- Технология рихтовки споттером
- Технология рихтовки споттером
- Споттер: что это такое и зачем он нужен?
- Споттер, что это такое
- Устройство и принцип работы
- Виды оборудования
- Как работать споттером
- Устранение маленьких вмятин
- Работа с серьезными повреждениями
- Функциональность споттеров серийных моделей
- Характеристики споттеров, выпускаемых серийно
- Как выбрать споттер?
- Заключение
Технология рихтовки споттером
Технология рихтовки споттером
Spotter (споттер от англ. spot – точка) — аппарат односторонней точечной сварки. Принцип действия – сварка сопротивлением и основано на принципе выделения большого количества тепла в зоне контакта свариваемых материалов при прохождении тока. Бывают споттеры трансформаторного и инверторного типов. Споттер трансформаторного типа вполне возможно сделать своими руками. Современный кузовной цех уже сложно представить без наличия споттера. В кузовном ремонте споттер используется для выправления крупных деталей кузова, либо тех, к которым нет возможности без разборки добраться с обратной стороны ремонтируемой детали (например, двери, пороги и т.п.).
Споттеры практически незаменимы при производстве кузовных работ и обеспечивают удаление вмятин, особенно в случае затрудненного доступа к обратной стороне зоны деформаций. В таких случаях рихтовочное усилие можно приложить только с внешней стороны панели. Для этого при помощи споттера в зоне деформаций временно приваривают ряд штучных крепежных элементов (гвоздей, шпилек, шайб, крючков и т.п.). Временные элементы играют роль точек приложения вытягивающего усилия. Оно может быть ударным, что характерно при применении инерционного (обратного) молотка, или плавным в случае использования рычажных устройств. После выправления дефекта временные элементы удаляются.
С применением споттера, трудоемкость работ значительно снижается за счет уменьшения количества арматурных и ремонтных работ. Другими положительными сторонами такой технологии ремонта являются сохранение «родных» швов и стыков на панелях и соответственно заводского антикоррозионного покрытия.
Во многих случаях повреждений наличие споттера дает возможность проводить восстановление автомобилей без приобретения новой ремонтной детали, работы потребуют гораздо меньшей зоны ремонта и соответственно будет сведено к минимуму время производства ремонтных работ.
Пока споттеры есть далеко не в каждой мастерской, но их распространение идет достаточно быстро. В ряде случаев, на фоне повышения требований к качеству работ, кузовной ремонт не может обойтись без данного аппарата.
Технологический процесс выглядит так:
- Деформированную поверхность необходимо предварительно зачистить от лакокрасочного, антигравийного покрытия или ржавчины если таковая имеется. К этому процессу нужно отнестись особенно ответственно, так как от этого зависит надежность соединения крепежных элементов с кузовом.
- К данной поверхности крепится контакт заземления.
- Точечной сваркой привариваются крепежные элементы (это могут быть треугольники, шайбы, шпильки, обратный молоток).
- Произвести захват крепежного элемента и, используя специальные приспособления для правки, произвести вытяжку деформированной поверхности.В качестве приспособления для правки используют стапели, гидроцилиндры, механические растяжки, стяжки, обратный молоток.
- После правки крепежная деталь удаляется вручную (вращательными движениями) и производится зачистка шлифовальным инструментом.
При сварке необходимо учитывать толщину свариваемого металла, правильно выбрать крепежный элемент, определить время сварки.
Если кузов машины алюминиевый, то нельзя использовать обратный молоток, процесс правки должен быть более плавным.
При использовании точечной сварки нет необходимости производить такие операции, как разборка и сборка элементов (например, дверей). Но при этом нужно учитывать, что с внутренней стороны детали будет повреждено антикоррозийное покрытие ( в следствие нагрева ) и не будет лишним произвести обработку доступным способом.
Самые дешевые споттеры – это отдельно стоящие трансформаторы однофазного переменного тока. Они не пригодны для использования в работе с кузовами из оцинкованной стали или стали с высокой упорной прочностью.
Споттеры с большей мощностью имеют трансформатор трехфазного постоянного тока. В современных споттерах вместо трансформаторов используют инвертор, в таком исполнении они более компактные и легкие. При помощи такого оборудования сварное соединение имеет высокое качество (т.к. может быть получен ток высокой частоты до 2000Гц). Таким аппаратом можно осуществить сварку любых металлов, используемых для изготовления автомобилей. Современные цифровые споттеры снабжены электронным управлением режимами сварки.
Устанавливаем на кузов клемму
Привариваем петли — «ушки» и вдеваем в петли штырь
Устанавливаем рамку с упорами и вытягиваем вмятину
Выравниваем поверхность рихтовочным молотком вручную, поворачивая, легко удаляем петли
Выравниваем поверхность обратным молотком
Выравнивание поверхности с помощью специальных клещей
Магазин
Адрес / Время работы
г. Владивосток, ул. Борисенко, 54а
Пн-Пт: с 9-00 до 18-00
Сб-Вс: с 10-00 до 17-00.
Тех. поддержка по материалам ROCK PAINT:
Оптовые продажи и доставка в
Находку, Партизанск, Артём, Б.Камень, Фокино:
Источник
Споттер: что это такое и зачем он нужен?
Работы, связанные с рихтовкой автомобиля, не всегда сводятся к базовым навыкам в работе с инструментами. Часто требуется точность, знание конструкции и геометрических особенностей деталей кузова. Даже при наличии знаний потребуется вспомогательный, специализированный инструмент, им выступает споттер. Что такое споттер и как он работает, рассмотрим далее.
Споттер, что это такое
Каждый рихтовщик знает, что такое споттер, он незаменим для большинства работ по восстановлению кузова. Споттер для кузовного ремонта – это устройство, которое способствует предотвращению полного демонтажа элементов кузова при проведении работ по рихтовке. Поверхность на авто с помощью устройства выводится в любых местах независимо от доступности.
Spotter обладает важным достоинством – способствует восстановлению сложной геометрии на любых деталях кузова. Устройство особенно эффективно в местах, где нет доступа к внутренней части элемента. Работать споттером не сложно, это и способствовало распространению устройства. Дополнительно мощные аппараты применяются вместо сварки точечного типа.
Прибор универсальный и позволяет рихтовать различные детали кузова: дверь, капот, крыло, порог и т. д. Основное отличие устройства – создание выпрямляющих усилий с фиксацией к наружной стороне кузовной детали.
Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера
Устройство и принцип работы
Работа споттером подразумевает нагревание небольшого участка кузовного элемента, влияние приносит минимальные повреждения автомобилю.
Алгоритм работ по свариванию включает этапы:
- К месту повреждения приваривается крепежный элемент.
- За фиксатор зацепляется обратный мотолоток.
- Вытягивание выполняется вручную, но нередко используются и вспомогательные инструменты.
Рихтовка споттером выполняется без больших усилий, это позволяет выполненять ремонт в условиях любого гаража.
Схема элементарного агрегата:
- корпус;
- кабель;
- стаддер (насадка);
- электрод (можно заменить острым крутом).
Любая коробка выполняет роль корпуса, к которой крепятся все компоненты устройства аппарата.
Основным элементов конструкции является пистолет сварочного аппарата. Самодельный вариант не позволяет добиться длительной работы и несколько уступает по характеристикам, но пригоден для работ с небольшими объёмами рихтовки. Долговременная работа реализуется в фабричном устройстве.
Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали
Виды оборудования
Существует две основных разновидности аппаратов: трансформаторные и инверторные. На основании сферы и способа использования выделяют ещё две группы: для рихтовки и сваривания кузова контактным методом. Рихтовочные спотеры – это маленькие аппараты для ручной работы.
В них всегда устанавливается обратный молоток и дополнительные детали для ремонта. В конструкции присутствуют особые клещи. Большинство устройств являются маломощными. Из-за невысокой точности сварных работ и быстрого перегрева споттер не способен обеспечить качественное сваривание.
Еще споттеры классифицируют по требуемому напряжению сети питания. Стандартные аппараты рассчитаны на 220 В, а мощные 380 В.
Как работать споттером
Работа споттером авто рихтовка отточена многими специалистами, но особой сложности методика не представляет для начинающих рихтовщиков. С помощью аппарата удаётся выровнять вмятину на любом участке, независимо от места расположения.
На электрод поступает ток от сварочной установки, так выполняется соединение с деформированной областью. Для выпрямления используется обратный молоток, может заменяться особым упором. Механические воздействия продолжают до момента полного выравнивания поверхности. После завершения работ участок зачищают, так как на нём остаются шлаки от электрода.
Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы
Алгоритм использования споттера для рихтовки:
- Подготовка поверхности. Независимо от материала корпуса (алюминий или железо), с поверхности удаляют все покрытия: лакокрасочный слой, шпаклёвку, грунтовку.
- Подключение «минуса». С кузовом соединяется клемма «минус» для заземления.
- Установка крепежа. Привариваются фиксаторы (любые зацепы, петли или крючки) к деформированному участку корпуса. Для соединения используют сварку по точкам.
- Подготовка инструмента. Выполняют сцепление основного инструмента и подготавливают вспомогательные конструкции. Удобно использовать пуллер – устройство для облегчения восстановления деталей.
- Правка детали. Вытягивание кузовного элемента до восстановления первоначального вида и формы.
- Демонтаж крепежа. Для удаления фиксаторов подойдёт болгарка.
- Шлифовка. Окончательный этап – зачистка поверхности и работы по подготовке к окрашиванию.
Чтобы профессионально пользоваться инструментом, необходимы минимальные навыки обращения со сварочной установкой. Специалист легко определит тип необходимой насадки для споттера и её размер. Большой комплект насадок позволит работать с силовыми элементами без разбора.
Устранение маленьких вмятин
Принципиальных отличий выравнивания небольших и масштабных вмятин существует несколько:
- фиксируется всего один зацеп для вытягивания;
- зачистка проводится исключительно на деформированном участке, остальное ЛКМ не трогают;
- деталь по периметру обклеивается малярным скотчем, чтобы предотвратить разрушение краски;
- рекомендуется выполнять рихтовку аккуратно, не прикладывая сильных усилий, чтобы избежать деформирования всей детали.
Алгоритм работы остаётся прежним, но дополнительно используются небольшие насадки.
Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл
Работа с серьезными повреждениями
Для устранения больших повреждений потребуется масштабная работа:
- приваривается много фиксаторов вдоль вмятины, преимущественно в местах самых глубоких повреждений;
- вытягивать следует понемногу каждый элемент – и так по кругу до полного восстановления. Если сразу выровнять один участок, в момент рихтовки второго может нарушиться состояние предыдущего места;
- пригодится относительно большой обратный молоток, но сильных ударов все равно стоит избегать, иначе появляется риск повреждения крепления элемента кузова.
Функциональность споттеров серийных моделей
Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:
- создают условия для использования ремонтных шайб;
- поддерживают соединение с электродом из металла для последующего вытягивания;
- сочетаются с графитными электродами: они полезны благодаря выполнению осадки железа (как нагрева, так и охлаждения);
- лёгкость обслуживания и комфорт использования;
- поддерживают два режима работы: длительный и кратковременный. При работе в постоянно активном режиме устанавливают углеродный тип электрода. Работа в непродолжительном режиме полезна для установки электрода из металла или ремонтных шайб. Длительность работы устанавливается тумблером на корпусе;
- система охлаждения. Конструкция имеет встроенный термостат, который контролирует температуру споттера и выполняет экстренное отключение устройства в случае перегрева. При охлаждении конструкция снова включается.
Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся
Характеристики споттеров, выпускаемых серийно
Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:
- тип электросети для работы (2 варианта) – 220 В или трёхфазная сеть 380 В;
- частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
- предельная мощность – 10 кВт;
- максимальный ток при сваривании – 1300 А;
- напряжение на вторичной обмотке – 8-9 В;
- таймер, позволяет задавать время в диапазоне от 0,1 до 1,2 с;
- переключение между несколькими режимами сваривания: точечным (активируется таймером) и постоянным (поддерживает работы по свариванию и темперированию);
- изменение производительности аппарата в зависимости от режима работы. При активации точечного режима привлекается максимальная мощность. В режиме угольной сварки активируется минимальная выходная мощность;
- усилие на разрыв с помощью электрода из железа – свыше 100 кг;
- при монтаже шайбы формируется тяговое усилие – свыше 100 кг.
Как выбрать споттер?
Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.
Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:
- тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
- производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
- тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.
Заключение
Без споттеров в рихтовке уже не обойтись, так как они сокращают время на восстановление поверхностей и увеличивают качество работ. Лучший вариант рихтовки – это производственная модель аппарата, но существует возможность создать устройство вручную из сварочной установки.
Источник