Ремонт пускового двигателя (ПД-10) трактора МТЗ
На дизеле Д-240 трактора МТЗ-80 установлен пусковой двигатель ПД-10-У мощностью 7,37 кВт (рис, 2.1 .65, 2.1.66).
Рис 2.1.65. Общий вид пускового двигателя ПД-10
1 — механизм передачи и включения пускового двигателя; 2 — воздухоочиститель; 3 — головка цилиндра; 4 — свеча; 5 — цилиндр; 6 — поршень; 7 — палец поршня; 8 — шатун; 9 — стартер; 10 — маховик; 11 — щека
Рис. 2.1.66. Взаимное расположение корпусных деталей (а) и деталей кривошипно-шатунного механизма (б) пускового двигателя
1, 14 — плиты; 2, 10, 15, 17, 19 — прокладки; 3 — кронштейн; 4, 5 — патрубки; 6 — головка цилиндра; 7 — свеча; 8 — наконечник; 9 — провод; 11 — цилиндр; 12 — передний кожух; 13 — задний кожух; 16 — задний картер; 18 — передний картер; 20, 21, 36 — шестерни; 22 — палец; 23, 24, 32 — подшипники; 25 — передняя полуось; 26 — втулка шатуна; 27 — палец поршня; 28 — поршень; 29 — кольца; 30 — шатун; 31 — задняя полуось; 33 — втулка; 34 — маховик; 35
— щеки
Снижение мощности пускового двигателя ПД-10У, сопровождаемое уменьшением частоты вращения его коленчатого вала и характеризуемое падением компрессии (давления в цилиндре), указывает на износ цилиндропоршневой группы.
Компрессию проверяют компрессиметром КИ-861 при прокручивании коленчатого вала стартером на прогретом двигателе. Величина компрессии должна быть не менее 0,45 МПа. Снижение компрессии до 0,3 МПа указывает на предельный износ цилиндропоршневой группы или на притирание и закоксовывание поршневых колец.
Перебои в работе пускача и потеря мощности могут определяться неисправностями системы питания, чрезмерно малой или большой величиной зазора между электродами свечи зажигания, а также между контактами прерывателя магнето, установкой слишком позднего или раннего зажигания.
Затрудненный пуск двигателя указывает на недостаточную компрессию в цилиндре, нарушение герметичности уплотнений картера и коленчатого вала, размагничивание ротора магнето.
Замедленное прокручивание коленвала дизеля Д-240 при номинальной частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя ПД-10 свидетельствует о пробуксовке сцепления вследствие износа его дисков, о пробуксовке обгонной муфты при износе ее роликов или фигурной втулки.
Преждевременное отключение пускового двигателя вызывается ослаблением или поломкой пружин толкателя, автомата отключения ведущей шестерни, износом выступов грузов или выступов шайбы втулки толкателя.
Скрежет ведущей шестерни при включении и правильно отрегулированном механизме включения свидетельствует о короблении дисков сцепления (сцепление «ведет»), поломке пружин разжима дисков.
Техническое состояние пускача можно определить, замеряя максимальную частоту вращения его коленчатого вала при прокручивании коленчатого вала дизеля. В этом случае двигатель прогревают до нормального теплового состояния и с помощью тахометра определяют максимальную частоту вращения
коленчатого вала без нагрузки (па холостом ходу).
Основные показатели, номинальные и допустимые размеры деталей пускового двигателя ПД-10У
Частота вращения коленчатого вала, мин-1:
— на холостом ходу — 3900—4200
— под нагрузкой при прокручивании коленчатого вала дизеля — 3500—3800
Диаметр цилиндра, мм:
— номинальный — 72,00—72,03
— допустимый — 72,17
Диаметр поршня, мм:
— номинальный — 71,79—71,82
— допустимый — 71,50
Зазор между кольцом и канавкой поршня, мм — 0,23
Толщина дисков сцепления, мм:
— ведомого или ведущего — 7,5
— прижимного — 5,5
Заниженная частота вращения на холостом ходу является следствием засорения воздухоочистителя, нарушения регулировки карбюратора, неисправности свечи зажигания, неправильной регулировки пружины регулятора частоты вращения.
Если максимальная частота вращения на холостом ходу находится в пределах нормы, то проверяют частоту вращения коленчатого вала пускового двигателя при прокручивании коленчатого вала дизеля Д-240 с выключенной подачей топлива.
Если частота вращения при прокручивании коленчатого вала дизеля и исправных системах питания и зажигания ниже указанного предела, то это свидетельствует об износе деталей цилиндропоршневой группы пускового двигателя.
Поршень, поршневые кольца, цилиндр заменяют, как правило, без снятия пускача ПД-10 с трактора МТЗ-80.
Предварительно отсоединяют тросики управления и рукава системы охлаждения (рис. 2.1.67). Затем снимают головку, цилиндр двигателя и проводят техническую экспертизу деталей цилиндро-поршневой группы.
Рис. 2.1.67. Демонтаж тросиков управления и рукавов системы охлаждения
1 — тросик управления; 2 — рукава системы охлаждения
Рис. 2.1.70. Установка цилиндра на поршень
1 — поршень; 2 — обжимка; 3 — цилиндр пускового двигателя ПД-10У
Цилиндр, поршень и поршневые кольца заменяют, если разность диаметров цилиндра (в зоне наибольшего износа) и юбки поршня превышает 0,4 мм, а овальность и конусность цилиндра превышают 0,09 мм (рис. 2.1.68, 2.1.69).
Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке превышает 3,5 мм или если зазор между кольцом и канавкой поршня больше 0,55 мм. При сборке поршня зазор между кольцом и канавкой поршня должен быть не более 0,23 мм.
Зазор в замке поршневых колец, установленных в цилиндр, должен быть 3,15—3,30 мм. Кольца должны свободно перемещаться и утопать в канавках поршня под действием собственной массы.
При установке цилиндра на поршень используют обжимку для (сжатия колец, изготовленную из металлической ленты (рис. 2.1.70).
Перед установкой рабочую поверхность цилиндра и поршень смазывают дизельным маслом. Гайки крепления фланца цилиндра к картеру затягивают по диагонали моментом 35 Нм, а гайки шпилек головки цилиндра — моментом 50 Нм.
При неисправностях механизма передачи и включения пускового двигателя (рис. 2.1.71) механизм снимают, разбирают (рис. 2.1.72—2.1.79) и проводят техническую экспертизу деталей.
Рис. 2.1.71. Взаимное расположение деталей механизма передачи и включения пускача ПД-10
1 — нажимной упор; 2, 8, 17, 44 — подшипники; 3 — нажимной диск; 4 — упругий упор; 5 — палец; 6 — ступица; 7 — плунжер; 9, 14, 18, 21 — втулки; 10 — ролик; 11 — ведомый диск; 12 — ведущий диск; 13 — прижимной диск; 15 — ведущий барабан с зубчатым колесом; 16, 19 — кольца; 20 — манжета; 22 — корпус; 23 — специальная шайба; 24 —- зубчатое колесо; 25 груз; 26 — держатель; 27 — шайба; 28 — толкатель; 29 — пружина толкателя; 30, 33 — пружины; 31, 40 — рычаги; 32 — вал редуктора; 34 — поводок; 35 — штифт; 36, 41 — валики; 37, 38, 42 — крышки; 39 — валик рукоятки; 43 — стопорная шайба
Рис. 2.1.72. Снятие крышки механизма включения
1 — крышка; 2 — корпус механизма
Рис. 2.1.75. Снятие ступицы, ведущего, ведомого и прижимного дисков
1 — ступица; 2 — ведомый диск; 3 — ведущий диск; 4 — прижимной диск
Рис. 2.1.76. Спрессовка подшипника с вала
1 — подшипник; 2 — вал; 3 — съемник
Рис. 2.1.77. Разборка автомата выключения
1 — гайка крепления втулки толкателя; 2 — толкатель; 3 — держатель грузов
Рис. 2.1.78. Выпрессовка втулки ведущего барабана
1 — втулка; 2 — барабан; 3 — цанговый съемник
Рис. 2.1.79. Установка механизма включения в корпус
1 — втулка подшипника; 2 — лыска; 3 — штифт; 4 — корпус механизма
После сборки пусковой двигатель ПД-10 и редуктор обкатывают без нагрузки и с нагрузкой. При отсутствии испытательного стенда в мастерской обкатку пускового двигателя и редуктора можно проводить непосредственно на тракторе МТЗ-80.
Горячую обкатку пускового двигателя без нагрузки проводят в течение 2 мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2200—2450 мин-1 и по 3 мин при частоте вращения 3350 и 3900—4000 мин-1. Обкатку ведут на смеси бензина А-72, A-76 (15 частей) и дизельного масла (1 часть).
Нагрузку пусковому двигателю в процессе обкатки создают путем прокручивания коленчатого вала дизеля при выключенной подаче топлива в течение 3 мин и частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя 3750 мин-1, а затем в течение 5 мин при частоте вращения 4500 мин-1.
В процессе обкатки проверяют работу редуктора и механизма сцепления. Течь топлива, масла и воды, а также прорыв газов в местах стыковок корпусных деталей двигателя не допускаются.
Источник
Ремонт магнето
Тракторное магнето можно назвать источником и распределителем электроэнергии в двигателе. Этими устройствами комплектовали многие карбюраторные двигатели. Магнето обеспечивали подачу тока и воспламенение горючей смеси. С выходом этого устройства из строя связаны многие неполадки в работе трактора, поэтому его необходимо правильно обслуживать и своевременно заменять.
Принцип работы тракторного магнето
Основные элементы устройства:
Также в состав входит сердечник, ротор, кулачок, выключатель зажигания, конденсатор и высоковольтный кабель. Все детали заключены в оцинкованный корпус.
В основе принципа работы лежит эффект электромагнитной индукции:
- Сердечник трансформатора обеспечивает замыкание силовых линий магнитов.
- Появляется магнитный поток.
- Когда линии вращающегося магнита пересекаются с витками обмоток трансформатора, электродвижущая сила приобретает индукцию.
Функции магнето — в распределении электроэнергии
Настройка устройства
Существует много разновидностей устройства, различающихся по мощности, способу настройки и другим параметрам. Рассмотрим, как производится настройка магнето на тракторе МТЗ. Эти трактора обычно комплектовались устройством М 124-Б1.
При появлении неполадок в первую очередь следует проверить зазор между контактами прерывателя. Это производится посредством особого щупа, входящего в комплект инструментов. Механик медленно проворачивает коленвал за маховик, следя за интервалом между контактами. В тот момент, когда расстояние оказывается наибольшим, нужно проверить зазор, вставив между контактами щуп. Затем следует сверить результат с цифрами, указанными в руководстве по эксплуатации (для каждой модели они свои). Если есть расхождение, нужно отпустить винт крепления контактной стойки и осторожно повернуть саму стойку, вставленную в прорезь эксцентрика.
Владельцев старых тракторов часто заботит вопрос, как настроить магнето на пускаче, точнее, установить угол опережения зажигания. На новых тракторах этот параметр устанавливается на заводе и не нуждается в дальнейшей регулировке. Однако в ходе эксплуатации часто возникает необходимость поставить новое тракторное магнето, купить которое не составляет труда. Или снять его, например, при ремонте двигателя. После этого устройство нужно настроить.
Этапы настройки магнето:
- снять свечу с двигателя;
- через образовавшееся отверстие провернуть коленвал по часовой стрелке до попадания поршня в верхнюю мертвую точку;
- осторожно поворачивая вал обратно, установить поршень на 5-6 мм ниже этой точки;
- снять крышку магнето и поворачивать валик, пока контакты прерывателя не окажутся разомкнутыми;
- обеспечить вход выступов полумуфты точно в пазы шестерни привода;
- закрепить устройство болтами, закрыть крышку;
- ввернуть свечу на место.
Диагностика состояния
После того как регулировка закончена, устройство должно работать нормально. Перед установкой на трактор рекомендуется испытать его на стенде. Если этот способ не подходит, можно попробовать другой способ. Понадобится высоковольтный провод. Один конец нужно подсоединить к выходу высокого напряжения, а другой — зафиксировать на расстоянии около 0,5 см от корпуса магнето. После чего нужно резко повернуть ручку ротора по часовой стрелке. Если магнето правильно отрегулировано, появится искровой разряд.
Схема магнето
Основные неисправности и ремонт тракторного магнето
Как правило, ремонт магнето трактора сводится к замене или настройке отдельных деталей. Кроме того, важно соблюдать рекомендации по обслуживанию. Например, каждые два года следует менять смазку в подшипниках. Для этого потребуется разобрать устройство, полностью стереть имеющуюся смазку и тщательно промыть детали в бензине. После этого детали протирают чистой ветошью и наносят свежую смазку.
Свеча и бронепровод
Колпачок бронепровода — первое, с чего следует начинать диагностику. Опытные механики рекомендуют сразу удалять их и заменять на обычные электрозажимы типа «крокодил». Они надежнее. После колпачка обращают внимание на провод. Часто неполадки кроются в креплении в посадочном гнезде или, как вариант, могут быть проблемы с цоколем. Для проверки подойдет любой провод зажигания. Его нужно зачистить с обеих сторон и проверить на искру. Искра должна высекаться на массу на расстоянии не менее 5 мм. Но в идеале стоит проверить провод на стенде.
Конденсатор
Конденсатор — небольшая, но важная деталь. Он «отвечает» за защиту контактов от обгорания, а ещё повышает напряжение в катушке. Изготавливают этот узел из двух тонких лент алюминиевой фольги и еще двух — из парафинированной бумаги. Как видно, конструкция крайне проста, однако имеет повышенную уязвимость для повреждений. В идеале ленты свернуты и защищены металлическим корпусом. Однако при повреждении изоляции узел быстро выходит из строя, что может привести к ослаблению искры и сбоям в работе двигателя.
Итак, в первую очередь необходимо проверить:
- целостность корпуса;
- целостность изоляции обкладок;
- наличие обрывов соединений;
- утечку тока;
- искрение на контактах прерывателя.
Устройство конденсатора не располагает к ремонту, поэтому его проще всего заменить. В крайнем случае, если новые запчасти недоступны, подойдет автомобильный вариант. Перед установкой потребуется только удалить ненужный крепеж. Недостаток такого варианта — габариты: автомобильный конденсатор больше по размеру, чем нужно, и легко поддается механическим повреждениям. Но как временных вариант эта мера вполне хороша.
Контакт прерывателя
Следующий этап диагностики — проверка контактов прерывателя.В первую очередь, их поверхность должна быть чистой от нагара. Пригоревшие контакты зачищают инструментом непременно с тонкой (так называемой бархатной) насечкой. Если использовать обычную наждачную бумагу, это приведет к обратному результату: поверхности контактов останутся неровными, что вызовет повышенное подгорание и быстрый выход из строя. Зачищать контакты можно до тех пор, пока не нарушена целостность вольфрамового слоя. После этого нужно заменить их на новые.
Далее, контакты должны плотно прилегать друг к другу. Максимальный зазор при размыкании не должен превышать 1,5 мм.
Ещё одна частая проблема — вольфрамовые пластинки со временем отпаиваются. Здесь все просто — взять и припаять обратно. Также необходимо уделить внимание шинке и при необходимости исправить ее или заменить. Заключительный этап — осмотрит изоляции проводов.
Если под рукой нет нормальной изоляции, можно покрыть их лаком для ногтей — звучит странно, но как временная мера очень эффективно.
Катушка или трансформатор
Катушка — один из немногих неремонтопригодных узлов магнето. Зато и ломается она редко. Проблемы обычно кроются в высоковольтной обмотке. Всего обмоток у катушки две: низко- и уже упомянутая высоковольтная. В ней могут начать образовываться короткозамкнутые витки, после чего катушка выходит из строя. Ремонтировать ее бесполезно, проще заменить. После этого нужно зачистить контакты, если нужно, то подпаять места пайки, установить зазоры, и проблема должна быть решена.
Ротор
Ротор — это вращающийся магнит. В процессе эксплуатации он нередко подвергается механическим повреждениям. Они видны сразу. Разбитый ротор нужно заменить, предварительно вычистив корпус от его осколков. Заодно осматривают другие детали: смазывают подшипники и устраняют их люфт.
Важный этап — регулировка эксцентрика (кулачка). Она позволяет добиться оптимального искрообразования и, следовательно, обеспечить нужную силу тока. магнето нужно вращать ослабленный эксцентрик (кулачок) относительно его вала и добиваться наибольшей мощности тока. Процедура проводится на стенде с вращающейся дрелью.
Основные этапы:
- остановить дрель;
- ослабить винт;
- вставить отвертку в пазы кулачка и осторожно повернуть его примерно на 1мм по часовой стрелке;
- затянуть винт;
- включить дрель и проверить искру.
Если искра появляется на расстоянии 5-7 мм до корпуса, все правильно, регулировка магнето закончена. Если нет — все этапы повторяют заново. Полная настройка может занять до часа, однако результатом станет сильная и устойчивая искра.
Заключение
Существуют разные виды устройства, например, магнето МБ 1, ремонт которых производится по общему алгоритму. Это простые и надежные устройства, как правило, не доставляющие хлопот в обслуживании и ремонте. Неполадки с магнето могут привести к перебоям в работе двигателя, зато если поддерживать этот узел в порядке, надежный запуск и устойчивая работа мотора гарантированы.
Источник