Ремонт проигрывателя Арктур-006
Проигрыватель 1986 года выпуска был принесён в ремонт со следующими проблемами:
- запуск вращения диска происходит с нескольких попыток;
- скорость вращения диска самопроизвольно меняется при работе;
- не работает подсветка индикации скоростей вращения «33»/»45» (не горят лампы);
- рычаг опускания тонарма не фиксируется в рабочем положении;
- сильный низкочастотный фон (гул) при работе.
При разборке проигрывателя очень желательно снять держатель головк и с иглой и зафиксировать тонарм на стойке, например, тонким проводом в ПВХ изоляции (просто «примотать» парой витков провода к стойке). Затем снять металлический диск , он никак не фиксируется и сделать это не сложно. После чего можно перев е рнуть корпус и, открутив четыре винта по периметру, отделить нижнюю часть корпуса от верхней. Во время этой операции нужно будет разъединить три разъёма: вход от головки к усилителю-корректору, питание лампы «стробоскопа» (220 вольт) и питание платы управления двигателем ( 16 вольт). В результате получим верхнюю часть с ЭПУ и платой управления :
и нижнюю, где расположены трансформатор, блок питания (стабилизатор) для предусилителя-корректора и непосредственно сам этот предусилитель, который расположен в металлической экранирующей коробке:
В первую очередь следует проверить тестером сопротивление контактов «микриков» в замкнутом положении, так как очень частая причина неисправности — окисление/загрязнение этих контактов, отчего сопротивление замкнутого контакта может быть далеко отлично от нуля:
В моём случае, например, сопротивление контакта «микрика 1» плавало от 30 до 300 Ом в замкнутом положении. Оба микрика имеют разборную конструкцию, поэтому их можно аккуратно снять, разобрать и почистить контакты. После зачистки контактов «микрика 1» решилась проблема с запуском вращения диска (при подводе тонарма к пластинке). «Микрик 2» в моём случае оказался в порядке и вмешательства не требовал.
Далее следует открутить винты крепления и снять плату управления двигателем. При этом не обязательно отпаивать провода от платы, так как они достаточной длины и если снять фиксаторы крепления проводов, то плату можно перемещать в пространстве и даже переворачивать довольно свободно. Частая проблема — в «усыхании» электролитических конденсаторов, особенно этому подвержены, почему-то «мелкие», имеющие небольшие ёмкости. Подстроечные резисторы, которых на этой плате несколько штук, трогать не рекомендуется, так как методика настройки утеряна где-то в прошлом веке и неизвестна современной науке. Во всяком случае мне не удалось найти необходимой информации в этих ваших интернетах.
При проверке конденсаторов на ЭПС (ESR), было выявлено несколько экземпляров с повышенным сопротивлением и они были заменены на новые:
Затем переходим на нижнюю часть корпуса, где нужно проверить блок питания. Во-первых, следует обязательно проверить и почистить контакты всех разъёмов и, затем, выходные напряжения. На плату управления двигателем должно подаваться переменное напряжение 16 вольт (оно подаётся напрямую с трансформатора, на плате стабилизатора оно лишь коммутируется через соответствующий разъём). Причём следует иметь ввиду, что при отключенном разъёме, то есть без нагрузки, это напряжение может быть несколько выше (до 19 вольт). Это нормально.
На предусилитель-корректор питание подаётся через двухполярный стабилизатор +/- 15 вольт. В стабилизаторе также следует проверить все ёмкости и, наверняка, заменить ВСЕ:
В моём случае все напряжения с трансформатора были в порядке, но, например, на плату управления двигателем приходило всего лишь 14 вольт (вместо 16-ти) и этого явно не хватало для нормальной работы платы и электромагнита, который удерживает рычаг опускания тонарма в рабочем положении. После зачистки контактов напряжение пришло в норму, всё заработало как надо и даже загорелись лампы индикации скоростей «33» и «45». Контакты этих разъёмов следует не только зачистить, но и немного «подогнуть», чтобы они не болтались в разъёмах (что тоже имело место быть). На плате управления двигателем все детали импортные, в стабилизаторе же и предусилителе-корректоре — наши, советские. Все детали, естественно, 80-х годов выпуска, поэтому не удивительно, что многое требует обязательной замены…
Далее можно перейти к предусилителю-корректору. Добраться до него нетрудно — нужно открутить один винт и снять крышку с металлической коробки, в которой он и расположен. Вам откроется примерно такая картина (усилитель уже извлечён):
Здесь также можно поменять детали на аналогичные, но новые и не таких гигантских размеров …. хотя, возможно именно такие детали позволят добиться особо «тёплого лампового звука». На плате расположены рядом два разъёма, один — выход непосредственно с иглы звукоснимателя и второй — усиленный и откорректированный. Причём, при использовании варианта с усилением сигнала, в первый разъём должна быть вставлена специальная заглушка-коммутатор, позволяющая сигналу проходить со звукоснимателя на вход усилителя:
Если кого интересует принципиальная схема этого «родного» предусилителя, то представлю здесь её (нашёл в инете).
Я же поступил по другому и просто заменил предусилитель-корректор на транзисторную схему, которую не раз использовал уже раньше при ремонте проигрывателей:
Этот простой корректор на двух транзисторах обеспечивает следующие характеристики:
- входное напряжение максимальное……………..40 мВ;
- выходное напряжение максимальное…………. 4 В;
- перегрузочная способность, не менее…………..24 дБ;
- коэффициент усиления на частоте 1 кГц……….100
- отклонение АЧХ от стандартной…………………..+/- 1 дБ;
- коэффициент гармоник, не более………………..0,1%;
Питание этой схеме однополярное, поэтому нужно будет соответственно переделать и схему стабилизатора напряжения на однополярный вариант и скомутировать «общий» провод на «минус» питания, иначе будет не избавиться от сильного фона.
Эта схема существует в моих личных архивах очень давно и, поэтому, не могу сейчас , к сожалению, указать источник её появления. Транзисторы можно использовать любые n-p-n, но с возможно большим коэффициентом усиления и малошумящие. Я делал подобные схемы на транзисторах КТ3102Б и импортных С3198. На характеристиках это никак не отражалось, но во втором случае уровень шумов был чуть меньше.
Заключение
Кроме всего прочего, будет очень полезно почистить кинематику ЭПУ, убрать старую, загустевшую смазку и смазать всё по новой.
После проведения всех описанных выше работ и манипуляций проигрыватель заработал вполне себе достойно и никаких нареканий больше не вызывает.
Источник
Доработка системы привода диска Арктур-006
Владельцы этого ЭПУ (G-2021) прекрасно знакомы с одним из недостатков системы привода диска — невысокой стабильностью скорости привода диска, что требует постоянной подстройки её. Стробоскопичесие метки постоянно гуляют. Даже опускание иглы на пластинку влияет на скорость. Да и в процессе проигрывания скорость растёт по мере перемещения иглы от начальной дорожки к конечной. Мне это изрядно надоело и пришлось заняться этой проблемой. Сначала хотел сделать ФАПЧ, но безрезультатно просидев немало времени, отказался. Причина — сложность реализации и недостаток опыта в построении этих систем. А вот аналоговый стабилизатор меня удовлетворил. Несложный, полтора десятка деталей, и неплохие параметры. Стробоскопические метки практически не перемещаются, на опускание и положение иглы на пластинке не реагирует. При включении ЭПУ без подстройки сразу получаются неподвижные метки. Правда, иногда наблюдалось очень медленное, одна метка за несколько секунд, перемещение. Одной из причин оказался стабилизатор напряжения 12,5 В, После его переделки стабилизация меток улучшилась, Сказать, что сейчас метки абсолютно неподвижны, нельзя — иногда всё же есть перемещение, но причину я не нашёл, да и нет в этом необходимостии — на слух не воспринимается. Не исключаю, что от нестабильности частоты сети.
PS. Ещё к тонарму приспособил светодиод от старого фонарика. Он освещает пластинку в месте нахождения иглы. Светодиод имеет линзу, на пластинке освещается круг диаметром 4 — 5 мм. Это особенно удобно при выборочном проигрывании пластинки и плохой освещённости.
Изображения
arktur.JPG (75.5 Кб, 0 просмотров) |
Владельцы этого ЭПУ (G-2021) прекрасно знакомы с одним из недостатков системы привода диска — невысокой стабильностью скорости привода диска, что требует постоянной подстройки её. Стробоскопичесие метки постоянно гуляют. Даже опускание иглы на пластинку влияет на скорость. Да и в процессе проигрывания скорость растёт по мере перемещения иглы от начальной дорожки к конечной. Мне это изрядно надоело и пришлось заняться этой проблемой. Сначала хотел сделать ФАПЧ, но безрезультатно просидев немало времени, отказался. Причина — сложность реализации и недостаток опыта в построении этих систем. А вот аналоговый стабилизатор меня удовлетворил. Несложный, полтора десятка деталей, и неплохие параметры. Стробоскопические метки практически не перемещаются, на опускание и положение иглы на пластинке не реагирует. При включении ЭПУ без подстройки сразу получаются неподвижные метки. Правда, иногда наблюдалось очень медленное, одна метка за несколько секунд, перемещение. Одной из причин оказался стабилизатор напряжения 12,5 В, После его переделки стабилизация меток улучшилась, Сказать, что сейчас метки абсолютно неподвижны, нельзя — иногда всё же есть перемещение, но причину я не нашёл, да и нет в этом необходимостии — на слух не воспринимается. Не исключаю, что от нестабильности частоты сети.
PS. Ещё к тонарму приспособил светодиод от старого фонарика. Он освещает пластинку в месте нахождения иглы. Светодиод имеет линзу, на пластинке освещается круг диаметром 4 — 5 мм. Это особенно удобно при выборочном проигрывании пластинки и плохой освещённости.
Источник
Ремонт/апгрейд проигрывателя винила «Арктур 006»
Забрал у родителей старый проигрыватель винила «Арктур 006», который лежал в кладовке лет 20 уже. Оказался нерабочим: не запускается при движении звукоснимателя. Вещь дорога как память, поэтому есть желание восстановить и проапгрейдить аппарат.
На Ютьюбе есть несколько роликов о ремонто/апгрейдопригодности аппарата. К сожалению, несмотря на умение держать паяльник, в звукотехнике я «ноль в периоде», поэтому лезть руками в аппарат сам не хочу.
Буду благодарен за контакты мастера в Москве/Подмосковье, кто взялся бы за восстановление/прокачку Арктура.
Ответы
Недавно однокласснику восстанавливали Арктур и чистили старый рес — 890три6249027 Игорь
Совет — не экономьте на головке звукоснимателя. Минимум АТ 95
Звоните 8-четыре-девять-пять-785-40-94 . Территориально — кц Буденновский, метро шоссе энтузиастов. Там займутся, сделают нормально.
А можно вопрос из любопытства?
Каков порядок цен на ремонт вертушки, не в комплектующих естесственно, а в цене времени мастера. Москва город не дешевый, а мастер должен минимум день с аппаратом провести.
если мастер — коренной москвич в каком-то поколении, то у него есть, как минимум, своя хрущёвка, в которой он живёт, и хрущёвка, которую он сдаёт. Соответственно, все обязательные расходы сводятся к покупке еды и одежды, которые стоят дешевле, чем в среднем по стране.
Ой как вы заблуждаетесь. -(
Это да. Мне тут старая копейка досталась, отдали она лет десять типа не на ходу во дворе стояла. Сунулся на сервис, чтоб ее как-то в порядок привели, там движок ходовую кузов салон все такое, вощем чтоб не хуже Логана или Соляриса там получилось. Так эти зажравшиеся уроды мне прайс как за новый мерседес выставить захотели. А ещё профессионалами называются, тюнинг ателье не меньше. Тупые ваще, про то что это станет украшением их портфолио и что я им лайки поставлю они не врубились. Перспектива их не интересует, гопота.
Чтоб не хуже Логана или Соляриса в чём , в динамике и комфорте ??
ну да аниж мастера или кто
какую сумму запросили ?
Если серьезно то я как обычно стебусь
нифига себе меня заминусовали. В чём я ошибаюсь?
в чём Москва дорогой город кроме стоимости жилья — покупки или аренды? что ещё дорогого? да, есть дорогие рестораны, и прочее лакшери — есть возможность потратить. Аренда коммерческой недвижимости дорогая?
Да всё дорогое. кроме зарплат. Они у нас порой значительно ниже, чем средняя по стране.
ПС Если что, я коренной москвич, не имеющий в собственности квартиры, даже в хрущёвке, но таки не бездетный, сыну ,слава богу, уже за тридцать:-)
Да всё дорогое. кроме зарплат. Они у нас порой значительно ниже, чем средняя по стране.
ой, не знаю. Бывая постоянно в командировках, в том числе в продолжительных, не заметно дороговизны почему-то.
У нас вот нет дискаунтеров одежды и обуви. Ни одного крупного. Даже Спортмастер не считает нужным иметь дискаунтер в регионе. В столичных и крупных городах ситуация иная
Так может потому и дискаунтеры появляются, что обычные магазины не могут покупателей дождаться? Вы делаете неверные выводы из наблюдений. К тому же бывать в командировках или пожить — это две очень большие разницы. Вот как раз вчера сосед покурить вызвонил и битый час рассказывал как в Америке хреново и какие они все нищие. А до этого раза два в год на недельку летал к друзьям в гости и расписывал прелести. А тут полгода прожил там. И сбежал, естесственно.
Про дискаунтеры. В стране типа центро-лучевая система логистики и дистрибьюции. Региональных аутлетов у многих сетей просто нет. Пример — Спортмастер. У нас на улице ночами -10, в разгаре горнолыжный сезон — «высокая» фаза. В Спортмастере — шорты, майки и велики. Купить перчатки, вязаную шапку — возможности нет. Все, что не было продано, собрано и вывезено в центральные города. Так как товар с РЦ идёт в регион на авто, обратный транспорт порожний. Вот и вывозится, видимо, все
А так, конечно, шансов купить снарягу для зимних видов спорта в крупных городах намного больше — она просто не нужна в таких количествах
настоящий мастер работает в каком-нибудь КБ, за еду конечно, но раз в год там ещё и спецовку дают, опять таки детали нужно брать из старых ламповых телевизоров и магнитол, они прогретые и звучат. Так что если мастер настоящий а не пытается просто навариться на вас, до денег не возьмёт, а скорее сам доплатит, обязательно требуйте гарантию десять лет минимум и транспортировку до дверей
настоящий мастер работает в каком-нибудь КБ,
у нас не осталось никаких КБ, одни разрезы кругом. Чинить аппаратуру вообще никто не хочет
Я думал, что если у человека есть две хрущевке в Москве, то проще сдать обе и жить в Греции
Источник