- На машину упало дерево – что делать?
- Что делать при обнаружении поврежденной машины
- Кто виноват в падении дерева на машину, и кто возместит ущерб?
- Куда обращаться – экспертиза, претензия и суд
- Подача искового заявления в суд
- Порядок возмещения ущерба после суда – когда будут деньги?
- Похожие ситуации: яма на дороге, открытый люк, сосулька с крыши дома
- Как отремонтировать крышу автомобиля
На машину упало дерево – что делать?
Практически каждый месяц ко мне, как адвокату, поступают вопросы от граждан, автомобили которых пострадали от упавших на них сухих деревьев или веток с них. При этом граждан практически всегда интересуют одни и те же вопросы: Куда обращаться? Кто виноват в произошедшем и как установить этого виновника? Как правильно возместить ущерб, нанесённый автомобилю?
К сожалению, рассматриваемые происшествия регулярно и практически ежедневно происходят по всей территории России. Связано это не с тем, что у нас в городах произрастает большое количество многолетних деревьев, а с тем, что за этими деревьями неудовлетворительно следят наделенные такими полномочиями муниципальные службы.
В этой статье, я постараюсь ответить на упомянутые выше вопросы, расскажу о порядке необходимых действий после такого инцидента и приведу примеры из своей судебной практики по аналогичным делам, для того чтобы Вы могли представить свои перспективы в судебном споре, сроки рассмотрения таких дел и порядок возмещения ущерба.
В интернете присутствует большое количество красиво оформленных статей на эту тему. Однако подавляющее большинство из них является измененными текстовыми копиями одних и тех же публикаций, написанных не юристами, а фриланцерами с целью не информирования граждан, а – наполнения своего сайта текстами для продвижения в интернете. Толку от них мало.
Что делать при обнаружении поврежденной машины
Итак, какой алгоритм первоочередных действий должен быть у автомобилиста, когда с ним проходит такая неприятная ситуация? Все зависит от того, ехал или стоял автомобиль в момент приземления на него сухой ветки или древесного ствола.
- Если Ваша машина двигалась по проезжей части – для фиксации происшествия, которое будет относиться к ДТП необходимо будет вызывать ГИБДД.
- Если транспортное средство пострадало не в движении, а, например, во время стоянки во дворе многоэтажного дома или вдоль проезжей части – необходимо позвонить в полицию и на место прибудут сотрудники ППС для фиксации происшествия.
В любом из перечисленных случаев сотрудники правоохранительных органов составят протокол и схему происшествия, сделают фотографии поврежденной машины и упавшего дерева.
Однако, надеяться только на полицию не стоит. Вам необходимо постараться собрать максимум доступных доказательств:
- Сделайте фотоснимки упавшего дерева, веток, древесного сухого пня, фотографии с привязкой на местности для определения места происшествия.
- Посмотрите нет ли на фасадах соседних домов видеокамер, и, если они есть – попробуйте попросить переписать видеозапись на свой носитель.
- Поговорите с находящимися на улице людьми, работниками расположенных поблизости заведений, и, если будут свидетели – запишите их контактные данные.
- Если это оживленное место, придя домой попробуйте найти его на компьютере в панорамных снимках Яндекс и Google карт. Вполне возможно там Вы увидите снимок сухого дерева, сделанный проезжающей мимо машиной фотофиксации за несколько месяцев до инцидента.
Кто виноват в падении дерева на машину, и кто возместит ущерб?
Следующий этап работы, который должен сделать автовладелец либо адвокат, автоюрист, ведущий его дело – определить виновника происшествия. Общепринято, что виновником такого инцидента всегда является то лицо, в чьём ведении находится земельный участок с упавшим деревом.
Это могут быть как муниципальный земельный участок, земельный участок находящийся в частной собственности, территория под управление ТСЖ или управляющей компании, и т.д.
Как самостоятельно определить – кто является ответственным за данную территорию? Самый простой, быстрый и общедоступный способ – зайти на сайт Росреестра и посмотреть на публичной кадастровой карте принадлежность участка и его границы.
Если посмотреть судебную практику по таким делам, то можно увидеть, что в подавляющем большинстве случаев упавшее дерево относится к муниципальной территории, следить за которой обязан Департамент благоустройства района. Такой ответчик для судебного спора считается неплохим вариантов, так как отвечать он будет бюджетными средствами, которые в казне всегда найдутся.
Итак, на вопросы: кто виноват? кто возместит ущерб? кто отвечает и кто будет ответчиком по спору о возмещении ущерба от падения дерева на машину? — ответ всегда один – собственник земельного участка в лице уполномоченного органа (Департамента благоустройства, ТСЖ и др.).
Куда обращаться – экспертиза, претензия и суд
Что следует делать после того, как происшествие зафиксировано, доказательства собраны и виновник определен? Не тянуть время и заказывать экспертизу! Дело в том, что для определения причины падения зеленого насаждения необходимо осмотреть его эксперту. И сделать это лучше как можно быстрее.
Так, например, в моей судебной практике были случаи, когда уже на следующий день после происшествия, собственник земельного участка избавлялся и от упавшего дерева, и от сухого пня, выкорчевав его с корнем. Такой поворот событий, конечно же, может осложнить доказательственную базу в судебном процессе.
Поэтому, не откладывая на потом, обращаемся в экспертную организацию, которая имеет в своем штате экспертов-биологов для проведения экспертизы по определению причины падения дерева. Как правило, эксперт выезжает на место, осматривает место происшествия, делает фотоснимки, соскоб со ствола и берет необходимые образцы.
Целесообразно сразу же сделать и вторую экспертизу – по определению стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Эксперт установит сколько Вам понадобится денег на ремонт машины (если она подлежит восстановлению) или сколько стоит Ваш автомобиль (если автомобиль восстановить нельзя).
Уже на этапе проведения экспертизы целесообразно обратиться за помощью к адвокату или автоюристу, который профессионально занимается такими делами, и, в том числе, может оказать содействие в подборе экспертной организации и сопровождении экспертиз в ней.
После получения заключений двух экспертиз, о которых речь шла выше, можно написать досудебную претензию в адрес виновника Вашего ущерба. Претензия по делам такой категории не является обязательной процедурой, но её написание иногда позволяет сэкономить время на разрешение спора. Особенно имеет перспективу направление претензии в случае, если причинителем вреда является частное лицо или коммерческая организации. Муниципальные и государственные службы, как правило, претензионный порядок разрешения спора игнорируют.
Подача искового заявления в суд
Доверить написание иска и сопровождение дела в суде в делах такой категории лучше адвокату или автоюристу. Ведь это не дела, например, о расторжении брака, где гражданин может вполне справиться и сам без помощи юриста. Здесь будет все намного сложнее!
Судебная практика показывает, что дела такой категории, как правило идут в судах на протяжении нескольких месяцев (в среднем полгода). В таких судах ответчики часто ставят под сомнения и причину падения дерева, и стоимость затрат на восстановления. Как итог этих сомнений – назначение судебной экспертизы для разрешения возникших противоречий.
Однако, если Вы заручились грамотными досудебными экспертными заключениями – бояться судебной экспертизы Вам не стоит, так как в 90% случаев судебный эксперт подтвердит правильность точки зрения своего коллеги, выполнявшего предыдущую экспертизу.
Из своей судебной практики по таким делам хотелось бы выделить такие интересные моменты:
- Часто бывает, что ответчик не оспаривает установленный факт того, что упавшее дерево было сухим или имело иную патологию, но пытается парировать утверждениями о том, что в день происшествия была плохая погода, дул сильный ветер, снег оседал на ветках деревьев и т.д. Однако, все эти доводы не перечеркивают вину ответчика, выразившуюся в том, что на его территории находилось опасное древесное насаждение. Погодные условия в таком случае явились не причиной происшествия, а только косвенно поспособствовали развитию неблагоприятных событий.
- Также часто ответчики указывают в свою защиту на то, что мол пострадавший сам виноват в произошедшем, так как он неправильно припарковал автомобиль или сделал это в неположенном месте. Однако, совершение пострадавшим водителем административного правонарушения, связанного с неправильной парковкой – это отдельная история, за которую он понесет свою ответственность. Падение же дерева на машину, припаркованную не по правилам, в любом случае несет имущественный вред автовладельцу, который должен быть возмещен ответчиком в полном объеме. Судебная практика идет по такому пути.
Порядок возмещения ущерба после суда – когда будут деньги?
Итак, суд позади и у Вас на руках решение и исполнительный лист о возмещении ущерба от падения дерева на автомобиль, компенсации затрат на адвоката и экспертизу. А что делать дальше? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто в Вашем деле был ответчиком.
- Если ответчиком был муниципалитет или госорган – исполнительный лист с приложением реквизитов своего расчетного счета следует сдать в территориальное подразделение Федерального казначейства. В этом случае деньги Вы получите точно, но по срокам можете их прождать несколько месяцев.
- Если ответчик ТСЖ, коммерческая организация – узнайте где у него открыт расчётный счет и сдайте исполнительный лист со своими реквизитами в этот банк. Если на счету есть или бывают деньги – банк перечислит их на указанные Вами реквизиты.
- Если ответчиком является гражданин, то исполнительный лист придётся нести в службу судебных приставов, и там уже как повезет. Есть деньги, имущество у такого человека – решение суда будет исполнено быстро. Если ничего нет – придется ждать и надеяться годами.
Похожие ситуации: яма на дороге, открытый люк, сосулька с крыши дома
Всё вышесказанное относится к возмещению вреда пострадавшему автовладельцу от падения дерева на его транспортное средство. Но автомобиль может получить повреждение и при других схожих обстоятельствах. Давайте вкратце их перечислим:
- Машина во время движения может попасть в открытый люк, яму на дороге, ухаб и другое незапланированное препятствие. В этом случае ответчиком будут дорожные службы или водоканал. Пострадавший должен вызвать на место ГИБДД, сделать фотосъемку, найти свидетелей, провести экспертизу стоимости ремонта автомобиля и обратиться в суд за возмещением ущерба.
- На машину может упасть во время её стоянки какой-либо предмет с крыши расположенного рядом дома: сосулька, шифер, кирпич и т.д. В этом случае вызываем ППС, находим свидетелей, при необходимости делаем экспертизу целостности крыши дома и обращаемся в суд к собственнику дома, ТСЖ, управляющей компании.
- На машину может упасть какой-либо предмет, выкинутый из окна жилого дома беспечным гражданином. Эта ситуация сложна в доказывании и самый главный ключ к успеху в таком суде – наличие доказательств: видео с камер, свидетелей.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: любое повреждение Вашей машины не по Вашей вине должно нести за собой ответственность для лица, по вине которого наступил ущерб. Но для привлечения такого лица к материальной ответственности необходимо приложить максимум усилий по сбору доказательств его вины.
Источник
Как отремонтировать крышу автомобиля
Восстановление крыши можно отнести к сложному кузовному ремонту, требующему от мастера высокой квалификации и опыта. Конечно же, сложность зависит от степени повреждения, но, тем не менее, рихтовать повреждение, находящееся на детали с большой площадью не просто. Итак, рассмотрим примерные повреждения, которые может получить крыша кузова автомобиля и как их можно устранить.
На крышу автомобиля может что-то упасть, может кто-то чем-нибудь ударить по крыше, либо могут выпасть осадки в виде крупного града и повредить поверхность. Обычно при таком раскладе крыша получает повреждения лёгкой, либо средней степени сложности. И, наконец, самые сильные повреждения крыша транспортного средства получает при аварии или перевороте автомобиля.
Не сильные повреждения в виде неглубоких ямок от града можно устранить даже без последующей покраски панели, используя приёмы рихтовки PDR (Painless Dent Repair – беспокрасочная правка вмятин).
Если же повреждения более серьёзные и есть повреждения ЛКП, то скорее всего нужно будет снимать обшивку крыши и выдавливать вмятины и далее рихтовать, используя специальные рихтовочный молоток с поддержкой, стараясь не вытянуть металл. Для рихтовки больших плоскостей хорошим инструментом является гладилка для рихтования. Она не будет растягивать металл, так как воздействует на большую площадь, в отличие от молотка. Её можно сделать своими руками (см. статью). Технологию рихтования при помощи молотка, гладилки и поддержки можно изучить здесь. Перед правкой придётся убрать шумоизоляцию, наклеенную с обратной стороны крыши, если конечно она помешает ремонту. Далее всё по обычной схеме наносите и шлифуете шпатлёвку, грунтуете, подготавливаете к покраске и красите.
Сложнее обстоит дело, когда крыша получила повреждения при перевороте. Здесь уже нужно смотреть какие деформации и какой сложности получены, изменилась ли геометрия проёмов лобового и заднего стёкол, на месте ли боковые стойки. Нужно оценить рентабельность ремонта и возможно принять решение о замене панели. Если всё же решили восстанавливать, то давайте рассмотрим методы и приёмы ремонта деформированной крыши.
Перед проведением ремонта нужно снять обшивку, снять все накладки со стоек, открутить и убрать сидения. В общем, нужно демонтировать всё, что будет мешать предстоящему ремонту. Приборную панель необходимо накрыть, дабы защитить её от попадания пыли и искр.
Сначала нужно измерить и по необходимости поставить на место все диагонали проёмов переднего и заднего стекол. Для этого лучше демонтировать стекло, которое разбито и при вытягивании проёма, прикидывать стекло. При правильной геометрии стекло должно лежать в проёме ровно, без шатаний при надавливании. Все зазоры между стойками проёма и стеклом должны быть ровными. Обычно геометрия проёмов изменяется, когда передние (в случае проёма лобового стекла) или задние (в случае заднего проёма) стойки кузова деформированы и уведены в сторону от нужных параметров. Для вытягивания и постановки на место стоек и всего проёма используется гидравлическая растяжка с гидронасосом, либо специальная механическая растяжка с винтами. Если проём деформирован с двух сторон, то лучше установить в нужные места растяжки по обе стороны одновременно. Но при несильных деформациях вполне можно вытягивать стойки попеременно. Также нужно проверить боковые стойки на наличие смещений, проконтролировав зазоры дверей. Растяжки нужно устанавливать так, чтобы не нанести дополнительных повреждений. Каждый из концов растяжки нужно упирать в место, которое сможет выдержать нагрузку, используя подкладки из деревянных брусков. Во время постановки на место геометрии проёмов нужно начинать выдавливать крупные вмятины. Можно использовать домкрат и деревянные брусочки для плавного поднятия вмятин. Опять же, можно также применять гидравлическую растяжку. Для этого лучше использоваться специальную резиновую насадку, чтобы дополнительно не деформировать листовой металл при надавливании. Можете подробнее прочитать о том, как применять растяжку в статье “Гидравлическая растяжка в кузовном ремонте”. Повреждения, которые не удаётся выдавить нужно, простукивать, опять же, используя деревянные бруски или резиновые молотки. При деформации усилителей крыши их нужно поставить на место, а иногда приходится срезать, отрихтовать и потом обратно приварить.
Когда стойки вытянуты, диагонали проёмов совпадают и выдавлены глубокие вмятины, можно переходить к ремонту оставшихся повреждений. При рихтовке крыши применяется молоток – гладилка и поддержка из мягкого металла. Гладилку многие мастера изготавливают из напильника с крупной насечкой. Насечка способствует стягиванию металла, что хорошо при рихтовке потянутого металла и больших площадей. Нужно по минимуму использовать стальные молотки или лучше вообще не использовать.
Очень пригодится при чистовой рихтовке споттер. На обширной площади крыши в некоторых местах сложно одновременно использовать гладилку и поддержку, а также бывают места за широким усилителем, которые под которые инструмент вообще не засунешь. В этих случаях споттер незаменим. При восстановлении серьёзных повреждений может также остаться вытянутый металл здесь опять же можно использовать специальный режим осаживания металла на споттере.
Когда поверхность отрихтована, можно переходит к подготовке панели к нанесению шпатлёвки и шпатлеванию. Крыша автомобиля при эксплуатации подвержена вибрациям, поэтому шпатлёвку нужно наносить эластичную и стойкую к вибрациям. Для этих целей подойдет шпатлёвка, усиленная углеволокном, либо содержащая в своём составе алюминиевую пыль. Шпатлёвка с углеволокном имеет свойство дополнительно укреплять нестабильные области поверхности. Шпатлёвку лучше наносить и разравнивать большим шпателем. Для шлифования нужно использовать рубанок на длинной подошве. Более подробно о правильном шпаклевании крыши автомобиля можно прочитать здесь.
Сейчас в продаже имеются рубанки для шлифовальной бумаги с разной степенью гибкости подошвы (см. фото). Такого типа рубанок будет удобен при шлифовке панели крыши.
При финишном выведении плоскости крыши можно использовать жидкую шпатлёвку, наносимую пневматическим пистолетом. Её удобно использовать на больших площадях.
Если все операции по восстановлению сделаны правильно, то в результате сложно будет определить, что крышу ремонтировали.
Источник