- Порядок восстановления автомобиля после аварии
- Основные действия водителя после аварии
- Обращение к страховщику
- Сбор документов
- Оценка ущерба
- Восстановление автомобиля после ДТП
- У официального дилера
- На СТО по направлению страховой
- Собственный выбор СТО
- Как происходит направление на ремонт
- В каком случае нужна независимая экспертиза
- Сроки начала ремонта
- Требования к СТО
- Если машина на гарантии
- Можно ли после ДТП: разъехаться, ремонтировать авто, ездить, мыть или продать машину?
- Что можно и нельзя сразу после ДТП в 2021 году?
- Не останавливаться, если это опасно
- Выставить вместо аварийного знака другой предмет
- Убрать автомобиль
- Заводить машину
- Можно ли отъехать с места происшествия?
- Посадить другого водителя за руль
- Отвезти пострадавшего в больницу
- Можно ли разъехаться и уехать с места ДТП без последствий?
- Если я потерпевший и просто не хочу ждать – можно ли покинуть аварию?
- Если есть пострадавшие
- Что будет, если оформить ДТП после аварии?
- Кому можно получить страховку при аварии?
- Можно ли взыскать с виновника и что?
- Можно ли ездить на машине после ДТП?
- А мыть автомобиль?
- Можно ли ремонтировать авто?
- Через сколько разрешено приступать к ремонту машины виновнику?
- Можно или нельзя продать машину, не восстанавливая?
- Получится ли отозвать заявление и закрыть дело после ДТП?
- Возможно ли оспорить вину в ДТП и обжаловать европротокол?
- А если переписать имущество, чтобы не возмещать ущерб?
- Возможно ли восстановить тотальное авто и продолжать ездить?
- Если попасть ещё в одну аварию после первой?
Порядок восстановления автомобиля после аварии
Любая автокатастрофа оборачивается для водителя целым рядом проблем, начиная с разбирательство по поводу выяснения виновной стороны конфликта и заканчивая процессом ремонта пострадавшего транспортного средства. И если вопрос с определением инициатора аварии в полной мере возлагается на плечи инспекторов ГИБДД, то восстановление авто после ДТП является личной заботой автовладельца. Причем это касается и обладателей полиса ОСАГО, так как страховая компания может лишь предложить клиенту конкретное СТО, а не сделать за него выбор. Как правильно произвести оценку ущерба и где лучше проводить реконструкцию машины, выясним в статье.
Основные действия водителя после аварии
Попав в дорожно-транспортное происшествие, водитель первым делом должен убедиться в том, что другие участники аварии не получили серьезных травм. Далее, до приезда сотрудников Госавтоинспекции, автомобилисту следует оградить место столкновения специальными знаками, а само ТС обездвижить, заглушив мотор и включив стояночный тормоз.
По прибытию инспекторов ГАИ на место ДТП пострадавшие автовладельцы составляют письменное пояснение, которое в дальнейшем будет использоваться для установления виновнтка. Также полиция может опросить свидетелей (если таковые имеются) и просмотреть записи с видеорегистраторов.
Только после того, как работники ДПС составят протокол по дорожному происшествию, водитель сможет обратиться в страховую компанию за получением компенсационной выплаты. Как в подобном случае происходит оценка ущерба и дальнейший ремонт авто после ДТП, рассмотрим ниже.
Обращение к страховщику
Вне зависимости от того, каким полисом владеет автомобилист (ОСАГО или КАСКО), уведомить страховщика о возникшем дорожном конфликте он должен не позже, чем через 7 суток с момента происшествия. Сделать это можно двумя разными способами:
- Позвонить на горячую линию СК;
- Обратиться в офис компании, предоставляющей услуги по защите гражданской ответственности.
Важно знать! В первом случае следует ожидать выезда независимого эксперта на место ДТП, где и будут оформляться все необходимые документы для получения компенсационной выплаты. При выборе второго варианта пострадавшему водителю придется собирать все справки и бумаги самостоятельно, что уменьшает его шансы на полное покрытие материального вреда со стороны СК.
Сбор документов
Перед тем, как отдать свое авто после ДТП под восстановление страховой компании, водитель должен приготовить следующую документацию:
- Паспорт;
- Свидетельство о праве собственности на автомобиль (также подойдет генеральная доверенность и дарственная);
Действующий полис КАСКО или ОСАГО;
- ПТС;
- Водительские права;
- Заявление на получение компенсации;
- Постановление ГАИ о дорожно-транспортном происшествии, где указан виновник аварии.
Получив перечисленные справки, страховщик может приступать к оценке видимого ущерба, на что законом ему отводится не более 10 дней. Если СК намеренно игнорирует данные сроки или же посчитанная ею сумма компенсации слишком мала, то автовладелец оставляет за собою право подать на компанию судебный иск и провести собственную диагностику ТС с привлечением другого независимого эксперта.
Оценка ущерба
В обычном порядке процедура оценки материального ущерба проводится представителем страховой компании. Но законодательство РФ не запрещает автолюбителям осуществлять дополнительный осмотр изувеченного транспортного средства с привлечением независимого эксперта от СТО (за свой счет).
Определяется общая сумма затрат на ремонт машины после ДТП по следующему алгоритму:
- Оценщик внимательно осматривает кузов ТС и фиксирует повреждения внутренней конструкции;
- Выводится общая стоимость деталей, подлежащих замене, рассчитывается цена восстановительных работ;
- От получившегося значения отнимается процент по износу деталей (если автомобиль ремонтируется не у дилера).
Важно знать! В случае согласия водителя с установленной суммой компенсации, СК может производить наличный расчет с клиентом или же провести реконструкцию транспортного средства за свой счет. В обратной ситуации гражданин оставляет за собой право оспорить решение страховщика в суде и инициировать повторную оценку ущерба.
Восстановление автомобиля после ДТП
Все действия страховщиков регламентированы. Страховая компания предусматривает три точки, где можно ремонтировать автомобиль после ДТП по ОСАГО:
- У официального дилера;
- На автостанции, предложенной страховщиком;
- На СТО, которую выбрал сам клиент.
Чем предложенные варианты отличаются между собой, и какой из них лучше выбрать пострадавшему, рассмотрим ниже.
У официального дилера
Чаще всего на ремонте машины у дилера настаивают владельцы, чье транспортное средство имеет минимальный пробег. Ведь это может гарантировать высокое качество выполненной работы. Но страховые компании неохотно соглашаются на данный способ восстановления ТС, ввиду трех основных причин:
- Цена на детали у дилера намного выше, нежели на рынке или в обычном автомагазине;
- Стоимость изувеченного авто после ремонта заметно снизится, даже несмотря на то, что реконструкция будет выполнена профессионально;
- Средняя длительность пребывания ТС в автосервисе составляет от 1 до 2 недель, в то время, как дилеры тратят на этот процесс порядка 30-60 дней.
Если же клиент настаивает на данном варианте, то вполне вероятно, что СК откажется от восстановления его авто за свой счет, и просто выдаст водителю компенсацию деньгами.
На СТО по направлению страховой
Такой способ реконструкции автомобиля считается наиболее популярным среди страховых контор, так как он позволяет им сэкономить внушительную часть компенсационных средств. Дело в том, что СК выдают направления исключительно на те станции техобслуживания, с которыми у них составлен договор, получая взамен более низкие тарифы на сами восстановительные работы.
Важно знать! При этом автовладелец также остается в плюсе, поскольку регламент компании предусматривает для него гарантию по проделанному ремонту. А это значит, что в случае выявления дефектов водитель сможет произвести последующую корректировку ТС за счет страховщика, чего не предлагают официальные дилеры и частные станции техобслуживания.
Собственный выбор СТО
Как мы уже упоминали ранее, автовладелец сам вправе выбирать: где ему проводить ремонт машины после ДТП по ОСАГО. Но для того, чтоб отдать автомобиль на СТО по страховому полису, клиенту нужно получить согласие от СК. Исходя из этого следует вывод, что восстановить транспортное средство на любом автосервисе у водителя не получится. Причиной для отказа компании от станции техобслуживания может послужить банальное отсутствие у нее аккредитации.
Дополнительным минусом такого варианта является снятие ответственности по срокам выполнения ремонтных работ с СК. Ну а при наличии большой разницы между стоимостью восстановления ТС по меркам частной автостанции и сметой, составленной представителем страховой, компания и вовсе может подать на клиента судебный иск, заставив его провести независимую экспертизу за свой счет.
Как происходит направление на ремонт
После того, как потерпевший подаст все необходимые документы в СК, представители компании должны будут осмотреть изувеченное транспортное средство в течение 5 дней. Далее, имея на руках смету по стоимости ремонта, независимый эксперт от страховой фирмы составляет письменное направление на СТО, которое передается строго в руки клиенту.
Совет! Сам водитель может принять решение по использованию полученного документа в течение 20 суток. Если гражданин за отведенное ему время не успеет оспорить упомянутую бумагу, или загнать свое авто на указанную станцию технического обслуживания, то возможность восстановления ТС по полису ОСАГО для него аннулируется. И возобновить ее в дальнейшем не получится даже через суд.
В каком случае нужна независимая экспертиза
Многие водители считают, что проводить независимую оценку после аварии нужно в обязательном порядке, чтобы избежать возможного обмана со стороны СК. Но на деле эта процедура является абсолютно бесполезной для лиц, отдавших свое транспортное средство на ремонт по направлению от страховщика.
Другое дело, если автомобилист решает восстанавливать машину своими силами, требуя от фирмы денежной компенсации. Ведь в таком случае расчетная сумма по страховке не всегда будет совпадать с реальной стоимостью реконструкции ТС. И для того, чтоб не доплачивать собственные деньги, гражданину необходимо инициировать дополнительную экспертизу.
Обращаться в СК с новой сметой человек может как через иск, так и в досудебном порядке, путем отправления письменной претензии. При этом начинать лучше со второго варианта, так как полюбовное решение конфликта позволит клиенту сэкономить массу времени. Да и страховщики в подобных ситуациях предпочитают соглашаться на условия пострадавших, не провоцируя дальнейшее разбирательство.
Сроки начала ремонта
Согласно внутреннему регламенту страховых компаний, обеспечивающих защиту гражданской ответственности, срок проведения восстановительных работ по ОСАГО не может превышать 30 дней с даты передачи транспортного средства сотрудникам автосервиса. Дополнительно это положение регулируется законодательством РФ, а именно п. 15.2 «Закона про автогражданку». Его игнорирование со стороны СК может стать причиной для судебного иска, поданного от имени клиента.
Внимание! В качестве наказания фирма, ответственная за ремонт машины по страховому полису, будет нести убытки в размере 1% в сутки от общей стоимости реконструкции ТС. И присваивается эта неустойка исключительно потерпевшему гражданину. Исключением в данном случае можно считать лишь отказ человека от направления, выданного ему работниками СК.
Требования к СТО
Как мы ранее упоминали, при самостоятельном выборе станции обслуживания клиент должен согласовывать свое решение со страховщиком. Для того, чтоб не получить негативный ответ от СК, гражданину следует заранее убедиться в том, что выбранное им СТО отвечает следующим требованиям:
- Сервис находится в пределах 50 км от адреса проживания владельца транспортного средства;
- Работники станции гарантируют выполнение заказа в 30-дневный период;
Наличие аккредитации;
- СТО дает гарантию на произведенный ремонт (до 1 года).
Если же одно из вышеперечисленных критериев автосервисов не выполняется, то представители СК получают право отказать клиенту в выплате денежной компенсации с целью проведения самостоятельного восстановления автомобиля.
Если машина на гарантии
Если в дорожно-транспортном происшествии пострадал человек, чья движимая собственность находится на гарантии, то получить компенсационную выплату по ОСАГО он сможет только после выполнения следующих шагов:
- Пребывая на месте ДТП автовладелец должен уведомить СК о случившемс, и дождаться приезда независимого эксперта;
- После оформления протокола ГИБДД и проведения предварительного осмотра пострадавшего ТС, водитель обязан явиться в страховую компанию и подать заявление на возмещение ущерба;
- В течение 10 дней с момента попадания в ДТП автомобилисту необходимо предоставить свое транспортное средство на обширную диагностику с целью расчета полученного вреда.
Важно знать! Как можно заметить, процедура получения страховой выплаты по авто, находящемся на гарантии, не сильно отличается от процесса оформления компенсации для обычного ТС. Единственное, на что владельцу упомянутого автомобиля следует обратить внимание в данном случае – это сроки обращения в СК.
Мы узнали, где нужно ремонтировать машину на гарантии, если она попала в ДТП, и в какой период желательно подавать заявление в страховую контору. В заключение стоит добавить, что при несоблюдении внутреннего регламента ОСАГО, гражданин может получить отказ в возмещении материального ущерба. И тогда ему придется покрывать расходы на восстановительные работы исключительно из своего кармана.
Источник
Можно ли после ДТП: разъехаться, ремонтировать авто, ездить, мыть или продать машину?
Что запрещено после ДТП?
- ПДД содержат небольшой, но чреватый ряд обязанностей, которые необходимо соблюсти сразу после ДТП. И список не ограничивается выставлением аварийного знака и вызовом ГИБДД.
- Самое главное – ни в коем случае нельзя уезжать с места аварии, иначе можно попасть под лишение прав на долгий срок.
- Вообще, законодательство предусматривает такую причину избежать наказания, как крайняя необходимость. Её формально можно применить, если вы боитесь остановиться сразу после ДТП из-за риска ещё более массовой аварии. Но лучше всё же немедленно остановиться – Правила разрешают быстро после этого убрать машину с опасного участка проезжей части.
- К слову, убрать авто – не просто возможность, а в большинстве случаев обязанность. Во всех случаях, если машина создаёт препятствия, сначала нужно сфотографировать обстоятельства ДТП, а затем убрать её. Иначе штраф 1 000 рублей.
- Вы не можете по закону посадить за руль другого человека до приезда ГИБДД. Но, если никто не против этого, то последние не узнают о такой «перестановке».
- ПДД разрешают разъехаться, не вызывая полицию и не заполняя европротокол. Но неожиданное условие для этого – должны присутствовать все критерии для оформления европротокола: в частности, у обоих участников должны быть действующие полисы. Если в аварии есть пострадавшие или кто-то не согласен с виновностью, то уезжать нельзя.
- На автомобиле сразу после ДТП можно доехать до дома или автосервиса, кроме случаев езды без фар или задних габаритов в тёмное время суток, а также неработающих рулевой и тормозной системы.
- Что касается дальнейшей езды, то полученные повреждения не должны подпадать под Перечень неисправностей, при которых эксплуатация авто запрещена.
- А вот мыть автомобиль можно без каких-либо условий.
- В случае оформления ДТП по европротоколу, виновнику нельзя приступать к ремонту своей машины или утилизировать её в течение 15 календарных дней, не считая праздничных нерабочих. Но и после этого срока остаётся обязанность предоставить авто на осмотр страховщику.
- Правда, законодательство не даёт чёткого ответа, можно ли продавать автомобиль. Но и этого лучше не делать, дабы избежать возможного регресса.
- Если ваше авто признали тотальным, это ничего не значит. Вы всё также можете восстановить его, продолжать ездить после этого, приобретать новые полисы ОСАГО, продавать и покупать.
То, что вы обязаны делать при ДТП, достаточно чётко перечислено в ПДД. Однако, есть определённые обязанности и запреты и намного позднее после произошедшей аварии. И за их нарушения можно лишиться выплаты по ОСАГО и, наоборот, виновнику получить регресс, а также нарваться на штрафы ГИБДД, получить лишение прав и множество других негативных последствий. В данной статье мы исчерпывающе рассмотрим все ситуации, что разрешается и запрещается делать после дорожного происшествия. В частности, выясним, можно ли разъехаться и уезжать с места ДТП безнаказанно и в каких случаях, можно ли ездить на машине с неисправностями после аварии и мыть её, когда разрешено ремонтировать авто, в каких случаях допускается не оформлять, а также можно ли отъехать в сторону, пить, оспорить вину после ДТП.
Что можно и нельзя сразу после ДТП в 2021 году?
Итак, первые действия при дорожно-транспортном происшествии довольно чётко регламентированы, хотя и содержат некоторые неожиданные требования (скоро о них узнаете):
- в первую очередь, пункт 2.5 ПДД требует остановиться, включить «аварийку» и выставить аварийный знак,
- далее уже по ситуации – если нет пострадавших, нужно решать: либо вызывать ГИБДД, либо оформлять европротокол, либо вообще разъехаться, если соблюдён ряд условий,
- если причинён вред не только имуществу, то остаётся только один вариант – вызывать полицию,
- далее вам укажут либо приехать в ближайшее отделение или пост ГАИ для оформления, либо сотрудники сами приедут.
Есть ещё ряд условий при наличии пострадавших в ДТП, а также отдельные требования, перечисленные в пунктах 2.5-2.6.1 Правил. Настоятельно рекомендуем их внимательно изучить даже для повторения.
Для возможности заполнения европротокола без вызова ГИБДД есть отдельные условия, перечисленные в статье 11.1 закона Об ОСАГО. Но обратите внимание, на пункт 2.6.1 ПДД. В нём указано, что вы имеете право не оформлять ДТП после аварии, но вовсе не при условии, что не имеете друг к другу претензий, а в том числе, если соблюдены те же условия для оформления европротокола: отсутствие разногласий, вред причинён только имуществу, участников ДТП только двое, и у обоих есть действующие полисы страховки.
Ниже мы ещё не раз затронем эту тонкость законодательства. А пока давайте поговорим об отдельных действиях – что можно, а что нельзя делать непосредственно в самое ближайшее время после ДТП.
Не останавливаться, если это опасно
Здесь есть некоторое противоречие внутри требований ПДД:
- с одной стороны пункт 2.5 прямо обязывает вас остановиться сразу после столкновения в ДТП,
- с другой, есть иные пункты, запрещающие остановку – например, на автомагистрали; но и к вынужденной остановке по определению этого термина остановка после ДТП не относится.
Конечно, вас вряд ли оштрафуют сотрудники ГИБДД за прекращение движения в нарушение Правил из-за аварии из-за такой правовой коллизии. Однако, в нашем случае речь идёт о создании опасности для движения. Например, если вы попали в происшествие на МКАДе с плотным скоростным движением, то соблюдение ПДД может привести к ещё одному или даже массовому ДТП.
Но можно ли проигнорировать требование немедленно остановиться? На самом деле, в Административном кодексе есть статья 2.7, которая запрещает наказывать водителей, в частности, если правонарушение было совершено в целях предотвращения больше опасности, чем создало данное нарушение. Но при условии, что последствия предотвращённой опасности были соизмеримо меньше допущенной нарушением. И в данном случае данная статья должна работать. Вот только удастся ли вам апеллировать ей на практике, вопрос другой. Прогнозировать можно смело вероятность успешного избегания наказания как 50/50.
С другой стороны, пункт 2.6.1 Правил предписывает освободить проезжую часть в том случае, если вы создаёте препятствие для других машин, предварительно сфотографировав обстоятельства происшествия и всё, что имеет отношения к делу (повреждённые автомобили, дорожные знаки и разметку, общий вид, осколки и так далее).
Таким образом, ПДД запрещают игнорировать требование пункта 2.5 остановиться. Но вы можете сделать всё быстро, чтобы убрать машины с дороги и не допустить ещё столкновений с вашими повреждёнными авто. В конце концов, не ваша вина в том, что другие водители не соблюдают пункт 10.1 Правил.
Выставить вместо аварийного знака другой предмет
Это рационально в целях предупреждения других водителей о стоящем повреждённом автомобиле выставить при отсутствии знака аварийной остановки любой другой предмет: канистру, бутылку с водой – что угодно. Но, к сожалению, незаконно.
Пункт 2.5 чётко говорит о том, что вы обязаны поставить аварийный знак, а пункт 7.7 Перечня неисправностей обязывает возить его всегда с собой.
За данное нарушение предусмотрен штраф в размере 1 000 рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ.
Убрать автомобиль
Возвращаясь к 2.5-2.6.1 ПДД, обращаем внимание, что это обязанность участников ДТП. Но убирать машину можно только после фотофиксации всех обстоятельств ДТП, а в случае наличия пострадавших – в том числе после вызова ГИБДД, оказания тем первой помощи и отправки их на попутном авто в больницу, если это необходимо.
Обратите внимание, если ваша машина создаёт препятствие на дороге, но вы не выполнили обязанность убрать её после остановки, то это также может повлечь штраф 1 000 рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП.
Заводить машину
А это уже никак не запрещено. Разумеется, вы можете греться (или, наоборот, охлаждаться) в заведённом автомобиле или просто завести его без объективных на то оснований.
Однако, и здесь есть нюанс. Если ДТП произошло во дворе или жилой зоне, то стоянка с работающим двигателем в таких местах запрещена пунктом 17.2 Правил. Правда, в этом случае вас уж точно вряд ли оштрафуют.
Можно ли отъехать с места происшествия?
Данный вопрос также очень спорный. Многие автолюбители знают, что за оставление места ДТП можно лишиться прав – такое наказание предусматривает часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Так вот, грань между таким скрытием и отлучением весьма тонка.
Дело в том, что, согласно судебной практики 2021 года лишение прав на 1-1,5 года идёт вразрез с умышленной целью именно скрыться с места аварии, дабы избежать ответственности. Например, для потерпевших, не виновных в происшествии, такое наказание применяют редко.
Тем не менее, даже если вы решили уехать, например, в соседний магазин за водичкой или сигаретами и затем сразу же вернуться к месту происшествия, настоятельно не рекомендуем этого делать. Равно как крайне нежелательно уходить куда-то пешком, даже оставляя на месте машину (к примеру, домой покушать в ожидании приезда инспекторов ГИБДД).
В то же время, если вы просто решили убрать автомобиль с дороги, даже вопреки требованиям ПДД (не сфотографировали обстоятельства ДТП перед этим или ваше авто не создавало помех), то в этом случае статья с лишением прав также не должна применяться, так как вы не покинули место аварии. Здесь должна быть применена законно только часть 1 этой же статьи со штрафом 1 тысяча рублей.
Употреблять алкогольные напитки и наркотические вещества строго и прямо запрещено Правилами в период времени сразу после ДТП и до приезда сотрудников ГИБДД (или до вашего приезда в отделение для оформления). Так диктует пункт 2.7 ПДД.
Но на практике были случаи, когда происшествие оформлялось, к примеру, путём заполнения европротокола днём, но вечером в этот же день к участнику приезжали сотрудники ГАИ и освидетельствовали того на состояние опьянения, а затем лишали прав. Это редкие и исключительные случаи, а также незаконные, разумеется. Тем не менее, они в 2021 году есть.
Посадить другого водителя за руль
Можно ли подставить вместо себя другого водителя, если у вас, например, нет права управления, вы не вписаны в страховку ОСАГО, пьяны или по иным причинам? По закону, конечно же, отвечать за причинённый вред в гражданском и административном (а иногда и в уголовном) поле должен, собственно, причинитель такого ущерба.
Однако, если второй участник не против такого расклада, нет свидетелей, которые радеют, чтобы подтвердить, что за рулём во время ДТП был другой человек, то фактически ничего не мешает взять вину на себя подставному лицу. ГИБДД никак не узнает, кто был на самом деле за рулём машины в момент столкновения.
Отвезти пострадавшего в больницу
Возвращаемся к упомянутой выше главной тройке пунктов ПДД – точнее, к одному из них. В нашем случае 2.6 не просто разрешает, но и обязывает отвезти пострадавших в медучреждение, но при определённых условиях. В приоритетном порядке по убыванию вы должны выполнить следующие действия:
- вызвать скорую помощь сразу после ДТП, как будет известно о вреде здоровью людей и необходимости медицинской помощи,
- в случае необходимости вам нужно везти в первую очередь не на своей машине пострадавшего в больницу, а отправить на попутной,
- и только если невозможно выполнить 2 пункт (например, вы стоите на пустой дороге), то вы обязаны отвезти травмированного на собственном автомобиле, но затем обязательно вернуться на место ДТП.
Ну и во всех 3 случаях перед этим необходимо выполнить требования пункта 2.5 Правил: остановиться (иначе, как вы выясните о наличии пострадавших), включить аварийку и выставить аварийный знак, позвонить в полицию и сообщить о происшествии.
Можно ли разъехаться и уехать с места ДТП без последствий?
Как мы уже писали выше, пункт 2.6.1 (абзац 2) позволяет оставить место происшествия и не сообщать никуда и никому об этом. Но только при соблюдении следующих условий:
- в результате ДТП вред причинён только автомобилям, и их 2 – не больше и не меньше,
- обстоятельства происшествия не вызывают разногласий,
- у обоих есть действующие полисы ОСАГО.
Вообще, 2.6.1, вероятно, был написан таким образом, чтобы участники заполнили европротокол перед тем, как разъехаться после ДТП. Однако, буквально данный пункт описали лишь в виде критериев для оформления европротокола как условий покидания места происшествия – то есть заполнять извещение не обязательно.
Если я потерпевший и просто не хочу ждать – можно ли покинуть аварию?
Разумеется, выше не зря упомянут один из критериев – отсутствие разногласий по обстоятельствам ДТП. Если второй участник хочет вызвать сотрудников полиции, то и вам не следует уезжать. Тем более, это сейчас вы думаете, что попали в аварию не по своей вине. Однако, инспекторы могут решить иначе. И тогда уже не избежать лишения прав на долгий срок.
Если есть пострадавшие
Во всех случаях, если после аварии есть вред здоровью людей, следует вызвать сотрудников ГИБДД и следовать их указаниям. Пункт 2.6 как раз содержит требования при наличии пострадавших, и в нём чётко прописана указанная обязанность.
Бывает и так, что вы попали в ДТП и решили разъехаться со вторым участником, решив, что тот виноват, а у вас к нему претензий нет, либо если он возместил вам причинённый вред на месте. Но тот вернулся на место происшествия и вызвал полицию. Как результат, изначальный виновник представил обстоятельства в выгодном для себя свете, и. виновником уже становитесь вы. А, так как вы уехали с места аварии, то вам будет грозить лишение прав. Самое лучшее «лекарство» от таких автоподстав – расписка с указанием всех данных: о дате и времени ДТП, повреждениях, о виновнике, выполнении условий для оформления европротокола, отсутствии претензий у каждой из сторон и возмещении вреда одним из участников другому с указанием суммы.
Что будет, если оформить ДТП после аварии?
Если по тем или иным причинам вам не удалось зарегистрировать аварию сразу (а произойти это может по совершенно различным причинам), то ничего не запрещает при наличии согласия всех участников оформить ДТП позднее: через несколько часов, на следующий день, через несколько дней, неделю и так далее. Главное, не запустить этот срок, чтобы страховая компания не отказала по той причине, что повреждения явно получены ранее, чем дата происшествия.
А вот оформить ДТП задним числом не получится, если вы вызываете сотрудников ГИБДД. В случае же европротокола ничего не мешает провести такую махинацию.
- В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Кому можно получить страховку при аварии?
В 2021 году страхование работает таким образом, что возмещение причинённого вреда могут получить:
- потерпевший по ОСАГО, если у виновника есть действующий страховой полис,
- виновник, если у него есть страховка Каско.
Разумеется, виновник по ОСАГО ничего не сможет получить, потому как этот вид страхования предусматривает риск наступления ответственности после ДТП, а не страхует собственное имущество. Исключение – обоюдная вина. В этом случае каждый участник получает выплату в равных долях по количеству участников (например, по 50% от размера возмещения, если участников двое), либо согласно степени вины, если её устанавливал суд.
Можно ли взыскать с виновника и что?
Непосредственно причинитель вреда возмещает ущерб потерпевшему в следующих случаях:
- у виновника не было страховки ОСАГО (в этом случае не имеет значения его наличие у потерпевшего) – если виновник был просто не вписан в действующую страховку, то выплата будет (а затем будет регресс),
- если речь идёт о разнице между реальным размером ущерба автомобилю и расчётом страховой с учётом износа – увы, но с недавних пор Конституционный суд постановил, что взыскивать разницу по износу законно,
- когда речь идёт о моральном вреде при причинении ущерба здоровью или смерти пострадавших (ОСАГО моральный вред не компенсирует).
Можно ли ездить на машине после ДТП?
И снова возвращаемся к ПДД – точнее, теперь уже к одному из его приложений – Перечню неисправностей, при которых нельзя эксплуатировать авто. Можете просто прочитать все пункты и выяснить, можно ли при конкретно ваших повреждениях после ДТП передвигаться на автомобиле.
Но есть здесь и хорошая новость – пункт 2.3.1 ПДД указывает, что вы можете проехать от места ДТП до стоянки или до места ремонта с неисправностями, которые возникли в результате этой аварии. Но здесь есть исключения: если после ДТП не работают фары (хотя бы одна фара не горит или вы едете без неё) или задние габариты в тёмное время суток, тормозная или рулевая система, тогда ехать нельзя никак. Только эвакуатор!
Таким образом, есть 2 варианта возможности передвигаться:
- сразу после ДТП, чтобы доехать до дома или до автосервиса, вы имеете право при любых неисправностях, кроме случаев, если вы едете без фар, задних габаритов в тёмное время, а также с нерабочими тормозами или рулевым управлением,
- в последующем можно ездить, если повреждение после аварии не перечислено в Перечне неисправностей.
Например, при следующих последствиях после ДТП можно ездить на машине:
- если повреждён бампер, крыло и почти любые другие кузовные детали,
- если выстрелили подушки безопасности (а вот с нерабочими ремнями безопасности ездить нельзя),
- разбито стекло (только если отсутствует, передвигаться запрещено).
В противном случае вам может грозить штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Отдельная эпопея происходит с госномерами. Ездить без них запрещается. Если у вас отсутствует бампер или повредилась крышка багажника, то лучше прикрепить их приблизительно в то место, где они должны находиться, будучи на месте деталь, к которым они крепятся. Главное, не передвигайтесь с номером под лобовым или задним стеклом – это может грозить лишением прав на 1-3 месяца или штрафом 5 000 рублей по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ.
А мыть автомобиль?
И вот единственная безусловная возможность, которая доступна любым автолюбителям после ДТП. Мыть машину можно при любых повреждениях, в любые сроки после аварии и чем угодно. Главное, с ремонтом быть аккуратнее.
Можно ли ремонтировать авто?
А это уже будет зависеть от того, кем вы признаны в результате ДТП: виновником или потерпевшим, а также от способа оформления аварии.
Если вы в результате происшествия стали потерпевшей стороной и собираетесь получить страховое возмещение причинённого ущерба, то вам нельзя ремонтировать автомобиль самостоятельно. При этом, возможны 2 варианта развития событий:
- вам в любом случае запрещено восстанавливать машину после ДТП и до проведения осмотра или экспертизы повреждённого транспортного средства (пункт 11 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО),
- и после оценки автомобиля, если вы ещё не выяснили форму возмещения вреда, также пока ещё нельзя приступать к ремонту; только после того, как будет произведена выплата деньгами, можно начинать восстанавливать авто, если же вам выдают направление на ремонт, то в автосервисе вам и сделают машину.
В противном случае будет вполне законный отказ в страховом возмещении по ОСАГО на основании пункта 20 статьи 12 закона.
Через сколько разрешено приступать к ремонту машины виновнику?
Для виновника всё несколько строже по возможным последствиям. Хотя, большинство автолюбителей не совсем понимают работу законодательства в 2021 году. Но это касается только европротокола.
Здесь у вас как виновника ДТП есть 2 основные обязанности, регулируемые уже статьёй 11.1 указанного выше Федерального закона:
- не ремонтировать свой автомобиль в течение 15 календарных дней, кроме праздничных нерабочих, после ДТП и предоставить его на осмотр по требованию своей страховой компании,
- по истечении указанных 15 дней вы имеете право восстанавливать машину, но у вас всё ещё остаётся обязанность показать его страховщику по его требованию – хоть даже уже отремонтированным.
И виновника за неисполнение одной из этих обязанностей может ждать регресс. Пункт 1 статьи 14 ФЗ даёт такую возможность страховой организации. Но напомним, что речь идёт только об оформлении аварии с помощью европротокола.
Можно или нельзя продать машину, не восстанавливая?
А теперь усложняем вопрос. Для потерпевшего здесь пока остаётся всё простым – вы можете продать автомобиль, и тогда право требования во восстановлению переходит новому собственнику.
Для виновника же всё сложнее. Пункт 3 статьи 11.1 закона не говорит прямо об обязанности не продавать авто. Есть только 3 обязанности:
- предоставить авто по требованию страховщика,
- не ремонтировать в течение 15 дней,
- не утилизировать остатки в течение этого же времени.
А вот об отчуждении машины речи нет. И всё же лучше не продавать автомобиль в течение указанного срока, потому как именно обязанность по предоставлению машины страховой компании будет в этом случае неисполненной. И тогда вопрос с регрессом может быть актуальным.
Получится ли отозвать заявление и закрыть дело после ДТП?
Нет. Административное делопроизводство, в отличие от уголовного, не даёт возможности прекратить дело по мировому соглашению сторон. Это означает, что если ГИБДД, к примеру, осведомлено о скрытии с места ДТП виновника, то отозвать протокол на него не получится ни по заявлению потерпевшего, никак иначе.
Другое дело, что на практике 2021 года всё же иногда сотрудники идут навстречу участникам аварии, и можно уменьшить наказание в случае показаний потерпевших. Но не всегда.
Возможно ли оспорить вину в ДТП и обжаловать европротокол?
Да, конечно. Здесь нужно понимать самое главное – сотрудники ГИБДД никогда не определяют виновников происшествия, это делает только суд. Первые лишь выносят постановления. Однако, в общих случаях этого документа достаточно для обращения в страховую компанию за выплатой.
Тем не менее, если вы не согласны с тем, что в отношении вас вынесено такое постановление, то вы может его обжаловать. Делается это ровно также, как если бы вам просто выписали штраф на дороге или даже он вам пришёл бы с камер автофиксации. На обратной стороне полученной вами копии постановления (или определения – в зависимости от того, что конкретно выписали) есть реквизиты для подачи жалобы.
Если вам удастся отменить постановление, то дело обязаны направить на новое рассмотрение, где виновником станет уже второй участник.
А если переписать имущество, чтобы не возмещать ущерб?
Вам никто не запретит переоформить своё имущество. Однако, от возмещения ущерба вас это не спасёт. Самое печальное, что может ожидать вас в этом случае – это признание судом договора отчуждения (продажи, дарения, обмена и так далее – смотря как именно вы избавились от имущества) фиктивным и, вследствие этого, ничтожным. Так может произойти, если судья посчитает, что вы реально хотели избавиться от права собственности для того, чтобы избежать выплаты ущерба потерпевшим в ДТП.
Кроме того, ещё на этапе гражданского суда во время подачи иска потерпевший может подать ходатайство о наложении запрета на отчуждение на время судебных разбирательств.
Возможно ли восстановить тотальное авто и продолжать ездить?
Да. И любые происки страховых компаний в этом случае будут незаконными. Дело в том, что, если вашу машину признали тотальной после ДТП, это не означает её фактическую конструктивную гибель, и об этом знают страховщики, просто тщательно пытаются манипулировать клиентами.
Термин «тотальная гибель» – вообще сугубо экономический. Он означает, что стоимость ремонта автомобиля превышает цену самого авто (или близка к ней). Но ни в коем случае это не означает, что машину необходимо только утилизировать после получения выплаты по «тоталу». Это также подтверждает Верховный суд в Постановлении Пленума №58 от 26.12.2017 г. (пункт 42).
Таким образом, по закону вы имеете право после признания тотальной гибели автомобиля:
- восстановить его,
- поставить на учёт в ГИБДД,
- продать или купить,
- оформить новый полис ОСАГО.
Впрочем, именно с последним действием могут возникнуть проблемы, согласно сложившейся практики – страховые очень неохотно продают полисы и отказывают в заключении договора на том основании, что машину признали тотальной. Это, как мы уже указали, незаконно. Но за восстановлением своих законных прав вам, возможно, придётся обращаться в суд.
Если попасть ещё в одну аварию после первой?
Сколько раз можно попадать в ДТП в течение определённого промежутка времени – например, года? Неограниченное. Законодательство в 2021 году никак не наказывает за частые аварии, даже если во всех них вы признаны виновником. То есть не последует никакого более жёсткого штрафа, лишения прав, ареста и других мер ответственности просто за то, что вы попали во второе и последующие ДТП. Только за то нарушение, которое привело к аварии.
Тем не менее, ваша виновность в происшествиях и страховые случаи вследствие этого прямо влияют на стоимость страховки ОСАГО. Дело здесь в специальном коэффициенте – КБМ. Максимальное его значение может быть 2,45. И это значит, что, если вы попадёте, например, в 4 происшествия в течение года, в каждом из которых вас признают виновным, а потерпевший обратиться за возмещением, то в следующий страховой период стоимость полиса вырастет для вас условно в 2,5 раза.
Источник