Ремонт дверей и окон
В процессе эксплуатации пассажирских вагонов в дверях и окнах могут появиться неисправности: излом петель и ослабление их крепления на деревянных брусках; пореждение вертикальных брусков дверных проемов в местах установки замков; излом замков, ручек дверей, ограждающих решеток, роликов и державок направляющих; неплотное прилегание дверей к притворным брускам, когда зазор по периметру дверей (кроме задвижных) более 5 мм; повреждение деревянных брусков оконных рам и дверей гнилью, наличие в них трещин, расслоений, отколов; повреждение коррозией деталей армировки.
Неисправные двери и окна ремонтируют на месте или снимают в зависимости от вида ремонта.
При деповском ремонте вагонов или первом капитальном необходимость снятия дверей и окон для исправления определяется в зависимости от их технического состояния. При втором капитальном ремонте двери и окна снимают обязательно и разбирают. Неисправные детали и арматуру заменяют новыми или отремонтированными. После очистки и ремонта наружные части рам окрашивают, внутренние лакируют. Резиновые уплотнения окон и дверей заменяются новыми после 4 лет эксплуатации окон и при неисправности (утрата эластичности, растрескивание, обрывы).
Оконную и дверную арматуру снимают с вагона для ремонта, алюминиевые детали полируют, а стальные хромируют или покрывают поливинилбутералем. Оконные рамы и двери необходимо хорошо пригнать, чтобы они свободно открывались и закрывались. Зазор между оконной рамой и коробкой после ремонта допускается не более 1,5 мм, между дверью и коробкой — не более 3 мм. Для обеспечения плотности вертикальные бруски оконных коробок оклеивают двумя-тремя слоями нетканого материала, сукна или тонкого войлока. Двери уплотняют путем постановки новых прокладок взамен изношенных или поврежденных.
Механизмы подъема окон и солнцезащитных штор при капитальном ремонте снимают с вагонов, разбирают, ремонтируют изношенные детали, неисправные заменяют новыми. В депо механизмы не снимают и проверяют на месте платность хода и фиксацию в нужном положении. Неисправности устраняют.
Повреждения в деревянных рамах окон в виде отколов, трещин, разработанных отверстий в местах установки шурупов и замков, рассыхания в углах заделывают холоднотвердеющими мастиками, приготовленными на основе эпоксидных смол. Места, подлежащие ремонту, очищают от загрязнений, обезжиривают ацетоном, сушат и заполняют мастикой. Мастика готовится из следующих компонентов, в массовых долях: эпоксидной смолы—100, гекса-метилендиамина (отвердитель)—7, метакриловой кислоты (ускоритель)—0,2, сухой древесной муки (наполнитель) —40—60.
Мастикой заполняют все повреждения и выравнивают поверхность заподлицо с плоскостью рамы. Затем в течение 6 ч происходит процесс полимеризации мастики, после чего ремонтируемую поверхность зачищают на станке шлифовальной шкуркой. Чтобы придать отремонтированным поверхностям цвет и текстуру основного материала, наклеивают древесный шпон.
Источник
Ремонт окон пассажирских вагонов
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 сентября 2010 г. N 1888р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ «ОБЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ОКНАМ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ»
В целях улучшения характеристик пассажирских вагонов локомотивной тяги и качества обслуживания пассажиров ПКБ ЦЛ, ФПК, ЦТА с участием ОАО «ТВЗ» и учетом требований Главного государственного врача по железнодорожному транспорту, ФГУП ВНИИЖТ Роспотребнадзора, ФГП ВО ЖДТ России, разработаны «Общие технические требования к окнам пассажирских вагонов локомотивной тяги» N 0113-2010 ПКБ ЦЛ.
На основании вышеизложенного обязываю:
1. Ввести в действие с 1 октября 2010 года «Общие технические требования к окнам пассажирских вагонов локомотивной тяги» N 0113-2010 ПКБ ЦЛ (далее — ОТТ).
2. Для выполнения требований п.п. 2.2, 2.13 ОТТ:
2.1. ПКБ ЦЛ, ПКТБв, ОАО «ВНИИЖТ» (по согласованию), заместителю генерального директора ОАО «ФПК» А.С. Мельникову в срок до 01 декабря 2010г. разработать и согласовать установленным порядком единую методику выполнения измерений основных теплотехнических и оптических характеристик окон пассажирских вагонов. Определить аккредитованный испытательный центр для проведения испытаний.
2.2. Информировать производителей окон для пассажирских вагонов о проведении в срок до 01 апреля 2011г. испытаний выпускаемой ими продукции по разработанной методике на соответствие ОТТ и принятии решения о ее применении.
2.3. ПКБ ЦЛ в срок до 01 июля 2011г. (при необходимости) по результатам испытаний внести изменения установленным порядком в ОТТ.
3. Признать утратившими силу «Общие технические требования к окнам пассажирских вагонов», утвержденные 26 июня 2006г. ОАО «РЖД».
4. ЦЛ, ФПК, ЦТА, ОАО «Вагонреммаш», ОАО «ТВЗ», директорам ВРЗ (по согласованию) с 01 октября 2010г. обеспечить контроль и недопущение установки на пассажирские вагоны локомотивной тяги новой постройки, а также проходящие модернизацию при плановых видах ремонта, окон, не соответствующих ОТТ.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора ОАО «ФПК» Мельникова А.С.
Вице-президент ОАО «РЖД»
М.П. Акулов
УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением ОАО «РЖД»
от 8 сентября 2010 г. N 1888р
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОКНАМ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ
N 0113-2010 ПКБ ЦЛ
1 Общие технические требования
1.1 Настоящие технические требования распространяются на окна пассажирских вагонов локомотивной тяги, предназначенные для установки на вновь строящиеся вагоны и при капитальных видах ремонта КР-2 и КВР.
1.2 Окна должны обеспечивать:
— естественное освещение помещений;
— защиту людей, находящихся внутри пассажирских вагонов от внешних воздействующих факторов;
— обзор пассажирами прилегающей к вагону территории.
1.3 Окна по конструкции и присоединительным размерам должны соответствовать оконным проемам пассажирских вагонов выпускаемых в настоящее время и постройки прошлых лет без доработки существующих радиусов оконных проемов.
По согласованию с заказчиком возможен выпуск окон с другими размерами.
1.4 Окна должны быть оборудованы герметичными двухкамерными стеклопакетами, изготовленными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52172-2003, из безопасного закаленного стекла по ГОСТ 5727-88. При этом должно быть использовано стекло марки не ниже М1, соответствующее требованиям ГОСТ 111-2001. В качестве внутреннего стекла может быть применено низкоэмиссионное К-стекло по ГОСТ 30733-2000.
1.5 Каркас окна, каркас форточки и перемычка окна и форточек должны быть выполнены в виде алюминиевой рамы с терморазвязкой наружного и внутреннего контура, из материалов с меньшей теплопроводностью.
1.6 Конструкция окна должна предусматривать его установку в оконный проем изнутри вагона и фиксирование планками. Установка наружного уплотнительного элемента окна должна осуществляться после герметизации и финишной покраски вагона для вагонов новой постройки и КВР или одновременно с установкой окна при проведении ремонта.
1.7 Конструкции окон должны быть следующих типов:
— окно глухое;
— окно с форточкой;
— окно «аварийный выход».
1.8 Конструкция окна «аварийный выход» должна обеспечивать в аварийной ситуации эвакуацию пассажиров через оконный проем вагона.
2 Основные параметры и характеристики
2.1 Стеклопакеты окон должны иметь следующие оптические характеристики:
светопропускание в видимой части спектра (лямбда=0,4-0,75 мк).
— не менее 70 %;
— с прозрачной пленкой — не менее 50 %;
— тонированных — не менее 40 %.
светопропускание в инфракрасной области спектра — не более 35 %.
2.2 Коэффициенты теплопередачи.
2.2.1 Коэффициент теплопередачи окна должен быть не более 2,5 Вт/кв.м. К. С 01.07.2011 г. интегральный коэффициент теплопередачи вновь устанавливаемых окон не должен превышать 2,0 Вт/кв.м К.
2.2.2 Коэффициент теплопередачи стеклопакета не более 2,0 Вт/кв.м К.
С 01.07.2011 г. интегральный коэффициент теплопередачи вновь устанавливаемых стеклопакетов окон не должен превышать 1,6 Вт/кв.м К.
2.3 Максимальная масса окна «аварийный выход» не должна превышать 82 кг. Удельная масса форточного и глухого окна должна быть не более 54 кг/кв.м.
2.4 Форточки должны откидываться внутрь вагона и иметь угол откидывания 30°. Ограничение открывания форточки должно осуществляться за счет конструкции алюминиевых профилей балки окна и форточки. Форточка должна открываться с усилием не более 100 Н (10 кгс). Величина усилия открытия-закрытия на клапане ручки-замка должна быть не более 60 Н (6 кгс). Конструкция ручки-замка должна позволять закрывать форточку хлопком. В закрытом положении ручка-замок форточки должна запираться замками под трехгранный вагонный ключ. Форточка должна сохранять работоспособность после приложения к ней в открытом положении статической нагрузки 500 Н (50 кгс).
2.5 В качестве уплотнителей может использоваться профиль из эластичного материала по ГОСТ 30778-2001 соответствующего климатического исполнения.
2.6 Не допускается применение в механизмах окна материалов образующих гальванические пары.
2.7 Конструкция окна «аварийный выход» должна обеспечивать быстрое освобождение оконного проема от стеклопакета путем выталкивания наружу вагона усилием не более 250 Н (25 кгс) после извлечения удерживающего резинового уплотнителя (усилие извлечения замкового резинового уплотнителя 120-150 Н (12-15 кгс) или снятия механических блокировок или разбиваться специальным молотком.
2.8 Световой проем глухого широкого окна должен составлять не менее 85 % от оконного проема вагона.
2.9 Конструкция окон при эксплуатации должна исключать проникновение влаги и пыли внутрь вагона.
2.10 Слив конденсата из-под стеклопакетов окна должен обеспечивать возможность его выведения наружу вагона.
2.11 Высота подфорточного стеклопакета должна составлять около 0,6 от высоты оконного проема вагона, при изменении высоты оконного проема высота форточки остается без изменений.
2.12 Конструкция двухкамерного стеклопакета должна обеспечивать снижение шума на величину не менее 28 дБ.
2.13 Подтверждение основных параметров и характеристик окон должно производиться по единой методике, согласованной заказчиком. Теплотехнические испытания на подтверждение характеристик по п. 2.2 проводить по методике согласно ГОСТ 26602 1-99.
3 Требования к прочностным характеристикам
3.1 Окна должны выдерживать избыточное динамическое давление при возникновении ударной волны при встречном движении поездов +/- 6000 Па.
3.2 Внешнее стекло стеклопакета, должно выдерживать удар металлическим шаром массой (227 +/- 2) г в соответствии с ГОСТ 5727-88.
4 Требования стойкости к внешним воздействующим факторам
4.1 Климатическое исполнение окон пассажирских вагонов должно соответствовать категории У1 по ГОСТ 15150-69 с температурным режимом эксплуатации от минус 50 °С до плюс 45 °С, при атмосферном давлении 84,0 — 106,7 кПа (630 — 800 мм рт. ст.) без образования на внутренних поверхностях обледенения и конденсата при температуре воздуха в помещении (22+/-2) °С, относительной влажности не более 30 %, что должно быть подтверждено протоколами теплотехнических испытаний в соответствии с единой методикой проведения испытаний.
4.2 Окна должны быть стойкими к воздействию механических внешних воздействующих факторов по ГОСТ 30631-99 для группы механического исполнения М25.
4.3 Оборудование окон должно быть устойчиво к механическим воздействиям и работать в условиях:
— синусоидальная вибрация частотой 1-100 Гц с амплитудой колебаний 2,5 мм
-2 6
и ускорения 10 мс (1 g), число циклов 5×10 ;
— механические удары одиночного действия с пиковым ударным ускорением
-2
до 50 мс (5 g)при длительности ударного ускорения от 2 до 20 мс (в продольном
горизонтальном направлении);
4.4 Металлические части окон должны быть надежно защищены от коррозии ГОСТ 9.301-86 или ГОСТ 9.410-88.
5 Требования эргономики и дизайна
5.1 Стекло окон туалетов, кладовых, бытовых и иных технических помещений должно быть непрозрачным.
5.2 Конструкция окон не должна препятствовать установке светомаскировочных или солнцезащитных штор.
6 Требования к безопасности при эксплуатации и обслуживании
6.1 Конструкция окон должна обеспечивать безопасную эксплуатацию и исключать, возможность травмирования пассажиров и обслуживающего персонала при движении поезда и при техническом обслуживании.
6.2 Материалы, применяемые при изготовлении окон должны соответствовать требованиям Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», относиться по своим показателям к малоопасным или умеренноопасным (по ГОСТ 12.1.044-89), отвечать требованиям пожарной безопасности «Ведомственных норм пожарной безопасности. Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности. ВНПБ-03», и «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1198-03 с учетом Изменений и дополнений N 1 и N 2.
6.3 Стеклопакет окна «аварийный выход» должен иметь четкую идентификацию. Окно «аварийный выход» должно сопровождаться надписями (пиктограммами) видимыми в темноте. Элементы, с помощью которых освобождается оконный проем должны обеспечивать возможность пломбирования.
6.4 Все окна должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в установленном порядке Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту.
7 Требования к взаимозаменяемости
7.1 Окна и составные элементы окна одного производителя (форточки, стеклопакеты) должны быть взаимозаменяемые и обеспечивать замену вышедших из строя без демонтажа другого оборудования вагона и без использования специальных инструментов и приспособлений.
7.2 С 01.07.2011 года стеклопакеты окон различных производителей должны быть унифицированы по габаритным размерам с размерами оконных проемов вагонов в соответствии с приложением А.
8 Требования к надежности и безопасности
8.1 Срок службы окна — 28 лет. Критерием предельного состояния является разрушение каркаса окна.
Срок службы уплотняющих прокладок из эластомерных материалов — 12 лет.
8.2 Средняя наработка на отказ форточки должна быть не менее 75 тысяч циклов. Критерием отказа форточки является отсутствие фиксации в закрытом положении и невозможность открытия/закрытия.
8.3 Критерием отказа окон «аварийный выход» являются:
— для оконного пакета, выдавливаемого наружу вагона — невозможность его освобождения усилием более 250 Н (25 кгс);
— для разбивного окна — невозможность разбить стеклопакет специальным молотком;
8.4 Среднее время замены стеклопакета должно быть не более 0,5 часа Среднее время восстановления работоспособного состояния форточного окна не более 1,5 часов.
9 Требования к эксплуатации
9.1 Конструкция окна должна обеспечивать осмотр, техническое обслуживание и ремонтопригодность.
9.2 Сроки технических осмотров и ремонтов окон должны определяться сроками технических осмотров и ремонта вагонов.
9.3 Окна должны быть стойкими к воздействию химических моющих средств и дезсредств, разрешенных к применению на железнодорожном транспорте.
9.4 Техническое состояние всех элементов окна должно быть оценено по возможности путем внешнего осмотра.
9.5 Правила эксплуатации окон устанавливаются производителем и согласовываются в установленном порядке.
10 Требования к маркировке, транспортировке и хранению
10.1 На каждом окне должна быть маркировка изделия, выполненная по ГОСТ 26828-86, ГОСТ 12969-67, ГОСТ Р 52172-2003.
10.2 Маркировка должна содержать:
— наименование и/или товарный знак предприятия-изготовителя;
— обозначение технических условий; условное обозначение окна;
— месяц и год изготовления.
10.3 Окна должна транспортироваться в условиях, предусмотренных требованиями группы Ж1 и храниться в условиях воздействия климатических факторов, соответствующих требованиям группы С ГОСТ-15150-69 с нижним значением температуры воздуха в помещении минус 5 °С.
11.1 Транспортная тара должна обеспечивать сохранение технико- эксплуатационных качеств окон и предохранять их от повреждения при транспортировании и хранении в соответствии с нормативными документами.
11.2 Упаковка окон в ящики должна исключать их перемещение внутри тары в процессе транспортирования. Технические и сопроводительные документы должны быть упакованы в полиэтиленовый пакет. Транспортная тара маркируется по ГОСТ 14192-96.
12 Комплектность поставки
В комплект поставки должна входить эксплуатационная документация в соответствии с ГОСТ 2.601-2006, в том числе:
— паспорт (поставляется с каждым вагонокомплектом окон, или по согласованию с заказчиком);
— руководство по эксплуатации (поставляется с каждым вагонокомплектом окон, или по согласованию с заказчиком и включает в себя указания по ремонту);
— инструкция по монтажу;
— ЗИП из расчета гарантийного срока эксплуатации (комплектность должна быть оговорена в документе на поставку и согласовываться заказчиком).
13 Требования к патентной чистоте
Технические решения, использованные в конструкции окон, должны отвечать требованиям новизны, быть обеспечены патентной чистотой по отношению к аналогичному оборудованию, выпускаемому в Российской Федерации и странах СНГ.
14 Требования к гарантийным обязательствам изготовителя
Гарантийный срок хранения окон — один год с момента изготовления.
Гарантийный срок эксплуатации окон — пять лет с момента ввода их в эксплуатацию.
Главный конструктор ПКБ ЦЛ
Д.В.Семенов
Габаритные размеры унифицированных стеклопакетов
Источник