Ремонт машин для инвалидов

Оборудования для ручного управления автомобилем инвалидом: установка, постановка на учет, преимущества и недостатки

Обычному человеку автомобиль нужен для того, чтобы решать простые задачи — добираться до работы или в магазин. А вот для инвалидов такая эксплуатация становится решением насущной проблемы. Люди, которые лишены возможности передвижения, могут реализовать ее только на колесах, соответственно, на автомобиле. К сожалению, в России и многих других странах до сих пор не производят специализированный транспорт, который может подходить для людей с ограниченными возможностями. Остается только один выход — поставить ручное управление на ТС. Рассмотрим, можно ли это делать с точки зрения закона и как проводится сама процедура.

Ручное управление на автомобиль может быть исполнено в нескольких вариантах:

В первом случае устройство позволяет управлять транспортным средством одной рукой, если нарушена функциональность второй. Главной проблемой в таком случае заключается переключение передач. Для управления системами ногу фиксируют ремнем для передвижения рычага при переключении передач. При этом, вспомогательные рычаги ставят на приборную панель или в области рулевого колеса.

Система для обеих рук позволяет управлять ТС только руками без использования ног. Педалями управляет специальный кронштейн. Все тяги и рычаги соединяются при помощи шарниров.

Преимущества и недостатки. Очень сложно сказать о недостатках системы, так как она разработана специально для людей с ограниченными возможностями. Говорить можно только о технических недоработках. Среди преимуществ можно выделить следующее:

  • удобное управление;
  • безопасное вождение;
  • простая установка;
  • возможность применения для всех людей.

Установка. Заметим, что нельзя проводить доработки и установку стороннего оборудования до тех пор, пока в ГИБДД не будет получено соответствующее разрешение. Без него нельзя вносить никакие изменения в конструкцию.

Выбор модели. Самое оптимальное решение — переделка автомобиля, оборудованного АКПП, так как одна нога изначально не задействована в управлении. Есть очень много автомобилей, с которыми возникают трудности при апгрейде. Например, сюда можно отнести машины со слишком маленькими приборными панелями. В небольшом пространстве не так просто поставить нужное оборудование. Если взять во внимание все сложности, лучше обращаться за такими доработками к профессионалам, которые успели наработать хорошую базу. Не самые удобные марки для установки стороннего оборудования — Nissan, Hyundai, KIA, Toyota.

Чтобы оформить изменения, нужно получить заключение в ГИБДД. Для этого следует предоставить ПТС, СТС и паспорт владельца. После того, как в отделении предоставят разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС, можно отправляться в компанию, где занимаются установкой ручного управления. После установки сотрудник центра должен предоставить все документы, касающиеся переделки. На завершающем этапе следует обратиться в ГИБДД, чтобы подтвердить реконструкцию. Заметим, что в это же время нужно будет оплатить госпошлину и предоставить квитанцию.

Итог. Установка ручного управления в автомобиль имеет очень много преимуществ. Так можно переделать транспорт для лиц, которые ограничены в возможности передвижения.

Источник

ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ.

Для человека с инвалидностью получение водительских прав один из способов стать свободнее в перемещении по городу и не зависеть от других. При этом сталкиваются с рядом сложностей:

– во-первых, это медицинская комиссия, именно от её решения зависит сможет ли человек в дальнейшем получить водительские права;

– во-вторых, поиск автошколы, которая сможет обучить будущего водителя с инвалидностью;

– в-третьих, покупка автомобиля, который бы подходил под потребности конкретного человека с инвалидностью;

– в-четвертых это переоборудование автомобиля.

В данной статье мы как раз поговорим про переоборудование автомобиля для водителя с инвалидностью и о том, как правильно оформить все необходимые документы.

КАКИЕ ВИДЫ ОБОРУДОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ?

В зависимости от вида коробки передач различают оборудование для механической коробки и коробки автомат.

В зависимости от вида инвалидности может потребоваться:

– перемещение педали газа/тормоза;

– установление удлинителей на педали газа/тормоза;

– установление ручного оборудования (вынесение педали газа/тормоза для управления руками/одной рукой);

– установление ручного оборудования для людей с шейными травмами;

– установление рукоятки на рулевое колесо.

ЧЕМ РЕГУЛИРУЕТСЯ ПОРЯДОК ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ?

КАК ПРОИСХОДИТ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ АВТО?

Перед тем, как вносить изменения в конструкцию автомобиля, проще говоря, производить переоборудование, необходимо:

1. получить заключение предварительной технической экспертизы транспортного средства. Чаще всего, эти документы можно получить в организации, которая в дальнейшем будет заниматься переоборудованием автомобиля.

Необходимые документы: заявка с описанием планируемого переоборудования, копия паспорта владельца ТС, копия СТС, копия ПТС, копия удостоверения об инвалидности.

2. Получение разрешения на переоборудование автомобиля в ГИБДД

Необходимые документы: заявление установленного образца, заключение предварительной технической экспертизы конструкции ТС, паспорт владельца ТС (если обращается не собственник, то нотариальная доверенность), ПТС, СТС.

Только после этого можно производить переоборудование автомобиля.

Без предварительного согласования владелец транспортного средства не имеет право вносить изменения в конструкцию автомобиля.

После того, как переоборудование автомобиля будет произведено, в организации, которая осуществляла переоборудование необходимо получить пакет документов: сертификат на оборудование, сертификат на выполненные работы, декларация об объеме и качестве выполненных работ по внесению изменений, протокол технической экспертизы после внесения изменений в ТС.

Читайте также:  Определение комплекса работ по ремонту автомобиля

Нередки случаи, когда в этой же организации по окончанию переделки можно оформить диагностическую карту, в случае, если невозможно оформить диагностическую карту на месте, необходимо найти стороннюю организацию, пройти тех. осмотр и оформить диагностическую карту.

После получения всех документов необходимо повторно обратиться в ГИБДД. Для начала необходимо в ГИБДД получить свидетельство о соответствии установленной конструкции требованиям безопасности.

Необходимые документы: заявление установленного образца, паспорт владельца ТС (если обращается не собственник, то нотариальная доверенность), ПТС, СТС, сертификат соответствия на оборудование, сертификат на выполненные работы, протокол технической экспертизы после внесения изменений в ТС, диагностическая карта проверки транспортного средства, подтверждение оплаты государственной пошлины. После получения свидетельства в ГИБДД вносится отметка в ПТС о внесенных изменениях в управление автомобилем и производится замена СТС.

Следует отметить, что без оформления всех документов, переоборудовать автомобиль нельзя, кроме того запрещено управлять автомобилем и без итогового согласования переделки автомобиля с ГИБДД и внесения отметки в ПТС о произведенных изменениях. За данное нарушение предусмотрен штраф ст. 12.5 КоАП РФ.

На нашем сайте вы также можете ознакомиться с порядком внесения автомобиля в федеральный реестр инвалидов и правилами парковки в 2021 году в данной статье.

Источник

Invaworld

Есть много способов сделать ваши возможности безграничными!

Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления

Обычному человеку машина нужна для решения простых бытовых задач, а вот для инвалида это просто насущная необходимость. Люди, лишенные свободы передвижения, могут реализовать ее только на колесах. К сожалению, в нашей стране не производят специализированные автомобили для людей с ограниченными возможностями. Единственный выход – установить ручное управление на автомобиль. Сегодня Invaworld.ru займется этим вопросом. Мы рассмотрим технические и правовые аспекты такой переделки.

Варианты переоборудования

Ручное управление на автомобиль имеет несколько разновидностей:

Для одной руки

Это устройство предназначено для управления авто с помощью одной руки, если функциональность второй нарушена. Главная проблема в этом случае – переключение скоростного режима. Для управления нога фиксируется ремнем для передвижения рычага при переключении скоростей, а вспомогательные рычаги управления устанавливаются на приборную панель или водительский руль.

Для обоих рук

Эта система позволяет управлять автомобилем руками, не используя ноги. Педали тормоза управляются через специализированный кронштейн. Все тяги и рычаги соединяются шарнирами и если двигать рычаг вперед – машина тормозит, назад – двигается. Если не трогать рычаг, он занимает нейтральную позицию.

Ручное управление на автомобиль: за и против

Трудно говорить о каких-то недостатках системы, если есть одно неоспоримое достоинство – возможность передвигаться. Обсуждать стоит только технические недоработки тех или иных систем.

Среди аргументов «за» ручное управление следует отметить:

  • удобство управления;
  • безопасность вождения за счет быстроты реакции;
  • простоту в монтаже;
  • возможность пользования авто не только для инвалида, но и для здорового человека.

Что в минусе? На самом деле поставить систему на отечественном авто не сложно, а вот иномарки «капризничают». Кроме того, визуально вся конструкция выглядит, мягко говоря, не эстетично.

Нюансы установки ручного управления на автомобиль

Имейте в виду: нельзя отдавать авто в переделку прежде чем будет оформлено соответствующее разрешение от ГИБДД на переоснащение. Без него нельзя вносить серьезные конструктивные преобразования, а ручное управление как раз подходит под это понятие. Только с таким разрешением вас примет специализированный автосалон по установке подобного оборудования. Не поленитесь проверить его лицензию, это будет гарантией качества и отсутствия проблем с ДПС.

Как выбрать модель авто для ручного управления

Самым оптимальным вариантом переделки считается апгрейд авто с автоматической коробкой передач, при котором одна нога не участвует в управлении.

Есть ряд авто, которые трудно адаптировать под нужды инвалида, но хороший мастер справится с любой задачей. Основные затруднения возникают с машинами с низкой приборной панелью. В тесном пространстве непросто установить нужные кронштейны и рычаги, не ограничивая место для посадки водителя.

Еще один неприятный момент в том, что установка системы рычагов негативно сказывается на состоянии кузова. Места креплений подвержены деформации и изломам.

Учитывая эти сложности особенно важно доверить установку системы профессионалам, которые гарантируют удобство пользования и сохранность авто.

На какие авто ручное управление ставится без проблем:

  • отечественные: модели ВАЗ 21 -103,110,15, 14, 13, 09, 099, 083, 074, Ларгус, Калина, Гранта, Приора, Нива, Ока;
  • импортные: Ниссан, Хундай, Киа, Дэу, Тойота.

Модели Опеля, Форда, Фольксвагена, Мерседеса и Ауди – не самые удобные для этой цели. Но нужно отметить, что импортный автопром оснащает свои машины вакуумной тормозной системой, которая легко управляется в ручном режиме.

Как оформить ручное управление на автомобиль в ГАИ

Первый этап – получение заключения. Для него потребует предоставить ПТС, регистрационное свидетельство и паспорт владельца авто. Заявление напишите на месте. После того, как эксперт ГИБДД даст добро на переделку, вы можете отдать его фирме, которая будет устанавливать устройство.

После монтажа системы установщик обязан предоставить вам сертификат на проведение работ, декларацию о внесенных изменениях, заказ-наряд и акт приемки готовой конструкции, который вы подписываете, если работа вас устроила. Помимо перечисленных документов, требуется оформить диагностическую карту техосмотра – это тоже обычно делает в фирме-установщике.

Последний этап – повторное обращение в ГИБДД для подтверждения реконструкции авто. От вас снова потребуют паспорт, все документы, предоставленные установщиком, техосмотр, ПТС. Потребуется еще оплатить госпошлину по квитанции.

Читайте также:  Соседи занимаются ремонтом машин

Ручное управление на автомобиль: нет ничего невозможного

Что получается в сухом остатке: ручное управление имеет несколько разновидностей, которые позволяют людям с разными аномалиями в состоянии здоровья управлять автомобилем. Перед началом переделки необходимо согласовать ее с ГИБДД. Реконструкцию лучше доверить сертифицированной фирме, которая может гарантировать качество работ и предоставить все необходимые документы для узаконивания апгрейда.

Если вы уже ставили ручное управление на свой автомобиль – напишите свои впечатления в комментариях, это будет интересно очень многим нашим читателям!

Источник

Машины для людей с ограниченными возможностями: своими руками

Я стучусь в один из боксов в гаражном кооперативе, которых в Тольятти бесчисленное множество. О том, что я не ошибся адресом, свидетельствуют лишь аккуратные роллетные ворота, белеющие в тусклом свете ртутных ламп. Указателей нет ни на въезде в ГСК, ни на самóм боксе, но это клиентам и не требуется: мир инвалидов тесен — и клиенты находят сюда дорогу.

Рольставни прячутся под потолок, и навстречу мне на инвалидной коляске выезжает Сергей — владелец компании по установке органов ручного управления на обычные автомобили. Когда после аварии у Сергея отнялись ноги, он быстро понял, что существующие конструкции разработаны инженерами, мало знакомыми с реальными нуждами инвалидов. Сначала Сергей разработал механизм для себя, затем с его изобретением ознакомились друзья по несчастью, а сейчас к нему обращаются не только жители Самарской области, но и люди с ограниченными возможностями из соседних регионов.

Конструктив

Что же не так с конструкциями, которые выпускаются годами? Их разрабатывали в то время, когда инвалидам по программе социального страхования предлагали автомобили из числа самых доступных — Оку и классические Жигули, на смену которым пришла Гранта. Ирония судьбы в том, что все конструкции проектировались для машин с механической коробкой передач, а с 2015 года по техрегламенту переоборудовать разрешено только машины с автоматической трансмиссией. Фактически инспектор может остановить автомобиль с наклейкой «Инвалид» и, указав на несоответствие техрегламенту, снять номера и отправить на штрафстоянку.

А как же Ока с электромагнитным сцеплением, которую выпускали в Серпухове? Это были машины серийного производства с оригинальным VIN-кодом, изначально лишенные педалей (их функции выполняли рычаги ручного управления), — но узел показал себя ненадежным. Поэтому многие владельцы были вынуждены устанавливать педали и навешивать дублирующее оборудование.

Еще одна сложность в том, что разработчики решали компоновочные задачи, плохо представляя потребности людей с ограниченными возможностями. Придумали, сертифицировали — и пустили в серию: всё равно Фонд социального страхования распределит эти машины среди инвалидов, которым некуда деваться. Хотя, как считает Сергей, по-хорошему надо такие проекты выставлять на конкурс, чтобы инвалиды могли выбрать наиболее удобную конструкцию, — и именно ее нужно дорабатывать и доводить до конвейера.

— Вы никогда не видели навесные комплекты? Они громоздкие, металлоемкие, требуют регулярного обслуживания. Только через десять лет после внедрения разработчики из «Унио Плюс» взялись за модернизацию своей конструкции. А каково инвалидам управляться с тремя рычагами! В иной ситуации приходится бросать руль, чтобы одной рукой выжать сцепление, а второй интенсивно тормозить…

Помимо челнинской фирмы «Унио Плюс» Сергей вспоминает компании Manual-Auto и «Мастер Химичев», базирующиеся, соответственно, в Ставропольском крае и под Челябинском. В выпускаемых ими навесных органах управления функции газа и тóрмоза совмещены в одной рукоятке, но вторая всё равно управляет сцеплением. И размещается эта сложная конструкция справа от руля — иначе будет затруднен доступ на водительское сиденье.

Зарубежные производители тоже предпочитают правостороннее расположение; их оборудование изначально рассчитано только на машины с автоматом и смонтировано не на рулевой колонке, а на полу, с тягами вдоль центрального туннеля. Делают неплохо, но и цена не бросовая — система с установкой тянет на 100 тысяч рублей.

— Я с самого начала столкнулся с тем, что ездить на механике мне крайне сложно, — продолжает Сергей. — С иностранными комплектами для машин с автоматом тоже не всё гладко: ручку «газ — тормоз» монтируют у туннеля, поэтому есть риск зажать ее парализованной ногой и лишить подвижности. Конечно, можно, садясь за руль, стягивать конечности ремнем, но нам и без того хватает сложностей. И я разработал конструкцию, которая оказалась удобнее всех аналогов.

Итак, если классическое отечественное оборудование является навесным (крепится оно на рулевую колонку), а зарубежные разработки условно назовем напольными, то запатентованный Сергеем механизм предполагает скрытую установку под передней панелью. Есть в его портфолио и традиционная навесная конструкция — но в обоих случаях рычаг управления газом и тормозом размещен слева от руля. Более простую схему демонстрирует Opel Astra хозяина фирмы, а скрытым комплектом оснащен Mercedes-Benz E 220d инвалида-колясочника Алексея, который накатал на нем уже 70 тысяч километров.

— Вниз — ускоряешься, вверх — замедляешься. Всё просто, — комментирует Алексей. — Я могу, сидя в неподвижном автомобиле, нажать левой рукой тормоз, чтобы правой передвинуть селектор автомата в «драйв», и спокойно тронуться. А в движении левой рукой управляю со штатного подрулевого рычажка световыми сигналами и — это же Mercedes! — стеклоочистителями.

При этом конструкция очень простая, компактная и прячется под панель так, что снаружи остается только рычаг управления. С педалью тормоза он соединен жесткой тягой с шарнирами, с педалью газа — тросом. Я проехал на этой машине несколько километров по городу, специально не касаясь педалей, — и даже без устойчивого навыка преодолел все светофоры и кольцевые развязки, используя только рычаг.

Читайте также:  Яма для ремонта грузовых автомобилей

— Если потребуется, рычаг можно снять всего за минуту — и за такое же время вернуть его на место, — комментирует Сергей. — С навесным оборудованием так не получится: люди тратят много времени на его демонтаж, а потом вынуждены заново его настраивать. В моей конструкции механизм скрыт панелью и никому не мешает.

В этом еще одно его достоинство. Традиционные комплекты громоздки, и никто не может предсказать, как они проявят себя в случае аварии — сертификация не предполагает краш-тестов. Представьте, что в современной машине сработает коленная подушка безопасности, а на ее пути окажется мешанина рычагов. А каково в случае аварии приложиться об эти рычаги коленями или руками?

Какие же требования предъявляются к производителям органов ручного управления? —

Наша деятельность не лицензируется, — отмечает Сергей. — Необходимо организовать серийное производство, чтобы выдерживать качество, — и можно получать сертификат в организации, которая выдает сертификаты на запасные части. Мы делаем образцы, оформляем документы, едем в сертификационный орган и получаем сертификат качества продукции. Второй документ — сертификат качества услуг, который дает право устанавливать выпущенное оборудование на автомобили. Для его получения необходимо иметь помещение, инструмент и квалифицированного установщика. Мастер производит монтаж в присутствии инспектора, который составляет заключение и выдает разрешительный документ. Технические условия на свою установку я разрабатывал самостоятельно. Затем мы пригнали Гранту с допоборудованием в московскую лабораторию, где ее сертифицировали за 17 тысяч рублей. А процесс монтажа инспектировал региональный инспектор — здесь, на месте, и обошлось это в восемь тысяч.

Предъявите документы

Для людей с ограниченными возможностями с прошлого года процедура оформления автомобилей с ручными органами управления усложнилась.

Купив автомобиль — обязательно с автоматом, — владелец до посещения установщика должен обратиться в аккредитованный центр НАМИ, который дает заключение о возможности установки выбранного оборудования на конкретную модель. Этот центр расположен в Москве, поэтому обычно заключение делают по фотографии (ориентируясь на сертификат производителя) и затем по почте высылают разрешение на установку. Получив его, инвалид отправляется в ГИБДД и подает заявление о том, что хочет смонтировать на свою машину дополнительные органы управления. С этими двумя документами он обращается к установщику, тот монтирует оборудование, затем инвалид вновь отправляет фото в НАМИ и получает заключение, что транспортное средство безопасно. С новой бумагой, сертификатом установщика и паспортом на устройство автовладелец обращается в ГИБДД, где ему ставят отметку в ПТС и СТС: «С ручным управлением».

Кстати, знаете, какие изменения отражены в документах на переоборудованную машину? Увеличение массы на два килограмма — и всё! Нужно ли тратить столько сил, особенно с учетом того, что машину в НАМИ на самом деле в глаза не видели?

Причем это далеко не все сложности, которые приходится преодолевать. Заключение о допуске инвалида к управлению автомобилем дает врач из медкомиссии, который в зависимости от возможностей будущего водителя указывает вариант управления — например, левой рукой и правой ногой или только руками. Здесь кроется еще одна проблема: чтобы инвалиду разрешили сесть за руль, необходимо развить на динамометре определенное нормативами усилие, — если после травмы руки слабы, за руль не пустят.

Скажете, такое ограничение — ради всеобщей безопасности? Так ведь требования писали, когда слаще вазовской «восьмерки» ничего не было. А теперь все автомобили — с усилителем рулевого управления, автоматом, системой стабилизации, и для управления ими не надо быть чемпионом по армрестлингу. Нормативы нужно пересматривать!

При этом инвалиды водят, как правило, аккуратнее обычных водителей. И понятно почему. Представьте, какие мучения их ожидают, если произойдет ДТП: нужно выбраться из машины на месте, потом мотаться в ГИБДД и страховую. И хотя сейчас госучреждения оборудуют пандусами, сделаны они для галочки, а не для людей.

А какова реальная потребность в машинах с органами ручного управления? Сейчас фирма Сергея производит не меньше 100 комплектов в год. В рамках программы Фонда социального страхования оборудуют по 30–60 машин в разных городах. Частные заказчики из Башкирии, Оренбурга, Пензы и Саратова приезжают в Тольятти два-три раза в месяц. Около 50 навесных комплектов с левосторонним рычагом управления уходят почтой для установки в сертифицированных центрах.

Органы управления для скрытой установки Сергей пока готов монтировать только у себя — он дает трехлетнюю гарантию на изделия и работы. Сейчас такими комплектами интересуется половина покупателей, благо разница в ценах не критическая: навесное оборудование на иномарку обходится в 14–15 тысяч рублей, а скрытое, вместе с монтажом, — в 20–25 тысяч. Комплект для трехпедальных Грант без монтажа стоит 12 тысяч, для тех, что с автоматом, — на пару тысяч дешевле.

Если оценивать спрос, то объем производства мог бы составить 30 тысяч комплектов за десять лет. Но для этого придется искать в регионах партнеров, нацеленных не на сверхприбыль, а на социальную сторону проекта. И выходить на автомобильных производителей — сначала тех, кто развивается на российском рынке. Потом, возможно, левосторонний рычаг с легким и компактным механизмом для скрытой установки придется по душе инвалидам, живущим за рубежом.

Источник

Оцените статью