Ремонт кпп ямз 239 с демультипликатором
РАЗБОРКА И СБОРКА КП ТИПА ЯМЗ-239
В зависимости от предстоящего объема ремонта возможны два варианта разборки коробки передач: частичная или полная.
Частичная разборка производится для текущего ремонта, объем разборки коробки передач определяется в зависимости от устраняемой неисправности.
Полная разборка производится для капитального ремонта коробки передач и для коробок передач, после больших пробегов автомобилей, на которых они эксплуатировались.
5.1 ПОРЯДОК РАЗБОРКИ КП
Разборку КП рекомендуется производить на специальном стенде (см. рисунок 33) или в исключительных случаях на деревянной подставке (см. рисунок 34) с использованием подъемника. Использование подъемника должно быть в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемников» ПБ10-382-00, утвержденным Ростехнадзором.
При разборке с использованием специального стенда рекомендуется следующая последовательность работ:
— установить коробку передач на стенд, закрепив ее тремя болтами с использованием резьбовых отверстий М 12 на правой боковой площадке картера коробки передач;
— отсоединить шланг 55 (см. рисунок 2) смазки муфты выключения со скобой с пружиной оттяжной 54 муфты выключения сцепления от картера сцепления, отвернув гайку крепления 57 ключом рожковым S=24;
— снять муфту выключения сцепления 10 с крышки вала первичного, перемещением муфты по цилиндрической поверхности крышки в сторону, противоположную стороне переднего торца картера коробки передач;
— ослабить два болта крепления вилки выключения сцепления ключом S=14;
— ударами молотка из мягкого металла по торцу вала выключения сцепления 8 со стороны шлицевой части выбить заглушку 59 из выточки в картере сцепления и снять стопорное кольцо 60;
— с помощью молотка и выколотки (круглый валик диаметром 24,5 мм, длиной 300 мм) переместить вал выключения сцепления до выхода его из вилки 9 и далее из картера сцепления 5. При этом на снятом валу должны остаться одна втулка 61, одно стопорное кольцо 60 и детали уплотнения вала 62, 63 и 64;
— снять маслопровод 65 подачи масла от насоса масляного к крышке вала первичного, отвернув два болта 52 ключом S=19 и удалить 4 уплотнительных шайбы 53;
— снять картер сцепления 5, отвернув восемь болтов 50 с использованием торцевого ключа S=22 и удалить восемь плоских шайб 51;
Рисунок 33 — Стенд для сборки и разборки коробки передач КП ЯМЗ-239
1 — плита крепления КП; 2 — стойка в сборе (два швеллера №18, соединённые электродуговой сваркой);
3 — механизм поворота (редуктор червячный или другой, определяет изготовитель стенда);
4 — плита опорная (лист 16х600х720, сталь с содержанием углерода не более 0,2%); 5 — рама (четыре швеллера соединенные сваркой)
Рисунок 34 — Плита в сборе для крепления КП ЯМЗ-239
1 — основание; 2 — кронштейн левый в сборе; 3 — усилитель основания левый; 4 — бобышка; 5 — болт М16х45; 6 — усилитель основания правый (уголок 40х25 стальной); 7 — кронштейн правый
Рисунок 35 — Подставка деревянная для сборки и разборки коробки передач КП ЯМЗ-239 1 — Коробка передач в сборе, 2 — Подставка из пилиматериалов
— отсоединить три воздухопровода от воздухораспределителя, отвернув три специальных болта ключом с S=14 и удалить шесть шайб уплотнительных;
— снять механизм переключения передач, отвернув торцевым ключом S=17 двенадцать болтов крепления крышки верхней и удалить шайбы пружинные. Механизм переключения передач может быть отсоединен от картера коробки передач только после обеспечения подвижности крышки верхней в вертикальном направлении относительно двух установочных штифтов картера коробки передач. Для обеспечения подвижности по фланцу крышки сверху и по бокам производят легкие удары, а между привалочными поверхностями картера и верхней крышки завести (забить) клиновой съемник (см. рисунок 36). Крышку верхнюю (корпус механизма переключения передач) рекомендуется перемещать с первоначальным сохранением примерной параллельности привалоч-ных поверхностей картера и крышки, что обеспечит меньшие перекосы в штифтовых соединениях верхней крышки с картером коробки.
— снять демультипликатор (отсоединить от основной коробки передач), для чего коробку передач развернуть на стенде с помощью поворотного устройства (или кантовать на деревянной подставке с использованием подъемника) до вертикального положения валов, таким образом, чтобы демультипликатор занял верхнее расположение. Для обеспечения возможности использования подъемника к фланцу вала демультипликатора закрепить двумя болтами М14 с гайками рым-скобу. Схема снятия демультипликатора с эскизом рым-скобы показана на рисунке 37. Отвернуть ключом S=22 мм восемь болтов 30 (см. рисунок 2) крепления демультипликатора к картеру основной коробки передач, с учетом того, что два болта завернуты в резьбовые отверстия проставки демультипликатора. Названные болты могут быть отвернуты с помощью торцевого и рожкового ключей S=22. При затрудненном отсоединении демультипликатора рекомендуется использовать специальный съемник демультипликатора (конструкция приведена на рисунке 38), устанавливаемый на место верхней крышки, и болт-съемник 3 с упором 2 в картер коробки передач в соответствии со схемой на рисунке 37.
— развернуть коробку передач для обеспечения горизонтального положения валов;
— снять крышку подшипника 11 первичного вала, отвернув шесть болтов с помощью торцевого ключа S=14. При снятии допускаются легкие удары по крышке и не допускаются значительные смещения от оси первичного вала с целью обеспечения сохранности манжеты.
— снять насос масляный 6, отвернув четыре болта торцевым ключом с S=14;
— извлечь вал первичный 7 (см. рисунок 2) из картера коробки передач 1 с одновременным снятием кольца зубчатого 1 (см. рисунок 10) синхронизатора 4-5 передач.
Рисунок 37 — Схема снятия демультипликатора 1 — съемник демультипликатора, 2 — упор-технологический размером 50x40x30 мм, 3 — Болт М16х100, 4 — Рым-скоба, 5 — Болт М14 -2 шт., 6 — Гайка М14 — 2 шт..
— после снятия демультипликатора, крышки первичного вала, масляного насоса, первичного вала сохранить регулировочные прокладки для установки их в места первоначальной сборки (без проведения специальной регулировки): переднего подшипника 3 (см. рисунок 2) промежуточного вала и переднего подшипника 3 вторичного вала, подшипника 12 первичного вала, заднего подшипника 24 вторичного вала, заднего подшипника 25 промежуточного вала;
— удалить из картера наружные кольца подшипников промежуточного вала и заднего подшипника вторичного вала за счет продольных перемещений валов, а также создания вибрации картера коробки передач путем частых ударов молотком по торцам картера в зонах отверстий под подшипники. Если после снятия демультипликатора стакан центрирующий 18 (см. рисунок 2) остался в картере КП, то его необходимо удалить с помощью специального съемника.
— извлечь вал вторичный в сборе 16 (см. рисунок 2) из картера коробки с помощью подъемника и стропы длиной 1,5.. .2 метра, выполненной из отрезка стального каната 0 4.. .6 мм или другого прочного материала. Стропу для подъема вторичного вала устанавливают с обхватом за шестерню 5-й передачи. Подъем вала из коробки осуществляется без рывков с постепенным разворотом вверх переднего конца вторичного вала.
— извлечь вал промежуточный в сборе 2 (см. рисунок 2) с использованием приемов, рекомендованных для извлечения вторичного вала;
При разборке коробки передач с использованием деревянной подставки снятие картера сцепления рекомендуется производить после снятия демультипликатора. Для снятия демультипликатора коробку передач установить в вертикальное положение с опорой на картер сцепления. Для горизонтального расположения коробки на деревянной подставке рекомендуется использо-
Оригинал для печати — Справочное пособие по ТО и ремонту КП типа ЯМЗ-239Лос
вать деревянные бруски и клинья, устанавливаемые в зазоры между деревянной подставкой и кар-
Источник
Ремонт кпп ямз 239 с демультипликатором
Справочное пособие по то и ремонту семейства девятиступенчатых коробок передач типа ЯМЗ-239 14.01002 — 00
Справочное пособие является дополнением к Руководствам по эксплуатации силовых агрегатов ЯМЗ и содержит описание конструкции коробок передач типа ЯМЗ-239, особенности эксплуатации, порядок проведения технического обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации.
Справочное пособие предназначено для инженерно-технических и других работников автотранспортных и ремонтных предприятий, связанных с эксплуатацией и ремонтом автотранспортных средств и их узлов, может быть полезно для студентов и учащихся, изучающих автомобили и их компоненты.
Справочное пособие рекомендовано для использования субъектами сервисной сети ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) в качестве руководящего документа при проведении сервисного обслуживания силовых агрегатов ЯМЗ в части коробок передач и их вспомогательных систем в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации.
Ответственный редактор — Начальник Управления сервисного обслуживания ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) А. В. Наследов.
В подготовке материалов и составлении принимали участие:
В. А. Малинин; Н. Н. Оплюшкин, Р. М. Корольков, Н. П. Волков, Д. В. Кольцов.
Замечания и предложения к содержанию документа просим направлять по адресу: 150040, Россия, г. Ярославль, пр-т Октября-75, ОАО «Автодизель» (ЯМЗ), Управление сервисного обслуживания. Тел. (4852) 27-46-21
Пособие составлено на основе действующей конструкторской и технологической документации ОАО «Автодизель» (ЯМЗ), накопленного опыта эксплуатации и ремонта коробок передач по состоянию на 01.06.2007 г. Проведенные дальнейшие изменения будут учтены при очередном переиздании документа.
© ОАО «Автодизель» (ЯМЗ), 2007
Перепечатка, размножение или перевод, как в полном, так и в частичном виде, не разрешается без письменного разрешения УСО ОАО «Автодизель» (ЯМЗ).
ВВЕДЕНИЕ (КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239)
Разработка и производство на ОАО «Автодизель» двигателей ЯМЗ V8 с размерностью D xS=130 х 140 мм типа ЯМЗ-7511 мощностью до 420 л.с. и возросшие требования по тяговодинамическим показателям автомобилей потребовали создания коробки передач, обеспечивающей передачу крутящего момента двигателя до 1800 Н-м (183 кгс-м).
В связи с этим, на ЯМЗ было разработано семейство девяти ступенчатых коробок передач типа ЯМЗ-239, серийное производство которых обеспечивается, начиная с 2004 года. До начала производства указанных коробок передач, двигатели ЯМЗ-7511 поставлялись Минскому автомобильному заводу только со сцеплениями ЯМЗ-184 без КП, а коробки передач МАЗ-543205 (базовая модель ЯМЗ-202) изготавливались на Минском автомобильном заводе и на Минском заводе колёсных тягачей.
Базовая модель КП ЯМЗ-239 применяется совместно с двигателями ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ, а на её основе разработаны с максимальной унификацией и производятся дополнительные модификации и комплектации, предназначенные для транспортных средств других предприятий.
Базовая модель КП ЯМЗ-239 — механическая девяти ступенчатая, состоящая из основной пяти ступенчатой КП и двух диапазонного демультипликатора, соединенных в одном агрегате.
Коробка передач основная — механическая, пятиступенчатая, с шестернями постоянного зацепления, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.
Демультипликатор — механический, состоящий из планетарной зубчатой передачи с встроенным синхронизатором для включения высшего и низшего диапазона.
Использование первой передачи в основной коробке передач с включенным высшим диапазоном не допускается, в связи с этим коробка передач не может использоваться как десяти ступенчатая.
Базовая модель КП ЯМЗ-239 предназначена для работы с двигателями типа ЯМЗ-7511 на автомобилях МАЗ, снабжена механизмом переключения передач под дистанционное управление, изготавливаемое Минским автозаводом; промежуточным валом с зубчатым венцом на заднем торце вала для отбора мощности не более 73,5 кВт (100 л.с.) и местом на торце картера демультипликатора под установку коробки отбора мощности (поставка силовых агрегатов с названными коробками передач для автомобилей ведётся без вала отбора мощности, вал отбора мощности изготавливается на Тутаевском моторном заводе по специальным заявкам). КП снабжена приводом спидометра в виде червячной передачи от вала выходного и крышкой подшипника выходного вала, обеспечивающей установку сменных шестерен на автомобильном заводе в зависимости от скоростных характеристик различных моделей и модификаций автомобилей; датчиком и клапаном электромагнитным электронной системы блокировки включения нижнего диапазона демультипликатора. КП оборудована механизмом дистанционного привода переключения передач и фланцем для присоединения карданного вала автомобиля.
Начиная с 2006 года двигатели типа ЯМЗ-7511 для автомобилей Минского автомобильного завода комплектуются коробками передач ЯМЗ-239-02, в которых по сравнению с базовой моделью исключен механический привод спидометра, и коробка передач выполнена под применение электронного спидометра. В таблице 1 представлены модификации и комплектации коробок семейств ЯМЗ-239.
Коробка передач модификации ЯМЗ-2391 и её комплектации отличаются от базовой изменённым передаточным числом 5-ой и, соответственно, 9-ой передачи, за счёт применения шестерни 5-ой передачи на промежуточном валу с большим числом зубьев (45 вместо 43) и шестерни 5-ой передачи на вторичном валу с меньшим числом зубьев (23 вместо 25).
Кроме того, коробки передач типа ЯМЗ-2391 оснащены шестернёй для бокового отбора мощности. Шестерня отбора мощности напрессовывается на проточку шестерни 5-ой передачи промежуточного вала. На названную коробку передач изготовитель или пользователь транспортного средства может устанавливать коробку отбора мощности на фланец люка картера коробки передач с правой стороны, величина отбираемой мощности должна быть не более 44 кВт (60 л.с.).
Передаточные числа коробок передач типа ЯМЗ-239 указаны в таблице 2.
Основные параметры шестерён коробок передач типа ЯМЗ-239 приведены в таблице 3.
Таблица 1 — Модели, модификации и комплектации коробок передач типа ЯМЗ-239
обозначение
Полное обозначение для поставки в з/ч
Маркировка на картере КП
Краткое обозначение двигателя и завод-потребитель
Конструктивные отличия от базовой модели КП
239.170025
Базовая модель (см. особенности выше в тексте)
ЯМЗ-239-02
239.170025-02
ЯМЗ 239 02
Исключена червячная передача привода спидометра, исключены включатели з/х, перемещения штока пневмоцилиндра, датчик блокировки, применена разунифицированная крышка подшипника выходного вала
ЯМЗ-239-03
239.170025-03
ЯМЗ 239 03
Вместо механизма под дистанционное управление установлен непосредственный рычаг
ЯМЗ-239-04
239.170025-04
ЯМЗ 239 04
Вместо механизма под дистанционное управление КП базовой модели установлен механизм с увеличенной длиной валика
2391.170025
ЯМЗ 2391
Изменено передаточное число пятой и девятой передачи, соответственно 2,46 и 0,70, дополнительно установлена шестерня отбора мощности для привода коробки отбора мощности, устанавливаемой автозаводом на картер КП с правой стороны
ЯМЗ-2391-02
2391.170025-02
ЯМЗ 2391 02
Передаточные числа и отбор мощности аналогичны КП 2391, применён механизм под дистанционное управление с увеличенной длиной валика
ЯМЗ-2391-10
2391.170025-10
ЯМЗ 2391 10
Передаточные числа и отбор мощности аналогичны КП 2391, применён непосредственный рычаг управления
ЯМЗ-2393-01
2393.170025-01
ЯМЗ 2393 01
Исключена червячная передача привода спидометра
ЯМЗ-2393-03
2393.170025-03
ЯМЗ 2393 03
Исключена червячная передача привода спидометра, применён фланец выходного вала без торцевых шлицев
ЯМЗ-2393-10
2393.170025-10
ЯМЗ 2393 10
Заменен картер сцепления 184.160115 на картер сцепления 8531-1601015 (пр-во ТМЗ) с площадками под опоры силового агрегата
Таблица 2 — Передаточные числа коробок передач типа ЯМЗ-239
Источник