- Разборка и ремонт коробки передач
- Пошаговая инструкция по разборке коробке передач:
- ВАЗ: как делать правильно ремонт коробки передач
- Какие неисправности КП авто ВАЗ и методы их устранения
- Как снять коробку передач с авто ВАЗ
- Как разобрать КП ВАЗ 2112
- Как осмотреть и составить дефектную ведомость на КП
- Как собрать коробку передач
Разборка и ремонт коробки передач
Подробная пошаговая инструкция по разборке и сборке коробки передач автомобиля ВАЗ 2110 и её ремонт. Смотрите видео и фотоматериалы процедуры.Подробная пошаговая инструкция по разборке и сборке коробки передач автомобиля ВАЗ 2110 и её ремонт. Смотрите видео и фотоматериалы процедуры.
Приступая к разборке коробки передач, надо отметить, что если в коробке передач, когда её ремонтировали, были заменены одна из деталей: подшипники или корпус дифференциала, картер сцепления, тогда необходимо произвести замену регулировочного кольца подшипников дифференциала. А затем уж приступать к разборке самой коробки.
Мы производили разборку и ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ 2110.
Пошаговая инструкция по разборке коробке передач:
1. Коробу передач снять с машины, почистить её от различных загрязнений и помыть с наружной стороны.
2. Указатель, который показывает уровень масла, необходимо вынуть из коробки передач.
3. Коробку передач поставить в вертикальном положении на картер сцепления и открутить болтик под номером 1 с плоской шайбой, и две гайки под номером 3 с пружинной шайбой, которые крепят кронштейн троса сцепления. Этот кронштейн, открутив все болтики, снять с коробки передач.
4. На крышке, которая находится сзади, открутить все оставшиеся болтики крепления (их четыре штуки).
5. Снять эту крышку. Для этого, с помощью отвёртки надо приподнять прилив, находящийся на крышке.
6. Болт с пружинной шайбой, который держит вилку для пятой передачи, следует открутить.
7. Затем надо валы коробки передачи предотвратить от прокручивания. Для этого их нужно зафиксировать: муфту синхронизатора и вилку передвинуть вниз на включённой пятой передаче так, чтобы шестерня и шлицы муфты соединились, после этого включить третью или четвертую передачу, сделав перемещение штока выбора передач.
8. Необходимо гайку крепления первичного вала расконтрить и открутить. Это нужно постараться, потому что гайка очень туго закручена.
9. Затем проделать тоже самое с вторичным валом, как и с первичным.
10. В пятой передаче приподнять с помощью отвёрток ведомую шестерню (делая это, спрессовывается ступица синхронизатора с вала). Совместно с шестерней надо снять синхронизатор и вилку вторичного вала. Но обязательно нужно проследить, чтобы муфта синхронизатора не съехала и осталась на ступице, так как шарики, которые фиксируют синхронизатор, могут рассыпаться.
11. Сверху в синхронизаторе снять упорную пластину, и потом в самом синхронизаторе в пазе муфты достать вилку.
12. С синхронизатора также должна быть снята шестерня пятой передачи и блокирующее кольцо (1). Надо пронумеровать блокирующее кольцо (1) и муфту (2), и снять кольцо. Это надо сделать, чтобы поставить кольцо в таком же положении, как и было, потому, что при работе зубья муфты и кольца уже приработались друг к другу. Если нет причин разбирать синхронизатор, тогда его надо чем-нибудь связать, для того, чтобы он не развалился.
13. На вторичном вале снять втулку.
14. На первичном вале находится ведущая шестерня пятой передачи. Её сначала надо снять и запомнить, как она стояла.
15. Снять пластину подшипников (1). Для этого взять ударную отвёртку и открутить четыре болтика с пружинными шайбами на креплении пластины подшипников. На вторичном вале снять шайбу упорную (2).
16. Приподнять два вала рукой и снять с них стопорные кольца подшипников.
17. Открутить фиксаторы и вынуть оттуда шарики вместе с пружинами.
18. Затем открутить фиксатор заднего хода, снять кольцо для уплотнения, и вынуть пружину фиксатора.
19. Достать шарик фиксатора, наклонив для этого коробку.
20. На креплении картеров коробки передачи открутить двенадцать гаек и болтик с пружинными шайбами. Запомнить место для держателя (1) и рым (2). Технологическая заглушка (3) также должна быть снята.
21. Вдоль картеров находятся три специальных паза. Вставить туда отвёртку и отсоединить картер сцепления от картера коробки передач.
22. Приподнимая картер коробки передач, повернуть его влево до той поры, пока картер не выйдет из-под шестерни. Затем произвести снятие картера коробки передач с картера сцепления.
23. На креплении вилок первой, второй, третьей и четвертой передач открутить болтики.24. Приподнимая шток переключения для первой и второй передачи, проследить, когда он выйдет из опоры (3), и тогда повернуть его влево до той поры, когда головка (1) перестанет цепляться за блокировочную скобу (2). Снять шток с вилкой, для этого вынуть вилку штока (4) из паза муфты синхронизатора. Если снимать вилку со штоков нет нужды, то и не надо, так как можно потом перепутать их.
25. Головку штока переключения третьей и четвертой передачи необходимо отсоединить от рычага выбора передач, повернув шток. Дальше приподнять шток, чтобы он не имел опоры, и снять шток с вилкой, вынув их из паза муфты синхронизатора.
26. Шток включения пятой передачи вынуть из опоры, повернув его, и достав головку, которая соединялась с блокировочной скобой.
27. Произвести снятие оси промежуточных шестерён заднего хода.
28. Промежуточную шестерню снять. Чтобы это сделать, надо промежуточную шестерню заднего хода сдвинуть до механизма выбора передач, повернуть на 30-40 градусов и вывести из-под шестерён вала.
29. Произвести снятие первичного и вторичного валов одновременно, немного раскачивая их.
30. В картере сцепления снять дифференциал.
31. На креплении в механизме выбора передач открутить три болтика с пружинными шайбами и снять тот механизм.
32. В картере сцепления вынуть магнит.
33. На корпусе привода спидометра с ведомой шестерней открутить гайку и снять сам корпус. Если у уплотнительного кольца корпуса нет упругости, или оно порвано, его надо заменить.
34. Под выключателем света заднего хода есть место металлического уплотнительного кольца, поэтому выключатель открутить. Он находится в картере коробки передач.
35. Затем выпрессовать подшипник вторичного вала специальным съёмником или отвёрткой.
36. Маслосборник, который находится под подшипником, снять.
37. Выпрессовать подшипник первичного вала специальным съёмником. Если такого не имеется, тогда необходимо согнуть проволоку в форме крючка, вставить её в паз картера и крючок поместить под подшипник. Отвёрткой выпрессовать подшипник из картера, подложив под отвёртку деревянный брус и стучать по отвёртке молотком, переставляя крючок в пазах.
38. В картере сцепления, взяв подходящую оправку, запрессовать до самого упора новые подшипники передние.
39. Сдвинуть кромку в защитном чехле штока выбора передач с помощью отвёртки. Кромку сдвигать вместе с опорной втулкой штока.
40. Сдвинуть шток, открутив болтик на креплении рычага выбора передач, и снять этот рычаг. Затем в картере сцепления вынуть шток выбора передач.
41. При необходимости заменить шарнир штока, надо защитный чехол на нем отодвинуть и открутить болтик на креплении шарнира. На болтик для прочности был нанесён клей ТБ-1324. Поэтому перед сборкой болтик почистить и нанести этот клей. Если чехол защитный в шарнире штока потрёпан или не эластичный, то его надо заменить.
42. Заменить картер сцепления. Для этого с катера снять вилку выключения сцепления и подшипник, затем выпрессовать сальники.
43. В картере сцепления и коробки передач необходимо проверить все поверхности крышку заднюю. Если есть небольшие повреждения, их можно зачистить шлифовальной шкуркой, а при значительных повреждениях, какой-нибудь части, таких как трещины, сколы, вмятины, её следует заменить.
44. Затем проверить картеры сцепления и коробки передач на их целостность. В случае каких-либо изъянов картер подлежит замене.
45. Проверить роликовые подшипники. Если ролики, дорожка качения или сепаратор повреждены, то их надо заменить и установить на вал, учитывая, что при замере радиального зазора, его величина должна быть не более 0,07 мм. Если существует люфт в подшипнике, то его также необходимо заменить.
46. При проверке штоков переключения передач, заменить их, если они согнуты, имеются заусеницы или задиры, лунки под фиксаторы отработали свой срок или есть неровности. Также заменить вилки при их дефекте (например, изношены лапки или вилки согнуты).
47. Проверить сальники полуосей. Если имеются какие-нибудь надрывы, они имеют плохой вид, кромка неровная или с вырванными частями, с наплывами резины, пружина растянута или сломана, то сальники поменять.
48. Стоит также произвести проверку и, если надо, замену сальника штока выбора передач и сальника первичного вала.
49. При проверке магнита, если он целый, то его просто почистить от загрязнений, а если есть небольшие трещинки или он уже плохо магнитит, то его стоит заменить.
50. Поверхности картеров коробки передач и сцепления, а также заднюю крышку очень хорошо почистить от герметика.
51. Зубья шестерён должны войти в зацепление и установлены в картер сцепления, а затем уж установить валы.
52. При установке вилок на штоки переключения передач, необходимо знать: 1 – шток вместе с вилкой переключения для первой и второй передач, а 2 – шток вместе с вилкой переключения для третьей и четвертой передач.
53. Все детали, которые вращаются, необходимо хорошенько смазать с помощью трансмиссионного масла.
54. Поместить магнит на своё место.
55. Необходимо установить картер коробки передач на картер сцепления, при этом надо обязательно все соприкасающиеся поверхности смазать герметикам для лучшего соединения друг с другом. Также смазать герметикам соприкасающиеся поверхности, когда будете соединять заднюю крышку с картером коробки передач.
Видео по разборке КПП ВАЗ 2109:
Источник
ВАЗ: как делать правильно ремонт коробки передач
Коробка передач ВАЗ 2112
Для обеспечения оптимального режима работы мотора при движении автомобиля ВАЗ в разных условиях служит коробка передач. Устройство изменяет крутящий момент передаваемый на ведущие колеса авто от двигателя при трогании его с места и разгоне.
КП обеспечивает движение машине задним ходом, разъединяет на длительное время ведущие колеса и двигатель, что необходимо при стоянке и работе мотора на холостом ходу при движении.
На автомобилях ВАЗ используются механические ступенчатые КП с зубчатыми шестернями, с четырьмя или пятью ступенями передач, без учета заднего хода.
Переключение передач выполняется передвижением шестерен узла. Они поочередно входят в зацепление с остальными шестернями или блокируются на валу синхронизаторами, которые выравнивают частоту вращения участвующих в работе шестерен и одну из них блокируют с ведомым валом.
Надежность работы узла обеспечивает своевременный ремонт коробки передач ВАЗ 2114.
Причины, по которым определяется наличие неисправностей в узле:
- Нагрев элементов.
- Повышенный шум при работающем двигателе.
- Нет переключения передач.
- Передача «выбивается» на ходу.
В данной статье будут рассмотрены рекомендации как сделать на авто ВАЗ ремонт коробок передач. Для того чтобы цена операций была меньше работы лучше выполнять своими руками.
Какие неисправности КП авто ВАЗ и методы их устранения
Для авто ВАЗ 2114 коробки передач ремонт требуется в случаях, приведенных в таблице.
Здесь же и способы их устранения:
Шум в КП | |
Причина поломок | Как устраняются |
Начал шуметь подшипник | Меняется дефектный подшипник |
Износились зубья шестерен и синхронизаторов | Заменяются изношенные детали |
Низкий уровень масла в КП | Доливается масло. Устраняются причины течи |
Возникло осевое перемещение валов | Меняются элементы фиксирующие подшипники, или подшипники |
Передачи включаются не четко или самопроизвольно | |
Износились шарики или гнезда штоков, потерялась упругость пружин фиксаторов | Устанавливаются новые детали |
Износились блокирующие кольца синхронизатора | Меняются блокирующие кольца |
Поломались пружины синхронизатора | Устанавливаются новые пружины |
Износились зубья муфты синхронизатора или венца с зубьями самого синхронизатора | Меняются муфта или шестерня |
Вытекает масло | |
Износились сальники валов – первичного и вторичного | Устанавливаются новые сальники |
Ослабилась фиксация крышек картера КП, повредились уплотнительные прокладки | Подтягиваются гайки или меняются уплотнительные прокладки |
Ослабилось крепление картеров сцепления и КП | Подтягиваются гайки |
Как снять коробку передач с авто ВАЗ
На авто ВАЗ 2105 ремонт коробки передач начинается со снятия узла с автомобиля.
Для этого:
- Автомобиль ставится на смотровую яму.
- Фиксируется капот от случайного его закрытия.
- Отключаются: аккумулятор, датчик ВМТ, реле тяговое стартера.
- От картера отключается «масса».
- Разъединяются картер сцепления и датчик ВМТ друг от друга.
- Отсоединяется спидометр(см.Как выполнить правильно ремонт спидометра).
- Отключается вилка выключения сцепления.
- Устанавливается скоба для подъема к шпильке, фиксирующей выпускной коллектор, двигателя.
- Подвешивается мотор на грузоподъемное устройство.
- Снимаются крышка, установленная снизу картера сцепления и брызговик двигателя.
- С КП сливается масло.
- Отключается свет заднего хода.
- Отсоединяется от штока для выбора передач его тяга.
- Разъединяются коробка передач и двигатель.
- От крепления отсоединяются полуоси ступицы на поворотном кулаке.
- Шаровые шарниры, находящиеся на рычагах подвески, отсоединяются от кулаков.
- Отводятся в стороны валы приводов колес.
Совет: Для облегчения разъединения полуосей шестерни и привода колеса нужно вместе с КП снять и привод колеса, а затем выпрессовать шарнир на стендовой плите.
- КП снимается со шпилек, убирается кронштейн подвески, который находится в проушинах лонжерона на корпусе машины.
- Вытаскивается стартер.
- Разъединяются вал КП и ведомый диск сцепления.
- Снимается коробка передач.
Совет: Когда выполняется ремонт коробки передач ВАЗ 2115 необходимо внимательно обращаться с лепестками, которые расположены на нажимной пружине. Нельзя чтобы на них опирался первичный вал, чтобы детали не повредились.
Как разобрать КП ВАЗ 2112
Ремонт коробки передач ВАЗ 21213 начинается после очищения узла от грязи и тщательной мойки снаружи.
Далее инструкция по уходу и ремонту КП предлагает:
- Установить коробку передач в вертикальное положение.
- Откручиваются гайки, удерживающие заднюю крышку узла.
- Отсоединяется кронштейн троса сцепления.
- Задняя крышка отсоединяется от картера КП. Для этого нужно использовать резиновый молоток.
- Убирается уплотнительная прокладка.
Совет: Прокладку лучше снимать аккуратно. Если после осмотра на ней не будет дефекта деталь можно установить на место.
- Включаются на автомобиле третья, можно четвертую, передача.
- Откручивается болт удерживающий вилку пятой передачи, после чего она выключается. Муфта синхронизатора вместе с вилкой перемещается вниз так, чтобы шлицы муфты и шестерня вошли в зацепление.
- Проследить, чтобы не проворачивались валы.
- На обоих валах КП откручиваются гайки.
- Синхронизатор для пятой передачи поддевается отверткой и вместе с вилкой удаляется с коробки передач.
- Из муфты вытаскивается вилка.
Совет: Синхронизатор нужно снимать осторожно, чтобы со ступицы не сошла муфта. Это может привести к потере подпружиненных шариков.
- Убирается с синхронизатора, блокирующее пятую передачу, кольцо.
- Ведомая шестерня для пятой передачи поддевается отверткой и снимается с вторичного вала.
- С игольчатого подшипника вытаскивается упорное кольцо.
- Снимается игольчатый подшипник.
- На первичном валу удаляется ведущая шестерня для пятой передачи.
- Освобождается от фиксации, а затем извлекается пластина подшипников.
- С вторичного вала для пятой передачи удаляются упорная шайба и втулка игольчатого подшипника.
- С подшипники валов снимаются стопорные кольца.
- Выворачивается пробка фиксатора.
- Пружина и шарики фиксатора аккуратно вытаскиваются.
- Освобождается от крепежа и удаляется задняя опора двигателя.
- Выкручивается пробка фиксатора для заднего хода. Шарик фиксатора и пружина вытаскивается из КП, которую предварительно нужно наклонить.
- Убирается крепление к картеру сцепления картер КП.
- С помощью большой отвертки разъединяются картер сцепления и коробка передач.
Совет: Отвертку нужно вставить в специальные пазы, а затем покачивают ее разъединить узлы. Это даст возможность освободить прокладку без повреждения.
- Снимается картер коробки передач.
- От фиксации освобождается вилка с помощью, которой переключаются две первых передачи, шток приподнимается, а затем вытаскивается из узла одновременно с вилкой.
- Освобождается от фиксации вилка переключения четвертой и третьей передач.
- Из зацепления выводится головка шатуна, снимаются одновременно вилка и шток.
- Из рычага выводится, проворачивается и вытаскивается головка штока для пятой передачи.
- Вытаскивается стопорное кольцо.
- Удаляется вилка и ось шестерни заднего хода.
Снимается вилка заднего хода
- Вынимаются первичный и вторичный валы. При этом их нужно слегка покачивать.
Первичный и вторичный валы вытаскиваются
- Вытаскиваются дифференциал и ведомая шестерня главной передачи.
- Убирается крепление и убирается узел переключения передач.
- Снимается уплотнительная прокладка.
- С вторичного вала спрессовывается передний подшипник из картера сцепления, как видно на фото.
Удаление переднего подшипника из картера сцепления
Совет: При замене подшипника первичного вала нужно заменить сальник.
- Вытаскивается из картера сцепления магнит.
- После освобождения от крепежа снимается корпус привода спидометра с ведомой шестерни КП.
- Меняется уплотнительное резиновое кольцо, при необходимости.
- Ведомая шестерня с валом и уплотнительное кольцо убираются с корпуса привода спидометра.
- Выворачивается из картера КП выключатель света заднего хода.
- Сдвигается чехол с отбортовки на КП. Деталь предназначена для защиты тяги привода переключения передач и фланца шарнира.
- Снимается со штока переключения передач шарнир.
- Убирается защитный чехол.
- Убирается фиксация рычага и штока, которые затем вытаскиваются из картера сцепления.
- Меняется сальник, если обнаружились на картере сцепления следы подтекания масла.
Как осмотреть и составить дефектную ведомость на КП
На автомобиле ВАЗ 2115 ремонт коробки передач производится после составления дефектной ведомости.
Для этого:
- Тщательно осматриваются задняя крышка и картерах сцепления КП. На деталях не должно быть сколов, трещин.
На сопрягаемых поверхностях отсутствовали риски, вмятины, забоины. Шкуркой для шлифования удаляются небольшие повреждения.
При наличии больших дефектов детали нужно заменить. - Проверяются под подшипники посадочные места в обоих картерах. На них не допускаются следы износа.
- Проверяются штока, служащие для переключения передач. Замена их нужна в случае заусенцев, выработки мест для установки фиксаторов, наличие погнутости.
- Сильно изношенные вилки переключения передач требуют замены.
- Подлежат замене изношенные подшипники(см.Замена подшипника в коробке передач ваз 2110: как сделать самому), прокладки.
- Магнит нужно очистить от частиц износа. Трещины, ослабление магнитных свойств не допускается.
- Привалочные поверхности картеров сцепления, КП и задней ее крышки нужно очистить от старого герметика.
Как собрать коробку передач
После того как на автомобиле ВАЗ 2112 ремонт коробки передач выполнен ее можно собирать.
Сборка узла производится обратно его разборки, с учетом некоторых рекомендаций:
- Перед установкой в картер вторичного и первичного валов нужно ввести в зацепление зубья шестеренок.
- Вилки устанавливаются на штоки переключения передач в такой последовательности:
- на первый шток устанавливается вилка для пятой передачи;
- на втором штоке, вилка третьей и четвертой передач;
- на третьем ставится вилка первой и второй передач.
Совет: На автомобиле ВАЗ 21213 ремонт коробки передач выполняется с обильной смазкой трансмиссионным маслом всех трущихся деталей.
- Ставится на место магнит.
- Наносится герметик на плоскость по всему периметру картера сцепления коробки передач. Его же наносят при монтаже задней крышки.
Если установлена новая коробка передач ВАЗ 2115, ремонт ее нужен при обнаружении заводских дефектов.
Как выполнить ремонт коробки передач ВАЗ 2105 можно посмотреть на видео. Аналогичную конструкцию имеет и коробка передач ВАЗ 2101. Ремонт ее выполняется по тому же принципу.
Источник