- Ремонт кузовов отечественных легковых автомобилей
- Основные виды кузовных работ
- Разновидности и причины повреждений автомобиля
- Классификация кузовных работ авто
- Восстановление ЛКП техники
- Ремонт днища машины
- Удаление вмятин
- Внутренние полости кузова – профилактика и ремонт
- Капитальный ремонт
- Беспокрасочное выправление вмятин
- Ремонт бампера
- Полировка и рихтовка
- Заключение
Ремонт кузовов отечественных легковых автомобилей
КНИГИ ПО КУЗОВНОМУ РЕМОНТУ
Настоящее издание представляет собой авторизированный перевод оригинального немецкого издания «Die Autokarosserie. Pflege. Instandsetzung. Lackierung. Band 175».
Подробно изложены способы и средства для ухода за кузовом в процессе эксплуатации, приведена методика устранения царапин, сколов и неглубоких вмятин на лакокрасочной поверхности. Даны основы выполнения сварочных и окрасочных работ.
Издание адресовано широкому кругу автолюбителей и работникам автомастерских.
Оглавление:
Введение
Сначала слово 6
Указатель для самопомощи 6
Советы и уловки для умелых рук 6
Благодаря полезной кооперации 7
Уход за салоном и кузовом
Внутренняя очистка
Чистка ковриков9
Уборка пола : 9
Борьба с пылью 9
Уход за уплотнителями 11
Очистка и уход за пластиковыми деталями И
Очистка текстильных поверхностей 12
Очистка системы ремней безопасности 14
Стекла 14
Устранение никотиновых отложений 16
Ремонт стекол 17
Наружная мойка
Место для мойки 18
Ополаскивание и смывание 19
Влажный уход за лакировкой 21
Протирка насухо с помощью кожи 23
Уход за дисками 23
Применение очистителя дисков 23
Очистка моторного отсека 25
Очиститель двигателя или растворитель для холодной чистки 26
Автоматические моечные установки
Запретное время для воздушной сушки лаков 27
Портальная моечная установка 27
Разумные программы ‘ 28
Внимательное обращение с оборудованием 30
Крыша
Уход за пластиковыми крышами 30
Крыша из текстильного материала 31
Средства для ухода за лакировкой
хромированными деталями и пластиком
Защита хромированных деталей 33
Новое хромирование 33
Однотонный очиститель пластика 34
Лакировка пластика 34
Чистка пластика 35
Костяк и оболочка
Современный кузов 38
Концепции облегченных конструкций 38
Кузова из алюминия 38
Штампованная клепка и лазерная сварка 41
Проблемы с легкосплавной рамой 41
Легче чем сталь и алюминий 43
Будущее принадлежит смешанным конструкциям 46
Кузовные работы
Определение объема ущерба 50
Составление приблизительной калькуляции 52
Потребуется длительное освоение 54
Вмятины на автомобиле после аварии
Правильно держать молоток 54
Жесткие или мягкие вмятины различие 55
Нагревание вмятины 57
Устранение дефектов от града 62
Отбортовка подкрылков 63
Специальная техника против вмятин 64
Важнейшая деталь кузовного ремонта 67
Сварочные работы
Контактная точечная сварка 72
Сварка в среде защитного газа 72
Автогенная сварка 73
Пайка твердым припоем 73
Сварка дуговой плазмой 73
Лазерная сварка 74
Клейка кузовного тонколистового металла 75
Практика сварочных работ
Правильное оснащение 76
Условия для успешной работы 76
Фрагментарный ремонт 79
Изготовление и приваривание ремонтного листа 84
Примеры обычных ремонтных работ 85
Альтернативные технологии 95
Для защиты и красоты лакированная поверхность
Немного истории
Прогресс с нитролаком 98
Больше темпа при применении лаков на основе
синтетических смол 99
Новые лаки на водной основе 99
Дорога к снижению уровня растворителя 100
Нанолаки от Mercedes-Benz 102
Порошковые лаки 104
Правильный уход за лакировкой
Чистка разными средствами 109
Борьба с остатками насекомых 109
Удаление пятен от битума 110
Лаковый очиститель и полироль 111
Отличительные различия полиролей 112
Нанесение консерванта 114
Рекомендуемый ритм ухода 116
Усталая лакировка 117
Шпатлевка и шлифовка
Чудесное средство шпатлевка 120
2К полиэфирная шпатлевка 121
Нанесение шпатлевки 123
Так называемое время жизнеспособности 123
Полностью просушить 123
Правильная шпатлевка 125
Шлифовка 128
Сухая или влажная шлифовка 129
Водостойкая бумага и машинная шлифовка 130
Нормативы на шлифовальную бумагу 131
Проверка старой структуры лакокрасочного покрытия 132
Дополнительно покрывать автомобиль 134
Необходим эффективный состав для удаления лакокрасочного покрытия 135
Практика лакокрасочных работ
Рабочее место рабочее время порядок действий 139
Трудности работы на открытом воздухе 139
Промежуточный слой заполнителя 143
Грунтовая краска 144
Как наносится лак 145
Правильная техника опрыскивания 146
Время сушки и температура 148
Мешающие факторы холод и влажность 150
Правильный лак 153
Запатентованное решение «Sprey Max» 157
Как достигнуть сверкающего блеска 159
Ремонт повреждений лакокрасочного покрытия
Устранение мелких повреждений покрытия 164
Обновление ветхой лакировки 167
Лакировка смятого листового металла 169
Удаление стекающих струй 170
Полировка «потускневших дворов» 170
Быстрый ремонт с помощью системы Spray Мах 171
Специальные лаки и специализированные методы
Эффектные лаки хороши для домашнего мастера 176
Metallic требует усилий 176
Противоударные лаки 177
Эффектные эмали Metalflake 178
Флуоресцентные лаки 179
Пластик только с адгезивом 183
Нанесение лаков Metallic 185
Защита от коррозии
Заводские профилактические меры против коррозии 188
Базовая защита путем фосфатирования 188
Защита от коррозии днища автомобиля 190
В самопомощи только контроль и чистка 193
Комплексная защита — это дело мастерской 194
Преобразователь коррозии и фосфорная кислота 197
Альтернатива стабилизаторы коррозии 198
Некоторые примеры для стабилизаторов коррозии 199
Пример из пятидесятых
Клубы по интересам — хороший адрес 202
Тайна недорогая кузовная мастерская 202
Глоссарий 204
Достаточно высокое качество сканирования.
В издании профессионально и доступно описана практика ремонта кузовов легковых автомобилей. Рассмотрены виды повреждений кузовов из обычной и высокопрочной стали, алюминиевого сплава и пластмассы, дана технология ремонтных работ по восстановлению первоначальной формы и покраске кузова.
Описана рациональная организация рабочего места и оснащение его оборудованием.
Книга адресована широкой аудитории ремонтников-практиков мастерских автосервиса (от небольшой до хорошо оснащенной крупной), организаторам автосервиса, продавцам инструментов и оборудования, преподавателям и учащимся курсов, учебных заведений.
Оглавление:
К российскому читателю 6
1. Конструкции кузовов 7
1.1. Типы конструкций кузовов легковых автомобилей 7
2. Требования к кузовам легковых автомобилей 11
2.1. Безопасность автомобильного кузова. 12
2.2. Аэродинамическое сопротивление автомобильного кузова 13
2.3. Влияние формы автомобильного кузова на окружающую среду 14
2.4. История совершенствования конструкции автомобильных кузовов 14
3. Принципиальные основы и практика ремонта автомобильных кузовов
3.1. Подготовка к ремонту кузова 15
3.2. Контроль геометрических параметров кузова 16
3.2.1. Стенд для правки с комплектом угольников 17
3.2.2. Стенд для правки со сварочными шаблонами 18
1.2.3. Стенд для правки с комплектом угольников со сменными наконечниками 19
Стенд для правки с механической системой измерения 22
Стенд для правки с оптической системой измерения 24
1.2.6. Стенд для правки с электронно-механической и электронно-оптической системами измерения. 273
2.9. Практическое применение систем измерения 28
3.2.10. Различные ситуации при монтаже измерительной системы 37
3.3. Восстановление формы поврежденного кузова 49
3.3.1. Изменение направления усилия, прилагаемого для восстановления формы кузова 50
3.3.2. Восстановление формы кузова при значительном повреждении 51
3.3.3. Восстановление формы кузова при боковом повреждении 52
3.3.4. Заключение 55
3.4.1 Правка кузова 55
3.4.1. Упругость и пластичность листовой стали 55
3.4.2. Рихтовочные инструменты и принцип их действия 58
3.4.3. Контропоры 62
3.4.4. Техника рихтовки 64
3.4.5. Обработка отрихтованной поверхности 73
3.4.6. Пример правки кузова 80
4. Восстановление кузова заменой деталей 83
4.1. Направление реза 86
4.2. Сварка в среде защитного газа 90
4.3. Контактно-точечная сварка 93
4.4. Обозначение способов сварки и типов сварных соединений
4.5. Пайка твердым припоем
4.6. Защита от коррозии 101
5. Материалы, используемые для изготовления кузова
Идентификация синтетических полимеров 137
5.4. Восстановление с применением двухкомпонентных ремонтных комплектов 139
5.5. Восстановление полимеров сваркой 144
5.6. Устранение повреждений кузова с использованием клеев и стекломатериалов 147
5.5.7. Восстановление деталей УФ-отверждаемыми полимерными смолами 150
5.5.8. Оценка качества восстановления полимерных деталей 152
5.5.9. Что выгоднее — замена детали из полимера или ее восстановление 157
6. Примеры технологий восстановления аварийного кузова 159
6.1. Осмотр повреждений кузова и составление плана последовательности восстановления 159
6.2. Восстановление кузова 160
6.3. Особенности технологии устранения боковых повреждений кузова 162
7. Рентабельность восстановления деталей кузова, подвергшихся коррозии 166
7.1. Приваривание ремонтных вставок из листового материала 167
7.2. Приклеивание ремонтных вставок из листового материала 171
7.3. Оценка качества восстановления175
8. Восстановление кузова склеиванием деталей 176
8.1. Инструменты и вспомогательные материалы 177
8.2. Технология склеивания деталей 177
9. Извлечение и вклеивание стекол 180
9.1. Разрезание клеевого соединения нагреваемой проволокой, заранее уложенной в клей 183
9.2. Разрезание клеевого соединения проволокой 183
9.3. Разрезание клеевого соединения режущей проволокой с применением наматывающего устройства 184
9.4. Разрезание клеевого соединения нитью, заранее уложенной в клей 185
9.5. Разрезание клеевого соединения способом холодной механической резки 185
9.6. Разрезание клеевого соединения способом термической резки 187
9.7. Вклеивание нового стекла 188
Требования к оснащению мастерской 193
1.1.1. Взаимосвязь между характером повреждения кузова и ремонтным оборудованием 193
1 1.1.2. Взаимосвязь между конструкцией автомобиля и ремонтным оборудованием 193
1 1.1.3. Рекомендации изготовителей автомобиля 194
1 12, Рабочее место для ремонта кузовов 194
11.3. План ремонтной мастерской 196
11.4. Оборудование ремонтной мастерской 198
11.5. Оборудование и инструменты, применяемые для ремонта кузова 199
12.2.1. Ремонтное окрашивание автомобиля, подлежащего продаже 221
12.2.2. Окрашивание кузова эксплуатируемого автомобиля 221
12.2.3. Предпродажное окрашивание или окрашивание подержанного автомобиля 221
12.2.4. Техника окрашивания 222
12.3. Типы лакокрасочных покрытий и способы их идентификации 222
12.3.1. Контроль цветового тона 222
12.4. Ремонтное окрашивание металлической поверхности 223
12.4.1. Подготовка поверхности к окрашиванию 223
12.4.2. Шпатлевание 224
12.4.3. Нанесение промежуточных покрытий 226
12.4.4. Нанесение покрывной краски 230
12.4.5. Заключение по восстановительному окрашиванию металлической поверхности 231
12.4.6. Виды дефектов покрытий, нанесенных на металлическую основу 232
12.4.7. Виды работ по окрашиванию кузова (из памятки для маляра 1993 г.) 233
12.5. Окрашивание полимерных деталей 237
12.5.1. Подготовительные технологические операции
12.5.2. Шлифование полимерной детали и снятия статического электричества
12.5.3. Нанесение средства, повышающего адгезию и порозаполнители
12.5.4. Нанесение покрывной краски
12.6. Защита органов дыхания 240
Качество сканирования ниже среднего, местами не в фокусе.
Рекомендуется скорее для ознакомления, чем для повседневного использования
Источник
Основные виды кузовных работ
Статья об основных видах кузовных работ автомобиля – инструменты, порядок работы, советы и рекомендации. В конце статьи – видео о важном секрете кузовного ремонта. Статья об основных видах кузовных работ автомобиля – инструменты, порядок работы, советы и рекомендации. В конце статьи – видео о важном секрете кузовного ремонта.
Своевременные ремонт кузова и покраска машины существенно увеличивают срок эксплуатации ТС. Автовладелец должен периодически производить не только внешний осмотр авто, но и заглядывать в более труднодоступные места – под днище и капот, так как кузов является важным и дорогим элементом машины.
Быстрое обнаружение проблемы влияет как на скорость её выполнения, так и на существенную экономию денег. Малейшая царапина или безобидный скол делают металл кузова беззащитным перед коррозией, которая способна нарушить целостность поверхности в течение года.
Разновидности и причины повреждений автомобиля
Механические повреждения возникают в результате аварий и езде по просёлочным дорогам. От степени полученных неисправностей зависит и сложность ремонта. Конечно, если транспортное средство не проще продать на запчасти.
В результате автокатастроф происходит нарушение геометрических параметров автомобиля, возвратом которых в исходное заводское состояние занимаются СТО, сервисные центры и автомастерские. Причём повреждённые элементы могут быть заменены, если их невозможно восстановить.
Классификация кузовных работ авто
Реставрация кузовных элементов автомобиля делится на две основные категории: локальная (мелкая) и сложная (капитальная).
Также выделяют подкатегории. Например, внешний ремонт и работы средней сложности. Первый подразумевает нанесение лакокрасочных покрытий (ЛКП) и выполнение аэрографии, а во втором случае проведение восстановительных работ с возможностью замены отдельных деталей.
Реконструкция кузова не всегда может быть выполнена своими руками, так как при обширных повреждениях требуется диагностика и специализированные инструменты.
Виды кузовного ремонта:
- Восстановление геометрии. Возврат геометрических параметров кузова к заводским. При необходимости осуществляется замена деталей с использованием резки и сварки металла.
Лакокрасочные работы. Покраска кузова производится после его ремонта и обработки.
Избирательная (локальная) покраска. Красятся повреждённые или заменённые детали. При этом тщательное внимание уделяется оттенкам краски, дабы не возникал цветовой дисбаланс.
Абразивная полировка. Применяется, если ЛКП имеет повреждения в виде неглубоких царапин и некритичных дефектов. Используются абразивные пасты различной зернистости. Читайте статью — Полировка машины своими руками.
Локальные антикоррозийные работы. Поражённые части зачищаются до поверхности металла. Для этих целей используются преобразователи ржавчины.
Выравнивание вмятин без повреждения ЛКП. Удаление проблемных участков выполняется по технологии «Dellen ohne Lackieren», не требующей покраски. Читайте статью — Как выправить вмятину без покраски.
Реставрация переднего и заднего бампера.
Восстановление порогов. Работы подразумевают восстановление мест для домкрата.
Работа на стапеле. Устройство, предназначенное для восстановления формы кузова после аварий.
Специализированное оборудование и соблюдение технологии процесса являются главными факторами при выполнении качественных работ по восстановлению кузова.
Восстановление ЛКП техники
Некритичные повреждения поверхности кузова ТС в целях экономии времени и средств можно устранить своими руками. В первую очередь, это связано с предотвращением коррозионных проявлений.
Перед началом работы следует запастись необходимыми материалами:
- грунтовкой и краской;
Если повреждение свежее, то достаточным будет очистить его от грязи и пыли, а затем протереть ветошью, смоченной растворителем. Высохшая поверхность грунтуется при помощи тонкой кисти или поролоновой губки.
После высыхания грунтовки наносится краска – методом распыления или с помощью кисточки. Если подобран верный оттенок, то реставрированная область не будет выделяться на поверхности кузова.
Шпатлевание (при необходимости) осуществляется в несколько слоёв. При этом каждый слой шлифуется и обезжиривается. Финишным этапом является нанесение грунтовки и окрашивание поверхности.
Ремонт днища машины
Большинство днищ автомобилей производители обрабатывают специальными мастиками, способными бороться с коррозией на протяжении многих лет. Эффективность мастик сводится к нулю при нарушении целостности защитного слоя.
Езда по дорогам не лучшего качества (просёлочные, лесные, с выбоинами на асфальтных покрытиях и т. д.) приводит к повреждениям днищ ТС. В этом случае необходимо своевременно защитить оголившийся металл, так как под воздействием коррозии в полу автомобиля уже через год появятся дополнительные (нежелательные) источники вентиляции.
Восстановление защитного слоя днища авто вполне можно произвести своими руками. Это несложный процесс, но неудобный. Обязательно наличие средств для защиты глаз – маска или очки.
Материалами для проведения ремонтных работ являются:
Сначала с повреждённых участков днища удаляются грязь и ржавчина. Далее применяется растворитель, удаляющий оставшиеся загрязнения. Проблемные участки грунтуются и, после высыхания, обрабатываются мастикой.
Удаление вмятин
Когда вмятина имеет открытый характер (сколы, отслоения), то при правильном подходе можно обойтись без помощи профессионалов.
Сначала необходимо выровнять повреждённую поверхность. При помощи подходящего инструмента (отвёртка, монтировка, рукоять молотка) с внутренней стороны кузовной детали применяют дозированную силу. Во избежание царапин используют резиновые наконечники.
Зачистка, шпатлевание, грунтовка и окраска выполняются после того, как рабочая поверхность будет максимально выровнена.
Внутренние полости кузова – профилактика и ремонт
Автомобильный каркас – это в первую очередь металл, способный исправно служить не один десяток лет, но он беззащитен перед коррозией. Внутри машины достаточно труднодоступных мест, но самыми уязвимыми считаются следующие:
- ниши дверей и крышки багажника;
В профилактических мерах применяют антикоррозийные средства — «Мовиль» или ему подобные. При применении густой мастики необходимо развести её с растворителем. Если используются баллончики с защитными компонентами, то достаточно подобрать подходящую насадку.
Антикоррозионная обработка производится без разбора деталей кузова. Для её точного выполнения необходимо обращаться к руководству по ТО автомобиля, в котором обычно имеется схема по проведению антикоррозионных работ скрытых полостей и способов доступа к ним.
Капитальный ремонт
Когда структура кузова имеет критические повреждения или требуется полная замена деталей, производится капитальный ремонт. Подобные процедуры требуются после автокатастроф или стихийных бедствий.
При этом самостоятельное выравнивание геометрии кузова и дальнейший ремонт невозможны без специализированных инструментов и подходящих условий. Именно в подобных случаях актуально обращение к специалистам.
Оборудование, требуемое для реконструкции кузова в сервисных центрах:
стапель (применяется при восстановлении геометрических параметров автомобильного кузова с использованием электронных высокотехнологических измерительных систем);
споттер (для выполнения рихтовки);
Также используются стойки, цепи, захваты, верстак, наковальни и другие средства для проведения ремонтных работ.
Беспокрасочное выправление вмятин
Данный способ удаления неровностей на поверхности кузовных элементов в настоящее время обрёл высокую популярность. Подобные методы по душе любому автовладельцу, так как в процессе эксплуатации ТС часто возникновение «обидных» дефектов на поверхности деталей кузова. Такие повреждения могут возникнуть в результате намеренного или ненамеренного воздействия рук и ног, из-за града, неудачной парковки и прочих факторов.
Главным достоинством такой реставрации является высокое качество выполненной работы.
Советский автопром для такого ремонта не годится в силу мягкого кузовного покрытия. Своими руками подобное восстановление лучше не производить, так как без должного навыка и наличия необходимых инструментов избавиться от вмятин без нарушения ЛКП практически невозможно.
Ремонт бампера
В целях удобства обычно бампер снимается и определяется состав элемента.
- неровности удаляются путём нагрева;
царапины со сколами шпаклюются и шлифуются;
при разломах используется термосварка;
Полировка и рихтовка
Полировка бывает двух видов – защитная и абразивная. Первая заключается в нанесении на поверхность кузова воскосодержащих компонентов, а вторая – в нанесении абразивных паст на ЛКП, предварительно очищенное от тонкого слоя заводской краски.
В обоих случаях полировка служит для устранения мелких царапин на кузовных элементах и приводит внешний вид машины до заводского состояния.
При проведении рихтовочного ремонта используются наковальни соответствующей конфигурации. В силу изменения физических свойств металла при работе с ним необходимо наличие не только специальных молотков, но и верная «ударная расстановка» – удары слабые, но частые. Если рабочая поверхность изделия имеет складки, то восстановление начинается с них, с движением к центру дефекта. При этом необходимо проверять на ощупь реставрируемый металл после нескольких ударов подряд.
Заключение
Кузовной ремонт ТС можно выполнить своими руками, если:
- повреждения не критического уровня;
присутствуют необходимый инвентарь и средства для восстановления;
Когда речь идёт о комплексном ремонте или автовладелец имеет завышенные требования, а также при отсутствии мест для реставрации (гараж, придомовая территория и т. д.), следует обращаться в специализированные ремонтные центры.
Коррозия – главный враг автомобиля и его владельца. Ржавчина способна погубить машину любого производителя. Первую антикоррозийную обработку необходимо проводить в сервисных центрах. Причём в российских условиях это обязательно даже в тех случаях, когда авто только сошло с заводского конвейера.
При должном подходе и внимательном отношении, машина способна прослужить своему владельцу не один десяток лет.
Видео о секрете кузовного ремонта:
Источник