаток можно путем замены шестерни новой или путем заточки рабочих поверхностей кулачков на тонком наждачном круге с целью придания им формы «ласточкиного хвоста». При заточке необходимо следить за тем, чтобы заточенные поверхности равномерно прилегали к поверхностям кулачков сопрягаемых шестерен. Отремонтированные шестерни работают вполне надежно, но долговечность их намного снижается.
Шум шестерен и стуки обычно возникают вследствие сильного износа или выкрышивания зубьев шестерен, В этом случае шестерни необходимо заменить.
РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ РЕМОНТА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ
Разборка двигателя для ремонта коробки передач необходимо производить в следующем порядке:
— снять головку цилиндра, цилиндр, прокладку основания цилиндра, крышку карбюратора, карбюратор, прокладку карбюратора, рычаги кикстартера и переключения передач, левую и правую крышки картера, генератор;
— с левой цапфы коленчатого вала снять шпонку и две шайбы, установленные между звездочкой и подшипником. С первичного вала снять шайбу, опорную втулку звездочки сцепления и регулировочные шайбы, снять вал кикстартера. При снятии вала с зубчатым сектором и пружиной нужно соблюдать меры предосторожности (пружина заведена по часовой стрелке);
— вывернуть 13 крепежных болтов со стороны правой половины картера;
— вы прессовать две установочные втулки в передней и задней части картера;
— осмотреть снятые детали, устранить обнаруженные неисправности или заменить вышедшие из строя детали.
Узел коробки разбирается в следующей последовательности:
— легкими ударами молотка по левому торцу промежуточного вала выпрессовать его и вынуть вместе с шестернями из левой половины картера;
— снять с вилки механизма переключения подвижную шестерню третьей передачи;
— вывернуть два болта крепления упора вала переключения;
— вывернуть два болта крепления механизма переключения;
— снять механизм переключения вместе с подвижной шестерней второй передачи, валом переключения и упором вала;
— вынуть шестерню первой передачи, фиксатор и пружину фиксатора;
— выпрессовать первичный вал вместе с неподвижной шестерней третьей передачи;
Разборка вторичного вала-шестерни производится в следующей последовательности:
— разогнуть стопорную шайбу;
— отвернуть гайку (резьба левая);
— снять шайбу и звездочку;
— вынуть распорную втулку;
— осторожно, чтобы не растерять ролики, вынуть основную шестерню;
— выпрессовать обойму подшипника основной шестерни в сторону коробки передач;
— вынуть стопорное кольцо и выпрессовать манжетное уплотнение.
— выпрессовать заглушку, подшипники первичного и промежуточного валов;
— осторожно очистить от бакелитового лака плоскости разъема половин картера.
Для ремонта механизма переключения передач нужно снять с осей стопорные кольца и разобрать механизм переключения. При сборке механизма переключения необходимо регулировочными шайбами обеспечить возможность перемещения вилок вдоль осей в пределах 0,1-0,3 мм. Зазоры проверяют щупом.
СБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Сборка коробки передач производится в такой последовательности:
— в левую половину картера запрессовывают подшипники первичного и промежуточного валов так, чтобы торец подшипника находился на расстоянии 1 мм от канавки;
— запрессовывают в подшипник первичный вал вместе с неподвижной шестерней третьей передачи;
— ставит шестерню первой передачи ступицей к подшипнику промежуточного вала;
— в корпус фиксатора вставляют пружину и фиксатор;
— устанавливают в нейтральное положение механизм переключения;
— надевают на первичный вал подвижную шестерню второй передачи;
— устанавливают вал переключения;
— устанавливают меха ниш переключения и закрепляют его двумя болтами. Болты закрепляют, отогнув края шайб на грани болтов;
— устанавливают упор вала переключения и закрепляют его двумя болтами. Болты контрят, отогнув края шайб;
— заводят концы возвратной пружины вала переключения на штифт упора;
— устанавливают подвижную шестерню третьей передачи на вилку переключения первой и второй передач;
— промежуточный вал с неподвижной шестерней второй передачи вставляют в шлицевое отверстие подвижной шестерни и третьей передачи и шестерни первой передачи. Вал запрессовывают в подшипник;
— регулируют положение первичного и промежуточного валов относительно механизма переключения. Валы установлены правильно, если при нейтральном положении механизма переключении зазоры между кулачками шестерен, включая вторую и третью передачи, находятся в пределах 0,3-0,8 мм. Зазоры проверяют щупом. Шестерни при этом нужно снимать навстречу друг другу;
— в свободное пространство между краем канавки и торцом подшипника устанавливают регулировочные шайбы и стопорные кольца;
— легкими ударами молотка в сторону сцепления до упора допрессовывают первичный и промежуточный валы;
— шестерню промежуточного вала гладким торцом ставят в сторону левой половины картера. Чтобы убедиться в правильности сборки коробки передач, па первичный вал надевают внутренний барабан сцепления и, проворачивая барабан рукой, проверяют переключение передач. Если при плавном отпускании, рычага переключения передач собачки не входят в прорези диска механизма переключении, то необходимо легким ударом молотка отогнуть в нужную сторону штифт упора. Затем в правую половину картера запрессовывают вторичный вал-шестерню с роликовым подшипником.
Запрессовку коленчатого вала производят с помощью приспособления (рис. 4.12). Перед установкой приспособления из наконечника выжимного винта (выжимной винт должен быть ввернут до упора) необходимо вывернуть резьбовую пробку, а наконечник навинтить на левый конец коленчатого кала.
Приспособление относительно картера устанавливают в таком же положении, как при выпрессовке коленчатого вала, но крепить приспособление винтами не обязательно. После этого ввертывают винт с помощью воротка и тем самым запрессовывают коленчатый вал. При этом надо следить, чтобы не было перекоса коленчатого вала.
Если коленчатый вал не был выпрессован из левой половины картера, то при сборке на плоскость разъема левой половины картера надо положить смазанную бакелитом картонную прокладку (прокладку но всасывающем канале не разрывать), поставить правую половину картера, запрессовать установочные втулки и завернуть 13 винтов.
Запрессовку правого подшипника и правого манжетного уплотнения коленчатого вала производят с помощью приспособлений.
Подшипник надо надеть на цапфу коленчатого вала и запрессовать его заподлицо с бобышкой картера. Затем допрессовать подшипник до упора. Свободное пространство между торцом подшипника и канавкой под стопорное кольцо следует заполнить регулировочными шайбами 47x30x0,5.
После этого стопорное кольцо устанавливают разрезом в сторону смазочного отверстия в картере, затем шайбу 47x22x0,5, имеющую выемки на наружном диаметре для пропуска смазки к правому торцу подшипника (такая же шайба установлена между стопорным кольцом и левым манжетным уплотнением коленчатого вала).
Правое манжетное уплотнение коленчатого вала надевают на цапфу пружиной в сторону коленчатого вала и запрессовывают его до упора.
Обойму подшипника вторичного вала-шестерни и подшипник промежуточного вала в правой половине картера следует допрессовать до упора в сторону сцепления, при этом вал-шестерня будет зажат.
Легким ударом молотка по торцу первичного вала со стороны сцепления обеспечивают вращение вторичного вала-шестерни от руки. Продольное перемещение вала-шестерни при этом должно быть не более 0,3 мм. Если между торцом обоймы подшипника и канавкой под стопорное кольцо в картере имеется свободное пространство, то его заполняют регулировочными шайбами 8x29x0,5. Затем ставят стопорное кольцо и запрессовывают манжетное уплотнение. Для этого его надевают па направляющую приспособления так, чтобы пружина манжетного уплотнения после запрессовки была направлена в сторону коробки передач. Манжетное уплотнение запрессовывают до упора ударами молотка по оправке и устанавливают распорную втулку с уплотнительним резиновым кольцом. Уплотнительное кольцо размещается в расточке распорной втулки. Распорную втулку сначала надевают вращательным движением, а затем досылают до упора. На наружном диаметре распорной втулки имеется кольцевая канавка, которую используют при снятии втулки.
На торец подшипника промежуточного вала в правой половине картера надо поставить регулировочные шайбы так, чтобы последняя шайба была заподлицо с краем канавки, установить стопорное кольцо и запрессовать заглушку.
Для этого нужно совместить заглушку с отверстием в картере, причем выемка заглушки должна быть направлена в сторону подшипника.
Срез на оправке совместить со срезом бобышки на картере и ударами молотка по оправке запрессовать заглушку до упора.
На торец распорной втулки следует поставить шайбу. После этого на вторичный вал-шестерню установить звездочку задней передачи, закрепить её гайкой со стопорной шайбой. Край шайбы загнуть на грань гайки.
РЕГУЛИРОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
В этом случае нужно действовать следующим образом:
— установить шестерни коробки передач в нейтральное положение;
— снять крышку генератора, вынуть шток выключения сцепления;
— отогнуть загнутый на грань гайки сектор шайбы на зубчатке
задней передачи и отвернуть гайку (резьба левая);
— снять шайбу, зубчатку (можно вместе с цепью) и регулировочные шайбы;
— вынуть распорную втулку с резиновым кольцом и извлечь сальник из картера при помощи специального приспособления. Эту операцию постарайтесь провести аккуратно. Необходимо сохранить сальник:
— вынуть стопорное кольцо и регулировочные шайбы;
— при помощи специальной оправки допрессовать внутрь картера до упора обойму подшипника основной шестерни, как показано на рис. 4.13, обеспечив её легкое вращение.
Осевой люфт шестерни должен быть 0,3 мм. Эта операция также требует аккуратности. Обойму надо допрессовать несильными ударами по оправке: чрезмерное усилие может привести к поломке бурта в левой половине картера. На этом регулировку можно считать законченной.
При сборке не забудьте поставить на место шайбы, снятые в процессе разборки, и дополнительно установить такие же, чтобы заполнить пространство между обоймой и стопорным кольцом. Если рабочая кромка сальника имеет дефекты, то его следует заменить новым.
Не снимая двигатель с рамы, можно устранить рывки второй передачи. Для этого при снятой с основной шестерни зубчатке достаточно снять резино-металлическую заглушку промежуточного вала, вынуть стопорное кольцо и регулировочные шайбы. При помощи оправки (рис. 4.14) допрессовать подшипник 202 до упора, как показано на рис. 4.15.
Затем поставить на место снятые регулировочные шайбы и дополнительно установить такие же шайбы заподлицо с краем канавки под стопорное кольцо. Поставить в канавку стопорное кольцо и на свое место резино-металлическую заглушку промежуточного вала.
Если рывки появляются при включении третьей передачи, их также можно устранить, не разбирая коробку.
Сначала нужно снять муфту сцепления, моторную передачу и механизм кикстартера, затем демонтировать стопорное кольцо подшипника 203 первичного вала и регулировочные шайбы. Легкими ударами молотка через оправку допрессовать подшипник первичного вала до упора, как показано на рис. 4.16.
Установить на место регулировочные шайбы и дополнительными шайбами заполнить зазор до стопорного кольца.
Дальнейшая сборка производится в последовательности обратной разборке.
Теперь можно приступать к регулировке коробки. При снятой правой половине картера нужно установить шестерни в нейтральное положение и проверьте зазор между кулачками неподвижной (на первичном валу) и подвижной шестерен третьей передачи. Он должен быть не более 0.8 мм, а при сближении шестерен кулачки не должны задевать друг друга.
Если эти условия не выдержаны, нужно:
— вынуть стопорное кольцо у подшипника первичного вала в левой половине картера;
— осаживая подшипник в глубь картера и смещая, таким образом, первичный вал с неподвижной шестерней, установить зазор (не более 0,8 мм) между подвижной и неподвижной шестернями первичного вала.
Далее необходимо проверить наличие зазора между кулачками основной шестерни и подвижной шестерни 3-4-й передач в нейтральном положении. Для этого нужно снять зубчатку с основной шестерни. Осторожно, чтобы не растерять ролики, вынуть основную шестерню из обоймы, выпрессовать сальник, снять стопорное кольцо и регулировочные шайбы. На правый конец первичного вала надеть основную шестерню и проверить наличие зазора между кулачками. Они не должны задевать друг друга. Если касание есть, следует чуть осадить первичный вал.
На этом регулировка закончена. Остается проверить работу коробки передач. Последовательно включите каждую передачу. Коробка будет работать надежно, когда кулачки шестерен полностью входят в зацепление.
Своевременная и правильно выполненная регулировка коробки передач обеспечивает надежную и долговечную работу всей трансмиссии мотоцикла.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ШЕСТЕРЕН КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛА «ВОСХОД-3»
На мотоцикле «Восход-3» установлена двухходовая четырехступенчатая коробка передач. С начала выпуска мотоциклов класса 175 см 3 шестерни коробки имели модуль 1,75 мм. Но если первые двигатели мотоциклов класса 175 см 3 имели мощность 5,9 кВт (8 л.с.), то двигатель мотоцикла «Восход-3» имел мощность 10,3 кВт (14 л.с). Поэтому возникла необходимость увеличить запас прочности шестерен передач с учетом дальнейшего повышения мощности двигателя.
Работа по переводу шестерен на модуль 2 мм производилась поэтапно и закончена в сентябре 1974 г. Ниже приводятся сведения о взаимозаменяемости шестерен и времени перехода на каждую пару:
При ремонте коробки передач возможна как полная замена шестерен и валов, так и частичная (попарная) замена шестерен зубчатого зацепления.
Источник