Как реставрировать оклад?
1. Аккуратно вынуть ржавые гвозди, крепящие оклад к иконе.
2. Осторожно снять оклад с иконы, посматривая в зазор между ними, бывает, что красочный слой с левкасом со временем или по другой какой причине «прикипел» к самому окладу. Тем более, вы пишете, что там холст есть. Чтоб не было еще и вторичного разрушения. Своими же собственными руками. Бывает, что при снятии оклада, все что держалось на деревянном щите, рассыпается в груду мозаики. А чаще всего все обходится благополучно. Даже с мотками столетней серой паутиной и плесенью.
3. Почистить оклад от грязи и пыли можно тампоном, смоченном водой или просто вымыть в воде кистью, щеткой. Можно не мыть, если не шибко грязный.
4. Икону временно отставить в сторону.
5. Приготовить материалы:
а) Кисть или щетку, вроде зубной
б) Фотолоток или подобную емкость (только не металлическую!), в кот. поместится оклад
в) чистую кипяченную или дистиллированную воду
г) за неимением спирта можно детское мыло.
д) кусок чистой марли или бинта.
е) .
6) Традиционный способ очистки окладов: чистка аммиаком, жидкой смывкой старой краски и т.п. посредством тампонирования или кистью.
(берется деревянная палочка и на конце наматывается ватка, как будто собиратетсь почистить чьи-то большие уши и окунаете им в аммиак или в другой раствор и протираете пов-сть оклада. Другой вариант: кисть окунаете в раствор и тоже протирать)
То, что я собираюсь предложить, будет не менее действенным, даже лучше, самым безопасным, но непривычным в реставрационной практике способом или материалами. Даже на слух.
Готовы? Если нет, то я уже все сказала, только из списка исключить все, кроме кисти-щетки с бинтом.
Далеко забившуюся грязь под рельефные закоулки оклада дочистить можно скальпелем, а чтоб сильно не царапать металл, то деревянной палочкой
7) Дозолотить можно акриловой золотой краской «Королевское золото» (по-моему оно больше всего подходит, а так, смотрите, подберите по тону той старой позолоты) может подойти «Золото инков» и др.
8 Можно покрыть оклад лаком.
9) Сушка
10) Теперь берем икону: если она в остальном также в нормальном состоянии, как эти лики (определить тонкости может только опытный реставратор). Если вам не требуется капитальная или косметическая реставрация, то можно быстро «пройти» по ней тампоном, смоченным спиртом 95% или лучше водочкой, т.е. 40-45% , очистив ее от грязи и пыли. Если сомневаетесь, то лучше отдать ее в руки спецу.
11) После просушки покрыть ее тонким слоем лака. Сушка.
12) Монтаж оклада с иконой.
Источник
Способы и правила домашней реставрации икон
Старые иконы передаются из поколения в поколение в качестве семейных реликвий. Действительно, эти религиозные атрибуты наделены невероятной чудодейственной силой, в чем и заключается их высокая ценность. Но к сожалению, мощь иконы не защищает ее саму от старения — потускнения красок, деформации и других дефектов. Поэтому каждый человек, которому досталась такая ценная вещь, как икона, должен знать о том, как выполняется реставрация иконы в домашних условиях, а также ее чистка.
Хранение
Для того чтобы не допустить воздействия разрушительных факторов на икону, следует позаботиться о ее правильном хранении. Икона может испортиться от сырости, холода и жары, поэтому нельзя допускать воздействия этих факторов на хранимую реликвию. Жуки-точильщики, пары кислот и растворителей, копоть и дым также могут навредить старинным иконам.
Идеальной температурой воздуха для хранения икон является 15-18 градусов по Цельсию. При этом влажность не должна превышать 65%. Для создания идеальных для хранения иконы условий рекомендуется купить киот — специальный застекленный ящик. Особенно он необходим для хранения рукописных икон. Киот не должен быть безупречно герметичным, ведь икона, находящаяся в нем, должна «дышать».
Многие владельцы икон с целью придания реликвии блеска и идеального внешнего вида покрывают ее поверхность растительными и минеральными маслами. Этого делать не стоит, поскольку со временем масло, попавшее в микротрещины на слое краски, может привести к искажению цветовой гаммы иконы. Если есть желание вернуть иконе первозданный блеск, рекомендуется использовать льняную олифу (ею покрывают изображение) и восково-скипидарную смесь (для обработки тыльной стороны и боковин).
Этапы реставрации иконы
Чистка и реставрация
Со временем икона портится из-за скопления на ее поверхности пыли и грязи. Как почистить и восстановить икону:
1) Если причиной потускнения иконы стало образование слоя копоти, то стоит обратить внимание на такой способ чистки: берут по 2 части скипидара и спирта, а также 5 частей холодной кипяченой воды и 1 желток яйца. Из этих компонентов следует приготовить смесь, которой нужно пропитать кисть и обработать ею всю поверхность иконы, нуждающейся в очистке. В конце манипуляции рекомендуется обработать икону чистым ватным диском для того, чтобы удалить остатки средства для чистки. Этот способ ухода за иконами подходит в том случае, если сохранился слой краски.
2) Если пострадал красочный слой иконы, к примеру, на нем образовались трещины, то поврежденную краску рекомендуется укрепить. Сделать это можно с помощью средства, приготовленного из желтка яйца, трех частей воды и двух частей спирта. Из перечисленных компонентов следует приготовить эмульсию. Ею стоит обработать поврежденные на иконе участки, после чего просушить их, воспользовавшись электролампой. Затем процедуру реставрации следует повторить.
3) Разрушение левкаса (так называют грунт, которым покрывают основание иконы) также можно исправить в домашних условиях с помощью подручных средств. Перед тем как приступать к работе по реставрации левкаса, следует узнать, какими средствами нельзя пользоваться. Прежде всего речь идет об искусственном клее «Момент», суперцементе и тому подобным средствам. То же самое касается и воска, а также олифы. Для укрепления левкаса можно воспользоваться клеем ПВА, разведенном в равных частях со спиртом. Если же этого средства нет в наличии, то можно заменить его камедью, рыбным клеем или мучным клейстером.
Как восстановить левкас? Для начала следует пропитать его разбавленным водой клеем (3% состав). После можно осуществить пропитку чешуек левкаса более концентрированным клеем (7%). По окончании работы на обработанные участки следует положить утяжелители, к примеру, мешочки с сухим песком.
4) Деформация доски, на которой была написана икона, также является распространенной проблемой, связанной с хранением религиозной атрибутики. Прежде всего следует отказаться от выравнивания досок, ведь таким образом можно за считаные секунды безвозвратно испортить икону. Если на доске появились трещины, то заделать их можно с помощью массы, состоящей из клея, опилок и мела. Этой смесью рекомендуется заполнить трещины на иконе (тыл и боковые стороны).
Часто причиной разрушения доски, на которой написана икона, являются жуки-точильщики, которые могут жить внутри доски на протяжении многих лет. Чтобы уничтожить этих жучков и уберечь икону от дальнейшей порчи, следует приготовить средство из трех частей скипидара и двух частей воска. Готовить массу следует на медленном огне. Как только средство приготовится, следует взять кисть, окунуть ее кончик в полученную массу и тщательно пропитать все трещинки и поры в доске. После доску следует положить в полиэтиленовый пакет, туго завязать его оставить на 2-3 недели.
5) Иконы, изготовленные из драгоценных металлов (золота, серебра), не только красивые, но и дорогостоящие. Однако со временем и они могут нуждаться в чистке и реставрации. Для чистки таких икон следует приобрести специальное средство для ухода за ювелирными изделиями или пасту ГОИ. Из наиболее чадящих средств для чистки икон из серебра и золота можно выделить мыльный раствор. Готовым средством следует пропитать кончик ватной палочки и аккуратно обработать им места, нуждающиеся в чистке.
6) Со временем на иконах могут образовываться дефекты, которые не получиться исправить самостоятельно. К примеру, это образование слоя окислов на изделии (это касается икон, для изготовления которых использовалась медь или латунь). Окислы удаляются специальными кислотами, которые требуют умелого обращения, поэтому доверить реставрацию иконы, испорченной окислами, рекомендуется профессиональному мастеру.
7) Доверить восстановление иконы мастеру-реставратору следует и в том случае, если она имеет оклад — пластину, изготовленную из металла, закрывающую все изображение за исключением кистей рук и лика святого. Неумелое снятие и чистка оклада может закончиться порчей иконы!
Поиск реставратора, которому будет доверен уход за семейной реликвией, требует внимания и ответственности. Такой мастер должен иметь большой опыт работы и большое количество положительных отзывов от предыдущих клиентов. Найти реставратора можно через приходской храм, ведь часто бывает так, что кто-либо из прихожан или духовенства имеет контакты опытного мастера, занимающегося реставрацией икон.

Источник
Ремонт окладов для икон
звоните нам
+7(495)763-98-47
Часы работы:
с 11.00 до 20.00
Выставочный зал: г. Москва, Малый Толмачевский переулок, дом 10, офис 7
Время работы: Пн-Пт с 11 до 20 ч., Сб с 11 до 19 ч., Вс — выходной
Имеется гостевая парковка.
Бесплатная консультация специалиста ежедневно.
Как хочется сохранить дорогой душе Образ – икону, перешедшую по наследству или приобретенную по зову сердца. К сожалению, многие Святые иконы сильно пострадали, ведь на них влияет даже перемена влажности , температурного режима и т. д. Наша иконописная мастерская проводит восстановление и реставрацию икон и с радостью поможет вам.
В процессе сдачи иконы после реставрации
Мы проводим реставрацию металлических окладов икон любой сложности и замену недостающих деталей.
Все наши реставраторы икон — прфессионалльные мастера высокого класса, работают по Благословению Православной Церкви.
Не доверяйте святыни непрофессионалам!
Дипломированные реставраторы мастерской «Московская Икона» проведут реставрацию иконы и вернут ей первоначальный вид.
икона до реставрации икона после реставрации
икона до реставрации икона после реставрации
икона до реставрации икона после реставрации
Мы реставрируем металлические оклады на иконы . Возможно серебрение и золочение отреставрированных окладов.
Наши мастера в совершенстве владеют современными способами реставрации и секретами древней технологии создания икон. Они – не простые художники, подрабатывающие восстановлением икон, как часто бывает, наши реставраторы работают так же в ведущих художественно – исторических музеях Москвы.
икона до реставрации икона после реставрации
Каждая отдельно рассмотренная реставрация иконы — это трудный и кропотливый процесс, требующий большого мастерства, а часто и подвига от реставратора. Восстановление некоторых икон занимает несколько месяцев, но мы стараемся выполнить свою работу в приемлемые для Вас сроки.
Реставрация и замена киотов . Новые киоты для старинных икон, возможно изготовление из ценных пород дерева.
Мы даем заключение о проделанной реставрации и описание (атрибуцию) к иконе!
Реставрация икон
— это восстановление связи с прежними поколениями. Это те люди, кто писал этот образ, молился перед ним, видел чудеса, которые Бог являл через эту икону.
Реставрация икон , также как и создание новой иконы в нашей мастерской твориться по благословению и с особой молитвой. Ведь чтобы не утратить намоленность, Образ должен пройти через руки истинно верующего человека.
Умеренные цены и приемлемые сроки выполнения работ по восстановлению старинных икон и умелые специалисты – вот что выгодно отличает мастерскую «Московская икона»
Наши специалисты могут исправить повреждения, полученные иконой при «домашней» реставрации или нанесенные некомпетентными самоучками.
В нашей мастерской Вы сможете так же заказать деревянный киот на старинную икону. Киот необходим для лучшей сохранности иконы и улучшения ее внешнего вида.
При заказе реставрации иконы в нашей мастерской – 15% скидка на киот .
Ведущий реставратор еженедельно проводит БЕСПЛАТНЫЕ консультации для определения сроков и стоимости реставрационных работ.
Вы можите украсить свою Семейную Святыню ювелирным позолоченным окладом с камнями.
Ниже показаны некоторые наши работы по реставрации и восстановлению икон.
Источник
Ремонт окладов для икон
04.09.2017 С истоков возникновения христианской религии Христианин с любовью, почтительностью и благоговением относился к своим святыням, особенно это касается православных икон. Одевали их в ризы (оклады), выполненные из чистого серебра и золота, украшали их драгоценными камнями.
В дальнейшем для изготовления окладов в качестве основного метала стали использовать латунь или медь. Латунь легко приобретает необходимую форму, хорошо обрабатывается, а также в дальнейшем покрывается серебром и золотом. Но этот сплав имеет и отрицательные особенности. Со временем латунь окисляется, подвергается коррозии и разрушается, что приводит к утрате первоначального эстетического вида.
Опираясь на имеющиеся знания, взяв за основу технологические секреты «старых» мастеров, имея достаточный практический опыт реставрационных работ, а также технологическую базу, мы предлагаем новое направление в нашей деятельности, а именно – ремонт и реставрацию окладов, восстановление утраченных элементов на нимбах и ризах.
Весь объем работ можно разделить на несколько этапов:
1) Чистка оклада
2) Восстановление утраченных элементов
3) Предварительная шлифовка
4) Сербрение
5) Корцовка
6) Маскирование
7) Золочение отдельных элементов
8) Чернение (патенирование)
9) Закрепление оклада на иконе
Часто встречаются оклады, покрытые краской (бронзовка, серебрянка, масляная), а также воском. Присутствуют элементы разрушения, трещины, утрата отдельных элементов орнамента, порваны рамки, «сыпучесть» на площади оклада. Чем качественнее будет выполнена «чистка», тем эффективнее будут дальнейшие шаги при реставрации. «Чистка» — процесс, при котором мы доходим при обработке до «живого» металла.
Восстановление утраченных элементов.
В этот процесс входит пайка – либо лазерная, либо простым паяльником, используя специальные припои. Для восстановления утраченных фрагментов выполняется 3D моделирование с дальнейшей догравировкой.
Полировка.
Используются специальные мелкодисперсные пасты.
Серебрение.
Часто встречаются посеребренные оклады. Мы используем гальванический метод. Толщина покрытия 3-4 мкм. В дальнейшем для нанесения золота делается маскирование.
Золотятся отдельные элементы ризы: звезды на одеждах Пресвятой Богородицы, обрамляющие канты одежды, отдельные элементы фигурного орнамента, нимбы святых и т.д.
Для эффектного подчеркивания рельефного изображения, особенно узоров по одеяниям, применяется процесс чернения. Чернение выполняется специальными растворами. Это придет окладу завершенный вид, который изначально был задуман мастером – изготовителем ризы.
Стоимость реставрационных работ по металлу – от 3 000 р. и зависит от сложности поставленных задач.
Срок исполнения реставрации – от 5 дней.
Мы с любовью и трепетом относимся к своей работе, понимая, как дороги Вам Ваши святыни, которые из поколения в поколение передаются по наследству в каждой семье.
Источник