Релейно-контактная аппаратура
Во многих системах автоматического регулирования и управления систем ТГВ переключение отдельных цепей, их замыкание и размыкание выполняется с помощью электромеханических устройств: реле, контакторов, магнитных пускателей, автоматических воздушных выключателей. Автоматическое управление с применением реле, контакторов, магнитных пускателей, а также различных механических переключающих устройств называют релейно-контактным управлением. Замыкание или размыкание электрических цепей происходит в этом случае механическими контактами, которые приводятся в движение теми или иными способами.
Основу аппаратуры релейно-контактного управления составляют реле и контакторы. Применяются также магнитные пускатели – разновидности контакторов, а также автоматические воздушные выключатели – электромеханические устройства для нечастых включений и отключений электрических цепей и защиты их при коротких замыканиях и длительных перегрузках.
Электромагнитное реле – электромеханическое устройство, замыкающее или размыкающее электрические контакты под воздействием управляющего сигнала. Отечественной промышленностью выпускаются различные типы электромагнитных реле, отличающихся по конструкции, назначению и принципу действия.
Электромагнитное реле состоит из сердечника 1 (рис. 2.27), катушки 2, якоря 3, кронштейна 4, замыкающих и размыкающих контактов 5 и 6 и возвратной пружины 7. Выводы 8 катушки реле и контактов 9 и 10 подсоединяются к соответствующим цепям управления. При протекании тока через обмотку 2 сердечник 1 намагничивается и притягивает якорь 3. Механическое движение якоря приводит к замыканию контакта 5 и размыканию контакта 6. В результате происходит замыкание или размыкание электрической цепи. Контакты реле замыкают или размыкают преимущественно цепи управления, где ток не превышает нескольких ампер. На схеме 11 – амортизирующие пружины.
В зависимости от времени срабатывания контактов различают реле мгновенного действия и реле с выдержкой времени. В реле мгновенного действия контакты замыкаются (или размыкаются) практически сразу после поступления напряжения на катушку реле (или после исчезновения напряжения на катушке).
В реле с выдержкой времени контакты замыкаются или размыкаются не сразу после поступления на реле сигнала управления, а с некоторой выдержкой времени. Применение контактов реле с выдержкой времени вызвано практической необходимостью. Реле с выдержкой времени используются, например, при автоматическом управлении пуском асинхронных двигателей с фазным ротором в крановых механизмах, конвейерах и других случаях, где требуется создать выдержку времени, необходимую для работы того или иного механизма.
Рис. 2.27. Конструкция электромагнитного реле
Наиболее простым способом выдержка времени (до 10-12 с) при отпускании реле может быть создана, например введением медной гильзы между обмоткой реле и сердечником. Выдержку времени можно создать и другими способами, например вводя часовой механизм в конструкцию реле. Такие реле называются маятниковыми реле времени.
В некоторых типах реле времени имеется кулачковый распределительный валик, который приводится во вращение электродвигателем небольшой мощности. При вращении валика кулачковым механизмом замыкаются или размыкаются контакты в определённой последовательности через соответствующие промежутки времени. В таких реле выдержка времени может исчисляться от нескольких секунд до нескольких часов. Примером такой конструкции может быть электрический прибор КЭП-12, применяющийся при автоматизации, например вентиляционных установок.
В отдельных случаях электромагнитные реле могут выполнять функцию защиты электроустановок.
Такую функцию выполняют реле максимального тока. Эти реле срабатывают при коротких замыканиях в электрических цепях и настраиваются на ток в обмотке реле, превышающий номинальный в 2-2,5…11 раз.
Для защиты электроустановок при длительных перегрузках применяются реле тепловые. Эти реле, в отличие от электромагнитных, катушек не имеют. В конструкцию теплового реле (рис. 2.28) входит нагревательный элемент (нихромовая пластина или отрезок нихромовой проволоки) 4, включаемый в цепь главного тока, биметаллическая пластина 1, представляющая продольный спай инваровой и стальной пластин, защёлка 2, контактная система 3, основание 6. Если в цепи нагревательного элемента ток длительно превышает номинальный на 20-25 %, то происходит нагревание этого элемента, биметаллическая пластина нагревается и за счёт различного коэффициента линейного расширения инвара и стали изгибается, освобождая защёлку. Контакты 3 под действием пружины 7 размыкаются, в результате происходит отключение электроустановки от питающей сети. После остывания нагревательного элемента и биметаллической пластины контакт теплового реле может быть возвращён в исходное рабочее состояние кнопкой возврата 5.
|
|
Рис. 2.28. Конструкция теплового реле:
а – схема реле; б – условное обозначение контакта теплового реле в электрических схемах
Контактор – электромагнитный аппарат, предназначенный для замыкания и размыкания силовых цепей под нагрузкой. Под силовыми цепями, или цепями главного тока, понимаются цепи силовых потребителей. В таких цепях наблюдаются токи порядка десятков – сотен ампер. Контакторы не имеют принципиальных отличий при сравнении с электромагнитными реле. Контакторы имеют устройства дугогашения и более массивны по сравнению с электромагнитными реле.
Магнитный пускатель – это контактор с встроенными тепловыми реле, применяется для включения силовых цепей (главными контактами) и цепей управления (вспомогательными контактами), а также для автоматической защиты электрических цепей при длительных перегрузках.
Автоматический воздушный выключатель (автомат) – это электромагнитный аппарат не дистанционного действия со встроенными реле максимального тока или тепловыми реле, применяется для включения и отключения электрических цепей и автоматической защиты их при коротких замыканиях и длительных перегрузках.
Источник
Эксплуатация релейно-контактных систем автоматики
При эксплуатации релейно-контактных систем автоматики осуществляют следующие периодические профилактические операции: производят внешний осмотр; проверяют изоляцию аппаратов и проводок; регулируют механическую часть аппаратов; проверяют и настраивают аппараты под током; аппаратуру, пульты, электрошкафы очищают от грязи.
Изоляцию проверяют путем измерения сопротивления и испытания повышенным напряжением промышленной частоты через 2 года после пуска и затем через каждые 3 года. Методика проверки изоляции изложена в разделе электромонтаж .
Осмотр, очистку и регулировку следует производить не реже 2 раз в год. При внешнем осмотре выявляют такие дефекты, как обгорание изоляции, эрозию контактов, ослабление крепления аппаратов и их частей и др. Кроме того, при осмотре отверткой (ключом) подтягивают винты на присоединительных клеммах аппаратов.
Особое внимание следует обращать на состояние контактов и магнитной системы аппарата, так как в процессе эксплуатации приборов поверхности контактов окисляются, а также могут оплавляться или выгорать. Это приводит к увеличению переходного сопротивления, в связи, с чем при прохождении рабочего тока на контакте выделяется избыточное количество теплоты. В этом случае происходит интенсивный разогрев контакта (его сваривание), что может вызвать аварию управляемого объекта.
Для удаления окислов контакты очищают кисточкой, смоченной спиртом или бензином, и затем насухо протирают чистой тряпочкой. Если на контакте вследствие эрозии имеются небольшие язвы, то их зачищают напильником, а затем шлифуют тонкой шкуркой для получения чистой поверхности. Если позволяет конструкция аппарата, обгоревшие контакты заменяют, в противном случае заменяют целиком весь аппарат.
Для предотвращения износа (обгорания) контактов следует проверить, соответствует ли аппарат по коммутирующей способности управляемому току, отрегулировать усилие нажатия контакта, проверить, замыкаются ли контакты одновременно, отрегулировать величину раствора и провала, а также убедиться в отсутствии заеданий в подвижных частях.
Источник
Наладка контактно-релейных аппаратов
Реле являются наиболее ответственными элементами схемы автоматического управления, поэтому от их состояния зависит надежность работы схемы. Наладку реле выполняют по следующей программе:
— внешний осмотр реле;
— проверка сопротивления изоляции токоведущих частей реле;
— проверка сопротивления катушек постоянному току;
— механическая регулировка реле;
— проверка работы реле в реальной схеме.
Проверку реле начинают с внешнего осмотра корпуса, целостности пломб. Наличие заводской пломбы свидетельствует о том, что заводская регулировка не нарушена. При вскрытии крышки обращают внимание на качество уплотнений, защищающих от проникновения в реле пыли. Затем проводят внутренний осмотр реле, проверяют частоту контактов, целостность изоляционных и антикоррозионных покрытий; пинцетом проверяют качество доступных осмотру паек; контролируют затяжку винтов и гаек.
После осмотра, при условии четкой работы механизма реле, включенного от руки, измеряют сопротивление катушек постоянному току омметром или мостом. Результаты измерений сравнивают с паспортными данными катушек.
Сопротивление изоляции токоведущих частей реле определяют при помощи мегомметра на 500 или 1000В. Перед проверкой изоляции все зажимы и клеммы реле очищают от окислов. Обычно измеряемое сопротивление изоляции обмоток реле производят совместно с вторичными цепями, причем перед измерением отключают от схемы твердые выпрямители и конденсаторы во избежание их пробоя. Сопротивление изоляции обмоток реле должно быть не менее 0,5МОм.
Механическая регулировка реле для повышения эксплуатационной надежности срабатывания во всем диапазоне изменяемых уставок. Особое внимание обращают при механической регулировке на устранение заеданий подвижных частей реле при их перемещениях от руки. Для большей надежности механическую регулировку производят вместе с электрической.
Электрическую регулировку производят при помощи реостатов, потенциометров, автотрансформаторов, выпрямителей и измерительных приборов, испытательных схем (рисунок 3.4), которые выбирают по напряжению питания, току или напряжению срабатывания, а также по необходимости точности регулирования.
При использовании схемы автотрансформатора (рис. 3.4,а) или потенциометра (рис. 3.4,б) для настройки малоамперных токовых реле последовательно с обмоткой реле включают добавочное сопротивление, превосходящее в 7…10 раз сопротивление обмотки переменному току. Это необходимо для устранения влияния изменения внутреннего сопротивления реле при перемещении якоря. Потенциометр должен обеспечивать ступени регулирования не более 0,5…1В.
Вопрос
Проверка работы автоматических выключателей и контакторов при пониженном и номинальном напряжении
Значение напряжения срабатывания и количество операций при испытании автоматических выключателей и контакторов многократными включениями и отключениями приведены в табл. 1.8.35.
Испытание контакторов и автоматических выключателей многократными включениями и отключениями
Операция | Напряжение оперативного тока, % номинального | Количество операций |
Включение | 90 | 5 |
Отключение | 80 | 5 |
5. Устройства защитного отключения (УЗО), выключатели дифференциального тока (ВДТ)проверяются в соответствии с указаниями завода-изготовителя.
6. Проверка релейной аппаратуры.Проверка реле защиты, управления, автоматики и сигнализации и других устройств производится в соответствии с действующими инструкциями. Пределы срабатывания реле на рабочих уставках должны соответствовать расчетным данным.
Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 731 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Ревизия и наладка контакторно-релейной аппаратуры
Лабораторная работа № 9
Ревизия и наладка контакторно-релейной аппаратуры
Цель работы : Изучение содержания работ по ревизии и наладке контакторно-релейной аппаратуры, получение практических навыков по их выполнению.
Выполнить ревизию и наладку контакторной системы силовых контакторов (состояние главных контакторов, раствор, провал, начальное и конечное нажатие).
Проверка состояние контактных поверхности главных контакт тов. Контакта должны быть сухими, чистыми, без следов смазки Зачистка контактных поверхностей осуществляется мелкой стеклянной бумагой или бархатным напильником при строгом соблюдении их первоначальной форме. Причем при зачистке удаляются только капли и наплывы до выравнивания поверхности, а не до выведения пятен.
После обработка напильником контакты протирают чистой ветошью. Полировать контакторные поверхности не следует, так как поли-ровка паэт более высокое контактное сопротивление, Замена силовых контакторов из меди производится после уменьшения их толщины на 50% по сравнению с первоначальной. Контакты с накладками меняются при уменьшении толщины на 80-90%, Новые контакты устанавливаются так, чтобы соприкосновение было по линии, суммарная величина которой составляет не менее 75% ширины подвижного контакта, а смешение контактов по ширине не превышало 1мм.
Регулировка величины растворов контактов. Раствором называется кратчайшее расстояние между контакторными поверхностями в отключенном положении контактора (рис.,9.1).Измерение раствора производится линейкой, штангенциркулем или пластиной, одна сторона которой, равная минимальному раствору, должна проходить между контактами, а вторая, равная максимально допустимому раствору не должна проходить. Раствор регулируется изменением длины тяги, соединяющей якорь магнитной системы с подвижным изоляционных валов 1, на котором установлены системы подвижных контактов 2 и должен быть не менее 30 мм.
Регулировка провалов контакторов. Провалом контакторов называется расстояние, на которое может сместиться место касания подвижного контакта 2 с неподвижным 3 из положения полного замыкания, если удалить подвижной контакт 3. Поскольку провал замерить практически невозможно, замеряют зазор «Г», контролирующий провал, т. е. зазор, образующийся между кронштейном 4 и подвижным контактом 2 при замкнутом положении контактор (рис.9.2)
Контроль зазора осуществляется щупами, а регулировка провала винтом 5 , установленным на контактодержателе должен быть не менее 1,5мм
Регулировка начального и конечного нажатия контактов. Начальным нажатием контакта — Рк называется усилие создаваемой контактной пружиной в точке первоначального касания контактов. Для проверки начального нажатая необходимо наметить линию соприкосновения контактов 3 и 2 , разомкнуть контактор открыть якорь проложить полоску бумаги между подвижным контактом 2 и кронштейном 4, наложить на линию соприкосновения петлю каперной ленты и зацепить ее крюком динамометра, оттягивать динамометр по направлению перпендикулярному к плоскости касания контактов, до того момента когда бумагу можно передвинуть. Показания динамометра в этот момент дает величину начального нажатия.
Конечное нажатие — Рк характеризуется усилием прижатия подвижного контакта 2 к неподвижному 3 (силой сжатия контактных пружин) во включенном состоянии при возбужденной катушке контактора. Для проверки необходимо проложить между контактами 2 и 3 полоску бумаги, надеть на подвижный контакт петлю из каперной ленты, затем оттянуть петлю крюков динамометра по направлению перпендикулярному плоскости касания контактов, до тех пор, когда полоску можно передвинуть. Начальное и конечное нажатие регулируется по
наибольшему значению.
Рис.9.1 Регулировка растворов контактора
Рис.9.2 Регулировка провала контактора
Произведенные замеры показывают, что контакторы 1,2 годны к использованию и соответствуют всем требованиям, а контактор 3 необходимо отрегулировать и выставить раствор и провал котактора. Усилие конечного нажатия составило на 1контакторе 5кг., 2 контакторе 10кг., 3 контакторе 15.Пятно контакта равно 30мм., на 20мм., и является годным к использованию.
Вывод: В ходе лабораторной работы были получены практические навыки по выполнению наладочных работ контакторно-релейной аппаратуры. Перед использованием контакторно-релейной аппаратуры необходимо проверить надежность всей системы если есть неполадки то их нужно устранить, так чтобы аппаратура соответствовала всем требованиям эксплуатации.
Источник