Ремонт настенных часов с четвертным боем
МЕХАНИЗМ БОЯ ЧАСОВ С ЧЕТВЕРТЯМИ
Часы, отбивающие четверть часа (рис. 202), в основном имеют те же детали, что и часы с гребенкой, отбивающие только часы и получасы. Этот механизм имеет большую ступенчатую шайбу с насаженными на ней четырьмя штифтами 2, предназначенными для
подъема нескольких молотков, стоящих плотно друг к другу.
Механизм боя часов, отбивающих четверти, имеет следующие детали: малую ступенчатую шайбу, скрепленную с шайбой, отсчитывающей полные часы — и с часовым колесом 3, минутный триб, колесо, включающее бой 4, связанное с рычагом отпирания боя 5, рычаг отбивания четверти 15, рычаг отпирания 5, рычаг замыкания 8,
подъемник 16, пусковой рычаг 7, рычаг гребенки 14, подъемный кулачок 9, гребенку 12, первое пусковое колесо 10, второе пусковое колесо 11, штифт подъемника 17, штифт 6, .находящийся внутри механизма и передвигающий шайбу с подъемными Штифтами.
Отбивание полных часов производится так же, как и в механизмах боя с гребенкой, т. е. отсчет полных часов ведет ступенчатая шайба 1, отсчет четвертей производит другая малая шайба с тремя уступами (на рис. не видна), находящаяся под большой шайбой 1.
Минутный триб, поворачиваясь по ходу часов, штифтами поднимает подъемник 16, 13, одновременно поднимается и штифт 17,
находящийся на подъемнике, который, в свою очередь, поднимает вверх пусковой рычаг 7, скрепленный на одном валике с ним рычаг замыкания 8 также поднимается. Таким образам, одновременно освобождаются гребенка 12 и рычаг 14, которые падают на малый уступ диска отсчетов и первое пусковое колесо.
В настенных часах есть свои особенности конструкции узла завода.
Механизм заводки часов (рис. 203) состоит из выступающего над передней платиной квадратного конца вала барабана 2, на котором плотно установлено храповое колесо 1 с квадратным отверстием.
Во время заводки часов ключом вал и храповое колесо вращаются, а собачка 3 скользит по его зубьям, препятствуя обратному движению храпового колеса благодаря пружинке 4, которая давит на собачку 3, тем самым прижимая собачку к храповому колесу. Храповое колесо удерживается на валу мостам 5. Мост, собачка и пружина крепятся к платине винтами.
Рис. 202. Механизм боя с четвертями
Рис. 203. Узел завода часов:
1—храповое колесо; 2—квадрат заводного вала; 3 — собачка; 4 — пружина собачки; 5 — мост; 6 — винты моста собачки и пружины
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Описание ремонта настенных часов HAU — стиль JUGEND
Воскресенье, 18 Декабря 2016 г. 15:41 + в цитатник
Небольшую историческую справку о фирме изготовителе данного экземпляра представлю немного позже. Также поделюсь некоторыми советами по эксплуатации механических настенных часов с боем.
Данный экземпляр-это интерьерные старинные часы с боем (отбивают количество часов и получасов) с логотипом на платине механизма две перекрещенные стрелы с оперением. По моим предположениям часы были изготовлены между 1900-1915гг.
Механизм боя имеет счетное колесо, систему рычагов и один молоточек который ударяет по звучащей струне боя, в форме спирали изготовленной из стальной проволоки со своими техническими особенностями и креплением в корпусе.
Для отбивания боя в разных часах устанавливают от одного до восьми молоточков, ударяющих по одной, двум или трем струнам боя (для часов и получасов). Восемь молоточков обычно отбивают четверти часов по отдельным восьми струнам, которые закреплены одним концом жестко и надежно в металлическом бруске для каждых часов своей формы в зависимости от сложности исполнения боя.
В часах нового типа применяются так называемые гонги. Они расположены внутри корпусов часов в вертикальном или горизонтальном положении. Издают мелодичные звуки разной тональности, потому, что каждая струна в общем гонге имеет свою определенную длину и свободный конец, находящийся в воздухе, который не должен касаться соседних струн и корпуса часов.
Каждый из молоточков должен быть установлен на определенном расстоянии от точки касания его струны. Во всех настенных, настольных и напольных часах с боем механизм боя самостоятельно действовать не может.
Будучи непосредственно связанным с механизмом хода, он приводится им в действие в определенные часы, после чего и отбивает время, согласно показаниям стрелок на циферблате.
В данной модели соответственно два пружинных заводных барабана хода и боя полузакрытого типа (в корпусах барабанов сделано по 4 прорези в форме круга расположенные диаметрально) имеющие запас хода от полного завода минимум 7 суток.
В результате своей слаженной работы этот механизм точно выполняет свое предназначение, показывая, точное время и радует слух своим мелодичным боем.
Принципиальная схема механизма этих настенных часов и более современных, которые мне приходилось ремонтировать, не имеет особенных изменений, но к этим часам у меня особое отношение и к тем мастерам, которые их сделали с технологиями начала прошлого века.
Ремонт это мягко сказано часы имели неосторожность, упасть со стены на пол при этом пострадал корпус, который сделан из деревянных составных деталей, склеенных между собой. Конечно же, при падении пострадал механизм и его крепление в корпусе часов.
При детальном внешнем осмотре (дефектовке) делаю вывод, часы пытались реставрировать и ремонтировать. Потому, что была попытка покрыть мебельным лаком корпус.
Изменена деталь подвеса маятника и пендельфедер (упругая пружинка) выполняющая колебательную функцию, ну и всякое разное от почти векового слоя отработавшей свой срок смазки до устранения мелких дефектов, возникавших в процессе эксплуатации часов.
Процедуру ремонта я начал с восстановления целостности корпуса часов и придания правильных геометрических форм, склеивая развалившиеся деревянные (дубовые) детали. Результат получился хороший, целостность восстановлена.
Было потрачено примерно около 12 часов рабочего времени с использованием современных склеивающих материалов, но оно этого я думаю, стоило. И тут можно дать небольшой совет.
Выбрав место для часов необходимо надежно закрепить корпус на стене. Настенные часы необходимо повесить на ровную стену, крепление на стене должно быть надежным и выдерживать вес часов.
Часы должны висеть ровно (без перекосов вправо-влево). Стена, на которую подвешивают часы, должна быть строго вертикальной. При небольшом наклоне стены нужно выровнять корпус часов с помощью регулировочных винтов. Эти винты выполняют две функции: касаясь стены своими острыми концами, они удерживают корпус на месте.
В моем ремонтируемом варианте такие винты отсутствуют, и не осталось от них даже крепления что может усложнить дальнейшую регулировку после ремонта механизма и установки его в корпусе.
Перед тем как начинать разбирать механизм отпускаю заведенные до упора пружины двигателей. С этой операции начинается процесс ремонта любых механических часов с пружинным двигателем.
От деталей наручных часов травму может и не получишь, а вот представьте настенные часы с запасом хода минимум 14 дней пружина вполном заведенном состоянии в которой отламывается один из концов крепления мгновенно раскручивается внутри и бьёт по корпусу барабана, который дает трещины по периметру в нескольких местах.
Сила удара такая, что иногда ломаются передаточные зубья барабана, больше всего такой дефект бывает в наручных часах. Дальнейший ремонт механизма делаю по обычной схеме (внешний осмотр, разборка, дефектовка, мойка и чистка деталей). Необходима полировка вращающихся деталей колесной системы особенное внимание к цапфам осей, которые вращаются в своих отверстиях в платинах.
Так же устраняю овалообразную выработку в отверстиях платин, полирую трущиеся поверхности спусковой скобы и всех деталей спуска. Чистота и минимальная сила трения, между которыми влияет на точность хода при дальнейшей эксплуатации часов.
Рассчитываю упругость пендельфедера (пружинка, соединяющая планку подвеса с маятником) изготавливаю ее, переделываю соединение планки подвеса с пендельфедером с заклепанной жесткой на подвесную частично подвижную больше похожую на изначальную чем прежняя.
После устранения всех дефектов можно приступать к сборке механизма, имеющего свои особенности в сравнении с современными механизмами, например — настенными часами с боем «Янтарь» Орловского часового завода, бывшего СССР.
В которых заводные барабаны устанавливаются после монтажа всех деталей колесной системы и деталей боя. В данном же механизме все детали устанавливаются сразу на свои места и барабаны заводные тоже, кроме спусковой скобы имеющую отдельное крепление на платине.
Теперь каждую цапфу осей колес, рычагов которые тоже имеют свои оси, совмещаю с отверстиями второй платины, навинчиваю крепежные гаечки на монтажные стойки соединяющие платы.
После проверки правильного взаимодействия всех деталей хода и боя надежно завинчиваю до упора каждую, не срывая на них резьбу. Произвожу смазку всех трущихся и вращающихся деталей механизма. Монтирую спусковую скобу и детали подвеса маятника не забывая смазать.
Механизм чист, смазан специальным часовым маслом и отремонтирован. Особенность ремонта таких старинных часов в том, что для них нет запасных частей и нужно аккуратное отношение ко всем деталям.
Начиная от корпуса часов до копеечной гаечки и крепежного винта. При поломках деталей приходится либо реставрировать или изготавливать такую же если позволяют профессиональные навыки.
Теперь после всех процедур согласно технологической карты ремонта настенных часов крепим циферблат к механизму штифтами через отверстия стоек и монтируем готовый к эксплуатации механизм в корпус на кронштейн его крепления, подвешиваем маятник и запускаем на ход.
Еще один маленький совет. Маятник на колодочку стержня надо подвешивать очень осторожно. Настенные механические часы, как любое технически сложное устройство, требуют квалифицированной установки, настройки, сервиса.
От правильной настройки зависит не только точность хода, но и долговечность часов. Прежде всего, маятниковые часы необходимо правильно установить, иначе они будут неточно показывать время. Установив часы, заводят пружину.
Ключ на квадратный стержень заводного валика необходимо вставлять до конца. Поворачивать его следует согласно указанию стрелки на циферблате или по ходу часовой стрелки. Неосторожный (рывками) быстрый завод может вызвать серьезную поломку деталей механизма часов.
После завода пружины и пуска маятника должны слышаться ровные звуки отстукивания хода одинаковой длительности. Если же звуки хода неровны, неритмичны, то это значит, что часы недостаточно точно отрегулированы.
Дверцу корпуса необходимо закрывать плотно, иначе в механизм часов будет проникать пыль. Если требуется перевесить часы с одного места на другое, то прежде чем снять их со стены, надо предварительно снять маятник. Установив корпус часов на новом месте, маятник подвешивают вновь, а часы пускают в ход.
Маятник обязательно нужно снимать также при длительной транспортировке часов. В моей практике было много случаев, когда этого не делали и, сдавая часы в ремонт, добавляли новые поломки (ломается пендельфедер).
Я уже сделал все согласно выше сказанного, остается добиться точности хода, предварительно проверив синхронность срабатывания механизма боя. Подвожу минутную стрелку медленно к месту боя часов – 30 или 60 минут слышен слабый щелчок и считаю количество ударов.
В часах с получасовым боем половина каждого часа-один удар. Началу нового часа количество ударов соответствует времени на часах. В часах с четвертным боем каждые 15 минут происходит бой с разными мелодиями и целый час-количество часов.
Бой соответствует показаниям стрелок на циферблате. Теперь для настройки точности хода действую опытным путем. Точность хода настенных часов зависит от количества качаний маятника. Неточно идущие часы можно подрегулировать передвижением линзы по стержню маятника.
Если часы отстают, то линзу следует поднять вверх поворотом регулировочной гайки вправо, если спешат-опустить поворотом регулировочной гайки влево. Выставив на часах точное время, даю походить им несколько суток.
Чтобы получить суточную погрешность хода часов, нужно полученную разницу в точности хода разделить на количество суток. Например, если часы отстанут за 2 дня на 4 минуты, то погрешность хода часов за сутки составит 120 секунд. Маятник подвешен на очень тонком стальном подвесе (пружинке), который при неаккуратном обращении легко повреждается.
Чтобы предохранить подвес, регулировочную гайку надо вращать правой рукой, придерживая линзу левой. Во многих настенных часах большая часть стержня маятника изготовлена из дерева. Так как на деревянный стержень температура оказывает меньшее воздействие, чем на металлический.
Учитывая, что один оборот регулировочной гайки под линзой маятника в среднем составляет от полуминуты до минуты в сутки (в зависимости от модели механизма), проверяю, хватает ли длины резьбы для требуемой регулировки.
В моем случае регулировочную гайку надо повернуть на 3 оборота вправо. Несколько сеансов регулировки позволяют достичь удовлетворительной точности хода. Для надежности и проверки всех параметров контролирую и наблюдаю за ними три недели. Все хорошо владелец этого антиквариата я думаю, будет доволен! С уважением Николай специалист по ремонту часов.
О необходимости изобритения механики времени в нашем мире
Источник