- 4.7. Карты ремонта горизонтальных сварных резервуаров
- 4.7. Карты ремонта горизонтальных сварных резервуаров
- Карта 4.7.1
- Метод исправления
- Карта 4.7.2
- Метод исправления
- Карта 4.7.3
- Метод исправления
- Карта 4.7.4
- Метод исправления
- Карта 4.7.5
- Метод исправления
- Карта 4.7.6
- Метод исправления
- Карта 4.7.7
- Метод исправления
- Карта 4.7.8
- Метод исправления
- Карта 4.7.9
- Метод исправления
- Вопрос 5. Общие положения по ремонту резервуаров Виды ремонта резервуаров.
4.7. Карты ремонта горизонтальных сварных резервуаров
4.7. Карты ремонта горизонтальных сварных резервуаров
Карта 4.7.1
Потеря устойчивости (изгиб) элементов внутренних колец жесткости и опорных диафрагм с частью стенки (вмятина).
Метод исправления
1. Удаляют дефектные элементы кольца жесткости или опорной диафрагмы.
2. Выправляют (вырезают) вмятины на станке.
3. Подгоняют и заменяют элементы кольца жесткости или опорной диафрагмы новыми элементами сечением на менее проектных.
4. Трещины в сварных соединениях колец жесткости и опорных диафрагм исправляют путем вырубки всего шва и наложения нового сечением не меньше проектного.
5. Разрушенные фасонки удаляют и заменяют новыми с наложением проектных швов.
6. Подогнанные элементы кольца жесткости или опорных диафрагм устанавливают и сваривают между собой. Высоту швов принимают по проекту.
Карта 4.7.2
Осадка одной из опор (резервуар установлен на две опоры).
Метод исправления
1. Резервуар освобождают от нефтепродукта.
2. Отсоединяют подводящие трубопроводы.
3. У осевшей опоры резервуар поднимают (поддомкрачивают) выше проектной отметки и устанавливают на временную опору.
4. На седло опоры укладывают слой бетона марки 100 (с учетом уклона) до требуемой высоты с выравниванием верхней части по шаблону.
5. Бетон выдерживают до нарастания 70 % прочности.
6. Резервуар устанавливают на опору и подсоединяют трубопроводы.
Примечание. Вместо бетона допускается укладка на седло опоры полосовых металлических подкладок.
Карта 4.7.3
Осадка одной или нескольких опор (резервуар установлен на нескольких опорах).
Метод исправления
1. Резервуар освобождают от нефтепродукта и выдерживают в течение 24 ч.
2. На седле осевших опор подбивают бетон марки 100 и выдерживают до нарастания 70 % прочности бетона.
Примечание. Вместо бетона допускается установка на поверхность седла сплошных полосовые металлических подкладок.
Карта 4.7.4
Отпотина А в сварном соединении в основном листе Б стенки или днища резервуара или цепочка пор В в сварном соединении.
Метод исправления
1. Одиночную отпотину в стыковом соединении или основном листе высверливают и заваривают с двух сторон, в нахлесточном — вырубают (выплавляют) и заваривают.
2. Цепочку пор вырубают (выплавляют) более участка дефекта на 60 мм. Стыковые соединения сваривают с двух сторон, нахлесточные — с наружной стороны.
3. Герметичность отремонтированных участков проверяют вакуум-методом или керосином.
Карта 4.7.5
Продольная трещина А сквозная или несквозная в нахлесточном соединении стенки Б резервуара без выхода на основной металл.
Метод исправления
1. Расчищают дефектное место, выявляют границы трещины.
2. Вырубают (выплавляют) участок сварного соединения больше дефектного места на 50 мм в каждую сторону.
3. Сварку осуществляют с наружной стороны, при необходимости выполняют подварку внутренних прерывистых швов.
4. Герметичность отремонтированного участка проверяют вакуум-методом или керосином.
Карта 4.7.6
Продольная трещина А сквозная или несквозная в нахлесточном сварном соединении стенки резервуара с выходом на основной металл.
Метод исправления
1. Расчищают дефектное место, выявляют границу трещины.
2. Конец трещины на основном металле засверливают сверлом диаметром 6 мм. Участок сварного соединения вырубают (выплавляют) больше дефектного места на 50 мм в каждую сторону. На основном металле дефектный участок вырубают до засверленного отверстия с зазором между кромками 2 ± 1 мм.
3. Места нахлеста сваривают с наружной стороны, а на основном металле — с двух сторон. При необходимости осуществляют подварку внутренних прерывистых швов.
4. Герметичность отремонтированного участка проверяют вакуум-методом или керосином.
Карта 4.7.7
Продольная трещина А (сквозная или несквозная) в стыковом сварном соединении стенки или днища резервуара с выходом или без выхода на основной металл Б или трещина в пересечении сварных соединений.
Метод исправления
1. Расчищают дефектное место, выявляют границы трещины и концы ее В засверливают сверлом диаметром 6—8 мм.
2. Дефектные участки шва между засверленными отверстиями вырубают (выплавляют) с зазором между кромками 2 ± 1 мм.
3. Сварку выполняют с двух сторон электродами диаметром 3— 4 мм или на технологической подкладке.
4. Герметичность отремонтированных участков контролируют вакуум-методом, при помощи керосина или другими способами.
Карта 4.7.8
Трещина А по стыку или основному металлу уторного уголка Б без выхода на основной металл с листа первого пояса стенки резервуара В и окрайку днища Г.
Метод исправления
1. Вырезают уторный уголок Б длиной не менее 500 мм симметрично в обе стороны от трещины.
2. Осуществляют сварку стенки резервуара В в месте выреза с окрайкой днища Г тавровым швом.
3. Приваривают торцы уторного уголка Б к стенке резервуара В и окрайке днища Г. Направление сварки указано стрелками.
Карта 4.7.9
Потеря устойчивости обвязочного уголка в узле сопряжения стенки с днищем.
Метод исправления
1. Устанавливают границы дефектного места.
2. Вырезают обвязочный уголок А вместе с деформированными местами стенки Б и днища В размерами больше дефектного места.
3. Подгоняют встык новый элемент Г обвязочного уголка и сваривают.
4. Подгоняют встык новые вставки стенки и днища и сваривают с двух сторон.
5. Вставки стенки приваривают к обвязочному уголку с двух сторон сплошными швами, днища — с наружной стороны сплошным швом, а с внутренней — прерывистым.
6. Герметичность отремонтированного участка проверяют вакуум-методом или керосином.
© 2007–2021 «ХК «Газовик». Все права защищены.
Использование материалов сайта без разрешения владельца запрещено и будет преследоваться по закону.
Источник
Вопрос 5. Общие положения по ремонту резервуаров Виды ремонта резервуаров.
Техническое обслуживание и ремонт резервуаров осуществляются по графику, утвержденному руководителем (техническим руководителем) организации.
Оборудование резервуаров подвергается профилактическим осмотрам:
—дыхательные клапаны периодически осматриваются в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года и не реже одного раза в десять дней при отрицательной температуре окружающего воздуха; в зимний период необходимо также регулярно очищать их от инея и льда, не допуская уменьшения зазора между тарелкой и стенкой корпуса клапана;
—ежесменно (ежедневно), производится осмотр ответственными работниками АЗС сливного оборудования, технологических колодцев резервуаров с целью выявления разгерметизации соединений, восстановления окраски, очистки от мусора.
Каждый раз при пользовании, но не реже одного раза в месяц
В соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года, и не реже одного раза в неделю при температуре наружного воздух ниже нуля.
Не реже одного раза в месяц при положительной температуре наружного воздуха, и не реже двух раз в месяц при температуре ниже нуля
Прибор для замера уровня
В соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже одного раза в месяц Заземляющее устройство
Внешний осмотр не реже одного раза в месяц
Не реже одного раза в месяц
Не реже одного раза в месяц
Прокладка крышки горловины
Одни раз в три года
Результаты ремонтов и устраненные неисправности отмечаются в журнале учета ремонта оборудования и паспортах резервуаров.
Для защиты резервуаров от коррозии рекомендуется предусматривать пассивные или активные методы защиты и их комбинации:
1. нанесение лакокрасочных и металлизационных покрытий;
2. применение электрохимической катодной защиты;
3. использование ингибиторов коррозии.
Все подвижные и неподвижные соединения резервуара герметично уплотняются. Сообщение с атмосферой внутреннего пространства резервуара осуществляется через дыхательный клапан. Проверка герметичности газового пространства резервуаров совмещается с проверками срабатывания дыхательной арматуры.
Для поддержания резервуаров в исправном состоянии и предотвращения аварий проводятся следующие плановые работы( техническое обслуживание):
ежедневное техническое обслуживание (ТО);
ремонт резервуаров и их оборудования;
зачистка резервуаров от воды, грязи и ржавчины.
Особое внимание при ежедневном техническом обслуживании уделяется состоянию сварных швов и запорной арматуры. При появлении трещин и отпотин в сварных швах или в основном металле резервуар немедленно опорожняется и ремонтируется. Замеченные недостатки при проведении профилактического обслуживания устраняются на месте Оборудование резервуаров должно подвергаться осмотрам по графику ТО и ППР, разработанному в соответствии со сроками эксплуатационных осмотров. Результаты осмотров регистрируются в журнале ремонтов оборудования.
Резервуары, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодическому обследованию и дефектоскопии для определения их технического состояния. Очередность, сроки проведения обследований, а также объем работ по проверке технического состояния резервуара регламентируются Руководством по обследованию резервуаров.
Сроки проведения обследования резервуаров
Вид хранимого нефтепродукта
Срок эксплуатации резервуара
Полное обследование с выводом из эксплуатации
Частичное обследование без вывода из эксплуатации
Виды ремонта резервуаров
В соответствии с требованиями руководящих документов различают следующие виды ремонта резервуаров:
а) текущий — работы осуществляются без освобождения резервуара от нефти и нефтепродуктов (ремонт кровли, верхних поясов стенки с применением эпоксидных соединений; ремонт оборудования, расположенного с наружной стороны резервуара, и т. п.);
б) средний — работы, связанные с зачисткой, дегазацией резервуара с соблюдением правил техники безопасности и пожарной безопасности (установка отдельных металлических накладок с применением сварочных работ; ремонт трещин и швов, ремонт или замена оборудования);
в) капитальный — работы, предусмотренные средним ремонтом, и работы по частичной или полной замене дефектных частей стенки, днища, покрытия, плавающей крыши (понтона) и оборудования.
Подготовительные работы к ремонту
Ремонт резервуаров с огневыми работами разрешается проводить только после полной очистки резервуара от остатков нефтепродуктов, дегазации его, при обеспечении пожарной безопасности рядом расположенных резервуаров (освобождение от нефти и нефтепродуктов соседних резервуаров с надежной герметизацией их, уборка разлитого продукта с засыпкой песком замазученных мест, надежная герметизация канализации, отглушение всех коммуникаций и т. п.) и наличии письменного разрешения главного инженера предприятия, согласованного с пожарной охраной.
Очистку резервуаров от остатков нефтепродуктов должны выполнять рабочие, прошедшие медицинское освидетельствование, в установленном порядке под руководством инженерно-технических работников. Ответственный за подготовку должен руководствоваться специально разработанными инструкциями по очистке и дегазации резервуара, утвержденными главным инженером.
Концентрацию паров углеводородов внутри резервуара, освобожденного от жидкого продукта, следует снизить до значения, меньшего нижнего предела взрыва-емости, используя систему естественной и принудительной вентиляции.
Наилучший способ очистки резервуаров большого объема от тяжелых остатков отложений, которые могут содержать значительные количества легких углеводородов и создавать реальную угрозу взрыва и пожара, — промывка их моющими растворами типа МЛ, подаваемыми специальными моечными машинками струями под напором 0,8—1,2 кПа. Одновременно с промывкой резервуара от тяжелых остатков происходит и его дегазация.
Моечная машинка должна надежно заземляться, а струи очищающей жидкости для уменьшения силы удара и разбрызгивания нужно направлять под небольшим углом к поверхности.
Если на днище резервуара остается часть продукта, то резервуар необходимо заполнить водой выше уровня задвижки и всплывший продукт откачать.
Пропарку резервуаров небольшого объема следует вести при одном открытом верхнем люке. Во время пропаривания внутри резервуара поддерживается температура около 60—70 °С.
Пар следует направлять через нижний люк по шлангу, выходное отверстие которого должно быть расположено на расстоянии 1/4 диаметра резервуара по направлению к центру последнего. Металлические наконечники резиновых шлангов и паропроводы заземляют для отвода зарядов статического электричества. Наконечники шлангов изготовляют из цветного металла.
Очистка резервуаров от остатков сернистых нефтепродуктов с пирофорными осадками проводится в соответствии с инструкцией по борьбе с пирофорными соединениями при эксплуатации и ремонте нефтезаводского оборудования.
Перед началом работ по очистке, осмотру и ремонту рабочие проходят инструктаж о правилах безопасного ведения работ и методах оказания первой помощи при несчастных случаях.Ремонт выполняют в соответствии с требованиями настоящего Руководства. В каждом конкретном случае необходимо выбрать и уточнить метод ремонта дефектного места.
Выбранный метод ремонта должен быть утвержден главным инженером (директором) предприятия, эксплуатирующего резервуары.
Ремонты проводят по графикам, периодичность которых не должна превышать нормативных сроков и должна учитывать периодичность технических обследований резервуаров.
Ремонтные работы должны организовываться и проводиться в строгом соответствии с действующим руководящим документом на проведение ремонта.
Руководство нефтепредприятия, на территории которого необходимо провести ремонт оборудования оформляет следующие документы:
-заявку на ремонт с приложением перечня ремонтных работ;
-технологическую карту на проведение ремонта, выполняемую в соответствии с типовыми технологическими картами с учетом специфики местных условий;
-наряд-допуск на проведение газоопасных работ при подготовке оборудования к ремонту;
-акт на проведение ремонта.
К выполнению подготовительных и ремонтных работ допускается бригада, члены которой прошли соответствующий инструктаж. Проведение инструктажа должно быть отмечено в акте на проведение ремонта
Готовность оборудования к ремонту, включая принятие необходимых мер безопасности, подтверждается закрытием наряда-допуска на проведение работ, подписанного как ответственным за подготовку к ремонту, так и ответственным за проведение собственно ремонта.
Руководитель нефтепредприятия издает приказ с указанием руководителя работ и ответственных лиц, выделенных для проведения ремонта. Приказ должен быть согласован с инженером по охране труда. Назначенный приказом руководитель работ несет ответственность за дисциплину и организацию контроля качества ремонтных работ.
Во избежание поражения электрическим током электронагреватели для подогрева должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.00.0-75.
Ремонтные работы на высоте и в заглублениях необходимо проводить в соответствии с требованиями СНиП Ш-42-80.
После окончания ремонта в акт на проведение ремонта вносятся данные о качестве ремонта и возможности дальнейшей эксплуатации оборудования. Акт подписывается исполнителями работ и утверждается руководителем предприятия. В штатном журнале учета ремонтных работ делается соответствующая запись.
Периодичность каждого вида ремонта устанавливают в зависимости от фактической скорости износа элементов конструкций с учетом особенностей эксплуатации в соответствии с результатами технических обследований резервуаров.
При ремонте резервуаров предусматриваются следующие работы (типовая схема):
-обеспечение ремонтных работ необходимыми материалами, оборудованием, инструментом, приспособлениями и др.;
-освобождение резервуара от нефтепродукта и зачистка;
-дегазация (промывка, пропарка, вентиляция);
-обследование и дефектоскопия с выдачей технического заключения о состоянии резервуара;
-составление дефектной ведомости;
-разработка проекта производства работ;
-исправление осадок (кренов), укрепление оснований, фундаментов;
-замена изношенных элементов;
-устранение дефектов с применением огневых работ и без их применения;
-испытание на прочность и герметичность в соответствии с требованиями настоящих Правил;
-работы по нанесению защитных антикоррозионных покрытий;
-составление и оформление документации на ремонт и испытание резервуара.
Работы по ремонту резервуаров проводятся с соблюдением действующих правил техники безопасности. Рабочие, выполняющие ремонтные работы, проходят техническое обучение по выполняемой работе, а так же обучение правилам безопасного ведения работ.
Оборудование, механизмы и материалы для проведения капитального ремонта
При проведении капитального ремонта может быть применено следующее оборудование, приспособления и инструмент:
-грузоподъемные механизмы (лебедки, краны, домкраты, тельферы);
-такелажное оборудование и оснастка;
-устройства и приспособления для работы на высоте (инвентарные строительные леса, подмости, струнные леса, навешиваемые и прикрепляемые на крыше резервуара, люльки, стремянки и др.);
-оборудование и инструмент для резки металла, сварных соединений;
-сварочное оборудование и инструмент для выполнения сварочных работ (ручная электродуговая сварка, сварка полуавтоматами и др.);
-строительное оборудование для производства работ по устранению осадок резервуара, укреплению и уплотнению оснований и фундаментов;
-вспомогательные монтажные приспособления и инструмент (клинья, скобы, тросы, стяжки, талрепы, молотки, кувалды и др.);
-материалы (швеллеры, уголки, тавровые и двутавровые балки и другая сортаментная сталь);
-приспособления и приборы для проведения испытаний на прочность и герметичность (вакуумкамеры, насосы, манометры);
-средства индивидуальной защиты и спецодежда.
Для ремонта резервуаров следует применять приспособления и инструмент, выпускаемые серийно промышленностью и имеющие заводскую маркировку. Целесообразно применять наиболее прогрессивное, технологичное оборудование, обеспечивающее высокую производительность ведения ремонтно-монтажных работ и значительно снижающее долю ручного труда.
Грузоподъемные механизмы, такелажное оборудование и оснастка должны подвергаться техническим освидетельствованиям в сроки, устанавливаемые инструкциями и ведомственными службами Госгортехнадзора. Сроки и даты проверки, допустимые нагрузки, грузоподъемность указываются на регистрационных табличках, установленных на соответствующем оборудовании и механизмах.
Для ремонта и замены дефектных участков стенки, окраек днища, несущих конструкций покрытия и колец жесткости, кровли резервуаров (в том числе повышенного давления), понтонов и плавающих крыш резервуаров, эксплуатируемых в районах с различной расчетной температурой наружного воздуха, в зависимости от объема резервуаров рекомендуется применять соответствующие марки сталей.
Марки сталей для ремонта конструкций резервуаров
Для ремонта стенки и днища горизонтальных сварных резервуаров следует применять сталь марки ВСтЗспЗ по ГОСТ 380—71.
Для ремонта стенки и днища резервуаров вместимостью 3 и 5 м 3 , а также для колец жесткости, треугольных опорных диафрагм и стяжных хомутов резервуаров всех вместимостей в районах с расчетной температурой до —30°С допускается применение стали марки Ст3кп2 по ГОСТ 380—71.
Для ремонта центральной части и коробов понтонов (плавающих крыш) применяется сталь марки ВСтЗпс6 ГОСТ 380—71.
Для ремонта трубчатых опорных стоек понтонов применяется сталь марки Ст20пс по ГОСТ 1050—74.
Примечания: 1. Допускается применение других сварочных материалов, обеспечивающих свойства сварочного соединения не ниже свойств основного металла.
2. Допускается применение электродов типа Э-42 для сварки элементов покрытия, кровли, центральной стойки, лестниц, площадок, ограждений и др.
Для ремонта и устранения дефектов с применением эпоксидных составов должны применяться следующие материалы:
а) эпоксидная смола ЭД-20 по ГОСТ 10587—84;
б) смола низкомолекулярная полиамидная Л-20 по ТУ 6-05-1123—74;
в) полиэтиленполиамин по ТУ 6-02-594—80;
Таким образом, В настоящее время выход из стоя оборудования ,а именно резервуаров, стало обычным явлением. Это вызвано рядом причин , одной из основных причин выхода из строя нефтегазового оборудования на объектах добычи, подготовки, транспорта, переработки и хранения нефти является коррозия металла. На сегодняшний день основным способом повышения срока службы нефтепромыслового оборудования, емкостей хранения и оборудования нефти, трубопроводов является использование высокоэффективных изолирующих защитных покрытий, применение различных видов ремонта резервуаров. Существуют следующие виды ремонта резервуаров: текущий, капительный, средний, каждый из которых имеет свои особенности проведения:
а)текущий — работы осуществляются без освобождения резервуара от нефти и нефтепродуктов;
б) средний — работы, связанные с зачисткой, дегазацией резервуара с соблюдением правил техники безопасности и пожарной безопасности);
в) капитальный — работы, предусмотренные средним ремонтом, и работы по частичной или полной замене дефектных частей стенки, днища, покрытия, плавающей крыши (понтона) и оборудования.
Источник