Переборка и ремонт НЕ живой планетарной втулки Shimano Nexus
Эта втулка является ярким примером того, как не надо делать.
Фотографии до попытки ее отремонтировать, в процессе разбора уже было видно, что многие детали разрушены, подверглись коррозии и скорее всего, эта планетарка жить уже не будет.
После очистки ряда деталей, мы поняли, что восстановить при желании можно все — но в данном случае, это слишком дорого обойдется владельцу. Поэтому на велосипед будет установлена новая планетарная втулка, а эту мы покажем владельцу — и поместим в наш «музей», на память.
Ну и напоследок фото новой планетарки, в процессе установки на колесо.
Источник
Разборка и смазка планетарной втулки Shimano Nexus 8
Давайте рассмотрим вопрос смазки планетарной втулки Shimano. Хотя втулка работала также хорошо, как и в первый день после её покупки, я подумал в конце концов не будет ничего страшного, если разобрать её первый раз и произвести смазку подшипников для профилактики.
Перед тем как приступить к разборке планетарной втулки, учтите что знаний по планетарным втулкам у меня не намного больше, чем у среднестатистического велосипедиста, и я не являюсь квалифицированным веломехаником. Разбирайте свою дорогую планетарную втулку Shimano на свой собственный страх и риск.
Как разобрать планетарную втулку.
Втулка находится на раме, покрыта дорожной грязью. Для того, чтобы снять колесо с планетарной втулкой с велосипеда, сначала снимем защиту цепи Hebie Chainglider.
Задний переключатель планетарной втулки Shimano.
Внешний механизм переключения передач снимается очень просто, требуется только открутить стопорное кольцо в направлении противоположном к стрелке (рядом с выравнивающими жёлтыми точками).
После снятия колеса с планетарной втулкой и механизма вы увидите контргайку, несколько компонентов системы переключения передач и зажимная скобу, удерживающую заднюю звёздочку на месте. Также имеется маленький пластиковый круглый колпак, который я поддел отверткой (я держу его в руке).
Сняв заднюю звёздочку, можно увидеть сколько грязи скопилось за ней. Про эту грязь можно не волноваться — даже после чистки она образуется снова после непродолжительного использования.
Переворачиваем втулку и видим пластиковое покрытие, защищающее крепление под роллерный тормоз. Открутите большую гайку и подденьте пластиковое покрытие вместе с алюминиевым конусом.
Под ним ниже мы обнаружим крепление по роллерный тормоз и верх конуса подшипника. Смазка немножко смешана с водой, но про неё можно не волноваться, так как это наружная часть втулки. Можно немного почистить колесо и наружную часть втулки. Здесь ничего не нужно смазывать, чтобы случайно не занести грязь внутрь механизмов.
Чтобы снять оболочку, открутите две гайки. Лёгким ударом нужно вынять внутренние механизмы из оболочки втулки. Теперь можно увидеть как хорошо втулка загерметизирована, особенно на стороне, противоположной креплению под роллерный тормоз.
Внутренние механизмы по-прежнему хорошо покрыты смазкой, хотя и не слишком обильно. Отсутствуют признаки коррозии или загрязнения.
Оболочка втулки изнутри выглядит так, как будто она только что приехала с фабрики.
Эти розовые пятна смазки по-видимому остались ещё от производственного процесса или может быть это специальная метка Shimano, которая указывает на ремонт втулки не по гарантии. Подшипник качения имеет промежутки, где нет роликов. Даже не знаю зачем это могло потребоваться.
Отмоем загрязнённую смазку с внешней стороны и немного смазки внутри.
Смазка удалена. Как вы видите втулка по-прежнему находится в отличном состоянии.
Оболочка втулки изнутри после протирания.
Механизм планетарной втулки Shimano Nexus 8 SG-8R31 в разобранном виде.
Все подшипники втулки я смазал оригинальной смазкой Shimano для планетарных втулок. Смазки я не пожалел — нанёс сколько порекомендовали мне на форуме. Мне кажется в любом случае лучше перелить, чем не долить.
Через несколько недель, после того как почувствовалось ухудшение хода на седьмой и восьмой передаче, наката, я решил, что я всё таки смазки добавил слишком много. Поэтому мне опять пришлось разобрать втулку и снять две трети смазки. После этого субъективно прочувствовал значительное облегчение вращения педалей на высокой скорости.
После того как я собрал втулку и откатал на ней прилично времени, я опять разобрал её и сделал эту фотографию, чтобы показать, как смазка быстро попала в нужные места.
Как собрать планетарную втулку.
Над резиновым уплотнительным кольцом появились излишки смазки, что показывает насколько маленькие допуски в этой втулке. Это бросается в глаза, особенно если вам доводилось разбирать втулку Sturmey Archers 1970-х годов выпуска, в которой везде были массивные щели.
Переверните втулку, вставьте обойму подшипника правильной стороной (смотри фотографию) и смажьте его.
Достаточным усилием пальца установите обратно конус заднего подшипника. Это должно вернуть внутренние механизмы назад на своё место. На собственную резьбу конуса накрутите необходимые детали. Благодаря собственной резьбе конуса задача значительно упрощается, тогда как на многих других втулках вам пришлось бы долго крутить их на длинную резьбу.
Смажьте обратную сторону пылезащитного колпака и установите его назад.
Смажьте обратную сторону второго металлического пылезащитного колпака и установите его аналогичным образом. Установите назад все компоненты механизма переключения передач и закрепите их на своём месте с помощью стопорной гайки.
Далее установите заднюю звёздочку, верните на место механизм переключения передач. Выстроите в линию красные точки. Установите назад стопорное кольцо с жёлтыми точками.
Переверните втулку, смажьте внутреннюю сторону покрытия крепления роллерного тормоза и насадите его на втулку.
Проделайте тоже самое с металлическим покрытием и зафиксируйте его большой стопорной гайкой
После установки втулки на раму убедитесь, что не сбилась настройка жёлтых точек.
Для выравнивания покрутите регулятор на переключателе.
Переключение передач после смазки стало точней и легче, хотя и до смазки нельзя сказать, что оно было плохое. На высоких передачах (5 — 8) на свободном ходу наблюдалось небольшое жужжание, которое пропало через 50 километров. У высоких передач своё сцепление, а у 1-ой — 4-ой передач своё. Работа выполнена.
Источник
Разборка планетарной втулки Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41)
Больше информации на тему планетарных втулок по этой ссылке.
Здравствуйте, уважаемые посетители. В дневнике я уже написал о том, что разбирал свою планетарную втулку Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41) с ножным тормозом, поскольку в её работе стали возникать проблемы. С помощью разбора и осмотра внутренностей, мною планировалось выяснить, в чём же является причина проблем и попытаться эту причину устранить. Для тех, кто ещё не читал дневник моей планетарки, где я подробно описываю все нюансы эксплуатации и возникающие с втулкой проблемы, хочу поясниь, что проблемы заключаются в наличии посторонних звуков во время езды — постукивания, похрустывания и что самое печальное — проскоков сцепления. Это уже не первая разборка втулки с фотографированием внутренностей. Второй пост с фотографиями смотрите по этой ссылке.
Я предположил, что причин проскоков сцепления может быть две — либо залипание собачек на смазке, либо физический износ деталей втулки. Для того, чтобы узнать наверняка, я решился и вскрыл планетарку. Давайте посмотрим, как это было.
После откручивания гаек и снятия тормозного рычага, совмещённого с конусом, моему взору открылась следующая картина:
Как видите, внутри всё забито смазкой, возможно именно из-за неё залипают собачки и сцепление периодически проскакивает. После я вытащил начинку втулки, называемую производителем “внутренний узел”. Смотрим, как выглядит ступица изнутри, вид со стороны привода, конечно же перед съёмкой всё очистил от смазки:
Вид под другим углом со стороны привода, для лучшего рассмотрения:
Внутренняя поверхность ступицы со стороны тормоза:
Далее перейдём к деталям. Единственной отдельной от внутреннего узла деталью, является подшипник, располагающийся со стороны тормоза, его вы могли видеть на первой фотографии. Здесь он в очищенном от смазки виде, состояние идеальное:
Теперь рассмотрим внутренний узел, сначала как есть, в смазке. Здесь на фотографии сняты тормозные колодки:
Вид под другим углом, чуть поближе, со стороны привода:
Для того, чтобы разобрать внутренний узел, нужно сначала снять тормозные колодки, а затем убрать стопорную шайбу (первая слева на фотографии), которая располагается сразу перед тормозной муфтой, :
После я разобрал внутренний узел, очистил детали от смазки и переснял каждую отдельно. Показывать начну со стороны тормоза, а там первой деталью являются конечно же тормозные колодки. Так они выглядят:
Износ отсутствует, поскольку задним тормозом я пользуюсь очень редко. Колодки состоят из двух половинок, с одной стороны имеются пазы, куда соответствующими выступами вставляется тормозной рычаг, предотвращающий проворачивание колодок и обеспечивающий тем самым работу тормоза:
Колодки соединяются кольцевой возвратной пружиной, которая стягивает их во избежание трения на холостом ходу:
Внутренняя поверхность колодок, здесь можно заметить отметины от роликов муфты. Пожалуй это единственные явно видимые признаки износа среди всех деталей втулки, хотя тормозом я как раз таки почти не пользовался:
Далее по списку — водило с сателлитами, совмещённое с тормозной муфтой, я не стал разбирать этот узел на составные части:
Мною был осмотрен каждый сателлит, признаков износа не обнаружено:
Сателлиты чуть покрупнее:
Вид на сателлиты и водило изнутри:
Переходим к кольцевой шестерне, общий вид:
Одна из двух собачек крупным планом:
Вид покрупнее, изнутри, со стороны собачек:
Вид покрупнее, со стороны зубьев:
Ещё крупнее, как видите, износ зубьев отсутствует:
И напоследок, оставшийся узел, который я также не стал разбирать более детально — ось с приводом. Общий вид:
Вид под другим углом, чуть ближе:
Ещё один ракурс, крупнее:
Солнечная шестерня крупным планом, износ отсутствует:
Вид с другой стороны:
Единственное, что я ещё не показал отдельно — знаменитый в узких кругах подшипник с пластиковым сепаратором, он располагается со стороны звёздочки на приводе:
И в завершение, все детали в одном кадре, исключая тормозные колодки:
Как выяснилось, все детали втулки находятся в отличном состоянии, то есть причина проскоков сцепления не износ. Остаётся вариант с залипанием собачек. После фотосъёмки, я смазал все детали втулки точечно, только там, где это необходимо, чтобы избежать попадания смазки на собачки. Ну а далее соответственно собрал втулку и отправился проверять.
Помогла ли очистка собачек от смазки, читайте в дневнике планетарной втулки по этой ссылке. Спасибо за внимание!
Источник