Ремонт механизма управления автомобиля газ

§ 53. Ремонт механизмов управления автомобиля

Ремонт механизмов управления сводится к ремонту рулевого механизма и тормозной системы.

Ремонт рулевого управления. Для установления степени износа и характера ремонта деталей рулевой механизм необходимо разобрать. При этом для снятия рулевого колеса и сошки руля применяют съемники. Основными дефектами деталей рулевого механизма являются износ червяка и ролика вала сошки, втулок, подшипников и мест их посадки, обломы и трещины на фланце крепления картера, износ отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки и деталей шаровых соединений рулевых тяг, погнутость рулевых тяг.

Червяк рулевого механизма заменяют при значительном износе рабочей поверхности или отслоении закаленного слоя. Ролик вала сошки бракуют при наличии на его поверхности трещин и вмятин. Червяк и ролик заменяют одновременно.

Разборку и сборку рулевого механизма необходимо производить только на стенде, предварительно сняв его с автомобиля, а регулировку можно выполнять как на стенде при сборке, так и на автомобиле при текущем ремонте. Зазор в подшипниках червяка рулевого вала у автомобилей ВАЗ и ГАЗ-3102 регулируют подбором регулировочных прокладок, у автомобиля «Москвич-2140» регулировочной гайкой, которая вначале затягивается до отказа, затем отпускается до свободного вращения рулевого вала без появления осевого люфта и затягивается стопорной гайкой. Момент проворачивания подшипников червяка должен составлять для автомобилей ВАЗ и «Москвич» 20. 50 Н * м, для автомобиля ГАЗ-3102 — 40. 80 Н * м.

Боковой зазор в зацеплении червяка с роликом регулируют с помощью регулировочного винта (или втулки), связанного с валом сошки. Беззазорное зацепление червяка с роликом должно быть в пределах поворота червяка на угол не менее 30. 60° влево и вправо от положения, соответствующего прямолинейному движению. В правильно отрегулированном рулевом механизме усилие на ободе для поворота рулевого колеса в среднем положении должно составлять 8. 12 Н.

Рис. 157. Приспособление для сборки шарниров рулевых тяг:

1 — втулка с прорезью, 2 — стержень, 3 — контргайка, 4 — вороток, 5 — винт, 6 — корпус, 7 — шарнир рулевых тяг

Шарниры рулевого привода автомобилей ВАЗ ремонту не подлежат, а шарниры автомобилей «Москвич» и ГАЗ-3102 подлежат разборке и последующей сборке с заменой изношенных сферических поверхностей пальцев и сухарей, с применением специального приспособления (рис. 157).

Ремонт тормозной системы. Тормозные системы могут иметь следующие основные неисправности: износ тормозных накладок, барабанов и дисков, срыв тормозных накладок, потерю герметичности гидравлической тормозной системы, отказы в работе вакуумного усилителя.

Рабочую поверхность тормозных барабанов и дисков с мелкими задирами и царапинами зачищают мелкозернистой наждачной шкуркой. Барабаны с глубокими задирами растачивают, но увеличение размера по диаметру должно быть не более 1 мм.

Заменяемые тормозные накладки приклеивают. Для этого накладки и колодки зачищают мелкозернистой шкуркой и обезжиривают, склеивают клеем ВС-10Т с предварительной выдержкой при комнатной температуре 15. 20 мин, последующим соединением и размещением в сжатом состоянии в сушильном шкафу при 180. 220°С в течение 45 мин. Качество склеивания проверяют на сдвиг под прессом.

Если неисправности регистрируются загоранием контрольной лампочки (когда внешним осмотром не удалось обнаружить подтекание тормозной жидкости), то для определения неисправности на автомобилях «Москвич-2140» и ГАЗ-3102 с неработающими двигателями надо нажать на тормозную педаль и, когда контрольная лампочка загорится, удерживая педаль в этом положении, отвернуть клапан выпуска воздуха из больших цилиндров. Если педаль тормоза получает дополнительный ход при этом же усилии, значит, неисправность в гидравлической цепи малых цилиндров и задних тормозов. Наиболее вероятная неисправность в данном случае — неудовлетворительное состояние манжеты второй камеры (рис. 158) или поверхности зеркала главного цилиндра в рабочей зоне этой манжеты, или повреждение посадочного места манжеты на поршне.

При отсутствии дополнительного хода педали следует открыть клапан выпуска воздуха из малых цилиндров. Если педаль в этом случае получила дополнительный ход, то повреждены манжеты (положение в или г). В случае неудовлетворительной работы манжеты (положение г) тормозная жидкость будет перекачиваться внутри бачка из полости, расположенной рядом с усилителем, в другую полость.

Рис. 158. Установка наружных (1), главных (2) и распределительных (3) манжет главного тормозного цилиндра (а—е — расположение манжет)

Самопроизвольное торможение автомобиля может быть из-за перекрытия компенсационных отверстий кромками манжет. Тогда надо снять бачок главного цилиндра и мягкой проволокой с затупленным концом прощупать кромки манжет через компенсационные отверстия. Если кончик проволоки, не встречая упругого сопротивления, проходит на глубину более 2 мм, то отверстие не перекрыто кромкой манжеты.

Читайте также:  Если поцарапала машину как отремонтировать

Если проволока, вставленная в компенсационное отверстие, встретила упругое сопротивление, надо снять главный цилиндр. Освобождение компенсационного отверстия после снятия главного цилиндра указывает на неправильную регулировку усилителя. Так как главный цилиндр снят, в данном случае надо рукой нажать несколько раз на поршень главного цилиндра и определить интенсивность возвращения поршней в исходное положение.

Если компенсационные отверстия на снятом с автомобиля главном цилиндре остались перекрытыми кромками манжет, надо разобрать главный цилиндр. Причинами описанного дефекта могут быть разбухание манжет главного цилиндра, загрязнение зеркала главного цилиндра, поломка возвратной пружины.

В случае чрезмерного повышения усилия на тормозной педали, а также при постоянном подтормаживании следует проверить работу вакуумного усилителя и при необходимости отремонтировать его, заменив изношенные детали.

Перед сборкой все детали усилителя должны быть абсолютно чистыми. При необходимости все детали усилителя, за исключением уплотнительного кольца 27 (см. рис. 85), промыть в чистом бензине и высушить струей сжатого воздуха. Держать детали в бензине надо минимально необходимое время.

Рассмотрим пример сборки. Сборку и регулировку усилителя на автомобилях «Москвич-2140» и ГАЗ-3102 осуществляют в следующем порядке:

1. В основание 4 вставить направляющее кольцо 10 и уплотнительную манжету 11, предварительно смазанную смазкой ЦИАТИМ-221.

2. С помощью оправки зафиксировать положение уплотнительной манжеты 11 стопорной шайбой 12.

3. Поверхность диафрагмы 3 покрыть тонким слоем талька и установить ее на фланец корпуса 13, зафиксировав запорным кольцом 19. Вложить в диафрагму опорное кольцо 5.

4. Вставить в оболочку секторы опорного диска, фиксируя их радиальное положение выступами фиксирующей шайбы 9. Секторы опорного диска расположить так, чтобы острые кромки, образовавшиеся при их вырубке, были обращены в сторону фиксирующей шайбы.

5. Покрыть порошком дисульфида молибдена рабочие поверхности центрального клапана, излишки порошка удалить.

6. Надеть на клапан опорную шайбу и установить клапан на фиксирующую шайбу 9.

7. Вложить в подсобранный узел диафрагму. Затем, установив пружину 40 и опорную тарелку 6, вставить через отверстие в клапане и поршне шток 22.

8. Технологическим винтом соединить корпус поршня со штоком, для чего ввернуть технологический винт в шток со стороны корпуса поршня приблизительно на три оборота. Подсобранный узел вставить в основание корпуса.

9. Собрать крышку 1 корпуса с обратным клапаном 25. Установить возвратную пружину 20 и, прижав диафрагму крышкой корпуса, надеть соединительное кольцо 2.

10. Собрать крышку 1 с основанием 4 корпуса.

11. Установить усилитель на специальный регулировочный стенд и подвести к обратному клапану 25 разряжение 0,067 МПа. Затем смазать резьбовую часть регулировочного винта 17 специальным составом для предохранения от самоотвинчивания и медленно ввертывать винт в шток усилителя до тех пор, пока корпус поршня не начнет передвигаться внутрь усилителя. В этот момент прекратить завинчивание и отвернуть винт на 1+3/4 оборота. При заворачивании регулировочного винта не допускать осевое усилие от инструмента на регулировочный болт.

12. Смазать специальным составом регулировочный болт для предохранения от самоотвинчивания и ввернуть его в шток усилителя, установить зазор (0,35 ± 0,06) мм между плоскостью крышки и торцом головки болта. Регулировку регулировочным винтом и болтом необходимо закончить не позднее чем через 1 мин после нанесения специального состава.

13. Вставить толкатель 16 в корпус 13 поршня, ввернуть до упора прижимную втулку 14, установить воздушный фильтр и защитный чехол.

14. Навернуть на резьбовой конец толкателя контргайку и вилку.

На стенде произвести контрольную проверку усилителя, т. е.:

нажать пять раз на толкатель усилителя без подачи разрежения — ход штока 22 при этом должен быть 30,50. 33,00 мм;

подвести к обратному клапану усилителя разрежение 0,067 МПа, выдержать его 5 с и закрыть клапан на вакуумном трубопроводе — в течение 15 с разрежение не должно изменяться более чем на 0,00035 МПа;

подвести к обратному клапану усилителя разрежение 0,067 МПа и приложить к толкателю 16 усилие 353 Н. Усилие на штоке 22 должно быть не менее 529 Н, разность ходов толкателя и штока 1,65. 2,16 мм;

Читайте также:  Ремонт машины во дворе частного дома

приложить к толкателю 16 усилие (2646 ± 49) Н, при этом ход штока 22 (до жесткого упора) должен составлять 3. 30 мм. Подвести к обратному клапану усилителя разрежение 0,067 МПа и выдержать его 5 с, закрыть кран на вакуумном трубопроводе. В течение 7,5 с разрежение не должно изменяться более чем на 0,001 МПа.

Примечание. Если нет специального контрольно-регулировочного стенда, пункты 11 и 12 можно выполнять, используя вакуум, создаваемый во впускном трубопроводе работающего на холостых оборотах двигателя.

Источник

Особенности и ремонт рулевого механизма ГАЗ-66, ГАЗ-53

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А состоит из рулевого механизма с валом рулевого колеса, рулевой колонки и рулевых тяг. В рулевом управлении автомобиля ГАЗ-66, кроме того, имеется гидроусилитель.

Рабочей парой рулевого механизма являются глобоидальный червяк и трехгребневый ролик.

Устройство рулевого механизма автомобиля ГАЗ-5ЗА показано на рис. 1.

По основным деталям (червяк, ролик, вал рулевой сошки, подшипники, боковая крышка) рулевые механизмы автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 взаимозаменяемы.

Ввиду того, что кабина автомобиля ГАЗ-66 опрокидываемая вперед, вал руля этого автомобиля выполнен разрезным и имеет два карданных шарнира (рис. 2).

Техническое обслуживание рулевого управления

Для нормальной работы рулевого управления ежедневно перед выездом проверять свободный ход рулевого колеса. При правильной регулировке рулевого механизма и рулевых тяг свободный ход рулевого колеса в положении, соответствующем движению по прямой, на автомобиле ГАЗ-53А должен отсутствовать, а на автомобиле ГАЗ-66 не должен превышать 10˚ при работающем двигателе и 30° при неработающем двигателе, что соответствует 25 и 80 мм при замере на ободе колеса. Если свободный ход рулевого колеса превышает приведенные выше величины на 40 мм, отрегулировать рулевой механизм и рулевые тяги.

Чаще всего причиной повышенного свободного хода рулевого колеса является образование зазоров в шарнирных соединениях рулевых тяг, поэтому сначала следует проверить и, если необходимо, отрегулировать шарниры тяг.

При регулировке рулевого механизма сначала проверить правильность регулировки подшипников червяка и, если нужно, отрегулировать их.

Регулировка подшипников. Подшипники червяка регулируют при появлении осевого перемещения червяка рулевого механизма. Это перемещение на автомобиле ГАЗ-53А можно ощутить, если взяться рукой за рулевую колонку так, чтобы большой палец касался торца ступицы рулевого колеса, другой рукой удерживать рулевое колесо от вращения и раскачивать вывешенные колеса из стороны в сторону.

Для определения осевого перемещения червяка в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-66 необходимо при откинутой кабине отъединить вилку нижнего кардана рулевого вала от вала червяка и продольную рулевую тягу от сошки. Если осевое перемещение червяка есть, то при покачивании сошки легко будет рукой ощутить перемещение вала червяка относительно верхней крышки рулевого механизма.

Регулировать подшипники червяка в следующем порядке:

— снять рулевой механизм с автомобиля;

— слить масло из картера рулевого механизма;

— зажать рулевой механизм в тиски за фланец картера;

— снять нижнюю крышку картера;

— осторожно при помощи ножа отделить и снять тонкую бумажную прокладку;

— установить нижнюю крышку на место и проверить осевое перемещение червяка. Если осевое перемещение есть, то снять нижнюю крышку, удалить толстую прокладку, а на ее место установить ранее снятую тонкую;

— вынуть вал сошки;

— проверить затяжку подшипников червяка. При правильной затяжке усилие, приложенное к валу червяка на радиусе окружности рулевого колеса, должно быть 0,3—0,5 кг;

— собрав рулевой механизм и отрегулировав зацепление червяка с роликом, установить его на автомобиль.

Регулировка зацепления червяка с роликом. Зацепление червяка с роликом регулируют при правильно отрегулированных подшипниках червяка.

Для определения необходимости регулировки зацепления червяка с роликом:

— установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой, отсоединить продольную рулевую тягу от сошки, и определить индикатором величину перемещения конца сошки при ее покачивании.

Если перемещение конца сошки превышает 0,3 мм, то, не снимая рулевого механизма с автомобиля, отрегулировать зазор в зацеплении червяка с роликом в следующем порядке:

— отвернуть колпачковую гайку 8 (см. рис. 1) рулевого механизма и снять стопорную шайбу 7;

Читайте также:  Экономическая целесообразность ремонта автомобиля это

— вращать ключом регулировочный винт 11 по часовой стрелке до устранения люфта;

— проверить на ободе рулевого колеса усилие, требуемое для поворота рулевого колеса около среднего положения, и довести его путем вращения регулировочного винта до 1,6—2,2 кГ,

— надеть стопорную шайбу. Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт повернуть до совпадения. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы;

— навернуть колпачковую гайку и снова проверить люфт на конце рулевой сошки;

— соединить продольную рулевую тягу с сошкой.

— отсоединить провода переключателя поворотов;

— снять защитный кожух проводов переключателя поворотов и сам переключатель;

— съемником снять рулевое колесо (рис. 3);

— вынуть пружину, распорное кольцо и подшипник верхней части рулевого вала;

— снять накладку и планку крепления рулевой колонки;

— снять сошку, пользуясь съемником;

— отвернуть винты крепления уплотнителя щитка передка у рулевой колонки;

— отвернуть гайки крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы и вынуть рулевой механизм.

Рулевой механизм с автомобиля ГАЗ-66 необходимо снимать в следующем порядке:

— снять кнопку сигнала, повернув ее по часовой стрелке;

— снять пружину и контактную вилку;

— снять пластину, удерживающую кнопку сигнала;

— отсоединить провод сигнала;

— снять накладки крепления рулевой колонки к рычагам кронштейна педалей сцепления и тормоза;

— отвернуть гайку, вынуть болт крепления нижней вилки кардана рулевого вала к валу червяка и снять с вала червяка карданный вал в сборе с колонкой и рулевым колесом;

— снять сошку, пользуясь съемником;

— отвернуть гайки болтов крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы и снять рулевой механизм.

Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А необходимо разбирать в следующем порядке.

Слить масло из картера рулевого механизма.

Ослабить гайку болта хомута нижней части рулевой колонки, снять трубу колонии, а также опорную шайбу, пружину уплотнительного кольца, шайбу кольца и уплотни тельное кольцо.

Зажать рулевой механизм в тиски за фланец картера и отвернуть болты крепления боковой крышки картера. Легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по концу вала сошки вынуть вал сошки вместе с роликом и боковой крышкой.

Снять верхнюю крышку картера с верхним подшипником и прокладками. Снять нижнюю крышку, нижний подшипник с прокладками, уплотнительное кольцо вала с пружиной и шайбой, вынуть рулевой вал.

Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-66 разбирают аналогично. При этом обратить внимание на то, что широкое кольцо подшипников червяка установлено со стороны верхней крышки (на рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53А это кольцо ставится со стороны нижней крышки).

Определение технического состояния деталей рулевого механизма. Если на рабочей поверхности червяка обнаружено отслоение закаленного слоя, то его заменить вместе с валом червяка. Червяк ремонту не подлежит.

При обнаружении на поверхности ролика трещин или вмятин его также заменить. Для этого рассверлить головку оси ролика, выбить ось и снять ролик. Затем вставить в паз вала сошки новый ролик и ранее выбитую ось и закрепить ее со стороны рассверленной головки электросваркой.

В процессе эксплуатации бронзовая втулка картера рулевого механизма под вал сошки подвержена одностороннему износу, что уменьшает запас регулировки зацепления червяка с роликом. При значительном износе втулку заменить с последующей разверткой отверстия под номинальный размер.

Рекомендуется после разборки проверить состояние и других деталей рулевого механизма.

Номинальные и предельные размеры, до которых допустим износ основных деталей, приведены в табл. 2.

Сборка и установка рулевого механизма. Рулевой механизм собирают и устанавливают на автомобиль в последовательности, обратной разборке и снятию с автомобиля.

В процессе сборки регулируют подшипники червяка, зацепление червяка с роликом, как указано в разделе «Техническое обслуживание рулевого управления ▲».

При сборке рулевого вала с рулевой колонкой и рулевым колесом автомобиля ГАЗ-66 регулируют подшипники верхней части рулевого вала при помощи регулировочных шайб З‚ (см. рис. 2), которые устанавливают между торцом вилки верхнего кардана и распорной втулкой нижнего подшипника. После регулировки рулевой вал не должен иметь осевого люфта и должен легко вращаться.

Источник

Оцените статью