Как обслуживали и чинили машины в СССР. Рассказываю про свой личный опыт
Те кто ругают автодилеров за качество сервисного обслуживания явно не владели машиной во времена СССР. Рассказываем про официальный сервис жигулевской эпохи – как это было в действительности
Строительство тольяттинского автозавода принесло с собой не только новые автомобили – считай, настоящие иномарки, как тогда казалось. ВАЗ обещал нечто большее: любой владелец «жигулей» получал право обслуживать свою машину не где придется, а на фирменной станции. Это называлось «Техобслуживание».
Уже позднее юмористы начнут пояснять, что термин «Техобслуживание» при ближайшем рассмотрении означает «Обслуживание тех», а вовсе не «этих», которые толпятся в очереди. В фильме «Инспектор ГАИ» образ директора такой сервисной станции, созданный Никитой Михалковым, говорит сам за себя. Но поначалу всё это казалось круто и правильно. Пресса усиленно создавала красивый миф: дескать, ваше дело только приехать в удобное время, а квалифицированные мастера все сделают за вас. И даже перекрасят машину, если вашей подруге вдруг надоест ее цвет…
Альтернативы не было никакой. Обладатели москвичей и волжанок обслуживались, где придется – вплоть до таксопарков, куда проникали кто как умел. Поэтому вазовская инициатива казалась классной – ну, наконец-то пришла цивилизация.
Однажды впервые посетить цивилизацию довелось и автору. Отец заявил, что пора кому-то понюхать пороху и отправил на очередное техобслуживание семейного жигулёнка меня. Кататься, мол, каждый горазд – ты вот с настоящей жизнью познакомься. И я поехал…
Техническое обслуживание
Записаться на техослуживание (ТО) было не очень сложно – если, конечно, удастся дозвониться. Называешь номер машины и ее пробег – автоматически попадаешь на ТО нужного типа. Остается встать пораньше и прибыть по нужному адресу… Это я успешно проделал – за несколько часов до открытия станции. И понял, что я – не первый. И даже не десятый…
Уже в 6 утра перед воротами тянулся длинный хвост из разномастных «жигулей». Причем в машинах, расположенных перед воротами, сиденья были разложены для спанья: бывалые приехали сюда еще вчера. Ну, что делать – с позором встаю в конец. За мной постепенно пристраиваются те, кто проснулся позже. Через несколько часов начинается бардак: открываются двери и толпа несется на второй этаж.
Очередность по ходу дела лихо меняется. При этом я понимаю, что само по себе ТО мало кому нужно – куда интереснее «мелкий ремонт». Бывалые едут сюда именно ради него. Скажем, им нужно заменить шаровую опору или главный тормозной цилиндр, а где их взять? В продаже их практически не бывает, а вот на станции ТО они иногда появляются…
Но и тут тоже не все просто: над приемщицей висит доска объявлений с перечнем деталей. Мелкий ремонт, говорите? Что ж, в наличии следующее: главных тормозных цилиндров – 0, верхних шаровых – 3, нижних – 1. А на ТО – отдельный список: главный тормозной – 1, регулятор давления – 2 – и т. д. Почему именно так – без понятия.
Толпа рвется в окно – приемщица рычит, кричит, краснеет и воспитывает.
Минут через сорок получаю какие-то бумажки – то ли пропуск, то ли накладную. Бегу на улицу за машиной. И понимаю, что многие, стоявшие сзади, меня опередили, заняв освободившиеся места передо мной! Да, сюда лучше приезжать с помощником.
На территорию станции въезжаю часа через два. Еще через час вползаю под крышу. Внутри очень тесно – машины разъезжаются почти впритирку. Но вот я попадаю на первую яму. Похоже, здесь меняют масло.
Крестовина и бегунок
Мое ТО предусматривает двойную замену: и моторного, и в коробке. Здороваться с клиентами здесь не принято – посетители застенчиво улыбаются, а местные живут своей жизнью. Один открывает капот, быстро выдирает два фильтра, сует куда-то заправочный пистолет, потом исчезает. Снизу доносится скрежет – это радует: значит, мне что-то чинят! Еще через пару минут капот захлопывается и мне машут рукой – вперед, мол.
Пускаю мотор – горит лампа давления масла! Однако испугаться не успеваю: лампочка гаснет. Позже мне пояснили, что так и должно быть, когда новый фильтр пустой. Но тогда было немножко не по себе…
Проезжаю к подъемнику. Здесь со мной поздоровались: мастер солидный… Он копается в моторе – регулирует клапаны и т.п. Прошу заодно поменять Тосол – мастер удивляется. В данное ТО такая работа не входит. Надо открыть отдельный заказ-наряд – а это снова наверх, в окошечко с мегерой. Ладно, ну его…
Затем происходит чудо. Мастера перешептываются, а до меня долетает слово: крестовина! Мастер вполголоса говорит мне:
Это – супердефицит, а мужик идет мне навстречу. Неважно, что придется заплатить за работу, которой не будет, но иначе эту детальку не раздобыть. Мастер делает пометку в моих бумажках – дескать, необходимо заменить, я куда-то бегу и минут через 20 у меня в кармане появляется квадратная коробочка. Забегая вперед, скажу, что она мне пригодилась года через три!
Мне регулируют стояночный тормоз, делают сход-развал, затягивают ступичные гайки… К шести вечера я становлюсь полноправным членом сообщества: ТО позади! Машина сильно заляпана грязными лапами, в кармане на 60 рэ меньше, но зато я выдержал экзамен.
А машина… не выдержала!
В паре километров от станции мотор дергается и глохнет. Вскоре понимаю, что накрылся бегунок (это ротор распределителя зажигания, если кто-то не в курсе). Бросаю машину у тротуара, выгребаю все квитанции и несусь обратно. Проникаю на станцию, нахожу мастера: мол, спасайте!
Тот сочувственно кивает: бывает, мол… Но помочь не может: машина ушла с территории, а потому надо записаться, встать в очередь…
– Выпишите на другую машину! – набираюсь наглости я. – Я за всё заплачу!
Мастер качает головой – зачем ему это нужно? Хочется плакать от унижения. До ТО машина ехала, а после ТО померла.
– У меня есть бегунок! – доносится голос из соседней машины.
Незнакомый владелец белой «копейки» роется в багажнике и протягивает мне новенький бегунок из своих запасов – берите, мол, раз такое дело. Отдаю 4 руб, искренно благодарю незнакомца и бегу обратно. Диагноз оказался верным, и я добираюсь до дома. Усталый, голодный и злой.
12 литров вместо 8
Через пару недель я выяснил, что расход топлива подпрыгнул аж до 12 литров на сотню вместо привычных 8! Понятно, что мне испортили мотор. Еду на станцию, объясняю, кричу – на меня смотрят с полным безразличием. Дескать, ездить надо уметь. Ну, если хочешь, записывайся на диагностику, на ремонт, и жди…
Короче говоря, причину я нашел сам! Движок оказался ни при чем, а вот ручной тормоз халтурщик-слесарь затянул мне так, что вывешенное колесо не проворачивалось вообще… Два гаечных ключика и 10 минут времени не только устранили проблему, но и добавили веры в собственные силы.
А дядя Вася – лучше!
Визитов на подобное «обслуживание» было много. И чем чаще приходилось там бывать, тем сильнее хотелось познакомиться с каким-то гаражным дядей Васей, у которого есть голова, руки и набор запчастей на все случаи жизни. От распредвала до крестовины.
А в итоге я привык полагаться только на себя. Жигулевский багажник всегда был заполнен чем-то очень нужным: Бегунков всегда было штуки три. Плюс тормозуха, трубочка с баночкой для прокачивания тормозов, тестер, пусковые провода, масло, антифриз, ключи всех мыслимых тогда мастей, щупы для регулировки клапанов, паяльник на 12 В (сам сделал!), полная канистра с бензином, буксировочный трос, лампочки всех типов, изолента, несколько камер, подставка под домкрат (чтоб не тонул ни в грунте, ни в асфальте)… И т. д, и т.п.
Тогда это было совершенно нормально. Стоит ли говорить, что отчасти поэтому поездка в Ленинград казалась мне ближайшей родственницей полета на Амальтею…
Источник
Ремонтирую машину во дворе. Что мне за это будет?
Хорошо в наше сложное «карантинное» время тем, кто живет в частном доме и ставит машину во дворе. Полное раздолье — хоть капремонт двигателя проводи. Жителям многоквартирных домов повезло гораздо меньше, даже если автомобиль стоит возле подъезда.
Итак, что можно, а чего нельзя делать с машиной в собственном дворе и какие коррективы внесла эпидемия?
За что могут оштрафовать?
Если вы проживаете в Московском регионе, то знайте: долив омывайки, установка запаски и протирка стекол не являются нарушением режима самоизоляции. По большому счету, все это обычная подготовка автомобиля к поездке, скажем, в тот же магазин. Только не забудьте оформить соответствующий пропуск!
Другое дело, если вы затеяли грандиозный ремонт или мойку кузова. За такие действия вас могут оштрафовать и по законам «мирного» времени. К примеру, однажды моего знакомого оштрафовали во дворе за то, что он менял на своем стареньком Москвиче аккумулятор. Поскольку он не бросил старый аккумулятор, тем самым загрязнив территорию, не пролил из него электролит, а собирался поставить в багажник, и затем сдать за 500 рублей — его просто развели. К тратам на новую АКБ добавились 3000 рублей штрафа.
Что на самом деле запрещено?
В п. 2.8 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645–10» сказано: «На придомовых территориях запрещается производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели». Согласно статье 6.4 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, за нарушение этих норм граждане будут оштрафованы на сумму от 500 до 1000 рублей.
Если загрязнение территории при проведении работ произошло, то согласно Постановлению «О Госнадзоре и административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства» владелец будет оштрафован на сумму от 3000 до 5000 рублей.
Что можно?
Формально — возиться с электрикой: менять лампочки, устанавливать новые музыкальные устройства и динамики, сигнализации и противоугонки. Только звуковые устройства, испытывайте, пожалуйста где-нибудь на пустыре или не на полную громкость в закрытой машине.
Спустила шина? Вот наша инструкция по самостоятельному ремонту. Если нет желания возиться с ремонтом, ставьте запаску. Не запрещено менять не только одно колесо на запасное, но и все четыре. То есть в теории можно провести сезонную переобувку. По крайней мере, так
было до пандемии. Однако теперь жители столичного региона (и некоторых других) легко могут получить штраф за нарушение режима самоизоляции.
За время долгой стоянки мог разрядиться аккумулятор. Ситуация неприятная, учитывая, что «прикурить» особо не у кого. Если у вас в семье несколько мужчин, то машину с механической коробкой передач проще всего запустить «с толкача». А можно отнести аккумулятор домой и «подкормить» специальным зарядным устройством. Нет такого? Тогда держите лайфхак, только имейте в виду, что без должных знаний и навыков им лучше не пользоваться.
Сейчас вы все поймете сами: аккумулятор автомобиля можно оживить с помощью зарядника, например, от ноутбука, который дает 19 Вольт. Его, с соблюдением полярности, надо соединить с батареей через лампу от фары. Лампа мощностью 55–60 Вт будет гореть вполнакала забирая на себя излишек напряжения. Заодно по ее яркости можно судить о степени заряда батареи. Пока горит сравнительно ярко — идет интенсивный заряд. По мере пополнения запаса энергии в батарее она будет светить все слабее. АКБ оживет за несколько часов.
И уж точно не стоит сейчас менять динамики или магнитолу, да и переобувать машину в летний комплект колес. Ведь покидать квартиру можно только для очень узкого круга задач, среди которых ремонт или техническое обслуживание машины не наблюдается. Ну а если надо ехать (конечно, оформив разрешение), то небольшие подготовительные работы провести не только можно, но и необходимо. Ветровое стекло и зеркала могли покрыться липкими почками, которые уже появились на деревьях. Обеспечьте хотя бы приемлемый обзор, если поедете днем, и добейтесь полной прозрачности стекол при поездке в темное время суток.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
Источник
Слышал слух: «Чинить машину во дворе запрещено»
Сегодня коллега по дороге на работу слышал от таксиста вот какую душераздирающую вещь: таксисту по радио рассказали, что будто бы ремонт машины во дворе жилого дома запрещен, и милиция хвасталась сотнями (тысячами?) составленных протоколов.
Сегодня Первое Апреля? пятнецо? или я отстал от жизни?
Теряюсь в догадках, как в соответствии с нынешним текстом КоАП можно найти в ремонте автомобиля состав правонарушения.
Re: вроде не отменяли:
Постановление СМ РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415
«Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями,
содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР
и Типового договора найма жилого помещения в домах государственного,
муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР»
23. Граждане обязаны бережно относиться к объектам благоустройства и зеленым насаждениям, соблюдать правила содержания придомовой территории, не допускать ее загрязнения.
Запрещается на придомовой территории производить мойку автомашин и иных транспортных средств, слив бензина и масел, регулировать сигналы, тормоза и двигатели.
Re: ну КОАП-то почитай, например:
Статья 8.6. Порча земель
2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -.
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
Статья 8.31. Нарушение требований к охране лесов
1. Нарушение требований санитарных правил в лесах —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до
Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
Выбирай на вкус.
опять 25 если асфальтированная площадка в 20 метрах от домов, какая там плодородная почва?
про слив масла прям на землю никто не говорит.
Ну а воздух то как можно загрязнить??
1. это что надо делать при ремонте, что бы получить концентрат выхлопа больше чем при езде.
2. смердящих-пердящих-бздящих Камазов/Белазов/Бычков и т.д. на дороге тьма, выйди на МКАД и подыши и ПРОДОЛЖАЮТ ЕЗДИТЬ и ВСЕМ ПОХ, так что .
ты в том числе про лес спросил, я ответил.
Про площадку, если она не придомовая и не лес пока не знаю, ну засерай там, когда привлекут расскажешь за что, будем думать как ЗАКОННО отмазать.
Насчет пердящих и смердящих КАМАЗ-ом и МАЗ-ов согласен, нарушают, но к чему это все ?
Re: про лес я сказал утвердительно, что В ЛЕСО-ПАРКЕ НЕЛЬЗЯ ГАДИТЬ ПО ЗАКОНУ.
Про бздящие Мазы/Камазы — что закон НЕ РАБОТАЕТ или НЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ и НЕ КАРАЮТСЯ нарушители.
т.е. закон законом, все видят это, но никто и ничего ..
Ехх не берут меня в ГАИ )))
ну и хорошо .. а то всем пи_ц настал бы ))))
да и какая разница прикинься простачком эдаким, и напиши в ментовку стандартную заяву типа:
начальну УВД.
от гражданина.
прошу Вас принять меры к жильцам квартиры №ххх. Жильцы данной квартиры . (и пиши чего тебе не нравится).
ответ прошу дать мне в установленные законом сроки в письменном виде.
Далее уже забота УВД чего и как делать.
Помни об ответственности за ложный донос !
вообще-то тебе :О) вот я ужо тебе отражу.
ремонт ремонту рознь. Я, например, под окнами часто свою машину починяю. Один раз стартер менял, пару раз лампочки. Но я никому не мешаю, не стучу, не воняю.
Болты статера открутил, стартер снял, новый прикрутил. Народ только и видел мою беззвучно торчащую под капотом задницу, (я даже не матерился) да и то недолго, минут 30.
OFF паджог! :-)) > Болты статера открутил, стартер снял, новый прикрутил. [strong]Народ только и видел мою беззвучно торчащую под капотом задницу, ( я даже не матерился )[/strong] да и то недолго, минут 30.
Он всего 30 минут вытерпел [em](я даже не матерился) да и то недолго, минут 30.[/em]
Вот правдивое описание процедуры ремонта стартера:
там среди прочего находим:
4. . Помянуть такую-то матерь, разминая руку,
5. Без поминания матери — резьба не стронулась все равно
6. Покачивая, вытаскиваем стартер. Упоминаем матерь.
7. Клянемся никогда больше не брать в руки гаечного ключа
Да мы рази шо. [em]> ремонт ремонту рознь. [/em]
точно. Сам замечал.
[em]Я, например, под окнами часто свою машину починяю.[/em]
Да и я починяю часто [strong]под окнами[/strong]. Где сломалась — там и починяю. А то с этого места не уедешь.
[em]Один раз стартер менял, пару раз лампочки. Но я никому не мешаю, не стучу, не воняю. [/em]
Да понимаешь. для меня, анархиста, добрый мир с соседями гораздо важнее протокола написанного неграмотным гаишником. Насчет чтоб людям не мешать вроде пока жалоб не было. Впрочем однажды была: я переобувал резину, а тетка лет 50 с коляской начала меня строго отчитывать, возмущенно втирая мне что ремонт во дворах запрещен, а то вот вони и грязи от вас — нечем дышать. Была в корректных выражениях послана лесом, с разъяснением что от откручивания четырех болтов ни вони, ни грязи во дворе не прибавляется. Пошла по указанному адресу, ворча под нос. Через час (уже колеса были давно поменяны) встретил случайно ту же тетку, извинился за жесткое правовое противодействие ее неправомерным притязаниям. Извинения были приняты со словами «да это я сама неправа была».
[em]> Болты статера открутил, стартер снял, новый прикрутил. Народ только и видел мою беззвучно торчащую под капотом задницу, (я даже не матерился) да и то недолго, минут 30.[/em]
Ну и чо? Чинит чел свою машину. У нас полдвора летом свои машины чинит. Свинячить под своими собственными окнами никому не нужно, так никто и не свинячит: масло в тазик сливают, тормозную пыль — на газетку. Если случайно пролилось на асфальт — соберут песочком.
Я-то про гоп-стопников в фуражке думаю. С соседями я и так уверен, что всегда сумею по-хорошему договориться.
Источник