- Сборка КПП 152-своими руками
- Разборка КПП
- Дефектовка деталей КПП
- Сборка КПП 152
- Установка промежуточного вала
- Установка блока шестерен задней передачи
- Сборка первичного вала
- Сборка вторичного вала
- Установка вторичного вала
- Установка первичного вала
- Съемники и приспособления для разборки-сборки КП ZF 16S151 автомобилей КАМАЗ
Сборка КПП 152-своими руками
Разборка сборка КПП 152 обычное дело. Для водителей грузовых автомобилей. Данная модель КПП практична и достаточно вынослива, но в процессе эксплуатации из за нарушений связанных с её обслуживанием, она выходит из строя.
Первое с чем приходится сталкиваться при ремонте это отсутствие необходимого уровня трансмиссионного масла в картере коробки, вместо положенных 12 литров. С трудом обнаруживаешь 3 литра масла. А уже о том, что это масло менялось в положенный срок и говорить не приходится.
Некоторые где-то находят нигрол. А если к нему добавить качество продаваемых запасных частей, долго о причине поломок раздумывать не приходится. Всё это ведет к разрушению подшипников, осколки и ролики которых попадают между зубьев шестере. Ломают их, или в виду отсутствия правильно работающего сцепления разрушаются сами шестерни.
Вы решили отремонтировать КПП, не прибегая к услугам ремонтного завода. Если поломка КПП не повлекла за собой механических повреждений корпуса или износ посадочных мест подшипников не превышает нормативного значения. То замену подшипников синхронизаторов , шестерен можно произвести самостоятельно. В условиях обычной мастерской.
Большой сложности это не составляет и не требует применения специальных технологий. Единственное, хочу вас предостеречь от замены шестерен промежуточного вала. Шестерни посажены с посадкой и чтобы их демонтировать необходимо применять гидравлический пресс и соответствующие приспособления. При их отсутствии, это может либо не дать никаких результатов либо привести к травматизму.
Разборка КПП
Разбираем КПП, в первую очередь снимаем крышку КПП, затем снимаем первичный вал. Для этого необходимо снять крышку заднего подшипника первичного вала и выбить подшипни. Вал вместе с ним выходит из корпуса КПП. При снятии крышки, поосторожнее, со стопорами крепёжных болтов, как правило. Их тяжело найти в магазинах запчастей. Сняв первичный вал нам необходимо раскрутить стяжную гайку, имейте ввиду у неё левая резьба, раскрутив гайку. Снимаем шайбу и прижимную обойму синхронизатора, затем снимаем подшипник и меняем его на новый.
Снимаем вторичный вал в сбое, для этого необходимо снять крышку подшипника вторичного вала. И через технологические отверстия шестерни первой передачи, выбить задний подшипник вторичного вала. Задача не очень простая, следите за тем, чтобы не повредить шестерню и корпус КПП. Сняв подшипник, мы можем вынуть из корпуса вторичный вал в сборе.
Удобнее всего это сделать при помощи не жесткой проволоки. Один конец которой необходимо закрепить за шестерню первой передачи, просунув её через технологическое отверстие. Второй конец закрепляем за обойму синхронизатора. Вал тяжёлый осторожнее лучше всего его вынимать вдвоём. Так как необходимо направлять шестерню первой передачи, что бы она не цепляла за корпус КПП.
Сняв вторичный вал мы имеем возможность замены шестерён : первой передачи, заднего хода, второй передачи и синхронизатора второй- третьей передач. Для того чтобы заменить шестерню третьей передачи, шестерню четвёртой передачи и синхронизатор четвертой – пятой передач необходимо снять опорный роликовый подшипник. Для чего снимаем стопорное кольцо, подшипник снять удобнее всего при помощи съёмника.
Снимаем блок шестерен заднего хода, для этого откручиваем болт крепления стопора и снимаем стопор. Затем с внутренней стороны КПП выбиваем вал наружу и вынимаем блок шестерён.
Для снятия промежуточного вала необходимо раскрутить крышку сферического lk2 роликового подшипника, расстопорить болты крепления опорной шайбы раскрутить болты и снять шайбу. Сферический подшипник находится в стакане его удобнее всего снять из корпуса вместе со стаканом. После этого вал легко можно извлечь.
Дефектовка деталей КПП
Мы полностью разобрали КПП теперь можно сделать дефектовку деталей и при необходимости заменить их на новые. На что необходимо обратить внимание:
- Все шлицевые соединения не должны иметь видимого износа и сколов.
- Роликовые подшипники шестерён желательно заменить. Осмотрев внимательно места их качения, нет ли износа или мест продавленных роликами
- Подшипники валов тоже желательно заменить. Так как в связи с поломкой и попаданием в масло металлической стружки и осколков места качения подшипников. Скорее всего имеют повреждения, которые в последствии приведут к повторной поломке КПП.
- Внимательно осмотрите все шестерни на предмет сколов , раковин, недопустимого пятна контакта и износа зубьев шестерен. Хочу повториться не желательно самостоятельно менять шестерни промежуточного вала у вас это скорее всего не получится, в лучшем случае вы испортите вал в худшем нанесёте себе травму.
- Конические обоймы синхронизаторов не должны быть подожжены и изношены. Направляющие валы не должны болтаться и на шлицах не должно быть следов износа и сколов.
Сборка КПП 152
Установка промежуточного вала
Собирать КПП необходимо в обратном порядке. Помещаем промежуточный вал в корпус КПП, устанавливаем подшипники передний роликовый и задний сферический со стаканом. Прикручиваем опорную шайбу, стопорим её и закрываем заднюю крышку крепления сферического подшипника. Установив предварительно прокладки. Вал должен вращаться легко по инерции, при этом не должно быть даже малейших заеданий и закусываний вала.
Установка блока шестерен задней передачи
Если промежуточный вал вращается легко и свободно, переходим к установке блока шестерен задней передачи. Устанавливаем шайбы осевого смещения таким образом, чтобы находящиеся в них стопора, попали в пазы корпуса КПП. Направляем блок шестерен по ходу вала и вставляем вал, стопорим его стопорной пластиной.
Сборка первичного вала
На вал насаживаем подшипник, обращая внимание на проточку стопорного кольца в подшипнике. Она должна быть расположена от корпуса КПП. Одеваем обойму, шайбу. Закручиваем гайку. Вал готов к установке.
Сборка вторичного вала
. В первую очередь устанавливается шестерня третьей передачи, предварительно установив роликовый подшипник,
Затем устанавливается шестерня четвёртой передачи в сборе со стаканом и наборными роликами. Ролики ставятся в два ряда. Они разделены между собой кольцом. Предварительно поверхность стакана необходимо смазать литолом. Это необходимо для того что бы ролики прилипли к нему.
Стопор с пружиной устанавливается в специальный паз на вале и опорную шайбу. Шайбу проворачиваем по канавке в шлицах вала, предварительно утопив стопор, до щелчка стопора.
Здесь обратите внимание на то, что стопор не заклинило, он свободно выжимается и возвращается пружиной обратно, становясь в своё посадочное место. Если стопор ходит туго, это может привести к тому, что он сможет освободить опорную шайбу. И она провернется по шлицам . Шестерня четвертой передачи начнет свободно двигаться по шлицам. Что приведет к выпадению роликов. В связи с чем, КПП выйдет из строя.
Устанавливается синхронизатор четвертой пятой передачи. Обратите внимание на то, что с разных сторон у него разный диаметр шлицевой части, поставьте его шлицевые части правильно, согласно шлицам сопрягаемых деталей.Устанавливаем опорный роликовый подшипник. Так чтобы его опорная шайба была прижата к шлице вой части вала, после чего установите стопорное кольцо.
С другой части вала устанавливаем синхронизатор второй-третьей передачи. Обратите внимание на то чтобы, выступающая часть его шлицов, была направлена в сторону первичного вала.
Устанавливаем роликовый подшипник и шестерню второй передачи, следим за тем, чтобы коническая часть шестерни была направлена в сторону синхронизатора.
Далее стакан и роликовый подшипник шестерни заднего хода, при этом отверстия масляного канала на валу и стакане должны совпасть. Устанавливаем муфту и стакан с роликовым подшипником шестерни первой передачи, устанавливаем шестерню первой передачи. Устанавливаем опорную шайбу.
Установка вторичного вала
Вторичный вал в сборе помещаем в корпус КПП.
Затем устанавливается задний подшипник вторичного вала в корпус блока
Установка первичного вала
Вставляется первичный вал. В нем есть прорезь которая позволяет не задевать шестерню промежуточного вала
Теперь наша задача установить крышки заднего подшипника первичного вала и заднего подшипника вторичного вала. Они должны плотно прижимать подшипники к корпусу КПП, что подшипники не имели возможность вращаться в корпусе. Для этого используем регулировочные прокладки. Подбирая регулировочные прокладки учитываем толщину уплотнительных прокладок крышек так, чтобы прижав подшипник, крышка плотно прижалась к корпусу КПП.
Установив заднюю крышку, устанавливаем фланец крепления карданного вала и затягиваем гайку.
Перед установкой верхней крышки КПП проверяем: не болтаются ли вилки переключения передач на валах, и в каком состоянии находятся сухари. Без необходимости их лучше не трогать, в магазине вы приобретёте, как правило, самодельные изделия непонятного качества.
Как видите сборка КПП 152 работа не сложная. Здесь важнее внимание и аккуратность, проверяйте за собой каждый шаг, спешка выльется в неисправность.
И не экономьте на хорошем трансмиссионном масле, то что КПП должны работать на нигроле это дедовское заблуждение.
Источник
Съемники и приспособления для разборки-сборки КП ZF 16S151 автомобилей КАМАЗ
Таблица 2
Крюк для зацепления картера сцепления при разборке
Г лавное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала
Держатель штоков вилок переключения передач
Приспособление (блокирующий палец) для демонтажа (монтажа) картера средней части КП
Фиксатор для разборки (сборки) демультипликатора (сборный из 4-х деталей)
Приспособление (оправка) для запрессовки сальника крышки демультипликатора
Приспособление для установки пакета валов и штоков вилок переключения передач
Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала
Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала
Направляющий палец промежуточного вала (как при установке сцепления)
Шайба, устанавливаемая между подъемным (122) приспособлением и промежуточным валом
Приспособление для установки резьбового кольца при сборке ведущего вала
Приспособление для снятия цилиндрических штифтов в труднодоступном месте картера сцепления
Оправка для установки (запрессовки) игольчатого подшипника, втулки подшипника, сальника в корпус коробки передач (КП)
Приспособление для вращения вторичного вала при сборке (разборке) (или подъемный рычаг)
Приспособление для развальцовки трубки
Съемник подшипника заднего демультипликатора
Оправка для забивания трубки смазки во вторичный вал
Опорная пластина центрирующего устройства (для осадки)
Приспособление для установки кольца в паз вторичного вала
Центрирующее устройство валов перед установкой в картер
Насадка (оправка) для установки присоединительного фланца
Направляющие стержни для центровки крышек при сборке (нагретых)
Направляющий стержни для установки (сборки) механизма переключения передач
Пластина установочная с фигурными вырезами
1Х56 136 564СБ Крюк для зацепления картера сцепления при разборке
1Х56 138 063СБ Приспособление для снятия цилиндрических штифтов в труднодоступном месте картера сцепления
Снимите 13 внутренних и 9 наружных болтов с шестигранными головками. С помощью специального инструмента 1Х56 138 063 снимите труднодоступные цилиндрические штифты (1) Рис.1, предварительно ввернув болт в штифт.
Рис. 2: 1 — 1Х56 136 722СБ Захват; 2 — 1Х56 122 310 Удлинитель; 3 — 1Х56 122 303 Вставка (Резьбовая деталь); 4 — 1Х56 122 304СБ Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала.
Расстопорите и снимите упорное кольцо (7) Рис.3. Расстопорите и снимите упорное кольцо (8), снимите также разъемное кольцо (9) (эти кольца имеются только в старых конструкциях).
С помощью захвата 1Х56 136 722 (1), удлинителя 1Х56 122 310 (2), резьбовой детали 1Х56 122 303 (3) и главного приспособления 1Х56 122 304(4) снимите с первичного вала внутреннюю обойму роликоподшипника (10) Рис.4. Для этого заведите захват 1Х56 136 722 на внутреннюю обойму роликоподшипника. Когда захват прочно сядет на ролики, замкните его вместе с рифленым кольцом. Вворачивая винт главного приспособления, снимите обойму подшипника.
Рис.4 Снятие внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала: 1- Захват 1Х56 136 722СБ; 2 — Удлинитель 1Х56 122 310; 3 — Вставка (Резьбовая деталь) 1Х56 122 303; 4 — Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала 1Х56 122 304СБ; 10 — Роликоподшипник первичного вала.
Демонтаж (монтаж) валов картера средней части коробки
Демонтаж валов (первичный, вторичный и промежуточные валы) :
1Х56 137 918СБ Держатель штоков вилок переключения передач
1Х56 137 287 Приспособление (блокирующий палец) для демонтажа (монтажа) картера средней части КП
1Х56 137 122СБ Подъемное приспособление
1Х56 137 921 Центрирующая втулка
1Х56 137 933 Шайба, устанавливаемая между подъемным приспособлением (1Х56 137 122СБ) и промежуточным валом
1Х56 137 675СБ Приспособление для установки пакета валов и штоков вилок переключения передач
Вверните приспособление 1Х56 137 287в картер средней части КП. При этом блокирующий палец внутреннего замка прижимается по направлению к пружине.
Соедините подъемное приспособление 1Х56 137 122 (17) с центрирующей втулкой 1Х56 137 921. Через первичный вал (18) и штоки (19) вилок переключения передач установите подъемное приспособление на промежуточный вал (21). Рис.5.
Между подъемным приспособлением и промежуточным валом положите шайбу 1Х56 137 933. Установите на подъемное приспособление и поводки штоков вилок переключения передач держатель 1Х56 137 918.
Затяните болт крепления подъемного приспособления (17) к промежуточному валу (21). Момент затяжки: 85 Н.м.
Не переворачивая, выньте из картера средней части коробки пакет валов и штоки вилок переключения передач. Вставьте их в приспособление 1Х56 137 675.
Снимите подъемное приспособление (17) вместе с центрирующей втулкой. Снимите штоки вилок переключения передач и сами вилки вместе с сухарями.
Рис.5 Демонтаж (монтаж) валов картера средней части коробки
Монтаж валов Рис.5 (первичный, вторичный и промежуточный валы) :
Вставьте вторичный вал (16) со стороны выходного вала в устройство 1Х56 137 675.
Вставьте и укрепите центрирующую втулку 1Х56 137 921 в подъемном устройстве 1Х56137 122. Установите подъемное устройство на первичный вал (18) и штоки вилок переключения передач.
Приверните подъемное устройство с шайбой 1Х56 137 933 к промежуточному валу; момент затяжки болта крепления 85 №м.
Вставьте держатель (20) в выемки захватывающего и подъемного устройства.
Вставьте, не переворачивая промежуточный вал вместе с первичным и вторичным валом в наружную обойму конического роликоподшипника.
Удалите все приспособления.
Удалите приспособление 1Х56 137 287 для механической блокировки.
Разборка (сборка) деталей демультипликатора и делителя
1Х56 137 579СБ Фиксатор для разборки (сборки) демультипликатора (сборный из 4-х деталей).
Цилиндр включения демультипликатора.
Перед разборкой (сборкой) цилиндра демультипликатора выполните следующие работы:
Снимите упор (5) фиксатора (Рис.6). Ввинтите фиксатор 1Х56 137 579СБ в это же самое резьбовое отверстие. Выполните позиционирование фиксатора на штоке (6) вилки переключения передач. Затяните фиксатор (момент затяжки: 50 Н.м).
Для разборки (сборки)цилиндра делителя:
Снимите фиксатор (9) вместе с уплотнительным кольцом (Рис.7). Вставьте фиксирующее приспособление 1Х56 137 579.
Разборка деталей демультипликатора.
1Х56 122 314СБ — Съемник заднего подшипника демультипликатора.
При косозубом исполнении шестерен шарикоподшипник, расположенный на выходном вале, следует снимать с помощью съемника 1Х56 122 314.
Установите съемник 1X56 122 314СБ (1) на внутреннее кольцо подшипника (5) и зажмите его в лапах кольцом с накаткой (2) до прочной посадки на подшипник. Между выходным валом и винтом (3) установите шайбу 1Х56 137 933 (5).С помощью основного винта (3) снимите подшипник (5)с выходного вала. Рис.8.
Рис.8 Снятие шарикоподшипника заднего демультипликатора: 1 — Съемник подшипника заднего демультипликатора 1Х56 122 314СБ; 2 — Кольцо с накаткой 1Х56 122 314-3; 3 — Винт 1Х56 122 314-10СБ; 4 — Шайба 1Х56137 933;5 — Задний шарикоподшипник демультипликатора
1Х56 137 124СБ (1) Приспособление (оправка) для запрессовки сальника крышки демультипликатора
Установите на крышку (26) новую прокладку (25) и замерьте глубину выточки крышки вместе с прокладкой (Рис.10). При необходимости используйте компенсирующую шайбу (27). Для этого: нагрейте крышку (26) до температуры около 60 градусов С. Вставьте компенсирующую шайбу (27). Вставьте шарикоподшипник (28) в крышку.
Специальным инструментом 1Х56 137 124СБ запрессуйте манжету (29).
УКАЗАНИЕ: Специальный инструмент использовать только в сочетании с манжетой шириной 12,5. Монтажный размер = 12,5 + 1,0 мм от кромки крышки до манжеты. Смажьте манжету снаружи тонким слоем герметика. Манжету с резиновым корпусом смажьте снаружи антифрикционным материалом (например, мыльным щелоком).
Разборка промежуточного вала
1Х56 136 710СБ (1) Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала
1Х56 136 731СБ (2) Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала
1Х56 122 304СБ (3) Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала
Рис.11 Снятие внутренней обоймы роликоподшипника промежуточного вала: 1 — Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала 1Х56 136 710; 2 — Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала 1Х56 136 731СБ; 3 — Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала 1Х56 122 304СБ; 4 (5) — роликоподшипники промежуточного вала.
Зажмите промежуточный вал со стороны выходного вала таким образом, чтобы не повредить роликоподшипники (6) Рис12. Выньте из кольцевого паза упорное кольцо (1). Установите захват 1Х56 136 731 со стороны первичного вала до плотной посадки на подшипник (2) и закрепите кольцом с насечкой. Приверните главное приспособление 1Х56 122 304 и, вворачивая винт, снимите роликоподшипник (2).
Зажмите промежуточный вал со стороны первичного вала. Со стороны коробки отбора мощности, установите захват 1Х56136 710 на внутреннее кольцо подшипника (6) и закрепите на роликоподшипнике до плотной посадки (Рис.13). Со стороны выходного вала на промежуточном валу вставьте подходящие упоры. Приверните главное приспособление 1Х56 122 304 и снимите роликоподшипник.
Монтаж компонентов картера сцепления
Присоединительный фланец (Цельное исполнение)
1Х56 103 766(1) — Насадка (оправка) для установки присоединительного фланца Рис.14
1Х56 137 949СБ — Направляющий палец промежуточного вала (как при установке сцепления)
Смажьте с наружной стороны уплотнительное кольцо вала тонким слоем герметика и при помощи насадки 1Х56 103 766 вставьте в присоединительный фланец.
УКАЗАНИЕ: Уплотнительная манжета кольца должна смотреть в сторону насадки.
Установите прокладку (11) на входной вал Рис.15. Вверните направляющий палец 1X56 137 949СБ в резьбовое отверстие промежуточного вала. Установите присоединительную плиту (2) с новым уплотнением на корпус сцепления. Затяните болты с шестигранной головкой и/или шестигранные гайки. Усилие затяжки: 46 Нм.
Выверните направляющий палец из промежуточного вала.
Монтаж первичного вала
1Х56 138 109СБ — Оправка
1X56 136 573 — Приспособление для установки резьбового кольца при сборке первичного вала
Вставьте трубку (1) в первичный вал и установите стопорное кольцо (2) в кольцевую канавку (Рис.16). Запрессуйте на первичный вал новую маслоудерживающую шайбу (3) при помощи инструмента 1X56 138 109. Установите подшипник (5). Установите разъемное кольцо (4) с осевым зазором -0,05 мм до +0,05 мм в кольцевую канавку с помощью специального инструмента 1X56 136 573.
Разборка вторичного вала
1Х56 137 200 (1) — Приспособление для вращения вторичного вала при сборке (разборке) (или подъемный рычаг)
1Х56 138 241СБ (1) — Захват.
1Х56 122 304СБ (3)- Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала.
Рис.18 Снятие внутренней обоймы роликоподшипника вторичного вала: 1- Захват для выпрессовки роликоподшипника промежуточного вала 1Х56 138 241СБ; 3 — Главное приспособление для снятия внутренней обоймы роликоподшипника первичного вала 1Х56 122 304СБ; 6 — роликоподшипник вторичного вала
Рекомендация при сборке и разборке : позиционирование и вращение вала производите только при помощи специального инструмента 1Х56 137 200 (1) Рис.19. Предварительно снимите трубку для масла.
Снимите стопорное кольцо (1) и разъемное кольцо (2) Рис.19.
Установите захват 1X56 138 241СБ (1) на внутреннее кольцо подшипника (3) и заверните кольцо с накаткой до прочной посадки на ролики подшипника (Рис.20). Приверните главное приспособление 1X56 122 304СБ и, вворачивая винт, снимите внутреннее кольцо подшипника.
Сборка корпуса механизма переключения передач
1Х56 119 916 (1) — Оправка для установки (запрессовки) игольчатого подшипника, втулки подшипника, сальника в корпус коробки передач (КП).
С помощью специального инструмента 1Х56 119 916 установите в корпус механизма переключения передач (2) новый игольчатый подшипник (1) без внутреннего кольца (Рис.22). Удары наносите только по более толстой стороне подшипника. С помощью специального инструмента 1Х56 119 916 установите в крышку (7) манжету (3). При этом её рабочая кромка должна быть направлена в сторону корпуса механизма переключения передач. С помощью специального инструмента 1Х56 119 916 установите в крышку новую втулку подшипника (4).С помощью специального инструмента 1Х56 119 916 установите в крышку манжету (5). При этом её рабочая кромка должна быть направлена в сторону рычага переключения передач. С помощью специального инструмента 1Х56 119 916 установите в крышку грязесъемник (6). При этом его рабочая кромка должна быть направлена наружу.
Монтаж деталей картера средней части коробки
1X20 155 653СБ — Приспособление для развальцовки трубки
При установке разбрызгивающей трубки (1), концы трубки отбортуйте развальцовочным валиком 1X20 155 653СБ в отверстия корпуса и установите кольцо круглого сечения (3). Усилие развальцовки: от 5 до 6 Нм. Рис.23
Монтаж компонентов картера средней части коробки
1Х56 137 835СБ — Оправка для забивания трубки смазки во вторичный вал
Запрессуйте жиклер (1) посредством насадки 1X56 137 835 на главный вал (со стороны коробки отбора мощности) до упора (Рис.24).
Настройка вилки переключения передач делителя
1.Настройку при помощи опорной пластины 1Х56 137 917 произвести следующим образом:
Приверните опорную пластину (8) к плоскости корпуса (5) Рис.25. Включите скользящую муфту. Ось поршня должна совпадать с осью цилиндра, а цилиндр с опорной пластиной для позиционирования.
II. Настройку (Новое исполнение) при помощи центрирующего устройства 1Х56 138 079СБ и опорной пластины 1Х56 137 917СБ произвести следующим образом:
Установка опорной пластины (8), осуществляется так, как это было описано в п.1. Для центрирования вилки переключения передач (1) и правильной установки вилки с сухарями (3) используйте центрирующее устройство (9) 1Х56 138 079СБ, прежде чем затянуть резьбовые винты. Рис.26
Регулировка вторичного вала
1Х56 137 676СБ — Приспособление для установки кольца в паз вторичного вала
Разборное кольцо (1) с осевым зазором или с предварительным натягом в (-0,05 мм до +0,05 мм) вставьте в кольцевой паз вторичного вала при помощи инструмента 1Х56 137 676СБ
Источник