- Куда направят на ремонт по КАСКО?
- Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
- Ремонт гарантийных автомобилей
- Уговоры страховщиков
- Могут ли отказаться направить к дилеру?
- Перечень мастерских для ремонта по КАСКО
- Свобода выбора стоит дорого
- Е-ОСАГО по выгодной цене
- Ремонт по КАСКО
- Как получить направление?
- Каков срок ремонта по закону?
- Где лучше отремонтировать авто?
- Главные особенности ремонта по КАСКО
- При франшизе
- Гарантийного автомобиля
- Как нужно принимать машину после починки?
- Что делать если ремонт оказался некачественным?
- Какие могут быть причины отказа?
- Что если отказали?
- Неустойка за нарушение сроков
- Как получить деньги по страховке вместо ремонта?
- Можно ли отказаться от ремонтных работ?
Куда направят на ремонт по КАСКО?
Чаще всего урегулирование страховых случаев по КАСКО осуществляется путём направления на ремонт. При заключении договора страхования это условие редко вызывает вопросы у клиентов, поскольку предполагает полное восстановление авто. В отличие от выплаты по калькуляции с учётом износа, здесь страхователям не нужно доплачивать за новые детали. Тем не менее, условие ремонта по договору страхования также может содержать различные особенности. Те или иные нюансы, прописанные (или, наоборот, не прописанные) в правилах страховщика или в полисе, могут вносить существенные коррективы в процесс урегулирования убытков.
Не секрет, что качество обслуживания машины зависит от уровня ремонтной мастерской. Речь идёт о таких параметрах, как:
- Квалификация сотрудников станции;
- Наличие современного оборудования;
- Качество используемых запчастей и материалов;
- Опыт осуществления профильной деятельности.
Перечисленные характеристики влияют как на время ремонта, так и на его соответствие нормативным требованиям. Вместе с тем, от этих факторов практически напрямую зависит и стоимость оказываемых услуг, которая, в свою очередь, заложена в калькулятор КАСКО любой страховой организации. Тарифы по страхованию транспорта оказываются «завязаны», в числе прочего, на ценники станций технического обслуживания машин. Понятно, что в интересах страховщика организовать восстановление повреждённого автомобиля с минимальными затратами. Это противоречие нередко приводит к несоответствию качества ремонта ожиданиям страхователей.
Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
Ремонт гарантийных автомобилей
Обслуживание гарантийного транспорта часто является предметом споров между страховыми компаниями и их клиентами. Условия официальных дилеров в большинстве случаев предполагают отказ от гарантийных обязательств при обращении в другую ремонтную мастерскую. Таким способом продавцы автомобилей стараются «привязать» к себе своих покупателей. Страхователи при этом, разумеется, рассчитывают на ремонт застрахованной машины на дилерской станции. Страховщики, со своей стороны, обычно с пониманием относятся к данному требованию. Однако в последнее время участились случаи несоблюдения ими обещанных условий.
Уговоры страховщиков
За последний год резко повысились цены практически во всех мастерских. И к затратам, обуславливаемым прайсами ремонтных станций, страховые компании оказались попросту не готовы. С одной стороны, предполагаемые убытки в подобных случаях не должны влиять на порядок обслуживания действующих договоров. Но, в то же время, на практике наблюдаются попытки страховщиков тем или иным способом уменьшить свои расходы.
Клиентам разъясняется незаконность требований дилеров касательно ремонта именно у них и предлагается восстановление машины в других мастерских. При этом качество работ рекомендуемых сервисов действительно может быть не хуже гарантийных предприятий. Тем не менее, обращение к ним потенциально связано с проблемами. Даже если дилер действительно не прав в своей «привязке» покупателей, вряд ли он признает это без дополнительных «аргументов» в виде претензий, обращений в Роспотребнадзор или суд.
Могут ли отказаться направить к дилеру?
Случается также, что место ремонта гарантийных машин не прописано прямо в официальных документах страховщика. Исходя из репутационных и политических решений компания долгое время может направлять свежие автомобили на восстановление именно к дилеру, а сотрудники и агенты декларировать это при оформлении полиса. В таком случае клиенты могут не догадываться, что происходит это в частном порядке, а не на основании официальных норм организации. И когда политика страховщика меняется, у страхователей не оказывается юридических оснований для спора. Подобных ситуаций можно избежать, заострив внимание на соответствующей позиции при заключении договора. Приемлемым будет один из следующих вариантов:
- В правилах страхования указано, что гарантийные автомобили обслуживаются в официальных дилерских центрах;
- В полисе присутствует отметка, что ремонт гарантийных машин осуществляется по направлению на дилерскую станцию;
- Ремонт на гарантийном сервисе прописан в «Особых условиях» или иной части договора страхования при его оформлении.
Впрочем, сейчас нередко можно столкнуться и с прямым отказом страховой компании от своих же официально прописанных условий. Расчёт здесь делается на то, что клиент согласится на предлагаемую мастерскую и не станет идти на конфликт. В противном случае восстановление машины может быть связано с более длительными сроками, что далеко не всем подходит. Между тем, здесь на стороне страхователя оказываются неоспоримые аргументы, которые при желании можно использовать для восстановления справедливости.
Перечень мастерских для ремонта по КАСКО
Вопросы, связанные с выбором ремонтной мастерской при страховом случае по КАСКО, касаются не только гарантийных авто. Положим, страхователь готов отказаться от дилерской станции в пользу иного сервиса для машины старше трёх лет. Но это вовсе не означает согласие на менее качественный ремонт. Любой автовладелец рассчитывает на высокий уровень обслуживания своего «железного коня». В этой связи многие клиенты уже на этапе оформления полиса стараются выяснить, где будут устраняться полученные повреждения при страховом случае.
Как правило, крупные страховщики работают с несколькими сервисными станциями (помимо официальных дилерских центров). Сразу оговоримся, что в силу особенностей взаимоотношений с мастерскими (в том числе не всегда официального характера) страховые организации могут осуществлять направление на ремонт в какой-то один сервис. Тем не менее, при категорическом отказе клиента от предложенной станции обычно предоставляется список, из которого страхователь может выбрать наиболее подходящую мастерскую. Подобный перечень может быть продемонстрирован по запросу страхователя на этапе согласования условий договора.
Предположим, указанные в нём варианты устроили автовладельца и даже повлияли на его решение страховаться именно в этой компании. Однако здесь существует «подводный камень», о котором следует помнить.
Дело в том, что такой список мастерских не является приложением к полису. А значит, при урегулировании убытков страховая компания вовсе не обязана его придерживаться.
Даже если страховщик действительно предъявил актуальный перечень своих партнёров в области ремонта авто, подобный список может несколько раз меняться за время действия договора страхования. С кем-то сотрудничество прекращается, а с кем-то организуются новые отношения. И сервисы, которые «заманили» страхователя при оформлении КАСКО, вполне могут отсутствовать в списке при урегулировании убытка.
Свобода выбора стоит дорого
Увы, описанные выше ситуации встречаются весьма часто. В подобных случаях страхователи чаще всего не имеют весомых доводов для отстаивания своих интересов. Договор КАСКО, предусматривающий обслуживание на станции «по направлению страховщика», фактически передаёт определение места восстановления машины в «юрисдикцию» страховой компании. Возможно ли избежать этого? Альтернативой здесь является ремонт авто в сервисе «по выбору страхователя». Соответствующий вариант обычно присутствует в базовом продукте страхования транспорта.
Как правило, данная опция приводит к повышению стоимости страховки на 20-30%. С другой стороны, при этом страхователь фактически получает возможность диктовать страховщику свои условия в отношении места ремонта. Хотя, конечно, при выборе соответствующей позиции нелишне поинтересоваться её «пониманием» конкретной компанией. Например, вряд ли здесь будет подразумеваться ремонт в одном из сервисов Берлина в Германии. Как и маловероятно согласование сметы какого-нибудь индивидуального предпринимателя, «просящего» в несколько раз больше цены официального дилера за тот же объём работ. Обратить внимание не помешает на такие вопросы, как:
- Каковы географические ограничения при выборе станции?
- Существуют ли ценовые лимиты услуг мастерской?
- Имеются ли требования к характеристикам сервиса (опыт деятельности, статус и т. д.)?
Возможны и иные нюансы, которые могут «всплыть» при более плотном анализе. Ограничения по стоимости услуг могут быть «завязаны» не на конкретные денежные величины, а на соответствующие характеристики, скажем, официального дилерского сервиса определённой марки. А при возможности ремонта на удалённой станции не помешает также выяснить, оплачивается ли транспортировка машины до её места расположения. Учитывая значительное повышение цены КАСКО при выборе такого условия, доскональное выяснение всех особенностей опции весьма оправдано.
Стоит ли идти на подобную переплату, сказать сложно. Ответ зависит от многих субъективных факторов, и каждый сам должен принимать решение на этот счёт. Вместе с тем, вряд ли возможно официально прописать все особенности обслуживания в рамках заключённого договора страхования. Конечно, необходимо обращать внимание на официальные условия, содержащиеся в правилах страхования и иных документах. В то же время, стоит учитывать и репутацию страховой компании, оценивать отзывы о ней, понимать позиции организации на страховом рынке. Как показывает практика, даже самые лучшие условия со стороны недобросовестного страховщика могут оказаться хуже совершенно «бюджетных» параметров договора порядочной компании.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Источник
Ремонт по КАСКО
Законодательство предусматривает ряд страховых случаев, когда ремонт по КАСКО подлежит возмещению со стороны страховой компании. В то же время конкретные обстоятельства оговариваются договором между страхователем и страховщиком. Правильное оформление соглашения и знание алгоритма действий позволит избежать лишних проблем.
Как получить направление?
Одним из вариантов компенсации ущерба страхователя является проведение ремонтных работ. В договоре КАСКО могут предусматриваться такие варианты:
- направление на ремонт страховой компанией (СК);
- выбор страхователем СТО для проведения ремонта;
- ремонт по гарантии официального дилера.
Страховщик может указать в соглашении любой вариант. При определении места ремонта самой СК страхователь обычно не может выбирать СТО.
Для получения компенсации по КАСКО в форме ремонта поврежденного транспортного средства (ТС) страхователю необходимо получить направление на ремонт. Для его получения потребуются следующие действия:
- Информирование СК о наступлении страхового случая. Чаще всего договором предусматривается сообщение о происшествии в течение 4-5 дней.
- Подача заявления на страховую выплату. К заявлению необходимо приложить:
- оригинал полиса КАСКО;
- документ, подтверждающий происшествие от ГИБДД (справка по форме Ф-154, протокол и т.п.);
- ПТС;
- удостоверение личности страхователя;
- удостоверение водителя;
- документ, подтверждающий прохождение техосмотра.
- После подачи заявления и рассмотрения представленных документов СК выдает направление на ремонт.
Законодательно не установлена специальная форма направления. Она устанавливается страховщиком, но в документе обязательно отражается следующее:
- номер полиса КАСКО;
- полная информация о ТС, в т.ч. марка, номера и дата выпуска;
- информация о страхователе (владельце ТС);
- информация о СТО, куда направляется автомобиль: наименование, адрес, контактный телефон;
- страховая сумма;
- франшиза (при ее наличии);
- перечень неполадок, подлежащих устранению, намечаемые виды и сроки проведения ремонтных работ.
Последний пункт документа заполняется специалистом СТО, после проведения обследования ТС. Экземпляр направления на ремонт обязательно выдается страхователю. В соответствии с ч.2 ст.313 ГК РФ направление должно быть выдано в течение 7 суток с момента подачи заявления и предоставления необходимых документов.
Каков срок ремонта по закону?
Закон №4015-1 от 27.11.92 (в редакции 2018 г) регламентирует правила обеспечения добровольного страхования, которые должны отражаться в договоре. В отношении сроков проведения ремонта ТС по направлению СК законодательство не устанавливает жестких рамок, ограничиваясь понятием «разумный срок».
Для устранения разногласий максимальные сроки необходимо указывать в договоре КАСКО. В зависимости от сложности работ они, как правило, устанавливаются в пределах 14-45 дней. Для мелкого ремонта требуется несколько дней, но для устранения серьезных повреждений потребуется 1-1,5 месяца.
Нельзя сказать, что данный вопрос совсем не регулируется. Приказом Минпрома РФ от 01.11.92 №43 устанавливаются нормативы проведения отдельных видов ремонтных работ:
- Капремонт двигателя – 2 суток.
- Лакокрасочное покрытие корпуса поверх старого слоя – 10 суток.
- Покраска с удалением старого покрытия – 15 суток.
- Сварочные и жестяные работы повышенной трудности – 30 суток.
- Сварочные, жестяные и лакокрасочные работы по корпусу – 35 суток.
- Полный капремонт автомобиля повышенной сложности – 50 суток.
При внесении сроков ремонта в договор следует учитывать приведенные нормативы. Обычно учитываются и уважительные причины продления продолжительности ремонта. Среди них выделяется необходимость заказа оригинальных деталей производителей и отсутствие согласия в оценке стоимости работ между исполнителем и СК, что требует дополнительных независимых экспертиз.
Где лучше отремонтировать авто?
Главная альтернатива в вопросе, где ремонтировать автомобиль по КАСКО, связана с 2-мя вариантами – официальный или неофициальный дилер. В первом случае, имеется в виду сервисное обслуживание, проводимое по договору, заключенному на длительный срок.
Официальный дилер обеспечивает проведение работ высококвалифицированными специалистами; выдачу гарантии минимум на 1 год; ремонт на высокотехнологичном оборудовании и установку оригинальных запчастей; заказ недостающих деталей у производителя ТС. Основные минусы: повышенная стоимость (на 20-30% выше, чем у неофициального дилера); риск наличия мошеннических схем; затягивание сроков ремонта (иногда более 2-х месяцев).
Услугами неофициального дилера лучше пользоваться при необходимости ремонта ТС с возрастом более 3-х лет. Стоимость ремонта будет заметно ниже. В то же время, частные СТО обеспечивают достаточно высокое качество работ.
Главные особенности ремонта по КАСКО
Условия проведения ремонта автомобиля по КАСКО должны быть четко оговорены в договоре аренды. При оформлении соглашения стороны руководствуются гл 48 ГК РФ и Законом № 3015-1, которые регламентируют обязанности сторон и ответственность страховщика. Порядок проведения ремонтных работ имеет свои особенности в зависимости от определенных обстоятельств.
При франшизе
Договор КАСКО с франшизой отличается разделением автоответственности между страхователем и страховщиком. Любой ущерб, причиненный автомобилю, в пределах определенной суммы (франшизы) не оплачивается СК, а выплаты начинаются только при повреждениях, стоимость которых выше. Такое автострахование обходится значительно дешевле обычного КАСКО.
Компенсация в форме ремонта ТС предусматривается и в случае договора с франшизой. Возможны 2 варианта:
- условная франшиза. Ремонт, оцененный до суммы, указанной в договоре, оплачивается самим автовладельцем. При ущербе, превышающем эту сумму, ремонт полностью оплачивается СК;
- безусловная франшиза. Компенсация за ремонт производится за вычетом франшизы. Естественно, что этот вид КАСКО более выгоден страховщику.
Для получения направления на ремонт автомобиля, застрахованного с франшизой, его необходимо представить для проведения экспертизы. Эксперт должен дать заключение о размере повреждения, что и дает основание для расчета суммы выплаты. При несогласии с ним страхователь имеет право провести собственную, независимую экспертизу. Если ее результаты не признаются СК, то решение вопроса передается в суд.
Гарантийного автомобиля
ТС, находящееся на гарантии, может ремонтироваться только у официального дилера. Это условие обязан учитывать страховщик при заключении договора. Дело в том, что при проведении любого ремонта на иной СТО, автовладелец теряет право гарантийного обслуживания в сервисном центре.
Ремонт по КАСКО гарантийного автомобиля должен производиться только на СТО, которая является официальным дилером сервисного центра. При заключении договора по КАСКО страхователь должен представить договор гарантийного обслуживания, и условие обязательного ремонта у официального дилера вносится в соглашение.
Как нужно принимать машину после починки?
Владелец автомобиля должен обязательно присутствовать при сдаче ТС на СТО и внимательно проверить качество работ при его возврате. Это поможет избежать последующих проблем, т.к. доказать виновность исполнителя работ через некоторое время будет достаточно сложно, и потребует дорогостоящих, специальных экспертиз.
Сдача автомобиля на ремонт производится на основании акта. В нем указываются следующие нюансы:
- Полный перечень неисправностей и повреждений, которые должны быть устранены.
- Список деталей, требующих замены.
- Перечень неисправностей, которые не устраняются на данном СТО.
- Указание скрытых дефектов, которые ранее не обнаруживались, а выявлены работниками СТО.
- Замечания и пожелания автовладельца по проведению ремонтных работ.
После ремонта, автомобиль принимается по акту приема-передачи. Страхователь должен получить, помимо этого акта, такие документы:
- акты выполненных работ;
- квитанция об уплате со стороны страховщика;
- заказ-наряд на проведение работ;
- документы, подтверждающие стоимость установленных деталей;
- гарантийный талон.
Перед подписанием акта необходимо все тщательно проверить. Желательно привлечь специалиста. Качество ремонта рекомендуется проверить путем тестирования.
Что делать если ремонт оказался некачественным?
За качество ремонтных работ несет полную ответственность СК, а не СТО-исполнитель. Это обстоятельство подтверждено Постановлением ВС РФ от 27.06.2013 №20. Исходя из этого, все претензии страхователь должен предъявлять страховщику.
При обнаружении некачественного ремонта автовладельцу следует действовать в следующем порядке:
- Проведение независимой экспертизы и получение заключения о допущенных нарушениях и неустраненных повреждениях. Экспертизу может проводить только аттестованный специалист, включенный в соответствующий Госреестр. Правила ее проведения утверждены ЦБ РФ от 19.09.2014 №433-П.
- Составление претензии. Это обязательный шаг досудебного решения вопроса. Она составляется автовладельцем и направляется в адрес СК. Претензия должна содержать изложение сути проблемы, доказательства допущенных нарушений и предложения по решению проблемы. Документ может оформляться в течение 2-х лет после проведения ремонта.
- Обращение в суд при отрицательной реакции СК или ее отсутствии.
При некачественном ремонте автовладелец может потребовать такие компенсации:
- бесплатное устранение недостатков;
- проведение повторного ремонта за счет СК;
- денежная компенсация на проведение дополнительных работ страхователем.
Суд на основании представленных доказательств часто встает на сторону истца. Он может присудить полную или частичную денежную компенсацию, в т.ч. морального ущерба. Кроме того, виновная сторона оплатит все понесенные расходы.
Какие могут быть причины отказа?
Законодательство РФ строго охраняет права страхователей, ограничивая СК в вольном трактовании отказа в компенсации ущерба. Однако в ряде случаев отказ признается справедливым. Основные причины законного отказа:
- Повреждение автомобиля в момент, когда водитель находился под действием алкоголя или наркотиков.
- Угоны, совершенные при подтвержденной халатности водителя (например, оставлены ключи зажигания).
- Небольшие повреждения покрытий деталей, не влияющие на их работоспособность.
- Отсутствие водительского удостоверения.
- Передвижение по экстремальной местности (например, лед).
- Самопроизвольное движение автомобиля при неиспользовании ручного тормоза.
- Проведение самостоятельных изменений конструкции без внесения в ПТС.
- Совершение намеренных действий для получения компенсаций.
Что если отказали?
При отказе в проведении ремонта, несмотря на наличии соответствующего пункта в договоре, страхователь действует аналогично проведению некачественного ремонта. При нежелании СК исполнять свои обязательства, автовладельцу следует взять у страховщика письменный отказ, где изложены его причины. Если они справедливы, то придется смириться с решением. При нарушениях со стороны СК оформляется и направляется претензия, в которой излагается несогласие с действием компании и требования выплат. Прикладываются необходимые документы. Окончательное решение принимает суд.
Неустойка за нарушение сроков
Сроки направления поврежденного ТС на ремонт и его проведения должны оговариваться в договоре страхования (ст.943 ГК РФ). Если СК срывает оговоренные сроки или СТО не торопится приступить к ремонту, то страхователь совершает такие шаги:
- оформление претензии и направление ее СК. В ней излагается требование к СК по направлению ТС на ремонт или замене СТО, затягивающей его проведение;
- проведение ремонта на СТО по своему усмотрению. Обязательно оформляются все документы, доказывающие его проведение и стоимость оказанных услуг;
- подача искового заявления в суд.
Законодательство РФ предусматривает неустойку за нарушение сроков ремонта. За каждый день просрочки назначается неустойка 1-1,5% от стоимости ремонтных работ. Кроме того, суд может наложить штраф в размере до 50% от страховой суммы за неисполнение обязательств по договору.
Как получить деньги по страховке вместо ремонта?
Денежная компенсация вместо восстановления ТС возможна только в том случае, если такое действие предусмотрено договором. Для получения выплаты необходимо своевременно подать СК соответствующее заявление и представить документы, подтверждающие наступление страхового случая. Сумма выплаты определяется на основании экспертного заключения.
Можно ли отказаться от ремонтных работ?
Как правило, право выбора формы компенсации остается за страховщиком. Если он решил направить автомобиль на ремонт, то оспорить такое решение очень сложно. Реально отказаться от проведения ремонтных работ можно в следующих случаях:
- Нарушение сроков ремонта. В этом случае суд может решить о денежной компенсации ущерба.
- Утрата товарной стоимости, т.е. невозможность восстановления первоначального вида ТС. Такая возможность распространяется на автомобиль не старше 5 (импортные) и 3 (отечественные) лет с пробегом не более 100 и 50 тыс. км, соответственно. В этом варианте необходимо проведение независимой экспертизы. На основании экспертного заключения подается заявление на имя страховщика.
Отказаться автовладельцу от ремонта ТС только на основании соответствующего пункта договора или по решению суда.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84
Ремонт по КАСКО считается одним из самых распространенных вариантов компенсации ущерба, нанесенного ТС. При правильном подходе, он вполне устраивает и страхователя, и страховщика. Правила и условия его проведения должны оговариваться в договоре страхования. При наличии разногласия сторон вначале проводится досудебное разбирательство, а при необходимости последнее слово остается за судом.
Источник