Ремонт пневматического оборудования подвижного состава
РЕМОНТ ТОРМОЗНОГО И ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ электроподвижного состава промышленного транспорта
Условия работы оборудования и организация его ремонта электроподвижного состава промышленного транспорта
Тяжелые условия работы тормозного и пневматического оборудования локомотивов горного железнодорожного транспорта характеризуются интенсивной засоренностью воздуха абразивными частицами и высокой цикличностью работы (включение — работа — отключение) основных узлов. Так, среднее число циклов за 20 ч работы локомотива составляет: компрессоров — 336; крана машиниста усл. № 395 — 180; крана машиниста усл. № 253 — 430; воздухораспределителя — 610; авторежима — 18; регулятора давления — 336; тормозного цилиндра — 610; воз-духозамедлителя — 9; цилиндров опрокидывания — 9. К качеству ремонта тормозных устройств, от состояния которых зависит безопасность движения поездов, предъявляют повышенные требования: безотказность тормозных приборов за 360 сут работы должна быть не ниже 0,999; ресурс до частичного восстановления компрессоров, тормозных устройств и приборов управления тормозами должен быть не менее двух лет; ресурс до полного восстановления всех тормозных устройств и узлов пневматического оборудования — не менее четырех лет.
Ремонт тормозного и пневматического оборудования выполняют в соответствии с принятой цикличностью и периодичностью: контрольный осмотр, ревизия, текущие и заводские ремонты. Все виды ревизий и ремонтов приурочивают к очередным по циклу плановым видам технического обслуживания и текущего ремонта локомотива. На контрольном осмотре устраняют неисправности оборудования, отмеченные в эксплуатации. Производят испытание и проверку действия тормозного оборудования. С принятой периодичностью на ТО-1, ТО-2 и ТО-3 производят разборку крана машиниста усл. № 395 и смазку золотника и зеркала.
При ревизии осматривают и проверяют компрессоры, краны машиниста, воздухораспределители, авторежимы, тормозные цилиндры, проверяют целость соединений воздухопроводных труб. Очищают фильтры, маслоотделители, отстойники. Регулируют тормозную рычажную передачу. Проверяют работу устройств системы опрокидывания кузовов моторных думпкаров. После производства работ, которые приурочивают к ремонту ТР-1, тормозное оборудование испытывают непосредственно на локомотиве.
При текущих ремонтах ТР-2 производят ревизию клапанных коробок компрессоров с заменой клапанов, пневматической сети, устраняют утечки. Краны машиниста, воздухораспределители и цилиндры опрокидывания заменяют на отремонтированные. На ремонте ТР-3 дополнительно заменяют компрессоры на отремонтированные, промывают и подвергают испытаниям резервуары. Ремонт арматуры пневматической сети производят по ее фактическому состоянию.
Узлы тормозного и пневматического оборудования на заводских ремонтах полностью разбирают и заменяют дефектные детали новыми. Детали, имеющие износы, восстанавливают с соблюдением жестких допусков, установленных для данного вида ремонта. Ремонт тормозного оборудования и приборов пневматической сети производят в специализированном автоматном отделении, а цилиндров опрокидывания моторных думпкаров — обычно в цехе ремонта вагонов.
Источник
Техническое обслуживание пневматического оборудования
Общие сведения. Управление автотормозами электровоза, уход за оборудованием в эксплуатации и его ремонт производят согласно действующим инструкциям МПС.
При эксплуатации электровоза локомотивные бригады обязаны систематически осматривать пневматическое оборудование, Своевременно выявлять и устранять неисправности. О всех неисправностях, выявленных в пути следования, как устраненных, так и не-устраненных, должны быть сделаны записи в Журнале технического состояния электровоза. Неисправности, которые не могут быть устранены при эксплуатации электровоза, необходимо устранить на ближайшем техническом обслуживании или ремонте в депо. По прибытии в пункт оборота или депо необходимо ставить в 1.> вестность принимающую локомотивную бригаду или мастера о всех неисправностях, выявленных в пути следования.
Некоторые дополнительные сведения по техническому обслуживанию тормозного оборудования. Компрессор КТ-бЭл. Общие правила ухода и обслуживания компрессора указаны в Инструкции по эксплуатации компрессора КТ-бЭл, которая включена в техническую документацию каждого электровоза.
Воздухораспределитель усл. № 483.00 (усл. № 270.005). Для проверки воздухораспределитель включают на необходимый режим и наблюдают за его работой. При обнаружении неисправностей воздухораспределитель отключают ч торможение осуществляют прямодействующим тормозом.
Краны машиниста усл. № 394, усл. № 395, усл, № 254. Краны машиниста периодически (по плану) подвергают ревизии или текущему ремонту независимо от их состояния. При ревизии очищают и смазывают детали с устранением дефектов. Золотники и клапаны притирают, как правило, на текущих ремонтах, а неисправные детали (манжеты, диафрагмы, прокладки и др.) заменяют постоянно и после трехлетней эксплуатации, считая со дня изготовления, независимо от вида ремонта. В кранах машиниста, снятых с локомотивов между плановыми видами ремонта, устраняют дефекты, которые были зафиксированы и записаны машинистами в книге ремонта.
Краны пробковые. Краны разобщительные усл. № 379, усл. № 383, двойной тяги усл. № 377, трехходовой Э-195, усл. № 424, концевой усл. № 190, разобщительный усл. № 4200 практически долговечны. В эксплуатации они не требуют ремонта; осматривают и ремонтируют их в депо при ремонтах (притирка пробок и золотников, смена пружин и др.).
Редуктор усл. № 348 и реле давления усл. № 304.002. Уход за редуктором и реле заключается в наблюдении за работой и регистрации неисправностей в служебном порядке для принятия надлежащих мер в ближайшем депо.
Предохранительный клапан Э-216, переключательный клапан ЗПК, обратные клапаны. Уход за клапанами состоит в наблюдении за работой и сообщениях о неисправности. Клапаны устойчивы в работе длительное время; осматривают и регулируют их в депо при ремонтах электровоза.
Фильтр контакторный Э-144. При текущих ремонтах фильтр очищают, волос его промывают в бензине, смачивают в машинном масле и взрыхляют. При осмотрах и перед сборкой резьбу слегка смазывают.
Пневматические стеклоочистители СЛ-440Б с воздушным краном КР-30 и СЛ-21Б с воздушным краном КР-11. В эксплуатации необходимо следить за правильностью в работе стеклоочистителя. Прилегание щеток к поверхности стекла должно быть равномерным, без перекосов самой щетки и рычага. Нажатие на стекло должно быть умеренным, так как прн сильном нажиме возможно заклинивание, а при слабом — недостаточное протирание. При порче щетки заменяют. Разбирать и ремонтировать стеклоочиститель на электровозе не рекомендуется, за исключением смены щеток и рычага.
Ревун, тифон, свисток. Периодически их очищают от грязи и пыли. Мембраны, лопнувшие или имеющие трещины, заменяют, резьбовые соединения подтягивают. Звук регулируют.
Манометры. Запрещается пользоваться манометрами, не имеющими клейма Госповерителя, с просроченными датами проверок, а также неисправными (разбитое стекло, корпус с вмятинами, неясный циферблат).
Форсунки п е с о ч н и ц. Для нормальной работы форсунки необходимо применять чистый песок, свободный от глины и других влагоемких примесей, хорошо просушенных и просеянных через сетку с ячейками не более 4 мм. Несоблюдение этого правила может привести к закупорке форсунок (смерзание песка зимой и слеживание летом) и прекращению подачи песка. В таких случаях следует открыть крышку и через отверстие разрыхлять прутком образовавшееся уплотнение, пока песок не начнет свободно поступать, после чего отверстие закрыть. При прохождении с большой скоростью песок изнашивает сопла и приводит их в негодность, что ведет к снижению эффективности подачи песка и его перерасходу. Необходимо своевременно заменять сопла.
Соединительные рукава. При обнаружении трещин или вздутий, потери гибкости или механических повреждениях их заменяют. Хомуты при ослаблении подтягивают. Если резиновые прокладочные кольца у головок пропускают воздух, их заменяют новыми.
Воздушные резервуары. Необходимо своевременно выпускать конденсат, продувать сжатым воздухом и наблюдать за состоянием сварных швов и стенок. Надзор за резервуарами производится в соответствии с действующими инструкциями МПС.
Устройство для продувки конденсата. Детали устройства периодически покрывают смазкой ЦИАТИМ-201; осматривают и регулируют устройство в депо при ремонтах электровоза.
Источник
Справочник технолога по ремонту электроподвижного состава — Ремонт тормозного и пневматического оборудования
Содержание материала
Глава 8 РЕМОНТ ТОРМОЗНОГО И ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ И ОБЪЕМ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Количество отказов тормозного и пневматического оборудования на сети дорог составляет 0,57 случая на 1 млн. км пробега. Наименее надежно тормозное и пневматическое оборудование электровозов ЧСЗ, ВЛ8, BJI10, ВЛ82. Число повреждений компрессоров электровозов на 1 млн. км пробега составляет: ЧСЗ — 0,94; ВЛ8 — 0,48; ВЛ10—0,45, кранов машиниста — соответственно 0,31; 0,06; 0,09.
Интенсивный износ тормозного и пневматического оборудования обусловлен не только высокой цикличностью работы, но и попаданием в магистрали и на приборы смеси влаги, масла и абразивной пыли, поэтому качеству технического обслуживания и ремонта этого оборудования следует уделять особое внимание.
При техническом обслуживании тормозного и пневматического оборудования производят его осмотр, проверку состояния и действия.
Осматривают и проверяют компрессор, кран машиниста, воздухораспределители, авторежимы, тормозные цилиндры, проверяют целость соединений воздухопроводных труб. Очищают фильтры, маслоотделители, отстойники. Регулируют тормозную рычажную передачу. Проверяют работу устройств системы опрокидывания кузовов моторных думпкаров. При ТО-2 устраняют выявленные неисправности по записям машинистов.
Обслуживание тормозного оборудования при ТО-З выполняют в объеме ТО-2, сняв верхнюю часть крана машиниста. При этом очищают и смазывают золотник и его зеркало.
Ремонт тормозного оборудования производят при текущих и капитальном ремонтах. Через один ТР-1 снимают на ремонт кран машиниста и кран вспомогательного тормоза. После выполнения работ ТР-1 тормозное оборудование испытывают непосредственно на локомотиве.
При ТР-2 производят ревизию клапанных коробок компрессоров с заменой клапанов, пневматической сети, устраняют утечки. Кран машиниста, воздухораспределители и цилиндры опрокидывания заменяют отремонтированными. При ТР-3 дополнительно заменяют компрессор отремонтированным,
промывают и испытывают резервуары. Ремонт арматуры пневматическрй сети производят по ее фактическому состоянию.
При каждом ТР-2 и ТР-3 снимают с подвижного состава приборы управления: краны машиниста, краны вспомогательного тормоза, пневмоэлектрические датчики № 418, устройство № 367 блокировки, сигнализаторы отпуска № 352 и 352А, выключатели управления.
При капитальных ремонтах тормозное и пневматическое оборудование разбирают, дефектные детали заменяют новыми. Детали, имеющие износ, восстанавливают с соблюдением норм и допусков, установленных для данного вида ремонта.
Снятые приборы ремонтируют по технологической схеме: очистка (мойка в машине), разборка, промывка, продувка сжатым воздухом, определение объема и характера ремонта, ремонт, проверка размеров и качества ремонта, испытания.
РЕМОНТ КОМПРЕССОРА И РЕГУЛЯТОРА ДАВЛЕНИЯ
Ремонт компрессоров организуют на специализированном участке автоматного отделения по следующей технологической схеме: предремонтная диагностика, очистка, разборка, выявление дефектов, определение объема ремонта и назначение технологического процесса ремонта деталей, ремонт и пооперационный контроль качества, сборка, испытание, отделка и сдача.
Предремонтную диагностику производят на испытательном стенде с целью проверки производительности и состояния основных агрегатов: клапанной коробки, шатунно-поршневой группы, масляного насоса и др.
Компрессор обмывают в моечной машине. Демонтаж производят в следующем порядке: демонтируют клапанную коробку, цилиндры, разбирают и снимают детали шатунно-поршневой группы, вынимают коленчатый вал в подшипниками, снимают масляный насос и детали системы охлаждения. Детали очищают, выявляют дефекты.
Фильтры, пылеловки и сапун после снятия промывают в керосине и продувают сжатым воздухом. Сетки фильтров ремонтируют или заменяют, порванный чехол заменяют.
Вероятные отказы компрессора и регулятора давления, способы их устранения и технические требования к отремонтированным деталям приведены в табл. 82.
После ремонта поршней и шатунов проверяют: отсутствие перекоса поршня в цилиндре; зазор между поршнем и цилиндром (компрессор КТ6: низкая ступень — 0,092—0,35 мм, высокая ступень — 0,07—0,35 мм; компрессор К2—0,5—0,8 мм); чистоту маслоподводящих отверстий; свободное перемещение колец в ручьях поршня при их плотном прилегании к стенкам ручья; прилегание новых колец перед их постановкой на поршень по рабочей поверхности цилиндров; правильность установки колец (замки колец на поршне должны быть смещены один относительно другого на 120°, при неполной замене колец старые годные кольца ставят в их же ручьи), а также с помощью дефектоскопа шатунные болты перед их постановкой.
После сборки и регулировки подъема клапанов их испытывают на стенде. Допускается падение давления с 0,8 до 0,75 МПа в резервуаре объемом 50 л не быстрее, чем за 2 мин. Величина подъема клапана должна быть в пределах 2,5—2,7 мм.
В процессе ремонта компрессора проверяют качество восстановленных рабочих поверхностей, качество притирки, пришабровки, установленную величину зазоров в сопрягаемых деталях. Производят монтаж компрессора, наружный осмотр и проверку креплений.
После ремонта и сборки компрессор необходимо испытать.
Компрессоры ЭК7Б и ЭК7В после сборки обкатывают для приработки деталей при частоте вращения коленчатого вала 540 об/мин в течение 20 мин. В процессе обкатки не должно быть ненормального шума, стука и выбрасывания масла из нагнетательного отверстия в корпусе двигателя.
82. Вероятные отказы компрессора и регулятора давления
Вероятный отказ и способы его устранения |