- Ремонт дрели своими руками
- Причины неисправностей
- Что может понадобиться из оснастки
- Диагностика поломки
- Виды неисправностей электрической и механической частей дрели
- Как отремонтировать якорь в домашних условиях
- Проточка коллектора
- Ремонт регулятора оборотов дрели. Случай из практики
- Вопрос от читателя
- Если статья понравилась, проголосуйте за неё здесь и сейчас:
- Ремонт дрели своими руками
- Устройство и неисправности электрической дрели
- Видео: устройство дрели
- Ремонт дрели своими руками
- Как разобрать инструмент
- Замена щёток
- Видео: замена щёток дрели
- Кнопка включения, плавный пуск и регулятор оборотов
- Не работает реверс или дрель не крутит вправо
- Подключение дрели к кабелю без кнопки
- Малые и высокие обороты вращения
- Дрель не включается
- Дрель трещит, но не крутится
- Ремонт ротора
- Видео: замена ротора дрели
- Перемотка якоря
- Ремонт статора
- Замена подшипников якоря
- Если аккумулятор дрели не заряжается
- Слетает опорная тарелка
- Замена ударного механизма
- Ремонт патрона дрели
Ремонт дрели своими руками
Причины неисправностей
Причинами поломки ротора может быть неправильная эксплуатация электроинструмента, которая представлена следующими факторами:
- превышено допустимое время непрерывной работы, что является одной из основных причин выхода из строя бытовых болгарок;
- проведение работ в условиях агрессивных сред с наличием песка, влаги, абразивной пыли и других подобных материалов;
- работа в условиях превышающих допустимую нагрузку;
- некоторые механические неисправности влияют на дисбаланс вращающегося ротора, что в конечном итоге сказывается на нормальном функционировании электрической цепи ротора;
- нестабильность сетевого напряжения во время работы электроинструментом.
Исправный ротор для Бош УШМ GWS6-100/GWS 850 MAX. Фото 220Вольт
Работа электроинструмента, сопряженная с действием указанных факторов, приводит к возникновению следующих неисправностей:
- обрыв проводников катушек;
- короткое замыкание между витками из-за подгоревшей изоляции;
- изоляция теряет свои свойства, что может вызвать пробой обмотки на корпус сердечника;
- нарушение коллекторных контактов;
- частички обгоревшего изоляционного лака или оплавившегося припоя попавшие в зазоры, которые соприкасаются с вращающимся ротором, могут нанести механические повреждения элементам болгарки: трещины, скалывания, глубокие царапины.
- ламели коллектора неравномерно изнашиваются, на них образуется нагар от короткого замыкания.
В основном это происходит при длительной работе коллекторного двигателя болгарки без перерыва на отдых. Изоляция обмотки от нагрева теряет свои характеристики, оплавляется, что приводит к короткому замыканию витков. Контакты, соединяющие обмотку якоря с ламелями коллектора, могут отпаяться, электрический ток прерывается и электропривод останавливается.
Что может понадобиться из оснастки
Чтобы можно было выполнить элементарный ремонт собственной электрической дрели, не обойтись без соответствующей оснастки. Обычно тут все зависит от характера неисправности, но в большинстве случаев для выполнения своими руками ремонта дрели «Макита» (или любого другого производителя) точно понадобятся такие инструменты:
- Отвертка – для разбора корпуса прибора.
- Мультиметр – с его помощью можно найти неисправность электрической цепи.
- Наждачная бумага – для зачистки окислившихся контактов.
Исходя из того, что именно послужило причиной поломки, потребуется приобрести некоторые комплектующие:
- Шестерни.
- Щетки.
- Подшипники.
- Пусковой механизм (кнопка).
Если предыдущая разборка дрели производилась давно, то следует в качестве профилактической меры заменить смазку в редукторе. Это позволит не только существенно снизить нагрузку на электродвигатель, но и увеличить срок службы ручного оборудования. Смазка нужна и подшипникам. По этой причине после устранения основных причин неисправности следует провести диагностику этих деталей.
Диагностика поломки
Это простое с виду устройство во время использования подает сигналы пользователю, что в скором времени ему потребуется ремонт, только не все их понимают. Если дрель начинает работать с временными перебоями или кнопка требует более сильного нажатия, чем ранее, то это первые симптомы некорректной работы этой детали.
Когда вы используете аккумуляторную дрель, то первым делом надо замерить тестером напряжение аккумулятора – если меньше номинального, то он подлежит зарядке.
В данном случае нас особо интересует состояние и функциональные способности именно кнопки включения/выключения изделия. Проверить исправность ее работы довольно просто: надо открутить крепления основного корпуса, снять верхнюю крышку и проверить напряжение проводов, идущих к устройству, включив шнур питания в розетку. Когда прибор показывает поступление напряжения, а при нажатии на кнопку изделие не работает, то это говорит о том, что она сломана или произошло подгорание контактов внутри устройства.
Виды неисправностей электрической и механической частей дрели
Наиболее распространенными проблемами с электрической составляющей являются случаи, когда дрель искрит на щетках вследствие их значительного стачивания или износа. Прибор с сильно износившимися щетками не включится вообще. Признак проблем с двигателем – отсутствие знаков его включения (звук, вибрация и прочее). У дрели с регулировкой оборотов могут перестать функционировать реверс и управление скоростью.
Механические неисправности – поломка подшипника или редукторного механизма, выход вала из строя. Проявляются они гудением, периодическими остановками прибора, замедленным вращением. Иногда возникают проблемы с патроном: трудности при отсоединении сверла, выкручивания патрончика относительно вала.
Как отремонтировать якорь в домашних условиях
Из-за якоря происходит треть поломок шуруповёрта. При каждодневном интенсивном режиме работы неисправности могут возникнуть уже в первые полгода, например, при несвоевременной замене щёток. При щадящем использовании шуруповёрт продержится год и более.
Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях. Лучше его заменить или отнести в мастерскую.
Проточка коллектора
Со временем на коллекторе образуется выработка от щёток. Чтобы от неё избавиться, необходимо:
Проточить коллектор, используя резцы для продольного обтачивания, то есть проходные резцы.
Ещё нам необходим обратный конус для центрирования по подшипнику. Сделайте в нём отверстие до 8 мм.
Не забудьте очистить ротор от стружки, чтобы не произошло замыкания.
Источник
Ремонт регулятора оборотов дрели. Случай из практики
Электродрель, ремонт своими руками
Вторая статья летнего конкурса. На этот раз автор известен постоянным читателям блога. Это – Алексей Сидоркин, который уже участвовал в первом конкурсе со статьёй про самодельное реле времени.
Алексей не только автор блога, но активный комментатор. Его дельные комментарии под псевдонимом “Alex S” можно встретить под многими статьями на СамЭлектрике.ру.
Итак, статья Алексея Сидоркина:
Думаю, у каждого человека в жизни происходило не одно событие или случай, которому он никак не смог найти подходящее объяснение, оставаясь секретом на долгое время. Так произошло с моей дрелью.
Этой дрелью Bosch PSB 500 RE мой зять Дмитрий обзавелся в мае 1998 года для обустройства своей новоприобретенной квартиры. По тем временам такой престижный инструмент (мощность 500 Вт, регулировка оборотов, реверс вращения, возможность ударного режима – «перфоратор») в хозяйстве был не у каждого. Покупка вызывала тихую зависть – у меня была простая советская дрель без всяких «наворотов». Дрель Bosch отдала моя дочь позже после трагической гибели зятя во время ДТП в 2002 году.
Конечно, моя эксплуатация инструмента не была «каждый день с утра до вечера», дрель использовалась по бытовой необходимости, как и в большинстве обычных семей, плюс летний сезон на даче.
Рис.1. Общий вид дрели BoschPSB 500 RE.
Дрель работала исправно, успешно выполняя все свои опции и функции…, и вдруг лет 5-6 назад перестал «слушаться» регулятор скорости оборотов – при любом положении/уставке колесика/маховичка регулятора при нажатии на курок дрель сразу давала полные обороты безо всякой плавности. Первое, что пришло в голову, почему нет малых оборотов – «сгорела» схема регулировки оборотов дрели. Но к тому времени в хозяйстве появились другие инструменты, включая шуруповерт и еще одну дрель в деревне, и работа дрели Bosch в режиме малых оборотов была не столь актуальна, руки до устранения неисправности так и не доходили.
Совсем недавно пришлось аккуратно поработать дрелью, и ее высокие обороты оказались очень некстати, а других инструментов с патроном под рукой не оказалось. Неподалеку от дома есть мастерская по ремонту бытовой техники. Мне там сказали, что регулятор оборотов (далее РО) для дрели Bosch только «под заказ», ждать не менее 2-х месяцев, стоимость работы 500 рублей.
Я решил разобраться самостоятельно, как-никак наладчик энергетического оборудования [1], хоть и на пенсии.
Сам наладчик, а пошел в мастерскую? Если срочно, да за пару сотен (раньше это называлось «за бутылку»), то и нет смысла «расчехлять свою винтовку», другим тоже надо давать жить.
Вскрыл дрель, отсоединил РО (два электроконтакта разъёмные ножевого типа, два «под винт» и один шуруп крепления силового провода – рис. 2).
Рис. 2. Подсоединение регулятора оборотов в дрели.
Регулятор оборотов дрели представляет собой отдельный узел. На рис.3 практически в натуральную величину две половинки (крышка и корпус) уже вскрытого РО, материал – пластик, между собой половинки фиксируются «на защелках».
Рис. 3. Регулятор оборотов дрели со снятой крышкой
На рис.3 обозначены: 1 – контактная группа; 2 – скользящие контакты; 3 – резисторные полоски; 4 – маховичок регулировочного винта; 5 – возвратно-отжимная пружина курка.
В корпусе регулятора оборотов для дрели размещены контактная группа 1 и скользящие контакты 2 в виде двух пружинных пластиночек, приводимых в движение по нажатию курка и приходящих в исходное положение под воздействием возвратно-отжимной пружины 5.
В крышке располагаются конденсатор (внизу) и плата (вверху) с элементами электроники и двумя резисторными полосками 3, по которым при нажимании курка скользят контакты 2 для плавного изменения оборотов инструмента. На резисторные полоски нанесена специальная смазка для защиты полосок, снижения трения и предотвращения искрения скользящих контактов.
Регулировочный винт с маховичком 4 на курке ограничивает глубину нажатия курка и расстояние/длину скольжения контактов 2 по резисторным полоскам 3, определяя тем самым диапазон регулирования и максимальные обороты дрели. Если регулировочный винт вывернут полностью, то курок при полном нажатии замыкает контактную группу на прямое включение двигателя дрели, минуя электронные регулировочные элементы, и двигатель работает на максимально возможных оборотах (3000 об/мин).
Схема регулятора оборотов дрели практически идентична схеме поворотного диммера. Различия есть только в конструкции и габаритах.
В объем моих работ вошла проверка четкости работы курка при нажатии, взаимодействия частей контактной группы, вращения регулировочного винта, выравнивание распределения смазки на резисторных полосках, очистка доступных мест от накопившейся пыли-грязи. Никаких неполадок, неисправностей или подозрительных моментов обнаружено не было. Иными словами – провел небольшую ревизию, после чего собрал дрель, включил и… заработал регулятор оборотов, как ни в чем не бывало!
Таким образом, ремонт регулятора оборотов дрели Бош свелся к банальной чистке!
Много можно было делать предположений относительно причин временного недуга дрели – от удара или незамеченного падения инструмента до неполадок в элементах электроники. Однако анализ ситуации все же склоняет к нарушению работы пары «скользящие контакты – резисторные полоски» по непонятной причине, достаточно, чтобы просто попала соринка (частица) под один из скользящих контактов – и всё, регулировки не будет. За это же говорит и включение инструмента сразу на полные обороты, что возможно только при срабатывании контактной группы.
Но, что ни говори, а получается, что инструмент оказался сам электрик и отремонтировал сам себя!
Вопрос от читателя
Мне на почту обратился читатель Александр, с такой просьбой:
Добрый вечер. Наткнулся на ваш блог, где вы ремонтируете дрель Bosch. У меня подобная проблема, только к электронике я отношения не имею почти никакого. По глупости разобрал курок дрели bosch gsb 1600 RE. Все работало до этого замечательно, кое-как собрал, теперь плавный пуск не работает. Возможно не в той последовательности и не туда вставляю запчасти. Прилагаю фото разобранного. Надеюсь на помощь, дрель хорошая.
Фото разобранной кнопки дрели Bosch:
Ремонт дрели Bosch. Разобранный курок – кнопка с регулятором оборотов.
Ремонт дрели Bosch. Разобранный курок – кнопка
Не знаю, как помочь читателю. Может, кто-то поделится опытом?
Предлагаю почитать книжку, в которой описаны различные курьезные изобретения: Отто Петрик, Курьезы техники, Будапешт 1985, 150 с, илл.
Если статья понравилась, проголосуйте за неё здесь и сейчас:
Голосование за авторов летнего Конкурса
Источник
Ремонт дрели своими руками
Дрель является самым распространённым электроинструментом в быту и строительстве. Но рано или поздно может аппарату может потребоваться ремонт. Как устранить основные неисправности своими руками, читайте ниже.
Устройство и неисправности электрической дрели
Дрели могут быть разных размеров и цветов, но внутри всегда одна и та же схема.
Устройство ударной дрели
Основные составляющие ударной дрели:
Кнопка переключения между обычным и ударным режимами.
В простой дрели без ударного механизма нет металлического корпуса редуктора. Подшипники вала и редуктора вставлены в корпус дрели.
Редуктор безударной дрели
Основные неисправности дрели:
- Не включается. Причины: повреждение шнура питания, проводов внутри дрели, кнопки пуска, или пускового конденсатора.
- Неисправности двигателя.
- Поломка или износ щёток.
- Искрит, дымит, потрескивает, неприятный запах. Причина в щётках или двигателе.
- Потеря мощности происходит из-за неисправности якоря.
- Поломка кнопок включения, реверса, регулятора оборотов.
- Износ подшипников.
Плохой зажим патрона.
- Деформация вала.
- Выработка якоря.
- Нарушение крепления полюсов к станине в статоре.
Разрыв провода обмоток от перегрузки или абразивной пыли.
Все эти неисправности, за исключением неисправностей двигателя, нетрудно устранить самостоятельно. Ремонт двигателя возможен при наличии определённых навыков и знаний. Иногда проще отнести его в мастерскую или купить и установить новый. Установка любого нового узла дешевле ремонта в мастерской, так как профессионалы за одну замену берут оплату, равную стоимости узла.
Видео: устройство дрели
Рекомендации для продления работоспособности новых и отремонтированных дрелей:
- Дрель не должна работать более 20–25 минут непрерывно после включения в сеть.
Недопустим перегрев прибора до температуры обжигания рук.
Нельзя использовать сильно тупые свёрла.
Ремонт дрели своими руками
Для того чтобы найти неисправность, дрель нужно разобрать.
Как разобрать инструмент
Некоторые дрели имеют дополнительную ручку и ограничитель глубины сверления.
Дополнительная ручка и ограничитель глубины сверления
Необходимо расслабить крепление струбцины и стащить ручку через патрон.
У других моделей дополнительная ручка вкручивается в корпус дрели.
Дополнительная ручка вкручивается в корпус дрели
Если на рукоятке дрели есть накладка, соединяющая две половины корпуса, то она поддевается плоской отвёрткой и снимается.
- Выкрутите весь крепёж и снимите верхнюю часть корпуса. Обратите внимание, что два винта в том месте, где корпус держит вал патрона, короче остальных.
- Открутите шурупы крепления шнура к корпусу. Провода и остальные составляющие дрели аккуратно извлеките из своих пазов.
Крепление шнура к корпусу
Щётки с щёткодержателями
Патрон с валом и большой шестернёй 2 легко отсоединяется от корпуса дрели. Извлеките металлический корпус редуктора 1 вместе с двигателем. На валу есть шарик, который нельзя терять, потому что подобрать такой же будет сложно.
Снимите корпус редуктора со шпинделя электродвигателя.
Замена щёток
Сигналами для проверки состояния щёток служит искрение в области коллектора, снижение оборотов и нагревание дрели. Если этих проблем нет, то состояние щёток нужно проверять периодически. При износе хотя бы одной из щёток на 40 процентов меняйте обе. Разберите корпус дрели. Щётки извлекаются вместе с щёткодержателями. В некоторых моделях есть заглушки на корпусе, которые выкручиваются.
Заглушки для извлечения щёток
Заглушки для извлечения щёток
Щётка вынимается из щёткодержателя и на её место вставляется новая.
Видео: замена щёток дрели
Кнопка включения, плавный пуск и регулятор оборотов
Регулятор оборотов дрели может быть совмещён с плавным пуском либо выведен в отдельное колёсико на корпусе, либо колёсико установлено на кнопку пуска.
Регулятор оборотов с кнопкой пуска
Устройство и принцип действия кнопки с регулятором оборотов:
- Когда курок нажимается, скользящие пластины 2 передвигаются, скользя по резисторным полоскам 3, расположенным на электронной плате. Пружины контактной группы 1 отжимаются.
Если у дрели нет регулятора оборотов, то схема аналогичная, но без колёсика.
Регулятор оборотов, так же, как и плавный пуск, выходит из строя из-за неисправности микросхемы. Если он расположен отдельно от кнопки включения, разберите корпус, отсоедините контакты и замените его на новый. Если регулятор установлен на кнопке, разберите корпус и извлеките из него кнопку включения.
- Поставьте мультиметр в режим прозвона. Присоедините щупы к входным клеммам кнопки включения и нажмите кнопку. При этом должен издаваться звуковой сигнал. Если его нет, кнопку надо заменить.
Возьмите отвёртку и обычную булавку.
Выкрутите не до конца два винтика, которые прижимают сетевой кабель. Извлеките провода.
Вставьте булавку в отверстие с проводом, идущим со статора. И выньте провод вместе с булавкой. Со вторым проводом статора проделайте то же самое.
Разъёмы кнопки включения
Заменить кнопку проще, чем её разобрать и отремонтировать, потому что в ней много мелких деталей. Но если вы решились, то аккуратно разбирайте корпус кнопки, чтобы не потерять выпрыгивающие пружинки.
- Ножом или плоской отвёрткой аккуратно подденьте защёлки и фиксаторы. Снимите крышку.
Контактные площадки стираются и образуется пыль, которая оседает внутри пластмассовой коробки. Диэлектрические поверхности становятся проводниками электрического тока. Из-за этого обороты и плавный пуск не регулируются. Удалите металлическую пыль ватой, смоченной спиртом. Контакты можно поскоблить ножом, но только не наждачной бумагой, чтобы не испортить их поверхность.
Извлеките микросхему из другой половинки корпуса кнопки. Прозвоните все элементы. Повреждённые замените.
Часто внутренняя очистка корпуса кнопки восстанавливает её работу.
Не работает реверс или дрель не крутит вправо
При прямом вращении ротора конец первой обмотки статора подключается к первой щётке. При обратном ко второй. Такое переключение происходит в кнопке реверса. Если дрель перестаёт крутить в ту или другую сторону, значит, цепь не замыкается. Необходимо провести диагностику кнопки и в случае неисправности заменить её или разобрать и почистить контакты.
Реверс прозванивается в несколько заходов:
- Установите флажок реверса в правое положение.
- Вставьте щупы мультиметра в два отверстия с одной стороны кнопки реверса. Проверьте наличие звукового сигнала прибора. Теперь вставьте щупы в два отверстия с другой стороны. Звуковой сигнал есть с двух сторон, значит, правое положение реверса работает.
- Теперь установите реверс в левое положение.
Вставьте щупы в два отверстия, но с разной стороны кнопки. Потом в другие два отверстия. Проверьте звуковой сигнал мультиметра.
Если хотя бы на одном этапе не было прозвона, кнопка неисправна. Можно её разобрать. Если в обоих положениях переключателя контакты замыкаются, то очистьте их и ещё раз прозвоните. Если не помогло, тогда замените кнопку.
Возьмите булавку, вставьте в отверстие и извлеките провод. Выньте все провода аналогичным образом.
К реверсу подведены провода со статора и щёток. Они подключаются по диагонали, поэтому зарисуйте схему, чтобы потом не перепутать. Или приклейте скотчем к каждому проводу метки.
Подключение дрели к кабелю без кнопки
Демонтируйте кнопку включения. В неё входят две жилы сетевого кабеля. Если у дрели был реверс, то от статора и щёток выходят по два провода. Всего получается четыре. Чтобы соединить их с двумя жилами сетевого кабеля проделайте следующее:
- Два конца разных обмоток статора соедините друг с другом и подключите к щётке.
Два других соединённых конца статора и провод от второй щётки соедините с сетевыми проводами.
Тщательно изолируйте места соединений.
Малые и высокие обороты вращения
Если дрель не работает на малых оборотах, проверьте плавный пуск и регулятор оборотов. Если работает только на малых оборотах и греется, дополнительно проверьте щётки электродвигателя и износ коллектора.
Дрель не включается
В беспроводной дрели зарядите аккумулятор. Если не помогло или дрель проводная, снимите верхнюю крышку корпуса и проверьте мультиметром следующие элементы:
Если все провода и контакты целы, нажмите кнопку пуска и проверьте работу двигателя.
Дрель трещит, но не крутится
Разберите корпус и включите двигатель. Если он работает, значит, стёрлись зубья большой шестерёнки редуктора. Если двигатель не работает, проверьте щётки, обмотки статора и ротора.
Ремонт ротора
Прежде чем взять прибор для диагностики, осмотрите коллектор и обмотку.
На нём могут быть повреждения. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или специфический запах. Можно увидеть погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, например, остатки припоя. Эти частицы являются причиной короткого замыкания между витками. Повреждения коллектора: приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины.
Проведите диагностику мультиметром:
Поставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с двумя соседними пластинами коллектора.
Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка исправна. Если сопротивление менее 1 Ом и очень близко к нулю, есть короткое замыкание между витками. Если сопротивление выше среднего в два и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки. Иногда при обрыве сопротивление настолько велико, что прибор зашкаливает. На аналоговом мультиметре стрелка уйдёт до конца вправо. А на цифровом ничего не покажет.
Определение пробоя на массу делается в случае отсутствия обрыва обмотки. Поставьте на шкале прибора максимальное сопротивление. В зависимости от тестера оно может быть от 2 МОм до 200 МОм. Один щуп соедините с валом, а другой с каждой пластиной поочереди. При отсутствии неисправностей сопротивление должно быть нулевое. То же проделайте с ротором. Один щуп соедините с железным корпусом ротора, а другой перемещайте по пластинам.
Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях. Лучше его заменить или отнести на ремонт в мастерскую.
Чтобы заменить якорь, нужно разобрать дрель, вынуть его из статора и отсоединить от редуктора.
Видео: замена ротора дрели
Не сильно выработанный коллектор исправляется проточкой. Но если пластины стёрлись до пластмассовой основы или частично выгорели, то восстановление производится пайкой или гальваническим наращиванием.
Если коллектор был изношен полностью, то после пайки его хватит не более, чем на месяц активного использования. А не до конца повреждённые пластины после такого ремонта выдерживают несколько замен щёток и не выпаиваются. Вам понадобится нарезать медные пластины по размерам и впаять их с большим количеством припоя. Лишнее сточить напильником и отшлифовать.
При гальваническом наращивании восстановленная медь очень твёрдая.
Гальваническое наращивание коллектора
Срок службы коллектора как у нового. Гальваническим наращиванием можно восстановить как полностью стёртый коллектор, так и частично повреждённые пластины. Восстановленный коллектор необходимо проточить и разделить пластины бормашиной или ножовочным полотном.
Перемотка якоря
- Запишите или зарисуйте направление обмотки.
- Ножовкой по металлу или кусачками удалите лобовые части обмотки.
Аккуратно, не повреждая пазовые изоляторы, выбейте стержни оставшихся частей обмотки с помощью молотка и металлического зубила.
Надфилем удалите остатки пропитки. Посчитайте проводники в пазу и измерьте диаметр провода. Нарисуйте схему. Нарежьте из картона гильзы для изоляции и вставьте их в пазы.
После намотки сварите выводы секций с пластинами коллектора. Проверьте обмотку тестером.
Пропитайте обмотку эпоксидной смолой.
Ремонт статора
Проверка работоспособности статора мультиметром:
- Поставьте режим сопротивления 200 Ом. Соедините щупы прибора с концами одной обмотки. Единица означает обрыв, а ноль — короткое замыкание между витками. Если показывает наличие сопротивления более 1,5 Ом, то проверяйте вторую обмотку. У обеих обмоток должно быть приблизительно одинаковое сопротивление.
Теперь необходимо проверить отсутствие пробоя на массу, то есть замыкание обмотки с металлическим корпусом статора. В мультиметре поставьте режим максимального сопротивления. Соедините один щуп с концом обмотки, другой щуп с металлическим корпусом статора. Единица говорит об отсутствии пробоя.
Повреждённую обмотку статора можно перемотать самостоятельно. Это намного легче перемотки якоря. Для качественной намотки катушек вам понадобится эмальпровод и электрокартон.
Извлеките обмотку и старую изоляцию из корпуса. Внимательно рассмотрите пазы. При горении катушек прожигается изоляция и происходит замыкание на корпус. На нём остаются наплавления, которые обязательно нужно убрать надфилем или алмазным бором. Наплавления будут мешать новой обмотке. Она может порваться.
Обмотка пропитана лаком. Чтобы разъединить провода и посчитать их, надо выпалить изоляцию. Разогрейте обмотку промышленным феном или любой горелкой.
Возьмите любую проволоку и сделайте из неё петлю так, чтобы она разместилась в пазах статора. Под диаметр этой петли подберите какой-нибудь цилиндр для намотки витков. Например, баллончик от аэрозоля. Если его диаметра не хватит, то обмотайте баллончик бумагой.
Намотайте обе обмотки из эмальпровода. Скрепите лобовые части стеклолентой или толстой нитью. Нить не должна рваться и плавиться. На свободные концы наденьте термоусадочный кембрик.
Из электрокартона сделайте гильзы и вставьте в пазы. Разместите в них обмотки.
Размещение обмотки в пазах
Проверьте сопротивление в обмотках тестером. Если всё нормально, продолжайте.
Чтобы во время работы провода не вибрировали и не тёрлись друг об друга, их необходимо пропитать любым лаком на масляной основе. Разогретый в духовке стартер поставьте вертикально и шприцем выдавливайте лак на обмотку. Когда лак начнёт вытекать снизу, переверните статор и пропитывайте с другой стороны.
Когда лак высохнет, приступайте к подключению обмоток. Два конца разных обмоток соедините друг с другом и подключите к ближайшей щётке. Два других соединённых конца подключите к кнопке пуска. Провод от второй щётки тоже подключите к кнопке.
Схема соединения обмоторк статора
Замена подшипников якоря
У якоря два подшипника разного размера. Тот, что больше, находится со стороны крыльчатки. Подшипники снимаются специальным съёмником. Но если его нет, то нужно подвесить якорь на металлических пластинах так, чтобы подшипник был над пластинами, а якорь снизу. Постучите деревяшкой по валу, чтобы выбить его из подшипника.
Для опрессовки на валу нового подшипника используется длинная торцевая головка на ¼ дюйма.
Торцевая головка на ¼ дюйма
Возьмите головку и уприте её во внутреннюю обойму подшипника.
Постучите по ней молотком.
Оденьте металлический корпус редуктора на подшипник.
Слегка постучите по нему молотком, чтобы он сел на место.
Если аккумулятор дрели не заряжается
Если батарея не держит заряд, разберите её. Она состоит из нескольких элементов питания. Проверьте тестером напряжение в каждом. Нерабочий элемент замените.
Проведите диагностику зарядного устройства:
Зарядное устройство состоит из понижающего трансформатора и платы. Через сетевой провод напряжение поступает на первичную обмотку трансформатора. Термопредохранитель включён последовательно с сетевой обмоткой. Поэтому он перегревается первым и предохраняет обмотку от обрыва. Со вторичной обмотки напряжение переходит на диодный мост. Если зарядка пропускает ток, то вокруг диодов образуется желтизна. Обмотки трансформатора перегреваются, диоды пробиваются.
Плата зарядного устройства
Мультиметром замерьте сопротивление на первичной обмотке. Если его нет, значит, цепь оборвана и напряжение не поступает на первичную катушку.
Предохранитель находится под изоляцией трансформатора рядом с проводами, подключающимися к сети. Проверьте его тестером. Если он целый, значит, сетевой провод перебит.
Проверьте обмотки. В случае пробоя замените трансформатор.
Слетает опорная тарелка
Дрель можно использовать для шлифовки различных материалов с помощью специальных насадок. Для этого приобретается опорная тарелка.
Она может быть пластиковая или резиновая. Наждачная бумага на ней крепится двумя способами: на липучку или прижимной шайбой. У тарелок есть свои недостатки:
- Резиновые тарелки непрочные. Они отрываются или слетают со шпильки, которая вставляется в дрель.
Быстро рвущаясяопорная тарелка
Крепление шлифовального диска на липучке ненадёжное. Липучка состоит из двух слоёв: ворсистого в виде петель и примыкающего в виде крючков. Петли очень быстро деформируются и перестают прилипать.
Поэтому лучше приобретать пластиковую опорную тарелку с прижимной шайбой. Либо с подвижным хвостовиком. Эти тарелки самые надёжные и удобны в эксплуатации.
Тарелка с подвижным хвостовиком
Но если у вас оказалась резиновая тарелка, то её можно переделать.
Снимите тарелку со шпинделя.
Найдите большую шайбу, чтобы плотно держала резиновую тарелку.
Переделка опорной тарелки
Наденьте на болт опорную тарелку шлифовальной стороной к шляпке. Сверху шайбу, и закрутите гайкой. Чтобы гайка не раскручивалась, закрепите её стопорной гайкой.
Если проделать отверстие в шлифовальном диске, то и его можно зажать шайбой. Тогда он не будет слетать с липучки.
Замена ударного механизма
Элементы редуктора ударной дрели:
Большая шестерёнка редуктора.
Зубчики на корпусе редуктора и на шестерне.
При запуске дрели вращается двигатель и шпиндель. От шпинделя передаётся вращение большой шестерёнке редуктора. Когда включается удар, то вал углубляется в корпус редуктора, а зубчики соединяются и входят в зацепление. Вал вращается, и храповики отскакивают друг от друга. Образуется возвратно-поступательное движение. Когда включается работа дрели без удара, то сам переключатель играет роль ограничителя. Он не даёт валу опуститься в корпус редуктора настолько глубоко, чтобы эти зубчики касались друг друга. Существуют разновидности переключателей:
В корпусе редуктора на самом переключателе стоит подшипник. При включении безударного режима вал упирается в этот подшипник.
В некоторых дрелях нет подшипника, но на валу переключателя есть выемка. Когда вал попадает в неё при повороте переключателя, он проваливается и включается удар.
В третьих моделях стоит планка переключателя с отверстием. Принцип действия такой же. При частом переключении режимов на планке образуется выработка, и удар перестаёт отключаться, так как вал в углублённом положении.
При износе ударного механизма узел подлежит замене.
- Снимите стопорное кольцо с вала.
Шестерня снимается с вала съёмником или выбивается деревяшкой.
Вал упирается в шарик на переключателе. Не потеряйте его.
Зубчатую муфту извлеките из корпуса редуктора.
Поставьте новые детали и смажьте их подшипниковой смазкой.
Новый ударный механизм
Ремонт патрона дрели
Патроны, которые устанавливают на современные дрели, делятся на следующие типы:
Быстрозажимной. Бывает одномуфтовый и двухмуфтовый, металлический и пластиковый. Замена оснастки происходит без помощи ключа. Имеет недостаток — не самая надёжная фиксация.
Конус Морзе. Этот патрон универсален и очень надёжен. Оснастка сидит в нём, как влитая, и не проворачивается. На конус Морзе можно установить любой другой тип патрона с помощью переходника. Такой патрон не устанавливают на бытовые дрели.
Если вам понадобилось заменить патрон дрели, разожмите кулачки и проверьте наличие винта, которым патрон крепится к валу. Если он присутствует, его нужно выкрутить. Трудно откручиваемый винт обрабатывают аэрозолем WD-40 или тормозной жидкостью. Отверните сам патрон от вала. В случае с конусом Морзе патрон сбивается с вала киянкой или деревянной палкой. Насаживается аналогично.
Не любой патрон встанет на любую дрель. Патроны различаются размером и диаметром оснастки, которую они могут держать. Если внешний диаметр нового патрона будет больше, вы не сможете надеть на дрель дополнительную ручку. Проверьте соответствие резьбы патрона и резьбы шпинделя дрели. Для дрелей разного функционала патроны различны. Например, существуют патроны, которые подходят только для безударных дрелей или не могут работать при обратном вращении. А есть универсальные патроны, которые подходят ко всем типам дрели. Быстрозажимные и ключевые патроны с одинаковой резьбой взаимозаменяемы. Независимо от их размера. Если вам не нужно через патрон одевать дополнительную ручку, то такой вариант замены возможен.
От забивания строительного мусора в патрон оснастка плохо зажимается кулачками. Поэтому его необходимо разобрать и очистить. А повреждённые детали заменить. Особую сложность представляет разбор ключевого патрона.
Обойма посажена с натягом на втулку, поэтому будем использовать молоток и тиски.
Проверьте целостность всех деталей. Повреждённые замените.
Щёткой очистите детали от мусора. Промойте керосином или соляркой. Смажьте смазкой ШРУС. Она лучше Литола тем, что не пропускает влагу и предназначена для сильно трущихся механизмов.
Дрель можно отремонтировать самостоятельно, изучив её устройство и принципы работы отдельных узлов.
Источник