Ремонт отопителя салона автомобиля

Ремонт печки автомобиля своими руками

Радиатор печки это один из тех самых «важнейших» элементов автомобиля, о которых вспоминают только с наступлением осени и приходом первых холодов.

Конечно же, утверждать не буду, бывают и другие моменты в жизни автомобилиста, в которые он может вспомнить о том, что в его автомобиле имеется такое устройство, как радиатор печки. К примеру, появление лужи воды или тосола на коврике под ногами впереди сидящего пассажира, или самого автовладельца. Причина такого явления — неисправный радиатор отопителя автомобиля. Короче говоря, радиаторы печки относятся к той категории автомобильных деталей, о которых, как правило, никто ничего не знает, соответственно и не помнит о необходимости ухода за ними.

Наверное, каждому знакома ситуация, когда в первый по-настоящему морозный день садишься в машину в надежде, как следует согреться. В голове только одно, поскорее «врубить на максимум» радиатор отопителя и получить долгожданную порцию тепла и уюта. В спешке протягиваешь руку к переключателю, включается вентилятор и… Вместо теплого приятного дуновения, получаешь в лицо «ледяной удар» морозной прохлады или еще лучше — лужу тосола под ногами… Результат — испорченное настроение и «морозная свежесть» на весь день.

Ситуация не из приятных, однако не смертельная, все можно исправить, как вы помните безвыходных ситуаций… Вот именно!

Основные причины, по которым радиаторы печки выходят из строя:

Причиной подтекания тосола в автомобильном салоне может стать ржавый радиатор печки, кран, либо металлический патрубок. Установить точную причину можно лишь при тщательном визуальном осмотре. В случае если причиной этой неприятности стал кран печки или патрубок, необходимо их заменить, при этом не потребуется разборка кожуха панели «Бара» и радиатора. Однако, если виной всему неисправный радиатор печки, то вариантов решения проблемы — два.

Вариант первый. Если на вашем авто установлен медный радиатор печки старой модификации — есть смысл попытаться восстановить его. Для этого необходимо будет запаять и почистить, а после залудить его. Самое главное в этом деле это отыскать толкового мастера-радиаторщика.

Вариант второй. Предусматривает наличие в системе отопления автомобиля алюминиевого радиатор печки. В этом случае вообще все намного проще, поскольку единственный правильный выход это — замена радиатора печки на новый, так как ремонту он просто не подлежит.

Если при включенном отопителе из воздуховодов дует холодный поток воздуха, то причина скорее всего будет заключаться в нарушении циркуляции тосола в системе охлаждения автомобиля. Виной этому может стать неработающий кран отопителя или «забит» непосредственно сам радиатор отопителя.

И так, с причинами вроде бы разобрались. Предлагаем перейти к самому главному, и разобраться в том, как происходит непосредственно сама замена радиатора печки на автомобилях марки «Жигули» — ВАЗ-2101, ВАЗ-2102.

Необходимый инструмент:

1. Несколько отверток разного типа (обычная и крестообразная).

2. Ключи на «7», «8» и «10» (рожковые и торцевые).

Следует позаботиться также о покупке резиновых прокладок (3 шт.), 1 л. тосола, и силиконового герметика.

Теперь опишем все пункты по порядку, чтобы у вас не возникло никаких трудностей, а замена радиатора печки прошла, как по маслу.

1. Открутите с моторного отсека два хомута, которые находятся на патрубках радиатора и снимите шланги.

2. Далее открутите крепление и снимите резиновый уплотнитель.

3. Демонтируйте панель радиоприемника в салоне автомобиля, зачастую она крепится на двух саморезах.

4. Далее, при помощи ключика на «7» открутите крепление троса привода крана печки с последующим отсоединением троса от крана.

5. Находите четыре пружинные скобы на кожухе вентилятора, затем снимите их при помощи отвертки.

6. Наклоните кожух максимально вниз, и уберите его влево, чтобы не мешал.

7. Теперь можете вытянуть радиатор отопителя из кожуха.

Прежде чем замена радиатора печки продолжится, следует тщательно осмотреть кран печки, металлические трубки и сам радиатор. Металлические трубки ни в коем случае не должны иметь каких-либо явных следов коррозии или подтекания, в противном случае придется менять трубку. Если ручка крана закушена и не может открыть или закрыть доступ жидкости или имеются следы подтекания — такой кран необходимо будет также заменить новым. Обычно когда меняются радиаторы печки — кран и трубка перекручиваются со старого радиатора на новый.

Замена радиатора печки будет незаконченной до тех пор, пока вы не установите новые прокладки, предварительно смазав их силиконовым герметиком. После этого плотно, но осторожно прикрутите отводную трубу вместе с краном к радиатору. Будьте осторожны и не переусердствуйте, иначе вы рискуете просто сорвать резьбу или раздавить прокладку. Тем же герметиком смажьте трубки радиатора, прежде чем подсоедините к ним резиновые шланги, по которым будет подаваться охлаждающая жидкость.

Читайте также:  Отремонтировать машину по английски

После того, как выполните все вышеуказанные пункты, замена радиатора печки считается завершенной, можно спокойно вздохнуть и приступить к сборке. Ее необходимо производить в обратном порядке. Закончив сборку, при необходимости долейте тосол и попытайтесь запустить двигатель. После нескольких минут работы мотора убедитесь в герметичности всех соединений патрубков и шлангов.

Источник

Ремонт отопительной системы автомобилей

В этой части схемы к электрическим узлам относятся, прежде всего, электродвигатели вентилятора радиатора и печки. Как раз, двигатель печки – наиболее слабое звено системы отопления. В половине случаев неисправность отопителя салона связана с отказом двигателя печки. Обычно мгновенно он не ломается. Первый позыв – появление дополнительных шумов при работе печки. Это может быть просто жужжание, свист, дребезг. При появлении шума следует проверить, не попали ли в систему обдува посторонние предметы (болтики, винтики, стружка и другие). Далее следует посмотреть состояние салонного воздушного фильтра, в случае необходимости его поменять, на худой случай продуть. Не лишним будет достать двигатель печки и смазать втулки либо подшипники.

Следующий этап умирания двигателя печки – отказ работы на пониженных скоростях. В этом случае уже надо начинать искать новый двигатель либо готовиться к его ремонту. В процессе регламентного ремонта двигателя печки обычно меняются подшипники либо втулки якоря (в зависимости от конструкции) и щетки. После этого обязательно протачивается изношенный коллектор якоря.

Если произошел внезапный отказ работы двигателя печки либо неисправность появляется периодически (то работает, то не работает), скорее всего, подгорело контактное соединение к двигателю. В зависимости от схемы оно может иметь от двух до пяти контактных зон. Через разъем протекают токи до 40 ампер, а это немало, контакты могут нагреваться и подгорать. Для того, чтобы проверить качество соединения разъема, надо включить привод печки, добраться до разъема и его пошевелить. Если вентилятор будет работать рывками – дело в разъеме.
Восстановление разъема подключения двигателя печки – дело хлопотное. Лучше найти аналогичный на разборке (вместе с проводами). Затем откусить старый и тщательно соединить провода. Если найти разъем не удается, то следует почистить и поджать контакты старого, можно в контактные зоны вставить какие-нибудь поджимающие платины, в крайнем случае, куски провода. Крайне нежелательно для чистки контактных зон использовать вэдэшку. Поначалу она даст эффект, но потом будет разъедать контакты далее, что приведет к еще худшим последствиям. Лучше использовать силиконовую смазку.

Во многих автомобилях, особенно французских, в конструкцию двигателя печки встроен электронный регулятор оборотов. Если он пришел в негодность, двигатель может работать только на максимальных оборотах либо не работать вообще. Лучше, конечно, его заменить на новый либо рабочий с разборки. Но стоит он немало. Многие радииовредители ремонтируют электронный регулятор. Там обычно выходят из строя транзисторы. Их, как правило, два, они чисто японского производства, и стоят минимум 500 руб. за штуку. Есть вариант замены на отечественный далеко не полный аналог КТ829М. По опыту служит такой ремонтируемый блок не более полугода, стоит задуматься.

При замене двигателя печки на новый либо рабочий бэушный следует проверить посадочные размеры двигателя и длину лопастей вентилятора.

Если они короче, еще не страшно, а вот если длиннее, то будут заклиниваться. Довольно частый случай – несовпадение направления нагнетания воздуха, то есть пластины направлены в другую сторону. В таком случае вместо того, чтобы нагнетать воздух в салон, печка будет работать, как пылесос. Если вы приобрели такой вариант, то придется переполюсовывать двигатель или перепрессовывать лопасти.

Следующее слабое звено – реостат, точнее набор мощных резисторов. Они служат для регулирования тока двигателя печки. В процессе работы через них протекают токи до 40 Ампер. Если их сопротивление около 0,1 Ома, то при падении напряжения 5 Вольт на них может рассеиваться мощность до 250 Ватт (это четверть электроплиты). Именно поэтому в большинстве автомобилей реостаты вставляются в воздуховоды и в процессе работы обдуваются воздухом. Поэтому в случае замены реостата необходимо приобретать родную деталь и устанавливать ее на штатное место.

Иногда реостат в экстренных случаях можно отремонтировать. Обычно к этой процедуре прибегают зимой, если в пути отказала печка, а доехать домой надо. В этом случае можно попробовать закоротить соседние ноги, особенно если зона реостата рядом с ними обуглена. Методом проб и ошибок можно подобрать положение закоротки, когда начинает работать двигатель печки.

Многие автолюбители отказ работы отопительной системы связывают с неисправностью переключателя скорости вращения вентилятора. Скажу сразу, происходит это крайне редко, хотя проверить на всякий случай стоит.

В автомобилях AUDI и Volkswagen (встречается и в других авто) есть одна болезнь: вентилятор перестает работать по причине отказа контактной группы замка зажигания. Дело в том, что питание на систему отопления подается через отдельные ламели контактной группы. Так как через них протекают большие токи, со временем контакты подгорают, пластмассовые ячейки подплавляются, и ток через них не проходит. Многие автовладельцы заменяют контактную группу замка зажигания на аналогичную китайского производства. Они вообще выполнены из легкоплавкой пластмассы, и через пару недель вновь выходят из строя, особенно, если двигатель печки уже «подгулял». Что делать? Можно использовать управление от контактной группы мощным реле, которое в свою очередь включает цепь печки.

Читайте также:  Для ремонта колеса авто

Самая сложная неисправность системы отопления салона – неправильная работа электроники. Здесь без помощи специалиста никак не обойтись.
А что делать, если вылетела электроника, а ехать надо, за бортом мороз? В таком случае выход один:

  1. Проверить все предохранители, если исправны, найти двигатель печки. Обычно он находится под бардачком пассажира, в районе центральной консоли или со стороны лобового стекла.
  2. Обеспечить доступ к разъему двигателя печки.
  3. Зачистить выводы разъема двигателя, лучше вообще отрезать их от схемы, чтобы не повредить электронную часть.
  4. Присоединить один вывод двигателя на массу, второй – к положительной клемме аккумулятора. Соединения вести проводом сечением не менее 4 кв.мм. (чем толще, тем лучше). Если вентилятор начал дуть в другую сторону, необходимо изменить полярность.
  5. Следовать к месту стоянки или ремонта.

Чтобы элементы системы отопления салона прослужили дольше, надо:

  • периодически менять салонный фильтр, особенно, если вы часто ездите по пыльным дорогам;
  • один раз в два года производить профилактику системы отопления;
  • в случае увеличения шумов двигателя печки немедленно произвести регламентные работы.

Источник

Ремонт автомобильных печек – на что обратить внимание

Описание и особенности ремонта автомобильных печек: как работает устройство, причины неисправностей. Видео о быстром прогревании салона автомобиля.

Исправная печка должна обогреть салон за 15 минут. Если после запуска двигателя прошло четверть часа, а в автомобиле всё равно холодно, значит, отопительный прибор требует ремонта. С большой вероятностью можно предположить, что о его неполадках многие автолюбители узнают, лишь когда похолодает на улице. Мёрзнуть в машине не очень-то охота, а ехать надо. Что делать в такой ситуации?

Как работает автопечка

Не секрет, что двигатель автомобиля в ходе своей работы прилично нагревается. Происходит это в основном по двум причинам: трение поршней о поверхность цилиндров, а также сгорание топлива.

И если мотор не охлаждать, то его поршневая группа просто-напросто заклинится, и агрегат выйдет из строя. Поэтому практически любой современный автомобиль оснащается сложной системой, противодействующей перегреву силовой установки. Такой комплекс обычно включает в себя термостат, а также различные трубки и патрубки.

В систему охлаждения входит и находящийся под капотом радиатор, но, как правило, у автомобиля он не единственный. По крайней мере, ещё один можно найти в салоне, под приборной панелью. Этот теплообменник нагревается за счёт разогретого двигателем антифриза и таким образом осуществляет обогрев машины.

Для повышения эффективности такого радиатора к нему добавляют вентилятор, способный работать в нескольких режимах. Он осуществляет обдув греющих элементов, тем самым направляя в салон автомобиля тёплые воздушные массы. Комфорт обеспечен! Однако, бывает и по-другому:

  • автомобильная печка греет слабо;
  • печка дует холодным ветром;
  • из печки поступает то горячий, то холодный воздух;
  • обогреватель вообще не включается.

Печка не греет – причины

Если возникли неполадки в системе отопления, то в первую очередь следует найти тому причину. Конечно, для профессионального ремонта автомобиль нужно будет отвезти в автосервис, но кое-что можно сделать и самому.

Прежде всего – изучить показания датчика антифриза. Пониженный уровень охладителя либо вообще его отсутствие вполне могут быть причинами низкой температуры в салоне автомобиля. Признаком недостачи жидкости также является доносящийся из печки запах горелого.

При такой неполадке охладитель порой убегает через протечки в системе, не добираясь до печки или заходя туда в недостаточном объёме. В результате обогреватель остаётся холодным, равно как и выдуваемый из него ветер.

В принципе, нехватка антифриза – неполадка довольно редкая, характерная преимущественно для старых машин, не оснащённых датчиком охлаждающей жидкости. Порой для ремонта такой неисправности достаточно добавить недостающее количество охладителя. С протечками чуть сложнее: в этом случае потребуется восстанавливать герметичность системы.

Разгерметизация

Если первичный осмотр печки не позволил выявить неисправность, тогда следует более детально исследовать состояние системы охлаждения двигателя. Если она герметична, то находящийся там антифриз закипит при температуре 130 градусов, а при наличии в этом комплексе пробоин теплоносителю будет достаточно 108.

Кроме того, попадание в систему воздуха вследствие разгерметизации или при заливке теплоносителя может стать одной из причин неполадок в работе печки автомобиля. Потому после добавления антифриза желательно немного подождать, пока основная масса пузырьков выйдет наружу.

Вообще, выведение пузырьков – дело весьма щепетильное, поскольку жидкость протекает по довольно тонким трубкам. Проводить подобный ремонт желательно в автосервисе. А вот непосредственно к разгерметизации системы могут привести образовавшиеся на блоке цилиндров трещины либо сколы.

Пробой прокладки ГБЦ

Находящийся в двигателе блок цилиндров и относящаяся к нему головка соединяются через специальную прокладку. Обычно такие изделия изготавливаются из листового металла небольшой толщины или из армированного паронита. В последнем случае на отверстия под камеры сгорания добавляется металлическая окантовка.

Читайте также:  Ремонт для дым машины

Кроме того, из-за нехватки антифриза, зачастую сопровождающейся образованием воздушных пробок, печка перестаёт должным образом отапливать салон. Подвергается опасности и двигатель. Потому в случае повреждения прокладку головки блока цилиндров следует заменить, и желательно побыстрее.

Заклинило термостат

Пока двигатель не разогрелся, клапан термостата должен быть закрыт, но если это устройство заклинило в открытом положении, то антифриз будет курсировать по большому кругу, то есть заходя в основной радиатор, находящийся под капотом. Во время длительной поездки признаком такой неисправности служит ситуация, когда печка нормально греет на 1-3 передачи, но перестаёт отдавать тепло на 4-5.

Бывает и наоборот, когда из-за деформаций или низкого качества антифриза термостат не желает открывать большой круг. Печка-то работать будет, но и двигателю тогда грозит перегрев, вследствие чего он даже может выйти из строя. Как правило, единственным выходом из ситуации с поломкой термостата является замена этого устройства.

Засорение радиатора печки

Попадание под кожух радиатора отопления посторонних веществ, таких как грязь, пыль, листва, приводит к засорению этого устройства снаружи. Среди причин такого явления внутри теплообменника можно выделить:

  • неправильную пропорцию составляющих охлаждающей жидкости, приводящую к образованию осадка, забивающего патрубки;
  • появление накипи на стенках элементов системы охлаждения, что становится результатом добавления туда воды;
  • ремонт протечек в печном или основном радиаторе с использованием герметизирующих материалов, что приводит к закупориванию каналов, нарушению циркуляции теплоносителя, и наконец, перебоям с обогревом.

Внутренние загрязнения устраняются промывкой системы охлаждения двигателя, внешние можно вытянуть пылесосом. Возможно, потребуется и замена печного радиатора, как, например, при его серьёзном износе. Вообще, следствием масштабных загрязнений теплообменника могут стать не только капитальный ремонт обогревателя, но и замена в автомобиле отопительного комплекса целиком.

Сломался вентилятор

Одна из банальных причин холода в салоне – неисправность вентилятора отопления. Печка может и «кочегарить», но из-за отсутствия обдува её радиатора большого эффекта от этого не будет. А сама воздуходувка может сбоить по следующим причинам:

  • неисправности в электроцепи;
  • поломки подшипников;
  • проблемы с графитными щётками.

В случае выхода из строя печного вентилятора может потребоваться замена либо его, либо устройства, управляющего его работой. Но прежде стоит обратить внимание на состояние предохранителя. Иногда для того, чтобы тепло пошло в салон, достаточно поменять эту деталь.

Помпа мотора просит ремня

Антифриз по системе охлаждения двигателя перекачивается механическим либо электрическим насосом. Именно он направляет теплоноситель по патрубкам от мотора до радиаторов, обеспечивая тем самым как охлаждение силовой установки, так и обогрев салона.

Конструктивно такая помпа представляет собой крыльчатку, помещённую в стальной цилиндр, через который и проходит охлаждающая жидкость, подгоняемая вращающимися лепестками. А сам насос обычно приводится в движение ремнём, сопряжённым с коленчатым валом. Основными неполадками этой системы, способными повлиять на работу автопечки, являются:

  • обрыв ремня коленвала, в результате чего помпа не качает антифриз, и нагревается мотор, а не печка;
  • заклинивание насоса из-за дефектов его компонентов;
  • износ крыльчатки по причине низкого качества материалов, задействованных в изготовлении помпы.

Если помпа неисправна, то обычно требуется её замена. Об этом же нередко сигнализирует и доносящийся из-под капота специфический свист.

Исправен ли блок управления

Устройство, известное как блок управления печкой, а при установке на новых автомобилях называемое контроллером отопителя, наиболее часто добавляет хлопот владельцам ВАЗов.

Косвенным признаком неполадок, связанных с БУП, является неправильная работа вентилятора при некоторых режимах отопления. А сам блок управления может быть введён в заблуждение неисправным датчиком температуры воздуха в салоне машины.

Что ещё нужно печке

Неправильная работа отопительного агрегата может быть вызвана и другими причинами. Автовладельцам, взявшимся за ремонт печки, также стоит её исследовать на предмет следующих неполадок:

  • повреждение либо износ заслонки радиатора;
  • загрязнение салонного фильтра;
  • неисправность крана отопления.

А вообще, при появлении первых признаков отклонений в работе печки рекомендуется проведение всесторонней диагностики этого устройства.

Заключение

Если температура в верхней части салона машины держится на уровне 16 градусов, а в нижней – плюс 10, при минус 25 на улице, то это значит, что печка вполне себе нормально греет. Случающиеся неполадки в её работе можно попытаться самостоятельно исправить, но такой ремонт по плечу далеко не каждому автолюбителю. Вполне возможно, что в этом случае потребуется вмешательство профессиональных «автопечников».

Ну, а содержание радиаторов в чистоте, замена салонного фильтра по крайней мере раз в год, а также использование качественной охлаждающей жидкости помогут обогревателю служить источником тепла, а не проблем.

Видео о быстром прогревании салона автомобиля:

Описание и особенности ремонта автомобильных печек: как работает устройство, причины неисправностей. Видео о быстром прогревании салона автомобиля.

Источник

Оцените статью