- Что делать если не хватило денег на ремонт по ОСАГО
- Что делать, если полис не покрывает ущерб: пошаговая инструкция
- Кто доплачивает за ремонт
- Случай № 1: намеренное занижение страховой суммы
- Случай № 2: если стоимость ремонта больше выплаты
- Необходимые документы
- Как взыскать недостающую часть: особенности
- Подводим итоги
- Ремонт у официального дилера по ОСАГО: как добиться направления и что делать при отказе?
- Ремонт не у «официалов» – слетаем с гарантии: это правда?
- Как получить выплату вместо направления по ОСАГО?
- Как добиться ремонта у дилера?
Что делать если не хватило денег на ремонт по ОСАГО
Полис обязательного страхования предполагает определенный лимит выплат пострадавшему. В итоге денег на ремонт может не хватить. Рассмотрим подробно, что делать, если ОСАГО не покрывает ущерб, в каких ситуациях подобное возможно и каковы особенности такого ДТП.
Что делать, если полис не покрывает ущерб: пошаговая инструкция
Подобная ситуация может возникнуть в двух случаях:
- Страховая намеренно занижает сумму выплаты.
- Ремонт стоит больше, чем может выделить компания.
Порядок действий зависит от того, по какой причине выплаченная сумма оказалась маленькой.
Кто доплачивает за ремонт
Часто бывает так, что автосервис, не получив достаточную для ремонта сумму, требует доплаты с владельца машины. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению ТС, если он не виновен в происшествии.
Если выплата по ОСАГО рассчитана правильно, но денег не хватает на ремонтные работы, пострадавший вправе взыскать недостающие средства с виновника аварии. Перед выставлением требований к инициатору ДТП нужно произвести действия, описанные ниже (см. раздел «Если стоимость ремонта больше выплаты). Если расчет компенсации выполнен с ошибкой, то претензии надо предъявлять СК (см. раздел «Намеренное занижение страховой суммы»).
Таким образом, если компенсации по ОСАГО не хватило на восстановительные работы, доплачивает:
- страховщик, если он допустил ошибку в расчетах (и автовладелец ее доказал);
- виновник ДТП, если размер компенсации рассчитан правильно.
Важно! Обязательство виновника доплатить недостающую часть закреплено в ст. 393 ГК.
Случай № 1: намеренное занижение страховой суммы
В подобной ситуации нужно предпринять следующие действия.
- Запросить у СК копию акта о страховом случае. В нем должны быть указаны все обстоятельства автопроисшествия. Документ выдается по письменному ходатайству страхователя в течение 3-х дней с момента получения заявления (если акт уже составлен) или с момента оформления акта, если запрос подан до его готовности.
- Проверить правильность расчетов. Для этого можно воспользоваться справочником на сайте РСА. Если стоимость деталей уменьшена, значит, и страховая сумма рассчитана неверно. Важно учитывать, что подобная проверка является только предварительной оценкой перспективности спора со страховщиком и не заменяет профессиональной экспертизы.
- Получить независимую оценку ущерба. Для этого нужно обратиться в организацию или к отдельному мастеру, выполняющему подобные работы, при условии, что он внесен в общий реестр и имеет право на данную деятельность. Стоимость услуги зависит от региона, а квалификацию работника можно проверить на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
- Направить досудебную претензию страховщику. Это обязательный этап перед подачей искового заявления (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). В течение 10 дней компания рассмотрит обращение, выплатит недостающую сумму либо отправит официальный отказ в удовлетворении требований. Если за это время не получен ответ, можно готовить исковое заявление в суд. Претензия составляется в свободной форме с указанием реквизитов сторон, обстоятельств ДТП, требований к страховщику, даты и подписи заявителя.
- Обращение в суд. В исковом заявлении нужно указать те же факты, что и в претензии. Также следует дополнить его информацией о попытке досудебного урегулирования вопроса, требованиями о возмещении издержек и неустойки за каждый день просрочки (1% от разницы в положенной и полученной компенсации и/или 0,05% за каждый день несоблюдения сроков письменного ответа на претензию).
Обратите внимание! Если стоимость иска составляет не больше 1 млн рублей, госпошлина не уплачивается. Если размер требований не превышает 50 тыс. рублей, заявление направляется в мировой суд, если больше – в районный.
В случае успешного завершения процесса, кроме основных выплат, потерпевший может рассчитывать на перечисление штрафа, который будет составлять половину от разницы выплаченной и полагающейся сумм.
Случай № 2: если стоимость ремонта больше выплаты
В такой ситуации следует руководствоваться ч. 1 ст. 1064 ГК, согласно которой ущерб должен быть компенсирован лицом, причинившим его. Т. е., если не хватило денег на ремонт по ОСАГО, следует взыскать недостающую сумму с виновника автопроисшествия.
Для этого необходимо предпринять следующее.
- Получить документальное подтверждение размера ущерба путем проведения независимой экспертизы.
- Направить досудебную претензию виновнику автопроисшествия с требованием о выплате недостающей суммы.
- В случае отказа направить исковое заявление в суд. Исполнительный лист после вынесения постановления следует передать в Службу судебных приставов, если виновник отказывается добровольно исполнять решение.
Таким образом, общий порядок действий при получении недостаточной компенсации после ДТП:
- удостоверение в том, что выплата не покрывает ущерб;
- попытка урегулировать проблему мирным путем через направление досудебной претензии страховщику либо виновнику аварии;
- обращение в суд, если иначе разрешить ситуацию не получается.
Необходимые документы
При досудебном урегулировании понадобится минимум документов:
- акт о страховом случае;
- отчет независимого эксперта.
Если дело направляется в суд, данный список нужно дополнить:
- копией паспорта;
- документами на авто (ПТС и СТС);
- справкой о ДТП;
- протоколом;
- полисом ОСАГО;
- копией досудебной претензии;
- копией ответа от страховщика или виновника (если ее нет, нужно приложить почтовую квитанцию, подтверждающую факт отправки претензии);
- аудио/видеоматериалами и показаниями свидетелей в качестве обоснованности своих требований (если они есть);
В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться дополнительные документы.
Как взыскать недостающую часть: особенности
- Чтобы получить средства с виновника, если не хватило выплаты от страховой, нужно действовать по алгоритму, приведенному выше.
- Проведение независимой экспертизы обязательно, так как только на ее основе устанавливается размер ущерба.
- Соблюдение досудебного порядка урегулирования проблемы остается на усмотрение страхователя. Если взыскание производится с виновника, можно сразу подавать в суд.
- В суд нужно обращаться в обязательном порядке, если нанесен не только материальный, но и моральный ущерб (причинение вреда жизни и здоровью). Согласно судебной практике подобные требования удовлетворяются почти всегда.
Подводим итоги
Несмотря на обязательство страховых компаний компенсировать ущерб, причиненный в результате ДТП, пострадавшему не всегда удается получить сумму, которая достаточна для восстановительных работ. Особенности подобных ситуаций следующие:
- страховой выплаты может не хватить в двух случаях: страховщик намеренно занизил ее размер либо ремонт оказался дороже, чем допустимая компенсация;
- если сумма занижена намеренно, деньги взыскиваются со страховщика, если восстановительные работы оказались слишком дорогими – с виновника аварии;
- чтобы претендовать на дополнительную выплату, нужно получить копию акта о страховом случае и провести независимую экспертизу, на основании которых можно судить о целесообразности начала спора;
- досудебный порядок решения вопроса является обязательным, когда деньги взыскиваются со страховой, когда претензия направляется виновнику, пострадавший может сразу обратиться в суд;
- при инициировании процесса можно получить не только дополнительные финансовые средства на восстановительные работы, но и неустойку за каждый день просрочки, а также возмещение судебных издержек;
- если причинен не только материальный, но и моральный ущерб (жизни или здоровью), вероятность выигрыша судебного процесса почти гарантирована;
- перед началом спора необходимо подготовить пакет документов, который дополняется при направлении дела в суд.
Таким образом, если сумма, полученная от страховой после происшествия, оказалась слишком маленькой для восстановления машины, можно получить недостающие средства, инициировав спор.Доплачивать будет СК либо виновник аварии.
Источник
Ремонт у официального дилера по ОСАГО: как добиться направления и что делать при отказе?
- На сегодняшний день в законодательстве такого понятия как «слететь с гарантии» нет – даже при ремонте не у официального дилера гарантийного автомобиля.
- Если у страховщика есть действующие договоры с ОД, а вашему автомобилю менее 2 лет, то вам обязаны выдать только направление к дилеру.
- В противном же случае есть шансы получить такое направление, но только при удовлетворении последнему условию с возрастом машины.
Обслуживание и ремонт автомобиля исключительно в дилерских центрах – вопрос гарантии. Многие автолюбители считают, что можно слететь с гарантийного срока, если поехать в другой автосервис. Но что делать, если страховая компания по ОСАГО отказывает в направлении к официальному дилеру и отправляет в свою сомнительную СТО? Как добиться ремонта у «официалов» или получить выплату в 2021 году, если у страховщика нет заключённых договоров с ними? Давайте выяснять!
Ремонт не у «официалов» – слетаем с гарантии: это правда?
Нет. Это миф, рождённый, пожалуй, самими авторизованными дилерскими центрами в угоду привязки к себе клиентов после покупки ими автомобиля. И дело тут не столько в том, что дилер просто не узнает, если вы по направлению на ремонт от страховой восстановите машину в другом сервисе. Дело именно в том, что «официалы» просто лукавят, и закон на вашей стороне.
Но какой закон? Конечно же, О защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП)! Просто приведём несколько важных фактов:
- В ЗоЗПП вообще нет такого понятия, как «слететь с гарантии» – данный закон оперирует терминами «срок службы» и «гарантийный срок» – в течение последнего продавец обязан за свой счёт устранить недостатки товара (автомобиля в нашем случае) и организовать оценку его качества,
- официальный дилер отвечает за недостатки транспортного средства в течение гарантийного срока, и на него ложится бремя доказывания, если такие недостатки возникли по вине водителя,
- дилер не имеет права обуславливать гарантию какими-либо дополнительными платными услугами, в том числе проведением ТО в своих стенах.
Из этих 3 пунктов можно сделать простой вывод: в любом случае, где бы вы ни ремонтировали автомобиль, при обращении по гарантии в будущем официальный дилер обязан доказать тот факт, что та или иная поломка возникла в результате некачественного ремонта, а такого понятия, как «автоматически слететь с гарантии» не существует, и это незаконно.
Итак, теперь мы выяснили, что даже если вы согласитесь на направление на ремонт от страховой и отремонтируете свою машину после ДТП не у официального дилера, то автоматически слететь с гарантии вы не сможете.
Но что делать, если мы принципиально не хотим ремонтироваться не у официалов, не доверяем автосервису по направлению?
Как получить выплату вместо направления по ОСАГО?
Если для вас не принципиально, и вы при отсутствии у страховщика договоров с дилерами по вашей марке и модели автомобиля согласны на выплату, то законодательство 2021 года даёт вам возможность её получить, но с одним важным условием.
Вы можете получить выплату вместо направления на ремонт, если у страховой компании не заключён ни один договор с «официалами» по вашему автомобилю при его (авто) возрасте не более 2 лет.
Дело в том, что натуральное возмещение в ОСАГО – это обязательный и приоритетный вид возмещения ущерба, нежели выплата. То есть это даже не желание страховой компании, а обязанность. Но есть в законе и исключения из этой обязанности, когда страховщик должен только произвести выплату деньгами.
И одним из таких исключений является возраст автомобиля не старше 2 лет с даты производства. Об этом нам говорит пункт 15.2 статьи 12 Федерального закона Об ОСАГО.
Обратите внимание, речь идёт именно о 2 годах с даты выпуска, а не продажи вам машины.
Но значительный минус получения денег вместо направления на ремонт к официальному дилеру является то, что выплата по ОСАГО считается с учётом износа, а при ремонте страховщик обязан организовать новыми деталями восстановление автомобиля до состояния, которое было до ДТП. Следовательно, при выборе вами выплаты денег и далее ремонта своими силами у дилера с большой долей вероятности этих денег от страховой не хватит. Поэтому далее мы рассмотрим возможность понуждения страховщика организовать ремонт.
Как добиться ремонта у дилера?
Если вы всё же хотите получить исключительно ремонт у ОД, то следует иметь в виду, что это будет невозможно сделать законным способом в 2 случаях:
- вашему автомобилю более 2 лет – тогда страховщик по ОСАГО имеет полное право направить вас в неофициальную СТО,
- у страховой организации нет заключённых договоров с вашими дилерами.
И наоборот, при соблюдении этих 2 условий есть законный шанс получить направление на ремонт именно к официальному дилеру.
Но есть небольшой шанс отремонтироваться в ОД, даже если у страховой нет договора на ремонт у них. Дело в том, что по факту страховые компании могут перечислить денежные средства по реквизитам дилера. Но будьте готовы, что воевать в этом случае придётся всеми силами.
Но затрудняет возможность добиться ремонта в дилерском центре новый закон о финансовом уполномоченном – это ещё одно звено в нашей цепочке, которая может привести нас к поставленной цели.
Таким образом, правильный по закону 2021 года порядок должен нижеследующий.
- В первую очередь, вам необходимо подать заявление о страховом возмещении, где указать требование о выдаче направлении на ремонт с уточнением, что вашему авто менее 2 лет, и вам требуется ремонт исключительно в сервисе официального дилера вашей модели автомобиля, как того требует закон Об ОСАГО. Такое заявление можно подать в электронной форме в личном кабинете на сайте вашего страховщика (возможность подачи должна быть предусмотрена страховыми компаниями по закону).
- Далее вам следует получить карту клиента официального дилера – все реквизиты организации.
- После того, как вы получите отказ в первичном заявлении (1 пункт выше), направьте повторное заявление с выбранным вами дилерским СТО и полученными на предыдущем шаге реквизитами. Отказ на первом шаге вы получите с большой долей вероятности, если у страховщика нет договора с ОД, и, наоборот, с низкой долей вероятности, если такой договор заключен.
- Если на этом шаге вы также получите отказ (а при отсутствии действующих договоров шансы этого высокие), вам нужно обратиться к финансовому уполномоченному. Это можно сделать через личный кабинет на официальном сайте финомбудсмена и другие онлайн-сервисы.
- Дополнительно на этом шаге можно подать жалобу через официальный сайт Центробанка о незаконных действиях страховой и попросить выдать по этой жалобе предписание по организации ремонта.
- Только после рассмотрения финуполномоченным заявления можно подавать в суд на страховую. Но на данном этапе шансы выиграть дело уже снижаются. Дело в том, что при требовании в исковом заявлении организации ремонта, страховая сошлётся на невозможность этого (при отсутствии действующего договора с дилером по ОСАГО), и вы получите только выплату деньгами либо понуждение суда о проведении ремонта уже не в официальном дилерском центре.
Источник