- Пешеходный переход: основные требования по ГОСТу 2021 года
- Классификация пешеходных переходов
- Виды дорожной разметки
- Стандарты по обустройству пешеходных переходов
- Требования ГОСТ Р 52289-2004
- Нормативы ГОСТ Р 52766-2007
- Что изменилось в ГОСТ Р 58398-2019
- Штрафы для пешеходов и водителей
- Нововведения 2021 года в ПДД
- Распространенные вопросы
- Площадь Транспортная и надземный переход на Южной. На 76-м километре открыли развязку: что дальше?
- Транспортное кольцо и мосты
- Светофор или надземник?
Пешеходный переход: основные требования по ГОСТу 2021 года
Пешеходный переход, именуемый в народе зеброй, должен строго соответствовать ГОСТу, чтобы гарантировать пешеходам безопасное пересечение оживленной трассы. Для легкости определения подобного участка на дорожном полотне были разработаны специальные знаки и разметки.
Однако современные подходы к урегулированию дорожного движения требуют существенных изменений для повышения безопасности всех его участников. Ряд принятых и ожидаемых нововведений в ПДД также затронули и государственные стандарты для пеших зон.
Классификация пешеходных переходов
Подобный участок дороги в обязательном порядке должен быть обозначен разметкой либо дорожными знаками, указывающими пешеходу, что здесь пересечение улицы не только разрешено, но и безопасно.
На сегодняшний день выделяют следующие типы переходов для пеших участников движения:
- Нерегулируемые. Размещаются на не загруженных автомобилями дорогах. Они оснащены нерабочим/выключенным светофором либо не имеют его вовсе.
- Регулируемые. К ним относятся все переходы, которые оснащены работающим светофором.
- Диагональные. Их можно увидеть на перекрестках, поскольку они позволяют переходить улицу «наискось». Они всегда имеют четкую разметку, а также в обязательном порядке оснащены работающим в штатном режиме светофором.
- Внеулочные:
- надземные (обустраиваются над проезжей частью);
- подземные (проходят под дорожным полотном).
Внеулочные переходы являются самыми безопасными для пассажиров, в отличие от наземных. К тому же они существенно разгружают трассу, поскольку водителям нет необходимости останавливать транспортное средство для пропуска людей.
Виды дорожной разметки
Разметка на дорогах существует для безопасного движения и строго регламентируется государственными стандартами. Именно в них прописаны основные требования по нанесению разметок на дорожное покрытие, в зависимости от их назначения.
Для обозначения зон, предназначенных для перехода улицы, используются следующие виды разметки:
- 1.14.1. Классическая. Применяется на переходах, ширина которых не превышает 6 м. Разметка предоставляет собой равномерные широкие полосы, нанесенные параллельные вдоль дороги.
- 1.14.2. Комбинированная. Представляет собой двойную классическую разметку с определяющим ход движения стрелками. Используется только на переходах ширина, которых превышает 6 м.
Вне зависимости от вида разметки, она представляет собой ряд горизонтальных полос расположенных параллельно друг другу на расстоянии 60 см. Полосы, как правильно, наносят белой или желтой краской, хотя и допускается нанесение бело-желтой разметки.
Такие разметки могут использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с дорожными знаками 5.19.1 или 5.19.2
Стандарты по обустройству пешеходных переходов
Зоны для пешеходов играют важную роль для обеспечения безопасности на дороге. По этой причине государство выдвигает высокие стандарты по их обустройству, которые периодически подвергаются изменениям.
Требования ГОСТ Р 52289-2004
Стандарт 52289-2004 устанавливает требования по применению технических средств, позволяющих организовать безопасное движение на дороге.
- Не допускается размещение рекламных плакатов, зеленых насаждений и других приспособлений, которые препятствуют обзору дорожного знака или светофора.
- Разметка, которая в связи с погодными условиями, оказалось плохо различима, должна быть временно подкреплена соответствующими знаками.
- Видимость знаков – 100 и более метров.
- Знак 1.22 должен быть установлен перед всеми нерегулируемыми перходами, которые не заметны на расстоянии до 150 м.
- Знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливаются на расстоянии не более 1 м от границ перехода. Первый знак должен находиться справа от дороги или проезжей части, а второй – слева.
- Для определения ширины пешеходной зоны следует пользоваться формулой: 1м = 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
- Светофоры являются техническим средством урегулирования дорожного движения на переходах для пеших лиц.
Нормативный документ также допускает введение экстремальных разметок или знаков, но только после согласования с Госавтоинспекцией.
Нормативы ГОСТ Р 52766-2007
ГОСТ Р 52766-2007 внес свои коррективы в обустройство зон для пеших лиц. Документ содержит следующие нормативы:
- Расстояние между переходами в населенных пунктах составляет 200-300 м. Исключением являются жилые пункты протяжностью менее 0,5 км. В таком случае расстояние может составлять 100-150 м, а количество переходов не должно превышать 2.
- Если ширина проезжей части составляет более 15 м, пешеходные зоны должны быть оборудованы островками безопасности.
- Вне населенных пунктов переходы устанавливаются вблизи общественных заведений и таким образом, чтобы они хорошо просматривались с двух сторон проезжей части, на расстоянии 150 и более метров.
- Рядом с регулированными переходами должны находиться ограждения перильного типа с двух сторон дороги. Расстояние – более 50 м в обе стороны.
- На многополосных дорогах, в местах внеулочных переходов в обязательном порядке устанавливаются ограждения длинной не менее 20 м в обе стороны от надземного или подземного перехода. Место установки – разделительная полоса.
Данный ГОСТ не совершенен и требует некоторых доработок, среди которых внесение требования об обязательном устройстве внеулочного перехода с более, чем 3 полосами движения в одну сторону.
Что изменилось в ГОСТ Р 58398-2019
ГОСТ Р 58398-2019 не отменяет нормативы, установленные ранее принятым стандартами, а лишь дополняет их для возможности организации комфортного и безопасного дорожного движения для всех его участников.
Согласно нормативному акту:
- Типоразмер знаков может быть уменьшен до 50-40 см.
- Использование дополнительных рамок повышенного внимания на знаках 5.19.1 и 5.19.2, установленных в слабоосвещенных местах или указывающих на нерегулируемый пешеход.
- Внедрение знаков 5.19.3 и 5.19. 4, которые позволяют переходить улицу по диагонали.
Некоторые требования нового стандарта противоречат ГОСТам принятым годами ранее, однако не отменяют их.
Штрафы для пешеходов и водителей
Согласно действующим ПДД, каждый водитель, приближающейся к нерегулируемой пешеходной зоне, должен пропустить пешехода, который переходит улицу или только ступил на «зебру».
Несоблюдение данных правил является административным правонарушением, которое наказывается штрафом в размере 1,5 тыс. рублей. В случае если пеший гражданин будет перевозить детей, штраф за игнорирование ПДД составит 3 тыс. рублей. При оплате штрафа досрочно, его размер сократится вдвое.
Остановка в зоне для пеших граждан, а также на расстоянии менее 5 м от нее, является незаконной. За подобное правонарушение водителю грозит штраф в сумме 1000 руб.
Несмотря на то что под штрафные санкции чаще всего попадают водители транспортных средств, пешеходы также нарушают ПДД. Одним из таких правонарушений является переход проезжей части в неположенном месте, за что лицу может быть вынесено предупреждение или выписан штраф в 500 рублей.
Нововведения 2021 года в ПДД
Несмотря на ряд принятых изменений, организация зон для пеших граждан остается недоработанной. Исключить все несовершенства можно только лишь принятием очередных нововведений в ПДД.
Так, на официальный портал ГИБДД поступило предложение о необходимости проверки всех существующих переходов, поскольку большая часть из них не соответствует установленным нормам. Не лишним также будет пересмотр их количества, ведь число автомобилистов ежегодно растет.
Нововведения могут коснуться и «внешнего вида» зебр. Планируется внедрение предупреждающих указателей, которые сделают зебры более заметными для водителей.
Распространенные вопросы
- Как определить ширину пешеходного перехода, если нет разметки?
Для обозначения пешеходной зоны используют дорожную разметку и знаки, как в комбинации, так и по отдельности. И если при наличии разметки определить ширину участка для пешеходов легко, то при ее отсутствии необходимо обращать внимание на расстояние между дорожным знаками. Именно ему будет равна ширина перехода.
Пешеход должен двигаться по специально оборудованным для этого местам (наземным и внеулочным переходам, тротуарам, обочинам и т.д.). При этом во время пересечения улицы, он должен перемещаться под прямым углом к противоположной стороне.
На перекрестках, оснащенных светофором, пешеход имеет право начинать движение только на зеленый сигнал. Также при пересечении трассы пешком, запрещено намеренно задерживаться на середине пути, тем самым создавая аварийную ситуацию.
Пешеход – важный участник дорожного движения, для безопасности которого были введены специальные зоны, помогающие ему беспрепятственно пересекать оживленную трассу. При этом, согласно закону, все подобные участки дороги должны быть оборудованы согласно установленным ГОСТам.
Источник
Площадь Транспортная и надземный переход на Южной. На 76-м километре открыли развязку: что дальше?
Долгожданное открытие развязки на 76-м километре состоялось. Однако до окончательного решения транспортных проблем города еще далеко. Мэрия Томска рассчитывает в 2022 году вернуться к проблеме Степановского переезда. Также продолжается работа над проектом развязки на площади Транспортной.
Транспортное кольцо и мосты
«Дальнейший путь решения транспортных проблем города понятен — это Транспортное кольцо, над которым сегодня работают коллеги из региона, — прокомментировал и.о. мэра Томска Михаил Ратнер журналисту ТВ2. — Это их компетенция. Мы там принимаем активное участие. Но очевидно, что здесь мы очень сильно зависим от федерального бюджета — ни Томск, ни регион самостоятельно не может решить эти задачи. Поэтому запуск развязки — это демонстрация себя, знак, что мы готовы участвовать в следующих крупных федеральных проектах».
Напомним, власти Томской области объявили, что планируется строительство развязки на Транспортной площади. Для этого в 2020 году ООО «РосИнсталПроект» (Новосибирск) с участием специалистов Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) проводило предпроектные работы. В сентябре проектировщики предложили обладминистрации построить двухуровневую развязку: за основу был взят проект пересечения по типу неполного клеверного листа. В свою очередь авторы городских проектов «Город не бесит» и «Умный транспорт Томска» раскритиковали представленный проект. Они отметили то, что дорога станет более скоростной, а значит, более шумной для жителей близлежащих домов и более опасной для автомобилистов и пешеходов.
Светофор или надземник?
По словам и.о. мэра Михаила Ратнера, помимо строительства новой развязки, нужно решить проблему мостов в черте города. Он подчеркнул, что уже сейчас «напрашивается третий мост».
«Нужно усилить работу. Знаю, что губернатор области Сергей Анатольевич сейчас работает в Москве, как раз решает эту проблему. Да, есть федеральная программа по ремонту и строительству новых мостов. Но она уже сверстана. Сегодня региональный департамент транспорта работает над тем, чтобы включиться в программу и получить деньги на ремонт Коммунального моста. Цена вопроса там — более миллиарда рублей».
Не закончены дорожные работы и на площади Южной. ГИБДД будет настаивать на строительстве надземного пешеходного перехода, который соединит площадь Южную и микрорайон Мокрушинский. Об этом сообщил начальник областного управления ГИБДД Александр Золотарев. По его словам, «зебра» не обеспечит безопасность движения и может спровоцировать появление «светофорной пробки».
«В ключевых точках, где речь идет о пересечении значительных транспортных потоков, мы будем настаивать на разделении транспортных и пешеходных потоков», — сказал Александр Золотарев.
По его словам, организация такого перехода на въезде на Южную потребует нанесения дорогостоящей светоотражающей разметки, установки дорожных знаков. Также нужно будет рассчитать оптимальный вариант работы светофоров для водителей и пешеходов.
«Такая масштабная работа, естественно, связана со значительными затратами. Поэтому мы вместе с администрацией будем прорабатывать все эти вопросы, чтобы при проектировании дорожных развязок учитывалось проектирование всех возможных технических средств», – подчеркнул Золотарев.
Напомним, пешеходный переход по Богашевскому тракту в районе улицы 19-й Гвардейской Дивизии был закрыт в конце июня 2020 года. Мэрия в ходе опроса предлагала сделать надземный пешеходный переход, если это решение поддержат большинство горожан. Однако они высказались за установку обычного пешеходного перехода со светофором. Установку светофора поддерживал и спикер Думы Чингис Акатаев.
Авторы проекта «Город не бесит», считают, что при проектировании новой развязки была допущена серьезная ошибка: «Проект никак не решает вопрос пешеходной доступности обычных людей: пешеходов, велосипедистов, маломобильных жителей».
Урбанисты отмечают, что вопросы, как переходить магистраль, как добираться с одной части улицы на другую, так и остались.
«Как может НАДземник, стоить дешевле НАземного перехода? Особенно в ситуации, когда в городе стоит целый ворох закрытых или разбитых НАДземников. Почему в одних районах города наземные переходы делают без вопросов, а в этом месте необходим иной вариант. Вопросы опять остаются открытыми и вызывают полное недоумение», — пишет телеграм-канал «Город не бесит».
Источник