Ремонт приборов систем охлаждения автомобиля

Ремонт приборов системы охлаждения

Основной признак неисправности системы охлаждения закипание воды в радиаторе. Повышение температуры воды может быть и следствием перегрева двигателя из-за несовершенства процесса сгорания. При удовлетворительной работе всех систем двигателя вода в радиаторе может закипеть из-за плохой теплоотдачи или циркуляции воды: мало воды в радиаторе, закрыты

шторки жалюзи, засорена водораспределительная труба, не открывается клапан термостата, засорен радиатор системы охлаждения или замерзла вода в нижней части радиатора, сорвана крыльчатка водяного насоса.

Если сорвана крыльчатка водяного насоса, то при работе двигателя на максимальных оборотах в радиаторе отсутствуют всплески воды. Следует помнить, что при открывании пробки радиатора с кипящей водой можно обжечь обнаженную руку вырвавшимся паром. Крышку предварительно следует накрыть тряпкой и открывать вместе с тряпкой, которая будет экраном для руки.

Изношенные подшипники водяного насоса создают шум в его зоне. Этот шум исчезает, если спять приводной ремень. Приводные ремни двигателя ЗИЛ-130 натягивают перемещением приводимого агрегата так, чтобы прогиб середины ремня под усилием 34 кгс составил 1015 см .

У термостата проверяют температуру начала и полного открытия основного клапана (температура указана на термостате). Термостат двигателя ЯМЗ фиксирует начало открытия при 68 72° С (или 7680° С), а полное открытие соответственно 81 85° С (или 8993° С). При этом ход клапана должен быть не менее 9 мм . Неисправный термостат заменяют.

Снятый в ремонт радиатор очищают от грязи и масла теплой содой, затем продувают сжатым воздухом. Для удаления накипи, ржавчины и осадков систему охлаждения необходимо периодически промывать раствором аитинакипина.

При разборке водяного насоса используют съемники. При разъеме корпуса насоса и корпуса подшипников можно слегка постукивать по ним молотком, прокладку осторожно отделяют от корпуса отверткой.

Неплоскостность поверхности прилегания фланиа к корпусу подшипников водяного насоса двигателя ЗИЛ-130 допускается не более 0,10 мм , непараллельность плоскости фланиа соединения с корпусом подшипников и плоскости прилегания к блоку цилиндров не более 0,20 мм .

Перед сборкой очищают от ржавчины корпусы подшипников и нпсоса, моют детали насоса. Перед запрессовкой вала с подшипниками в корпус подшипников закладывают тугоплавкую жировую смазку 1-1ЗС. Крыльчатку на валу устанавливают легким постукиванием молотка. Шпильки ввертывают в корпус подшипников с использованием сурика или резиловой смолы. Запрессовку сальника в корпус привода вентилятора, напрессовку шарикоподшипников на вал вентилятора производят с помощью специальных оправок.

При сборке водяного насоса двигателя ВАЗ необходимо разгрузить крышку насоса, стопорный винт и подшипник насоса от усилий запрессовки. При испытании водяной насос двигателя ЯМЗ при 38503800 об/мин должен обеспечивать давление не менее 1,5 кгс/см2; испытывают 1015 мин при противодавлении воды 1,2 кгс/см2. Бак с горячей (не менее 70 800 мм . Не допускаются задевания крыльчатки за корпус и течь воды через соединения.

Сливную пробку па нижнем бачке радиатора двигателя ВАЗ следует отвертывать, пользуясь двумя ключами.

Источник

Ремонт приборов охлаждения и смазки

Водяной насос

Дефектами водяного насоса являются:

  1. трещины и изломы корпуса;
  2. износ вала крыльчатки и подшипников;
  3. срез шпонки или шпильки;
  4. разработка шпоночной канавки;
  5. износ сальников.

Трещины и изломы чугунного корпуса заваривают газовой сваркой, обязательно прогревая весь корпус на древесном угле. Изншенный валик крыльчатки восстанавливают хромированием или шлифованием под ремонтный размер втулок (при скользящих подшипниках). При этом зазор между втулкой и валиком должен составлять 0,02—0,05 мм.

Изношенную шпоночную канавку заваривают, после чего поверхность обрабатывают и прорезают новую канавку под углом 90—180° к старой. Изношенную набивку регулируемых сальников (автомобилей ГАЗ-MM, ЗИС-5) насоса заменяют новой.

Для смены изношенных деталей самоподжимных сальников (автомобилей ЗИС-150, М-20 «Победа» и ГАЗ-51) необходимо:

  1. снять с двигателя вентилятор с водяным насосом;
  2. снять ступицу вентилятора и стопорное кольцо;
  3. выпрессовать вал насоса из крыльчатки вместе с подшипником; у насоса автомобиля ЗИС-150 вал выпрессовывают в сторону крыльчатки без подшипников;
  4. удалить стопорное кольцо сальника из корпуса крыльчатки и вынуть детали сальника. Если износ текстолитовой шайбы сальника невелик, то ее можно перевернуть другой стороной (неизношенной) к торцу корпуса, а при большом износе заменить новой, в том и другом случаях заменяют также и резиновую манжету;
  5. собрать сальник, установив последовательно в корпус крыльчатки пружину, резиновую манжету, текстолитовую шайбу и стопорное кольцо;
  6. установить вал в корпус, затем у автомобилей М-20 «Победа» и ГАЗ-51 напрессовать крыльчатки, а у автомобиля ЗИС-150 привернуть крышку;
  7. надеть и укрепить ступицу вентилятора и установить водяной насос на двигатель, предварительно заменив прокладку междe ним и блоком.
Читайте также:  Ремонт автомобиля lifan 320

Вентилятор

Дефектами вентилятора являются:

  1. износ подшипников;
  2. износ посадочных мест подшипников.

Изношенные подшипники заменяют новыми, а посадочные места растачивают на станке и в них запрессовывают стальные кольца толщиной 2—3 мм с внутренним диаметром, соответствующим размеру подшипника.

Радиатор

Основные дефекты радиатора:

  1. загрязнение сердцевины;
  2. отложение накипи;
  3. течь трубок.

Загрязнения и накипь удаляют промывкой специальным раствором. Для определения, мест подтекания необходимо закрыть нижний патрубок и горловину радиатора деревянными пробками, а в верхний патрубок установить пробку со шлангом для воздушного насоса. Радиатор помещают в ванну с водой и нагнетают в него воздух. Выходящие пузырьки указывают на поврежденные места. Паяние наружных трубок производят без разборки радиатора. Что касается внутренних трубок, недоступных для паяния, то можно заглушить не более 8—10% от общего их количества. Если повреждено больше трубок, то их заменяют новыми.

Для замены трубки необходимо:

  1. отпаять резервуары радиатора от сердцевины;
  2. вставить в трубку круглый или плоский металлический стержень (по форме трубки) и прогреть паяльной лампой или паяльником место спайки трубки (с обоих концов);
  3. зажать конец трубки плоскогубцами и, прижимая ее к стержню, вынуть из сердцевины;
  4. чтобы вставить новую трубку, ее необходимо надеть на стержень и продеть в отверстия охлаждающих ребер;
  5. раздать концы трубки бородком и опаять их паяльником.

Отремонтированный радиатор вновь проверить в ванне под давлением воздуха.

Термостат

Исправность термостата проверяют опусканием его в воду, нагретую до температуры 90°. При постепенном охлаждении воды наблюдают по термометру за температурой начала и полного закрытия клапана. Если термостат исправен, то клапан начинает закрываться при температуре 80—85°, а полностью закрывается при 65—70°. Неисправный термостат заменяют новым.

Масляный насос

При работе насоса изнашивается поверхность крышки, шестерен, ведущего валика и втулок. Поверхность крышки восстанавливают шлифованием. При этом зазор между торцевыми плоскостями шестерен и крышкой насоса должен быть 0,2—0,3 мм. Проверяют зазор индикатором по осевому перемещению ведущего валика.

Изношенные места ведущего валика восстанавливают до нормального размера хромированием или же валик перешлифовывают под ремонтный размер втулок, а изношенные шестерни заменяют новыми. После ремонта и сборки испытывают насос на специальном приборе, состоящем из площадки с электродвигателем и тахометром, ванны с маслом, маслопровода с калиброванным наконечником и манометра. При испытании насос должен создавать давление не менее 0,5- ат при 400 об/мин и 2,5 ат при 1000 об/мин. В противном случае насос бракуют.

Рис. Прибор для испытания масляного насоса:
1 — электродвигатель; 2 — масляный насос; 3 — манометр; 4 — маслопровод; 5 — наконечник с калиброванным отверстием.

Фильтры

При ремонте двигателя промывают фильтры и заменяют фильтрующие элементы и негодные детали.

Рис. Фильтр грубой очистки масла:
1 — спускная пробка; 2 — отстойник; 5 — стержень с очищающими пластинами; 4 — перепускной клапан; 5 — пружина перепускного клапана; 6 — рукоятка для поворота фильтрующего элемента; 7 — фильтрующая пластина; 8 — звездочка; 9 — очищающая пластина.

Фильтры грубой очистки масла с пластинчатым фильтрующим элементом устанавливают на большинстве двигателей.

Для разборки фильтра нужно спустить грязное масло из отстойника, отвернуть болты крышки, снять ее с фильтрующим элементом и прокладкой и вынуть перепускной клапан. Корпус, фильтрующий элемент и детали перепускного клапана промывают в керосине, а затем обдувают сжатым воздухом.

Читайте также:  Правила безопасности при ремонте машины

Фильтрующий элемент промывают не разбирая, путем опускания в ванну с керосином и провертывания имеющейся на нем рукоятки.

В фильтре тонкой очистки с картонным фильтрующим элементом промывают керосином только корпус и центральную трубку, а фильтрующий элемент заменяют новым. Чтобы обеспечить надежное соединение крышки с корпусом, необходимо перед разборкой заметить положение прокладки и при сборке ставить ее в прежнее положение.

После промывки, проверки и сборки фильтры испытывают на специальной установке под давлением 6 ат; при этом давлении фильтры не должны давать течи.

Источник

Ремонт приборов системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя жидкостная герметизированная; она включает водяную ашку блока цилиндров, термостат, водяные ашки в головках цилиндров, водяной насос, гидромуфту с включателем, патрубки соединительные, водораспределительную коробку, пробку с паровоздушным клапаном, расширительный бачок, сливной краник, радиатор.

Из узлов и приборов системы охлаждения ремонту подвергаются радиаторы и водяные насосы; проверке — термостаты, включатели гидромуфт.

Проверка работы термостата и выключателя гидромуфты привода вентилятора

Термостаты и включатель гидромуфты предназначены для автоматического регулирования теплового режима двигателя. Они управляют направлением потока охлаждающей жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Термостаты размещены в отдельной коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

Термостат, показанный на рис. 56, имеет твердый наполнитель и прямой ход клапана.

Сущность проверки термостата заключается в определении температуры начала открытия клапана и величины хода клапана. Схема прибора проверки термостата показана на рис. 57.

Для проверки термостат погружается в ванну с водой вместимостью 3 л, нагретой до температуры 70 °С. Уровень воды должен быть выше фланца термостата. Температура воды замеряется градусником. После этого ванна с водой подогревается с интенсивностью 3 град/мин.

Рис. 56. Термостат:

1 — корпус термостата; 2 — баллон; 3 — активная масса (церризин); 4, 12 — клапаны; 5, 7 — пружины; 6, 10 — регулировочные гайки; 8 — крышка корпуса термостата; 9 — шток; 11 — резиновая вставка; 13 — седло клапана; 14 — шайба

Начало открытия клапана фиксируется установленным над клапаном индикатором. Индикатор устанавливается на стойке так, чтобы ножка его касалась тарелки клапана.

Клапан должен открываться при температуре 78…82 °С.

Полностью он должен быть открыт при температуре 91… 95 °С. Величина полного хода клапана должна быть не менее 8,5 мм.

При эксплуатации автомобиля допускается температура начала открытия клапана термостата 77…83 °С, полного его открытия 90…98 °С. Потеря хода клапана должна составлять не более 20 %.

Выключатель гидромуфты, показанный на рис. 58, золотникового типа, который обязательно установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров. При повышении температуры охлаждающей жидкости выше 90 °С термосиловой датчик перемещает золотник, который открывает масляный канал в корпусе выключателя. Масло из главной масляной магистрали двигателя и каналов в корпусе выключателя поступает к трубке гидромуфты привода вентилятора, показанной на рис. 59. При этом происходит гидродинамическая передача крутящего момента к крыльчатке вентилятора. При понижении температуры охлаждающей жидкости ниже 85 °С золотник гидромуфты выключателя под действием возвратной пружины закрывает масляный канал в корпусе. Подача масла в гидромуфту прекращается.

Рис. 57. Схема прибора для проверки термостата:

1 — кронштейн для крепления термостата и измерительных приборов; 2 — термометр; 3 — индикатор контроля начала открытия клапана и величины его полного хода; 4 — испытуемый термостат; 5 — ванна с водой; 6 — электронагреватель ванны

Рис. 58. Выключатель гидромуфты:

В — автоматический режим; а — общий вид выключателя; б — разрез выключателя; 1 — крышка; 2 — корпус; 3 — шайба; 4 — возвратная пружина; 5 — золотник; 6, 7 — уплотнительные кольца; 8 — пробка; 9 — рычаг; 10 — пружина; 11 — фиксатор; 12 — крышка; 13 — регулировочная шайба; 14 — гайка; 15 — термосиловой датчик; положение рычага: О — вентилятор отключен; П — вентилятор включен постоянно; Г — отверстие для подвода масла к гидромуфте; С — входное отверстие (поступление масла из системы смазки)

Читайте также:  Набор для ремонт стекла автомобиля

Гидромуфты при капитальном ремонте снимаются с двигателя и в полном комплекте отправляются на завод-изготовитель для замены на новые.

Выключатели гидромуфт проверяются на стенде. Определение температуры срабатывания золотника осуществляется следующим образом. Подогретое масло через канал С (см. рис. 58) подается под давлением 0,7 МПа. Сообщение каналов С и Г должно происходить при нагреве термосилового датчика до температуры 85…90 °С.

Регулировка срабатывания золотника включателя гидромуфты осуществляется изменением числа шайб, устанавливаемых под корпус термосилового датчика. Если установкой шайб под термосиловой датчик не удается отрегулировать температуру срабатывания золотника, то такой датчик заменяется новым.

Рис. 59. Гидромуфта привода вентилятора:

1 — передняя крышка; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 7, 13, 19 — шарикоподшипники; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — ведущий вал; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо; 11 — шкив; 12 — ведущая втулка; 14 — упорная втулка; 15 — ступица вентилятора; 16 — ведомый вал; 17, 20 — манжеты с пружинами; 18 — прокладка

При выпуске двигателей после капитального ремонта переключатель режимов работы устанавливается на автоматический режим «А». В положение «О» рычаг выключателя гидромуфты устанавливается при преодолении водных преград. В положение «П» рычаг устанавливается только при отказах выключателя гидромуфты.

Ремонт водяных насосов

Водяной насос, показанный на рис. 52, центробежного типа; он обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.

Основной неисправностью водяного насоса является течь воды через сальник. Неисправный сальник заменяется. Для замены сальника водяной насос разбирается в следующей последовательности: отгибается стопорная шайба и отворачивается колпачковая гайка, при этом надо удержать от проворачивания валик. После этого последовательно снимаются: съемником И-81.33.000 крыльчатка с сальником, уплотнительное и упорное кольца; съемником И-81.40.000 снимается шкив, выбивается шпонка, снимаются пылеотражатель, стопорное кольцо и выпрессовывается валик в сборе с шарикоподшипниками. Затем извлекается уплотнение из корпуса насоса. Негодное уплотнение заменяется новым.

Рис. 52. Водяной насос:

1 — шкив; 2 — болт крепления шкива на валу; 3 — упорная шайба; 4 — передний шариковый подшипник, 5 — масленка; 6 — задний шариковый подшипник; 7 — сальник, удерживающий смазку в полости подшипников; 8 — уплотнение валика водяного насоса, предохраняющее вытекание воды из водяной полости водяного насоса

Рис. 53. Запрессовка уплотнения валика в корпус водяного насоса:

1 — опорная плита; 2 — корпус водяного насоса; 3 — уплотнение водяного насоса; 4 — валик водяного насоса; 5 — приспособление для запрессовки уплотнения

Рис. 54. Напрессовка крыльчатки на валик водяного насоса:

1 — опорная плита; 2 — корпус- водяного насоса; 3 — крыльчатка; 4 — валик водяного насоса; 5 — приспособление для напрессовки крыльчатки на валик

Сборка водяного насоса производится следующим образом. Валик в сборе с подшипниками устанавливается в корпус. После этого на валик насоса оправкой напрессовывается уплотнение, как показано на рис. 53, и другой оправкой напрессовывается крыльчатка, как показано на рис. 54. На второй конец валика устанавливаются стопорное кольцо, пылеотражатель, шпонка и напрессовывается шкив. После сборки полость шариковых подшипников заполняется смазкой «Литол-24». При эксплуатации смазка пополняется при каждом ТО-2.

После сборки работа водяного насоса, показанного на рис. 55, проверяется на стенде для проверки водяных насосов. К нему подсоединяются шланги и система заполняется водой. При испытании и работе водяного насоса течь воды через сальник не допускается.

Рис. 55. Стенд для испытания водяных насосов:

1, 12 — кронштейны для закрепления испытуемых водяных насосов; 2 — предохранительный кожух приводного вала; 3 — выключатель работы насоса; 4 — включатель нагревателя; 5 — водомерная трубка; 6 — бак с водой; 7 — кран-регулятор; 8 — манометры; 9 — указатель температуры; 10 — розетка включения стенда в электрическую сеть; 11 — электромагнитное реле; 13 — ванночка для сбора воды; 14 — запорный кран; 15 — станина стенда; 16 — фланец приводного вала

Источник

Оцените статью