Смазочная система обеспечивает подачу масла на трущиеся? поверхности дизеля для сокращения до минимума износа и нагрева деталей, охлаждения трущихся поверхностей, обеспечения герметичности цилиндра во избежание утечки сжатых газов, очистки трущихся поверхностей от продуктов износа и защиты деталей от коррозии.
Дизель имеет комбинированную смазочную систему: часть деталей смазывается под давлением, часть разбрызгиванием. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни топливного насоса, а также клапанный механизм смазываются под давлением от смазочного насоса. Гильзы, поршни, поршневые кольца, кулачки распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, привод смазочного насоса дизеля и привод масляного насоса гидросистемы смазываются разбрызгиванием.
Смазочная система состоит из насоса с приводом, создающего циркуляцию масла в системе; центробежного фильтра очистки масла, поступающего от насоса; радиатора, охлаждающего масло, и манометра для контроля давления масла в системе.
Схема работы смазочной системы приведена на рис. 20 Смазочный насос 2 через заборник 1 забирает масло из картера
8 дизеля и по патрубку 15 подает его под давлением в каналы блока цилиндров и далее в центральную полость во фланце корпуса масляного фильтра. По сверлениям в корпусе фильтра масло подается в полость центральной бобышки корпуса, проходит через кольцевое отверстие между трубой и осью ротора и через нижние горизонтальные отверстия в оси и корпусе ротора выходит в полость ротора фильтра. Часть масла из полости ротора подводится к жиклерам, ввернутым б бобышки корпуса ротора. Масло вытекает из жиклеров с большой скоростью в противоположные стороны. В результате действия реактивных сил, возникающих при вытекании масла, ротор приводится во вращение. При температуре масла 90—95 °С и давлении 0,2—0,3 МПа (2—3 кгс/см2) ротор делает около 5000 об/мин. Под действием центробежных сил посторонние примеси и продукты старения, содержащиеся в масле, отбрасываются к стенкам ротора и откладываются на них в виде смолянистого слоя.
Масло, вытекающее из жиклеров, сливается через окно корпуса фильтра в масляный картер двигателя. Масло, очищенное в роторе фильтра, идет в масляный радиатор 4. Охлажденное в масляном радиаторе масло возвращается в левую полость корпуса масляного фильтра и оттуда по горизонтально просверленному отверстию в блоке поступает в наклонный канал, по которому подается к третьей коренной шейке коленчатого вала и ко второй шейке распределительного вала.
Когда масло в дизеле холодное, сила сопротивления при прохождении через масляный радиатор больше, чем усилие пружины редукционного клапана 17 (см. рис. 22). Клапан открывается и пропускает холодное масло, минуя радиатор, прямо в левую полость корпуса масляного фильтра, откуда оно поступает в каналы блока цилиндров. Когда масло нагреется, редукционный клапан под действием пружины закрывается и масло поступает в масляный радиатор.
Подшипник шестерни топливного насоса смазывается следующим образом. Масло от второй коренной шейки коленчатого сала по сверлениям в блоке проходит через штуцер, ввернутый в блок. Затем по наружной медной трубке оно подается к штуцеру, ввернутому в щит распределительных шестерен, и далее по сверлениям в щите в сверления втулки насоса, а из них на подшипник шестерни, вращающейся на этой втулке.
Сливной клапан 15 центробежного фильтра служит для регулирования давления масла и смазочной магистрали дизеля. При ввертывании или вывертывании регулировочной пробки 14 изменяется проходное сечение сливного отверстия, по которому масло сливается в масляный картер дизеля. Из третьей коренной шейки масло по сверлениям в щеках поступает ко всем коренным шатунным шейкам коленчатого вала и смазывает их. Попадая в полости шатунных шеек, масло подвергается дополнительной центробежной очистке в этих полостях. К пер-вому и третьему подшипникам распределительного вала масло поступает по сверлениям в блоке от первого и пятого коренных подшипников. Во второй шейке распределительного вала выполнены два пересекающихся косых отверстия. При вращении вала одно из них периодически совпадает с отверстием в блоке, другое в этот момент соединяется с вертикальным каналом 12 (см. рис. 20) в блоке, который соединен с таким же вертикальным каналом, проходящим через головку и соединенным трубой с полой муфтой, надетой на полые валики коромысел. Таким образом, периодически во время совпадения отверстий во второй шейке распределительного вала с отверстиями в блоке масло попадает внутрь валиков коромысел, э оттуда по сверлениям в валиках на подшипники коромысел клапанов. Сферы штанг толкателей смазываются по сверлениям в коромыслах клапанов.
Подшипник промежуточной шестерни смазывается следующим образом. Масло от первой кореной шейки по наклонному сверлению в блоке попадает в кольцевую выточку на пальце промежуточной шестерни. Из кольцевой выточки масло по сверлениям в пальце попадает на подшипник промежуточной шестерни.
Смазочный насос предназначен для подачи масла к трущимся поверхностям дизеля под давлением. Насос (рис. 21) —шестеренного типа, прикреплен двумя болтами к крышке коренного подшипника. Сцентрирован насос на двух установочных штифтах 5. Насос состоит из корпуса 3, крышки 8, шестерен 7 и 10, валика 1, пальца 17 и заборника.
Корпус насоса имеет два цилиндрических колодца для установки шестерен. В корпус запрессованы бронзовая втулка 2, являющаяся подшипником валика ведущей шестерни насоса, и палец 17, на котором вращается ведомая шестерня 10 смазочного насоса. На корпусе выполнены три фланца: для подсоединения крышки насоса, заборника и патрубка подвода масла в смазочную систему дизеля.
В крышке смазочного насоса выполнен прилив, в цилиндрических расточках которого смонтирован редукционный клапан 4, состоящий из цилиндрического клапана, пружины, регулировочной и уплотнительной пробок.
Привод смазочного насоса смонтирован на нижней плоскости щита распределительных шестерен. Привод имеет кронштейн, в двух бобышках которого запрессованы бронзовые втулки, являющиеся подшипниками для валиков шестерен 29 (см. рис. 16) и 30 привода. На верхней бобышке выполнено сверление, заканчивающееся конусной лункой, которая служит для барботажного смазывания верхнего подшипника привода.
На нижней бобышке для этого имеется косое сверление. На правом конце валика ведущей шестерни выполнены шлицы для монтажа шлицевой втулки, входящей в зацепление с промежуточным валиком привода, имеющим шлицевые концы. Правый конец промежуточного валика через вторую шлицевую втулку соединен со шлицевым концом валика смазочного насоса. Шлицевые втулки зас7опорены разжимными пружинными кольцами, вставленными в канавки на шлицах рессоры.
Источник
Ремонт масляного насоса юмз 6
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТРАКТОРОВ ЮМЗ-6АЛ и ЮМЗ-6АМ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Дизель перегревается: недостаточно воды в системе охлаждения
слабо натянут ремень вентилятора
в системе охлаждения грязь и накипь
клапан коробки термостата не открывается полностью недостаточно масла в картере Дизель стучит: увеличились зазоры между торцами стержней клапанов и коромыслами топливный насос установлен с большим опережением подачи топлива не работает одна из форсунок Дизель идет вразнос: переполнен маслом поддон воздухоочистителя
переполнен маслом или топливом корпус регулятора топливного насоса
заклинила рейка топливного насоса
Выброс воды из пароотводящей трубки радиатора — прорывается газ в систему охлаждения двигателя Низкое давление масла в смазочной системе:
недостаточное количество масла в картере дизеля
Долейте воду
Отрегулируйте натяжение ремня
Промойте и очистите систему охлаждения от накипн Замените коробку термостата
Долейте масло в картер до нормы
Отрегулируйте зазоры в клапанах
Установите момент начала подачи топлива Проверьте работу форсунок Слейте масло из поддона до уровня метки на корпусе поддона Слейте излишек масла через контрольную пробку. Прочистите слнвную трубку корпуса топливного насоса Устраните недостаток в мастерской
Замените прокладку головки блока, проверьте выступание гильз над плоскостью блока Долейте масла в картер до уровня метки П масломерного стержня
заедает сливной клапан масляной центрифуги
заедает редукционный клапан масляного насоса
утечка масла в маслопро-водах
в картер заправлено масло, не рекомендуемое заводом
повышенный износ вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала Работа при температуре масла свыше 100°С
Промойте и отрегулируйте клапан Промойте и отрегулируйте клапан Устраните утечку масла Замените масло на рекомендуемое Замените вкладыши (в мастерской)
Уменьшите нагрузку дизеля, снизьте температуру масла до 75—95°С
Двигатель не пускается:
в смеси бензина с маслом слишком много масла
Двигатель не пускается: бедная смесь вследствие подсоса через неплотности в соединении карбюратора с цилиндром двигателя в свече зажигания нет искры
Замените смесь на рекомендуемую (1 часть масла на 15 частей бензина по объему)
Подтяните болты крепления карбюратора, при необходимости замените прокладку карбюратора Проверьте наличие искры на наконечнике провода. При наличии искры проверьте и при необходимости установите зазор между электродами свечи. При наличии трещины изолятора замените свечу
неправильна установлен угол Опережения зажигания
нарушена регулировка карбюратора
неисправны стартер или аккумулятор-ная батарея
Двигатель перегревается: недостаточно воды в системе охлаждения
продолжительная работа под полной нагрузкой Двигатель работает с перебоями и не развивает полной мощности: неправильная регулировка винта холостого хода или засорение жиклера холостого хода
неустойчивая работа под нагрузкой вследствие засорения главного жиклера или засорения фильтра штуцера карбюратора
слишком раннее или позднее зажигание
некачественная смесь бензина с маслом
Пробуксовка фрикционной муфты механизма передачи замаслены диски
Снимите кожух маховика со стартером, пустите двигатель вручную с помощью пускового шнура
Долейте воду в систему охлаждения до требуемого уровня
Остановите двигатель н дайте ему охладиться. Не допускайте непрерывной работы двигателя под нагрузкой свыше 15 мин Отрегулируйте устойчивую работу двигателя винтом холостого хода. Частично разберите карбюратор, промойте н продуйте жиклер холостого хода Промойте и продуйте главный жиклер и фильтр штуцера Установите угол опережения зажигания
подсасывается воздух во всасывающую полость насоса из-за повреждения прокладок маслопроводов засорен впускной маслопровод
неисправны запорные клапаны из-за различной упругости (поломки) пружин в отдельных половинках соединительной муфты или деформации крестовин
холодное масло в гидросистеме
Залейте масло до требуемого уровня, пустите дизель, несколько раз поднимите и опустите орудие Разберите клапан, промойте Разберите, промойте, отрегулируйте (в мастерской)
Поднимите клапан за конец штока. Если шток деформирован, замените клапан
До отказа затяните накидные гайки
Замените прокладки, подтяните соединения маслопровода
Промойте и продуйте сжатым воздухом
Замените дефектные детали или всю муфту в сборе Включив насос, прогрейте масло, до температуры 30—35°С
Орудие самопроизвольно опускается при нейтральном положении рукоятки: изношены уплотнения поршня ослаблено крепление поршня на штоке из-за отвертывания гайки штока
неисправны уплотнения штока поршня штуцеров шлангов Нет автоматического возврата рукояток распределителя в нейтральное положение:
несоответствующая температура масла нарушена регулировка предохранительного клапана в связи с ослаблением его пружины заедает золотник в корпусе распределителя (вследствие загрязнения) насос не создает необходимого давления
сломана возвратная пружина золотника
Преждевременный возврат рукоятки распределителя из рабочего положения в нейтральное: засорен клапан автоматики
Замените изношенные детали уплотнения и произведите испытания на наружные и внутренние утечки. Проверьте цилиндры в мастерской на стенде Снимите нижнюю крышку гидроцилиндра; подтяните гайку
Замените уплотнения или подтяните соединения шлангов Прогрейте масло (для надежной работы автоматики температура масла должна быть 30—70С)
Отрегулируйте клапан Переставьте золотник несколько раз подряд в различные положения Замените неисправный насос
Замените пружину (в мастерской) Переведите несколько paз рукоятку распределителя в рабочее положение. Если неисправность не устраняется, то распределитель отправьте в мастерскую
нарушена регулировка клапана автоматики отвернуты накидные гайки соедини тельных муфт Рукоятка распределителя не включается в положение «подъем» — ослаблена посадка штифта в отверстие вкладыша золотника
Повышенный нагрев масла: недостаточно количество масла в баке
загрязнен фильтр масляного бака
рукоятка распределителя задерживается в рабочем положении гидросистема при применении нестандартных тяжелых навесных машин перегружена Течь масла в верхней крышке распределителя в месте установки рычагов управления — изношены и деформированы резиновые уплотнительные кольца
Проверьте правильность регулировки клапана автоматики непосредственно на тракторе. При необходимости распределитель отправьте в мастерскую Затяните до отказа накидные гайки
Устраните неисправность (в мастерской) Долейте масло до уровня Промойте фильтр Замените изношенные кольца
Главная муфта сцепления не передает полного крутящего момента: отсутствует свободный ход педали муфты сцепления
Отрегулируйте свободный ход педали в пределах 30—40 мм
изношены накладки ведомого диска
не выдержан зазор между отжимными рычагами и втулкой отводки Главная муфта выключается не полностью:
увеличен свободный ход педали сцепления
недостаточен ход педали до упора з защелку Муфта привода ВОМ выключается не полностью — увеличен зазор между упорными болтами и передним нажимным диском
Попадает масло в сухой отсек муфты сцепления — изношены или повреждены манжеты
Самовыключение передач — изношены зубья шестерен
Не включается блокировка дифференциала:
укорочена тяга механизма блокировки
Повышенный шум и стук в главной передаче:
нарушена регулировка в зацеплении конических шестерен изношены зубья шестерен и подшипники
изношены оси и упорные шайбы сателлитов
Разберите и замените накладки
Установите зазор 3—4 мм Отрегулируйте свободный ход педали в пределах 30-—40 мм Отрегулируйте тягу, соединяющую педаль с блокировочным валиком до получения хода педали в пределах 140—160 мм Отрегулируйте положение упорных болтов. Заверните упорные болты до упора, а затем отверните каждый из них на семь щелчков Замените манжеты Замените шестерни (в мастерской) Отрегулируйте длину тяги (в мастерской)
Зачистите забоины при ремонте или разверните муфту (в мастерской) Отрегулируйте зацепление (в мастерской)
Замените изношенные детали при ремонте (в мастерской)
Стук в конечной передаче — изношены зубья шестерен и подшипники
Плохая работа тормозов, тормоза «не держат»:
замаслены или изношены накладки соединительных дисков нарушена регулировка управления тормозами
При ремонте замените подшипники, а шестерни поменяйте местами или замените (в мастерской)
Промыть накладки бензином или заменить новыми Отрегулируйте управление
Повышенное усилие на рулевом колесе: заедает в зацеплении червяк-сектор заедает в подвижных соединениях рулевого привода или передней оси Повышенная неустойчивость передних колес:
повышенный зазор в конических подшипниках передних колес или шарнирах тяг рулевого управления ослаблена затяжка гайки червяка Увеличенный свободный ход рулевого колеса:
увеличен зазор в зацеплении червяк — сектор
повышенный люфт в шарнирах тяг рулевого управления
Отрегулируйте зацепление Устраните заедание Отрегулируйте Затянуть гайку с усилием 2 даН (кгс), отпустить на 1/13—1/8 оборота и застопорить контргайкой Отрегулируйте
Отрегулируйте или замените изношенные детали
Постоянное отсутствие тока заряда аккумуляторной батареи: слабо натянут ремень неисправна проводка в цепи генератор — аккумуляторная батарея обрыв выходной цепи регулятора неисправен генератор
Амперметр в цепи аккумуляторной батареи длительно показывает большую зарядную силу тока, при этом возможен перезаряд аккумуляторной батареи: замыкание клеммы С регулятора на массу, пробой конденсатора входного фильтра
замыкание клеммы Ш регулятора на массу, пробой выходного транзистора регулятора Генератор при работе трактора без аккумуляторной батареи не имеет напряжения:
генератор не самовозбуждается
Подтянуть ремень
Проверить надежность крепления наконечников проводов на клемме В генератора, блоках предохранителей, соединительной панели, амперметра, клеммах с-Ь» и «—» аккумуляторной батареи За-менить регулятор Отремонтируйте генератор (в мастерской) Устраните замыкание клеммы С ре-гулятора на массу или замените конденсатор вж>дного фильтра Устраните замыкание клеммы Ш регулятора на массу или замените регулятор Возбудите генератор от внешнего источника с напряжением не более
13 В, подсоединив клемму « + » источника к клемме В генератора, а клемму » источника к корпусу генератора. Установите на трактор аккумуляторную батарею
при снижении частоты вращения вала дизеля и включенных потребителях электроэнергии генератор не возбуждается (нет напряжения) Генератор не возбуждается (нет напряжения) со всеми включенными потребителями на максимальной частоте вращения вала двигателя: неисправны выходные цепи регулятора неисправен генератор
Амперметр не показывает зарядки: неисправен амперметр (при неработающем дизеле и включенных потребителях амперметр не показывает разрядку)
Амперметр длительное время показывает большую зарядную силу тока (более 15—20′ А):
значительный разряд или неисправность аккумуляторной батареи Аккумуляторная батарея систематически исдозаряжается: пробуксовывает приводной ремень
низкий уровень регулируемого напряжения
Установите на трактор аккумуляторную батарею Замените регулятор Отремонтируйте генератор или за мените его
Замените амперметр Устраните повреждение Отрегулируйте натяжение ремия Замените генератор или отремонтируйте в мастерской Зарядите или замените аккумуляторную батарею
Отрегулируйте натяжение ремня вентилятора
Отрегулируйте регулятор напряжения или замените
неисправна аккумуляторная батарея увеличено переходное сопротивление между выводными штырями и наконечниками проводов вследствие ослабления крепления или окисления замыкание одной или нескольких фаз статорной обмотки генератора на «массу»
Аккумуляторная батарея «кипит» и требует частой доливки электролита, лампы освещения горят с перекалом: высокое регулируемое напряжение
фазный провод генератора замкнут на провод обмотки возбуждения неисправна аккумуляторная батарея Магнето дает перебои искрообразования: замаслились или подгорели контакты нарушено регулирование зазора между контактами Магнето не дает искры: обрыв в первичной или вторичной цепи
произошло замыкание на «массу» первичной цепи
пробита изоляция провода пробит конденсатор пробит провод высокого напряжения провод высокого напряжения не ввинчен до упора Отсутствует накал в лампочках освещения — перегорела лампа, повреждена электропроводка, перегорели предохранители, неисправны выключатели, нет контакта в патронах
Замените аккумуляторную батарею Зачистите клеммные соединения, затяните и смажьте неконтактные части техническим вазелином
Протрите контакты замшей, смоченной в чистом бензине, или зачистите напильником Отрегулируйте зазор Замените магнето То же
Замените провод новым Замените конденсатор Замените провод новым Ввинтите провод до упора
Устраните неисправность
Не работают сигналы поворотов: не работает переключатель поворотов
вышел из строя прерыватель РС-410В нарушен контакт лампочек указателей поворота в патронах перегорели лампы указателей поворота
замыкание в цепи указателей поворота
Сигнал издает дребезжащий звук —ослабло крепление сигнала Звуковой сигнал не включается или включается прерывисто: перегорел предохранитель или нарушен контакт в предохранителе плохой контакт кнопки сигнала с «массой»
ослабло крепление проводов в цепи сигнала
Сигнал не выключается: замыкание в кнопке сигнала
замыкание в сигнале
Контрольно-измерительные приборы не дают показаний или дают заведомо неправильные: перегорели предохранители в цепи прибора
Замените переключатель поворотов
Замените прерыватель Устраните неисправность
Подтяните крепление Установите новый предохранитель или восстановите контакт Восстановите контакт или замените кнопку Подтяните крепление