- Ремонт рама камаз 55111
- Почему ломаются рамы КамАЗ?
- Конструктивные особенности рамы автомобиля КамАЗ
- Почему ломаются рамы КамАЗ
- Так почему же рамы ломаются?
- Как же отремонтировать раму КамАЗ?
- При ремонте рамы автомобиля КамАЗ достаточно соблюдать логическую последовательность:
- Рама и седельно-сцепное устройство КамАЗ-5320, -55102
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Ремонт рама камаз 55111
KAMA3-4310 (43101). УКАЗАНИЯ ПО РЕМОНТУ РАМЫ
1. Погнутость лонжеронов и поперечин.
2. Трещины в лонжеронах по отверстиям для заклепок крепления кронштейнов задней опоры двигателя (рис. 366, а).
3. Трещины по отверстиям для заклепок крепления к лонжерону кронштейна поперечины номер 3 (рис. 366, б).
4. Трещины задней поперечины по отверстиям для болтов крепления тягово-сцепного устройства (рис. 366, с).
5. Усталостные трещины.
‘6. Ослабление заклепочных соединений.
7. Нарушение геометрии рамы.
ПРАВКА РАМЫ, ЛОНЖЕРОНОВ И ПОПЕРЕЧИН
1. Прогибы и перекосы рамы определяйте наружным
осмотром, а также с помощью линейки, щупа и различных шаблонов, выполненных в виде угольника соответственно конструкции рамы.
2. Правьте раму в холодном состоянии гидравлическими домкратами или струбцинами, как исключение допускается производить правку кувалдой с помощью оправок и поддержек. Поддержка должна быть массивной и плотно прилегать
к поверхности в зоне правки.
3. Если дефект невозможно править на собранной раме, деталь снимите и правьте отдельно.
РЕМОНТ ЛОНЖЕРОНОВ И ПОПЕРЕЧИН С ТРЕЩИНАМИ
Трещины заваривайте в следующем порядке:
1. Места на деталях рамы, имеющие трещины и подлежащие заварке, очистите от краски, грязи, масла и других загрязнений до металлического блеска.
2. Видимый конец трещины определяйте с помощью лупы 4-кратного увеличения..
3. Разделку кромок под сварной шов производите на глубину трещины и на длину, превышающую длину трещины
не менее чем на 20—30 мм с каждой стороны. При разрыве детали на полную толщину металла разделку производите с
одной стороны на глубину 3/4 трещины металла. Разделанные трещины по краям засверлите сверлом 0 5—6 мм. Разделку производите электрошлифовальной машинкой.
4. Несовпадение поверхностей свариваемых кромок допускается не более 0,5 мм.
5. Трещину заварите. Формы и размеры шва выдерживайте в соответствии с требованиями ГОСТ 5264—80. Применяйте электроды типа Э46А ГОСТ 9467—75 с обмазкой УОНИ 13/45 или 13/55. При сквозной трещине заваривайте с двух сторон на медной подкладке I (рис. 367). После проверки шов зачистите, усиление шва после заварки должно быть !—1,5 мм, в месте установки усилительной накладки шов зачистите вровень с основным металлом.
6. Зоны термического влияния упрочите наклепом при помощи молотка до появления мелкой чешуйки, покройте грунтом типа ФЛ и ГФ два раза.
7. На сварной шов наложите усилительную накладку.
8. Усилительную накладку изготавливайте из металла,
применяемого для изготовления лонжеронов, стали 15 Г10Т
ТУ 14-1-2366—73 и 22Г2Т10 ТУ 14-1-2092-77. Накладки вырезайте из деталей выбракованных рам автомобилей КамАЗ. Контуры зачистите и плотно подгоните по месту.
9. Толщина накладки должна быть равна толщине ремонтируемой детали и длиннее трещины на 20—30 мм с каждой стороны. По ширине накладка должна перекрывать трещину не менее чем на 70—80 мм с каждой стороны.
10. Применяйте прямоугольные (рис. 368, а), треугольные (рис. 368, Ь) и ромбовидные (рис. 368, с) по форме накладки.
11. Швы прямоугольных усилительных накладок должны быть только продольные, для треугольных и ромбовидных накладок швы наносите по контуру накладки, начиная с вертикальной стенки в направлении к полкам (рис. 369).
12. Устанавливайте накладку с внутренней стороны ремонтируемой детали, при невозможности такой установки допускается устанавливать накладку снаружи. При установке накладки на трещину с выходом на край детали делайте ее длиннее детали на толщину металла.
13. Устанавливай накладку на трещину, идущую от oтверстия на край детали, перекрывайте край отверстия на 20—
30 мм.
14. После выполнения сварных работ шов зачистите от шлака.
Источник
Почему ломаются рамы КамАЗ?
Конструктивные особенности рамы автомобиля КамАЗ
Рама — основной агрегат автомобиля. К ней крепятся все составные части машины. Рама в сборе с подвеской и мостами на колесах составляет ходовую часть автомобиля. К подвеске относятся рессоры, амортизаторы и резиновые буфера сжатия.
Рама автомобиля КамАЗ состоит из двух продольных балок швеллерного сечения, соединенных между собой семью поперечинами с помощью заклепок и называемых лонжеронами. Продольные балки и поперечины изготавливаются штамповкой из полосовой низколегированной стали толщиной 8 мм.
Почему ломаются рамы КамАЗ
Здесь надо сразу оговорится — изначально рама КамАЗ достаточно крепкая, при правильной эксплуатации и уходе, проблем с ней не возникает.
Так почему же рамы ломаются?
- Начнем с того что на рамы КамАЗ воздействуют динамические нагрузки, передаваемые от дорожного полотна: проезд на скорости стыков, трещин, ям, искусственных неровностей;
- Перегруз автомобиля. Это прямо тренд в России. Очевидно желание заработать, но прежде подумайте к каким последствиям это может привести;
- Неверный выбор скоростного движения. Например, в руководстве по экспуатации ЗИЛ 131 1977 г. указана рекомендованная скорость передвижения: по общим дорогам — не более 50 км/час, по грунтовым — не более 40 км/час. Т.е. чем больше скорость, а так же масса (КамАЗ, как правило, всегда груженый), тем больше динамические нагрузки на автомобиль;
- Неисправные элементы шасси. Да, если есть, например, повреждения рессор, то естественно, ударные нагрузки не амортизируются и приводят к «усталости» металлоконструкции рамы автомобиля;
- Срок эксплуатации так же влияет на возможность поломки рамы.
К счастью, для владельцев КамАЗов есть хорошая новость — рамы достаточно ремонтнопригодны.
Раму можно отремонтировать самостоятельно или воспользоваться услугами нашего сервиса.
Как же отремонтировать раму КамАЗ?
При ремонте рамы автомобиля КамАЗ достаточно соблюдать логическую последовательность:
- Прежде чем приступить непосредственно к ремонту рамы КамАЗ необходимо произвести внешний осмотр и дефектовку мест повреждений рамы;
- Необходимо демонтировать все надстройки, полностью освободить раму;
- Разработать технологию ремонта;
- В случае необходимости произвести дополнительную частичную разборку рамы для удобства ремонта;
- Произвести ремонт металлоконструкции рамы. (раму можно править с нагревом, можно сваривать с строгим соблюдением технологии, заклепочное соединение можно менять на прецизионное болтовое соединение, с использованием высокопрочных болтов);
- Локальные места ремонта после нагрева и использования сварки необходимо защитить, например, подкрасить;
- Произвести сборку рамы в обратной последовательности.
Источник
Рама и седельно-сцепное устройство КамАЗ-5320, -55102
РАМА И СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО
Рама (рис. 197) автомобиля штампованная, клепаная, состоит из двух лонжеронов швеллерного сечения, переменных по длине, соединенных поперечинами. В передней части рама снабжена передним буфером с двумя буксирными вилками.
Рис. 197. Рама автомобиля: 1 — поперечина 1; 2 — кронштейн передней опоры силового агрегата; 3 — поперечина 2; 4 — кронштейн задней опоры двигателя; 5 — лонжерон правый; 6 — кронштейн балки поддерживающей опоры силового агрегата; 7 — поперечина 3; 8 — поперечина 4; 9 — косынка нижняя поперечины 5; 10 — косынка верхняя поперечины 5; 11 — поперечина 5; 12 — поперечина задняя; 13 — раскос задней поперечины; 14 — поперечина 7; 15 — поперечина 6; 16 — прокладка кронштейна балансирной подвески; 17 — лонжерон левый; 18 — задний кронштейн передней подвески; 19 — кронштейн амортизатора; 20 — кронштейн опоры радиатора; 21-кронштейн передний передней подвески; 22 — кронштейн буфера
На задней поперечине рамы автомобилей КамАЗ- 5320, КамАЗ-53212 установлено тягово-сцепное устройство с резиновыми упругими элементами, обеспечивающими двухстороннюю амортизацию. На задней поперечине рамы автомобилей КамАЗ-5410, КамАЗ-54112 и КамАЗ-55111 установлена жесткая буксирная петля без резинового амортизатора, предназначенная для буксирования неисправного автомобиля на короткое расстояние. Пользоваться ею для постоянной буксировки прицепа нельзя.
На автомобилях КАМАЗ-55111, КАМАЗ-53229 тягово-сцепное устройство установлено на задней поперечине рамы, на КАМАЗ-65115 — на надрамнике, закрепленном в задней части рамы.
Автомобили КАМАЗ различных моделей и комплектаций имеют рамы различающиеся: длинной в зависимости от базы; количеством и конструкцией поперечин; усилительными накладками и их конструкцией; кронштейнами и их положением. Отдельные образцы рам представлены на рисунке 198.
Рис. 198. Рамы автомобилей КамаЗ
Лонжероны изготовлены из полосовой низколегированной стали толщиной 8 мм. Максимальное сечение лонжерона 262х80 мм.
Автомобили имеют разную длину рамы в зависимости от базы. Рама автомобиля КамАЗ-53212 имеет усилительные накладки лонжеронов в районе пятой поперечины.
Кронштейны опор силового агрегата, опор кабины и передней подвески соединены с деталями рамы заклепками и болтами с гайками.
Тягово-сцепное устройство (рис. 199) автомобиля состоит из крюка 2, конец которого проходит через отверстия в задней поперечине рамы, имеющей дополнительный усилитель. Конец крюка вставлен в массивный цилиндрический корпус 15, закрытый с одной стороны защитным колпаком, с другой — крышкой 16 корпуса.
Рис. 199. Тягово-сцепное устройство: 1, 17 — масленки; 2 — крюк с грязеотражателем; 3 — ось защелки крюка; 4 — собачка защелки; 5 — ось собачки; 6 — защелка; 7 — гайка; 8 — цепь шплинта замка; 9—упругий элемент; 10—гайка крюка; 11—шплинт; 12 — защитный колпак; 13, 14 — фланцы; 15 — корпус; 16 — крышка корпуса
Резиновый упругий элемент (буфер) 9, смягчающий ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места и при движении по неровной дороге, расположен между двумя фланцами 14 и 13.
На оси 3, проходящей через крюк, установлена защелка, застопоренная собачкой 4, которая не дает возможности дышлу прицепа выйти из зацепления с крюком.
При сборке тягово-сцепного устройства гайку 10 надо завернуть до упора во фланец 13 без приложения дополнительного усилия затяжки. После этого, поворачивая гайку 10, нужно совместить прорези в ней с отверстием на конце крюка 2, а затем установить шплинт. При совмещении отверстий допускается появление осевого перемещения до 0,5 мм.
Во время эксплуатации автомобиля гайку 10 нельзя использовать для регулирования осевого перемещения крюка 2, так как при навертывании гайки увеличивается осевое перемещение крюка.
В случае появления осевого перемещения крюка после длительной эксплуатации автомобиля следует разобрать тягово-сцепное устройство и при необходимости выправить фланцы 13 и 14 и заменить изношенные детали.
При усадке резинового буфера необходимо установить дополнительные кольцевые прокладки между фланцами и резиновым буфером, после чего завернуть гайку, зашплинтовать ее и поставить на место защитный колпак 12.
Для того, чтобы сцепить тягач с прицепом нужно:
— затормозить прицеп стояночной тормозной системой;
— открыть замок буксирного крюка;
— установить дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне буксирного крюка автомобиля;
— осторожно подать автомобиль назад до упора буксирного крюка в сцепную петлю прицепа;
— накинуть сцепную петлю на буксирный крюк и закрыть замок;
— вставить штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля;
— соединить головки шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля;
— соединить прицеп с автомобилем страховочным тросом или цепью;
— открыть разобщительные краны пневмопривода тормозных систем прицепа, установленные на автомобиле (однопроводной или двухпроводной схемы);
— растормозить прицеп стояночной тормозной системой.
Для улучшения маневренности при буксировке прицепа снять с автомобиля задние буферы.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
При ежедневном техническом обслуживании следует проверить внешним осмотром состояние тягово-сцепного устройства. Особое внимание обратить на наличие шплинта защелки.
— проверить свободный осевой ход крюка буксирного прибора, который не должен превышать 0,5 мм;
— смазать с помощью двух пресс-масленок стебель и гайку крюка тягово-сцепного устройства;
— затянуть гайки болтов крепления кронштейнов топливного бака.
— проверить состояние рамы внешним осмотром. Наличие трещин, следов коррозии на полках лонжеронов и поперечин не допускаются;
— проверить наличие всех заклепок, в случае отсутствия — установить болт с гайкой.
РЕМОНТ
При ремонте рамы надо проверить плотность заклепочных соединений, обстукивая головки заклепок молотком. В случае дрожания или смещения головки заклепки под ударами молотка их необходимо срубить и заменить болтовыми соединениями. В полках лонжеронов и поперечин не должно быть трещин.
Проверить состояние окраски рам: удалить коррозию, а места с поврежденной окраской подкрасить.
При ремонте тягово-сцепного устройства нельзя использовать гайку 10 (см. рис. 199) для регулировки осевого хода буксирного крюка, так как заворачивание и отворачивание гайки приводит к увеличению осевого хода крюка. В случае появления осевого хода крюка нужно разобрать тягово-сцепное устройство и при необходимости выправить фланцы 13 и 14 и заменить изношенные детали.
При появлении усадки упругого элемента установить дополнительные кольцевые прокладки между фланцами и упругим элементом, завернуть гайку 10, зашплинтовать ее и поставить на место колпак 12. В случае износа зева крюка до размера более 55 мм крюк заменить.
При сборке устройства следует завернуть гайку 10 до упора во фланец 13 без приложения дополнительного крутящего момента, после чего совместить прорези в гайке с отверстием в конце буксирного крюка и установить шплинт. При совмещении отверстий допускается появление осевого хода до 0,5 мм.
Поверхность сцепной петли прицепа должна быть ровной и гладкой. В случае ремонта износившейся петли наваркой металла петлю тщательно зачистить для придания ей геометрически правильной формы, иначе может произойти заклинивание петли в зеве буксирного крюка и поломка зева при повороте автопоезда.
Не допускается эксплуатация буксирного крюка, имеющего зев диаметром 48 мм, со сцепной петлей, изготовленной из прутка диаметром более 43,9 мм.
Седельно-сцепное устройство (рис. 200) автомобилей-тягачей КамАЗ-5410 и КамАЗ-54112 служит для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи части веса полуприцепа на раму тягача и передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу.
Рис. 200. Седельно-сцепное устройство: 1 — губка левая; 2 — пружина защелки; 3 — защелка; 4 — шток запорного кулака; 5 — пружина запорного кулака; 6- кулак запорный; 7 — губка правая; 8 — ось губки; 9, 14 — масленки; 10 — рычаг управления расцепкой; 11 — ось предохранителя саморасцепки; 12 — предохранитель саморасцепки; 13- кронштейн седла; 15 — ось шарнира; 16- седло; 17 — шпильки запорного кулака
Седельное устройство обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку тягача с полуприцепом. Сцепные шкворни полуприцепа должны иметь диаметр шейки 50,7. 50,9 мм.
Седельное устройство монтируется на кронштейнах седельно-сцепного устройства, которые крепятся к раме автомобиля болтами. На этих кронштейнах закреплены два кронштейна 13 седла с резинометаллическими шарнирами. Седло 16 устанавливается на кронштейнах с помощью двух осей 15, которые предохраняются от осевого перемещения стопорными пластинами с болтами. Седло свободно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается продольный наклон седла. Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый наклон седла.
Сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух сцепных губок 1 и 7, запорного кулака 6 со штоком 4 и пружиной 5, защелки 8 с пружиной 2, рычага 10 управления расцепкой и предохранителя 12 саморасцепки.
Запорный кулак имеет два положения: заднее — губки закрыты, переднее — губки открыты. Шток 4 запорного кулака 6 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем 12 саморасцепки. После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак отводится в переднее положение рычагом 10 управления расцепкой и фиксируется в этом положении защелкой 8. При введении сцепного шкворня в зев губок (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении) последние раскрываются и кулак, освобожденный от фиксации защелки, перемещается и упирается в затылок губок. При дальнейшем перемещении шкворня кулак под действием пружины 5 входит в паз губок и, таким образом обеспечивается надежное их запирание.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
При сервисе 1 проверьте состояние седельносцепного устройства внешним осмотром.
При сервисе 2:
— проверьте состояние и крепление пружин захватов, запорного кулака и пружины седельного устройства внешним осмотром;
— смажьте опорную плиту седельного устройства;
— смажьте седельное устройство через пресс- масленки до выдавливания свежей смазки.
РЕМОНТ
При износе поверхностей губок сцепного механизма, охватывающих шкворень полуприцепа, до размера отверстия 0 54 мм замените их новыми или восстановите наплавкой металла с последующей обработкой до размера 0 50,2. 50,4 мм.
При износе поверхностей запорного кулака в месте захвата кулака с губками сцепного механизма до размера 71,5 мм замените его новым или восстановите наплавкой металла с последующей обработкой до размера 0 73,4. 73,8 мм.
При поломке пружин замените их новыми.
Проверьте целостность сварного шва в местах крепления шпилек запорного кулака с седлом и штока запорного кулака с запорным кулаком. При необходимости произведите сварку, при этом сварной шов не должен выступать над опорной поверхностью седла.
Проверьте крепление предохранителя саморасцепки. При выводе его из положения равновесия в любую сторону он должен возвращаться в исходное положение под действием собственного веса.
ТАБЛИЦА 36
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РАМЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Неисправность | Способ устранения |
Трещины в лонжеронах и поперечинах | Заварите трещины. Перед сваркой трещину нужно разделать, а концы трещины засверлить сверлом 5 мм. После заварки трещины с внутренней стороны лонжерона или поперечины приварить усиливающую полосу толщиной 6. 7 мм, причем швы должны располагаться в продольном направлении |
Погнутость лонжеронов или поперечин | Правьте в холодном состоянии с помощью приспособлений и домкратов |
Ослабление заклепочных соединений | Замените заклепки болтами с гайками и пружинными шайбами |
Износ зева крюка более | Замените крюк |
Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!
Источник