- Пожарные насосы: ПН-40, ПН-60, ПН-110. Работа пожарных насосов. Проверка пожарного насоса
- Пожарные насосы
- Устройство пожарного насоса
- ПН-40 (ПН-40УА)
- ПН-110
- Комбинированные насосы для пожарной техники.
- Основные принципы работы пожарных насосов
- Проверка пожарного насоса
- Неполадки пожарных насосов, а также методы их ремонта
- Ремонт насоса пожарной машины
Пожарные насосы: ПН-40, ПН-60, ПН-110. Работа пожарных насосов. Проверка пожарного насоса
Пожарные насосы
Насос — это устройство, которое преобразует механическую энергию двигателя в энергию, что способствует перекачиванию жидкости, газов, а также жидкости с твердыми веществами. В машинах, что задействованы в тушении пожаров зачастую используют механические центробежные пожарные насосы, в них энергия жидкости (или сжиженного газа) переходит в энергию механическую.
Все насосы делят на три типа, в зависимости он того с помощью какой силы они перекачивают жидкость (газ, жидкости с твердыми телами):
- объемная сила;
- вязкость (жидкостное трение);
- плоское или двумерное давление (поверхностное).
Первые два типа в свою очередь объединяются в общую группу и относятся к динамическим насосам. А те, которые работают с помощью поверхностного давления относятся к объёмным насосам. Основная особенность насосов пожарных транспортных средств, что они приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания, это стоит учитывать при изготовлении подобных устройств.
Требования, которым должны соответствовать пожарные насосы.
- Надежность. Так как в случае пожара от насосной установки зависят человеческие жизни.
- Удобность. Насос можно было просто и удобно эксплуатировать.
- Автоматизация. По возможности работа пожарного насоса автоматизирована.
- Тишина. Уровень издаваемого шума, а также вибрации должен быть минимизирован.
Устройство пожарного насоса
Конструкция пожарного насоса состоит из основного массива устройства, рабочего колеса, вала, а также устройство оснащено приспособлениями для подвода жидкости и ее вывода. Рабочее колесо состоит из двух дисков, между дисками есть лопасти. Они выполнены с загибами в сторону противоположную к вращению рабочего колеса.
Начиная с 1983-го года колёса начали изготавливать с лопастями цилиндричной формы, это увеличило напор и подачу насосав до 30%. А также сохранило КПД. До этого 83-го г. лопасти имели двойственный изгиб, что сохраняло высокую кавитацию и минимизировала гидравлическое сопротивление. Но такие лопасти колес вызывали трудности в процессе их изготовления, поэтому от них отказались. Далее рассмотрим некоторые виды центробежных пожарных насосов.
ПН-40 (ПН-40УА)
Пожарный насос ПН-40УА начали выпускать в самом начале восьмидесятых годов как аналог насоса ПН-40У. Это качественный пожарный, унифицированный насос, который и получил хорошие оценки при применении его в деле. Корпус насоса ПН-40УА в отличие от ПН-40У разделили на две части, стало намного удобней его чинить. Также модель УА имеет масляную ванну, которая расположена сзади и снимается при необходимости.
В новом ПН-40УА внедрили инновационный метод фиксации колеса на две шпонки, а не на одну как было в ПН-40У. Из-за этого крепление стало надежней. Обновленный ПН-40УА предназначен для подавляющего большинства техники, что задействована в тушении пожаров, и становиться на шасси ГАЗ, УРАЛ и ЗИЛа.
Масло добавляют через специальное технологическое отверстие, которое плотно закрывается крышкой, вместимость ванны пол литра. Внизу масляной ванный есть отверстие для слива масла, тоже предусмотрено закрывающейся крышкой. Для того, чтобы слить воду необходимо просто повернуть кран, что находится внизу насоса. Рычаг крана удлинён для удобного его использования.
Внешне этот насос повторяет формы модели ПН-40, и особо не выделяется новой конструкцией. Если насос необходимо привести в действие от открытого источника воды, то на всасывающую часть насоса одевается небольшой отрезок трубы с двумя выходами, что позволяет одеть рукава диаметром не больше12,5 сантиметра. Что бы слить воду необходимо открыть кран в нижней части насоса, который направлен четко вниз. А в модели ПН-40УА этот краник находится с боку.
ПН-110
Пожарный насос, работающий при нормальном давлении, имеет одну ступень и отводы в форме спиралей. В этой модели прослеживается сходство с насосом ПН-40, а именно похожи основные рабочие детали. ПН-110 отличается размером всасывающие трубы, она составляет 20 сантиметров, а также диаметром напорный отрезков труб, что имеют 10 сантиметров.
Комбинированные насосы для пожарной техники.
К таким насосам относят те модели, что благодаря своим техническим характеристикам имеют возможность перекачивать жидкости под высоким и средним (нормальным) давлением. При Советском Союзе, по приказу Министерства внутренних дел продумали, изготовили и выпустили серию насосов ПНК-40/2, что были самовсасывающими и комбинированными. Вихревая ступень всасывала и перекачивала воду, когда напор был высокий, а при нормальном давлении воды это делало рабочее колесо.
Основные принципы работы пожарных насосов
Все насосы, что используют в любой технике для пушения пожаров, обслуживают и эксплуатируют согласно инструкциям, паспортов, наставлений и специализированных на этом направлении документов. Плановое и не плановое техническое обслуживание тоже проходит согласно вышеупомянутых документов. При поступлении новых автомобилей, очень важно убедиться в целостности пломбировки на всех насосах. А также перед выведением пожарной техники в готовность, важно провести протестировать насосов в активной работе с открытых источников воды. При тестировании глубина погружения рукавов для забора воды должна становить не больше 150 см. От насосной установки проходят пара рукавов по 20 метров длинной и диаметром в 6,6 см. Вода перекачивается через пожарные стволы РС-70, что создают направленную сплошную струю, их диаметр 1,9см. При тестировании насоса напор воды не превышать 50м., а время более 10 часов.
Если испытания насоса проходит возле водоема, и забор воды идет с открытой местности, стволы и напор воды запрещается направлять в водоем. Мелкий пузырьки, что образуются от напора при попадании в насос замедлит его работу, как напора воды, так и ее подачи.
Если насос поддался ремонту он тоже требует тестирования в течении 5-ти часов, при капремонте насоса обкатка проходит 10 часов.
Проверка пожарного насоса
Подключить насос, что установлен на пожарном транспортном средстве к открытому источнику водного ресурса. Привести насос в действие и качать воду соблюдая условие, что задвижки полностью открыты. Используя показатели приборов для измерения давления выяснить уровень напора, что создает насос. Сделать сравнительную оценку полученного значения напора с нормативным значением, в условиях что скорость вращения вала была номинальной.
Согласно техническим характеристикам, уменьшение давления воды в насосе в отношении номинального значения не должно быть больше пятнадцати процентов.
Неполадки пожарных насосов, а также методы их ремонта
1. Насос не качает.
Причина: Возможно в насосе ест воздух, который заполнил пространство. Потребуется еще раз накачать воду использовав вакуумную систему.
2. Насос уменьшает подачу воды или совсем прекращает, при условии, что начинает подавать воду нормально.
- нет плотности в линии что всасывает воду (проверить на наличие повреждений на линии и устранить);
- загрязнение сетки что находится в конце линии (снять и качественно очистить сетку от грязи);
- недостаточная глубина забора воду (опустить сетку на 60 см.).
3. Мановакууметр не работает при том, что насос рабочий (не разрешено заниматься его разбором и ремонтом)
4. В рабочем состоянии устройство выдает громкие звуки, а также заметно вибрирует:
- незатянуты болты крепления (проверить и затянуть);
- сильный износ сборочного узла (заменить подшипники);
- вышли со строя шейки вала (по возможности отремонтировать или заменить на новое);
- разваленное рабочее колесо (разобрать снять неисправное и заменить новым).
5. Насос не работает из-за загрязнения каналов. Необходимо хорошо прочистить каналы колеса.
6. Не крутиться вал, при условии исправности других деталей.
- летом возможное загрязнения вала песком, мулом или пылью (разобрать и почистить);
- зимой бывает, что рабочее колесо примерзает (разогреть горячей водой или потоком воздуха насос).
7. Износ манжет, если с дренажа сочится вода (по возможности отремонтировать ли заменить на новые).
8. Захлестывание воды в емкость для масла:
- загрязнение отверстия для дренажа (проверить и прочистить);
- заменить изношенные манжеты (разобрать и поменять).
9. Появляется масло из отверстия для дренажа (заменить изношенный манжет).
Источник
Ремонт насоса пожарной машины
1. Загрязнение электродов датчика концентрации пенообразователя.
1. Не открывается отсекающий клапан дозатора, вследствие засорения трубопровода, подающего воду в управляющий клапаном сильфон.
2.Если неисправность появляется только в случае работы с большим количеством ГПС-600 (4-5 шт.), причина – увеличение гидравлического сопротивления магистрали пенообразователя в результате ее засорения.
3. Обрыв электрической цепи «электронный блок – датчик концентрации»
1. Обрыв цепи электропитания между первичным пенообразователем и электронным блоком или между электронным блоком и показывающим прибором на панели.
2. Неисправность электронного блока
3. Неисправен счетчик времени наработки.
Отрегулировать зазор «Д» между толкателем механизма отключения и упором кронштейна вакуумного насоса (1,5…2 мм).
При полном износе резины (выступание резины за металлический обод – менее 0,5 мм) заменить шкив.
1. Проверить соединительные головки всасывающих рукавов, обнаружить и устранить неплотности в насосе, заправить масляный бак.
а) обезжирить шкивы бензином и просушить
б) отрегулировать усилие прижатия
Проверить расход масла и состояние маслопровода, при необходимости промыть маслопровод и отрегулировать расход масла.
Обнаружить и устранить неисправность падающего клапана. До устранения неисправности забор воды производить при закрытых вентилях.
Очистить всасывающую сетку.
Заменить неисправные рукава
2. Отрегулировать усилие прижатия шкивов.
Обеспечить погружение всасывающей сетки на глубину не менее 300 мм.
Устранить неисправность вакуумного затвора, до устранения неисправности допускается в качестве вакуумного затвора использовать вакуумный кран – закрывать вручную при появлении давления на выходе в пределах от 2,5 кгс/см 2 до 3,5 кгс/см 2.
3. Проверить уровень жидкости в гидроприводе. Установить места неплотностей, устранить их.
1.Проверить всасывающую сетку.
2. Проверить целостность всасывающей сетки, при необходимости очистить защитную сетку на входе в насос.
3. Уменьшить подачу (число работающих стволов или частоту вращения).
4. Очистить каналы
1. Подтянуть болты.
2.Изношенные подшипники заменить новыми.
3. Удалить посторонние предметы.
4. Заменить рабочее колесо.
1. Очистить внутреннюю
2. Прогреть насос теплым воздухом или горячей водой.
1. Заменить изношенные детали (узлы) концевого уплотнения
1. Разобрать дозатор, очистить сопрягаемые поверхности от налета.
1. Заменить манжеты.
1. Обнаружить и устранить обрыв электрических цепей.
1. Прочистить трубопровод (канал).
1. Обнаружить места неплотности по вытеканию жидкости, устранить неплотности, проверить диафрагму вакуумного затвора.
2. Разобрать клапан пеносмесителя и очистить его полость и детали от загрязнений.
1. Обнаружить и устранить.
2. Заменить свотодиод (лампу).
3. Выявить причины и устранить заклинивание.
4. Заменить магнито-электрический контакт.
1. Обнаружить и устранить обрыв в цепи.
2. Отрегулировать муфту в соответствии с п.9.2.
обнаружить и устранить обрыв цепи
1. При помощи корректора увеличить концентрацию пенообразователя или перейти на ручное дозирование (см.п.7.4).
1. Очистить электроды датчика концентрации.
1. Прочистить трубопровод (канал).
2. При очередном ТО прочистить магистраль пенообразователя, в том числе полости дозатора.
3. Обнаружить и устранить обрыв цепи.
1. Обнаружить и устранить обрыв цепи.
2. Заменить или отремонтировать электронный блок.
3. Заменить счетчик.
В насосе ПЦНВ 4/400 отсутствует система всасывания, но в его конструкции имеются два клапана: перепускной и отсекающий. Неисправности в них служат нарушением нормальной работы насоса. Их перечень приводится в табл.2.6.
Из дренажного отверстия насоса струйкой течет вода.
2. При работе насоса его корпус сильно нагревается.
3.Снизилась подача, давление в напорном коллекторе в норме.
4. При включенном эжекторе и открытом дозаторе и стволе-распылителе пенообразователь в насос не поступает
5. Уровень дозирования пенообразователя ниже нормы.
1. Нарушение герметичности концевого уплотнения.
1. Засорены проходные отверстия в перепускном и отсекающем клапанах.
1. Заклинивание перепускного клапана.
1. Неисправен перепускной клапан.
2. Заклинивание отсекающего клапана.
1. Засорение магистрали пенообразователя, в частности, проточной полости отсекающего клапана.
1. Разобрать насос, заменить изношенные детали уплотнения.
1. Снять клапаны, разобрать и устранить неисправности.
1. Снять клапан, устранить неисправность.
1. Снять клапаны, устранить обнаруженные неисправности.
1. Разобрать и прочистить все элементы магистрали пенообразователя.
В насосе ПЦНВ 4/400 могут возникать и другие неисправности, но они в большинстве случаев аналогичны неисправностям других насосов этой серии.
Техническое обслуживание (ТО) насосных установок. Техническое обслуживание – это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделий при использовании по назначению. В ГПС проводят ряд ТО: ежедневное ТО (ЕТО), ТО-1 и ТО-2 после общего пробега пожарного автомобиля, равного соответственно 1500 и 7000 км. Кроме этого, их обслуживание на пожаре и после пожара.
ТО на пожаре . Периодически контролировать герметичность насосной установки по утечке воды через соединения и сальники.
На насосах ПМ через каждый час работы подавать смазку в сальники через колпачковую масленку.
Поддерживать положительную температуру в насосном отсеке.
На насосах ПЦН контролировать подачу воды и не допускать перегрева насоса.
ТО после пожара. Слить воду из насоса. Зимой – из трубки, соединяющей ПН с газоструйным вакуумаппаратом, удалить воду кратковременным его включением.
После тушения пожара пеной промыть водой систему подачи пенообразователя и насос.
Работы по регламентированному техническому обслуживанию приводятся в табл.2.7.
Источник