Рис. 6.11. Сборка насоса гидроусилителя рулевого управления: А — установка статора; Б — установка ротора; 1 — штифты; 2 — статор; 3 — ротор. Стрелкой показана выбитая метка
Извлеките статор 2 (рис. 6.11) и два штифта 1, удерживающие статор от вращения. Снимите ротор 3 с лопастями, затем распределительный диск, уплотнительные кольца и пружину. Выньте стопорное кольцо подшипника, установленного в корпусе насоса, и выпрессуйте вал. Извлеките манжету с помощью отвертки и снимите редукционный клапан.
Перед сборкой проверьте состояние снятых деталей. Замените детали со следами задиров, износа или деформированные. Замените манжету в корпусе насоса. Поверхность деталей перед установкой смажьте рабочей жидкостью гидропривода усилителя.
Запрессуйте вал, закрепите наружное кольцо подшипника стопорным кольцом. Установите на место пружину и распределительный диск с двумя новыми уплотнительными кольцами. Наденьте на вал ротор. Поверхность ротора, на которую нанесена метка (см. стрелку на рис. 6.11), должна быть обращена в сторону приводного шкива. Установите два штифта 1 в корпус насоса, затем вставьте статор 2. Пазы для штифтов на статоре конические. Статор должен быть расположен так, чтобы узкая часть пазов была обращена в сторону приводного шкива. Установите на место крышку с прокладкой, затем затяните болты требуемым моментом. Установите приводной шкив, насос на двигатель, наденьте приводной ремень и отрегулируйте его натяжение. Удалите воздух из системы гидроусилителя рулевого управления.
Источник
Рис. 6.9. Детали системы гидроусилителя:
А — без ABS; Б — с ABS; В — автомобили с бензиновым двигателем; Г — автомобили с дизельным двигателем; Д — без системы охлаждения масла; Е — с системой охлаждения масла; 1 — бачок;
2 — насос гидроусилителя; 3 — шланг; 4 — трубопровод; 5 — масляный радиатор
Рис. 6.10. Детали насоса гидроусилителя рулевого управления: А — автомобили с бензиновым двигателем; Б — автомобили с дизельным двигателем; 1 — шкив; 2 — стопорное кольцо; 3 — приводной вал; 4 — манжета; 5 — корпус насоса; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — распределительный диск; 8 — лопасти; 9 — ротор; 10 — штифты; 11 — статор; 12 — крышка насоса; 13 — кронштейн крепления; 14 — регулировочный клапан; 15 — регулятор натяжения
Детали системы гидроусилителя рулевого управления показаны на рис. 6.9 и 6.10. Пережмите трубопроводы, подходящие к гидроусилителю, или откачайте жидкость из бачка гидроусилителя. Снимите кронштейн, поддерживающий жгут проводов. На автомобилях с бензиновым двигателем снимите с правой стойки подвески кронштейн верхнего крепления. Отсоедините трубопроводы от корпуса насоса гидроусилителя, заглушив отверстия пробками. Отведите в сторону шланги, провода, разъемы. Выверните нижний болт крепления насоса гидроусилителя и болт натяжителя приводного ремня; снимите ремень. Выверните оставшиеся болты крепления насоса гидроусилителя и снимите насос.
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
Замените новыми уплотнительные шайбы на трубопроводах.
Затягивайте детали крепления требуемым моментом.
Удалите воздух и заполните систему гидроусилителя рулевого управления (см. ниже).
Проверьте укладку, а также подключение электрических проводов и трубопроводов.
Источник
На самом деле, все просто. Рейка может течь из 4х мест. Первое место, и самое распространенное — верхний сальник редуктора ГУР. Второе и третье — боковые сальники рейки — оттуда течет, но не так часто. Последнее место — нижний сальник редуктора ГУР. Не буду подробно останавливаться на последних трех неисправностях — перейду к первой.
Основной симптом течи верхнего сальника редуктора ГУР — замасленность оного с ног до головы. Жидкость ГУР — Dextron выдавливается через верхний неисправный сальник в отверстие и стекает из-под пластиковой крышки вниз по редуктору, гофрам и колесной балке — на землю. На фото это наглядно видно:
В форумах эта проблема довольно подробно описана и там же обсуждаются нюансы бюджетного ремонта, который заключается, все-навсего, в замене текущего сальника. Основными трудностями при этом ремонте являются съем редуктора с корпуса рейки и его разбор. Кто-то снимает рейку целиком, кто-то обходится минимальными разборами. Я — сторонник второго подхода.
Проблема с течью ГУР была сразу при покупке подержанного авто, прежний хозяин честно об этом сказал и скинул неплохо. Тек верхний сальник редуктора ГУР, отчего вся деталь была черной от масла и грязи. Текло не сильно. Примерно раз в неделю доливал тоненькой струйкой грамм 50. Лужица после ночи под машиной была постоянно. Еле техосмотр прошел из-за мокрой балки. Так что проблема была небольшая, но надоедливая.
В нашем городе специализированных на ГУР контор нет, спецам широкого профиля отдавать не хотелось, так как много в этом ремонте опасных нюансов.
Начитавшись отчетов с фото на разных форумах решил делать самостоятельно. Думаю, многим уже известно о проблеме наличия родного сальника — его на exist.ru просто не найти, а в Москве мне некому было заказать купить. Так что пришлось пробовать неродные сальники, с отличными от родного размерами. Размеры родного сальника: внутр. диаметр = 19, наружный диаметр = 29, высота = 6.3
Взял два вида сальников через Exist.ru — один из ремкомплекта MAP2507K (цена 98 р.), другой вообще от Toyota — Corteco (01026490B, цена 117 р.). Размеры первого оказались: 30 мм наружный диаметр, 18 — внутренний. Люди подсказали, что он очень туго зайдет на вал. Пришлось пробовать второй, с размерами 30×19. У родного сальника наружный диаметр 29 мм, поэтому Corteco пришлось стачивать сначала грубой наждачкой, потом шлифануть 2000-ной. Точил так: в дрель вставил короткую оправку из набора головок, намотав до нужного диаметра изоленту так, чтобы сальник вошел с небольшим трудом. Пружинку вытащил из него предварительно. Ее главное не забыть потом вернуть на место. И потом, держа в руках кусок наждачки, обхватил сальник по кругу и на малых оборотах дрели сточил весь резиновый слой. Сточить пришлось до металлического каркаса сальника. Потом, когда размер оказался 29,1, шлифанул сальник об «нулевку» до зеркального блеска. Тут обнаружился нюанс — толщина сальника Corteco оказалась сильно больше оригинальной. Появились опасения, что вал не зайдет на свое место и перекроет масляные каналы. Для перестраховки подрезали нижнюю резиновую кромку сальника до металла. Но все равно толщина его осталась больше. По этому поводу остались опасения.
Процесс разбора подробно уже описан вдоль и поперек. Наиболее сложными этапами оказались для меня откручивание гайки с карданчика рулевого вала в салоне, возле педали тормоза. Ключ на 17 не пригодился — он нужен для головки болта, а она была на другой стороне карданчика. Ближе оказалась гайка этого болта — на 14. Еле открутил, чуток попортил. Очень там неудобно и нужно сразу запастись фонариком — там очень темно. Мы светили телефоном.
Сняли короб воздушного фильтра и воздуховод, до дроссельной заслонки. Главное, запомнить, какая трубка куда идет. Там есть 2 трубки, которые никуда не идут — видно вентиляция чего-то.
После этого отвернули нижнее крепление карданчика — возле самого редуктора. Тут все делается ключом-трещоткой с оправками. Болт легко открутился, даже без WD. Снял со шлицов вала крепление карданчика, отбросил его в сторону. Тут есть один нюанс — не вытягивайте сильно кардан — у меня он вылетел из отверстия совсем, а потом в салоне еще и заглушка отверстия отвалилась. Но все приделали.
Потом слил жидкость ГУР. Я не стал сливать ее из трубки, и убрал шприцем большую часть жижи из бачка. Кстати, эту жижу я использовал повторно, так что если меняли недавно — слейте ее в чистую емкость, пригодится. Далее отвел хомут с резиновой трубки и снял ее со штуцера. Довольно непросто это оказалось. Нужно много усилий — трубка плотно сидит на длинном штуцере. Потекло сразу из двух мест — из штуцера и резиновой трубки. Из трубки больше. Так что приготовьте небольшую емкость и тут. Я использовал верхнуюю часть от пластиковой бутылки — ее хватило. Остальная часть стека в бутылку внизу — заранее подставьте туда что-нибудь.
Далее скрутил 3 металлических трубки, идущих к редуктору. Одна откручивается обычным рожковым ключом на 14, две других я не рискнул крутить рожковыми — задушил жабу и купил набор ключей для тормозных трубок. Долго искал такой ключ на 11 — нигде не было. На наших рынках можно было найти только на 10, на 12. Нашел в одном недешевом наборе. Но и он не пригодился — не залез. Открутил ключом на 12 из этого же набора. У него широкие шлицы и больший обхват гайки. Так что можно было купить дешевый ключ с затяжным винтом на 12 и притянуть его. Благо у меня гайки открутились без усилий — ничего не сорвал. Вытаскиваются сами стальные трубки из агрегата тоже с немалым усилием. При откручивании трубки на 14 нажил себе проблему — рука сорвалась и сломал какой-то пластиковый штуцер трубки, входящей в черный пластиковый баллон. Там надпись была типа «FUEL TANK. » или что в этом духе. Приклеил потом цианоакрилатным клеем. Трубка нагрузок вроде не несет, бензин по ней не течет. Так что надо быть очень осторожным — вокруг полно слабых мест, разрушить можно что-то запросто.
Далее открутил головкой на 8 два болта, крепящие редуктор к корпусу рейки. Головка болтов — 6-лучевая звездочка, так что либо крутить звездочкой, либо универсальными головками. Обычной шестигранной головкой (без специальных проточек под звезду) лучше не лезть — чревато срывом. Подались болты почти сразу — повезло.
Вынул редуктор с валом из рейки — немного пошатать и приложить чуток силы — выходит нормально.
Далее, стукнув по верхней части вала молотком не очень сильно, вынули вал из корпуса вместе с большим подшипником. Маленький подшипник с сальником остался в корпусе. Подходящей под диаметр отверстия головкой выпрессовали в тисках и их — вышли тоже легко. Осмотрел старый сальник. Внешне был без повреждений, но сильно задубел — кромка уже не так плотно сидела на валу. Да и потом в этой кромке обнаружился разрыв — в него и текло видимо.
Место крепления редуктора к рейке Сам редуктор с валом
Промыл все детали WD-шкой и зубной щеткой — бензина не оказалось под рукой. Далее запрессовали сальник вместе с подшипником свечной головкой — она подошла по диаметру подшипника и была достаточной длины. Запрессовывать сальник отдельно побоялись — он мягкий. Предварительно смазали внутреннюю поверхность редуктора декстроном (жижей ГУР). Встало все без перекосов. Вставили вал с подшипником и слегка заколотили его в корпус молотком — прошлись оправкой по всему диаметру подшипника. До прежнего уровня подшипник не дошел на 2 мм — сказалась большая толщина сальника. Смазали большой подшипник литолом.
Собрали все в обратном порядке, повозившись с двумя стальными трубками. На этом этапе можно выровнять руль, если он стоит не ровно — просто повернуть карданчик на шлиц влево-вправо. Кстати, перед всей операцией руль прикрутил к колонке изолентой — крутить его без карданчика нельзя — рвется шлейф от SRS.
После сборки воздушной системы залил в бачок ГУР жижи под завязку. Открутил изоленту от руля и завел на 5 сек — насос всосал жидкость мгновенно! Тут надо следить — насос в холостую без жижи работать не должен — сгорит. Заглушив, долили еще жижи до отметки MAX. Завел, жидкость немного ушла. Покрутил рулем много раз из конца в конец — вышли пузыри — все вспенилось. Когда пузыри перестали идти, заглушил и долил уже последний раз до отметки. Все! Руль вращается даже немного легче, чем раньше. Помог ли ремонт — покажет время.
Тем, кто соберется выполнять этот ремонт самостоятельно — рекомендую распечатать все советы по ремонту и фото — помогает ничего не забыть. И делать этот ремонт лучше вдвоем — одному сложно было бы.
Фотографии в этой статье использовал не свои — с форумов. Думаю, авторы на меня не сильно обидятся. Тем более, даю ссылки, где находятся эти фото и обсуждения темы.
Источник
Началось у меня все с ремня генератора, который разлетелся на клочки по дороге домой, загорелась АБ.
Благо АБ новая добрался без проблем.
Прикупил ремни: генератора (6PK1105) — на 5 мм больше, стандарта не нашел.
ГУР (4PK855)
2 дня машину не трогал. Затем решил ехать в гараж и менять. Завожу гул стоит невозможный, глушу, открываю капот — бачок ГУРа — жидкости нет — удивленные глаза. Значит где-то утечка. Купил жидкости StepUp — давно ее уже заливал. Доехал до гаража, машина так же ревела — пузырила и пенилась — очень страшная картина наблюдалась. Подкапотное «правое» пространство было все в масле.
Заменил хомут шланга на входе в насос ГУРа, прокачал систему — все нормализовалось, заменил ремни — обрадовался и пошел домой. На след день прихожу, «лужа» в гараже под машиной. В бачке пусто. И снова недоумение. Пришлось лезть в яму и наблюдать при заведенной машине что и куда уходит.
После долгого изучения системы ГУР под машиной и в сети интернет, пришел к выводу — течь через сальник шкива насоса. Ремкомплекта нет. Но нашел информацию, что сальник подходит из другого ремкомплекта.
Долго решался на самостоятельный ремонт насоса ГУР. А машина пока стояла в гараже и ждала моего решения.
В итоге заказал 49591-6C925 Ремкомплект насоса гидроусилителя.
Фото как я снимал насос нет, так как было неудобно очень-очень.
Снял правое колесо — снял защиту — предоставил себе открытое пространство — по максимуму.
Скажу, что в первый раз было очень страшно. Сейчас решился бы на ЭТО сразу.
Для начала нужно слить жидкость, но так как у меня она почти вся ушла — этого я не делал.
— Снял бачок жидкости ГУРа со шлангом.
— Снял ремни, которые были натянуты еще «ДО». (По снятию приводных ремней в след записи, хотя их множество в сети.)
— Далее процесс снятия самого насоса. Снимаем его вместе с кронштейном. Держится он на двух длинных болтах (на 12 — ключи накидные использовал + трещотка) и гайке на шпильке двигателя (на 12)
Фото гайки из сети интернет:
Фото двух нижних болтов.
— Откручивал все, находясь под машиной, гайку можно и сверху открутить. Но мне удобнее было все снизу.
— Ключом на 24 (использовал головку + трещотку) открутил от насоса «патрубок» со шлангом высокого давления. Кстати, не потеряйте 2 медные шайбы на нем (лучше потом их заменить). Немного масла оттуда вытекло, и убрал шланг в сторону.
— Больше ничего не мешало вытащить насос, вытаскиваем через низ.
— Да, открутил затем насос от кронштейна головкой на 16мм.
— Натяжной кронштейн тоже снял для прочистки, нужно запомнить в какие отверстия были закручены два болта на 12!
Собственно, фото «пациента»:
Далее, очистил его как смог тряпками, щеткой. Читал, что нужно бензином, керосином, но не учел этого, воспользовался тем, что было под рукой. И приступил к разборке насоса.
Разбирается довольно просто.
надписи на деталях ставил обратно в тех же позициях.
Осторожно с лопастями, чтобы не выпали, желательно ставить на свои же места их, закругленной формой наружу.
На стопорное кольцо убил порядка 40 минут. Использовал маленькую металлическую отвертку (для мобильников), а также нож. Поддев отверткой, чередовал с ножом. Кольцо у меня вылетела высоко вверх! Так что, нужно осторожнее.
Победив кольцо, добрался до САЛЬНИКА!
На сальник я убил времени больше чем на стопорное кольцо, поматерился я год вперед.
Его внешний вид — подтверждал утечку.
Все детали протер тряпками, сальник смазал новой жижей Castrol Transmax Dex III Multivehicle.
Остановился с выбором на нем. Сальник утопил немного руками, затем взял немного меньшего размера головку с набора и легкими постукиваниями молоточком, сальник вставл на свое место.
При сборе стопорного кольца на вал тоже капнул жижи.
Кстати, стопорное кольцо одевал с помощью разводного ключика, постукивая сверху молоточком, походу увеличивая размер, идя по валу. Особых трудностей сборка не вызвала.
В итоге из набора 49591-6C925 Ремкомплект насоса гидроусилителя подошло:
— одно большое уплотнительное кольцо, стопорное кольцо, и сальник.
Ну а дальше протер еще раз насос, подкапотное пространство и приступил к сборке, все в обратном порядке.
Сборка проходила гораздо быстрее — желание увидеть результат!
— Насос на месте, поставил бачок на место, закрепил шланги. А шланг обратки нарастил купленным метровым шлангом и в ненужную емкость. Я решил полностью прочитить систему после Step Up. Отверстие в бачке заткнул. Передние колеса вывесил. Огромное спасибо моей жене за ее терпение и труд, помогала мне во всем.
-Посадил ее за руль, сам лью понемногу жидкость, она крутит руль влево-вправо до крайних положений. Старая жижа недолго сливалась и потекла красная новая. Затем отсоединил обратный шланг от наращенного и вставил в бачок, предварительно накрыв ремни тряпками-пленкой. Затем также покрутив немного рулем, система полностью выдавила воздух, завел машину и радости не было предела.
Тишина, руль — сказка. Эффект нового рулевого управления.
Далее все собрал, колеса обул, поехал обкатывать и радоваться рулевым управлением!
Думаю еще поменять шланг от бачка к насосу. Заметил небольшие микротрещинки. Нужно заменить на будущее.
Четвертый день — полет нормальный — жидкость на месте, проехал 160 км.
Проделанной работой очень доволен! В сервисе только предлагали насос под замену.
Решился я поменять жидкость гидроусилителя, так как баночка куплена была давно, но никак руки не доходили.
Источник