Ремонт подвижного состава трамваи

Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава гэт

Подвижной состав, используемый для перевозки пассажиров по маршрутам города, должен обеспечить выполнение большого объема работ при непременном соблюдении двух основных требований регулярности движения и безопасности для пассажиров и пешеходов. Ежедневно необходимое число единиц подвижного состава .должно быть технически готово к работе на маршрутах города. Техническая готовность подвижного состава определяется соответствием его состояния требованиям ПТЭ и Правилам деповского осмотра и ремонта. Это соответствие достигается выполнением в депо н на ремонтных предприятиях ГЭТ комплекса мероприятий и работ, обеспечивающих его работоспособность, путем регулярного контроля технического состояния, систематического технического обслуживания (осмотра) и высококачественного своевременно выполняемого ремонта. В комплекс мер и технических воздействий, выполняемых в депо, входят организация хранения подвижного состава в перерывах между работой на пассажирских маршрутах; ежедневное обслуживание (осмотр) в межсменное время всего готовящегося к выпуску на линию подвижного состава; техническое обслуживание, выполняемое по принятому графику части подвижного состава после вТы полнения предусмотренного объема работ на маршрутах пассажирских перевозок (пробега); ремонт после выполнения трамваем или троллейбусом заданного объема работ (пробега) для восстановления работоспособности, утраченной в результате выполненного пробега.

Техническое обслуживание предусматривает выполнение мероприятий, снижающих интенсивность износа сопряженных деталей (мойку, очистку, смазку), и мероприятий, предупреждающих возникновение неисправностей (регулировочные, крепежные и другие виды работ). Эти мероприятия носят профилактический характер. Восстановление утраченной работоспособности достигается устранением возникших в узлах, агрегатах и механизмах неисправностей, являющихся следствием выполненного объема работ (пробега), и заменой деталей и узлов, хотя и работоспособных, но исчерпавших ресурс работоспособности из-за износа, старения, коррозии и т. д.

Техническое обслуживание отличается от ремонта объемом выполняемых работ, требуемым временем, оснащенностью производственных участков для их выполнения, а также задачами, решаемыми при выполнении этих работ. Техническое обслуживание выполняется на подвижном составе в межсменное время и не лишает его возможности участвовать в работе по перевозке пассажиров. Для выполнения ремонтных работ трамвай или троллейбус снимают с линии. Кроме того, при техническом обслуживании не требуется для выполнения предусмотренного объема работ снимать с подвижного состава узлы и агрегаты, тогда как при ремонте обязателен их демонтаж. Ремонт предполагает разборку узла или агрегата, замену деталей, исчерпавших ресурс работоспособности, или восстановление их и последующую сборку. При техническом обслуживании выполняют операции, способствующие нормальному функционированию подвижного состава (контроль состояния, замену или пополнение смазки, регулировку, чистку и т. д.). Все неисправности и дефекты, выявленные при техническом обслуживании, подлежат устранению на специальных постах текущего (заявочного) ремонта. Снижение затрат труда при техническом обслуживании и ремонте, высокое качество выполняемых работ, поддержание постоянной высокой работоспособности подвижного состава достигаются систематизацией производственных операций, строго определенным объемом выполняемых работ, регламентированным временем на выполнение операций технического обслуживания и ремонта, очередностью и последовательностью их выполнения. Организационно-техническое оформление такого порядка работ называют системой технического обслуживания и ремонта. Существующие системы технического обслуживания и ремонта предусматривают выполнение необходимого комплекса работ или по истечении некоторого времени нахождения подвижного состава в эксплуатации, или по мере возникновения потребности в том или ином ремонтном или профилактическом воздействии, или в соответствии с заранее разработанным планом мероприятий по поддержанию технической готовности. Практически на предприятиях ГЭТ применяются в той или другой мере все указанные системы: периодическая, по потребности и планово-предупредительная. При периодической системе ремонтов и технического обслуживания трудоемкость работ на данной единице подвижного состава в конкретный период времени различна из-за отличи я объема работ, произведенного машиной за прошедший.период. Тем самым исключается плановость в работе ремонтных участков, нарушается стабильность коэффициента технической готовности, а эксплуатационное предприятие лишается возможности своевременно выполнять работы, предупреждающие возникновение отказов при эксплуатации. Такая система целесообразна для некоторвх узлов и агрегатов, техническое состояние которых определяется не объемом выполненных работ, а временем нахождения их в эксплуатации. Периодическая система в целом практически не применяется, однако некоторая часть узлов подвижного состава проходит обслуживание и ремонт по этой системе (сезонное обслуживание). При системе ремонтов и технического обслуживания по потребности объем конкретного ремонта определяется количеством выявленных дефектов или неисправностей и поэтому в каждом конкретном случае он наименьший по сравнению с ремонтом при любой другой системе. В этом случае максимально используются эксплуатационные допуски и запас прочности деталей узлов и агрегатов. Эта система экономически целесообразна в первоначальный период эксплуатации подвижного состава из-за незначительных затрат труда и материальных средств. Недостатками ее являются неравномерная загрузка ремонтных зон, отсутствие возможности планировать ремонтные работы, неоправданно большой складской запас деталей и материалов, резкие колебания числа единиц подвижного состава, требующих технического обслуживания и ремонта. Кроме того, количество технически готового к выпуску подвижного состава становится практически неуправляемым и резко возрастают суммарные затраты на эксплуатацию (ремонт и перевозку пассажиров).

Применяется эта система при эксплуатации иевосстанавливае-мых или одноразового пользования узлов и деталей (конденсаторов, резисторов, приборов и т. д.), но для подвижного состава в целом она неприемлема. Планово-предупредительная система ремонтов обеспечивает плановое техническое обслуживание и ремонты, способствует предупреждению возникновения отказов и неисправностей в работе и соответствует оптимальным экономическим затратам эксплуатационного предприятия. Она предусматривает периодичность мероприятий и воздействий, связанных со временем нахождения подвижного состава в эксплуатации (окраску, пропитку изоляции и т. д.) и периодичность мероприятий и воздействий, связанных с пробегом объемом выполненных работ. Эти мероприятия и воздействия предусматривают восстановление, замену деталей, устранение дефектов, еще не приведших к отказу в работе, и т. д. Характерными для этой системы являются принудительный ремонт после нормируемого пробега, строго определенный объем выполняемых работ в каждом виде ремонта, предупредительное назначение проводимых ремонтов и технических обслуживании, чередование ремонтов разной сложности и их повторяемость после определенного межремонтного пробега. Принудительные ремонты и осмотры по истечении регламентированного пробега (работы) вне зависимости от технического состояния подвижного состава в данный момент времени позволяют предупредить значительное снижение уровня надежности трамвая или троллейбуса, исключить появление серьезных неисправностей в течение межремонтного пробега и обеспечить бесперебойную перевозку пассажиров.

Пробег подвижного состава между двумя одноименными смежными ремонтами называют межремонтным. Условия эксплуатации, качество используемых деталей, узлов, агрегатов и материалов, а также техническое совершенство конструкции подвижного состава оказывают самое заметное влияние на межремонтный пробег. Чем совершеннее конструкция трамвая или троллейбуса и выше качество материалов и исполнение применяемых деталей и узлов, чем лучше качество ремонта и технического обслуживания, чем выше квалификация ремонтного персонала и водителей, тем допустим больший межремонтный пробег и меньше затраты на эксплуатацию. Оптимальный межремонтный пробег для конкретных условий эксплуатации можно установить после обработки достаточного количества статистических данных по отказам узлов и агрегатов трамвая и троллейбуса, находящихся в эксплуатации. Так как износ деталей, старение материала, потеря вязкостных свойств смазки, изменение физико-механических и физико-химических свойств большинства применяемых материалов, из которых состоит подвижной состав, зависят от пробега, то план-график ремонтов и технического обслуживания составляют исходя из данных о пробеге (работе) трамвая или троллейбуса. Планово-предупредительная система ремонта в большинстве случаев не дает возможности дефектам накапливаться до той степени, чтобы они повлекли за собой отказ в работе и, тем самым, позволяет поддерживать необходимое количество подвижного состава в постоянном технически исправном состоянии. Эта система позволяет обеспечить безопасность движения, экономически целесообразна, способствует поддержанию коэффициента технической готовности парка подвижного состава на требуемом уровне. В настоящее время она применяется повсеместно, за исключением вновь сформированных предприятий ГЭТ, эксплуатирующих еще небольшое количество нового подвижного состава и не имеющих подготовленной ремонтной базы.

Читайте также:  Виды ремонта приборов безопасности

Действующая система технического обслуживания и ремонт.? непрерывно совершенствуется, так как совершенствуется подвижной состав, растет оснащенность и вооруженность техническими средствами эксплуатационных предприятий, изменяются условия эксплуатации — подвижного состава, требования к нему, растет культура производства и эксплуатации. Система технического обслуживания и ремонта вводится в действие приказом Министерства жилищного и коммунального хозяйства республики. Для РСФСР с 1 июля 1975 г . введена в действие система планово-предупредительных ремонтов для всех эксплуатационных предприятий ГЭТ;

она имеет некоторые принципиальные отличия от ранее действующей системы.

Система планово-предупредительных ремонтов предусматривает для трамвайных вагонов четыре вида ремонта, выполняемых через 70 тыс. км пробега (малый, средний, капитальный 1-го н 2-го объема), а для троллейбуса три вида ремонта, выполняемых через 65 тыс. км пробега (малый, средний, капитальный). В табл. 1б и рис. 12 приведены предусматриваемые системой порядок чередования ремонтов, соотношение количества ремонтов за амортизационный период и порядок технического обслуживания трамвайных вагонов и троллейбусов, действующие в РСФСР.

Система планово-предупредительных ремонтов трамвайных вагонов и троллейбусов предусматривает, таким образом, техническое обслуживание подвижного состава, включающее выполнение работ ежесуточно до выхода на пассажирские маршруты, контрольно-профилактический осмотр два раза в неделю и ревизионный предупредительный ремонт для трамвая один раз в 1421 день, а для троллейбуса через 1617 тыс. км пробега. Кроме этого, в техническое обслуживание трамвайных вагонов входит кантовка тележек, выполняемая через 2535 тыс. км пробега.

Весь подвижной состав трамвая и троллейбуса до полной амортизации проходит два цикла плановых ремонтных воздействий.

Малые ремонты выполняются в эксплуатационных депо, капитальные на ремонтных заводах или в специализированных мастерских. Средние ремонты допускаются к исполнению либо в депо, либо в специализированных ремонтных предприятиях. Введенная в действие система допускает (с разрешения директивного органа) отклонения межремонтного пробега от нормативных величин при учете особых условий эксплуатации, природно-климатических условий, типа и состояния подвижного состава и других факторов, оказывающих существенное влияние на его работоспособность. Корректирование элементов системы технического обслуживания и ремонта для конкретного эксплуатационного предприятия, при учете фактически складывающихся условий эксплуатации, заключается в уточнении объема и характеристик технического обслуживания и ремонта, а также периодичности их выполнения. Эффективность откорректированной системы технического обслуживания и ремонта можно оценить по удельным показателям текущего ремонта или по результатам сравнения суммарных затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт. Текущий ремонт подвижного состава предусматривается для устранения отказов, дефектов и неисправностей, выявленных при эксплуатации подвижного состава в межремонтный период. Текущий ремонт выполняют либо по заявкам водителей, которые они делают по окончании рабочей смены или в процессе работы на маршруте, либо по заявке ремонтных бригад, выполняющих ежедневное обслуживание и контрольно-профилактический осмотр,

если время, необходимое для выполнения текущего ремонта, нарушит ритм технического обслуживания. Для выполнения работ текущего ремонта в депо предусматриваются специальная зона и бригада ремонтного персонала. Кроме этого, депо содержит линейный ремонтный персонал, располагающийся на конечных станциях пассажирских маршрутов и на подвижных средствах линейной технической помощи. Правилами технической эксплуатации и должностной инструкцией водителя предусматривается перечень профилактических и ремонтных работ, которые должен выполнять водитель трамвая и троллейбуса в процессе работы по перевозке пассажиров с целью предупреждения н устранения ряда неисправностей.

Система планово-предупредительных ремонтов является основой для организации технического обслуживания и ремонта в депо ГЭТ, что обеспечивает надежную работу подвижного состава. Учет климатических, местных и других специфических особенностей эксплуатации позволяет совершенствовать систему для достижения высоких технико-экономическнх показателей эксплуатации подвижного состава.

Источник

Объемы технического обслуживания и ремонта подвижного состава

Объем и характер работ по техническому обслуживанию и ремонту, предусмотренные к выполнению системой плановопредупреднтельного ремонта подвижного состава, изложенные в Правилах деповского осмотра и ремонта, издаваемых инструктивных документах по технической эксплуатации, учитывают сложившиеся условия и технический прогресс в области эксплуатации. Время, необходимое для выполнения этих работ, предусматривается расписанием работы подвижного состава.

При техническом обслуживании устраняют дефекты, поломки, отказы в работе отдельных узлов и агрегатов, нарушения функционирования, отклонения от технических требований и т. д., которые могут в эксплуатации создать опасную обстановку для движения транспортных средств, пассажиров и пешеходов. К ним относятся неисправности несущей конструкции кузова и кузовного оборудования, ходовых частей подвижного состава и рессорного подвешивания, колес и карданных передач, тормозного оборудования н механизмов, формирующих направление движения, а также пневматического, гидравлического и электрического оборудования. В Правилах технической эксплуатации изложен этот перечень, а в Правилах деповского осмотра и ремонта подвижного состава он конкретизирован.

Ремонт подвижного состава, выполняемый в эксплуатационном предприятии и специализированных заводах или мастерских, предусматривает демонтаж с подвижного состава и разборку ремонтируемого узла или агрегата, дефектировку деталей и сопряжений, ремонтно-восстановительные работы, замену деталей, имеющих дефекты и не подлежащих для дальнейшего использования, сборку и испытание до установки, а иногда и после установки на подвижной состав. Все ремонты подвижного состава завершаются контрольным пробегом для оценки работоспособности и замером удельного сопротивления движению для выявления отклонений в режимности регулировок и регламентной работе механизмов. Методика замера удельного сопротивления движению изложена в главе VI. Действующая система планово-предупредительных ремонтов подвижного состава ГЭТ предусматривает выполнение всех необходимых работ по техническому обслуживанию и ремонту. Краткая характеристика работ при каждом из установленных видов технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное обслуживание (ЕО) трамвайных вагонов и троллейбусов выполняется ежесуточно во время отстоя подвижного состава в депо, как правило, в ночное время. При этом производятся санитарногигиеническая обработка подвижного состава посредством мойки и уборки салонов кузова, обмывка его снаружи; контроль технического состояния основных узлов электрического, механического и пневмо-гидравлического оборудования; оценка токов утечки на троллейбусе. Так как такое обслуживание работающего подвижного состава выполняется регулярно, часть работ можно производить по специальному графику с периодичностью, обеспечивающей необходимую работоспособность. Например, одна часть электрического оборудования подвергается контролю в нечетные дни месяца, авдругая в четные. При ежедневном обслуживании выполняются работы по поддержанию экипировки в надлежащем состоянии н работы, связанные с соблюдением режима смазки отдельных узлов и агрегатов. Обязательно контролируется избыточное давление воздуха в шинах троллейбуса и целостность бандажей колес трамвайных вагонов. Выявленные дефекты и неисправности, равно как и дефекты и неисправности, указанные водителем по окончании работы в книге машины, устраняют. После выполнения ежедневного обслуживания и устранения выявленных неисправностей (это можно выполнять непосредственно в зоне ежедневного обслуживания или в зоне текущего ремонта) технический персонал удостоверяет своей подписью в путевом листе исправность и готовность подвижного состава к работе. Контрольно-профилактический осмотр (техническое обслуживание № 0) подвижного состава ГЭТ проводится с периодичностью, достаточной для проявления неисправностей и интенсивного износа узлов, агрегатов и оборудования. Техническое обслуживание № 0 выполняется обычно в дневное время на подвижном составе, снимаемом с маршрутов, в соответствии с расписанием движения в часы спада пассажиропотока. Этот вид технического обслуживания включает в себя работы, обеспечивающие по специальному графику более тщательную и большего объема уборку и мойку подвижного состава, проверку функционирования и оценку работоспособности основного оборудования, агрегатов, аппаратов и узлов механических, электрических, пневматических и гидравлических устройств подвижного состава. Выполненный объем работ при контрольно-профилактическом осмотре обеспечивает надежную эксплуатацию и безопасность движения. Проверке подвергаются тормозные устройства и устройства, управляющие движением, режим работы включающих и выключающих аппаратов, состояние пневмои гидросистем, регулировка элементов электрического и механического оборудования в соответствии с техническими требованиями, исправность освещения, отопления и вентиляции, исправность токоприемников и их иажатие на контактный провод. Выявляются утечки воздуха, смазки и гидрожидкости. Проверки ведут, используя приборы и приспособления, специальный инструмент и шаблоны. Широкое использование контрольно-диагностического оборудования, обеспечивающего объективную оценку технического состояния контролируемых узлов и агрегатов, способствует повышению качества работ. В процессе контрольно-профилактического осмотра проверяют сопротивление изоляции токоведущих цепей и электрического оборудования, доливают масло в масляные ванны оборудования или осуществляют смену смазки в соответствии с картой смазки на эксплуатируемый подвижной состав. Проверяют крепление оборудования, агрегатов и узлов; выявляют повреждения и неисправности в работе кузовного оборудования, проводов, командных и исполнительных механизмов. Оценивают износ ряда деталей и контакти-рующихся рабочих поверхностей. Выявленные дефекты, неисправности и отклонения от нормы устраняют, заменяя отдельные детали либо производя ремонтные операции. Время нахождения подвижного состава в зоне обслуживания достаточно для выполнения объема работ, предусмотренного характеристикой обслуживания. Если необходимо выполнить работу, не предусмотренную характеристикой, либо время, потребное для выполнения этой работы, превышает предусмотренное, машина направляется в зону текущего ремонта. Мастер, организующий выполнение технического обслуживания № 0 и руководящий этим процессом, ие подтверждает техническую готовность машины к эксплуатации своей подписью в путевом листе, так как работоспособность на эти сутки при проведении ежедневного обслуживания была уже подтверждена мастером, руководящим работой по ежедневному обслуживанию. Ревизионно-предупредительный ремонт (РПР) (техническое обслуживание № 1) подвижного состава ГЭТ проводится с периодичностью, обеспечивающей выявление накопившихся отклонений от нормы в сопряжениях, соединениях, в работе электрических аппаратов и машии, тормозных систем, пневматического или гидравлического оборудования, кузовного оборудования и элементов шасси. Этот вид технического обслуживания предусматривает выполнение осмотра и профилактических работ; обеспечение нормального действия оборудования, узлов и агрегатов; нормального темпа износа контактирующихся поверхностей. Выполняются также работы, предупреждающие резкое снижение уровня надежности и возникновение в результате этого отказов и неисправностей в процессе работы иа маршрутах пассажирских перевозок между РПР. Для этого выполняют профилактические и ремонтные операции значительно большего объема, обеспечивающие необходимый подвижному составу ресурс работоспособности.

Читайте также:  Ремонт шарнира зеркала заднего вида

РПР предполагает демонтаж ряда ответственных и не обеспечивающих достаточную надежность узлов и агрегатов с целью оценки технического состояния. Ревизия технического состояния, осмотр и ремонт узлов и агрегатов выполняется преимущественно на специализированных участках ремонта. Следствием ревизии является выполнение необходимых ремонтных и восстановительных операций, предупреждающих отказы в работе и появление неисправностей. При ревизии осуществляется более углубленный и полный контроль технического состояния с использованием контрольно-измерительных инструментов, приборов и оборудования. Выявленные дефекты и неисправности устраняются либо производится замена узлов или агрегатов взятыми из оборотного ремонтного фонда. В зоне текущего ремонта практически не выполняют работы на подвижном составе, находящемся на техническом обслуживании № 1. Больше того, объем работ ревизионно-предупредительиого ремонта исключает возникновение дефектов, требующих устранения при текущем ремонте. Характеристиками РПР предусматривается большой объем ревизии, контроля и проверок по узлам, обеспечивающим безопасность движения. Ревизионно предупредительиый ремонт проводится после остальных видов ремонта (малого, среднего, капитального) и поэтому при его проведении представляется возможным контролировать состояние сопряжений после приработки, проверить соответствие состояния основных узлов и агрегатов техническим требованиям и ликвидировать неисправности, не устраненные при других видах ремонта. При ревизиоинопредупредительиом ремонте проводится ревизия технического состояния оборудования со снятием части агрегатов и проверкой их в депо. Этот вид ремонта предворяет все ремонты подвижного состава и поэтому правильная оценка работоспособности узлов и агрегатов, выполнение необходимого объема работ, предупреждающих отказ при эксплуатации, имеют техникоэкоиомическую значимость и могут быть ориентиром при подготовке производства к выполнению более емкого вида ремонта. Завершающей операцией ревизионнопредупредительиого ремонта является обкатка для проверки в условиях, близких к эксплуатационным режимам, всего оборудования, механизмов, аппаратов, узлов н агрегатов. Выявленные в процессе обкатки неисправности устраняют, производят дополнительно необходимое регулирование оборудования, проверки, после чего машина считается готовой к выпуску для работы на маршрутах.

Состояние подвижного состава, прошедшего РПР, оценивается по удельному сопротивлению движения, которое в первое время после выполнения ремонта несколько выше нормируемого из-за того, что еще не приработаны сопряжения.

Малый ремонт (№ 2) трамвайных вагонов и троллейбусов проводится после пробега, требующего восстановления параметров ряда разъемных и неразъемных сопряжений, восстановления изношенных поверхностей некоторых деталей и предупредительного ремонта отдельных узлов, агрегатов и аппаратов, а также восстановления окраски кузова и поврежденных элементов, ограждающих конструкции кузова. Малый ремонт выполняется в эксплуатационном депо и отличается от среднего и капитального ремонта, выполняемого специализированными заводами или мастерскими, объемом выполняемых работ, а также количеством используемых для замены в процессе ремонта новых деталей, узлов и агрегатов. При малом ремонте практически все звенья конструкции подвижного состава подвергаются ревизии, а ремонту все основные узлы, агрегаты, аппараты и устройства. Демонтируются с подвижного состава почти все основные узлы, агрегаты, аппараты и оборудование для проведения ревизии и ремонта на специализированных участках. Часть изношенных деталей заменяют новыми, часть деталей, имеющих износ и повреждения, восстанавливают до состояния, соответствующего техническим требованиям. Восстановлению подвергается изоляция тяговых и вспомогательных двигателей, исполнительных и командных аппаратов и устройств. Особое внимание уделяется ремонту и состоянию элементов конструкции, обеспечивающих безопасность движения. Все прошедшие ремонт и ревизию агрегаты, аппараты и устройства проходят регулировку и испытания на специализированных испытательных и контрольных стендах. Использование контрольно-диагностического оборудования для оценки технического состояния отдельных узлов и агрегатов подвижного состава, проводимой до ремонта или ревизии и по завершении их, снижает трудоемкость работ и обеспечивает необходимое их качество. В специальном отделении ремонта выполняется необходимый объем работ по ремонту кузова н экипировочных работ, а также полностью восстанавливается окраска поверхности кузова. При этом не удаляют старый слой краски и поэтому почти всегда цветовой фон сохраняется, благодаря чему меньше расход красителей, время на выполнение подготовительных работ и затраты труда. Завершающим этапом малого ремонта является обкатка (пробег не менее 25 км ) для контроля работоспособности агрегатов, механизмов и оборудования в условиях, близких к эксплуатационным. Выявленные в процессе обкатки неисправности, отклонения в режимах работы и взаимодействии узлов, дефекты и отказы устраняет персонал бригады, выполняющий малый ремонт. У подвижного состава, прошедшего малый ремонт, перед выпуском в эксплуатацию замеряют удельное сопротивление движению. Малый ремонт для трамвайных вагонов выполняется через 70 тыс. км пробега после аналогичного ремонта или ремонта большего объема, а для поддержания работоспособности колесных пар и тележек трамвая на требуемом уровне необходимо производить ремонтно-профилактическне работы через 2535 тыс. км. Поэтому в промежутках между плановыми смежными ремонтами при выполнении РПР (в одном из ремонтов № 1) тележки поворачивают на 180°, т. е. меняют их положение относительно занимаемого в начале эксплуатации после ремонта. Такая перестановка вызвана тем, что элементы ходовых частей прн работе в одном направлении движения подвергаются одностороннему износу.

Читайте также:  Зарядное устройство bosch al3620cv ремонт

Средний ремонт (№ 3) трамвайных вагонов и троллейбусов проводится с периодичностью, определяемой необходимостью замены ряда деталей, узлов и изоляционных покрытий, находящихся на границе предельного состояния в результате усталости материала, накапливания остаточных деформаций, старения, коррозии и износа. При проведении среднего ремонта предусматривается замена на новые нескольких основных агрегатов и устройств (двигатель, контроллер, контакторная панель и т. д.). Тщательному контролю и ремонту подвергаются все узлы, аппараты и устройства электрического оборудования. Токо проводя щне элементы, переключающие, блокирующие, фиксирующие и предохраняющие звенья, восстанавливают до чертежных размеров либо заменяют на новые. Сопротивление изоляции силовых цепей, цепей управления и вспомогательных, обмоток катушек командных и исполнительных аппаратов, двигателей и машин доводится до значений, соответствующих требованиям технических условий. При выполнении среднего ремонта осуществляют пропитку, замену или усиление изоляции. Резинотехнические изделия, уплотнения различного рода, подшипники качения и скольжения заменяют на новые. Все детали, предназначенные для сборки узлов и агрегатов, все элементы аппаратов и механизмов перед сборкой подвергаются инструментальной и контрольно-испытательной проверке. Крепежные детали при этом ремонте используются преимущественно новые. В значительно большем объеме выполняются работы по ремонту кузова и кузовного оборудования: часть листов внешней и внутренней обшивки кузова заменяется на новые; выполняются работы по устранению неплотностей прилегания листов обшивки крыши и водосточных устройств; производится полная окраска кузова с удалением старой краски в местах, где нарушено ее сцепление с обшивкой. Завершается средний ремонт контрольным пробегом: для трамвая протяженностью 50 км и для троллейбуса 100 км . При этом не только выявляются неисправности, нарушения режимов работы оборудования, нарушения в регулиропках, но и происходит первоначальная приработка сопряжений. Выявленные дефекты устраняют. Перед пуском в эксплуатацию оценивают сопротивление движению подвижного состава. Капитальный ремонт (№ 5 для трамвая и № 4 для троллейбуса) подвижного состава выполняется специализированными ремонтными заводами или мастерскими. При капитальном ремонте выполняется сборка трамвая или троллейбуса с использованием части деталей, восстановленных до чертежных размеров. Предварительно производится полный демонтаж н последующая разборка всех узлов, агрегатов, аппаратов и устройств. Основное внимание прн капитальном ремонте уделяется кузову, так как ремонт и замена почти всех агрегатов и устройств выполняются на всех остальных ремонтах, а полный восстановительный ремонт кузова только на этом ремонте. Срок амортизации подвижного состава устанавливают исходя из ресурса работоспособности кузова, а не основных агрегатов, которые можно заменить при любом плановом или текущем ремонте. С кузова подвижного состава, подвергаемого капитальному ремонту, снимают всю внутреннюю и внешнюю обшивку для ревизии состояния элементов каркаса и основания, а также для контроля сварных, клепаных и болтовых соединений. Элементы каркаса, имеющие деформации, коррозионные повреждения и трещины, заменяют. Восстанавливается антикоррозионное н шумо поглощающее покрытие. При сборке кузова обшивка внутренняя и наружная, двери салона и элементы оконных рам заменяют новыми. Заменяют всю электрическую проводку, скрытую под обшивкой кузова, а также все узлы, обеспечивающие безопасность движения. Базовые детали восстанавливают исходя из требований чертежей на геометрические и технические параметры. Устанавливается новое основное механическое, электрическое и пневмо гид-равлнческое оборудование. Допускается установка оборудования, прошедшего капитальный ремонт и обладающего ресурсом работоспособности, предусмотренным техническими условиями на капитальный ремонт. В процессе капитального ремонта выполняются работы по усовершенствованию и модернизации узлов, агрегатов н оборудования. Используются при капитальном ремонте новые материалы н технологические процессы, разработанные и внедренные в производство как заводом-нзготовнтелем подвижного состава, так и заимствованные из других отраслей производства. При капитальном ремонте на подвижном составе выполняется защитная и декоративная окраска по полной технологии окрасочных работ. Чтобы использовать при ремонте значительную часть материалов наружной обшивки кузова, предварительно удаляют окрасочный слой. Чаще всего это выполняется химическим путем в специальных камерах с помощью смывок. Так как основным компонентом применяемых смывок являются щелочи, необходимо затем тщательно промыть кузов, чтобы предотвратить его коррозионные разрушения в процессе эксплуатации.

Обкатка (пробег в 100 км для троллейбуса и 50 км для трамвая) завершающий этап капитального ремонта, позволяющий произвести приработку узлов сопряжений, выяснить и устранить дефекты сборки и монтажа. Системой планово-предупредительных ремонтов для трамвая предусматривается выполнение большого ремонта (№ 4). По сути это средний ремонт, включающий работы по значительному ремон? гу кузова. Необходимость в большом ремонте для трамвайных вагонов обусловлена более длительным сроком их эксплуатации н меньшим повреждением кузова трамвая (по сравнению с троллейбусом) за аналогичный срок эксплуатации.

Система планово-предупредительных ремонтов при выполнении предусмотренных технологических процессов, характеристик и объемов технического обслуживания и ремонта обеспечивает устойчивое выполнение эксплуатационным предприятием задач по перевозке пассажиров, культуре обслуживания пассажиров и высокой технической готовности подвижного состава.

Источник

Оцените статью