Ремонт лебедки зил 131
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Лебедка ЗИЛ-131
На автомобиль ЗИЛ-131 устанавливается лебедка, предназначенная для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям.
Лебедка (рис. 91) устанавливается спереди автомобиля, крепится болтами к переднему буферу и к передней поперечине рамы. Передний буфер крепится болтами к специальным съемным удлинителям лонжеронов.
Привод лебедки осуществляется карданным валом от коробки отбора мощности, закрепленной на коробке передач. Передаточное число редуктора лебедки равно 31. Предельное тяговое усилие лебедки 50 кН (5000 кгс).
При большой нагрузке предохранительный палец, установленный в переднюю вилку и конец карданного вала, срезается и предохраняет от обрыва трос лебедки. Полная длина лебедки 72 м. Рабочая длина троса 65 м. Барабан 12 лебедки свободно вращается на валу.
Для предотвращения течи масла из редуктора на валу барабана между редуктором 11 лебедки и барабаном 12 установлена крышка с сальником.
Рис.91. Лебедка автомобилей ЗИЛ-131
Барабан соединяется с валом при помощи скользящей муфты 3, имеющей торцовые кулачки. Муфта включения барабана передвигается на валу на двух шпонках. При перемещении муфты торцовые кулачки ее входят в зацепление с торцовыми кулачками барабана и вращаются с ним как одно целое.
Вилка 4 включения барабана установлена на траверсе лебедки. Вилка включения снабжена тормозной колодкой, закрепленной в ушках траверсы на оси шарнирно. При выключении муфты тормозная колодка под действием нажимного болта с пружиной упирается в торец реборды барабана, притормаживает его вращение и предотвращает возможность самораспускания троса при разматывании вручную.
Тормоз регулируют натяжением или ослаблением пружины упорного болта при помощи гайки с контргайкой, а при необходимости (когда усилия пружины недостаточно) — перемещением этого болта ввертыванием или вывертыванием резьбовой втулки. Давление пружины отрегулировано
правильно, если трос разматывается под действием усилия руки без самораспускания.
В реборде барабана имеется впадина, в которую закладывают и закрепляют скобой конец троса. Трос лебедки ЗИЛ-131 — стальной, нераскручивающийся, с металлическим сердечником. На свободном конце троса укреплен крюк, соединенный с тросом через коуш.
Вал барабана вращается на трех бронзовых подшипниках, из которых два установлены в картере редуктора и один в траверсе. Траверса и картер редуктора прикреплены болтами к поперечинам.
Подшипник вала барабана смазывают через масленку 1, помещенную в траверсе, а поверхность вращения барабана на валу — через две масленки 13, расположенные по концам барабана. Подшипники вала барабана, установленные в картере редуктора, смазываются маслом, стекающим с червячного колеса редуктора и со стенок крышки картера.
Редуктор лебедки (рис. 92) состоит из глобоидального однозаходного стального червяка, червячного колеса с бронзовым венцом, разъемного картера, вала барабана, автоматического тормоза, подшипников и их крышек. Червячное колесо 3 редуктора установлено на валу 7 барабана лебедки на двух шпонках и закреплено от осевых перемещений штифтом.
Перемещение вала барабана с червячным колесом в осевом направлении осуществляется изменением толщины набора прокладок под шайбой 4, установленной между правым торцом картера редуктора и торцом выточки в крышке 6. Шайба 4 прикреплена к торцу вала болтами. Верхняя половина картера редуктора имеет смотровой люк, закрытый крышкой 13.
Червяк 25 установлен в картере 15 редуктора на двух конических роликовых подшипниках. Подшипники закрыты крышками 16 и 26. В крышку 16 запрессована манжета 21, Крышки подшипников прикреплены к картеру редуктора болтами.
Рис.92. Редуктор лебедки ЗИЛ-131
На заднем конце вала червяка установлены барабан 17 автоматического тормоза редуктора лебедки и фланец 18 крепления карданного вала. Барабан тормоза установлен на шпонке, а фланец на шлицах, и они закреплены от осевых перемещений гайкой.
Барабан тормоза закрыт крышкой. В крышку установлена войлочная манжета 19, предотвращающая попадание грязи в тормоз. Между торцом внутреннего кольца подшипника и торцом ступицы барабана тормоза установлено уплотнительное кольцо 23 из меди или паронита.
Торможение барабана осуществляется лентой 9 тормоза с фрикционной накладкой. Один конец ленты тормоза жестко закреплен в стенке крышки подшипника, а другой — подвижно в отверстии крышки при помощи пружины, которая затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебедки.
Лента под действием силы трения сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан, т. е. к уменьшению торможения. Вследствие жесткого закрепления противоположного конца ленты при обратном вращении под действием силы трения происходит самозатягивание
ленты, вызывающее притормаживание червяка.
При небольшой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозом, незначительно и не препятствует разматыванию троса.
В случае среза в результате перегрузки предохранительного пальца, когда барабан лебедки начинает вращаться в обратном направлении с повышенной частотой вращения, действие тормоза становится значительным и служит дополнением к самотормозящему действию червячной передачи, препятствующему быстрому вращению барабана лебедки и разматыванию троса.
Натяжение ленты тормоза регулируется гайкой 11. При вращении гайки по часовой стрелке нажимное усилие пружины увеличивается. Тормоз должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса чрезмерно не нагревался барабан тормоза,
К нижним полкам переднего буфера и задней поперечине лебедки ЗИЛ-131 болтами прикреплены направляющие троса лебедки. Спереди между направляющими установлены направляющий ролик троса лебедки и штанга, удерживающая трос от выпадания. Ролик вращается на оси,
закрепленной гайками в направляющих. Смазывают подшипники роликов через масленку, установленную в левом конце оси ролика.
Карданный вал — трубчатый, имеет два шарнира. Передняя вилка установлена на цилиндрическом конце вала и закреплена при помощи предохранительного кольца. Задняя вилка (скользящая) установлена на шлицевом конце вала. Крестовины карданных шарниров установлены в вилках на игольчатых подшипниках. Подшипники удерживаются в отверстиях вилки пружинными стопорными кольцами.
Блок (полиспаст) лебедки, которым пользуются, если необходимо увеличить тяговое усилие лебедки или изменить направления тяги, и трос для крепления блока лебедки входят в комплект принадлежностей каждого автомобиля, оборудованного лебедкой.
При движении автомобиля трос лебедки должен быть полностью туго намотан на барабан, а барабан лебедки должен быть включен (соединен с валом муфтой). Отключать барабан от вала допускается только при ручном разматывании троса.
Для включения лебедки необходимо нажать до отказа на педаль сцепления, включить нужную передачу в коробке отбора мощности и отпустить педаль сцепления. Разматывать свободный трос следует вручную, не включая передачу, но выключив муфту включения барабана. Б отдельных случаях можно для разматывания троса включать передачу.
Для самовытаскивания автомобиля ЗИЛ-131 необходимо размотать трос, зацепить его за какой-нибудь надежный предмет (дерево, пень, столб и т. д.), включить передачу для наматывания троса в коробке отбора мощности и осуществлять вытаскивание при частоте вращения вала барабана лебедки 14—16 об/мин. При самовытаскивании на увлажненных дорогах с дерновым покрытием допускается включение ведущих мостов на первой передаче коробки передач.
При вытаскивании лебедкой другого автомобиля следует поставить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение и затормозить автомобиль. После окончания вытягивания остановить лебедку, выключив сцепление, и поставить рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение.
Чтобы ослабить трос, надо поставить рычаг коробки отбора мощности в положение, соответствующее разматыванию троса. Чтобы закрепить трос лебедки в положение для езды, необходимо зацепить крюк троса лебедки за задний буксирный крюк, включить передачу в коробке отбора мощности для наматывания троса, плавно натянуть его. После этого надо поставить рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение.
В случае применения блока для увеличения силы тяги при самовытаскивании блок должен быть закреплен за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки — за один из передних буксирных крюков автомобиля. Если блок применяют для изменения направления силы тяги при вытаскивании другой машины, его укрепляют на предмете, служащем опорой, а крюк троса зацепляют за буксирный крюк вытаскиваемой машины.
Если блок используют для увеличения силы тяги при вытаскивании другой машины, его закрепляют за крюк вытаскиваемой машины, а крюк троса — за предмет, служащий опорой с применением троса крепления блока.
Источник
Ремонт лебедки зил 131
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Лебедка автомобиля ЗИЛ-131Н — часть 1
На автомобиле установлена лебедка, предназначенная для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям.
Лебедка (рис. 91) установлена спереди автомобиля, прикреплена болтами к переднему буферу и передней поперечине рамы. Передний буфер крепится болтами к специальным съемным удлинителям лонжеронов. Привод лебедки осуществляется карданным валом от коробки отбора мощности, закрепленной на коробке передач.
Барабан 12 лебедки свободно вращается на валу и жестко соединяется с валом при помощи муфты 3. При переводе вилки 4 включения барабана в крайнее левое положение муфта включения барабана передвигается на валу по двум шпонкам и торцовыми кулачками входит в зацепление с торцовыми кулачками барабана. Вилка
включения барабана установлена на траверсе лебедки. Вилка включения снабжена тормозной колодкой, шарнирно закрепленной в ушках траверсы на оси. При выключении муфты тормозная колодка под действием нажимного болта с пружиной упирается в торец реборды барабана, притормаживает его вращение и предотвращает возможность самораспускания троса при разматывании его вручную.
Тормоз регулируют натяжением или ослаблением пружины упорного болта при помощи гайки с контргайкой, а при необходимости (когда усилие пружины недостаточно) — перемещением этого болта ввертыванием или вывертыванием резьбовой втулки. Давление пружины отрегулировано правильно, если трос разматывается под действием усилия руки без самораспускания.
Рис.91. Лебедка:
1 — масленка вала барабана; 2 — упорное кольцо муфты; 3 — скользящая муфта включения барабана; 4 — вилка включения барабана; 5 — передняя поперечина; 6 — масленка направляющего ролика; 7 предохранительная скоба; 8 — направляющий ролик; 9 — направляющая троса; 10 — трос лебедки с крюком; 11 — редуктор лебедки; 12 — барабан; 13 — масленка подшипника барабана; 14 — гайка скобы крепления троса; 15 — карданный вал; 16 — рычаг управления коробкой отбора мощности; 17 — коробка. отбора мощности; 18 —- тормозная колодка барабана; 19 — палец вилки включения барабана; 20 — задняя поперечина; 21 —- траверса вала барабана
В реборде барабана с внутренней стороны имеется впадина, в которую закладывают конец троса, закрепляя его скобой и гайками. Трое лебедки стальной, нераскручивающийся, с металлическим сердечником. На свободном конце троса укреплен крюк.
Вал барабана вращается в трех бронзовых подшипниках, из которых два установлены в картере редуктора и один в траверсе. Траверса и картер редуктора прикреплены болтами к поперечинам.
Подшипник вала барабана в траверсе смазывают через масленку 1. Подшипники вала барабана в картере редуктора смазываются маслом, стекающим с червячного колеса редуктора и со стенок крышки картера. Поверхность вращения барабана на валу смазывается через две масленки 13, расположенные у ступиц барабана.
(рис. 92) состоит из глобоидного однозаходного стального червяка 25, червячного колеса 3 с бронзовым венцом, разъемного картера, вала 7 барабана, автоматического тормоза, подшипников и их крышек. Червячное колесо редуктора установлено на валу барабана лебедки на двух шпонках и закреплено от осевых перемещений штифтом.
Перемещение вала барабана с червячным колесом в осевом направлении осуществляется изменением толщины набора прокладок под шайбой 4, установленной между правым торцом картера редуктора и торцом выточки в крышке 6. Шайба 4 прикреплена к торцу вала болтами. В верхней половине картера редуктора имеется смотровой люк, закрытый крышкой
13. Червяк 25 установлен в картере 15 редуктора на двух конических роликовых подшипниках. Подшипники закрыты крышками 16 и 26. В крышку 16 запрессована манжета 21. Крышки подшипников прикреплены к картеру редуктора болтами.
На заднем конце вала червяка установлены барабан 17 автоматического тормоза редуктора лебедки и фланец 18 крепления карданного
бала. Барабан тормоза смонтирован на шпонке, а фланец — на шлицах: от осевых перемещений они закреплены гайкой. Барабан тормоза закрыт крышкой.
В крышке имеется войлочная манжета 19, предотвращающая попадание грязи в тормоз. Между торцом внутреннего кольца подшипника и торцом ступицы барабана тормоза расположено уплотнительное кольцо из меди или паронита. Торможение барабана осуществляется лентой 9 тормоза с фрикционной накладкой. Один конец ленты тормоза закреплен жестко в стенке крышки подшипника, а другой подвижно — в отверстии крышки при помощи пружины. Пружина затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебедки. Лента под действием силы трения сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан, т. е. к уменьшению торможения. Вследствие жесткого закрепления противоположного конца ленты при обратном вращении под действием силы трения происходит самозатягивание ленты, вызывающее притормаживание червяка.
При небольшой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозом, незначительно и не препятствует разматыванию троса. В случае среза в результате перегрузки предохранительного пальца, когда барабан лебедки начинает вращаться в обратном направлении с повышенной частотой вращения, действие тормоза становится значительным и служит дополнением к самотормозящему действию червячной передачи, препятствующему быстрому вращению барабана лебедки и разматыванию троса.
Натяжение ленты тормоза регулируется гайкой 11. При вращении гайки по часовой стрелке нажимное усилие пружины увеличивается. Тормоз должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса чрезмерно не нагревался его барабан.
К нижним полкам переднего буфера и задней поперечине лебедки болтами прикреплены направляющие троса лебедки.
Спереди между направляющими установлены направляющий ролик троса лебедки и штанга, удерживающая трос от выпадания. Ролик вращается на оси, закрепленной гайками в направляющих. Смазывают подшипники роликов через масленку, установленную в левом конце оси ролика.
Источник