- Фильтр-осушитель автокондиционера. Что это и для чего он нужен?
- Как устроен фильтр-ресивер автокондиционера
- Как делается замена осушителя кондиционера
- Типы осушителей
- Функции
- Периодичность замены
- Способ замены
- Как заменить ресивер-осушитель автокондиционера
- Ремонт кондиционера автомобиля: можно ли сделать своими руками
- Принцип работы
- Диагностика
- Муфта
- Радиатор
- Компрессор
- Трубки и шланги
- Что делать, а что нет
Фильтр-осушитель автокондиционера. Что это и для чего он нужен?
Попадание влаги в систему автокондиционера чрезвычайно опасно, так как вода под воздействием низкой температуры превращается в лёд, который тромбирует магистрали. Чтобы своевременно удалять влагу, в магистрали высокого давления устанавливают специальный фильтр-осушитель, или ресивер. Его основная функция – поглощение воды, случайно попадающей внутрь системы. Кроме того, конструкция фильтра автокондиционера предусматривает очистку фреона от твёрдых примесей.
Как устроен фильтр-ресивер автокондиционера
Конструкция ресивера-осушителя довольно проста, но эффективна. Он представляет собой трубку, заполненную адсорбентом – гранулами синтетического цеолита, который обладает свойством активно поглощать воду. Для систем, работающих на хладагенте R134а, как правило, применяется цеолит ХН-9. Качественный фильтр способен поглотить до 60 г воды. Чтобы контролировать состояние протекающего через фильтр хладагента, в корпусе ресивера автокондиционера сделано прозрачное окошко. Через него можно увидеть:
- содержимое зеленоватого цвета без пузырьков в жидкости – система работает нормально;
- содержимое жёлтого цвета – ресивер требует замены, так как цеолит впитал много влаги;
- наличие пузырьков в жидкости – давление хладагента ниже нормы либо его температура чересчур высока.
Фильтр-осушитель устанавливают в магистрали высокого давления между конденсором и испарителем. После очистки от влаги и примесей фреон поступает в испаритель, где вновь превращается в газ, при этом забирая тепловую энергию из воздуха.
Источник
Как делается замена осушителя кондиционера
Большинство современных автомобилей оборудовано кондиционером (для большей части автомобилей они идут уже в базовой комплектации). Но, как и любой механизм, он требует обслуживания. Проверка на герметичность, замена масла, фильтрующих элементов и охлаждающей жидкости (хладагента) – все эти процедуры необходимо проводить, чтобы обеспечить бесперебойную работу кондиционера. Смена фильтра – несложная работа, которую при необходимости можно выполнить самому.
Типы осушителей
На данный момент автомобильная промышленность применяет в своих кондиционерах три типа фильтров. Каждый тип имеет свои конструктивные особенности.
- Вариант с расширительной трубой. В выключенном состоянии газ внутри всей системы находится под одинаковым давлением. При включении компрессора он нагнетается в конденсатор. После охлаждения газ переходит из газообразного состояния в жидкое и подаётся через расширительную трубу (представляет собой жиклёр постоянного сечения) на испаритель. Затем жидкий фреон расширяется и охлаждает испаритель (нагнетаемый вентилятором воздух, проходя через него, охлаждается и по воздуховодам попадает в салон авто), переходя при этом обратно в газообразное состояние. Далее, газообразный фреон попадает в ресивер-осушитель, предотвращая попадание жидкого хладагента в компрессор. При отсутствии «докипателя» те мелкие капли, которые не успели перейти в газообразное состояние, приведут к быстрому выходу из строя компрессора. Корпус имеет достаточный объём, чтобы газ смог расшириться и гарантированно исключить выход жидкого хладагента. Внутри колбы находятся сетка для очистки газа от включений и мешочек с абсорбентом (силикагель либо аналог) для удаления влаги. Объём влаги, который может поглотить абсорбент, ограниченный, поэтому необходимо соблюдать цикличность смены, установленную заводом изготовителем. Конструкция «докипателя» полностью исключает выход жидкого фреона из выходного патрубка (при условии соблюдения норм заправки). При этом изменение мощности охлаждения осуществляется за счёт изменения производительности компрессора либо циклическим включением и отключением. Элемент является неразборным и при выходе из строя меняется целиком. Состав абсорбента внутри «докипателя» различный (зависит от типа фреона), поэтому замену нужно производить на аналогичный.
- Вариант с терморегулирующим клапаном. Принцип работы установки тот же, отличается лишь тем, что фильтрующий элемент расположен в контуре высокого давления и, помимо фильтрации, служит ресивером жидкого фреона. Установлен он на отрезке между конденсатором и терморегулирующим клапаном (который меняет сечение жиклёра в зависимости от температуры газа, выходящего из испарителя). Для стабильной работы клапану нужна строго жидкая фаза хладагента, и чтобы исключить попадание газообразного фреона в клапан, устанавливается ресивер. Внутри так же, как и в первом варианте, расположен элемент, предотвращающий прохождение загрязнений, и гранулированный абсорбент для удаления влаги. Забор фреона производится с самого дна стакана, что исключает попадание неочищенного либо газообразного фреона в клапан.
- Вариант с осушителем, установленным на конденсаторе. Данная конструкция применяется на большинстве современных автомобилей. Такой вариант подлежит обслуживанию и не потребует замены всего элемента, как было в предыдущих версиях. Конструктивно это обычный стакан (как в версии с клапаном), распаянный на конденсаторе. Снизу имеется технологическая пробка (в большинстве случаев на ней же и установлен сетчатый фильтр), выкрутив которую, можно достать мешочек с абсорбентом и сменить его на новый. Конструкции некоторых автомобилей позволяют производить замену без снятия конденсатора, а лишь открутив пробку снизу. Обслуживание такого типа обойдётся на порядок дешевле первых двух.
Функции
- Производит хранения масла и хладагента в те моменты, когда они не используются.
- Производит очистку и удаление влаги из системы. Влага может попасть во время установки, обслуживания или при разгерметизации системы (из воздуха).
Выход из строя может возникнуть при нахождении в системе чрезмерного количества влаги. Повышенная влажность может вызвать коррозию, образования ледяных пробок и ухудшить подачу масла для компрессора. Также при взаимодействии воды и хладагента может образовываться кислота, которая будет разрушать металлические части и резиновые уплотнители.
Периодичность замены
Замена производится не реже одного раза в пять лет (каждый производитель может указывать свой срок службы) и при каждом попадании воздуха. Осушаемый хладагент отдаёт находящуюся в нём влагу фильтрующему элементу. При накоплении большого количества загрязнений фильтр осушитель перестаёт выполнять свою главную функцию, что может привести к выходу из строя более дорогих элементов кондиционера.
Способ замены
При наличии достаточного опыта и оборудования можно произвести замену самостоятельно. Если же опыта и инструментов недостаточно, лучше обратится к специалистам, поскольку даже небольшое количество воздуха, попавшего в систему, может вывести из строя весь агрегат.
- Перед заменой нужно удалить хладагент. Сделать это можно с помощью специальной установки.
- Затем следует отключить автомобиль от электроснабжения, отсоединив клемму.
- Отключить все клеммы, подходящие к фильтру.
- Далее, нужно отключить подающую и обратную магистрали. После отключения нужно закрыть магистрали, чтобы исключить попадание в них мусора.
- Теперь можно открутить все крепления, которыми осушитель крепится к автомобилю, и достать его.
- Для дальнейшей работы нам понадобится новый осушитель кондиционера для автомобиля, в его инструкции должен быть указан способ добавления масла в систему. Оно добавляется либо непосредственно в сам стакан, либо подмешивается при заправке фреона.
- Теперь нужно заменить все уплотнительные кольца на новые, они могут идти в комплекте с фильтром, либо их нужно приобретать отдельно.
- Установите на место новый осушитель (важно, чтобы упаковка была герметичной, поскольку при нарушенной упаковке абсорбент будет набирать влагу из воздуха, что значительно снизит период его эксплуатации) и прикрутить все магистрали на свои места, после чего прикрутить крепление к автомобилю.
- После этого подключим все отсоединённые клеммы и установим клемму на аккумуляторе.
- Затем, после проверки крепления всех узлов, нужно завести двигатель автомобиля, поднять обороты мотора до 1500 об/мин, подсоединить заправочную станцию и приступить к заправке хладагента.
- После заправки проверить все магистрали и узлы на предмет герметичности.
- Если герметичность не нарушена, запускаем кондиционер и проверяем равномерность охлаждения испарителя.
Данный вид ремонта не является сложным, но его невозможно произвести без специализированного оборудования. Часть работ можно выполнить самому, а заправку лучше поручить специалистам.
Источник
Как заменить ресивер-осушитель автокондиционера
Ресивер-осушитель содержит в себе хладагент. Его задача – осушать этот хладагент. Ресивер-осушитель подлежит замене, когда в систему кондиционирования попадает слишком много воды или же в нем обнаружены протечки.
Внутри него находится влагопоглотитель, который втягивает в себя влагу из хладагента. Вообще, ресиверы-осушители применяются в автомобильных системах кондиционирования, которые оборудованы расширительным клапаном.
Именно ресивер-осушитель отвечает за защиту остальных деталей этой системы от повреждений, которые могут быть нанесены влагой. Пакет с осушителем может вмещать в себя ограниченное количество влаги. Если в систему попадает слишком много воды, ресивер-осушитель нужно менять. Замена также производится в случае, если наблюдается протечка, засор или если производится замена компрессора (в качестве превентивной меры).
Признаки неисправности ресивера-осушителя: поломка влагопоглотителя, появление жидкости в системе кондиционирования, образование льда на ресивере-осушителе или падение температуры между впускным и выпускным патрубком.
Часть 1 из 3. Определение местоположения ресивера-осушителя
Чтобы безопасно и правильно произвести замену ресивера-осушителя кондиционера, нужно иметь под рукой несколько простых инструментов:
• бесплатную инструкцию по ремонту – Autozone предлагает бесплатные инструкции по ремонту для конкретных марок и моделей;
• защитные перчатки;
• инструкции по ремонту с сайта Chilton (по желанию);
• защитные очки.
Шаг 1. Найти ресивер-осушитель
Ресивер-осушитель находится на нагнетающей стороне системы автокондиционирования между конденсатором и испарителем.
Часть 2 из 3. Демонтаж ресивера-осушителя
Шаг 1. Обратиться к специалисту для перезаправки хладагента. Перед процедурой замены ресивера-осушителя необходимо извлечь хладагент. Это может сделать только специалист, используя специальный аппарат для опорожнения.
Шаг 2. Отключить отрицательный кабель аккумулятора, используя гаечный ключ, и отложить в сторону.
Шаг 3. Отсоединить всю электронику от ресивера-осушителя.
Шаг 4. Отсоединить линии от ресивера-осушителя с помощью гаечного ключа. После этого нужно поставить заглушки, чтобы предотвратить загрязнение.
• Важно: ресивер-осушитель, как правило, крепится с помощью конусных гаек. Их нужно открутить, используя специальный ключ для конусных гаек, чтобы предотвратить их закругление.
Шаг 5. Снять ресивер-осушитель. Сначала снять все детали крепления, а потом вынуть сам ресивер-осушитель из автомобиля.
Часть 3 и 3. Установка нового ресивера-осушителя
Шаг 1. Измерить количество масла в ресивере-осушителе. Сначала нужно определить количество масла в старом ресивере. Для этого нужно перелить из него масло в измерительный стакан. Если в ресивере была протечка, эту процедуру делать не нужно. В этом случае наливать масло в ресивер-осушитель нужно столько, сколько рекомендует производитель.
Шаг 2. Залить масло в ресивер-осушитель. Нужно наполнить ресивер-осушитель соответствующим количеством масла исходя из предыдущего шага.
В большинстве автокондиционеров используются масла на основе полиалкиленгликоля, но в некоторых применяется полиол гликоль. Поэтому нужно обязательно знать, что именно следует заливать в конкретный автомобиль.
Шаг 3. Заменить уплотнительные кольца линии давления. Нужно снять маслосъемные уплотнительные кольца с линии давления автокондиционера с помощью маленькой отвертки.
К некоторым ресиверам-осушителям прилагаются запасные уплотнительные кольца. Если их нет, то можно приобрести их в местном магазине автозапчастей.
Далее нужно смазать кольца маслом для хладагента и установить на место.
Шаг 4. Установить ресивер-осушитель. Нужно установить новый ресивер-осушитель в нужное положение, а затем затянуть все гайки.
Шаг 5. Установить все линии и закрепить.
Шаг 6. Подсоединить все электрические соединения.
Шаг 7. Подсоединить отрицательный кабель аккумулятора.
Шаг 8. Обратиться к специалисту для восстановления работы системы автокондиционирования.
Если все шаги выполнены в соответствии с указаниями, автомобильный кондиционер будет вырабатывать холодный воздух.
Источник
Ремонт кондиционера автомобиля: можно ли сделать своими руками
Всем привет! Сегодня предлагаю поговорить про ремонт кондиционера авто, его основные неисправности, подверженные поломкам узлы и действия, которые в теории можно предпринять своими руками.
Кондиционер в авто обычно позиционируется как дополнительная опция. Но скажите это человеку, который в знойную жару может ездить с закрытыми окнами и наслаждаться прохладой в салоне.
Не так давно мы уже изучали отличия между кондиционером и климат-контролем . Сегодня же поговорим про неисправности системы кондиционирования и о том, что нужно делать в той или иной ситуации. А для этого сначала следует понять, как работает оборудование, охлаждающее внутреннее пространство вашего автомобиля.
Принцип работы
Работает автокондиционер фактически по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник. Но только с поправкой на то, что в машине все это осуществляется в движении.
- При нажатии кнопки включения происходит запуск компрессора;
- Компрессор, используя систему трубок, начинает гонять через внутренние полости алюминиевых трубок фреон, пропуская его через радиатор;
- Радиатор, он же конденсатор, располагается в передней части авто, охлаждает фреон, работая в паре с вентилятором, который выполняет функции обдува конденсатора;
- Затем фреон, который уже преобразился в конденсат, через шланги идет в ресивер-осушитель;
- Там происходит процесс очистки от водяного пара и загрязнений;
- Потому фреон проходит через ТРВ, то есть терморегулирующий вентиль;
- И обеспечивается подача на испаритель;
- При прохождении хладагента через испаритель, он охлаждается;
- С помощью вентилятора холодный воздух оказывается в салоне.
Думаю, с этим мы разобрались.
Но остается открытым главный вопрос. Почему же кондиционер может не работать, что с ним делать и обязательно ли обращаться в профессиональный сервис для устранения проблем.
Диагностика
Чтобы проверить работоспособность системы своими руками, достаточно для начала включить охладитель, нажав на кнопку. Не лишним будет проверить сам включатель, поскольку порой именно из-за его неисправности не работает весь узел.
Если кнопка исправна, но ничего не включается, либо в салон не поступает холодный воздух, то кондиционер однозначно неисправен. Придется переходить к подкапотному пространству. Сначала взгляните на состояние всех трубок, проверьте исправность радиатора. Обнаружив масляные пятна на этих узлах, это говорит про утечку фреона. От этого компрессор автоматически отключается и ничего не работает. Утечка возникает из-за вибраций, поскольку постепенно крепления патрубков ослабевают, хладагент начинает просачиваться. Тут нужно определить, где именно образовалась проблема. Сделать это можно путем подкачки небольшого количества охладителя.
Еще поломка может быть связана с электромагнитной муфтой. Если при нажатии на кнопку активации кондиционера нет характерного щелчка, который бы подтвердил зацепление муфты со шкивом, либо же появляется скрежет с параллельным появлением горелого запаха, подшипнику пришел конец. Это подразумевает замену муфты.
Можно выделить несколько основных узлов, которые могут стать причиной поломки системы:
Про них поговорим отдельно.
Но сначала напомню, что заправка кондиционера является потенциально опасной процедурой. При этом ее нужно обязательно проводить каждые 2 года на новом автомобиле. Если машине более 5-6 лет, тогда дозаправка выполняется уже ежегодно.
Муфта
Начнем мы с муфты. Практически в любом городе, будь то Москва, Спб, Тверь, Волгоград, Омск, Липецк, да и в Минске тоже, представлено множество автосервисов, предлагающих профессиональное обслуживание автокондиционеров. Одной из задач, которую они выполняют, является замена муфты кондиционера.
Вне зависимости от того, какого типа кондер используется на транспортном средстве, электромагнитная муфта выступает обязательным элементом конструкции системы охлаждения салона. Задачей муфты является соединение вала кондиционера непосредственно с приводным шкивом. Приводные муфты бывают нескольких типов. Это важно, поскольку для каждого из них применяется соответствующее смазочное масло. Учтите это, занимаясь профилактикой и ремонтом своими руками. Вносите правильное масло.
При работе мотора муфта постоянно вращается за счет ремня двигателя. Когда кондер включается, муфта щелкает и зацепляется за вал компрессора.
Если щелчка нет, но появляется посторонний шум, наверняка возникли проблемы с этим узлом. Но есть и более неприятная ситуация.
Связана она с тем, что часто никаких внешних и звуковых признаков того, что муфта вышла из строя и потеряла свою работоспособность, нет. Но вращательное движение на компрессор все равно не передается. В этой ситуации уже не обойтись без профессиональной помощи, поскольку потребуется воспользоваться специальным оборудованием. Покупать его для личного пользования бессмысленно. А вот в сервисных центрах оно есть. Да и цена диагностики небольшая. Хотя в пользу муфты говорит другой момент.
Этот узел имеет надежную и долговечную конструкцию. Потому муфта, если сравнивать с другими компонентами кондиционера, выходит из строя намного реже. Процедура замены несложная, ее можно выполнить своими руками.
Радиатор
Радиатор обычно нуждается в очистке и восстановлении после механических повреждений. Ремонт будет иметь смысл лишь в ситуации, когда не произошла разгерметизация, а также узел не подвергся разрушительному влиянию коррозии.
Восстановлению подлежат лишь радиаторы с небольшими механическими повреждениями. Сначала он демонтируется, после чего используется метод обычного напыления, либо более эффективная аргонно-дуговая сварка. Маловероятно, что такие задачи вы сможете на высшем уровне выполнить своими руками, не имея опыта, навыков и специального оборудования. После сварки радиатор проверяют на предмет герметичности, создавая внутреннее давление на уровне 20 атмосфер.
Порой радиаторы текут, поскольку коррозия спровоцировала течь. Тут о восстановлении говорить бессмысленно. Нужно покупать новый узел.
Компрессор
Он выходит из строя при неправильной установке и в случае нарушений условий эксплуатации.
Довольно часто можно столкнуться с такой ситуацией. Обращаясь в автосервис, мастера замечают следы утечки фреона или потемневшую теплоизоляцию. В итоге они устраняют только эти проблемы. Плюс дозаправляют кондиционер, устанавливают фильтры, чистят систему. Но фактически это не особо влияет на состояние узла, в результате чего кондиционер вскоре перестает работать снова. Компрессор справедливо называют основным элементом системы. А потому при его поломке обязательно проводится диагностика с последующим ремонтом или заменой.
Компрессор можно спасти, если внутри системы оказались влага, либо произошло нарушение герметичности шланга и трубопровода. Суть восстановления заключается в промывке системы. Далее вакуумирование, и полноценная заправка.
Но если компрессор вышел из строя и уже не подлежит ремонту, тогда только замена.
Трубки и шланги
Большинство трубок в кондиционерах делают из алюминия. Но они все равно могут постепенно разрушаться.
Это обусловлено влиянием:
- температурных перепадов;
- реагентов на зимних дорогах;
- накапливающихся загрязнений и пр.
Постепенно трубки окисляются, а затем гниют. Процедура ремонта аналогична той, которая используется применительно к радиатору. Если износ серьезный, тогда выполняется полная замена.
Что делать, а что нет
Много вопросов задают касательно того, можно ли своими руками отремонтировать сломанный или неисправный кондиционер в машине.
В теории самостоятельно можно сделать все. Но на практике лучше ограничиться минимальными действиями. И это связано с тем, что кондиционер является довольно сложным узлом, который состоит далеко не из самых дешевых деталей. Неправильный ремонт может повлечь за собой еще более серьезные последствия.
Если вы хотите что-то делать своими руками, советую приучить себя проводить своевременную дезинфекцию кондиционера , а также своевременно дозаправлять и проводить диагностику на проверенном и хорошо себя зарекомендовавшем автосервисе.
Когда машина на гарантии, все хлопоты берет на себя официальный дилер. После гарантии только вы решаете, что делать самому, а какие задачи поручить мастерам. В случае с кондиционером я приверженец того, чтобы стараться минимально трогать там что-либо своими неопытными руками. Если вы со мной не согласны, пишите в комментариях, обсудим.
Думаю, на этом будем заканчивать. Всем спасибо за внимание!
Подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии и задавайте актуальные вопросы!
Источник