- Ремонт приборов электрооборудования
- ТО и текущий ремонт электрооборудования
- ТО и ремонт системы зажигания и пуска двигателя
- Текущий ремонт электрооборудования, системы зажигания и пуска автомобилей
- ТО и ремонт приборов освещения и сигнализации
- ТО и ремонт контрольно-измерительных приборов и дополнительного оборудования
- Специальное оборудование для ТО и ремонта электрооборудования
- Организация и управление производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
- Общая характеристика современных АТП
- Базы централизованного технического обслуживания
- Структура комплексного АТП
- Функции производственных подразделений по ТО и ТР автомобилей
- Общая характеристика технологического процесса ТО и ремонта автомобилей в АТП.
- Производственно-техническая база АТП
Ремонт приборов электрооборудования
Необходимость ремонта приборов электрооборудования в процессе эксплуатации автомобиля возникает в результате грубых нарушений условий работы приборов, изменения рабочих характеристик сверх допустимых в нормальных условиях эксплуатации. Довольно часто восстановить работоспособность прибора можно регулированием по результатам оценки технического состояния на автомобиле (точнее это можно сделать на стенде). В крайнем случае работоспособность прибора восстанавливают заменой его неисправной детали (или заменой самого прибора). Для снижения затрат на текущий ремонт приборов электрооборудования следует знать основные условия надежной их работы, признаки и причины отказов. Внезапные отказы приборов и агрегатов электрооборудования возникают обычно при грубых нарушениях условий работы из-за незнания правил эксплуатации. Так, чтобы сохранить выпрямительный диод автомобилей, например ВАЗ, с генератором переменного тока необходимо: аккумуляторную батарею подключить к клемме генератора положительной клеммой;
аналогично подключить и наружную аккумуляторную батарею для пуска двигателя автомобиля; при зарядке аккумуляторной батареи бея снятия С автомобиля от наружной установки предварительно отключить генераторную систему автомобиля: работающий генератор предварительно соединить с положительной клеммой аккумулятора; запрещается пуск двигателя пря отключенных от положительной клеммы генератора потребителях, так как из-за повышенного напряжения выйдут из строя кремниевые выпрямители; проверять работоспособность генератора только амперметром и вольтметром; пи в коем случае нельзя проверять замыканием на массу или соединением клемм генератора;
следить за натяжением ремня привода генератора; при слабом натяжении ремень пробуксовывает (пробуксовывает ремень и при чрезмерном износе ручья шкива); статор генератора проверять на прочность изоляции под напряжением только на стенде, при предварительно отсоединенных диодах от фаз статора: обеспечить надежное соединение на массу (контакт с двигателем и рамой, цельность привода) при работающем на умеренных оборотах двигателе и включенных фарах вольтметр не показывает падение напряжения между двигателем и отрицательным полюсом батареи,
строго соблюдать схему соединения проводов с контактами генератора;
в случае замены проводов новые ставить с таким же сечением и длиной, как и старый, чтобы сохранить первоначальным сопротивление провода прохождению тока. Причинами отказа, главным образом повреждения контактов регулятора, могут быть работа регулятора с отключенной аккумуляторной батареей или установка (снятие) регулятора напряжения с автомобиля и установка его на автомобиль с переменой местами проводов к штекерам регулятора напряжения. Регулятор после этого следует заменить. Нормальная и долговечная работа регулятора напряжения обеспечивается при работе регулятора с генератором принятого типа; осторожным снятием и установкой регулятора, без ударов, следовательно, без нарушения регулировки; надежным соединением при проверке на автомобиле или на стенде с массой регулятора (при плохом соединении напряжение генератора выше нормы, аккумуляторная батарея и потребители быстро выходят из строя); установкой прокладки между крышкой и основанием из такого же материала, как и снятая прокладка, чтобы исключить выделение внутрь регулятора загрязняющих контакты летучих веществ; работой цепи генератора без дополнительных потребителей. Постановка конденсаторов против радиопомех, подключение для питания между генератором и регулятором налряжения других потребителей утяжеляет условия работы контактов регулятора и аккумуляторной батареи. Нарушение в работе регулятора является следствием обрыва в сопротивлении или в обмотке катушек намагничивания, а также вспомогательной и индуктивной катушек из-за загрязнения, спекания, окисления контактов. При обрыве в сопротивлении или обмотке катушки намагничивания напряжение резко увеличивается и не поддается регулированию. Определяют эту неисправность
2 Ом.
Нарушение рабочего состояния контактов 1-й и 2-й ступеней появляется из-за попадания на поверхность контактов масла, бензина или воды, а также из-за короткого замыкания в цепи привода штекера 67 или в обмотке возбуждения генератора переменного тока. Бензин, масло, вода попадают в регулятор при неправильной установке или плохом состоянии уплотнительной прокладки между крышкой и основанием регулятора. При нарушении состояния контактов 1-й и 2-й ступеней регулируемое напряжение бывает неустойчивым: Проверку состояния генератора и стартера производят, руководствуясь схемами, приведенными на рис. 9092. Катушка зажигания выходит из строя главным образом из-за перегрева (до 120° С) при невыключенном зажигании после остановки двигателя.
При длительных стоянках генератор переменного тока отключают от массы (а следовательно, обмотку возбуждения от аккумулятора), чтобы предохранить аккумуляторную батарею от разрядки.
Отказы могут быть и при соблюдении всех правил эксплуатации. Так, например, стартер вращается с большой скоростью, но
не проворачивает коленчатый вал. Это происходит при поломке зубьев венца маховика, при разогнутом рычаге включения стартера или поломке его пальца (у двигателя ЯМЗ). К таким отказам относится также обрыв удерживающей обмотки, в результате чего реле стартера работает с перебоями (включает стартер и сразу же выключает). При сильно забитых торцах зубьев венца маховика, заедании шестерни стартера (из-за отсутствия или некачественной смазки) шестерня его привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика.
Амперметр показывает разрядный ток при номинальных оборотах двигателя обычно из-за пробуксовки ремня привода генератора, но в отдельных случаях это происходит из-за неисправности самого амперметра или электропроводки, из-за отсутствия контакта между щетками и контактными кольцами генератора, обрыва или плохого контакта в цепи возбуждения генератора, пробоя кремниевого выпрямителя. В процессе эксплуатации автомобиля с генератором переменного тока изнашиваются, а иногда разрушаются подшипники, ослабляется крепление шкива на валу генератора, появляются в связи с этим недопустимые шумы и стуки при работе генератора. Такой генератор обязательно подвергается ремонту. Износ щеток не вызывает стука или шума. При износе или зависании щеток в щеткодержателе, обрыве и замыкании в обмотках возбуждения ротора и в фазовой обмотке статора, при обрыве или пробое диодов выпрямительного блока уменьшается либо совсем прекращается заряд аккумуляторной батареи. Но чаще всего это происходит из-за окисления контактных колец после длительного бездействия генератора в условиях повышенной влажности.
Разрушение шариковых подшипников вызывает шум и перегрев генератора. Перегрев подшипников может быть и при чрезмерном натяжении ремня привода генератора. При слабом на
тяжении ремень привода генератора пробуксовывает, нагрузка генератора колеблется, что также отрицательно сказывается на его работе. Следует заметить, что колебание нагрузки может быть также из-за недостаточного контакта в цепи возбуждения. В карбюраторном двигателе из-за неисправности катушки зажигания и прерывателя-распределителя возникают перебои и даже остановка двигателя.
Определение технического состояния приборов электрооборудования
В процессе эксплуатации параметры приборов электрооборудования можно проверить непосредственно нэ автомобиле. Например, прибором НИИАТ-Э-5 можно проверить параметры аккумуляторной батареи в целом и по элементам, генератора постоянного тока мощностью до 500 Вт и реле-регулятора. При необходимости с помощью этого прибора можно скорректировать параметры стартера мощностью до 2 л . с. для четырех- и шестицилиндровых двигателей в режиме полного торможения, а также параметры электрических цепей и потребителей на замыкание, утечку тока и падение напряжения, проверить величину угла замкнутого состояния, состояние контактов прерывателяраспределителя, состояние катушек зажигания на искрообразование, состояние изоляции конденсаторов. Показатели работоспособных приборов должны соответствовать паспортным данным. Так, напряжение полностью заряженной и работоспособной аккумуляторной батареи при включенном стартере СТ130 (не более 5 с) должно быть не ниже 10,5 В; величина потребляемого тока при работе генератора в режиме электродвигателя (при снятом ремне привода генератора) не должна превышать 5 А. Можно проверить генератор на начало отдачи и полноту отдачи. Если обороты генератора, при которых напряжение достигнет номинального значения без нагрузки и с нагрузкой, не выше паспортных, генератор работоспособный.
Реле-регулятор проверяют на величину обратного тока следующим образом: увеличивают обороты коленчатого вала двигателя до момента включения реле обратного тока. Амперметр контрольного прибора при этом отметит величину зарядного тока. Затем снижают число оборотов двигателя до тех пор, пока стрелка амперметра контрольного прибора дойдет до нуля (зарядка аккумуляторной батареи прекратилась). В этот момент следует изменить положение переключателя массы контрольного прибора и по амперметру определить величину разрядного тока аккумуляторной батареи. В момент размыкания контактов реле обратного тока максимальный обратный ток будет 0,56 А, после чего стрелка прибора резко остановится на нуле.
Величину напряжения включения реле обратного тока определяют при нагрузке генератора в 5 10 А. Оно должно составлять 12,313,2 В, При таком напряжении в момент замыкания контактов реле обратного тока стрелка вольтметра резко отклонится влево (до этого, по мере увеличения оборотов двигателя, напряжение плавно росло). У регулятора напряжения измеряют напряжение, которое обеспечивает генератор при 19002000 об/мин коленчатого вала. По паспортным данным оно составляет 13,816,8 В на различных нагрузках генератора. Реле-регулятор РР-130 проверяют на стенде с тем, чтобы обеспечить надежность результатов.
Проверку стартера при полном торможении производят с полностью заряженной аккумуляторной батареей, так как от этого зависит мощность стартера. Время испытания не более 5 с, дабы не допустить большую разрядку аккумуляторной батареи. При включенной передаче и неподвижном (заторможенном) автомобиле по показаниям амперметра (не более 650 А для стартера СТ 130) и вольтметра определяют мощность стартера. Цепи низкого напряжения проверяют на короткое замыкание, в том числе и частичное, которое являетсян причиной разрядки аккумуляторной батареи при работоспособных генераторе и реле-регуляторе. На наличие замыкания укажет стрелка амперметра: она покажет разрядку при всех выключенных потребителях. Последовательным отключением потребителей можно уточнить место замыкания утечка прекращается после отключения очередного потребителя, где оказалось замыкание.
Состояние контактов прерывателя-распределителя проверяют по положению указателя угла замкнутого состояния контролирующего прибора. Указатель должен находиться в пределах заштрихованной полосы у нуля шкалы при замкнутых контактах в хорошем состоянии. Замкнутое состояние контактов обеспечивают проворачиванием коленчатого вала рукояткой. Если зачисткой и регулированием нужного результата не добились, контакты заменяют. Зазор между контактами прерывателя-распределителя проверяют по углу замкнутого состояния контактов, который должен составлять для прерывателя Р4-13 (восьмицилиндрового двигателя ЗИЛ) 3933°.
Проверку конденсатора удобнее производить после снятия с автомобиля. Его подключают в цепь неоновой лампы контролирующего прибора. При малой утечке в конденсаторе неоновая лампа вспыхивает через 35 с, а при большой чаще и даже непрерывно светится.
Качество искрообразования, а следовательно, и работы катушки зажигания проверяют с помощью разрядника: при зазоре в разряднике не менее 7 мм работоспособная катушка обеспечивает бесперебойное искрообразование.
Источник
ТО и текущий ремонт электрооборудования
11.1 ТО и ремонт системы зажигания и пуска двигателя
11.2 ТО и ремонт приборов освещения и сигнализации
11.3ТО и ремонт контрольно-измерительных приборов и дополнительного оборудования
На устранение неисправностей элементов электрооборудования автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями приходится от 11 до 17% от общего объема работ по ТО и ТР. Основное количество неисправностей приходится на аккумуляторную батарею, генератор с регулятором и стартер. Кроме того, особое внимание должно уделяться проверке и регулировке работы приборов освещения и сигнализации.
ТО и ремонт системы зажигания и пуска двигателя
Основные неисправности системы зажигания:
— система зажигания не обеспечивает достаточной мощности и бесперебойности искрообразования на свечах — при зтом наблюдается затрудненньїй запуск и неустойчивая работа даже прогретого двигателя, снижение его мощности и зкономичности, или ток високого напряжения вообще не поступает на свечи и происходит полньїй отказ в работе СЗ.
При диагностировании системи зажигания проверяют в основном следующие параметри:
— зазор между контактами прерывателя (при контактной системе
зажигания);
— начальний угол опережения зажигания;
— угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или
вакуумным автоматом;
— угол поворота колснчатого вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя;
— форму осциллограмм напряжения первичной и вторичной цепей зажигания;
— пробивное напряжение на злектродах свечей зажигания.
Перед регулировкой зазора между контактами прерывателя проверяют состояние рабочей поверхности контактов. При существенном переносе металла с одного контакта на другой или при наличии нагара на контактах необходимо зачистить их плоским бархатным надфилем.
Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Проверить щупом зазор А (рис. 11.1) и, если он превышает заданную величину, ослабить стопорные винты 3 и 4 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.
Рис. 11.1. Регулировка зазора между контактами распределителя:
1 — отвертка; 2 — распределитель; 3, 4 — винты; А — зазор между контактами
Одним из распространенных методов проверки момента зажигания является стробоскопический, при котором импульс высокого напряжения на свече первого цилиндра дает вспышку стробоскопической лампы в момент начала зажигания. При использовании стробоскопа необходимо один его зажим соединить с выводом Б катушки зажигания, подсоединить выводы питания и надеть на провод первого цилиндра датчик импульсов, затем установить на двигателе обороты холостого хода и направить мигающий поток света стробоскопа на метку шкива коленчатого вала.
Рис. 11.2. Установка момента зажигания:
1 — люк в картере сцепления; 2 — шкала (одно деление — 1 º ); 3 — метка на маховике
Практическую проверку правильности установки момента зажигания можно провести и непосредственно на автомобиле. Для этого необходимо запустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры и, двигаясь со скоростью 50 км/ч на высшей передаче по ровной дороге, резко увеличить подачу топлива в двигатель резкого разгона. При этом в двигателе должны прослушиваться слабые непродолжительные металлические стуки; отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а не прекращающиеся стуки — на раннее зажигание.
Алгоритм действий принеисправности системы зажигания поедставлен на рисунке 11.3.
Рис. 11.3. Последовательность действий при поиске причины неисправности, если двигатель не пускается: I — направление поиска в топливной системе; II — направление поиска в системе зажиганий
В процессе эксплуатации в стартере возникают главным образом механические повреждения привода, связанные с пробуксовкой муфты свободного хода, износом или заклиниванием шестерни. Эти неисправности устраняются путем замены привода. Реже встречаются неисправности электрических цепей стартера, обусловленные окислением силовых контактов и контактов реле, обрывом обмоток, замасливанием коллектора, износом щеток. При этом ухудшается работа стартера, что вызывает необходимость его снятия и переборки.
У снятого стартера на специальном стенде проверяют развиваемый крутящий момент, потребляемый ток в рабочем режиме и в режиме полного торможения, частоту вращения якоря в рабочем режиме. Непосредственно на автомобиле у стартера также можно проверить потребляемый ток в режиме полного торможения, который увеличивается при замыкании цепей стартера на корпус и уменьшается при окислении контактов, щеток и коллектора. Однако указанный метод из-за его сложности на практике почти не применяется.
Техническое состояние электростартера оценивают по параметрам режимов холостого хода и полного торможения.
Испытание электростартера проводят на стендах. Схема для проверки стартера автомобиля ВАЗ дана на рис. 11.4.
Рис 11.4. Схема проверки стартера.
Текущий ремонт электрооборудования, системы зажигания и пуска автомобилей
При выполнении ТР автомобиля неисправные приборы электрооборудования снимают, очищают снаружи и диагностируют на специальных стендах, где проверяют их работоспособность и выявляют причину неисправности. Подлежащие ремонту агрегаты разбирают на узлы и детали, промывают в моющем растворе, заменяют или ремонтируют. После сборки агрегат проверяют на контрольном стенде. При этом выполняют следующие работы: устраняют замыкания, возникающие в результате повреждения изоляции катушек обмоток возбуждения и якоря, проверяют и перематывают обмотки, при задирах заменяют полюсные сердечники, протачивают коллектор.
Оборудование для ремонта электрооборудования:
— контрольно-испытательные стенды для проверки генераторов и стартеров;
— приборы системы зажигания;
— контрольно-измерительные приборы автомобилей;
— станки для проточки и фрезерования;
— ванны для мойки деталей;
— вспомогательными приспособлениями (прессы, точило и пр.).
ТО и ремонт приборов освещения и сигнализации
Неисправности приборов освещения и сигнализации связаны чаще всего с
перегоранием ламп или выходом из строя выключателей, переключателей, реле.
Наиболее сложными работами являются проверка и регулировка положения фар на автомобилях и их силы света, силы света других световых приборов, а также частоты включения указателей поворотов, что связано с безопасностью движения.
Положение фары на практике считается отрегулированным, если ее луч направлен вдоль оси дороги с захватом обочины и обеспечивает освещение на расстоянии порядка 30 м при ближнем свете и порядка 100 м — при дальнем. (ГОСТ 25478-91 регламентирует углы наклона луча фар при проверке в стационаре передвижным прибором.) Указатели поворотов должны работать в проблесковом режиме с частотой следования проблесков (1,5 ±0,5) Гц. Суммарная сила света фар (при дальнем свете), измеренная в направлении оси отсчета, должна быть не менее 10 000 кд. ГОСТ 25478-91 регламентирует также диапазоны силы света габаритных огней, сигналов торможения и указателей поворота.
Установку фар проверяют и регулируют на отдельном посту или на линии ТО при помощи настенного или переносного экрана или передвижных оптических приборов (см. рис. 11.5). Проверку частоты включения указателей поворотов проводят при помощи секундомера путем измерения времени не менее чем по десяти проблескам.
Рис. 11.5. Регулировка фар и направлення светового потока для автомобилей:
а — «КамАЗ» с колесной формулой 6×4; б — марки «КамАЗ» с колесной формулой 6 х 6; в — марки «ЗИЛ» с колесной формулой 4 х 2; І — линия высоты центров фар от уровня земли; II, IV — линии центра левой и правом фар; III — ось автомобиля
ТО и ремонт контрольно-измерительных приборов и дополнительного оборудования
Проверяют их общую работоспособность и правильность показаний. При выявлении неработающего прибора или его явно неправильных показаний проверяют на обрыв электрические цепи самого прибора, связанного с ним датчика и соединительных приводов. Вышедшие из строя приборы и датчики, как правило,заменяют.
Для диагностирования системы электрооборудования двигателя, а также других приборов электрооборудования автомобиля используются мотор-тестеры различного типа, приборы для диагностики отдельных агрегатов
Специальное оборудование для ТО и ремонта электрооборудования
Модель | Оборудование | Измеряемые диагностические параметры |
Э-240 | Контрольно-испытательный стснд для проверки генераторов, реле- регуляторов и стартеров | Напряжение, сила тока, омическое сопротивление, частота вращения, тормозной момент в режиме плавного торможения |
Э-102 | Стробоскопический прибор | Угол опережения зажигания |
Э-203 | Прибор для пескоструйной очистки и проверки свечей зажигания | Искрообразованис и герметичность свечи |
К-ЗОЗ, К-310, ПРАФ-3, НИИАТЭ-6, «ЕФЛЕ* | Прибор для проверки фар | Установка фар, сила света |
ИЭ-1 | Индикатор плотности | Плотность электролита |
Э-204 | Прибор для проверки контрольно-измерительных приборов | Показания контрольно-измерительных приборов автомобиля |
ЛЭ-2 | Нагрузочная вилка | ЭДС и напряжение под нагрузкой |
Э-107, Э-108 | Пробник | — |
Рис. 11.6. Схема подключения мотор-тсстера к системам автомобиля:
1 – мотор-тестер; 2 — стробоскопическая лампа; 3 — свсчи зажигания;
4 — распределитель зажигания; 5 — катушка зажигания; 6 — аккумуляторная батарея;
7 — зонд измерения СО
1. Каковы основные неисправности аккумуляторных батарей и их причины?
2. Как диагностируют техническое состояние аккумуляторных батарей?
3. Как приготовить электролит?
4. Как заряжают аккумуляторные батареи?
5. Какие работы выполняются при ТО генераторных установок и реле-
регуляторов?
6. Какие работы выполняются при ТО приборов зажигания?
7. Какие работы выполняются при ТО стартеров?
8. Какие работы выполняются при ТО приборов освещения, сигнализации и
контрольно-измерительных?
9. Каковы особенности ТО обслуживания контактно-транзисторных систем
зажигания?
10. Как установить зажигание?
Организация и управление производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
Общая характеристика современных АТП (Государственного и частного подчинения).
Общая характеристика технологического процесса ТО и ремонта автомобилей в АТП.
Общая характеристика современных АТП
В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются наавтотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автотранспортное предприятие (АТП) осуществляет перевозку грузов и пассажиров, а также все производственные функции по ТО, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава.
По своему назначению АТП делятся на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).
По организации производственной деятельности АТП, кроме автотранспортных служб колхозов, подразделяются на: комплексные, которые осуществляют транспортную работу, все виды ТО и TP и хранение подвижного состава, кооперированные, деятельность которых осуществляется с учетом централизации производства транспортной работы, а также централизации (полной или частичной) работ по ТО и ТР.
Наиболее распространены комплексные АТП с количеством автомобилей 200-400 единиц. К кооперированным АТП относятся автокомбинаты. Они насчитывают 700-1000 и более единиц подвижного состава и состоят из основного предприятия и нескольких филиалов (на 150-200 и более единиц), расположенных на других территориях – в районе обслуживания перевозками.
На основном предприятии выполняются наиболее трудоемкие и сложные виды технического обслуживания (ТО-2), диагностики и TP всего подвижного состава, а также все виды ТО, ремонт и хранение гой части подвижного состава, которая базируется на основном предприятии. В филиалах производятся хранение подвижного состава, техническое обслуживание в объеме EO и TO-1 и несложный ТР. Автокомбинаты способствуют приближению подвижного состава к потребителям, сокращению нулевых пробегов, а также ликвидации малоэффективных мелких предприятий.
Автообслуживающее предприятие является специализированнымАТП, выполняющим лишь производственные функции по ТО и ремонту подвижного состава.
К автообслуживающим предприятиям относятся базы централизованного обслуживания, станции технического обслуживания (СТО), гаражи-стоянки (гостиницы для автотуристовмотели, лагеря для автотуристов — кемпинги), а также автозаправочные станции.
Базы централизованного технического обслуживания
(БЦТО) предназначены для централизованного выполнения сложных видов ТО и крупного текущего ремонта подвижного состава, эксплуатируемого небольшими по размеру АТП.
В объем ремонтных работ, выполняемых базами, входит замена агрегатов, требующих капитального ремонта, на агрегаты, отремонтированные на авторемонтном предприятии и находящиеся в централизованном оборотном фонде базы. Кроме того, на базах может быть организован централизованный ремонт отдельных механизмов, узлов, агрегатов и приборов автомобилей.
Станции технического обслуживания (СТО) имеют своим назначением обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев, выполнение как отдельных работ, так и всего объема (по видам) ТО, ремонт автомобилей и снабжение их запасными частями, принадлежностями и эксплуатационными материалами.
Гаражи-стоянки (Г-С) являются предприятиями для хранения автомобилей. Иногда они выполняют техническое обслуживание автомобилей и снабжение их эксплуатационными материалами.
Гаражи-стоянки общего пользования предназначены преимущественно для хранения автомобилей индивидуальных владельцев. Такие стоянки могут быть домовыми, квартальными и районными, устраиваемыми в виде специальных зданий или открытых площадок. Стоянки этого типа строят также для временного хранения автомобилей в местах большого их скопления и для разгрузки улиц и площадей города (например, у стадионов, вокзалов). К этому типу предприятий относятс автогостиницы (мотели) и кемпинги – гаражи-стоянки для временного хранения автомобилей туристов.
Автозаправочные станции (АЗС) являются предприятиями по снабжению автомобилей эксплуатационными материалами, преимущественно топливом, а также маслами, консистентными смазками, водой, антифризом и иногда воздухом для шин.
Обычно станции специализируются по роду автомобильного топлива: бензиновые, дизельные, газобаллонные.
Станции АЗС подразделяются на городские и придорожные. Величина заправочных станций измеряется максимальным суточным количеством заправок, соответствующим для городских станций от 500 до 2000 и для придорожных от 500 до 1000 заправок.
Авторемонтные предприятия являются также специализированными предприятиями, производящими ремонт (восстановление) автомобилей и агрегатов.
К ним относятся авторемонтные и агрегатно-ремонтные заводы и базы централизованного ремонта узлов агрегатов, авторемонтные мастерские, шиноремонтные мастерские или заводы, аккумуляторные зарядно-ремонтные станции и специализированные цехи.
Специализированные мастерские и цехи выполняют ремонт узлов и механизмов автомобиля, а также окрасочные, кузовные и другие работы, обслуживая эксплуатационные предприятия в централизованном порядке.
Структура комплексного АТП
Как уже было отмечено выше, комплексные автотранспортные предприятия (автобазы, автоколонны, легковые и автобусные парки) наряду с транспортной деятельностью осуществляют полностью или частично работы по заправке, хранению, материально-техническому снабжению, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Для этого они имеют гаражи-стоянки, бензо- и маслозаправочные станции, материально-технические склады, профилактории и мастерские для технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Рис. 13.1. Структура комплексного автотранспортного предприятия.
Прибытие автомобилей с линии происходит, как правило, в течение относительно короткого времени. Так как пропускная способность EO рассчитывается на одну или две рабочие смены, то большая часть автомобилей после приема направляется в зону хранения, откуда в порядке очереди они поступают в зону EO и далее в соответствии с графиком (рис. 13.2).
По прибытии автомобилей в ATO водители сообщают механикам, принимающим автомобили с линии, о замеченных неисправностях. Механики ATO или автоколонны субъективно и при помоги средств диагностирования определяют техническое состояние автомобилей. По результатам диагностирования в ATO оформляют соответствующую документацию («Ремонтный листок»).
Рис. 13.2. Схема производственного процесса АТП.
При необходимости дальнейшего уточнения диагноза автомобили после проведения уборочно-моечных работ (УМР) направляют на посты диагностики Д-1 или Д-2. Для этой цели могут быть использованы эксперты (высококвалифицированные ремонтные рабочие). Исправные автомобили, не подлежащие плановому обслуживанию, направляют в зону хранения, а подлежащие TO-1 или ТО-2 — соответственно на Д-1 или Д-2.
Функции основных производственных подразделений по ТО и ремонту представлены в табл. 13.1.
Функции производственных подразделений по ТО и ТР автомобилей
Подразделение | Производственные, информационные функции, принимаемые решения |
Контрольно- технический пункт (КТП) | Выявление из общего потока неисправных автомобилей и определение у них отклонений параметров технического состояния механизмов, обеспечивающих безопасность движения |
Комплекс EO | Проведение работ EO |
Продолжение табл. 13.1.
Подразделение | Производственные, информационные функции, принимаемые решения |
Комплекс углубленной диагностики (Д-2) | Проведение регулировочных работ и определение неисправностей в соответствии с перечнем работ комплекса Д-2. Уточнение причин отказов и отклонений от нормативных диагностических параметров технического состояния узлов, агрегатов и систем, эксплуатационных свойств автомобиля |
Комплекс общей диагностики с TO-1 (Д-1 с ТО-1) | Хранение автомобилей в ожидании ТО-1. Проведение работ по ТО-1. Определение при TO-1 отклонений от нормативных значений диагностических параметров |
Комплекс ТО-2 с диагностикой Дто-2 (ТО-2 с Дто-2) | Хранение автомобилей в ожидании ТО-2. Проведение работ по ТО-2. Уточнение при ТО-2 причин отказов и отклонений от нормативных диагностических параметров технического состояния автомобилей |
Комплекс диагностики перед TP (Дтр) | Уточнение при TP отклонений диагностических параметров технического состояния автомобилей. Уточнение выявленных на ТП причин отказов и отклонений от нормативных диагностических параметров технического состояния автомобилей |
Комплекс TP с диагностикой TP, Дтр | Хранение автомобилей в ожидании ТР. Проведение работ по TP автомобилей. Определение при TP отклонений от нормативных диагностических параметров технического состояния автомобилей |
Комплекс технического контроля (Дот) | Уточнение после TP, ТО-1, ТО-2 значений отклонений от нормативных диагностических параметров технического состояния и эксплуатационныхсвойств автомобилей |
Общая характеристика технологического процесса ТО и ремонта автомобилей в АТП.
Техническое обслуживание представляет собой совокупность работ определенного назначения, каждая из которых, в свою очередь, состоит из операций, выполняемых в определенной технологической последовательности, составляющей в целом технологический процесс.
Операция — это комплекс последовательных действий по обслуживанию агрегата или группы агрегатов автомобиля (например, смена масла в картере двигателя, регулировка сцепления и др.). Таким образом, подтехнологическим процессом ТО автомобиля понимается определенная последовательность выполнения работ и операций, имеющих своей целью поддержание работоспособности автомобиля.
Основной задачей технологического процесса ТО является высокое качество выполняемых работ при наименьшей затрате рабочего времени, а следовательно, при наибольшей производительности труда рабочего.
Независимо от вида ТО, за исключением EO, оно содержит следующие основные работы: уборочно-моечные и обтирочные (внешний уход), контрольно-диагностические, контрольно-крепежные, регулировочные, электротехнические, смазочно-очистительные, шинные и заправочные. Кроме того, в комплекс работ по ТО входят: контрольно-осмотровые работы
перед EO, TO-1 и ТО-2 и работы по проверке автомобиля после выполнения обслуживания.
Уборочно-моечные и обтирочные работы заключаются во внутренней уборке кабины водителя, платформы грузового автомобиля или внутреннего салона кузова легкового автомобиля и автобуса; наружной мойке шасси и кузова автомобиля и протирке его наружных частей, боковых и передних стекол.
Контрольно-диагностические работы заключаются в контроле состояния или работоспособности агрегатов, механизмов, приборов, систем и автомобиля в целом по внешним признакам (выходным параметрам) без разборки или вскрытия механизмов (рис. 13.3.).
Рис. 13.3. Схема контрольно-диагностическихработ при ТО автомобиля.
Регулировочные работы включают регулировочные операции по восстановлению работоспособности агрегатов, механизмов и систем автомобиля с помощью предусмотренных в них регулировочных устройств, до уровня, требуемого правилами технической эксплуатации автомобиля или техническими условиями (например, частоты оборотов коленчатого вала двигателя на холостом ходу, свободного хода педали сцепления и др.).
Крепежные работы состоят из проверки состояния резьбовых соединений деталей (болтов, шпилек, шплинтов) и крепления их (подтяжки), постановки крепежных деталей взамен утерянных и замены негодных.
Электротехнические работы заключаются в проверке внешнего состояния источников электроэнергии (аккумуляторной батареи, генератора с реле-регулятором и выпрямителем переменного тока) и потребителей электроэнергии (приборов батарейной системы зажигания, стартера, приборов освещения и сигнализации и контрольных измерительных приборов), очистки от пыли, грязи и следов окисления контактных соединений, устранения неисправностей в результате диагностирования систем электрооборудования автомобиля.
Работы по системе питания двигателя включают проверку внешнего состояния приборов системы питания (карбюратора, топливного насоса, воздушного фильтра и др.), герметичности трубопроводов, устранение неисправностей и регулировку по результатам диагностики.
Смазочно-очистительные работы включают периодическое пополнение и смену масла в картерах агрегатов (двигателе, коробке перемены передач и др.), смазку подшипников и шарнирных соединений трансмиссии, ходовой части, рулевого управления и кузова, заправку автомобиля специальными жидкостями (тормозной, амортизаторной), очистку всех фильтров, замену фильтрующих элементов и отстойников системы смазки.
Шинные работы состоят из проверки внешнего состояния шин (покрышек) с целью установления необходимости ремонта, удаления из протектора покрышек застрявших острых предметов, проверки внутреннего давления и доведения его до необходимого. Кроме того, шинные работы при ТО могут включать перестановку и замену шин.
Контрольные работы после обслуживания состоят из проверки работы двигателя, действия тормозов управления и других агрегатов и механизмов.
Заправочные работы включают заправку топливного бака автомобиля и пополнение жидкостью системы охлаждения двигателя.
Такое подразделение основных работ ТО обусловливает, вопервых, использование рабочих соответствующей специальности и квалификации при выполнении каждого вида работ и, вовторых, применение специального оборудования приборов и инструмента на месте выполнения указанных работ. Кроме того, это необходимо для организации рационального, последовательного их выполнения.
Независимо от вида ТО первоочередными являются уборочно-моечные работы, одной из задач которых является подготовка автомобиля к последующим операциям ТО и придание ему надлежащего внешнего вида.
Заправка автомобиля топливом может производиться перед выездом на линию или перед постановкой его на стоянку.
Территория помещения, предназначенная для выполнения одной или нескольких однородных работ или операций процесса ТО или ремонта, оснащенная приборами, приспособлениями, инструментами и другим оборудованием, называетсярабочим постом.
Производственный участок на рабочем посту, обслуживаемый одним рабочим, называетсярабочим местом. Рабочий пост может состоять из одного или нескольких рабочих мест.
Производственно-техническая база АТП
Перед въездом на территорию АТП автомобиль проходит через контрольно-пропускной пункт (КПП), где его осматривает дежурный механик. Затем в зоне ЕО автомобиль убирают, моют и обтирают, т. е. готовят к эксплуатации на следующий день. Эти работы выполняют обычно на нескольких последовательно расположенных площадках- постах.
Отдельное помещение выделяется на АТП для проведения ТО-1. Одновременно в зоне обслуживают несколько автомобилей, располагают их обычно один за другим. Большую площадь занимают зоны ТО-2 и текущего ремонта, которые часто объединены в одном помещении. В этих зонах автомобили стоят сравнительно долго, и поэтому их располагают так, чтобы автомобили не мешали друг другу при въезде и выезде, а рабочим было удобно работать.
Техническое состояние автомобилей проверяют, как правило, перед направлением их в зоны ТО-1, ТО-2 или текущего ремонта. Эти работы проводят в пункте диагностики. Повторному контролю автомобиль может быть подвергнут и после обслуживания и ремонта, а поэтому пункт диагностики находится или вблизи технических зон, или в отдельном здании недалеко от производственного корпуса АТП.
В подсобных производственных отделениях (цехах) АТП производят контроль и ремонт деталей и узлов, снятых с автомобилей. Одни отделения обслуживают только ремонтную зону предприятия, а другие, кроме ремонтных работ, осуществляют профилактические работы. К последним отделениям относят электротехническое, аккумуляторное, шиномонтажное и отделение по уходу за системой питания.
Электротехническое отделение предназначено для технического обслуживания и мелкого текущего ремонта приборов электрооборудования автомобиля (свечей зажигания, прерывателей-распределителей, генераторов, стартеров, фар и т. п.). Основным оборудованием являются стенды и приборы для проверки электрооборудования. Электрики выполняют частичную разборку и сборку, замену неисправных деталей, проверку на стендах, регулировку и другие работы по приборам электрооборудования.
В аккумуляторном отделении выполняют профилактические работы по уходу за аккумуляторными батареями. По характеру труда этот цех является вредным. На крупных предприятиях отделение может состоять из четырех технологически связанных между собой помещений. В основном помещении выполняют контроль и мелкий ремонт аккумуляторов. Отсюда большая часть аккумуляторов поступает в зарядное помещение для подзарядки, где находятся выпрямители и стеллажи для батарей с вытяжными устройствами. Отдельное помещение занимает кислотная. Здесь вырабатывается дистиллированная вода, разбавляется кислота и приготовляется электролит. В четвертом помещении — кладовой — могут храниться готовые и требующие подзаряда аккумуляторные батареи, бутыли и некоторые детали.
Отделение по уходу за системой питания называют карбюраторным отделением или отделением топливной аппаратуры (для дизельных автомобилей). На специальных стендах проверяют работу карбюраторов, насосов, форсунок, топливных и воздушных фильтров. Кроме контрольных операций, здесь производят очистку, регулировку приборов системы питания и замену мелких деталей.
Рабочие шиномонтажного отделения производят монтаж и демонтаж шин, контролируют их состояние, осуществляют балансировку колес, ремонтируют и подкрашивают диски колес, ремонтируют камеры, следят за перестановкой шин, сдают в ремонт и получают отремонтированные шины. Все эти работы являются трудоемкими, а поэтому в отделении устанавливают различные приборы и стенды: для монтажа и демонтажа шин, компрессоры, борторасширители, вулканизаторы, стенд для балансировки, тельфер и др.
Другая большая часть отделений (цехов) предназначена только для текущего ремонта автомобиля. К ним относятся: агрегатное, слесарно-механическое, тепловое, арматурно-кузовное, обойное, малярное и другие отделения. Наиболее трудоемкие и ответственные работы по текущему ремонту автомобилей выполняются в агрегатном и слесарно-механическом отделениях АТП.
В агрегатное отделение поступают снятые с автомобиля неисправные агрегаты, где они частично разбираются на стендах. Снятые детали ремонтируются в других цехах, заменяются новыми или ранее восстановленными (из оборотного фонда). При разборке и сборке применяют монтажно-демонтажный инструмент, а после мойки и обезжиривания деталей для определения величины износа используют контрольно-измерительный инструмент и приборы. От качества работы слесарей этого отделения зависит надежность и долговечность агрегатов автомобиля.
Большинство деталей, требующих восстановления, передается из агрегатного отделения в слесарно-механическое. Сюда же поступают детали для механической обработки из сварочного и других цехов. Отделение состоит из слесарного и механического участков. Слесарный участок предназначен для холодной обработки деталей ручным инструментом. В качестве последнего используют зубила, напильники, молотки, ножовки, дрели, зенковки, развертки, метчики, плашки, шаберы и другой инструмент.
Большинство работ слесари выполняют у верстаков с тисками и столов с правочными и разметочными плитами. В механическом участке обрабатывают детали при помощи токарных, фрезерных, шлифовальных, строгальных, сверлильных и других станков.
Тепловой участок автотранспортного предприятия включает в себя отделения: кузнечно-рессорное, сварочное, медницкое и жестяницкое. Работы здесь выполняют с применением открытого огня, а поэтому их считают опасными в пожарном отношении. На крупных предприятиях каждое отделение занимает самостоятельное помещение.
Кузнечно-рессорное отделение предназначено для восстановления металлических деталей путем их механической обработки на наковальне, плите или под прессом пневматического молота после нагрева металла в горне или термической печи. Кроме того, в этом отделении закаливают, подвергают цементации и другим видам термической обработки восстанавливаемые детали. В этом цехе ремонтируют рессоры, пружины, рулевые тяги, балки, шатуны, цапфы, рычаги, поворотные стойки и т. п.
В сварочном отделении режут металл, сваривают поломанные детали, заваривают трещины, наплавляют слой металла на изношенную поверхность. Для восстановления деталей из тонколистового металла и серого чугуна, а также для наплавки применяют газовую (ацетилено-кислородную) сварку. Электродуговая сварка используется для заварки трещин (рама, балки), соединения двух деталей из стали и чугуна сложной конфигурации и для ремонта деталей из алюминиевых сплавов. Ацетиленовый генератор для газовых работ размещается в отдельном помещении. Рабочие места сварщиков изолируют от остальной части теплового участка несгораемой занавесью или металлическим экраном. Сварочные работы являются вредными.
В медницком цехе ремонтируют детали автомобиля, изготовленные из цветных металлов и сплавов (радиаторы, топливо- и маслопроводы, вкладыши подшипников и т. п.). Основным рабочим инструментом медников является паяльник. Здесь же радиаторы очищают, проверяют герметичность и целость трубок и полостей. Часть работ, например, пайку и расплавку выполняют на столах с вентиляционным вытяжным устройством.
Рабочие жестяницкого отделения выполняют текущий ремонт деталей, изготовленных из листовой стали (части кузова, кабины, оперения, капота, брызговиков, кожухов и др.). Инструмент жестянщика состоит из набора специальных оправок, болванок, растяжек и молотков, при помощи которых выравнивают листовой металл и восстанавливают первоначальные формы деталей. В цехе можно производить газовую и точечную сварку металла.
Ряд отделений специализируется на восстановлении деталей кузова автомобиля. Работы кузовного отделения имеют много общего с работами жестяницкого цеха, а поэтому в грузовых АТП эти отделения объединяют в одном месте. В крупных пассажирских предприятиях кузовное отделение существует самостоятельно, куда может вводиться автомобиль для выполнения текущего ремонта.
Если предприятие небольшое, то здесь же в кузовном отделении выполняют и арматурные работы. В этом отделении ремонтируют арматуру автомобиля: декоративные накладки, петли, замки, стеклоподъемники, стеклоочистители, вставляют стекла. Работы выполняются в основном у автомобиля и сводятся к регулировке и замене отдельных неисправных деталей.
Столярное отделение организуют на АТП для ремонта деревянных платформ грузовых автомобилей. При большом объеме работ платформа кузова может размещаться в помещении отделения, для чего используют транспортные тележки, стенды, тельферы.
В обойном отделении рабочие восстанавливают подушки сидений и спинок, заменяют внутреннюю обивку салона кузова, а также могут изготавливать утеплительные чехлы. Основные работы в цехе выполняют на верстаках, а из механического оборудования используют швейную машину и стенд-пресс для сборки подушек.
Малярное отделение состоит из трех самостоятельных в технологическом отношении участков: подготовительного, окрасочного и сушильного, На первом участке отдельные детали и кузов готовят к окраске, где удаляют старую краску, обезжиривают, грунтуют шпатлюют и шлифуют поверхность. Затем автомобиль окрашивают (иногда в специальных камерах) и подвергают сушке или при помощи передвижных терморадиационных установок, или в специальных сушильных камерах. Малярный цех оборудуют мощной приточно-вытяжной вентиляцией с очисткой отсасываемого воздуха в гидрофильтрах.
На крупных АТП имеются шиноремонтные (вулканизационные) отделения, в которых путем горячей вулканизации восстанавливают камеры и покрышки. Для этого цех оборудуют парогенератором, секторными мульдами, шероховальным станком, борторасширителем, подъемными устройствами и т. п.
Для снабжения всех отделений и зон автотранспортного предприятия материалами и запасными частями на его территории создают складские помещения. К ним относятся склады запасных частей, агрегатов, шин, смазочных материалов, жидкого топлива, угля, инструментов (инструментальная кладовая) и промежуточный.
Для обеспечения нормальной деятельности всех производственных отделений АТП в качестве самостоятельного подразделения действует отдел главного механика (ОГМ). Работники этого отдела следят за техническим состоянием зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и при необходимости выполняют их ремонт и профилактические осмотры.
На крупных предприятиях при ОГМ могут создаваться следующие самостоятельные группы: механическая – ремонт технологического оборудования и изготовление несложных нестандартных приспособлений; строительная – ремонт зданий и сооружений (столярные, кровельные, стекольные, каменные, земляные, малярные и другие работы); электротехническая – ремонт силового и осветительного электрооборудования; сантехническая – ремонт и эксплуатация отопления, водопровода, канализации; внедрения новой техники – монтаж, установка и пуск нового оборудования.
Рекомендованная к изучению литература:
Основная
1. Бернадский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 456с.
2. Лудченко О. А. Технічне обслуговування і ремонт автомобілів:
Організація і управління:Підручник.
– К.: Знання – Прес, 2004.- 478с.
3. Несвитский Я. И. Техническая эксплуатация автомобилей.
– К.: „Вища школа”, 1971, 428 с.
4.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:Учебник для студ. сред.проф. образования / В.М.Власов,С.В.Жанказиев,С.М.Круглов
и др.; Под ред. В.М.Власова.
– М.: Издательский центр«Академия», 2004. – 480с.
5. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов /
Е.С.Кузнецов, В.П.Воронов, А.П.Болдин и др.; Под ред. Е.С.Кузнецова.
– М.:Транспорт, 1991. – 413с.
6. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей.Книга 2.
Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта:Учебное пособие.
– М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005. – 256с.
7. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей зарубежного
производства: учебное пособие.
– М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА–М, 2007.–208с.
8. Чижков Ю. П., Акимов С. В. Электооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. – М.:Издательство «За рулем»,1999. – 384 с.
9. Газарян А.А. Техническое обслуживание автомобилей.
10. Костів Б. І. Експлуатація автомобільного транспорту: Підручник.
– Львів: Світ, 2004. – 496с.; іл.
11. Лудченко А.А.,Сова И.П.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – Киев: В шк, 1977. – 285 с.
12. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. / А.А. Лудченко,
И.П. Сова. – Киев: Вища школа, 1977. – 312 с.
13. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов/ Под ред. Г.В. Крамаренко. – М.: Транспорт, 1983. – 488 с.
Источник