- Ремонт радиатора системы охлаждения
- Содержание
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- УСТРАНЕНИЕ УТЕЧЕК
- РЕМОНТ ПОЛИМЕРАМИ
- ПАЙКА И CВАРКА
- КОНТРОЛЬ ГЕРМЕТИЧНОСТИ
- Примечания
- Ремонт радиатора охлаждения грузовых автомобилей своими руками
- Причины поломок
- Диагностика системы охлаждения
- Профессиональное техническое обслуживание
- Способы ремонта радиатора
- Как промыть радиатор
- Как почистить радиатор снаружи в домашних условиях
- Ремонт патрубка системы охлаждения
- Где найти запчасти для замены?
Ремонт радиатора системы охлаждения
Утечки охлаждающей жидкости и восстановление поврежденных деталей радиаторов устраняют как с помощью современных полимерных материалов, так и традиционными способами – пайкой и сваркой.
Содержание
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Радиатор служит для охлаждения жидкости, поступающей из двигателя и циркулирующей по трубкам, образующим его сердцевину. В различных конструкциях трубки могут быть расположены:
. или горизонтально,
но в любом случае обе их стороны герметично закреплены в верхнем и нижнем (или левом и правом) бачках. Многочисленные тонкие пластинки, установленные перпендикулярно трубкам, служат для усиления их охлаждения встречным потоком воздуха при движении автомобиля и (или) создаваемого вентилятором.
Материалы для изготовления радиаторов должны иметь высокую теплопроводность. Раньше (до 90-х годов прошлого века) трубки и бачки изготавливались, как правило, из латуни и соединялись пайкой 1 . В настоящее время для снижения стоимости и веса радиаторов на легковых автомобилях в основном применяют алюминиевые трубки и бачки, состоящие из пластмассового корпуса с алюминиевым донышком. В этом случае герметизацию соединения трубок с донышками бачков осуществляют с помощью резиновых уплотнений или специальной пайкой, возможной только в заводских условиях. Бачок собирается путем завальцовки края донышка на буртик корпуса, при этом герметичность стыка обеспечивается резиновой прокладкой.
Условия работы радиаторов определяются тем, что после пуска двигателя охлаждающая жидкость может нагреваться без кипения до 120°С, так как давление в закрытой системе выше атмосферного. После остановки двигателя и остывания жидкости давление в системе становится ниже атмосферного. Тонкостенные детали при этом подвергаются как термической, так и механической нагрузке. В этих условиях ускоряются процессы коррозии, приводящие к ослаблению деталей и соединений, а в конечном итоге к их повреждению.
Наиболее характерные неисправности радиаторов обычных конструкций, приводящие к утечкам охлаждающей жидкости:
- разгерметизация соединений трубок с бачками;
- повреждение швов на трубках;
- трещины и пробоины в бачках, в том числе на патрубках и заливной горловине;
- повреждение резиновых уплотнений.
Кроме того, при авариях и столкновениях радиаторы, расположенные в передней части автомобиля, часто получают различные механические повреждения.
УСТРАНЕНИЕ УТЕЧЕК
Если обнаружилась незначительная утечка, а ее место не удается обнаружить или оно недоступно, то в охлаждающую жидкость можно добавить одну из специальных присадок, предназначенных для этой цели.
Такие вещества могут быть жидкими или порошкообразными 2 и часто называются «герметики радиатора» 3 . Их необходимо использовать в соответствии с инструкцией. Если на данную присадку никакого описания нет, ее лучше не применять.
РЕМОНТ ПОЛИМЕРАМИ
Использование клеев и герметиков позволяет соединять практически любые материалы. Надежность ремонта повышается при накладывании на место повреждения заплат или бандажа 5 . Результат зависит не столько от свойств полимерного материала, сколько от качества подготовки поверхности и соблюдения технологии склеивания.
Свищи и небольшие пробоины (до одного сантиметра в диаметре) заделывают, используя различные клеи-шпатлевки (в обиходе – «холодные сварки»). Они выпускаются в виде небольших цилиндрических блоков и внешне похожи на пластилин, только слоеный. Желательно использовать материалы, специально предназначенные для ремонта радиаторов. От блока поперек его оси отрезают кусочек необходимой толщины и разминают руками. Материал при этом нагревается и становится более пластичным. Если это предусмотрено инструкцией, пальцы руки предварительно смачивают водой для устранения налипания. Заготовке из клея-шпатлевки рекомендуется придать коническую форму и вдавить ее острием конуса вперед в отверстие. Затем выступающую часть образовавшейся заглушки разровнять по поверхности ремонтируемой детали и прижать. Делать это надо быстро, так как живучесть материала (время использования до начала отверждения) невелика, всего несколько минут. После установки заглушку необходимо удерживать прижатой к ремонтируемой детали в течение времени, необходимого для предварительного схватывания 6 . Для большинства «твердых сварок» оно составляет величину от 2 до 4 минут.
Трещины у основания патрубков в некоторых случаях можно заделать с использованием «холодной сварки», удерживая ее при отверждении прижатой по всей окружности с помощью бандажа. С этой целью используют, например, короткие отрезки (кольца) из металлических или пластмассовых трубок (желательно тонкостенных) с внутренним диаметром на 5–10 мм больше, чем у патрубка в месте повреждения. Между бандажной трубкой и патрубком по всей окружности плотно набивают и удерживают до отверждения необходимое количество предварительно хорошо размятой «холодной сварки». Бандажная трубка должна иметь высоту, не создающую помех для последующей установки водяного шланга на патрубок.
После окончательного отверждения, которое происходит примерно через 24 часа, клеи-шпатлевки обладают столь высокой прочностью, что не крошатся при механической обработке.
Большие трещины и пробоины (диаметром более сантиметра) закрывают заплатами, например из стеклоткани. Их приклеивают с помощью специальных клеев, имеющих жидкую консистенцию, или пастообразных клеев-герметиков 7 . Эти материалы более пластичны, чем клеи-шпатлевки. В случае необходимости накладку делают двухслойной или даже многослойной – поверх заплат меньшего размера последовательно устанавливают заплаты большей величины. При ремонте трубок радиатора, заливных горловин или патрубков ремонтируемое место оборачивают стеклотканью, а при ее отсутствии – несколькими слоями бинта (шнура), пропитанного клеем. Трещины большой длины (свыше 10–15 см) требуют применения металлических накладок, закрепляемых на поврежденном месте различными способами, например с помощью винтов-саморезов.
Многочисленные мелкие повреждения, образовавшиеся, например, в результате коррозии и сосредоточенные в одном месте, герметизируют, используя клеи-компаунды («жидкий металл»). Это полимерные композитные материалы на эпоксидной основе, обладающие текучестью, достаточной для заливки мест повреждений.
Один из возможных вариантов ремонта заключается в том, что зачищенное и обезжиренное место повреждения заливают компаундом и выдерживают до его отверждения. Радиатор перед заливкой устанавливают горизонтально на подставку. На нее предварительно укладывают резиновую подкладку, смазанную тонким слоем масла для исключения приклеивания к радиатору.
Трещины в пластмассовых деталях можно устранить с помощью клеев-расплавов – термопластичных материалов, размягчающихся при нагреве и затвердевающих при охлаждении. Технология применения заключается в том, что несколько гранул такого клея помещают на очищенное осушенное место повреждения, а затем прогревают паяльником до растекания и получения ровного слоя.
ПАЙКА И CВАРКА
Пайка латунных деталей осуществляется легкоплавкими припоями, например, ПОССу 25-2, ПОССу 30-0,5 и т.д. Трещины зачищают и запаивают, а пробоины закрывают подходящими заплатами из листовой латуни (например вырезанными из отслужившего радиатора) и опаивают по периметру. Поврежденные трубки запаивают или меняют 8 .
Удаление дефектной трубки или ее частей может осуществляться в следующем порядке:
- внутрь трубки вводят нагретый стержень соответствующего диаметра;
- после размягчения припоя трубку извлекают из бачка вместе со стержнем;
- устанавливают и запаивают новую трубку.
Аргонодуговая электросварка деталей производится с применением в качестве присадочного материала специальной алюминиевой сварочной проволоки, например Св-АК12 или Св-АК10. Такая сварка имеет особенности и проводится в среде инертного газа, так как эти материалы:
- имеют плохую свариваемость из-за образования тугоплавкой окиси алюминия на поверхности деталей;
- при нагреве скачком переходят из твердого состояния в жидкое, минуя пластичное;
- имеют большой коэффициент термического расширения, что при нагреве вызывает деформации и сильные внутренние напряжения, поэтому перед сваркой детали прогревают, а после сварки медленно охлаждают;
- при перегреве свыше 400°С прочность алюминия резко уменьшается и может произойти разрушение даже от небольшого удара.
В зону сварки подается аргон, который надежно защищает расплавленный металл от окисления кислородом воздуха, и сварной шов образуется без пор и раковин.
Сварка пластмассовых бачков выполняется с использованием в качестве присадки кусочков пластмассы, аналогичной по свойствам материалу ремонтируемой детали. Нагрев и расплавление осуществляют направленной струей горячего воздуха или с помощью паяльника. Края трещин предварительно засверливают для предотвращения их дальнейшего развития.
Газодинамическое напыление находит все более широкое применение для тонкостенных деталей из алюминия. В отличие от газопламенного и плазменного напыления, а также сварки этот способ не приводит к перегреву обрабатываемой поверхности. Покрытие толщиной 1,0–1,5 мм получается за счет того, что образующие его специальные порошки разгоняются вместе с горячими газами до сверхзвуковой скорости, направляются на ремонтируемую деталь и наплавляются на ее поверхность.
КОНТРОЛЬ ГЕРМЕТИЧНОСТИ
Результат ремонта определяют, накачивая внутрь радиатора воздух. Как «подручное» средство можно использовать разрезанную пополам камеру от велосипеда с вентилем примерно посередине. Одной стороной ее надевают на входной патрубок, другой стороной – на выходной. Заливную горловину (если она есть) закрывают штатной пробкой, затем через вентиль камеры насосом накачивают воздух до получения избыточного давления. Затем радиатор погружают в воду – при отсутствии выходящих на поверхность пузырьков воздуха он считается герметичным.
Этим же способом обнаруживают места скрытых сквозных повреждений.
Примечания
1 Перспективными в настоящее время считаются особо тонкостенные медные паяные радиаторы.
2 В качестве такого герметика может быть использована сухая горчица в количестве 1-2 столовых ложек, предварительно разведенных в небольшом количестве воды, залитой в систему охлаждения.
3 «Герметики радиатора» отличаются от герметиков «наружного» применения и не имеют общих с ними свойств. Совпадение наименования связано только с их назначением – герметизация системы охлаждения.
4 Некоторые производители рекомендуют использовать свои герметики радиатора в следующем порядке. Сначала сливают охлаждающую жидкость в чистую емкость и заливают воду, в которую добавляют герметик. Через некоторое время работы двигателя, после прекращения течи, воду сливают и снова заливают охлаждающую жидкость.
5 Промышленностью выпускаются специализированные ремонтные наборы для радиаторов, в частности для пластиковых бачков. 6 Это связано с тем, что твердые клеи-шпатлевки в исходном состоянии недостаточно липки. Сцепление с поверхностью (адгезия) вначале невелико, и заглушка, если ее не прижимать несколько минут, может частично, а то и полностью отстать от поверхности.
7 Отличие клея от герметика заключается не в свойствах, а в назначении материалов. Оно в основном определяется тем, что толщина слоя клея может быть 0,05–0,15 мм, а у герметика – свыше 1мм.
8 При повреждении более 10% трубок их меняют целиком.
Источник
Ремонт радиатора охлаждения грузовых автомобилей своими руками
Основная функция радиатора авто — понижение температуры охлаждающей жидкости, которая не дает перегреваться двигателю. Коммерческий грузовик часто работает на износ, а потому поломка этого узла часто случается во время рейса.
О причинах выхода из строя и способах ремонта радиаторов — эта статья.
Причины поломок
Конструкция радиатора состоит из двух резервуаров, которые соединены очень тонкими трубками, необходимыми для циркуляции жидкости. Потоком воздуха, который направляется вентилятором или идет самостоятельно через вентиляционные отверстия, охлаждается корпус узла и жидкость, которая в нем находится.
Распространенные неисправности радиатора и причины их возникновения.
- Утечка охлаждающей жидкости — попадание камней и других “сюрпризов” трассы в систему чаще всего влекут за собой утечку, так как провоцируют разрыв, порез трубопроводов системы. Причиной также может быть коррозия корпуса или ребер радиатора.
- Нарушение теплообмена — забито пространство между пластинами радиатора пылью, мелкой грязью, тополиным пухом, останками насекомых, которые заходят со встречным потоком воздуха. Избавиться от этого помогает промывка радиатора в машине.
- Нарушение циркуляции охлаждающей жидкости — причиной становится образовавшаяся накипь в трубках. Как правило, она появляется, если использовать в системе охлаждения жидкость низкого качества или обычную воду. В данном случае нужна промывка системы.
Протечки в области соединения патрубков становятся причиной испарения и оттока жидкости. Это может привести к поломке системы охлаждения.
Диагностика системы охлаждения
Диагностика должна проводиться при каждом техническом обслуживании. Если пропустить признаки того, что забит или неисправен радиатор охлаждения, то он может стать неремонтопригодным. Кроме того, это потянет за собой более дорогостоящие проблемы — выход из строя двигателя.
Во время диагностики проверяется температура охлаждающей жидкости на различных участках системы охлаждения до и после радиатора, количество и плотность антифриза, показания приборов на приборной панели.
Профессиональное техническое обслуживание
Качественный ремонт радиаторов авто трудно сделать в условиях домашнего гаража. На станциях технического обслуживания есть необходимое оборудование для промывки радиатора под давлением. Оно обеспечивает полное вытеснение старой жидкости вместе с отложениями. При этом не происходит завоздушивание системы и загрязнение окружающей среды.
Если необходимо сделать пайку радиатора грузовика, то тоже лучше обратиться в сервисный центр. Это — сложная работа, требующая опыта.
Способы ремонта радиатора
Ремонт радиаторов грузовиков в некоторых случаях может быть проведен своими руками. Для этого нужно иметь время, опыт, инструменты, охлаждающую жидкость для доливки. Большинство водителей легко устранит небольшую протечку, заменит патрубок и может попытаться промыть радиатор.
Как промыть радиатор
Проверять охлаждающую жидкость на наличие загрязнений нужно каждые 5-7 лет одновременно с заменой антифриза. Прежде чем его слить, нужно дать двигателю остыть, чтобы не обвариться. Если в слитой жидкости нет шлама, то для промывки радиатора достаточно дистиллированной воды. Залейте ее в систему, заведите двигатель на 20 минут, слейте ее и заполните систему новой охлаждающей жидкостью.
Если слитый антифриз мутный или в нем есть ржавчина, накипь, то для промывки радиатора к дистиллированной воде нужно добавить специальное средство в указанных на упаковке пропорциях. После первой операции жидкость нужно слить и минимум 2 раза промыть систему чистой дистиллированной водой.
Как почистить радиатор снаружи в домашних условиях
Избавить радиатор от забившегося тополиного пуха и пыли можно с помощью обыкновенных минимоек. Снимите радиатор с грузовика и струей чистой воды под небольшим давлением промойте его (высокое может испортить соты).
Финальный этап промывки — замена антифриза. При этом из двигателя нужно выпустить воздушные пробки, которые могли появиться в процессе. Откройте крышку радиатора и ненадолго заведите мотор. После того, как система охлаждения запустится, пробку выйдут из нее сами. Теперь долейте антифриз и закройте крышку.
Ремонт патрубка системы охлаждения
Наиболее уязвимый участок патрубка в радиаторе — под хомутом. От постоянных вибраций острый край хомута перетирает его, и в этом месте часто образуются протечки.
Временный выход из ситуации, если она возникла на трассе, — отрезать часть патрубка до пореза и установить патрубок на место. При этом он не должен быть слишком сильно натянут, так как при езде по неровной дороге патрубок может вырвать. Завершающий этап такого ремонта патрубка — поездка в автосервис или самостоятельная его замена на новый.
Где найти запчасти для замены?
В интернет-магазине “Автозуа” всегда можно купить патрубки, радиаторы для грузовиков и охлаждающую жидкость для замены. Большой выбор деталей в наличии для коммерческих автомобилей из Китая, возможность доставки под заказ и покупки в рассрочку делает наш магазин востребованным в профессиональных кругах и среди частных автовладельцев. Вас ждут оригинальные запчасти, профессиональная консультация и оперативная доставка.
Не игнорируйте неисправности радиатора, и Вам не придется вставать на капремонт двигателя!
Источник