Ремонт прерывателя распределителя зил 130
Сборка привода прерывателя-распределителя двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130
Привод прерывателя-распределителя двигателя 3M3-53 собирают в такой последовательности. На валик привода прерывателя-распределителя (рис. 89) с конца, где имеется прорезь, напрессовывают упорную втулку при помощи оправки так, чтобы торец втулки не доходил до торца валика на 4±0,05 мм.
На расстоянии 12 мм от верхнего торца втулки сверлят сквозное отверстие диам 4 мм, в которое вставляют штифт и расклепывают его. Затем в отверстие корпуса прерывателя-распределителя со стороны торца, помеченного на рис. 89 значком ♦ , вставляют подсобранный со втулкой валик. В это же отверстие вставляют оправку 5 (рис.
90). Затем корпус вместе с оправкой помещают на приспособление и на валик привода прерывателя-распределителя последовательно надевают две шайбы 6 стальную и медную, а поверх шайб шестерню 7 и при помощи оправки 8 напрессовывают ее до отказа.
Затем в шестигранное отверстие валика прерывателя-распределителя устанавливают шестигранный валик привода масляного насоса и перпендикулярно одной из его граней просверливают сквозное отверстие диам 4 мм, отстоящее на 10 мм от торца шестерни, проходящее через втулку шестерни, валик прерывателя-распределителя и валик масляного насоса. В просверленное отверстие вставляют штифт и расклепывают его.
Привод прерывателя-распределителя ЗИЛ-130 (рис. 91) собирают в той же последовательности, что и привод прерывателя-распределителя двигателя 3M3-53.
Рис. 89. Привод прерывателя-распределителя двигателя 3M3-53:
1 — упорная втулка; 2 — штифт; 3 — валик привода прерывателя — распределителя; 4 — корпус; 5 и 6 — шайбы; 7 — шестерня; 8 — валик привода масляного насоса
Сборка впускного патрубока двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130
Подсобранные агрегаты и детали на впускной патрубок двигателя 3M3-53 устанавливают в такой последовательности. Патрубок устанавливают на сборочный стол на штифты по отверстиям: крайнем переднем, расположенном справа и крайнем заднем, расположенном слева на впускном трубопроводе. После этого в отверстие патрубка ввертывают до отказа ось ротора фильтра центробежной очистки масла. На эту ось устанавливают шариковый упорный подшипник, ротор фильтра, две шайбы — упорную и пружинную 0 8 мм и крепят ротор к оси ротора. При завернутой до отказа гайке ротор должен сво-бодно вращаться на оси ротора с едва ощутимым люфтом. Затем закрывают ротор кожухом, подложив под него клингери-товую прокладку, и крепят кожух гайкой-барашком. После этого устанавливают термостат 3 («рис. 92), прокладку 2, выпускной патрубок 4 и крепят его гайками с подложенными под них пружинными шайбами.
Аналогично подсобирают впускной патрубок двигателя ЗИЛ-ІЗО. На впускной патрубок этого двигателя устанавливают: маслоулови-тель в сборе (130—1014210), клапан
вентиляции картера в сборе (130—1014048) и водяной патрубок с термостатом.
Рис. 90. Приспособление для сборки привода прерывателя-распределителя:
1 — корпус; 2 — штифт; 3 — пружина; 4 — шайба; 5 и 8 — оправки; 6 — медная и стальная шайбы; 7 — шестерня привода прерывателя-распределителя
Рис. 91. Привод прерывателя-распределителя двигателя ЗИЛ-130:
1 — валик привода масляного насоса; 2 — шестерня масляного насоса и прерывателя-раопределителя; 3 — корпус; 4 — упорное кольцо; 5 и 6 — заклепки
Рис. 92. Впускной патрубок двигателей 3M3-53:
1 — впускной патрубок; 2— прокладка; 3 — термостат; 4 —выпускной патрубок;
5 — шпилька; 6 и 7 — пружинная шайба и гайка
Источник
Ремонт прерывателя распределителя зил 130
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ПРИБОРОВ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Прерыватель-распределитель на двигателе автомобилей ЗИЛ-130, 131
На двигателе ЗИЛ-130 применяют прерыватель-распределитель Р4-В, который для опережения угла зажигания имеет центробежный и вакуумный регуляторы, а также октан-корректор.
На двигателе ЗИЛ-131 применяют прерыватель-распределитель Р102 герметизированный, экранированный. Для упрощения конструкции у него устранен вакуумный регулятор опережения зажигания, хотя это и влияет до некоторой степени отрицательно на экономию топлива. В прерывателе-распределителе Р4-В
и Р102 проверяют и регулируют зазор в контактах прерывателя, установку зажигания, конденсатор и регуляторы опережения зажигания, а также проверяют клемму 13 (рис. 24, а) первичной цепи.
Рис. 24. Прерыватель-распределитель Р4-В и его регулировка:
а — вид сверху; б — регулировка зазора; о — проверка пружины
Зазор между контактами прерывателя
Перед регулировкой зазора необходимо снять крышку и ротор распределителя и убедиться в исправности контактов и выступающего изолятора рычажка. Если изолятор 11 (см. рис. 24) изношен, надо заменить его новым, для чего необходимо рычажок 5 снять с оси
4 и переклепать изолятор.
Контакты 9 и 10 прерывателя в процессе работы постепенно разрушаются. Разрушению их способствует прежде всего искрение контактов, вызывающее перенос частиц металла с одного контакта на другой, вследствие чего на одном контакте образуется углубление, а на другом — выступ.
Искрение контактов в условиях влажной среды или при загрязнении маслом через фетровый фитиль 12 сопровождается их окислением (подгоранием). Слой окиси обладает большим электрическим сопротивлением, в результате чего уменьшается сила тока в первичной цепи, что отрицательно влияет на процесс воспламенения горючей смеси, особенно при пуске двигателя.
Для обеспечения правильной работы контакты прерывателя должны быть чистыми и плотно прилегать один к другому всей рабочей поверхностью. Если контакты подгорели или загрязнились, их надо зачистить. Зачищают контакты плоской абразивной пластинкой или надфилем. Нельзя пользоваться наждачной бумагой, она ускоряет при дальнейшей работе обгора-ние контактов. При зачистке не следует полностью устранять углубление, обычно имеющееся на одном из контактов. Необходимо добиться только хорошего прилегания контактов и чистоты их поверхности. Закончив зачистку контактов, приступают к проверке зазора, для чего, вращая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, устанавливают кулачок 1 прерывателя в положение, при котором контакты максимально раздвинуты, и замеряют величину зазора щупом 15 (рис. 24, б) последовательно при подходе всех восьми граней кулачка к выступающему изолятору рычажка.
Зазор между контактами прерывателя-распределителя Р4-В и Р102 должен быть 0,3—0,4 мм (см. рис. 24, а). Если зазор больше или меньше, его необходимо отрегулировать.
При регулировке зазора следует ослабить винт 8 крепления пластины 3 с неподвижным контактом 10 и, вращая отверткой
16 (см. рис. 24, б) регулировочный эксцентричный винт 2, установить по щупу зазор нормальной величины, затем надо закрепить винт 8 и снова проверить величину зазора.
После регулировки зазора необходимо проверить упругость пружины 6 (см. рис. 24, а), конец которой закреплен винтом 7. Ослабевшая пружина может вызвать перебои в зажигании при работе двигателя на больших оборотах, а пружина с большой упругостью — ускоренный износ контактов прерывателя. Упругость пружины проверяют динамометром 17 (рис. 24, в), которым захватывают за рычажок 5 (см. рис. 24, а) и натягивают до появления зазора в контактах. Усилие натяжения пружины должно быть в пределах 500 — 650 Г для Р4-В и Р102.
Источник
Ремонт прерывателя-распределителя
Мощность и своевременность искрообразования зависят и от состояния элементов прерывателя-распределителя, главным образом его контактов, а также от зазоров между ними, от упругости пружины рычажка прерывателя.
Из-за ослабления пружины рычажка прерывателя появляются перебои в работе ненагруженного прогретого двигателя. Если же пружина рычажка прерывателя сломана, то двигатель вообще не запускается, а если поломка произошла при движении автомобиля, то двигатель останавливается и начинает тормозить автомобиль при включенном зажигании, а при всех выключенных потребителях электроэнергии амперметр показывает разрядку. С уменьшением зазора между контактами прерывателя ухудшается запуск двигателя, появляются перебои при работе прогретого двигателя на малых оборотах без нагрузки, автомобиль не развивает большой скорости, уменьшается мощность двигателя.
Увеличение зазора между контактами прерывателя приводит к тем же последствиям: перебои вспышек в цилиндрах, двигатель запускается с трудом или вообще не запускается, на больших оборотах без нагрузки прогретый двигатель работает с перебоями, автомобиль не развивает скорости. К тем же последствиям приводят окисление контактов прерывателя и пробой конденсатора. Неисправности устраняют заменой конденсатора, заменой пружины, регулировкой зазора между контактами, зачисткой контактов или их заменой, если высота контактов менее 0,25 мм . Состояние центробежного или вакуумного регуляторов опережения зажигания влияет на угол опережения зажигания, а следовательно, на расход бензина, вероятность появления выстрелов в глушителе при работе двигателя под нагрузкой. Неисправность возникает при нарушениях упругости пружин центробежного регулятора или герметичности трубопровода вакуумного регулятора. При позднем зажигании появляются выстрелы в глушителе в процессе запуска двигателя, затрудняется запуск, на малых оборотах без нагрузки прогретый двигатель работает с перебоями, автомобиль не развивает большой скорости, перерасходует бензин, двигатель перегревается (закипает вода в радиаторе).
При раннем зажигании появляются хлопки в карбюраторе, сильная детонация при нормальной температуре в системе охлаждения и резком нажатии на педаль акселератора, автомобиль медленно набирает скорость.
Трещины в крышке распределителя или загрязнение ее поверхности также затрудняют запуск двигателя, так как нарушается стабильность вспышек в цилиндрах; по этой же причине на малых оборотах без нагрузки прогретый двигатель работает с перебоями. Установить наличие трещины можно по влиянию на ритмичность работы двигателя снятия наконечника провода высокого напряжения с одной из свеч зажигания характер работы двигателя не изменяется, если неработоспособна крышка распределителя.
Надежность работы прерывателя-распределителя следует восстановить, прежде всего, регулированием приборов и только в крайнем случае ремонтом, необходимость которого устанавливается проверкой на специальном стенде. Без снятия с автомобиля можно регулировать только зазоры в контактах прерывателя. Для автомобилей ЗИЛ-130 они должны быть в пределах 0,30 0,40 мм (распределитель зажигания Р4-13). Для регулирования зазора ослабляют винт крепления пластины с неподвижным контактом. Нормальный зазор устанавливают по щупу с помощью регулировочного винта, закрепив его затем в таком положении винтом крепления пластины с неподвижным контактом, При этом контакты максимально раздвинуты кулачком. Октан-корректор регулируют при работе двигателя на конкретном топливе. Точную установку опережения зажигания производят вручную регулировочными гайками. Более тщательную регулировку и проверку технического состояния прерывателя-распределителя выполняют на специальных установках. Работоспособность прерывателя-распределителя зажигания оценивают по результатам испытаний на бесперебойность искрообразования, чередование искр, соответствие номинальным параметрам характеристик центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, герметичность системы вакуумного регулятора опережения зажигания, электрическую прочность изоляции, натяжение пружины молоточка прерывателя. Внутренние разряды в распределителе определяют по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда при 2000 об/мин и зазоре между электродами разрядника вначале 5 мм , а затем 10 мм (у двигателя ВАЗ).
3°. Угол замкнутого состояния проверяют при снятой крышке распределителя. Бегунок в начале замкнутого состояния должен по крайней мере наполовину своей ширины быть в соответствии с электродом крышки распределителя и в одной горизонтальной плоскости.
1,5° угла опережения зажигания относительно среднего значения при скорости вращения валика прерывателя-распределителя соответственно:
При плавном увеличении или уменьшении разряжения вакуумный регулятор опережения обеспечивает при
Проверяют работу вакуумного регулятора опережения зажигания при полностью выключенном центробежном регуляторе (для этого валик прерывателя вращают со скоростью 1600 1700 об/мин). У исправного вакуумного регулятора разряжение падает не более 25 мм рт. ст. за 1 мин при начальном разряжении 250 мм ст. рт.
Из-за слабого прижима контактов, износа подшипников вала распределителя, ослабления пружин грузиков появляется значительный шум при любых оборотах коленчатого вала. Из-за слабого прижима контактов на высоких оборотах к тому же возникают перебои в искре.
50 гс, зазор между контактами в разомкнутом состоянии 0,400,30 мм без кратеров, окисления, пригорания и других дефектов на поверхности контактов. Износ бегунка электродов и уголька тока высокого напряжения не должен превышать 0,5 мм . Допускается отклонение момента зажигания из-за износа деталей распределителя до 2°. Усилие натяжения пружины прерывателя измеряют динамометром, концом которого захватывают за рычажок прерывателя. В момент отрыва контактов друг от друга (появление зазора) усилие должно быть 500650 гс у распределителя Р4-В (двигатель ЗИЛ-130). Слабая пружина не обеспечивает надежного контакта при больших оборотах коленчатого вала, появляются перебои в зажигании; сильная пружина ускоряет износ контактов. Удобнее измерить усилие натяжения пружины при снятом распределителе. Конденсатор можно проверить, включив его последовательно с лампой осветительной сети (напряжение 220 или 217 В). При хорошем состоянии лампа не загорится, у изъятого из цепи конденсатора при приближении провода к корпусу проскакивает искра.
2° С и напряжении постоянного тока 100 В. У бегунка с сопротивлением проверяют еще уровень радиопомех. Сопротивление изоляции между любой из клемм и массой двигателя ВАЗ при измерении мегометром должно быть выше 10 МОм при напряжении 500 В постоянного тока и температуре среды 25° -+- 5° С при разомкнутых контактах прерывателя.
Электрическую прочность изоляции прерывателя-распределителя проверяют под напряжением 550 В. Переменный ток подводят к изолированной клемме и к корпусу прерывателя-распределителя при разомкнутых контактах. Разборка, сборка и установка на двигатель прерывателя-распределителя. Снятый в ремонт прерыватель-распределитель очищают от грязи, пыли и масляных пятен. Зачищают контакты распределителя плоской абразивной пластинкой. Запрещается использовать для зачистки наждачную бумагу, так как такая зачистка ускоряет обгорание контактов. Бугорок на неподвижном контакте снимают полностью, на подвижном углубление не следует устранять. После зачистки контакты должны прилегать полностью всей поверхностью. Перед установкой распределителя на двигатель нужно убедиться, что в первом цилиндре такт сжатия, коленчатый вал повернуть до совпадения метки на шкиве привода генератора и средней из трех меток на крышке механизма распределения, вал привода распределителя вручную повернуть так, чтобы бегунок был повернут в сторону бокового электрода первого цилиндра (контакты разомкнуты). Распределитель устанавливают в гнездо на блоке цилиндров и затем закрепляют на блоке.
Перед установкой распределителя на двигатель ЗИЛ-130 поршень первого цилиндра ставят в ВМТ при такте сжатия при помощи устновочного зубчатого указателя, когда совмещены метки на шкале вала с меткой ВМТ на указателе. Вал 4 привода распределителя (рис. 96) поворачивают до тех пор, пока паз 2 на валике и риски 6 на фланце 1 окажутся в одной плоскости, а смещение паза направлено в сторону к крышке распределительных шестерен. После установки в блок цилиндров корпуса привода паз 2 валика должен быть в плоскости осей резьбовых отверстий на верхнем фланце / привода. Корпус привода закрепляют на блоке. Затем рукояткой проворачивают коленчатый вал до совпадения метки на шкиве с цифрой 9 на указателе установки зажигания в конце второго оборота коленчатого вала. Этим будет обеспечен наиболее ранний угол опережения зажигания и хороший пуск двигателя. Распределитель зажигания ставят в корпус привода с отрегулированным зазором между контактами прерывателя, при положении указательной стрелки верхней пластины на риске 0 нижней пластины октан-корректора, вакуумным регулятором в сторону карбюратора. Электрод ротора должен быть против клеммы первого цилиндра. В таком положении и закрепляют распределитель зажигания. Перед установкой свечей и снятием заглушек и свечных отверстий углубления под свечи продувают сжатым воздухом, проводами высокого напряжения соединяют клеммы распределителя и свечей таким образом, чтобы обеспечить порядок работы цилиндров 15462378 у автомобилей ЗИЛ-130 при вращении ротора распределителя по часовой стрелке. Правильность установки зажигания проверяют небольшим поворотом распределителя. При этом в свече первого цилиндра должна появиться искра. Чтобы можно было вручную повернуть распределитель, следует ослабить болт крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу распределителя.
При включенном зажигании (с подключенным аккумулятором) поворачивают корпус распределителя против часовой стрелки до положения начала размыкания контактов и появления искры между концом центрального провода и массой. В таком положении затягивают болт крепления верхней пластины октан-корректора к распределителю, а следовательно, распределителя зажигания на корпусе привода.
Установку зажигания корректируют в зависимости от сорта бензина в дорожных условиях до появления металлического стука в прогретом до 8090° С двигателе при скорости движения 3060 км/ч и резком нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой. Если двигатель очень детонирует (резкий металлический звук), то вращением гаек октан-корректора указательную стрелку верхней пластины перемещают к знаку (минус). С хорошо скорректированным зажиганием в двигателе при разгоне появляется легкий металлический стук, который исчезает при скорости 4045 км/ч . Мощность искры зависит от состояния системы зажигания (рабочие характеристики свечи, цепи, конденсатора, аккумуляторной батареи и др.). От величины мощности искры и своевременности искрообразования зависят показатели работы двигателя. Так, использование свечи зажигания с несоответствующей уело
виям работы тепловой характеристикой является одной из причин жесткой работы двигателя, детонации, искрения из глушителя.
Перебои в работе прогретого двигателя на больших и малых оборотах без нагрузки из-за слабости искры между электродами свечи вполне возможны при неисправности подавителыюго сопротивления.
Если зазор между электродами свечи отличается от нормального, образовался слой нагара на нижней части изолятора свечи или на верхней части изолятора грязь и влага, трещины в изоляторе, то это затрудняет, а порою исключает запуск двигателя, а на малых оборотах без нагрузки прогретый двигатель работает с перебоями. При неисправном замке зажигания поворот ключа во включенное положение не влияет на поведение стрелок контрольно-измерительных приборов, а при движении автомобиля двигатель останавливается. Временно можно соединить проволокой зажимы АМ и КЗ замка зажигания, а лучше заменить замок зажигания. Из-за неплотного соединения проводов в электрической цепи низкого напряжения уменьшается мощность искры между концом провода высокого напряжения и массой на расстоянии 67 мм , двигатель плохо запускается. Если отсоединен центральный провод высокого напряжения, то двигатель нельзя запустить, автомобиль снижает скорость, так как двигатель не работает; стрелки контрольно-измерительных приборов отклоняются при включении зажигания, так как первичная цепь системы зажигания работает. Возвращением центрального провода на место восстанавливают работоспособность автомобиля. Короткое замыкание в цепи системы зажигания можно обнаружить по величине разрядки после включения зажигания 10 и более ампер. Естественно, что нельзя запустить двигатель, пока не будет устранено замыкание. При обрыве в цени низкого напряжения контрольная лампа, включенная параллельно разомкнутым контактам прерывателя, не горит; двигатель запустить невозможно, при повороте ключа зажигания стрелки контрольно-измерительных приборов не отклоняются. Повреждение изоляции проводов высокого напряжения затрудняет запуск двигателя, прогретый двигатель без нагрузки на малых оборотах работает с перебоями из-за утечки искры на массу, особенно при увеличении числа оборотов. Место искрения (пробоя) проще установить в темное время суток. При нормальной бесперебойной работе нижняя часть изолятора свечи имеет температуру 500600° С, юбочка изолятора свечи без копоти и нагара. При меньшей температуре (400° С) на юбочке откладывается нагар, по которому идет утечка тока на массу, двигатель работает с перебоями, запуск плохой. Такой нагар образуется после длительной работы на холостом ходу или движении автомобиля с малой скоростью на высшей передаче. Очистку и проверку свечей производят на специальном приборе с камерой для очистки свечи сжатым воздухом с песком и приспособлением для проверки искры между электродами. Проверку производят под давлением 89 кгс/см2; предварительно измеряют и при необходимости регулируют подгибанием бокового (запрещено трогать центральный) электрода величину зазора (например, 0,851,00 мм для А15-Б и А13-Б), зачищают центральный и боковой электроды. Качество искрения проверяемой свечи сравнивают с эталонной.
Перед установкой на двигатель свечу зажигания очищают сильной струей песка, затем промывают струей бензина под давлением и высушивают продуванием; нагар с керамического изолятора удаляют жесткой щеткой после 23-минутного пребывания в спирте или бензине; подгибанием наружного электрода устанавливают зазор между электродами (у двигателей ВАЗ 0,50,6 мм); проверяют на герметичность под давлением 2025 кгс/см2; в камере сгорания прибора на покрытой маслом или керосином поверхности свечи не должно быть пузырьков; подвергают электрическому испытанию: при давлении в камере испытательного прибора 6 кгс/см2; зазоре между электродами свечи 0,6 мм , разрядника 8 мм у очень хорошей свечи полноценная искра между электродами, иногда появляется искра и на разряднике; если же происходит искрение на разряднике при давлении в камере прибора и при 4 кгс/см2 или отсутствует искра на электродах сЕечи и разрядника, то такую свечу бракуют.
Источник